в чем заключается работа на азс оператор кассир
Оператор заправочных станций: описание профессии
В настоящее время заправочные станции существуют в каждом населенном объекте и на каждой крупной дороге. При этом современная заправка не только предлагает пополнить количество бензина в автомобиле, но и может предоставить другие услуги. А обеспечивает непрерывную и качественную работу объекта оператор заправочной станции.
Описание профессии
Оператор заправочной станции – это сотрудник станции, с которым общаются водители для приобретения продукции или получения консультаций по различным вопросам.
В перечень обязанностей специалиста также можно отнести следующее:
работа с кассовым аппаратом и банковским терминалом;
проведение заправки автомобилей и других транспортных средств;
продажа топлива и других материалов;
проведение проверок исправности оборудования;
выявление и устранение мелких неисправностей у эксплуатируемого оборудования;
прием нефтепродуктов и смазочных материалов;
работа с документацией на принимаемые и реализованные товары;
составление заявок на доставку товаров;
составление заявок на проведение ремонтных работ
составление отчетности за рабочую смену.
А для того, чтобы грамотно выполнять все поставленные перед ним задачи, оператор должен разбираться в следующих вопросах:
устройство и принцип функционирования заправочного оборудования;
использование контрольно-измерительных приборов;
наименования, разновидности продаваемых товаров, их особенности;
способы безопасной работы с горюче-смазочными материалами;
нормы охраны труда;
документация по приему товаров.
Поскольку оператор заправочной станции несет непосредственную ответственность за бесперебойную и безопасную работу объекта, то ему перед принятием обязанностей у сменщика необходимо сделать следующее:
убедиться в исправности оборудования;
провести оформление денежных средств, которые на тот момент есть в кассе;
узнать количество имеющегося топлива.
А после окончания дежурства сделать необходимые записи о выявленных нарушениях или неисправностях, заполнить отчетность, передать дела сменщику.
Источник фото senivpetro/freepik
Где выучиться профессии оператор заправочной станции?
Обучать данной профессии может сам работодатель. Чаще всего у крупных компаний уже подготовлена программа подготовки специалистов данного профиля и есть необходимый штат обучающего персонала.
Во время прохождения обучения сотрудник изучает следующее:
разновидности, особенности и свойства продаваемых нефтепродуктов;
наименование и устройство оборудования;
принципы работы с документацией, в том числе и с бухгалтерской;
устройство кассовых аппаратов, работа с банковским терминалом.
Кроме того, во время обучения операторы знакомятся с историей компании, изучают ее принципы работы и коммерческой безопасности, правила внутреннего распорядка.
А поскольку работа с горючими материалами может быть опасной, также изучаются правила безопасности, оказания первой помощи и поведения в чрезвычайных ситуациях.
Также операторов для работы на заправочных станциях готовят и на специальных курсах, которые существуют при образовательных центрах и есть практически в каждом городе.
Разряды профессии Оператор заправочных станций
Профессионализм оператора определяется присвоенным ему уровнем квалификации. Все их четыре.
Оператор заправочных станций 2 разряда
Знает технологический процесс и нормы безопасности, охраны труда, но при этом выполняет минимальное количество обязанностей.
Оператор заправочных станций 3 разряда
Знает устройство используемого оборудования, может проводить его техническое обслуживание. Также у него есть необходимые знания для ведения документации.
Оператор заправочных станций 4 разряда
Может заправлять транспортные средства, проводить осмотры и устранять мелкие неисправности в системе дистанционного управления.
Оператор заправочных станций 5 разряда
Может работать с автоматизированными системами по выдаче нефтепродуктов. Он знает их устройство и принципы технического обслуживания.
Личностные качества профессии оператор заправочных станций
Работа оператором предполагает активное взаимодействие с разными людьми, поэтому в специалистах крайне высоко ценятся следующие качества:
Оператор АЗС: что это за профессия, зарплата, особенности
АЗС можно встретить довольно часто, как внутри города, так и за его пределами. В РФ насчитывается 45 тысяч заправок, соответственно, на каждой заправке создаются рабочие места. Человек, который несёт ответственность за безопасность и перебойную работу станции, руководитель приёма бензина, масел и прочее — это оператор АЗС. Нюансы работы, доход и способ устройства, всё это разберём в статье.
Оператор и заправщик — одна и та же должность, или две разные профессии?
Некоторые ошибочно предполагают, что оператор и заправщик — это одна и та же профессия, на самом деле это не так, давайте разберём различия в таблице:
Заправщик | Оператор |
Работник станции, который заправляет прибывшие авто бензином | Кассир и продавец в одном лице |
В его обязанности входит: пока клиент оплачивает бензин, заправщик вставляет шланг и контролирует процесс | Работает в помещении, это будка или магазин с прилавком |
Иногда, заправщик сам берёт деньги и оплачивает бензин, водитель автомобиля даже не выходит на улицу | Оператор принимает оплату покупателем и запускает процесс запуска бензина через шланг, на столько литров сколько оплатил клиент |
Труд как правило физический | Так как ответственности у оператора больше, заработная плата выше заправщика |
Сотрудник находится на улице | Труд интеллектуальный |
Профессия как правило мужская | Работа преимущественно женская |
Как видите, это две разных профессии, с разными обязательствами, уровнем ответственности и доходом.
Условия деятельности
Сотрудники работают со сменный графиком 1 через 3: одни сутки работают на станции — трое отдыхают. Бывают и другие варианты смен, но встречается реже. Как правило трудоустройство официальное, представлен весь социальных пакет: страховка, больничный, отпускные. На протяжении всех рабочих суток оператор находится на станции и контролирует рабочий процесс.
Какие требования кандидатам:
В работе от оператора потребуются и такие качества, как усидчивость, внимательность, умение быстро считать, ответственность, аккуратность. Оператор должен быть устойчив к стрессовым ситуациям, а также уметь выходить из конфликтных ситуаций. Вежливость и компетентность — важные качества оператора АЗС.
Оператор должен обладать следующими знаниями:
Когда сотрудник нанимается на должность его вводят в курс дела, рассказывают всё, что необходимо знать. Сотруднику даётся время на изучение материалов и обязанностей.
Должностные обязанности
Рабочее место сотрудника располагается у кассового аппарата, в здании заправки. Сотрудник координирует работу станции, ведёт весь документооборот. Все отчёты о приёмке, передаче нефтегазовой продукции ведёт оператор.
На некоторых станциях, оператору требуется управлять заправщиками.
В случае возникновения происшествий на станции АЗС, сотрудник должен принять меры по восстановлению работы. Сотрудник должен не только знать меры безопасности, но и активно применять их: потушить пожар, вызвать скорую, пожарных и прочее.
Обязанности оператора можно поделить на три периода:
На современных заправках продаётся не только бензин, но и продовольственные товары, на некоторых даже есть кафе. Оператор должен разбираться в предложенном товаре и быть вежливым и отзывчивым.
Отпуск топлива и внештатные ситуации
Отпуск топлива и внештатные ситуации, также находятся в зоне ответственности оператора. Бензин и другие нефтепродукты предоставляются покупателям по талонам. Талоны приобретаются клиентами безналичным путём или по оплате наличными дс. Порядок, по которому учитываются талоны прописан в регламенте и инструкциях оператора.
Что входит в обязанности оператора:
Все автомобили заправляются по очереди, исключения — специальные машины (пожарные, полицейские, скорая помощь). Иностранные граждане могут оплачивать заправку только наличными и только по сервисным книжкам.
3.Продавать бензин в канистры — строго запрещено!
Какие бывают внештатные ситуации:
Обо всех нарушениях и ошибках оператор уведомляет в объяснительной (в письменной форме). Все события должны отражаться в журнале.
Оплата труда
Как видно из обязательств, работа оператором АЗС, достаточно ответственная и требует внимательности и интеллектуальных усилий. Также работа достаточно опасна. Оператором обучают в специальных сертифицированных центрах, обучение длиться 1 – 2 месяца. В обучение входит всё то нужно знать сотруднику: ассортимент, техника безопасности, оказание первой помощи, действия во внештатных ситуациях, общение с клиентами.
Доход сотрудника зависит от типа станции, её удалённости от населённого пункта, фирмы-владельца и функционала оператора. В среднем по регионам зарплата составляет 30 000 – 45 000 рублей в месяц. Больше всех получают операторы в Башкирии, до 50 000 рублей.
Работа оператором на АЗС
Работу оператором на АЗС
Оператор автозаправочной станции – должностное лицо, с которым непосредственно общается клиент, то есть вступает с ним в товарно-денежные отношения, предъявляет ему претензии, обращается за разъяснениями и т.д. Кроме того, профессиональная деятельность оператора сопряжена с использованием технически сложного и небезопасного оборудования, что требует знания пожарной безопасности на автозаправке.
Ну, и наконец, влияние постоянного соседства солидных сумм наличных денег (на фоне не всегда устраивающей оператора АЗС зарплаты) и обилия востребованного товара – моторного автомобильного топлива. Все вышеперечисленные особенности, накладывают определенный отпечаток на перечень качеств, которыми должен обладать данный работник. Это – достаточная техническая грамотность, ответственность, внимание, терпение, коммуникабельность и способность к мирному разрешению конфликтных ситуаций.
