в чем заключается развитие ребенка как субъекта
Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
Евгения Тончавина
Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
Ребенок дошкольного возраста наиболее полно развивается в детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.
В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность.
Субъект — это носитель активности.
Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту.
Следовательно, позиция субъекта деятельности характеризуется отсутствием жёстких стереотипов осуществления деятельности, творческими проявлениями, обусловленными возможностью выбора путей и средств достижения цели.
Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно,становятся: ценностное отношение к деятельности (эта деятельность имеет для человека особое значение, избирательная направленность (что это такое); инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.
Как показывают исследования педагогов Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. Н. Сомковой О. В. Солнцевой и др., субъектная позиция ребенка в деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение (интеграцию) дошкольника в этот мир и возможность творить в нем. Такая возможность определяется психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста.
Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника. Важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка.
Это годы оформляющегося образа «Я», когда сравнение Своего Я и Другого Я занимает значительное место в складывающейся шкале ценностей ребенка. (как получился рисунок у меня и как у других, что нравится мне и что Оле, во что хочу поиграть я и во что другие дети). Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения.
Вместе с тем, мы уже говорили, что уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная.
Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем.
В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник —это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.
Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.
И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:
• интерес к деятельности;
• избирательное отношение к разным видам деятельности;
• инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
• самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.
Т. о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.
С опорой на концепцию Л. С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения.
Переход от неосознанного поведения к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность
. Модель развития ребенка как субъекта поведения по Л. С. Выготскому осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту
. Ведущие психические процессы как механизмы развития ребенка как субъекта поведения:
в раннем возрасте – восприятие;
в дошкольном возрасте – память;
— к концу дошкольного детства (7 лет) – мышление
.Исходя из концепции Д. Б. Эльконина, можно выделить
основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:
1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения;
2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);
3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности;
5 лет – ребенок субъект общественной деятельности;
6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания). Однако, проявления субъектности дошкольниками будут различны в разных видах деятельности.
Но всегда ли дошкольник может освоить (и соответственно, занять) СП (субъектную позицию) в деятельности?
Нет, для этого требуются определенные условия организации педагогического процесса.
Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии, реализации определенных педагогических условий и в первую очередь, «развертывании перед ребенком» палитры разнообразной детской деятельности».
Другое важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации.
Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству.
Т. О. освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.
Современные исследователи отмечают, что воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на основе следующих позиций его участников:
Все представленные модели имеют место в реальном педагогическом процессе ДОУ, а их использование зависит от необходимости решения разнообразных воспитательно-образовательных задач. В связи с этим в современных работах рассматриваются различные формы организации процесса обучения, связанные с данными позиционнымимоделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:
1. Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.
2. Передача информации от детей взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.
3. Равноправный поиск взрослыми и детьми, как субъектами деятельности, решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, СанПиН для дошкольных учреждений в настоящее время в дошкольном образовании смещен акцент с учебных занятий на совместную деятельность ребенка и взрослого, отказ от жесткого регламентирования.
В организации и осуществлении образовательной деятельности необходимо обязательно применять методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с детьми в рамках третьей (субъект-субъектной) модели посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций, привлечения детей к активному участию в совместной со взрослым работе, развития навыков самооценки и самоконтроля.
Эффективными приемами развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта деятельности являются:
• использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить его);
• использование интерактивных и компьютерных игр;
• придумывание новых игр и упражнений совместно с детьми и использование их в работе;
• привлечение детей к оценке результатов своей работы, достижений и затруднений;
развитие навыков самооценки и самоконтроля.
Овладение детьми позицией субъекта деятельности
позицией субъекта
Самостоятельно ставит цели, задачи
Самостоятельно находит пути решения задач и достижения цели
Самостоятельно планирует свою деятельность
Овладевает способом деятельности и переносит его в другую ситуацию
Достигает результата, владеет элементарными навыками самоконтроля и самооценки
Использование модели «субъект-субъектных» отношений с детьми позволит повысить качество результатов образовательной деятельности,а именно:
• субъектныйподход обеспечит развитие личностных качеств ребенка: самостоятельности, инициативности.
• Повысится уровень освоения детьми образовательной программы.
• Повысится уровень удовлетворенности родителей.
Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе осуществления экологических проектов 1 слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.
«Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через экологические проекты» С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю,.
Формирование исследовательских умений в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. Жизнь и техника ускоряются, и в условиях поступления со всех сторон огромного.
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями В последние годы, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стала значимой. Статистика показывает, что новое поколение.
Конспект НОД по познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Сюрпризы для Деда Мороза» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №65 Кировского района Конспект Непрерывной непосредственно.
Организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Н. А. Зайцева Методика Н. Зайцева «Обучение счету, чтению, письму» в нашем детском саду используют более 15 лет. Данная технология в полной мере реализует.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции продуктивной и познавательной деятельности Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Ребёнок отражает в своём творчестве окружающий мир, природу, свои.
Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста» Цель: выработать алгоритм развития познавательной сферы детей. Задачи: 1. Создать психологический настрой на совместную деятельность. 2.
Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста» Цель: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания восприятия, мышления, воображения и памяти. Задачи: 1.
В чем заключается развитие ребенка как субъекта
© ООО Издательство «Питер», 2014
У вас в руках учебник, посвященный вопросам дошкольной педагогики и методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Это не первый и, конечно же, не последний учебник, посвященный проблемам развития и воспитания растущего человека в самый важный период его становления, который определяет характер всей его последующей жизнедеятельности, – период дошкольного детства!
Дошкольное детство — уникальный, самоценный период становления личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий.
Дошкольное детство – целостный феномен, основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни. Мир детей, мир детства традиционно привлекает внимание ученых и практиков, исследующих закономерности развития и становления ребенка, разрабатывающих подходы к его воспитанию.
Ребенок – уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность. Его субъектность и самобытность проявляются в желаниях, интересах, потребностях, избирательном отношении к миру и людям, в конфликтах и противоречиях с самим собой и другими, в самостоятельности и творчестве в доступных видах деятельности.
Ребенок дошкольного возраста развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, привнося в нее элементы своей субкультуры, становясь субъектом разных видов деятельности. Дошкольник транслирует наш взрослый мир со всеми его достоинствами и недостатками. Это не просто отражение – это активная работа чувства и ума, осмысление мощного информационного потока, переживание всего того, что он видит и слышит вокруг себя.
Помочь ребенку открыть мир для себя и себя – миру призваны взрослые, в том числе взрослые, имеющие такую непростую и такую замечательную профессию – педагог!
Современный этап может быть охарактеризован как время инноваций и перемен, модернизации отечественного образования и его интеграции в мировое образовательное пространство. Это период быстрой смены условий и требований системы, время гибких, адаптивных, инициативных и творческих педагогов.
Вузы России перешли на уровневую модель подготовки специалистов для системы образования – бакалавров и магистров, реализуя новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Это, несомненно, инновационный этап в развитии высшего профессионального педагогического образования в нашей стране.
Профессиональная деятельность современного педагога дошкольного образования – деятельность, ориентированная на целостное развитие и воспитание ребенка в педагогическом процессе, – требует особого, нового качества подготовки педагога.
Инновационность данной системы подготовки определяется:
• во-первых, обеспечением условий непрерывности образования, возможности построения профессиональной карьеры на основе получения образовательных степеней – бакалавра и магистра;
• во-вторых, обеспечением единства целевого, содержательного и технологического компонентов образовательного процесса, ориентированных на качество подготовки, показателем которого становится профессиональная компетентность будущего педагога.
Компетентностный подход к анализу профессиональной деятельности и в целом образованности человека становится ведущим в современной социальной системе.
Замысел нашего учебника основан на логике компетентностного подхода, предполагающего формирование у будущих педагогов педагогической компетентности как готовности к решению ведущих групп задач профессиональной деятельности: диагностических, проектировочных, задач самообразования, задач взаимодействия с субъектами педагогического процесса.
Нам кажется, что круг читателей нашего учебника может быть широк.
Конечно, чтение потребует от вас начальной педагогической образованности, а главное – желания размышлять над вопросами, которые поднимаются на страницах учебника.
При этом наш читатель – тот:
• кому интересны проблемы развития и воспитания ребенка дошкольного возраста;
• кто хотел бы помогать растущему человеку открывать мир вокруг себя;
• кто помогает другому освоить такую непростую, но прекрасную профессию педагога!
Нам кажется, что качественная новизна предлагаемого учебника определяется следующими причинами.
Во-первых, это ориентация или даже центрация на самоценности периода детства в развитии человека, на уникальности детской культуры и субкультуры. В связи с этим в основу учебника положена разработанная авторами концепция развития ребенка как субъекта детской деятельности и поведения, впервые даются характеристики ценностных ориентаций, интересов, размышлений современного дошкольника – ребенка XXI века.
Во-вторых, это признание того, что современный детский сад – это уникальное образовательное учреждение нового типа, совершенно непохожее на детский сад еще десятилетней давности. В условиях модернизации дошкольного образования, принятия Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вариативности программ и типов дошкольных учреждений все острее встает необходимость решения проблемы целостного развития ребенка в вариативном пространстве форм, средств и способов организации его воспитания, обучения, образования. На страницах учебника мы попытались разработать подход к организации целостного развития детей в условиях педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Наш учебник базируется на следующих принципах.
Принцип фундаментальности. Именно этот принцип определил логику изложения материала и подчинил ее логике развития педагогической науки на современном этапе. Поэтому вам предлагается многоаспектный анализ разных (философских, психологических, педагогических, методических) основ процесса воспитания, обучения, образования детей дошкольного возраста.
Принцип гуманизации. Мы хотим сориентировать наших читателей в поликонцептуальном пространстве современного научно-педагогического знания, сопоставить различные теории, концепции, системы. Поэтому мы отвергаем догматический подход изложения точки зрения авторов как единственно верный и приглашаем вас к дискуссии.
Принцип активизации индивидуального личностно-профессионального потенциала читателя и права на самообразование. Наше пособие выполняет не только информационную, но и образовательную функцию, что позволяет осуществлять самодиагностику и диагностику качества образовательных результатов в процессе выполнения разного рода заданий, тестов, ответов на вопросы.
Учебник построен по модульному принципу и включает два модуля.
1. Дошкольная педагогика (8 кредитов), в котором раскрываются теоретические основы дошкольной педагогики, вопросы организации системы дошкольного образования в России и за рубежом, подходы к организации воспитания и обучения ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
2. Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста (12 кредитов). Здесь рассматриваются целевые, содержательные и технологические аспекты физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития и воспитания детей; методические вопросы проектирования педагогического процесса.
Проблемные вопросы, интегративные задания позволят студентам и преподавателям осуществлять контроль и самоконтроль качества профессиональной подготовки.
Содержание учебника ориентировано на формирование следующих компетенций студентов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование»:
• готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
Доклад на тему «Развитие ребёнка как субъекта отношений между людьми, миром, собой»
Калитвенская средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
методическое объединение учителей начальных классов
«Развитие ребёнка как субъекта отношений
между людьми, миром, собой»
Подготовила учитель Груцинова Е. А.
1. Обмен педагогическим опытом
« Развитие ребёнка как субъекта своей жизнедеятельности»
Если произвести анализ исторического пути развития начальной школы, то становится очевидным, что, цели как компонент методической системы менее всего подвергались изменениям и корректировкам. Они оставались практически неизменными со времён первых народных школ, когда в результате обучения, ребёнок должен был приобрести умения и навыки чтения, письма, счёта, ориентировки в окружающем мире. Такая приоритетная цель начального обучения была оправдана, так как значительная часть населения на этом завершало своё образование.
Переход школы на семилетнее образование внес корректировку в цели обучения, определив их как гармоническое развитие личности школьника. Но эти цели не были подвержены соответствующим изменениям в содержании и методах обучения, остались на декларативном уровне. Массовая школа продолжала работать по старинке, делая основной упор на формирование предметных знаний-умений-навыков.
Сейчас абсолютно очевидно, что начальная школа должна реализовать следующие приоритетные цели:
— Целостное гармоничное развитие личности, т.е. развитие ребёнка, как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее:
формирование учебной самостоятельности – желание и умение учиться в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого ребёнка.
— Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
До недавнего времени ребенок в педагогике рассматривался как объект педагогического воздействия. В личностно-ориентированной парадигме образования ребенок рассматривается как субъект.
То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни.
В настоящее время большинством педагогов признана периодизация, основанная на выделении возрастных особенностей.
Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и социального развития.
Для педагогики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста.
Но меняются не только его объективные взаимоотношения с ними, но также и его собственное, субъективное отношение к окружающим.
В тоже время ребенок живет, взрослеет в конкретном пространстве, в определенное время и сталкивается с конкретными условиями жизни, вырабатывает к ним субъективное (личностное) отношение.
Субъектность человека проявляется в его витальности (жизненности), деятельности, общении, самосознании.
Развитие ребёнка-дошкольника представляет собой изначально творческий процесс, сущностью и смыслом которого является порождение в ребенке субъекта и овладение им собственной субъектностью.
В настоящее время проведено ряд исследований доказывающих возможность становления субъективности дошкольника в разных видах деятельности. В каждом возрастном периоде выделяется характерный тип деятельности, который обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности на данной стадии ее развития. Анализ исследований позволяет выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:
2 год- ребенок как субъект предметной деятельности;
одновременно он выступает и субъектом поисковой деятельности.
7-10 лет – ребенок субъект учебной деятельности, общения,
отношения с людьми.
Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту детской деятельности, как личности, стремящейся к самоопределению и самореализации.
Воспитание и развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется в процессе накопления им социокультурного опыта, который включает:
— опыт эмоциональных отношений к миру и культуре;
— опыт знаний о мире, природе, обществе;
— опыт умения взаимодействовать с миром;
Переход ребенка в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми.
Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, существенно изменяющее характер его поведения, открывающее новые возможности развития его познания и сознания, его способностей, личности.
С приходом ребенка в школу игра постепенно теряет главную роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место.
Младший школьник — это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых. Это готовность к новым обязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения.
В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л. С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку не действовать непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.
Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
— качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
— рефлексия, анализ, внутренний план действий;
— развитие нового познавательного отношения к действительности;
— ориентация на группу сверстников.
Для характеристики младшего школьного возраста как качественно своеобразного этапа детского развития представляют интерес подходы зарубежных психологов к пониманию сущности данного возраста, его предназначения и возможностей.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы.
Младший школьный возраст является сенситивным для:
— формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
— развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
— раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
— развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
— становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
— усвоения социальных норм, нравственного развития;
— развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.
Правда, забегая вперед, можно сказать, что большинство этих позитивных достижений (в первую очередь тех, которые с особенной заботой культивируются взрослыми в детях этого возраста: организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению и пр.) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Но без них сама эта перестройка носила бы качественно иной характер, поскольку не имела бы необходимых оснований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения . В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Появление новых требований к поведению в классе, появление требований к его учебной деятельности – учиться, выполнять задания вместе со всем классом, готовить дома уроки, быть внимательным к объяснениям учителя меняет его самочувствие и становится мощным фактором, влияющем на его переживания.
В течение младшего школьного возраста на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего опыт реализации себя в этом мире, чему немало способствует приобретение нового, уже «взрослого» статуса. Изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях ребенка на данном возрастном этапе. Для младшего школьного возраста как периода позитивных изменений и преобразований важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте он не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенности в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сенситивного периода) будет значительно труднее.
Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя таким образом:
— открыт педагогическому взаимодействию с учителем, принимает его как старшего друга, доброжелательного наставника;
— принимает цели воспитания, организованные учителем, как свои, значимые для себя;
— проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совместной деятельности и общении;
— открыто выражает свое личностное достоинство, стремится отстаивать свои взгляды и убеждения.
В реальной жизни современного школьника одновременно сосуществуют различные, часто конкурирующие между собой деятельности:
учебная, игровая, трудовая, общение и др. Они отличаются затрачиваемой энергией, требуют различных временных затрат.
Школа формирует у своих воспитанников картину мира (физического, органического, социального), необходимую им для ориентации в нем, а также развивает у них качества, позволяющие ребёнку на определенном уровне реализовать себя как субъекта]: учебной, трудовой, исследовательской, управленческой, художественно-эстетической деятельностей; гражданских (правовых) отношений; национальных отношений; семейных отношений; общения; самопознания; саморазвития; здорового образа жизни;
отношений с природой (экологических отношений).
Опыт работы участников МО по развитию ребёнка как субъекта…
Игра «Цветик-семицветик» (обобщение опыта)
Уже в начальной школе у ребенка закладываются основы для формирования его собственного мировоззрения.
Целостность мировоззрения обеспечивают:
ценностное отношение к Себе;
к Делу (личному и общественному);
то есть осознании «что он есть», «как он есть», «зачем он есть».
Процесс взросления, который в педагогике чаще всего определяют как развитие, является сложным и противоречивым.
Задача школы, педагогов – помочь растущей личности осознать себя в разнообразных ситуациях жизни и конкретной деятельности.
Как школа может стимулировать достижение этой цели?
Игра « Умные мысли – в «гармошку»
Школа позволяет каждому ребёнку:
— овладеть умением ставить перед собой цели,
— формулировать вопросы и задачи предстоящей деятельности,
— оценивать возможные последствия совершаемого действия;
–анализировать (осознавать) свою деятельность, т.е. соотносить ее результаты с поставленными целями,
— определять причины ее успешности (не успешности), выявлять, что мешало (помогало) ее выполнению, каковы возможные продолжения этой деятельности;
–осознавать себя как отличного от всех других «Я»;
–осознавать себя как «мастера» (что я умею делать так, как все остальные, что я делаю лучше других, что я делаю хуже других);
–уметь высказать свое мнение по поводу общего дела;
–уметь принимать иную точку зрения как имеющую право на существование;
– уметь находить свое место в любых формах групповой работы или игры.
2. Методическая копилка
« Ребёнок как субъект воспитательного процесса».
искусством, а не ремеслом, –
в этом корень учительского дела.
Смысл воспитания состоит в решении гуманитарных задач. Основная цель данного процесса приобщить субъект воспитания, то есть ребенка к культурным и социальным ценностям того общества, к которому он принадлежит.
Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая. Поэтому обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному развитию чувств и воли человека. К.Д.Ушинский
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.
Активность, самостоятельность, инициативность становятся ведущими. Данные качества помогают в самоорганизации, саморегуляции личности, становлении самосознания: в умении рационально действовать и принимать целесообразные решения в нестандартных ситуациях.
Воспитание призвано обучить ребенка самоанализу, самостоятельной оценки своего поведения и действий других людей, рефлексии.
Воспитание – это, прежде всего формирование личности ребенка как творца своей жизни и линии судьбы. Оно готовит человека к разнообразной деятельности, вырабатывает ее психологические и социальные предпосылки.
Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления.
Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность ребёнка формируются через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
XXI век признан ЮНЕСКО веком приоритета личности, а потому, вся сущность воспитания должна быть направлена именно на личность ученика, на его социализацию, на формирование позитивной «Я – концепции»
Нравственно-позитивное воспитание младших школьников является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно
Поэтому нельзя не согласиться с В.Г.Белинским: « Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное».
Психолог А.З.Рахимов считает, что после ухода во взрослую жизнь все «науки», которым мы учили их в детском возрасте — забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело – этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве овладеть законами нравственности.
— Какую роль вы отводите в своей работе нравственному воспитанию?
Сегодня особенно нужна активная работа разума ребенка, его души. Нужны особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс освоения нравственных принципов не стал кратковременным и поверхностным, а был глубоким, осмысленным и долговременным.
Приобщение ребёнка с раннего детства к этической культуре должно вылиться в процесс активного познания и усвоения ребёнком общечеловеческих ценностей, который построен на тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения, приоритетности подхода к ребёнку, как субъекту воспитания. Во главу воспитательного процесса учитель ставит личность. Именно личности в нашей системе нравственно-этического воспитания отводится значимая роль.
Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений между ним и значимыми взрослыми, между ним и детьми разных национальностей, которые живут рядом с ним. У ребенка развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за свои поступки, взаимопомощь).
-Как вы организуете работу между детьми разных национальностей?
Как помочь маленьким людям с радостью встречать новый день, научить их уважать себя, дружить, сотрудничать, достигать успеха? Как научить ребенка выбирать, как помочь ему «вписаться» в общество, не нарушая при этом собственное самосознание?
Если ребенку не помочь увидеть ценность позитивного взгляда на жизнь, в обществе появится на одного пессимиста больше. Необходимо обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой», развивать представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке..
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Можно с уверенностью сказать, что школа дает общее образование, очень важное и значимое, немалую роль в развитии личности, раскрытии его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственном воспитании играет дополнительное образование во внеурочной деятельности.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
.. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Наши педагоги, изучая все лучшее, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность.
Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.
В школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это наша малая Родина, наш народ и его история, семья, труд, искусство, религия, природа. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: любовь к своей малой Родине, милосердие, помощь ближнему, ценность знания, забота о здоровье, уважение к родителям, уважение к труду, творчество и созидание.
Еще В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».
Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце.
Хочу закончить свое выступление словами Сухомлинского
«Нравственное воспитание детей – это мудрое ограничение. Ребенок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя, надо»
Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом должны быть нашим жизненным кредо.
Понятие “субъект” является особой категорией, описывающей человека как источник познания и преобразования действительности. Эта категория отражает активное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Субъект учебной (и любой другой) деятельности – человек, обладающий способностью сознательной саморегуляции и саморазвития в этой деятельности.
Для выпускника начальной школы субъектность – это способность «учить себя, осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития», т.е. сформированность комплекса умений: самоцелеполагания, самопрогнозирования, самоорганизация, самоконтроля, самооценки, самокоррекции, самоанализа.
Таким образом, становление субъектности ученика связано с формированием у него компонентов учебной деятельности.
Центральная задача младшей школы — формирование «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности.
Полноценная учебная деятельность включает умения:
— выделять и удерживать учебную задачу;
— самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
— адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;
— владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;
— использовать законы логического мышления;
— владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими;
— уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;
— иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.
В условиях качественно новой образовательной ситуации – ориентации на субъект – субъектные отношения участников учебной деятельности – проблема развития младшего школьника как субъекта стала одной из главных задач образования.
Часто задумываемся над такой проблемой: хочется ли ребёнку брать от учителя готовые знания без усилий? И, как многие учителя, отвечаю: “нет, не хочется”. Именно на таких уроках нашим детям становится скучно и неинтересно. Ребята начинают отвлекаться, теряют интерес к учению. Вот почему на уроках нужно вовлекать детей в учебную деятельность, чтобы ребёнок мог сам участвовать в добывании знаний, т.е становился субъектом учебной деятельности.
И мы с вами, уважаемые коллеги, учим наших учеников реальным видам деятельности, которыми они должны будут овладеть к концу начальной школы. Учителя должны стать «новыми». Как же нам обновиться? Я думаю, мы должны пересмотреть свои принципы и методы обучения и оставить те из них, которые помогут нам учить детей учиться.
Умение учиться сводится к овладению учащимися общеучебными умениями, среди которых следует выделить:
Умения организовать свою деятельность;
Умения результативно мыслить;
Умения общаться, взаимодействовать с людьми.
— Значит, мы должны перейти от школы «памяти» к «школе саморазвития».
Ведущим фактором развития является деятельность.
Что же такое деятельность?
В свободной энциклопедии Википидия я прочитала:
«Де́ятельность (активность) — процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели..
Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять.
Значит, прежде всего на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
“… должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
Т.е. учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьников к самостоятельному принятию решения. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика. Это в целом ведёт к формированию УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.
Эпиграфом к современному обучению может служить
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты не попал,
И по какой распутице
Дорога та, что сам искал
Вовек не позабудется.
На примере данного стихотворения можно сопоставить традиционный и современный урок.
Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС второго поколения)
Урок современного типа
1. Мотивация к учебной деятельности
Настрой учащихся на работу.
2.Ученики сами вспоминают знания, которые им пригодятся на уроке.
2. Сообщение темы и цели учителем.
Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания.
3. Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели.
Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели.
4. Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности).
Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы).
5. Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы.
Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).
6. Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию.
Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.
7. Оценка деятельности.
Осуществляет учитель за работу на уроке.
Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).
Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили.
Работа в группах «Плюсы и минусы традиционного урока»
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Попробуем разобраться в положительных и отрицательных сторонах традиционного урока.
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, глубоких знаний. Нельзя обойтись без привычки к дисциплине и порядку в голове на традиционном уроке.
Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т.к. большую часть урока проводит сам учитель.
Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.
Надоедает одно и то же, жалко «сильных учеников», т.к. «низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда.
Организация традиционного урока проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.
Скука на уроке снижает мотивацию к учению, снижается интерес к предмету, снижается успеваемость.
Меньше тратиться времени при подготовке к уроку, т.к. готовится чаще всего учитель.
Репродуктивные методы преподавания не отвечают современным требованиям общества
Недовольство родителей преподаванием в школе.
Учащиеся не отвечают современным требованиям, им труднее найти себя в жизни, они не умеют учиться и не умеют брать на себя ответственность.
Мы видим, что примерно одинаковое количество положительных и отрицательных сторон традиционного урока. Так может и не надо ничего менять?
Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним одну мудрость: «Очень умный человек учится на ошибках других, просто умный – на своих, а дурак не учится ни на чьих». Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится все больше. Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности. Таким образом применяя деятельностный подход, можно формировать умения, которые способствуют развитию младших школьников как субъекта учебной деятельности.
В тоже время ребенок живет, взрослеет в конкретном пространстве, в определенное время и сталкивается с конкретными условиями жизни, вырабатывает к ним субъективное (личностное ) отношение.
Л.Н.Толстой определил этот период жизни(младший школьник) как «особое состояние души» растущей личности. Каким будет это состояние, в решающей мере зависит от атмосферы школы, ее психологического климата.
Атмосфера школы –это характер взаимоотношений между учителями и учащимися, школьников между собой, преобладающий тон общественного настроения, условия и особенности учебно-познавательной, трудовой и досуговой деятельности в данном коллективе
Общеобразовательную школу заканчивают все. В социальном опыте
человека она играет незаменимую роль. Для каждого из своих учащихся школа является первым естественным «полигоном» радостей и разочарований, успехов и неудач.
Почему общеобразовательная школа не всегда становится местом, где дети могут открыто выражать свои мысли, основанные на их жизненном опыте и наблюдениях? При каких условиях школа является для ребенка необходимым институтом его развития, взросления?
Важную роль в поддержании этой атмосферы играет класс как первичная ячейка ученического коллектива школы. В классе школьник больше всего занят учебной деятельностью, которая является объективно значимой для развития его личности. Влияние классного коллектива на каждого из учащихся определяется характером отношений, которые складываются между соучениками.
Вера соучеников в силы каждого из одноклассников, в возможности класса увеличивает энергетику ребенка, воспитывает заинтересованное отношение к школе, учебной деятельности. Столь же важным для благоприятного развития ребенка является чувство его защищенности, уверенности в том, что ни один член коллектива не может быть обижен, унижен в своем человеческом достоинстве.
А.С.Макаренко подчеркивал, что идея защищенности должна украшать стиль жизни каждого коллектива.
Благоприятное влияние на растущую личность самый совершенный классный коллектив оказывает лишь тогда, когда ребенок занимает в нем достойную позицию.
На положение ребенка в системе коллективных отношений в классе влияет позиция взрослых: учителей, руководителей кружков, секций, студий. В связи с этим высокий уровень личностного развития педагога приобретают в современной школе особую значимость
Анкетирование педагогов (ответы «да» или «нет»)
1. Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
2. Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
3. Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
4. Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
5. Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
6. Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
7. Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
Таким образом, создание учителем условий для развития субъектности школьников связано с развитием его профессионализма.
Технологическая культура учителя – что она включает в себя?
Технологическая культура современного педагога включает:
–умение создавать условия для осознанного и ответственного выбора детьми целей, содержания и методов своих действий;
– способность организовать групповую деятельность, обеспечивая в ней субъектную позицию каждому ребенку;
– передачи определенных воспитательных функций органам самоуправления;
– владение технологиями совместного планирования в той или иной в учебно-познавательной, трудовой, игровой и общественно-полезной деятельности;
постижения ее личной значимости, коллективной рефлексии;
– умение создавать и поддерживать атмосферу взаимного уважения, доверительного общения и открытости (критике, чужому опыту, нововведениям);
– реализацию в своем профессиональном поведении разнообразных педагогических позиций: защитника, опекуна, старшего друга, консультанта, эксперта, исповедника и др.;
–умение формировать у детей ценностное отношение ко времени жизни как значимому фактору самовоспитания, саморазвития и самореализации;
– осуществление педагогической поддержки ребенка в процессе осознания им своих потребностей, интересов, проблем;
–владение технологиями обучения целеполаганию, самоанализу, организации времени жизни, продуктивному разрешению конфликтов, проблемных ситуаций, преодолению комплекса неудачника.
Одной из приоритетных проблем современного общего образования является проблема личностного развития школьника.
Обучение выполняет свою роль в том случае, если в центре его внимания стоит ученик как развивающаяся личность.
Социально-педагогическая характеристика школьников как субъектов образовательного процесса
Содержательная характеристика учащихся как субъекта учения
Перспективные для личностного развития
позиции в образовательном
Опережают ровесников по общему развитию; легко схватывают, впитывают информацию, готовы к неожиданным ассоциациям, смекалисты, находчивы
Ассистенты по различным
Высокая информированность, готовность поделиться знаниями с другими, хорошая память
Ассистент по определенному предмету, консультант
Хорошо усваивают всю информацию из самых разных областей, «живые справочники»
Участие в КВН, олимпиады, конкурсы, «Что, где, когда»и др.
Хорошо усваивают информацию только в интересующей их сфере знаний (биология,
Участие в предметных
Огромные фактические знания, которые они
усваивают, не находят применения в учебной деятельности
Одарены в какой-либо сфере практической
деятельности, с «золотыми руками», для
них характерен интерес, удовольствие, радость, настойчивость в деятельности
Осознает свои творческие возможности, стремится к их реализации
Создание условий для
демонстрации их достижений
Самостоятельная реакция на общественные
события, интерес к общественной деятельности
жизни в классе, школе
Удовольствие от активной общественной деятельности
и общественной жизни
Заниженная самооценка, растерянность в
собственного достоинства, успеха в
Утверждает себя в подчеркнуто отрицательных формах поведения
Индивидуальная и коллективная работа,
направленная на обесценивание деструктивной
Какой должна быть школа, в которой ребенок нуждается, в которой сможет найти ответы на все свои вопросы, и которая не обманет его ожиданий?
Чему должна научить школа?
Школа, заботящаяся о благополучии своих учащихся должна научить их:
1.Умению и желанию учиться (в т.ч. самостоятельно).
2. Социально – психологической компетентности.
3. Слушать и слышать.
4. Говорить и выступать.
5. Грамотно задавать вопросы.
6. Доказывать свою точку зрения, убеждать, спорить.
7. Ставить адекватные цели и достигать их.
8. Эффективно заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни.
9. Владеть своими чувствами, состояниями.
11.Любить и быть любимым и др.
Рефлексия участников семинара. Игра «Ассоциация»
На нашем семинаре часто звучит слово «развитие». Это является одним из показателей современного урока.
Задание: подобрать слова, сочетание слов к словосочетанию «современный урок». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие».