в чем заключается работа методиста в отделе образования
Институты образования, будь то коммерческие или государственные, нуждаются в систематизировании процесса образовательной деятельности. За это отвечает отдельный сотрудник – методист. Это человек, от работы которого напрямую зависит качество обучения. Рассмотрим данную специальность более подробно в разных направлениях.
Кто такой методист?
Методист- это специалист, который выполняет ряд функций по организации педагогической и культурной деятельности. Методисты есть в каждой образовательной и воспитательной организации. Должность методиста не предполагает лишь одну теорию, работники не оставляют практику.
Обычно берут на эту должность педагогов со стажем работы не менее трёх лет. Поскольку человек, который знает работу изнутри, более полноценно понимает специфику этой деятельности.
Образование методиста
При принятии на работу требуется наличие высшего педагогического образования. Но существуют возможность трудоустройства и со среднем специальным образованием по специальности «Педагогика». При этом кандидат должен отлично ориентироваться в делопроизводстве, знать принципы разработки методических материалов и иметь большой стаж преподавательства.
Из личных качеств приветствуется обязательность, грамотность, внимательность и усидчивость. От работы методиста зависит организация учебного процесса в целом, усвоение слушателями учебного материала.
Востребованность методиста
На бирже труда работа методистом достаточно востребована. Это объясняется тем, что в любой образовательной системе, такой как детский сад, школа, вуз, дом культуры, развивающий центр, требуется человек этой профессии. Подобную вакансию можно встретить и в медицинских организациях, крупных туристических компаниях и центрах переквалификации. Один словом, специалист в своём деле без работы не останется.
Методист в начальных образовательных учреждениях
Простыми словами, воспитателю, музыкальному работнику, специалисту по физической культуре, психологу и логопеду методист должен выдать официальный документ с планом обучения. В нем содержатся темы и вопросы, которые должны быть рассмотрены за определённый период, указано, сколько конкретной теме отвести часов и какой должен быть результат от обучающей деятельности.
При этом методист консультирует своих коллег, предоставляет им всю необходимую учебную литературу. Особенно это касается молодых педагогов, только закончивших университет. Достаточно часто проводятся беседы с воспитателями по новым направлениям в образовании. Для выявления плюсов и минусов в работе устраиваются открытые уроки в присутствии руководителя. Профессия методиста настолько значимая, что когда отсутствует заведующая, её обязанности временно возлагаются на него.
К подбору кандидата руководство относится очень серьёзно, как правило, человека с улицы не возьмут. Сначала необходимо доказать все свои знания и умения в должности воспитателя.
Следить за наличием игрушек, необходимых развивающих материалов также должен методист. Далее на педагогическом совете решаются возникшие по этому поводу вопросы, выбираются источники финансирования других важных направлений образовательной деятельности.
Должностные обязанности методиста детского сада достаточно разнообразны. Поэтому на эту работу принимаются воспитатели с большим стажем и значительным опытом работы. Бесценный груз знаний используется для улучшения и развития практической деятельности.
Методист в школе и вузе
Деятельность специалиста в школе и вузе ещё более обширна. Методист, образование которого высшее, способен анализировать весь учебный процесс. На каждый год составляется план работы методиста, он обязан строго его придерживаться, а в конце года подготовить отчёт по своей работе. Кроме составления учебных планов, программ и расписаний, методист выполняет следующие обязанности:
И это далеко не полный список деятельности методиста, всё зависит от направленности образовательного учреждения.
Методист в домах культуры и развивающих центрах
Для организации процесса работы таких учреждений обязательно должен присутствовать в штате методист. Здесь он может в полной мере проявить свой творческий потенциал.
Зарплата
Зарплата методиста зависит от того, в каком учреждении он работает. Если это государственное учреждение, то она лишь немного превышает заработную плату рядового педагога и является средней по региону. Если это коммерческие учреждения, то здесь, как правило, зарплата выше среднего и зависит от опыта и дополнительных профессиональных знаний.
Права и ответственность
Должностная инструкция методиста чётко прописывает его права и обязанности.
Права методиста:
Если образовательный процесс не показывает эффективности, то в первую очередь ответственность будет нести методист. Кроме того, он обязан поддерживать в порядке всю необходимую документацию, заполняя все формы и таблицы, и по первому требованию предоставлять их руководству. В противном случае может лишиться премии или получить выговор. Как и любой сотрудник, он несёт ответственность за причинённый материальный ущерб в результате своей деятельности.