Обязанности оператора АЗС, определенные должностной инструкцией
2.1 Должностная инструкция оператора АЗС – основной документ, регламентирующий профессиональную деятельность должностного лица, осуществляющего прием, выдачу и учет нефтепродуктов на автозаправочной станции в соответствии с требованиями, установленными Правилами технической эксплуатации АЗС и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими их (автозаправок) работу.
2.2 Оператор-кассир на АЗС обязан твердо знать и неукоснительно соблюдать требования следующих Правил и инструкций:
Кроме того, современные реалии всеобщей компьютеризации требуют, чтобы оператор обладал хотя бы начальными навыками пользователя.
2.3 Непосредственным руководителем оператора АЗС является управляющий АЗС, а прямое руководство в процессе смены осуществляет ее начальник.
2.4 На протяжении рабочей смены оператору категорически запрещается покидать рабочее место, за исключением промежутков времени, установленных утвержденным распорядком дня (перерыв для принятия пищи, технологические перерывы для обслуживания оборудования и т.п.).
2.5 Оператор АЗС – лицо, несущее материальную ответственность в случае выявления недостач нефтепродуктов, финансовых средств, а также в случае полной или частичной потери (по его вине) функциональных кондиций оборудования и иного имущества АЗС.
2.6 Оператор, заступающий на смену, обязан:
Замечания, выявленные в результате вышеуказанных мероприятий, отражаются в сменном журнале. Подпись оператора-кассира АЗС о принятии смены подтверждает возложение на него персональной ответственности, в том числе и материальной, за происходящее на автозаправке.
В течение рабочей смены в обязанности оператора входит:
— изучение сопроводительной документации;
— проверка уровня нефтепродуктов в поступившей емкости;
— прекращение торговли соответствующим типом топлива (оповестив клиентов посредством информационной таблички);
— замер уровня в емкости-хранилище перед сливом и запись в соответствующий раздел журнала;
— замер уровня в емкости-хранилище после слива и запись в соответствующий раздел журнала;
— внесение данных в журнал прихода топлива;
— возобновление продажи топлива.
По окончании рабочей смены оператор АЗС передает смену в соответствии с алгоритмом, описанном выше, и заполняет бланки сменной отчетности, передаваемые (совместно с итоговым кассовым чеком) на контроль управляющему АЗС.
Обучение оператора автозаправочных станций
Подавляющее большинство компаний («ООО Лукойл», ТД «Нефтьмагистраль», «Газпромнефть», ГК «Трасса» и т.д.), владеющие автозаправками в российской столице, предпочитают заполнять существующие вакансии операторов-кассиров АЗС соискателями, имеющими удостоверения оператора АЗС. Именно поэтому, претендентам, согласным с предлагаемым уровнем заработной платы, а он находится в довольно широком диапазоне (от 20 000 до 40 000 российских рублей), предлагается пройти предварительное обучение или переподготовку. Кроме того, для оператора АЗС, обучение включает прохождение стажировки и программы тренировок.
Какая зарплата у оператора АЗС?
Когда-то работа оператора АЗС считалась если и не престижной, то очень денежной, и поэтому устроиться туда было очень сложно – зачастую это делалось исключительно по знакомству. Сегодня увеличилась степень автоматизации всех процессов. И, хотя операторы АЗС все еще востребованы, их доходы существенно уменьшились, а устроиться работать на заправку далеко не так сложно, как раньше.
Требования к оператору АЗС
В целом для оператора АЗС не нужно иметь не то чтобы высшее, но даже среднее профессиональное образование (хотя когда-то в советские времена этому учили в техникумах). Сегодня все обучение проводит сама компания-работодатель.
Заправщик на АЗС должен знать правила техники безопасности, требования инструкции по охране труда, особенности эксплуатации оборудования, в том числе и очистных установок. Его также заставляют выучить правила, по которым осуществляется прием и отпуск нефтепродуктов в соответствии с законодательством. Оператор-кассир должен уметь работать с кассовым аппаратом.
А еще от оператора АЗС требуются внимательность, ответственность и аккуратность, граничащая с педантичностью.
Должностные обязанности и особенности работы
Следует отметить, что на заправках работают операторы АЗС (то есть непосредственно заправщики) и операторы-кассиры. В обязанности заправщиков входит, соответственно, заправка автомобилей. Если они протирают окна или фары, то делают это в основном для того, чтобы получать чаевые. Приемкой топлива и расчетами занимается оператор-кассир. Понятно, что оператор-кассир получает больше, но он является материально ответственным лицом, поэтому далеко не каждый оператор АЗС стремится получить эту должность. Тем более что есть заправки, где как такового полноценного кафе нет, но на оператора-кассира возлагаются и обязанности по оказанию дополнительных услуг клиентам, например, готовить чай и кофе, подогревать выпечку.
К числу основных обязанностей оператора относятся:
Важно то, что на протяжении смены оператор не имеет права покидать рабочее место, кроме нескольких установленных перерывов. Так что от таких сотрудников требуется также физическая выносливость.
Наконец, оператор АЗС несет материальную ответственность. В основном это касается только случаев выявления недостачи нефтепродуктов, а также ситуаций, когда клиенты портят оборудование (например, уезжают, забыв выдернуть шланг, и он буквально вырывается из установки).
Работа оператора АЗС
Сколько получает оператор на АЗС?
Средний уровень зарплаты оператора АЗС в России составляет 30 тысяч рублей. Разумеется, речь идет о тех сотрудниках, которые оформлены официально – сегодня таких большинство, но есть и “теневые” заработки.
Интересно, что самый высокий уровень зарплат зафиксирован вовсе не в столице. Согласно данным официальной статистики, больше всего получают заправщики в Челябинской области – порядка 55 тысяч рублей, в то время как средний уровень зарплаты в Москве – 42 тысячи рублей. Однако нужно понимать, что на столичных заправках люди стремятся работать ради солидных чаевых. В столице официально зарплата заправщикам начисляется почасово, в среднем это 55 рублей в час, бывают и более высокие расценки. В смену выходит порядка 1200-1500 рублей. В среднем уровень доходов напрямую зависит от расположения заправки и времени суток, на которые приходится смена. Например, у тех, кто работает на заправках в районе аэропорта, доход выше за счет чаевых. У тех, кто работает в ночную смену – за счет того, что там изначально выше ставка.
Примерно 40 тысяч рублей в месяц получают операторы АЗС в Красноярском крае, по 35 тысяч рублей – в Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийске, Ямало-Ненецком АО. В остальных регионах зарплаты зачастую меньше. Из-за этого получается так, что люди часто работают вахтовым методом, приезжая в столицу на пару недель (некоторые при этом так и живут при заправках).
«Забывают пистолеты в баках не только женщины»: как я работала оператором АЗС
Испытано на себе: оператор заправочной станции
Испытано на себе: оператор заправочной станции
Ради погружения в профессию оператора я еду в переулок Тихий на АЗС «Красноярскнефтепродукта». Выбор неслучайный: КНП — старейшая компания (ровесник Красноярского края, работает уже 84 года) и крупнейшая сеть в крае (насчитывает более 170 заправочных станций). В сутки на КНП заправляется 40 тысяч человек. При этом АЗС в Тихом — одна из топовых и самых популярных заправок в черте Красноярска, поэтому где, как не здесь, узнавать о тонкостях работы оператора АЗС?
Пистолеты должны быть на местах
Подъезжаем в 10 утра и видим, что работа на заправке уже кипит, водители заправляются один за другим.
«Работа на АЗС в принципе не прекращается. Операторы работают в две смены, сменяя друг друга в 8 утра и в 8 вечера, — рассказывает старший оператор станции Елена Турутина. Она на заправке КНП с 2014 года. Начинала с должности оператора и через полтора года получила повышение. — Простой нашу работу не назовешь. К концу смены порой ног не чувствуешь, а ведь нужно оставаться приветливой, чтобы водители возвращались к нам снова. Но мне моя работа нравится, старшим оператором я с удовольствием пошла, хоть и ответственности больше».
«Оператор не только продает бензин за кассой, но и принимает топливо с подъезжающих бензовозов, следит за порядком на станции, за тем, чтобы на полках всегда был товар для водителей. Многозадачность — вот основная особенность нашей профессии», — продолжает Елена, пока я осматриваюсь. Заправка в Тихом — это не только колонки с бензином и кассы и сотни спешащих водителей, это еще магазин и кафе.
Принимая смену, оператор должен обойти территорию заправки и посмотреть, всё ли в порядке, проверить, чтобы пистолеты были на месте.
Добро пожаловать по ту сторону кассы
Что ж, приступаю к делу. Основная работа оператора за кассой. Встаю и понимаю, что ничего не понимаю. Передо мной два монитора. С одним более-менее всё ясно — там видео с камер наблюдения: задача оператора следить за происходящим на заправке и уведомлять водителей по громкой связи, если что-то пошло не так. На другом мониторе — цифры и таблицы.
«Когда подходит покупатель, нужно выбрать номер нужной колонки, вбить сумму или количество литров», — объясняют мне.
Тем временем в зале появляются мои первые покупатели. Действую по схеме, но не сразу нахожу на мониторе нужную колонку, а пальцы не попадают по клавишам. Волнительно, но водители терпеливо ждут и даже улыбаются. Зря я, оказывается, боялась водительского гнева.
«На каждой заправке есть постоянные клиенты. Всех знаешь в лицо. У нас тут вообще люди хорошие, всегда приветливые», — подбадривают меня мои коллеги на один день.