в чем заключается работа проводника пассажирского вагона
Профессия проводник — кто это?
Перемещение по железной дороге — один из самых доступных способов перемещения. Для полноценной работы всего состава нужны не только машинисты и рабочие. В каждом пассажирском вагоне есть проводник — это тот, кто обеспечивает сервис во время поездки. Это специально обученный персонал, который работает согласно жестким требованиям
Проводник — кто это?
В официальных документах, включая справочник рабочих профессий, эта должность так и называется — «Проводник пассажирского вагона».
Проводник — это работник состава, который следит за безопасностью и комфортом пассажиров во время поездки. Аналогичные задачи выполняют стюарды и стюардессы в пассажирских самолетах и на морских судах.
Но у работы на железной дороге есть специфика, так как во время пути поезд много раз останавливается и посадка-высадка пассажиров выполняется регулярно. Также нужно учитывать, что железная дорога — это объект повышенной опасности, поэтому проводник должен следить за безопасностью пассажиров.
Обязанности проводника в поезде:
Проводник вагона может работать самостоятельно или с напарником. Согласно трудовому законодательству в каждом вагоне должно быть два работника.
Каждый проводник подчиняется напрямую начальнику поезда, который обычно располагается в головном вагоне.
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik
Требования к навыкам и умениям проводника
Стать проводником РЖД могут как женщины, так и мужчины. Хоть работа проводника не так уж сложна на первый взгляд, она состоит из множества обязанностей и требований.
Более половины времени в году проводник проводит в дороге. В это время он занимается однотипной работой, поэтому после первых дней работы исчезает весь налет романтики профессии.
Важная обязанность проводника в поезде — обеспечение своего приятного внешнего вида. Особенно если речь идет о работе в купе и вагонах бизнес-класса. Проводник должен всегда выглядеть опрятно и презентабельно, быть пунктуальным и ненавязчивым. Проводник должен уметь решать конфликтные ситуации.
Знания, которые в обязательном порядке должны быть у проводника:
Если проводник работает на международных маршрутах, к этим знаниям добавляется иностранный язык (преимущественно английский), география стран по пути следования состава, тарифы международного сообщения.
Разряды профессии проводника пассажирских вагонов
Как и любая иная рабочая специальность, профессия проводника подразделяется на квалификационные разряды, начиная со 2-го и заканчивая 4-ым.
Различия между ними только в уровне допуска для работы.
На начальном этапе проводник может работать только в поездах пригородного сообщения. При наиболее высокой квалификации – в фирменных вагонах и на международных составах.
Карьерные перспективы при работе проводником
У проводника небольшая карьерная лестница. На высшей ступени работник может выполнять все свои функции в более дорогом и фирменном вагоне, но требования к внешнему виду и исполнению обязанностей будут гораздо строже.
Претенденты на последний разряд обязаны год отработать на поездах дальнего следования, затем предоставить себя как кандидата на рассмотрение в квалификационную комиссию.
В сфере железнодорожных коммуникаций есть вершина — это должность начальника поезда. Но для работы понадобится высшее образование по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».
Источник фото bearfotos/freepik
Как стать проводником РЖД
Для получения профессии достаточно школьного аттестата.
Так как в России есть крупнейший оператор пассажирских перевозок ОАО «РЖД» и его дочерние компании, то обучение обычно проводится на базе этой организации. Сроки обучения на таких курсах занимают 1,5 месяца с последующей выдачей удостоверения и сертификата.
Часто в качестве проводников работают студенты в качестве подработки.
Зарплата проводника РЖД
Одно из главных преимуществ работы проводником — востребованность. Но эта работа не предлагает высокой зарплаты.
По информации сервисов по поиску сотрудников, специалист может рассчитывать на следующую зарплату:
Проводник, работающий на международных маршрутах, может рассчитывать на зарплату от 70 тысяч рублей.
Средняя зарплата — 30 тысяч рублей.
Плюсы и минусы работы проводником
Плюсы:
Минусы:
Как стать проводником пассажирского вагона?
Как стать проводником пассажирского вагона?
Многие люди не совсем правильно представляют себе профессию проводника пассажирского вагона. Должностные обязанности сотрудника не сводятся к проверке билетов, раздаче постельного белья, разносу чая. Специалист должен обладать рядом навыков, чтобы обеспечить пассажирам комфортную поездку, соблюсти при этом все правила техники безопасности, снизить риски создания экстренных ситуаций. Для работы на железнодорожном транспорте необходимо получить профильное образование.
Мало кто знает, что представители профессии обладают рядом привлекательных льгот, неплохо зарабатывают, имеют шансы на карьерный рост.
Обязанности работника
Современный проводник пассажирского вагона должен выполнять самые разные действия на рабочем месте. Его трудовой день начинается задолго до отправления состава. Специалист должен посещать планерки и инструктажи, проверять обстановку во вверенном ему вагоне или в поезде, проверять наличие расходных материалов, вовремя обновлять запасы. Иногда работнику требуется осмотреть вагон на предмет наличия неполадок, вызвать бригаду для их устранения.
Примерная должностная инструкция для РЖД проводников на время движения состава выглядит так:
Через смотрителей вагонов осуществляется связь между пассажирами и полицией либо машинистом. Сотрудник железной дороги должен следить за порядком в своем вагоне, при необходимости улаживать происшествия или конфликты, объяснять клиентам причины отклонения состава от времени графика.
Требования к знаниям, личным качествам
Специалисты профиля предупреждают – мало выучиться на проводника, еще надо понимать специфику работы, осознавать уровень ответственности. Чтобы начать карьеру необходимо получить профильное образование, пройти стажировку под контролем опытного сотрудника. После этого молодого специалиста допускают к самостоятельной работе.
Проводник пассажирских вагонов должен обладать такими качествами:
Дипломированный проводник вагона, соответствующий этим требованиям, может рассчитывать на хорошую должность в РЖД, коммерческих или государственных структурах, метрополитене. При наличии амбиций он способен быстро добиться повышения, занять ответственную должность, перейти на работу в престижную компанию или министерство.
Плюсы и минусы направления
В России железнодорожная сеть хорошо развита, что является залогом востребованности проводников. Выпускник учебного заведения без труда найдет работу по специальности. При наличии желания молодой или опытный сотрудник способен продвинуться по карьерной лестнице, а заработная плата работника во многом зависит от него самого.
Вот еще несколько поводов отучиться на проводника:
Главным минусом направления считается его негативное влияние на здоровья человека. Во время поездок приходится общаться с массой людей, что чревато инфекционными заболеваниями, стрессами. Нахождение в постоянно вибрирующем составе тоже сказывается на теле не самым благоприятным образом. Не всем людям нравится система формирования зарплаты проводников. Уровень дохода зависит от количества рейсов, поэтому ездить приходится немало.
Как стать проводником
Получение базового образования по направлению «проводник пассажирских поездов» является лишь первым шагом к освоению профессии. За этим следует стажировка под контролем опытных сотрудников. Когда работник начинает трудиться самостоятельно он изначально попадает на обслуживание местных рейсов. По мере набора опыта или повышения квалификации проводник может рассчитывать на место в поездах дальнего следования, фирменных или международных составах. Люди с высшим образованием по направлению менеджмента со временем способны претендовать на должности начальника поезда, старшего смены, директора вокзала.
Где и сколько учиться
К получению профессии можно приступить после 9-го или 11-го класса. В первом случае на это уйдет не более 4 лет, во втором – менее 3 лет. С этими целями следует поступать в профильные техникумы, колледжи, училища. Российские железные дороги предлагают курсы по данному направлению, семинары для повышения квалификации. При наличии у человека высшего образования достаточно пройти специальную профессиональную переподготовку.
Зарплата сотрудника и перспективы
На то, сколько получают проводники и проводницы влияет сразу несколько факторов: стаж работы, уровень образования, количество выполненных рейсов, место службы, особенности условий труда. Работодатели могут предлагать своим сотрудникам дополнительные способы поощрения труда, чтобы их сотрудники зарабатывали больше. Особые условия предусматривают разные варианты индексации оклада или пенсии.
Специфика начисления зарплаты
Рассчитывая оклад проводника, учитывают количество отработанных им часов. Существует предел показателей, ниже которого нельзя опускаться. Также имеется верхняя планка, превышение которой нежелательно, так это может привести к недостаточному количеству времени у сотрудника на отдых. Некоторых отказываются от профессии, когда узнают, сколько получает начинающий специалист – до 25 тыс. рублей. Важно понимать, что уже через 1-2 года эти цифры способны вырасти в два раза за счет стажа, квалификации, смены места работы.
Больше всего получают проводники фирменных составов и те, кто обслуживает международные рейсы. К последним работодатели выдвигают дополнительные требования, но уровень их заработка способен составлять от 80 тыс. руб. Многое зависит от стратегии компании. Например, в РЖД предусмотрены регулярные выплаты премий по итогам года, пятилетки и так далее.
Бонусы и льготы
Соискателям профессии стоит учесть наполненность и особенности соцпакета. Он предусматривает бесплатное медицинское обслуживание по расширенным программам, прибавку к пенсии за выслугу лет, варианты бесплатного проезда на поезде по стране. Для сотрудников РЖД, метрополитена и других крупных компаний предусмотрены путевки в санатории, лагеря для детей, образовательные программы.
Проводник пассажирского вагона – интересная, перспективная, востребованная профессия. Она может быть залогом финансовой стабильности или стартом карьерного роста. Надо только правильно понимать специфику направления, адекватно оценивать собственные возможности.
Мы едем, едем, едем: главное о профессии проводника
Размеренно стучат по рельсам колеса поезда, вагон, покачиваясь, мчится вдаль, а в окне мелькают живописные просторы родной страны. Романтика, да и только. Если вы хотите наслаждаться ей практически каждый день и готовы к длительным поездкам, не мыслите своей жизни без путешествий, перемены мест и постоянного общения с самыми разными людьми, стремитесь помогать окружающим и не боитесь брать на себя ответственность, то вам вполне может подойти профессия проводника пассажирского вагона. Об ее особенностях, плюсах и минусах, а также о том, где и сколько нужно учиться на проводника поезда, читайте в этой статье ФАН.
Проводник поезда: описание профессии и круг обязанностей
Если говорить простым языком, то проводник — это «хозяин» пассажирского вагона, который в ответе за все, что в нем происходит, начиная от материального обеспечения всем необходимым в пути до разрешения конфликтных ситуаций с пассажирами. За столь ответственную работу получают представители данной профессии не так много, как хотелось бы — зарплата проводника зависит от количества рейсов, опыта работы и квалификационного разряда, и составляет, как правило, от 20 до 40 тысяч рублей. Однако не слишком высокие заработки компенсируются своими плюсами, о которых мы расскажем немного позже, а сейчас перечислим, что входит в обязанности проводника пассажирского вагона:
С полным перечнем обязанностей проводника пассажирского вагона во всех подробностях можно ознакомиться в должностной инструкции.
Само собой, такая ответственная и не совсем типичная профессия имеют ряд требований, которым должны соответствовать кандидаты, желающие работать в поездах дальнего следования:
Где и сколько учиться на проводника
Никаких особых фундаментальных знаний профессия не требует, поэтому диплом о высшем образовании у кандидата на должность проводника никто не спросит. Здесь будет достаточно среднего специального, полученного после 9-го или 11-го класса в профильном учебном заведении.
Если желание сопровождать поезда появилось в более старшем возрасте — не беда. Имея диплом ссуза по любой специальности, можно закончить курсы, которые длятся всего пару месяцев и зачастую оплачиваются самой компанией-перевозчиком, которая заинтересована в притоке новых кадров. По окончании кандидаты в проводники должны будут пройти тестирование, вводный инструктаж и практику — пробный рейс под руководством опытного наставника, который будет контролировать и оценивать работу новичка.
Но, конечно, основные навыки и умения придут уже в процессе самостоятельной трудовой деятельности. При желании можно дослужиться и до начальника поезда, но для этого уже потребуется высшее образование. Тем, кто хочет сопровождать международные рейсы, придется также выучить английский язык.
Плюсы и минусы профессии
Как видите, быть проводником интересно, но не так-то и просто. У этой профессии есть свои достоинства и недостатки. Начнем, пожалуй, с хорошего:
А теперь перечислим минусы, к которым тоже нужно быть готовым будущему проводнику:
Права, должностные обязанности проводника пассажирского вагона
Летний период для железной дороги наиболее интенсивный, всегда не хватает сотрудников для работы в вагонах. Отпуска и сезон морского отдыха увеличивают поток людей. Для трудоустройства в РЖД первым делом рекомендуется ознакомиться с вопросом о том, какие существуют обязанности проводника пассажирского вагона. Для резюме будет полезно указать информацию о своих знаниях. Будет плюсом для кандидата грамотно построенная речь и знания в области обслуживания пассажиров.
Этот вопрос будет интересен как новичкам для повышения своих профессиональных навыков, так и людям, являющимся потребителями услуг компании. Будучи в поездке, интересно наблюдать за работой сотрудников, а нежелающим исполнять обязанности проводника пассажирского вагона проще будет объяснить их неправоту. Так, частым нарушением является несвоевременная уборка мусора или невымытые полы.
Как обучиться, чтобы стать работником компании?
Наблюдается постоянный спрос на квалифицированных проводников. Каждое лето открываются программы подработки для совершеннолетних студентов. Новички обязаны пройти трехмесячные курсы. Длительность может быть и меньше, но количество часов неизменно и равно 498.
Начинается обучение с подачи заявления на трудоустройство, к нему нужно приложить:
Каждый проводник обязан иметь санитарную книжку: он имеет отношение к работе с посудой, бельём. Приобрести потребуется чистый бланк в печатном отделе. Оформление документа производится за счет организации.
Разделы обучения
Стандартная процедура трудоустройства должна включать собеседование с начальством, отделом кадров. Назначается график посещения занятий, закачивающихся экзаменом. Пропускать лекции крайне нежелательно, ведь на них рассматривают:
После трудоустройства
По результатам сданных экзаменов руководитель определяет, как хорошо новый работник усвоил, что входит в обязанности проводника пассажирского вагона. Полученное место работы зависит от умения общаться, принимать решения, ответственности и грамотной речи кандидата.
Условия работы зависят от комфортности вагона: сидячие места, плацкарт, купе, СВ. Соответственно, каждый новичок должен показать свои знания, чтобы находиться в комфорте.
Стажировка
Результаты практических занятий заносятся в дневник, по окончании поездки он передается руководителю. Окончательный экзамен подтвердит ваши теоретические знания, минимальный проходной балл равен тройке. Оценки фиксируются в официальном документе — свидетельстве проводника пассажирских вагонов, оформленном Министерством российских путей сообщения.
Полученный документ о квалификации становится основанием для трудоустройства. Выдается направление на прохождение медицинской первичной комиссии. Также работник проходит процедуру оформления санкнижки. Все действия выполняются за 2 недели, по окончании всех мероприятий формируется график поездок.
В свидетельстве указан третий разряд, дальнейшая работа подразумевает продвижение по карьерной лестнице: механик, бригадир поезда. Сроки повышения тарифной ставки определяет руководитель. Каждый новый разряд должен подтверждаться очередным экзаменом. В него обязательно входит билет, включающий вопрос «Основные права, обязанности проводника пассажирского вагона».
Какие пункты входят в инструкцию работника?
Обязанности проводника пассажирского вагона заключаются в выполнении следующих пунктов:
Нюансы работы
К сожалению, на поездах дальнего следствия отсутствует экипаж сопровождения, состоящий из штатных полицейских. Проводник действует по инструкции работодателя, он обязан вызвать их через бригадира и сообщить остальным о конфликте.
Коллеги редко отказывают в помощи, коллективно усмиряя нарушителя. Официально это не входит в обязанности проводников пассажирских вагонов в пути следования, но жизненные ситуации не позволяют оставаться в стороне от происходящего. Иногда приходится собственными силами ремонтировать изношенные окна вагонов, которых полно в сибирской и южной части страны.
При посадке пассажиров основные обязанности проводника пассажирского вагона заключаются в проверке каждой буквы и цифры в паспорте. Кроме того, допускается покупать билеты по следующим документам:
Что ещё требуется от работника?
Работа с пассажирами требует всегда опрятного внешнего вида, чистой выглаженной формы и аккуратной прически. Придется отказаться от вредных привычек, даже в период отдыха. В дороге негласные обязанности проводника пассажирского вагона заключаются в оказании посильной помощи коллегам в случае массовой посадки или высадки во время стоянок, при аварии и внезапной проверке ревизорами или правоохранительными органами.
Существует выбор направлений поездок для работников, если такового не предложили, нужно озвучить свои пожелания. В зависимости от дальности выстраивается количество выходных, на практике бывает превышение нормативов, это может быть связано с текущей ситуацией. В спокойные времена количеству суток в поездке соответствует аналогичное время на выходные.
В вагонах, следующих за пределы страны, должны быть работники, оформившие загранпаспорт. Все коммуникации с людьми должны проводиться дружелюбно, оскорбительный тон исключен. В должностные обязанности проводника пассажирского вагона входит после первого требования предоставить жалобную книгу обязательно принести таковую, предоставив средства заполнения отзыва.
Что нужно делать работнику хвостового пассажирского вагона?
Дополнительные обязанности проводника хвостового пассажирского вагона включают сигнализацию машинисту флажком на каждой станции. Назначается такой работник только по истечении года службы в РЖД. Ему выдается на время поездки сумка, принадлежащая главному проводнику-кондуктору.
Работник поезда также должен выполнять основные обязанности проводника пассажирского вагона в пункте формирования, а также в дороге. Он должен следовать негласным правилам действий коллектива в пути. Мероприятия в дороге:
Обязанности проводника хвостового пассажирского вагона включают меры внимательной проверки сигналов от дежурного на платформе: если вдруг потребуется прекратить движение, он подаст соответствующий сигнал. Проводник должен среагировать, сделать видимый сигнал машинисту. Если его реакции не последовало, прекратить движение поезда принудительно стоп-краном.
Если за местом работы стоит почтовый либо багажный вагон, то все действия соответствуют инструкции проводника, находящегося в последнем вагоне.
Из чего складывается оплата?
Результат выплат формируется из тарифной части, зависящей от разряда. Её размеры зависят от количества отработанных часов. Премиальный фонд выстраивается по результатам сбора за билеты.
Полная сумма сохраняется у проводников, не имеющих отрицательных моментов в работе: негативных отзывов, жалоб, утраты имущества. При длительном сроке работы существуют поощрения в виде годовой выплаты. Также имеется дополнительная плата за выслугу лет.
При работе свыше 12 месяцев проводник приобретает право на бесплатное разовое пользование услугами РЖД внутри своей дороги. Предоставляется один внутренний билет для работника и его двух несовершеннолетних детей. Также оплачивается проезд на поезде до места работы и обратно.
На что ещё может рассчитывать работник РЖД?
Проводник может получить льготные билеты в санаторий, в детский лагерь для своего ребёнка, пользоваться услугами профсоюза. При необходимости воспользоваться бесплатным лечением по страховке.
Организация осуществляет разовые выплаты на свадьбу, рождение ребенка, похороны близких людей. РЖД осуществляет полные выплаты: налоговым органам, пенсионные отчисления, страхование жизни и здоровья.
Также существует возможность перевести накопительную часть будущей пенсии в закрытый фонд Российской Железной Дороги. У сторонних людей заявления в него не принимаются.
Какая нагрузка предстоит работнику?
Кроме основных обязанностей, проводнику выдается часть продукции, которую необходимо реализовать. Чай, кофе, газеты, сканворды — это небольшой набор, подлежащий внесению в отчет по возврату в пункт отправления. Кроме перечисленных товаров, могут быть выданы напитки, кондитерские изделия.
План продаж распространяется на всех работников поезда, начисленные баллы учитываются при формировании заработной платы. В вагоне оборудован котел с кипятком, проводник обязан следить за уровнем и температурой воды. В современном мире кажется нелепостью ручное отопление, но такие вагоны ещё путешествуют по дорогам. Проводник обеспечивает загрузку угля в котел отопления в холодное время года.
Что запрещено делать на рабочем месте?
По новому законодательству накладывается запрет на курение в вагонах. Исключается употребление алкогольных напитков, нахождение в опьянении при исполнении служебных обязанностей. Принимать к перевозке грузы: посылки, деньги, пакеты и другие формы. Нарушителей ожидает штраф в размере более 50 тысяч рублей и риск быть уволенным.
Посадка при движении поезда категорически запрещается, несмотря на мольбы бегущих пассажиров вслед вагону. Это правило техники безопасности прописано кровью, существует много травм при падении во время прыжков на ступени. Даже зафиксированы нелепые происшествия, когда на скользком перроне при падении пассажир лишался конечности. Нога или рука попадала под колесо тележки.