в чем заключается работа педагога организатора в школе
Педагог-организатор в школе: обязанности и должностная инструкция
Воистину не перечислить всех талантов, которыми должен обладать педагог-организатор в школе! Обязанности его весьма многочисленны, а вот заработная плата не всегда соответствует нагрузке. В большинстве общеобразовательных учреждений не предусмотрена отдельная ставка для данной должности, поэтому этот функционал берут на себя преподаватели-предметники за дополнительную оплату.
Необходимые требования к должности
Чтобы приступить к исполнению своих обязанностей педагога-организатора в школе, преподаватель должен соответствовать определенным критериям. На данную должность назначается учитель, обладающий как минимум двухлетним стажем педагогической работы и как минимум средним профессиональным образованием. Желательно, чтобы у него была и квалификационная категория. Он обязан знать всю нормативную и законодательную базу РФ, связанную с вопросами образования.
Опора и поддержка для учеников
Среди должностных обязанностей педагога-организатора в школе основной является активное содействие личностному развитию школьников, формирование у них талантов и общей культуры. Для этого ему нужно постоянно изучать психологические и возрастные особенности детей и подростков, а также их интересы. В задачи преподавателя также входит создание всех необходимых условий для творческой реализации учеников в виде различных объединений, направленных на совместную деятельность.
Учитель, выполняющий в школе организаторскую функцию, должен поддерживать инициативы в сфере досуга, исходящие от самих школьников. Зачастую он создает специальное объединение, в котором учащиеся могут тем или иным образом влиять на ее работу. В некоторых случаях организатор привлекает к работе с учениками их родителей, общественных деятелей, а также работников различных культурных и спортивных учреждений. В его обязанности также входит планирование каникулярного отдыха учеников и оказание поддержки тем из них, кто хочет вести трудовую деятельность.
Права педагога
Педагог-организатор в школе, обязанности которого весьма обширны, имеет и свои права. Речь идет не только о стандартном трудовом пакете, но и о возможности выносить на совещания и планерки собственные предложения, направленные на улучшение деятельности учреждения. Также он может запрашивать различную документацию от специалистов смежных подразделений, необходимую ему для выполнения своих обязанностей.
Как бы его коллеги ни отнекивались, педагог-организатор, согласно своей должностной инструкции, имеет право привлекать их для проведения различных мероприятий, а также к решению вопросов, которые были возложены на него. В некоторых образовательных учреждениях человек, занимающий данную позицию, имеет большое влияние на администрацию и может требовать от нее помощи в выполнении собственных задач.
На первый взгляд кажется, что обязанности педагога-организатора в школе не предполагают слишком большой ответственности, но это не так. Помимо качественного выполнения своего функционала, он отвечает за моральное и духовное развитие учащихся, что требует от него огромной самоотдачи и умения выстраивать рабочий процесс таким образом, чтобы все планы своевременно исполнялись.
В некоторых случаях преподаватель может нести даже материальный ущерб, например, если за ним закреплен кабинет с различным имуществом. Впрочем, на должность школьного организатора чаще всего принимаются очень ответственные люди, которые стараются не допускать нарушений в своей работе, поскольку прекрасно понимают последствия своих ошибок.
Общий функционал
Функциональные обязанности педагога-организатора в школе напрямую зависят от типа общеобразовательного учреждения. Как правило, такая должность есть в тех заведениях, где дополнительное образование является сложной и структурированной системой, куда вовлечены ученики, преподаватели и родители. Преподаватель обязан уметь привлекать детей к различной деятельности таким образом, чтобы ее цель и итоговый результат полностью соответствовали ожиданиям педагогического коллектива и родителей.
Параллельно с этим педагог также должен вести воспитательную работу, результатом которой является наличие у каждого ребенка возможности раскрыть свои таланты. Детям нужно быть готовым к совместной коммуникации друг с другом, уметь выбирать актуальные для себя ценности и формировать доброжелательную и доверительную атмосферу в коллективе. При необходимости учитель, исполняющий обязанности организатора в школе, должен выполнять представительскую функцию, а именно – вести с различными государственными и негосударственными учреждениями диалог, направленный на защиту прав детей.
Педагогическая основа работы
За последние несколько лет существенно изменились требования к должностным обязанностям педагога-организатора: ОБЖ в школе также чаще всего преподается именно им. Таким образом, он должен научить школьников не только безопасности жизнедеятельности, но и ответственности за окружающий мир. Такому преподавателю нужно ставить во главу своей работы гуманистическую идеологию воспитания, чтобы добиться высоких результатов.
Труды Макаренко, Макиавелли и прочих экспертов педагогического мастерства будут основными в списке настольных книг организатора. Если же рассматривать современные теоретические положения педагогики, то определенного внимания заслуживают труды В. Андреева, И. Колесниковой, И. Якиманской, В. Бездухова. Ученые считают, что преподаватель должен быть широко развитой личностью, обладающей умением расположить к себе абсолютно любого ребенка и взрослого.
Через досуг в культуру
Вся культурно-досуговая деятельность, которая осуществляется в общеобразовательном учреждении, всегда соответствует методикам воспитания. Педагог-организатор в школе, в обязанности которого входит ее реализация, должен выстраивать работу таким образом, чтобы в ходе нее юные россияне формировали привязанность к культуре своей страны. С помощью проверенных досуговых методик дети смогут научиться понимать и анализировать общемировой культурный фонд, а также уважать малые народности и их особенности.
Важно, чтобы при организации досуга была учтена свобода личности ребенка. В идеале он самостоятельно может выбрать время, место и форму проведения своего отдыха. Предоставить детской индивидуальности шанс раскрыться и не оставить дитя наедине со своими мыслями – главная задача учителя. Главными конкурентами преподавателей-организаторов являются компьютерные игры. Учителя обычно показывают детям и другие варианты отдыха, которые могут быть на порядок интереснее и полезнее.
Досуг должен быть доступным, а интересным он будет, если в нем примет участие как можно больше детей. Желательно, чтобы он был организован по принципу самодеятельности, тогда все участники процесса могут реализоваться не только в индивидуальной, но и в коллективной деятельности. При грамотной организации культурно-досугового процесса человек постепенно может стать активной личностью, которая живет в гармонии с собой и социумом.
Главные помощники
Подход к каждому
Все мероприятия, проводящиеся в стенах общеобразовательного учреждения, должны быть построены на возрастных и поведенческих особенностях учащихся. За это также отвечает педагог-организатор в школе, типичные должностные обязанности которого учитывают необходимость использования различных форм развлекательных мероприятий. В частности, для учеников до 10 лет следует применять те из них, при которых дети получают точные указания, а также чувствуют себя защищенными.
Подростки, чей возраст составляет от 14 до 17 лет, стремятся выработать собственную индивидуальность и продемонстрировать ее всему миру. Организатор здесь нужен в качестве более опытного товарища, который может дать хороший совет. В качестве наиболее интересных мероприятий для детей следует использовать вечера авторской песни, дискотеки, тренинги и разные формы полезной для социума деятельности.
Прочие варианты развития школьников
Родители стремятся всесторонне развивать своих детей, поэтому школьники часто занимаются получением дополнительного образования. Достаточно часто работа соответствующего подразделения зависит от педагогов-организаторов в школах, обязанности и зарплата последних в случае успешного формирования учебных программ могут значительно вырасти. Совсем необязательно речь идет о наборе детей на освоение какой-либо дополнительной дисциплины, это было актуально лет 10-15 назад.
Преподаватели, сумевшие подготовить своих учащихся к участию в различных конкурсах и мероприятиях, могут занести успехи своих подопечных в собственное портфолио. Последнее обычно помогает в получении новой категории, а также педагогических наград различного типа и уровня. Чем больше у педагога наград, тем выше его шансы на более высокую зарплату и карьерный рост, поэтому он сам должен быть в этом заинтересован.
Чем отличается работа российских педагогов от белорусских?
Квалификационные требования в Белоруссии
Если обязанности педагога-организатора в школах в Беларуси и России схожи, то требования к нему существенно различаются. В России преподаватель, занимающий эту должность, обязан иметь высшее педагогическое образование, которое может быть заменено средне-специальным в сочетании с профильной переподготовкой. Стаж работы в данном случае роли не играет.
Риски для преподавателя
Совмещение двух ответственных должностей никогда не проходит бесследно. Если учитель успешно выполняет обязанности педагога-организатора, ОБЖ в школе может преподаваться спустя рукава. Неважно, какому именно предмету он учит, если не достигнуть гармонии, уроки этого преподавателя будут проходить бесцельно и неинтересно. Именно поэтому школьные администрации стараются выделять отдельную ставку для данного функционала или же привлекать на позицию организатора опытного педагога, у которого давно налажен процесс преподавания.
В качестве подручного средства такой учитель может использовать своих помощников из числа наиболее ответственных старшеклассников, которым можно делегировать определенный функционал. Поначалу придется контролировать выполнение поставленных задач, но в дальнейшем это окупится сторицей.
Должностная инструкция педагога-организатора
I. Общие положения
1. Педагог-организатор относится к категории специалистов.
2. На должность педагога-организатора назначается лицо, имеющее среднее
(без предъявления требований к
стажу работы;стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10
или высшее профессиональное образование
(без предъявления требований к
стажу работы;стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10
3. Назначение на должность педагога-организатора и освобождение от нее
производится приказом директора учреждения по представлению
4. Педагог-организатор должен знать:
4.1. Конституцию Российской Федерации.
4.2. Законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Конвенцию о правах ребенка.
4.4. Возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену.
4.5. Специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), основы их творческой деятельности.
4.6. Методику поиска и поддержки молодых талантов.
4.7. Содержание, методику и организацию одного из видов творческой деятельности.
4.8. Научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досугового, отдыха и развлечений.
4.9. Программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений.
4.10. Основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций.
4.11. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
5. Педагог-организатор подчиняется непосредственно
иному должностному лицу)
6. На время отсутствия педагога-организатора (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
1. Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), педагогизации социальной сферы.
2. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся (воспитанников, детей) в учреждениях и по месту жительства, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности.
3. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых.
4. Руководит работой по одному из направлений деятельности учреждения: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др.
5. Способствует реализации прав ребенка на создание детских ассоциаций, объединений.
6. Организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы обучающихся (воспитанников, детей) в сфере их свободного времени, досуга и развлечений.
7. Привлекает к работе с обучающимися (воспитанниками, детьми) работников учреждений культуры и спорта, родителей, общественность.
8. Оказывает поддержку детским кооперативам, иным формам организации труда обучающихся (воспитанников, детей).
9. Организует каникулярный отдых обучающихся (воспитанников, детей), несет ответственность за их жизнь и здоровье в период образовательного процесса.
III. Права
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Педагог-организатор несет ответственность:
О профессии педагога-организатора: обучение, обязанности, зарплата
Работа педагога — обучать, педагога-организатора — обеспечивать внеклассную деятельность для развития и воспитания детей. Разделять эти задачи очень важно. Во-первых, так классных руководителей и учителей-предметников освобождают от огромного объема работы, а во-вторых, в школе появляется человек, который знает, как организовать действительно интересные, полезные, вдохновляющие мероприятия для ребят.
Таким человеком можете стать и вы.
Чем занимается педагог-организатор?
Плюсы и минусы профессии
Каким должен быть педагог-организатор? Подходит ли эта профессия вам?
Важнейшие качества педагога-организатора — активность, энергичность, коммуникабельность, умение найти общий язык с разными людьми и настойчивость. Без этого просто не получится качественно работать, ведь большинство учеников и учителей не будут сами проявлять инициативу и охотно подхватывать идеи, их придется подталкивать, убеждать, увлекать интересными задумками. Кроме того, эти качества педагогу-организатору очень пригодятся при общении с представителями администрации города, с директором школы, с работниками музеев, театров и пр.
Очень важны устойчивость к стрессу, умение сохранять спокойствие в сложных ситуациях, терпеливость. При подготовке к мероприятию и даже во время его проведения что угодно может пойти не так. Когда выяснится, что аппаратура сломалась, ребенок не выучил слова, а учитель, которому поручили важную задачу, внезапно заболел, педагог-организатор не должен впадать в панику. Его задача — максимально быстро решить проблему.
Наконец, важно быть творческим человеком с широким кругозором. В большинстве случаев тематику мероприятий, сценарии и идеи придется искать или придумывать самостоятельно. Человек, который привык быть только исполнителем, а не лидером и вдохновителем, не справится с такой задачей.
Где учиться на педагога-организатора?
Если вы окончили только школу, обучение можно пройти в колледже или вузе. В первом случае при поступлении учитываются баллы аттестата, нижний порог зависит от конкурса и требований учебного заведения. Во втором случае для поступления нужно сдать ЕГЭ (обычно — русский язык, обществознание и история).
Если у вас уже есть среднее профессиональное или высшее образование по любому профилю, и вы хотите работать педагогом-организатором, вам подойдут курсы профессиональной переподготовки. У нас в АНО «НИИДПО» их можно пройти дистанционно*. Обратите внимание на программы обучения:
Зачем нужен в школе педагог-организатор
Светлана Калямина
18 апреля 2019 • 18:05
Педагогом-организатором я работаю в гимназии с 2000 года. И вот что я думаю по поводу того, зачем нужна моя профессия: учитель должен учить, организатор – организовывать.
А в чём, собственно, разница?
Хотим улучшить качество образования? Давайте освободим предметников от дополнительных нагрузок в форме общешкольных внеклассных мероприятий, тем более, что практически каждый учитель ещё и классный руководитель.
Два в одном
Могут ли организацией внеклассных воспитательных мероприятий, праздников и смотров заниматься учителя-предметники? Конечно, могут. Только вот качество таких внеклассных мероприятий требует много энергетических, психологических затрат и коммуникативных навыков. Тут предметнику предстоит выбор: что будет в приоритете? Знания или воспитание?
Несомненно, что любой учитель посредством своего предмета старается прививать правильные жизненные ценности ученикам. Конечно, он будет стараться и во внеурочной деятельности стремиться «сеять разумное, доброе, вечное», но это необходимо будет делать для всей школы и на разную тематику, что, соответственно, повлечет за собой необходимость дополнительных знаний по организации мероприятий. А подготовка открытого урока и подготовка открытого мероприятия – события разные по целеполаганию. Замечательно, когда предметник внутри своего предмета организует турниры, праздники, конкурсы – это его прерогатива. Но (повторюсь ещё раз), организация общешкольных мероприятий требует дополнительных энергетических затрат. Можно, конечно, скачать сценарий в Интернете и воплотить в жизнь. И все останутся довольны – «галочки поставлены». И если ОО хочет показать себя достойно – ей необходим освобождённый педагог-организатор, который сможет объединить творчески работающих педагогов и зажечь их своими креативными идеями.
Жаль, что в департаментах образования этого не понимают. А иначе чем объяснить тот факт, что для педагогов-организаторов нет ни одного конкурса ни на уровне города, области, региона, России? У нас в городе (как в других, не знаю) у педагогов-организаторов нет своего методического объединения в городе, а по всем документам и профстандартам педагог-организатор приравнен к вожатым. По советской школе помню, что вожатыми были у нас всегда либо старшеклассницы, либо девушки-студентки, либо молодые специалисты, которые занимались организационной работой в ожидании освобождения вакансии педагога-предметника.
Педагога-организатора сравнили с педагогом дополнительного образования. А у нас разные функции. Организатор – в первую очередь организует общешкольную деятельность, а педагог дополнительного образования проводит кружковую работу (зачастую узкоспециализированную). А дополнительными сопутствующими функциями у них могут быть, в первом случае – кружковая деятельность, а во втором – организационные функции.