Карьерный рост. Плюсы и минусы специальности
Итак, рассмотрев все аспекты профессии, выделим её основные достоинства:
Основным недостатком работы методиста является небольшой заработок. Но тем, кто хочет полностью реализовать свой творческий и профессиональный потенциал, научиться находить подход к каждому человеку, она обязательно подойдет.
Профессия методист
Эта профессия получила второе рождение благодаря развитию онлайн-образования. Сегодня методисты – востребованные сотрудники, в том числе в интернете. Их ищут учебные центры, онлайн-университеты, организаторы курсов и программ дополнительного образования.
В статье расскажем, кто такой методист и что он делает. Сколько платят таким специалистам и в чем заключается их работа. Как освоить профессию с нуля.
Содержание статьи:
Кто такой методист и чем он занимается?
Корни профессии уходят в XIX век. В это время в России появились советы практикующих учителей, которые стали обмениваться опытом.
Методист – это своего рода учитель-инструктор. Что входит в его обязанности?
Может участвовать в подготовке презентаций и других материалов, которые используются на уроках.
Говоря простыми словами, методист онлайн-курсов – это человек, который организует учебный процесс и следит за его качеством. Помимо работы с педагогами, в обязанности методиста входит сбор обратной связи от учеников. Суть его работы – помогать улучшать занятия.
Например, методист образовательных программ в онлайн-школе может:
Выполнять иные задачи, связанные с организацией учебного процесса.
Методист – это профессия, требующая разносторонних знаний и навыков. Она подойдет людям с аналитическим складом ума, которым нравится работать с информацией, обрабатывать данные, искать суть, обучать.
Плюсы и минусы профессии
Сколько получают методисты?
Зарплата новичка составляет около 30 тыс. рублей в месяц. Специалист с опытом может получать от 40-50 тыс. и до 80-100 тыс. рублей. В сфере онлайн-образования встречаются вакансии, где предлагают заработок на уровне 150 тыс. рублей в месяц.
На фрилансе доход зависит от количества и сложности проектов. Например, стоимость услуг методиста при запуске нового курса может составлять 20-30 тысяч рублей. Начинающие берут за час работы порядка 300 рублей, фрилансеры с опытом – 1000-1500 рублей за час.
Самые высокие зарплаты предлагают учреждения дополнительного образования и онлайн-курсы.
Что должен знать и уметь методист?
Профессиональные знания и навыки
Как стать методистом и где учиться?
Есть два варианта: получить высшее педагогическое образование или пройти курсы.
Например, в вузах подойдут специальности: психология и социальная педагогика, психология образования, педагог начального образования, педагог школьной дисциплины. Затем необходимо получить педагогический опыт.
Второй вариант – пройти курсы в интернете. На них готовят специалистов для работы в онлайн-школах. Также они подойдут людям, которые хотят запускать свои учебные программы на профессиональном уровне. Например, бизнес-тренерам, коучам, фрилансерам.
Примеры курсов и интернете, где учат на методистов:
Название программы и ссылка на нее
Подходит новичкам, а также специалистам в области образования, которые хотят стать методистами. Вас научат составлять учебные программы, проектировать теорию и практику, мотивировать учеников, организовывать образовательный процесс и многое другое. Дипломный проект – разработка программы своего курса.
Обучение профессии с нуля. Включает программу курса, описанного выше, и дополнительные блоки. В частности, продюсирование. Вы сможете не только работать методистом, но и обучать других создавать образовательные программы.
Где искать работу?
Если вы хотите работать в школе или университете, имеет смысл отнести резюме в отдел кадров соответствующего учреждения.
Методист: чем он занимается?
Методисты разрабатывают образовательные программы и новые методики обучения. Основные требования, предъявляемые к сотруднику, – это знания государственных образовательных стандартов, основ педагогики и психологии. Методисты могут найти работу в учебных дошкольных учреждениях, школах и вузах. Чтобы получить работу, требуется высшее профессиональное образование.
Кто такой методист
планирование работы педагогического состава;
координация их деятельности;
организация семинаров, собраний и пр.
Таким образом, методист – это специалист в области образования, который координирует деятельность преподавателей, выполняет работу, связанную с организацией учебного процесса.
Методист работает совместно с другими преподавателями и решает текущие вопросы на совещаниях. Деятельность сотрудника должна упрощать работу педагогов. Главная цель общих усилий преподавателей и методиста – это повысить качество образования учащихся.
Источник фото: diana.grytsku/freepik
В чем заключаются обязанности методиста
Специалист данного профиля играет важную роль в организации учебной деятельности. В служебные обязанности методиста входит:
оказание методической помощи учителям (разработка планов и образовательных программ, проведение семинаров, тренингов, конференций и пр., знакомство с новой специальной литературой);
организация и координация работы всего коллектива (подготовка расписания занятий, расчет заработной платы, покупка новых учебных материалов);
поиск и прием на работу новых сотрудников.
Специалист обязан следить за появлением новых методик, применять наиболее эффективные из них в практической деятельности, анализировать и оценивать эффективность текущих методов работы.
Чаще должность методиста занимает опытный преподаватель, который хорошо знает свою дисциплину, методы изложения материала, сложности, возникающие в процессе обучения и организации пр.
Помимо этого работа методиста заключается в повышении квалификации работников, организации курсов дополнительного образования и пр. На сотруднике лежит большая ответственность за деятельность преподавателей и грамотное оказание образовательных услуг.
Профессиональные требования к работнику
Требования, предъявляемые к методисту, могут варьироваться в зависимости от места работы и должностных обязанностей. Наличие у сотрудника опыта работы по специальности будет играть решающую роль при приеме в должность.
Стандартными требованиями к методисту являются следующие:
высшее педагогическое образование;
знание последних методик обучения;
грамотная речь (устная и письменная);
желание развивать профессиональные навыки.
Методист высшего учебного заведения взаимодействует со студентами и преподавателями вузов, большую часть времени работает с документами, организовывает вне учебные мероприятия.
Наделен другими обязанностями методист дополнительного образования: он контролирует процесс обучения, разрабатывает учебные программы, формирует группы, присутствует на открытых уроках, готовит отчеты и т.д.
Психолог-методист работает с преподавателями и заинтересован в их профессиональном росте.
Дополнительно работодатель смотрит на наличие специальных навыков у сотрудника, к примеру, владение иностранными языками, знание ПК и стандартных офисных программ и пр.
Как стать методистом
Психология и педагогика;
Педагог начального образования;
Педагог школьной дисциплины (учитель математики, русского языка и литературы и т.д.) и др.
В некоторых случаях на работу принимают сотрудников, имеющих смежную профессию и окончивших специальный курс, позволяющий работать в должности методиста (учеба на курсе может продолжаться от 1 месяца и более).
Источник фото: prostooleh/freepik
Личностные качества методиста
Чтобы исполнять должностные обязанности, методист должен обладать определенными личностными качествами. По характеру сотрудник должен быть:
Дополнительно методист должен:
обладать аналитическим складом ума;
иметь хорошо развитые внимание и память;
иметь организаторские способности;
знать психологию человека.
Обладая данными качествами, методист добьется успеха в работе и справится с возложенными на него задачами.
Где требуются методисты
Методисты чаще всего работают в школах, различных частных образовательных центрах. Их услуги также востребованы в детских садах, колледжах, училищах, институтах и т.д.
Возможность карьерного роста
Успешное выполнение обязанностей, трудолюбие и активность могут способствовать получению методистом должности заведующего или директора образовательного учреждения. Другой схемы карьерного роста не предусмотрено.
Сколько зарабатывает методист
Заработная плата методиста зависит от его профессиональных качеств, места работы и региона проживания. В среднем по России оклад сотрудника составляет 10 000 – 30 000 руб.
Плюсы и минусы профессии
Как и любая другая должность, профессия методиста подразумевает наличие плюсов и минусов. К положительным сторонам относятся:
постоянное развитие, изучение нового материала, чтение новой профессиональной литературы;
использование творческого и интеллектуального потенциала;
Должностная инструкция методиста отдела образования
1.1. Методист отдела образования администрации Сладковского муниципального района является работником системы образования, строит свою деятельность на основе федеральных и областных законов, руководствуясь в своей работе документами: Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», решениями правительства РФ и органов управления образованием по вопросам дошкольного образования, работы школьных библиотек, начального (общего) образования, Конвенцией о правах ребенка, приказами, постановлениями, распоряжениями и другими руководящими и нормативными документами вышестоящих органов;
1.2. Методист назначается и освобождается от занимаемой должности приказом начальника отдела образования.
1.3. Методист подчиняется в своей работе непосредственно начальнику отдела образования.
1.4. На должность методиста отдела образования принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет.
1.5. Методист должен знать законодательные и другие нормативные акты по вопросам образования, уметь осуществлять контроль за деятельностью образовательных учреждений, оказывать методическую помощь в вопросах.
1. Осуществляет контроль за:
— обеспечением учащихся школ учебниками, работой школьных библиотек,
— выполнением нормативных документов по предоставлению образовательных и
— выполнением муниципального заказа на предоставление услуг дошкольного
— мониторингом обеспечения детей дошкольного возраста местами в образовательных
2. Отвечает за мониторинг состояния общего и учебного фонда школьных библиотек, мониторинг библиотечной работы, мониторинг обеспечения обучающихся учебной литературой; формирование заявок на учебную литературу, получение и распределение учебной литературы.
3. Координирует работу по внедрению ФГОС второго поколения.
4.Курирует работу постоянно действующих семинаров школьных библиотекарей, педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, районного методического объединения учителей начальных классов.
5.Формирует банк данных по результатам диагностики готовности детей к школе.
6.Готовит материалы для рассмотрения на районных совещаниях руководителей школ, Совете директоров по вопросам дошкольного образования, начального (общего) образования, работы школьных библиотек.
7.Координирует работу дошкольных образовательных учреждений по заполнению сайтов:
— информационно методического портала «Детские сады Тюменской области»
— Образование Сладковского района.
8. Исполняет приказы департамента образования и науки администрации Тюменской области, распоряжения и постановления Главы Сладковского муниципального района, приказы начальника отдела образования.
9.Ведет протоколы аппаратных совещаний с руководителями образовательных учреждений.
10.Секретарь заседаний муниципального Совета по реализации ПНП «Образование».
11.Курирует работу образовательного учреждения МАОУ Никулинская оош.
3. Должностные обязанности
3.1. Методист отдела образования своевременно готовит документы в пределах своих должностных полномочий.
3.2. Исполняет приказы департамента образования и науки администрации Тюменской области, распоряжения и постановления Главы Сладковского муниципального района, приказы начальника отдела образования.
3.3. Дошкольное образование:
3.3.1. Участвует в работе семинаров педагогических работников дошкольных образовательных учреждений;
3.3.2. Оказывает методическую помощь старшим воспитателям, воспитателям по выбору образовательных программ дошкольного образования;
3.3.3. Отвечает за выполнение муниципального заказа на предоставление услуг дошкольного образования.
3.3.4. Ведет мониторинг долгосрочной целевой программы «Основные направления развития образования и науки Тюменской области» (Формы 2-1, 2-2,2-5, 2-6,2-7)
3.3.5. Принимает участие в разработке методических и информационных материалов, диагностики.
3.3.6. Осуществляет контроль за реализацией программ дошкольного образования.
3.3.7. Координирует работу дошкольных образовательных учреждений по заполнению сайтов:
— информационно методического портала «Детские сады Тюменской области»
— Образование Сладковского района.
3.4. Начальное (основное) образование:
3.4.1.Участвует в работе семинаров районного методического объединения учителей начальных классов.
3.4.2.Оказывает методическую помощь педагогическим работникам по выбору образовательных программ начального (общего) образования;
3.4.3. Организует районную олимпиаду младших школьников.
3.4.4.Осуществляет контроль за выполнением государственных стандартов по начальному образованию.
3.4.5 Курирует работу образовательных учреждений по введению ФГОС второго поколения.
3.4.6. Принимает участие в разработке методических и информационных материалов, диагностики;
3.4.7. Оказывает и контролирует учебные, учебно-тематические планы, программы начального звена.
3.4.8. Анализирует и обобщает результаты работы учителей начальных классов.
3.5.Организация работы школьных библиотек:
3.5.1.Создает и поддерживает районную базу данных учебной литературой и осуществляет контроль за заказом, поступлением и распределением учебно-методической, программной художественной литературой.
3.5.2.Отвечает за мониторинг состояния общего и учебного фонда школьных библиотек, мониторинг библиотечной работы, мониторинг обеспечения обучающихся учебной литературой; формирование заявок на учебную литературу, получение и распределение учебной литературы
3.5.3. Осуществляет координацию в работе семинаров школьных библиотекарей.
3.5.4. Организует методическую и консультационную помощь школьным библиотекарям.
3.5.5. Осуществляет контроль за выполнением законодательства и других нормативных актов и инструкций по библиотечному делу.
Методист РМК обязан:
· исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих, в порядке подчиненности, руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
· поддерживать уровень квалификации, достаточный для осуществления своих должностных обязанностей;
· соблюдать установленные в администрации района правила внутреннего распорядка, нормы служебной этики, должностные инструкции, порядок обращения со служебной информацией;
· не совершать действий, затрудняющих работу, а также приводящих к подрыву авторитета работника администрации района;
· сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну, а также ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Должностная инструкция методиста
1. Методист относится к категории специалистов; назначается на должность и
освобождается от нее приказом директора учреждения по представлению
2. На должность методиста назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы (от 2 до 5 лет; от 5 до 8 лет; от 8 до 12 лет; свыше 12 лет) или стаж работы в должности методиста (инструктора-методиста) не менее (1 года; 3 лет) или квалификационную категорию (II, I, высшую)
3. Назначение на должность методиста (инструктора-методиста) и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению
4. Методист должен знать:
4.1. Конституцию Российской Федерации.
4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Конвенцию о правах ребенка.
4.4. Принципы дидактики.
4.5. Основы педагогики и возрастной психологии.
4.6. Общие и частные технологии преподавания.
4.7. Методики владения и принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности.
4.8. Систему организации образовательного процесса в учреждении.
4.9. Принципы и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов по специальностям, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации.
4.10. Методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы в учреждениях.
4.11. Принципы организации и содержание работы методических объединений педагогических работников учреждений.
4.12. Основы работы с издательствами.
4.13. Принципы систематизации методических и информационных материалов.
4.14. Основные требования к аудиовизуальным и интерактивным средствам обучения, организации их проката.
4.15. Содержание фонда учебных пособий.
4.16. Основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
6. На время отсутствия методиста (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
1. Организует методическую работу образовательных учреждений, фильмотек, методических, учебно-методических кабинетов (центров).
2. Анализирует состояние учебно-методической (учебно-тренировочной) и воспитательной работы в учреждениях и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности.
3. В учреждениях дополнительного образования участвует в комплектовании учебных групп, кружков и объединений обучающихся.
4. Оказывает помощь педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения.
5. Принимает участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений.
6. Составляет учебные, учебно-тематические планы и программы по дисциплинам и учебным курсам.
7. Организует разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно-методической документации, пособий (учебных дисциплин, типовых перечней оборудования, дидактических материалов и т.д.).
8. Анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы учреждений.
9. Обобщает и принимает меры по распространению наиболее результативного опыта руководителей и специалистов учреждений.
10. Организует и координирует работу методических объединений педагогических работников.
11. Организует и разрабатывает необходимую документацию по проведению конкурсов, выставок, олимпиад, слетов, соревнований и т.д.
12. Оказывает консультативную и практическую помощь педагогическим работникам учреждений образования по соответствующим направлениям деятельности.
13. Участвует в организации повышения квалификации и переподготовки работников по соответствующим направлениям.
14. Организует работу по научно-методическому обеспечению содержания образования.
15. Участвует в разработке перспективных планов издания учебников, учебных пособий, методических материалов, подборе их авторов.
16. Оказывает помощь авторам в подготовке к изданию соответствующих пособий.
17. Информирует учебно-методические кабинеты и образовательные учреждения об издающихся учебниках, учебных пособиях, видеоматериалах, аудиовизуальных и других средствах обучения и анализирует потребность в них учреждений.
18. Воспринимает и ретранслирует информацию по передовым технологиям обучения и воспитания отечественного и мирового опыта.
19. Организует обслуживание абонентов фильмотеки и изучение содержания пособий.
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
Методист несет ответственность: