в чем заключается работа мерчендайзера в супермаркете
Функции и основные обязанности мерчендайзера
На сегодняшний день работа мерчендайзером является одной из наиболее доступных для тех людей, которые интересуются удачными стартапами, а также последующим карьерным ростом. При этом стоит отметить, что специалисты такого профиля являются в наши дни весьма востребованными, так как сфера ритейла развивается непрерывно. Однако многие люди даже не знают о том, что это за профессия, какие есть обязанности мерчендайзера и чем он вообще занимается.
Кто это?
Само слово merchandise в переводе с английского имеет несколько значений, так как это товар, товароведение и даже всевозможная атрибутика. Обязанности мерчендайзера – это специализация на товарах, поэтому такие специалисты присутствуют во всех организациях. В странах СНГ данная профессия представляет собой то же самое, что и на Западе. Это сотрудники, которые непосредственно отвечают за стимулирование сбыта. Другими словами, основные обязанности мерчендайзера включают в себя максимальное увеличение объемов продаж в различных торговых точках.
В чем заключается его работа?
Вопреки обывательскому мнению, работа мерчендайзером вовсе не означает исполнение обязанностей в виде выкладки товаров на полки супермаркета. На самом деле повышение объема продаж, а также стимулирование сбыта представляют собой результат комплексного подхода к этим процессам, который включают в себя целый ряд действий.
Таким образом, обязанности мерчендайзера включают в себя следующее:
Такой перечень обязанностей может расширяться или же конкретизироваться в зависимости от того, какие перед компанией или же конкретным магазином ставятся цели, а также какая компанией ведется ценовая, торговая и ассортиментная политика. Другими словами, рассматривая должностные обязанности мерчендайзера, можно определить их только приблизительно, так как функционал может различаться даже между несколькими коллегами, работающими в одной компании, но находящимися на разных объектах.
Мерчендайзер в супермаркете
Супермаркет и гипермаркет представляют собой наиболее популярные и при этом самые перспективные форматы работы в сфере ритейла. Ведь именно в таких магазинах самообслуживания наиболее часто являются востребованными мерчендайзеры.
В данном случае все вполне логично, так как именно в этих условиях правильное выполнение обязанностей мерчендайзера представляет собой одну из ключевых гарантий того, что будут увеличиваться продажи, а также будут более эффективно продвигаться различные продукты на действующем рынке.
Для сравнения
В небольших торговых точках, в которых не предусматривается полное самообслуживание, технология выкладки товара не представляет собой нечто особенное, и это обуславливается тем, что главной целью соблюдения определенной технологии является психологический эффект, оказываемый на покупателя. К примеру, обязанности мерчендайзера (для резюме это особенно важно) включают в себя расположение дорогостоящих товаров на уровне глаз посетителя, постоянное обеспечение эффекта наличия ассортимента, а также еще множество других задач, и при ином формате продаж тратиться на профессионального специалиста в этой области практически бессмысленно.
Мерчендайзер в интернет-магазине
Достаточно часто на различных специализированных площадках можно увидеть различные объявления о том, что на данный момент разыскивается человек, который будет работать на должности мерчендайзера в интернет-магазине. При этом у многих людей возникает вполне закономерный вопрос: «Какие есть обязанности мерчендайзера магазина такого формата, если этот специалист обслуживает ритейл-зону?»
На самом деле, если рассматривать изначальное название профессии и ее смысл, то, конечно же, применение этому сотруднику найти невозможно, но в такой ситуации работодателями просто-напросто подменяются понятия, и в действительности же на работу требуется маркетолог. Конечно, в принципе эти специалисты имеют примерно схожие обязанности.
Именно по этой причине, если вас интересует такая должность, вы должны обращать свое внимание на формат продаж, который заявляется работодателем, так как обязанности мерчендайзера на торговой точке значительно отличаются от того, какие функции выполняет этот специалист в интернет-магазине.
Супервайзер мерчендайзеров
Для непосвященных людей профессия супервайзера является еще более необычной по сравнению с мерчендайзером. Однако на самом деле они являются непосредственно связанными между собой, ведь супервайзер – это тот человек, которым устанавливается, что входит в обязанности мерчендайзера, а также который контролирует выполнение этих обязанностей.
Работа супервайзера является в преимущественном большинстве случаев аналитической, то есть он занимается тщательным сбором информации касательно роста сбыта в тех торговых точках, которые находятся в его компетенции. Обязанности, связанные с передачей такой информации, уже лежат непосредственно на мерчендайзерах, которыми осуществляется обслуживание конкретных точек.
Однако, несмотря на то, что супервайзер занимает по сути руководящую должность, у него нет права на то, чтобы принимать или увольнять с работы специалистов, а также накладывать какие-либо дисциплинарные взыскания на своих подчиненных. Другими словами, если определенным специалистом не выполняются корректно должностные обязанности мерчендайзера магазина, то в таком случае он может только доложить об этой проблеме ответственным лицам. Функции же самого супервайзера ограничиваются исключительно систематизацией предоставленной ему информации, последующей передачей результатов анализов более высокому руководству, а также предоставлением им также собственных выводов и определенных рекомендаций в плане того, как организовать работу и стимулировать сбыт в дальнейшем.
Нередко случается так, что обязанности супервайзеров включают в себя также разработку планограммы, то есть того, каким образом должна выглядеть схема выкладки товара на полки магазинов. Но такое происходит не так часто и в целом является противоречащим основному смыслу этой должности, так как подобные действия предусматривают профессиональный подход и представляют собой непосредственную обязанность самих мерчендайзеров.
Какими бывают мерчендайзеры?
Рассматривая основные обязанности мерчендайзера, нельзя не сказать о том, что в зависимости от инструкции, а также места работы таких специалистов они распределяются на две основные категории:
В чем их отличия?
Отличия между этими специалистами являются очевидными и непосредственно вытекают из названия данной должности. Таким образом, мобильный, или, как его еще называют, визитный, мерчендайзер не закреплен за какой-то конкретной торговой точкой, и он должен последовательно посещать различные магазины в торговой сети для того, чтобы поочередно выполнять рабочий функционал в каждом из них. Стационарный мерчендайзер же, наоборот, постоянно обслуживает какой-то конкретный магазин. Конечно, предусматривается возможность перемещения специалиста из одной точки в другую, но это также будет иметь постоянный характер.
Также есть еще одна разновидность, которая совмещает в себе одновременно признаки каждой категории, – это универсальный мерчендайзер. Такой специалист имеет достаточно гибкий график работы, который предусматривает выполнение обязанностей сотрудников каждой категории в зависимости от того, какая на данный момент перед ним стоит задача.
Резюме и дальнейшая работа
Для того чтобы вы правильно составили резюме, которое в конечном итоге действительно бы заинтересовало работодателя, вам нужно знать, какие основные требования выдвигаются к соискателям. Конечно, их перечень может достаточно сильно изменяться, но основными моментами являются следующие:
Нужны ли какие-то навыки?
Если же говорить о каких-то специализированных навыков, то, в принципе, их наличие у вас является необязательным, но если в бланке «Обязанности мерчендайзера», для резюме предусмотренном, вы отметите, к примеру, умение заниматься конкурентным анализом, а также владение технологиями выкладки товаров, то в таком случае у вас будет значительно больше шансов на то, что в конечном итоге вы получите эту работу.
Как составить резюме?
В тех случаях, когда для вас желаемой должностью является мерчендайзер, в обязанности которого входит также поддержание ассортимента и управление остатками, немаловажным будет также иметь опыт в работе с профильным программным обеспечением, при помощи которого осуществляется учет различных товарно-материальных ценностей.
Если у вас есть такой навык, то в таком случае вам обязательно нужно указать его в графе «Обязанности мерчендайзера». Для резюме такие сведения будут весомым плюсом. Если же вы не знаете ничего из этой области, то не приукрашивайте собственные умения и знания, так как в противном случае вас могут уволить еще в самом начале вашего испытательного срока.
Кто такой мерчендайзер и чем он занимается на работе?
Мерчендайзер – профессия, которая появилась в России относительно недавно. Многие думают, что он занимается только выкладкой товара и пополнением торгового зала.
Но на самом деле обязанности мерчендайзера намного шире.. Журнал «КтоТакой» собрал всю нужную информацию по этой профессии.
Кто такой мерчендайзер
Мерчендайзер – человек, который следит за наличием всего ассортимента продукции компании в розничной точке и расположением товаров или рекламы о них в наиболее привлекательных для покупателя местах.
Задача мерчендайзера – разместить товар в магазине так, чтобы продукты не конкурировали между собой, а дополняли друг друга, и объем продаж увеличивался.
Профессия появилась в 30-е годы 20 столетия в США. Компании разрабатывали стратегии, как не затеряться среди конкурентов и привлечь покупателей. Возникла надобность в человеке, который будет планировать и стимулировать сбыт продукции.
Так и появился мерчендайзер, что в переводе с английского буквально обозначает «специалист по товарам».
Для России эта профессия новая, первые мерчендайзеры приступили к работе в конце 90-х, но все более востребована. Сегодня грамотную и красивую выкладку можно у видеть не только в гипермаркетах и супермаркетах, но и в небольших районных магазинчиках.
Мерчендайзер отвечает за выкладку товаров в магазине
Виды мерчендайзеров
Мерчендайзеры делятся на две категории, в зависимости от обязанностей и места работы:
Мобильный мерчендайзер
Его еще называют визитным, потому что он не закреплен за какой-то конкретной розничной точкой. Он привязан к определенной торговой марке, а не месту продажи. Мобильный мерчендайзер посещает разные торговые точки, согласно своего графика: одни каждый день, другие – реже. Все зависит от объема продаж и поставок товара.
Также визитный мерчендайзер инструктирует персонал магазина о грамотной выкладке продукции и контролирует ее.
Мобильный мерчендайзер работает в разных магазинах
Стационарный мерчендайзер
Закреплен за одной или несколькими фиксированными категориями товара в одном магазине или торговом центре. Это может быть и продукция брендов, конкурирующих между собой. В его обязанности входит эстетичная выкладка товаров на полках, независимо от их торговой марки.
Главная задача стационарного мерчендайзера – выгодно представить товар и обеспечить комфорт покупателям магазина. В основном профессия востребована в крупных супермаркетах.
Должностные обязанности мерчендайзера
На первый взгляд может показаться, что мерчендайзер занимается только выставкой товара на стеллажи. Но у него более важные функции, задания и цели:
Планограмма – схема выкладки товаров на торговом оборудовании (полках, стеллажах и т.д.), где указано закрепленное за товаром место с учетом цены, объема и количества рядов. Составляется на основе анализа поведения покупателей и требований поставщиков.
При этом мерчендайзер должен четко следить за объемом и количеством рядов товара на полке, чтобы его не потеснила продукция других торговых марок.
Некоторые компании включают в обязанности мерчендайзеров наблюдение за работой конкурентов: появление новинок, проведение акций, изменения цен и т.п.
Читайте на страницах «КтоТакой.com» — Кто такой агроном и сколько он зарабатывает?
Преимущества и недостатки в работе мерчендайзером
В работе мерчендайзером, как и в любой другой, есть свои преимущества и недостатки.
Плюсы
К плюсам можно отнести:
Начиная с должности мерчендайзера, можно легко продвинуться по карьерной лестнице. Стать в дальнейшем торговым представителем, супервайзером, региональным директором, или перейти на работу в офис: в отдел маркетинга, продаж или закупок.
Читайте так же в журнале «КтоТакой» — Кто такие айтишники и что они делают? Как стать «айтишником»
Минусы
Недостатки работы мерчендайзера:
Часто компании штрафуют за не соответствующую планограмме выкладку товара, а также перекладывают на мерчендайзеров ответственность за не обновленные ценники и просроченную продукцию.
Зарплата мерчендайзера
В 2020 году профессия мерчендайзера довольно востребована на рынке труда. Его заработная плата зависит от компании, в которой он работает, от региона и от занятости (полный или неполный рабочий день).
Также на размер оплаты влияет наличие автомобиля, образования и других навыков, полезных для работодателя. В основном мерчендайзеры получают фиксированный оклад и бонусы от продажи продукции. Поэтому многие пытаются совместить работу на двух-трех фирмах и заработать побольше.
По России средняя зарплата мерчендайзера в 2020 году составляет 27 тысяч рублей в месяц, в Москве ненамного выше – 30 тысяч рублей.
Любой компании, занимающейся оптовой или розничной торговлей, нужен мерчендайзер. От его профессионализма зависит успех компании, т.е. насколько она способна конкурировать с предприятиями подобного профиля.
Мерчендайзер: кто это?
Торговая сфера изобилует рабочими профессиями. Любой товар нужно упаковать, отсортировать, доставить по назначению, а затем красиво расставить на полки. Если с первыми задачами прекрасно справляются упаковщики и грузчики, то вот с последней бывают проблемы. Конечно, в небольшом розничном магазине с этим прекрасно справится продавец и подсобные работники. Но как быть, если речь идёт тысячах банок и упаковок в крупном супермаркете?
Чем занимается мерчендайзер
Профессия мерчендайзера появилась с развитием огромных торговых сетей. В переводе с английского – это «торговец», нечто вроде советского товароведа, но со своей рыночной спецификой.
У производителей по мере роста конкуренции возникла необходимость повышать спрос на свой товар и сбывать его эффективнее. Это комплексная задача, которая зависит и от эффективной рекламы, и от упаковки, и от самой банальной вещи – расстановки товара на полках. Именно этим занимаются мерчендайзеры в супермаркетах.
С этой задачей прекрасно справляются люди без специального образования и опыта. Однако работа мерчендайзера на самом деле куда более творческая и тонкая, как может показаться на первый взгляд.
Мерчендайзер контролирует количественный состав товара на полке;
Отвечает за увеличение занимаемого места, договаривается с руководством супермаркета;
Участвует в промо-акциях и рекламных кампаниях;
Изучает спрос на определенные товарные позиции, составляет отчеты и вносит предложения для своего руководства;
Оценивает продажи и сравнивает их с товарами-конкурентами;
Отслеживает количество товара на складе, остаток и дневной спрос на него.
В идеале мерчендайзер должен сделать так, чтобы товар сам себя продал. Чтобы покупатель взял в его с полки, удостоверился в качестве и принял решение купить безо всяких консультаций и помощи продавцов-консультантов. Тем более, что в крупном супермаркете, как правило, работникам некогда объяснять и консультировать.
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik
Рабочие обязанности мерчендайзера
В профессии мерчендайзера очень много специфических вещей, чтобы сравнивать его просто с грузчиком, продавцом или товароведом. Обязанности мерчендайзера гораздо шире:
Переговоры с поставщиками и заказчиками;
Проведение промо-акций (дегустации, раздача рекламных материалов и т.д.);
Поиск новых клиентов и точек сбыта;
Отслеживание поставок в уже налаженные точки, количества и качества товара;
Проверка состояния товара, целостности упаковки, сроков годности, положения на полках и т.п.;
Сбор информации об аналогичном товаре конкурентов (спрос, цена, формат и т.д.).
Условия труда мерчендайзеров, рабочий день
Как правило, мерчендайзеры трудятся на выезде, непрерывно курсируя между несколькими точками. Однако это не обязательное условие.
Визитные мерчендайзеры действительно вынуждены постоянно посещать несколько магазинов и, как правило, сами помогают разгружать товар и расставлять его на полки.
Однако мерчендайзер может стационарно находиться в одной торговой точке. Как правило, к такому формату работодатель прибегает, если есть необходимость раскрутить новый продукт, либо на его товары есть устойчивый и сильный спрос.
Есть также мерчендайзеры, которые трудятся на компанию-посредника по агентскому договору. Они выполняют обязанности и мобильных, и стационарных мерчендайзеров в зависимости от необходимости.
Впрочем, как правило, мерчендайзеры работают напрямую от производителя на полную ставку и стандартный рабочий день. Бывают также и сменные графики.
Как устроиться на работу мерчендайзером
Одно из преимуществ этой профессии – для трудоустройства, как правило, не требуется опыт работы. Поэтому устроиться мерчендайзером может даже студент, в качестве подработки или обычной практики. Поэтому в этой сфере практикуется как полная, так и частичная занятость.
Бывают случаи, когда компании берут готовых специалистов с дипломом экономического вуза или торгового техникум, однако, большинство предпочитает брать новичков и обучать их с нуля самостоятельно. Это более распространенная практика, поскольку хороший мерчендайзер должен сначала досконально изучить ассортимент компании.
Требования к мерчендайзеру
Практически во всех вакансиях по позиции мерчендайзера перечислены следующие требования:
готовность к плавающему графику работы;
знание специальных программ, начиная от Microsoft Office и заканчивая 1С: Бухгалтерия;
наличие санитарной книжки;
опыт работы не обязателен, но приветствуется;
наличие личного автомобиля и смартфона (опционально).
Помимо прочего часто встречаются и совмещенные вакансии – мерчендайзера-грузчика. Иными словами, от соискателя понадобятся хорошая физическая выносливость.
Также в свежих вакансиях для мерчендайзеров упоминаются стрессоустойчивость, умение работать в коллективе, хорошая память, внимательность. Работа у мерчендайзеров действительно интенсивная, требующая аккуратности и ответственности.
Средняя зарплата мерчендайзеров
Источник фото gpointstudio/freepik
Сколько зарабатывают мерчендайзеры в среднем подсчитать довольно затруднительно. Оплата начисляется, как правило, исходя из отработанных часов, и выплачивается на руки. В среднем мерчендайзер получает от 25 тысяч рублей, хотя в Москве оплата может доходить до 60 тысяч рублей.
При условии частичной занятости и подработки мерчендайзером зарплата может составлять около 15 тысяч рублей в месяц.
Плюсом будут дополнительные навыки, аналогичный опыт или торговое образование. В этом случае зарплата мерчендайзера может достигать 40 тысяч рублей с перспективой повышения до администратора или супервайзера.
Плюсы и минусы работы мерчендайзером
возможность использовать как подработку;
как правило, официальное оформление по Трудовому кодексу;
Мерчендайзер
Мерчендайзер
Мерчендайзер
Одни считают, что мерчендайзер – это грузчик, который доставляет продукцию в торговый зал. Другие уверены, что у этой работы много общего с должностью товароведа. На самом деле, этот термин подразумевает многопрофильного специалиста, от которого напрямую зависят комфорт покупателей и уровень продаж конкретной организации. Направление подходит энергичным и амбициозным людям, настроенным на карьерный рост в сфере торговли. Для трудоустройства не обязательно иметь высшее образование, достаточно знать, какими качествами должен обладать соискатель и чем ему придется заниматься.
Кто такой мерчендайзер
Мерчендайзеры – это сотрудники торговых точек, отвечающие за пассивное продвижение предлагаемого товара.
Старт развития направления в России пришелся на конец XX-го века. Специально обученные люди начали особым образом раскладывать товар на прилавках, привлекая внимание потребителей. Сегодня принципы направления используют не только гипермаркеты или изысканные бутики, но и совсем маленькие магазины эконом-класса.
Классификация работников в сфере мерчендайзинга:
Мерчендайзер – это не просто грузчик или товаровед, следящий за наполнением ассортимента на прилавках. Это человек, от которого во многом зависят уровень продаж торговой точки и отношение к ней клиентов.
Мерчендайзинг – это динамичная наука. Она не стоит на месте и требует быстрого реагирования на смену тенденций.
Сфера работы сотрудника
Со стороны кажется, что должностные обязанности мерчендайзера ограничиваются выгрузкой товара на опустевшие места прилавков. Многие уверены, что с этим справился бы любой грузчик, и ничего сложного в этом нет. На практике у специалиста этого профиля намного больше функций, задач и целей. Качество работы сотрудника напрямую влияет на показатели продаж конкретной торговой точки.
Базовые обязанности мерчендайзера:
Крупные компании дополнительно включают в должностные обязанности сотрудника оценку работы прямых конкурентов. Это подразумевает отслеживание у них динамики цен, появления новинок, проведения акций и другие важные с точки зрения маркетинга мероприятия. Все, что делает мерчендайзер, направлено на увеличение продаж и повышение интереса потребителей к определенным торговым маркам.
Требования к соискателям
Пассивное продвижение товара не всем окажется по силам. Человек на этой должности вынужден много трудиться физически и при этом обращать внимание на перечень важных нюансов. Умение работать в режиме многозадачности – основное требование к претендентам на место.
Еще мерчендайзер должен обладать такими качествами:
В зависимости от того, чем занимаются мерчендайзеры на рабочем месте, соискателю могут понадобиться навыки обращения с компьютером и современными гаджетами. Зачастую компании придерживаются строгих возрастных рамок при наборе сотрудников и отдают предпочтение молодежи. В ряде случаев обязательным условием рассмотрения резюме становится наличие высшего образования в области маркетинга, рекламы или торговли.
Плюсы и минусы специальности
Часто молодые люди идут в мерчендайзеры с целью заработать денег во время каникул или приобрести опыт работы в сфере торговли. Основными достоинствами направления они называют то, что для него обычно не требуется наличие высшего образования, а график предоставляется плавающий или свободный.
Профессия мерчендайзер имеет еще немало преимуществ:
Такой работник обычно посвящен сам себе, ему очень редко приходится общаться с покупателями напрямую. Для работников пассивных продаж часто организуют тренинги за счет компании, что позволяет им поднять уровень своей квалификации и научиться чему-то новому.
Все перечисленные недостатки направления относительны и при правильном подходе к организации дня их реально избежать. Главное, изначально изучить нюансы должностной инструкции и задать руководителю интересующие вопросы, чтобы потом не было недопонимания.
Где учиться на мерчендайзера?
Вузов, готовящих непосредственно к профессии мерчендайзера, пока нет. Организации с удовольствием принимают на работу выпускников школ и студентов, если они соответствуют базовым требованиям. Встречаются компании, отдающие предпочтение соискателям, которые знают, что такое основы маркетинга.
Зарплата сотрудника и перспективы карьерного роста
На уровень зарплаты мерчендайзера влияют особенности его графика, степень загрузки, перечень обязанностей, наличие автомобиля, мобильность сотрудника. Начинающий специалист получает 10 – 15 тыс. рублей при условии плавающего графика и неполного рабочего дня. Чтобы повысить уровень заработной платы рекомендуется устроиться сразу в 2-3 компании, что не запрещено. Опыт работы, прохождение профильных курсов, приобретение полезных навыков стимулируют рост прибыли. Нередки случаи, когда мобильный мерчендайзер придерживается свободного графика и при этом зарабатывает 50 — 70 тыс. рублей.
Со временем сотрудник по раскладке товара может перейти в центральный офис компании и продолжить работу в отделе маркетинга. Специалисты, закрепленные за магазином, становятся менеджерами по товару, супервайзерами и даже занимают руководящие посты. Должность мерчендайзера дает одинаково хорошие шансы на карьерный рост в области торговли или коммерции.