Счастливый универсал
Педагог-организатор должен знать основы волонтерства, проектной, концертной, сценической, спортивной деятельности, дополнительного образования. «Сделан” он будет из того же педагога-предметника и по тем же “лекалам” образовательной деятельности (с воспитанием во главе), но не обязательно.
Расскажу на собственном примере. После школы окончила училище с дипломом «клубный работник. режиссёр народного театра». Грезила, как и все, столицей и театральным институтом… По счастливой случайности мою «творческую жилку» на празднике заметила завуч одной из школ города. Предложила работу. Я согласилась. Не всё ли равно, где организовывать мероприятия: в клубе или школе? Так началась моя «педагогическая» карьера. А так как я «театрал», тут же появилась дополнительная нагрузка в виде театральных кружков. Этого мне показалось мало. Получила диплом «Культуролога. Преподавателя русской культуры» (заочно, конечно, и сама оплатила учёбу).
Курсы я себе выбирала сама: просто заходила на сайт нашей АО ИППК и мониторила, выбирала для себя подходящие, ставила администрацию перед фактом. Таким образом теперь у меня есть: курс «Основы православной культуры и светской этики», «Основы финансовой грамотности», «Основы смыслового кино» и диплом тьютора, и многочисленные профильные курсы по ФГОС. Получается я и «швец и жнец», о чём нисколько не жалею.
Минусы нашей работы
У педагога-организатора есть только часовая нагрузка 36 часов в неделю. Без методического дня. У предметников есть учебный план. У педагога-организатора нет традиционного тематического планирования.Есть планирование по месяцам-четвертям-полугодиям с учётом традиционных мероприятий. Выходит, что в четверть по одному-два мероприятия либо на параллель, либо для класса или школы. И этого достаточно. Больше будет мероприятий – классные руководители возмутятся, что учить детей не успевают и участвовать в событиях. А ещё департаменты образования ежедневно присылают приказы об организации мероприятий различной направленности! Когда нам их проводить?! Да ещё и отчитываться! И получается, выдай педагог-организатор десять мероприятий в год или тридцать – его зарплата от этого не увеличится. Спасибо никто не скажет. Цветов на 1 сентября или 8 марта – не подарят, а День учителя – это вообще не наш праздник, мы – находимся в статусе «других педагогических работников». Нам даже педагогический стаж не идет! Мы не с учениками работаем?
Часто слышала претензии, мол, результат работы учителя можно увидеть по успеваемости его учеников и их баллам на ЕГЭ, а работу педагога-организатора чем измерить? Как оценить? В каких показателях? А раз оценить сложно, то должность педагога-организатора по частям раздают дополнительной нагрузкой предметникам.
Могу быть наставником
Я хочу поднять престиж работы педагога-организатора, передав свои профессиональные знания, умения и навыки, и, тем самым, подготовить себе достойную смену. Мне не всё равно, кто придет на моё место. В нашей гимназии очень много традиций, потерять которые – всё равно, что забыть. Коллеги, что думаете?
Педагог-организатор
Родственные профессии
Воспитатель, учитель, психолог, педагог, няня
Сфера профессиональной деятельности
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность педагога-организатора связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); профессия педагога-организатора связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
Описание профессии
Педагог-организатор – высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся организацией досуговой деятельности детей в образовательных организациях разных типов.
Основная деятельность педагога-организатора связана с планированием работы детских кружков, секций и объединений, проведением праздников, походов или экскурсий.
К основным обязанностям работника относятся:
— организация культурно-досуговой деятельности детей, подростков, молодежи, взрослого населения в учреждениях культуры, внешкольных учреждениях досуга, общественных организациях, по месту жительства совместно с учреждениями культуры и спорта, другими организациями;
— создание и развитие сети кружков, секций, клубов, любительских объединений, привлечение к этой работе квалифицированных специалистов;
— развитие у обучающихся активности, самостоятельности и инициативы, воспитание в них чувства коллективизма, сплоченности и дружбы;
— оказание методической помощи учителям, классным руководителям, ученикам.