в чем заключается разница между понятием конфиденциальная информация и тайна
Конфиденциальные сведения и ноу-хау: вводим режим коммерческой тайны в организации
Что такое ноу-хау?
Конфиденциальная и иная ценная информация компании в России защищается как специальный объект интеллектуальной собственности – секрет производства (ноу-хау). Пункт 1 ст. 1465 Гражданского кодекса признает секретом производства (ноу-хау) любые сведения (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности. Но для этого ноу-хау должно отвечать следующим требованиям:
Что дает бизнесу ноу-хау?
Надеемся, что секреты вашей компании уже приносят вам доходы, иначе бы вы не заинтересовались их защитой и не начали читать этот материал. Здесь мы сосредоточимся на дополнительных выгодах, которые дает правовая защита ноу-хау.
Во-первых, снижение рисков от человеческого фактора. Если в компании никак не защищаются секреты производства, то любой работник или третье лицо, получивший доступ к вашим секретам может безнаказанно разгласить их компаниям-конкурентам, либо распространить их в отношении широкого круга лиц, и привлечь его к ответственности за такое разглашение будет невозможно. Максимум, что можете сделать вы как работодатель в данных ситуациях – лишить работника поощрительных выплат и предпринять попытку уволить его, тем самым защитив свою будущую интеллектуальную собственность. Но такие способы защиты уже не восстановят коммерческую ценность разглашенных секретов, и не позволят вам взыскать компенсацию с работникам в денежном (или ином) эквиваленте. Напротив, введение ноу-хау позволит привлекать таких недобросовестных работников и других лиц к ответственности, в том числе взыскивать с них компенсации. Риск вместе с работой и деловой репутацией потерять несколько миллионов рублей останавливает готового к проступку работника, а знание, что защищенный секрет будет сложно реализовать без последствий для покупателя, вовсе отваживает от недобросовестных поступков.
Во-вторых, имущественный актив. Ноу-хау является нематериальным активом компании, который имеет стоимость и вносится на бухгалтерский баланс как нематериальный актив и ценен уже в силу его наличия. Например, у вас есть уникальная технология или даже просто клиентская база. Оформив их надлежащим образом в качестве объектов ноу-хау, вы повышаете стоимость своей компании в соответствии со стоимостью этих объектов. Сколько стоит ноу-хау? Это зависит от его коммерческой применимости и конкурентных преимуществ, которые предоставляет ноу-хау. Оценка может производиться гибко, с учетом специфики конкретного объекта правовой охраны.
В-третьих, оптимизация налогообложения. Как имущественный нематериальный актив, поставленный на бухгалтерский баланс, ноу-хау позволяет оптимизировать налоги посредством, например, амортизации (приказ Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007).
В-четвертых, легальный дополнительный источник доходов. Ноу-хау можно совершено легально передать иному лицу по договору отчуждения или предоставить его использование по лицензии (франшизе), тогда как незащищенные секреты реализовать указанными выше способами можно только вне правового поля с соответствующими рисками.
В-пятых, широта охвата предметов защиты. Помимо ноу-хау, интеллектуальная собственность бывает разная: товарные знаки, патенты, селекционные достижения, объекты авторского права. Однако их недостаток не только в том, что нужно разглашать их коммерческую сущность при регистрации в уполномоченных органах или организациях, но и в том, что круг сведений, охраняющихся в качестве ноу-хау, значительно шире, чем круг сведений, которые могут охраняться другими объектами интеллектуальной собственности. Если у вас есть информация, и вы не обязаны ее разгласить по закону, то вы можете обеспечить ее защиту как ноу-хау в тех пределах, представляющихся вам достаточными и необходимыми. Так можно защитить незапатентованное изобретение, клиентскую базу, технологии работы, рецепты, формулы, маркетинговые стратегии на интересующих рынках и другие виды информации.
Наконец, озвученные выгоды внедряются быстро, не требуют больших вложений и действуют бессрочно. Срок правовой охраны ноу-хау не ограничен. По сути, его правовая охрана длится до тех пор, пока составляющие его сведения не перестали быть конфиденциальными. Не существует государственной регистрации ноу-хау, поэтому введение режима коммерческой тайны, необходимый для защиты ноу-хау, можно осуществить даже за один день, в отличие, например, от изобретения и полезной модели, которые патентуются не один год и разглашают при регистрации. Введение режима коммерческой тайны в организации – это пакет документов и комплекс технических мер, не требующие больших материальных затрат.
Как защитить ноу-хау режимом коммерческой тайны?
Первое – ввести режим коммерческой тайны в организации:
Второе – поддерживать режим коммерческой тайны на уровне документооборота:
Третье – фиксировать факты:
Четвертое – контролировать соблюдение конфиденциальности информации:
при помощи технических мер – расширенный список мер, которые максимизируют эффективность:
организационные меры: введение функций контроля в должностные обязанности руководителей, контролеров, ревизоров, аудиторов, системных администраторов, работников служб безопасности.
Судебная практика показывает, что ненадлежащее введение режима коммерческой тайны (постановление Суда по интеллектуальным правам от 16 ноября 2017 г. по делу № А33-28905/2016) или неприемлемая фиксация юридически значимых фактов (апелляционное определение Московского городского суда от 18 сентября 2013 г. № 11-28840, определение Московского городского суда от 16 декабря 2014 г. № 33-40501/2014) является основанием для отказа в привлечении работника, разгласившего секретные сведения, к какой-либо ответственности. Будьте внимательны к соблюдению всех четырех пунктов, перечисленных выше.
Любой бизнес нуждается в комплексной защите, особенно в защите коммерчески важной и конфиденциальной информации от разглашения ее сотрудниками компании. В обратном случае компания может потерять всю ценную и конкурентно важную информацию, если ее сотрудник решит эту информацию украсть или использовать в новой компании, куда будет трудоустраиваться в будущем. Для того чтобы защитить секретную информацию необходимо оформить потенциально прибыльные сведения в виде такого результата интеллектуальной деятельности, как ноу-хау и ввести в отношении него режим коммерческой тайны. Введение режима коммерческой тайны в организации обусловлено практической целью – созданием нематериального имущественного объекта, который будет являться активом компании, а также защита от разглашения данных сведений, которая влечет за собой крупные конкурентные, а следовательно и финансовые потери.
О том, какие практические действия предпринять, если работник все же нарушил режим коммерческой тайны, поговорим в следующей колонке.
Отличие коммерческой тайны от конфиденциальной информации
Понятие конфиденциальной информации
Расшифровку понятия «конфиденциальная информация» можно найти в нескольких нормативных актах (например):
1. По ст. 2 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ — это определенные сведения, которые не подлежат без согласия их обладателя передаче и распространению лицом, получившим к ней доступ.
2. По п. 2 Регламента обмена электронными документами, утвержденного приказом ФНС России от 12.12.2006 № САЭ-З-13848@, — это требующая защиты информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с:
3. По ст. 2 утратившего силу закона «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 № 85-ФЗ — это документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, к конфиденциальной относится информация, доступ к которой ограничен законом.
Расшифровка термина «коммерческая тайна»
Сведения, составляющие коммерческую тайну, расшифровываются:
Для понимания специфичности термина «коммерческие сведения» важна детализация понятия «коммерческая тайна» (п. 1 ст. 3 закона № 98-ФЗ). Под коммерческой тайной понимается специальный режим конфиденциальности, позволяющий обладателю коммерческих сведений:
Таким образом, термин «коммерческая тайна» относится к информации:
О важных финансовых показателях деятельности фирмы и их применении для финанализа узнайте из статьи «Основные финансовые коэффициенты и формулы их расчета».
РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
За разглашение коммерческой тайны для работника установлена дисциплинарная, материальная и даже уголовная ответственность. Но для этого должен быть выполнен ряд условий, в частности. Изучите материал, получив пробный демо-доступ к системе К+. Это бесплатно.
Сходство конфиденциальной информации с составляющими коммерческую тайну сведениями
Оба вида информации:
1. Являются важнейшим нематериальным ресурсом (активом).
2. Стали в современном мире товаром, продукцией, предметом труда и объектом услуг.
3. Обладают следующими основными свойствами (в идеале):
Оба вида информации объединяет такое свойство с негативным оттенком, как уязвимость, выражающаяся в возможности нарушения:
В связи с этим можно выделить еще один, объединяющий рассматриваемые понятия признак, — возможность применения для защиты секретных коммерческих сведений и конфиденциальной информации одинаковых способов защиты (алгоритмов снижения ее уязвимости). Среди таких мер охранно-защитного характера можно назвать:
О значении прогнозирования в управленческом учете — см. материал «Планирование в управленческом учете — как это проходит?».
Основное отличие сведений конфиденциального характера от секретной коммерческой информации
Исходя из расшифрованных в предыдущих разделах терминов конфиденциальной информации и коммерческой тайны, можно сформулировать их основное отличие:
Дополнительную информацию о видах конфиденциальной информации получите из статьи «Чем отличается служебная тайна от профессиональной?».
О других отличиях рассматриваемых понятий узнайте из следующего раздела.
Дополнительный отличительный признак конфиденциальных и секретных коммерческих сведений
Другим признаком, отличающим относимые в разряд коммерческой тайны сведения от конфиденциальной информации, является применяемый способ классификации информации:
При составлении списка секретных коммерческих сведений учитывается:
В каком документе закрепляется «секретный» перечень, расскажем в следующем разделе.
На нашем портале вы узнаете о различиях используемых большинством налогоплательщиков смежных понятий — см. материалы:
Положение о коммерческой тайне на предприятии и работе с документами конфиденциального характера
Регулирование всех вопросов, связанных с порядком работы и алгоритмами защиты информации, может осуществляться с помощью отдельного локального документа —положения о коммерческой тайне, инструкции по работе с конфиденциальной информацией и др.
Его структура и содержание не регламентируется законом, поэтому каждый хозяйствующий субъект оформляет подобный документ самостоятельно, с учетом требований рассмотренных в нашем материале нормативных документов.
Среди основных разделов такого документа могут присутствовать следующие:
1. Организационный (расшифровка целей и оснований разработки документа, детализация терминов и определений).
2. Основной, содержащий описание:
3. Заключительный (порядок ознакомления сотрудников с документом, схема введения его в действие, а также процедуры его корректировки и отмены).
Найти готовый документ вы можете на нашем сайте — см. материал «Положение о коммерческой тайне — образец 2021 года».
Итоги
Сведения, составляющие коммерческую тайну, являются составной частью объемного массива конфиденциальной информации наряду со сведениями из разряда служебной, профессиональной тайны и др.
Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Президентом РФ в Указе № 188, а перечень составляющих коммерческую тайну сведений каждый хозяйствующий субъект составляет самостоятельно (за исключением общедоступной информации, засекречивание которой запрещено законом). В него входит наиболее ценная для ее собственника информация, приносящая ему пользу и прибыль.
Чем отличается служебная тайна от профессиональной?
Служебная и профессиональная тайна — две разновидности конфиденциальных сведений, доступ к которым законодательно ограничен. О сходствах и различиях этих информационных групп пойдет речь в нашем материале.
Определение служебной и профессиональной тайны: отличие и сходство
В указе Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188 приведены определения служебной и профессиональной тайны:
Из указанных определений можно сделать 2 обобщенных вывода:
Понять, чем отличается служебная тайна от профессиональной, поможет детальное изучение признаков каждого вида сведений.
Что необходимо знать налогоплательщику о правильном применении понятия «признак» — см. в материалах:
Признаки и виды сведений, составляющих профессиональную тайну
Сведения, относимые к профессиональной тайне, имеют 3 основных признака:
Многообразие видов информации из разряда профессиональной тайны продиктовано разнообразием профессиональной деятельности, в процессе которой должностные лица определенной профессии становятся обладателями «секретной» информации.
Сведения, составляющие отдельные виды профессиональной тайны, представлены в таблице:
Вид профессиональной деятельности
Сведения, составляющие профессиональную тайну
К врачебной тайне относятся сведения (ст. 13 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ):
К адвокатской тайне относят любые связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю (ст. 8 закона об адвокатской деятельности в РФ от 31.05.2002 № 63-ФЗ);
Услуги почтовой и телефонной связи
К тайне связи относится передаваемая по сетям электросвязи и сетям почтовой связи информация (ст. 63 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ):
Таким образом, к профессиональной тайне относится информация:
Характеристика сведений, относимых к служебной тайне, и порядок работы с ними
Понятие «служебная тайна» тоже характеризуется 3 отличительными признаками:
Расшифровка понятия «служебная информация ограниченного распространения» (СИОР) представлена в п. 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией (утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233). СИОР — это сведения:
Исходя из содержания п. 1.5 Положения № 1233 можно определить несколько этапов подготовительно-организационного характера, помогающих сформировать работу с СИОР:
Определение категорий служащих госорганов, наделяемых полномочиями относить сведения в группу СИОР
обеспечение защиты СИОР
Организует работу на каждом этапе руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции.
Например, в инструкции о порядке обращения с СИОР в Минобразования и науки РФ (утв. приказом от 30.12.2010 № 2233) установлено следующее:
1. Относить сведения к СИОР, снимать отметку «Для служебного пользования» (с документов, необоснованно отнесенных подчиненными им должностными лицами к СИОР) вправе:
2. Вносить предложения по отнесению разрабатываемых или действующих документов к СИОР имеют право директор Административного департамента и начальник отдела защиты гос. тайны.
3. Допускаются к СИОР работники министерства на основании решения руководителя подразделения, оформленного по установленной инструкцией форме, с которым работники знакомятся под расписку.
4. Создание информации, относящейся к СИОР, возможно только на специально выделенном автоматизированном рабочем месте с закрытым доступом в общую информационную систему министерства.
5. Предусмотрена дисциплинарная ответственность за разглашение СИОР и (или) нарушение порядка работы с ней.
6. Определена детализированная схема работы с СИОР.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
Итоги
Сведения, относимые к служебной и профессиональной тайне, обладают характерными свойствами.
Специфика относимых к профессиональной тайне сведений связана со сферой профессиональной деятельности получателя информации (адвокатская, нотариальная, аудиторская, врачебная, налоговая и др.).
Понятие «служебная тайна» более обширное по составу, поскольку включает в себя, кроме внутренней информации ограниченного доступа (связанной с работой госорганов), сведения, относимые в разряд профессиональной тайны.
Режим коммерческой тайны на предприятии
Содержание понятия
Существуют два понятия: «коммерческая тайна» и «конфиденциальная информация». Их можно назвать идентичными. В Федеральном законе от 29.07.2004 № 98-ФЗ заявлено, что:
это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке или получить иную экономическую выгоду.
К коммерческой тайне могут быть отнесены любые информационные базы, которые пожелает владелец. Главное, чтобы они не попадали в список исключений, прописанных в статье 5 закона № 98-ФЗ. Например, запрещено засекречивать сведения:
Отметим, что список в законе неполный, и по решению госорганов информация, относящаяся к коммерческой тайне на конкретном предприятии, может стать общедоступной.
В отношении каких сведений можно вводить режим тайны? Некоторые из них перечислены в таблице.
Наука и техника, производство
Как ввести режим
Чтобы утвердить режим коммерческой тайны на предприятии, воспользуйтесь пошаговой инструкцией, включающей семь шагов.
Шаг 1. Определить, что такое коммерческая информация, причем именно в вашей организации, и прописать перечень сведений, которые должны охраняться. Дополнительно можно перечислить документы, где содержатся такие данные.
Шаг 2. Издать приказ, в котором назначить ответственных.
Шаг 3. Утвердить порядок обращения с информацией ограниченного доступа, издать Положение о коммерческой тайне и контролировать его соблюдение;
Шаг 4. Вести учет работников по должностям, которые получили доступ к тайной документации. При этом они должны подписать письменное обязательство по сохранению всей секретной информации, иначе работник сможет доказать в суде, что не знал, что в его руках оказалась коммерческая тайна и он должен был обеспечивать ее конфиденциальность.
Шаг 5. Заключить с работниками и контрагентами соглашения о правилах использования сведений, имеющих ограниченный доступ, и их неразглашении в течение определенного периода;
Шаг 6. Нанести гриф «коммерческая тайна, защита информации» на материальные носители секретных сведений или документы, которые их содержат;
Шаг 7. Создать условия для защиты данных, например, закупить и установить сейфы, системы видеонаблюдения, программную защиту.
Описанные меры — минимальный набор мероприятий, который предусмотрен законом. Если что-то забыть и не провести, суд или антимонопольный орган решит, что режим коммерческой тайны введен не был, а значит, за разглашение или передачу секретной информации никто не будет наказан.
Наказание за разглашение
Работники, которые подписали соглашение о неразглашении, а затем допустили утечку секретной информации (осознанно или нет, не важно), могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной или даже уголовной ответственности. Но владельцу сведений придется доказать, что был введен режим секретности, и сведения надежно защищались.
В качестве меры дисциплинарной ответственности работодатель может объявить подчиненному замечание или выговор, а если проступок был существенным, то руководитель вправе уволить «болтливого» сотрудника, в результате непреднамеренных (а иногда и преднамеренных) действий которого информация, являющаяся коммерческой тайной, стала известна тем, кому не была предназначена.
К материальной ответственности можно привлечь, если есть доказательства причинения вреда и можно оценить его размер. Размер санкций будет определяться в зависимости от нанесенного ущерба.
Что касается уголовной ответственности, то она наступает только по решению суда. Если владелец информации сможет доказать незаконный сбор, разглашение и использование его данных, по ст. 183 УК РФ нарушителю грозит:
Наказание будет более суровым, если разглашение тайны повлекло тяжкие последствия.
Перечень сведений конфиденциального характера
Перечень конфиденциальной информации на предприятии — это список закрытых от посторонних сведений. В их число, как правило, входят коммерческая информация, персональные и профессиональные данные (последние два вида определены федеральными законами).
Какие сведения входят
Как правило, реестры конфиденциальных данных предприятия состоят из нескольких видов закрытых материалов. Разделы о коммерческой тайне и персональных данных присутствуют в перечнях всех организаций, они составляются по нормам законов №98-ФЗ и №152-ФЗ. Сведения профессионального характера вносятся в номенклатуру в соответствии с профилем деятельности конкретной фирмы. Доступ к ней ограничен специальными законами: о банковском деле, об адвокатуре и пр.
Как утвердить перечень
Реестр в большинстве случаев состоит из двух разделов — коммерческой тайны и информации, доступ к которой ограничен законодательно.
1. Официально утвержденного перечня конфиденциальных сведений в области коммерческой тайны не существует. Каждая организация сама устанавливает, к каким материалам следует ограничить доступ третьих лиц. Чаще всего закрывают данные о:
2. Информация, доступ к которой ограничивается законом. Сюда относятся персональные данные, материалы профессионального характера, налоговая, банковская, адвокатская, нотариальная, врачебная, аудиторская и прочие виды тайн.
Чтобы понять, какое назначение имеет перечень конфиденциальных сведений предприятия, необходимо руководствоваться практическими соображениями и требованиями закона:
На предприятии надо составить и оформить перечень конфиденциальных сведений фирмы и ограничить их распространение. Для этого разрабатываются локальные нормативные акты и проводятся организационные мероприятия, определенные ст. 10 закона №98-ФЗ:
Мероприятия, устанавливающие режим конфиденциальной информации, регламентируются положением, инструкцией или регламентами. Документационное оформление зависит от установленных в организации правил документооборота. Для введения в действие документа издается приказ об утверждении перечня сведений конфиденциального характера. С его содержанием надо ознакомить всех причастных к тайне сотрудников.
Кто имеет доступ
Работников, получивших доступ, знакомят с реестром и мерами, обеспечивающими режим конфиденциальности, под роспись. Лиц, допущенных к информации, относящейся к перечню конфиденциальности, определяет руководитель. Обычно это список должностей, который оформляется приложением к приказу или отдельным пунктом в инструкции или положении. Сотруднику обеспечиваются условия для сохранения тайны: специальная мебель, запирающиеся шкафы и пр. Допуск к сведениям ограниченного доступа, если он не предусмотрен трудовым договором, предоставляется с согласия служащего.
Ответственность за нарушение
Работники или контрагенты, разгласившие перечень информации, относящейся к конфиденциальной информации, несут ответственность: