в чем заключается работа материалиста
Обязанности бухгалтера по материалам и основным средствам
Устанавливающий документ
Обязанности, как и права, не могут быть необоснованными. Предприятие, принимая на работу сотрудника, выдает ему документ, который именуется должностной инструкцией. Согласно его положениям, работник обязан организовывать свои трудовые действия. Если рассматривать работу бухгалтера, то должностная инструкция вне зависимости от области учета содержит следующую информацию:
Документ подписывает начальник подразделения, новоиспеченный сотрудник и главное лицо юридического отдела предприятия. Заверяя свое согласие с условиями работы, бухгалтер должен выполнять обязанности и нести за недочеты материальную ответственность. Кроме того, при обнаружении нарушений законодательства специалист может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.
Требования к квалификации
Обязанности бухгалтера по материалам бюджетного учреждения или коммерческого предприятия начинаются с соответствия необходимым требованиям квалификации. Специалист материального стола – должность достаточно серьезная. Для качественного ведения учета на этом участке финансовой деятельности предприятия бухгалтеру потребуется опыт работы и соответствующий уровень образования. Большинство работодателей согласны принять на должность специалиста по учету материалов со средне-специальным или высшим экономическим профильным образованием.
Однако главным требованием к кандидату является стаж работы бухгалтером в любой или выбранной области. Обычно этот срок составляет 3 года. За это время специалист успевает приобрести необходимый для работы опыт. В качестве подтверждения работодатель направляет запрос к бывшему начальнику соискателя или полагается на записи в трудовой книжке.
Знание – сила?
Обязанности бухгалтера по материалам были бы невыполнимы без определенного багажа знаний. Профессия требует постоянного обучения: законодательство вносит поправки ежегодно, а то и чаще. Требования к ведению бухучета также активно совершенствуются, чем бухгалтер, несомненно, должен искренне интересоваться в целях повышения собственной квалификации. Должностная инструкция, устанавливающая обязанности бухгалтера по материалам в бюджете или на коммерческом предприятии, прежде всего содержит пункт «Должен знать».
Какими знаниями нужно обладать, чтобы справиться с учетом МПЗ? Перечислим основные из требований. Бухгалтер по материалам (или ОС) должен владеть актуальными знаниями о:
Работодатель вправе дополнить перечень требований к знаниям бухгалтера о ведении учета МПЗ.
Обязанности бухгалтера по материалам
Специалист материальной группы, в зависимости от условий и требований работодателя, может заниматься учетом не только МПЗ, но и основных средств, товаров, нематериальных активов, т. е. всей группой МПЗ и ТМЦ или отдельной категорией. Конечно, если предприятие небольшое, то справиться с обязанностями сможет и один бухгалтер. На обширном производстве материальную группу составляют несколько специалистов.
Какие действия должен осуществлять бухгалтер по материалам? Это ежемесячное и непрерывное ведение учета МПЗ с выполнением всех действий, которые требует его организация:
Кроме того, как и специалист другой области учета, бухгалтер по материалам должен соблюдать и общие требования, такие как действие согласно закону, четкое соблюдение ПБУ и инструкций по ведению бухучета, а также внутренних распоряжений предприятия.
Обязанности бухгалтера по ОС
Основные средства напрямую влияют на производственный процесс, его эффективность и общее качество работы организации. Обязанности бухгалтера по материалам и основным средствам достаточно похожи, т. к. обе группы – это основные активы предприятия. Учет ОС происходит несколько иначе, чем для МПЗ, но в корне не сильно отличается от него. Зачастую специалист одновременно занимается и материалами, и основными средствами.
Бухгалтер по ОС должен выполнять следующие обязанности:
Ответственность
Обязанности бухгалтера по материалам на производстве или в другой отрасли должны выполняться. При их нарушении возможно наступление разных видов ответственности: дисциплинарной, материальной, административной или даже уголовной. Финансовые преступления в современном обществе наказываются строго. Бухгалтер – лицо, которое призвано не допускать нарушений в экономических отношениях юридического лица и других субъектов. При обнаружении недостач специалист по материалам ответственен за их погашение.
Бухгалтер по материалам – квалифицированный специалист, эрудированный в областях закона и права, бухгалтерского учета и экономики. Заинтересованный в своей компетентности и профессионализме сотрудник соблюдает все требования по учету МПЗ или ТМЦ, успешно осуществляя контроль за движением и использованием активов этой группы.
Должностная инструкция бухгалтера по учету ТМЦ: структура документа
Исходя из сложившейся на российских предприятиях практики, ДИ бухгалтера по учету ТМЦ может состоять из следующих ключевых разделов:
Рассмотрим, какого рода положения могут быть включены в ДИ с учетом требований НПА, в которых зафиксированы основные профессиональные стандарты и квалификационные критерии бухгалтеров. Речь идет о постановлении Минтруда России от 21.08.1998 № 37, а также приказе Минтрудсоцзащиты России от 21.02.2019 № 103н.
ДИ бухгалтера по учету материалов: общие положения
К наиболее характерным пунктам данного раздела ДИ бухгалтера можно отнести пункт, устанавливающий, что бухгалтером по учету ТМЦ может быть специалист с высшим или средним образованием и стажем работы 3 года и более. Данное положение отражает соответствие специалиста:
Иные пункты данного раздела ДИ в целом типичны для большинства других должностных инструкций. Они могут отражать то, кому подчиняется бухгалтер по материалам, какими нормами он должен руководствоваться, а также описывать порядок передачи полномочий специалиста в периоды его отсутствия на работе.
Раздел о квалификационных требованиях
В данном разделе описываются знания, необходимые бухгалтеру. Наиболее актуальными для бухгалтера по работе с ТМЦ можно назвать знания:
Следующий ключевой раздел инструкции — функциональные обязанности. Изучим его специфику.
Функциональные обязанности бухгалтера по материалам
Специалист, занимающий рассматриваемую должность, чаще всего имеет следующие обязанности:
Как и любой другой наемный сотрудник, бухгалтер по учету ТМЦ имеет права. Они также фиксируются в ДИ.
Права бухгалтера по материалам
Речь может идти о правах:
И еще один ключевой раздел ДИ бухгалтера по материалам — тот, в котором фиксируются механизмы ответственности специалиста.
Раздел ДИ об ответственности
Бухгалтер по материалам, как и большинство других наемных специалистов, ответственен:
Кроме основных разделов ДИ бухгалтера, рассмотренных нами, рекомендуется включать в ее структуру дополнительные разделы, в которых будут фиксироваться:
Неправильное хранение документов может повлечь за собой немалый штраф для организации. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте ответ эксперта на вопрос о сроке хранения должностных инструкций.
Где можно ознакомиться с образцом ДИ
Скачать образец должностной инструкции бухгалтера по материалам, подготовленный нашими экспертами, вы можете на нашем специализированном портале.
Итоги
Должностная инструкция бухгалтера по материалам содержит как общие для должностных инструкций положения, так и те, что характерны исключительно для рассматриваемой должности. Следует понимать, что изученная нами структура ДИ не является закрытой. В зависимости от текущих задач менеджмента фирмы, кадрового отдела она может быть дополнена иными положениями и разделами.
Ознакомиться с иными нюансами кадрового менеджмента на российских предприятиях вы можете в статьях:
Должностная инструкция бухгалтера по материалам
Трудовое право не регламентирует разработку специальных документов, определяющих круг обязанностей, прав и ответственности каждого специалиста на предприятии. Однако на практике должностная инструкция бухгалтера по материалам является организационно-распорядительным документом, знакомство с которым происходит в момент заключения трудового контракта.
Образец должностной инструкции бухгалтера по материалам
Утверждаю
[название должности, подпись, расшифровка уполномоченного для утверждения лица – обычно это руководитель]
[дата визирования]
Должностная инструкция бухгалтера по материалам [наименование организации, учреждения]
Основанием для разработки и утверждения настоящей должностной инструкции служат нормы ТК РФ, приказ Минтруда № 1061н от 22.12.2014. При составлении задействованы и другие нормативные акты, определяющие правоотношения между работодателем и работником.
1. Общие положения
1.1. Основанием для назначения является приказ руководителя учреждения.
1.2. К соискателю выдвигается обязательное требование о среднем профессиональном образовании в сфере финансов, подтверждённое дипломом. Стаж и опыт работы в сфере учёта значения не имеют.
1.3. Специалист находится в подчинении главного бухгалтера предприятия.
1.4. Теоретическая подготовка бухгалтера по материалам должна включать общие вопросы права и экономики, а также специальные вопросы:
2. Должностные обязанности
Функционал бухгалтера по материалам [наименование организации, учреждения] представлен:
2.1. Ведением бухгалтерского учёта по принадлежащим предприятию материалам.
2.2. Расчётом фактической себестоимости материалов.
2.3. Приёмом и обработкой первичной документации.
2.4. Отражением на счетах бухучёта всех операций с материалами.
2.5. Калькуляцией по фактической стоимости материалов с учётом произведённых затрат.
2.6. Составлением актов сверки с контрагентами.
2.7. Подготовкой отчётов в рамках своей деятельности.
2.8. Решением вопросов дебиторской и кредиторской задолженности.
2.9. Инвентаризацией материалов.
2.10. Ведением и хранением документации.
2.11. [Иной функционал с учётом специфики работы учреждения].
3. Права
Бухгалтер по материалам правомочен требовать и получать:
3.1. Полный социальный пакет, предусмотренный нормами трудового права РФ.
3.2. Отчёты и другую информацию о функционировании компании, необходимую для выполнения возложенных обязанностей, от своего начальника или от других подразделений напрямую.
3.3. Поддержку руководителя в осуществлении функционала и реализации предусмотренных настоящим документом прав.
3.4. Проекты распорядительных документов и локальных актов организации, затрагивающие его деятельность.
3.5. Участие в совещаниях, рассматривающих вопросы операций с материалами.
3.6. Оборудование и соответствующее нормативам СанПиН рабочее место, а также другие условия для реализации функционала в полном объёме.
3.7. Повышение квалификации через участие в курсах, семинарах и других обучающих формах.
3.8. [Иные права, предусмотренные внутренними локальными актами учреждения].
4. Ответственность
Действующие нормы ТК, УК, КоАП, ГК РФ позволяют привлечь бухгалтера по материалам к ответственности:
4.1. За халатное отношение или полное пренебрежение своими обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
4.2. За нарушение норм права в процессе выполнения возложенных функций.
4.3. За причинение ущерба имуществу работодателя.
Разработка должностной инструкции выполнена на основании [наименование, номер и дата документа].
Руководитель отдела кадров: [расшифровка] [подпись] [дата составления]
Согласовано: [должность] [расшифровка] [подпись] [дата согласования]
С инструкцией ознакомлен: [расшифровка] [подпись] [дата ознакомления]
Назначение должностной инструкции
Должностная инструкция – одно из средств управления работой подчинённых, тщательно очерчивающее круг их обязанностей и полномочий. Именно этот документ используют при выяснении степени вины сотрудника в спорных ситуациях. Чем тщательнее и точнее прописаны все разделы и пункты должностной инструкции, тем лучше.
Правила составления должностной инструкции
Этот документ не имеет унифицированной формы, поэтому каждая компания в праве самостоятельно разрабатывать должностную инструкцию для своих бухгалтеров с учётом реальных условий труда и выполняемых ими обязанностей.
Стандартно в содержании документа выделяют четыре основных части:
Однако составитель вправе расширить количество разделов.
Инструкция составляется в единственном экземпляре, согласовывается с непосредственным начальником сотрудника и утверждается руководителем предприятия. После этого с текстом знакомят под роспись каждого бухгалтера, вручая ему копию документа.
Рекомендации по оформлению и содержанию должностной инструкции бухгалтера по материалам
В шапке документа (правая верхняя часть) проставляется виза утверждения руководителем предприятия или его заместителем, ответственным за вопросы кадровой политики. Гриф «Утверждаю» дополняется наименованием должности, подписью и расшифровкой, а также датой визирования документа. Полное наименование циркуляра указывают по центру с новой строки. Первый абзац содержит перечень нормативных актов, с учётом которых составлен весь документ.
Общие положения
Содержание этого раздела описывает общие требования к сотруднику и его место в организации:
Должностные обязанности
Центральная часть любой должностной инструкции – подробное описание функционала бухгалтера с учётом всех особенностей работы учреждения. Если в компании работает несколько бухгалтеров по материалам с различающимися обязанностями, то необходимо отразить это в индивидуальных инструкциях. Максимальная подробность – залог отсутствия споров и чёткого понимания специалистом своей работы.
Права
Эффективное исполнение возложенных обязанностей невозможно без наделения бухгалтера некоторым кругом полномочий. Именно они подробно расшифровываются в этом разделе. Помимо предусмотренных трудовым законодательством прав, у сотрудника могут быть и иные права: на взаимодействие по профессиональным вопросам с администрацией, коллегами и др. Здесь действует тот же принцип, что и при составлении второго раздела: чем чётче и подробнее сформулированы права, тем лучше.
Ответственность
Этот раздел отражает возможные санкции и взыскания при нарушении бухгалтером своих обязанностей. Обязательный пункт – о соответствии применяемых мер нормам российского трудового права.
С учётом специфики работы учреждения могут быть выделены и дополнительные разделы, более детально описывающие условия работы конкретного специалиста с учётом сменности и других параметров, важных для выполнения функционала. В некоторых случаях целесообразно отдельным разделом отразить работу бухгалтера с документами: какие журналы заполняет, какие отчёты кому и в какой срок предоставляет и пр. Поскольку операции с материалами требуют постоянно контакта с материально-ответственными лицами, то в этом документе целесообразно выделить специальный раздел, описывающий взаимодействие специалиста с МОЛ и другими подразделениями предприятия.
Заключительные положения
Последняя строка должностной инструкции содержит ссылку на документ, послуживший основанием для её разработки. Ниже проставляются визы всех заинтересованных лиц с расшифровкой и датой проставления подписи:
Должностная инструкция бухгалтера по материалам: требования к знаниям и навыки
Ведение бухгалтерской работы по учету материалов предполагает в работе точность и скрупулезность, даже граничащие с педантичностью, чтобы все было предельно ясно в любой момент времени не только самому работнику, но каждому – директору или материально-ответственному лицу.
Материальный отдел в бухгалтерии всегда был важным, а в нашей действительности, когда количество наименований материалов, товаров, инструментов выросло многократно, особенно важно иметь в штате грамотного специалиста по учету материальных ценностей.
Когда нужен на предприятии?
Если предприятие малочисленно, занимается узкой специализацией, расходные материалы составляют небольшой список, то наличие материалиста в такой фирме ни к чему – со всеми делами справится бухгалтер в одном лице.
О навыках в работе
При постоянном движении материальных ценностей работник, ответственный за их правильный учет, должен иметь следующие навыки:
Немаловажное значение имеет общая эрудиция материалиста, который должен знать и понимать, как правильно перевести поступившую от поставщика продукцию в единицы, удобные для учета именно на данном предприятии, представлять технологию работы своего предприятия, чтобы верно рассчитать стоимость единицы, комплекта и т.п.
Образец должностной инструкции бухгалтера по учету материалов.
Общие положения
Если новая работа предлагается в фирме, профиль деятельности которой новый для бухгалтера, следует быстро и досконально изучить особенности специализации предприятия, какие материальные ценности, числящиеся за материально-ответственными лицами, должны проходить как расходные материалы по основной деятельности и какие проходят по другим счетам.
Бухгалтеру по учету ТМЦ также нужно ознакомиться с анализами хозяйственной деятельности фирмы за последний год, изучить методику этих анализов.
Работа материалиста на любом предприятии, будь то склад, монтажный участок или кафе, будет связана с постоянным сотрудничеством с материально-ответственными лицами, поэтому нелишним действием будет пристальное изучение материалов на подотчете каждого из них.
О правах
Права сотрудника материального стола состоят в следующем:
Обязанности
В обязанности бухгалтера материальной группы входит:
Ответственность
Бухгалтер-материалист на своем рабочем месте ответственен за следующее:
Взаимоотношения внутри фирмы
Производственные отношения внутри фирмы включают служебное общение не только с другими работниками бухгалтерии, и прежде всего главного бухгалтера, но и прямые контакты с руководителем, его заместителями, главным инженером. Почти повседневная работа материалиста связана рабочими отношениями с материально-ответственными лицами, кладовщиком, службой логистики.
Еще предполагается весьма тесное общение в рамках служебной необходимости с работниками других отделов или служб, в частности, с производственным отделом или технологами – с теми, кто отвечает за нормы списания материалов, изделий, конструкций, товаров и согласовывает количество и стоимость подлежащих списанию с подотчета материальных ценностей.
Эти сотрудники должны ставить свою подпись на актах списания, на основании которых бухгалтер материального учета может выполнять проводки. Как правило, эти работники вместе с исполнителями входят в состав комиссии по инвентаризации, являющейся серьезной составляющей работы бухгалтера.
Принимать на работу специалиста на данную должность или увольнять его имеет право только руководитель или замещающее его должностное лицо в соответствии с приказом по предприятию.
Как и всякий грамотный специалист, хороший работник материальной части бухгалтерского учета всегда на вес золота.
Специфика работы на этой должности требует постоянного внимания и включения сообразительности, знаний особенностей технологии работы фирмы.
Должностная инструкция должна быть внимательно прочитана до того, как работник поставит свою подпись, принимая на себя все обязанности, оговоренные в этом документе.
Бухгалтер материального стола: обязанности, должностная инструкция и перспективы
Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram
и группы во Вконтакте и Фейсбуке. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.
О чем вы узнаете:
Кто такой бухгалтер материального стола
Бухгалтер материального стола (группы) — специалист, который занимается исключительно учетом основных ТМЦ, в которые входят:
Простыми словами, он занимается учетом материальных резервов, как имеющихся, так и потенциальных, анализирует их и несет полную ответственность за их передвижение и сохранность.
В крупных организациях нередко прибегают к созданию целой бухгалтерской службы, где каждый специалист занимается учетом определенного вида товарно-материальных ценностей.
Небольшие организации наоборот редко нанимают бухгалтера материальной группы в штат, т.к. найм еще одного сотрудника нецелесообразен. В таком случае обязанности бухгалтера материалиста возлагаются на главного бухгалтера или его заместителя.
Товарно-материальные ценности — это оборотные активы организации, которые являются неотъемлемой частью его работы. К ним могут относиться:
Исключите ошибки бухгалтера материального стола при заполнении документов и ускорить работу в 2 раза, поможет автоматическая подстановка данных в программе для автоматизации работы магазина от Class365. Создавайте документы на основании предыдущих, например, быстрая выписка счета на оплату на основании заказа. Попробуйте прямо сейчас программу для автоматизации работы магазина от Class365 >>
Когда нужен бухгалтер материального стола
Как мы уже ранее говорили, в небольших компаниях наличие бухгалтера материального стола нецелесообразно, т.к. зачастую это узконаправленные предприятия с небольшим перечнем тмц.
Крупные организации, которые имеют несколько филиалов и применяют в работе различные материалы, конструкции и т.д. с одинаковым или схожим наименованием наоборот остро нуждаются в таком сотруднике.
Что должен знать бухгалтер материалист
В большинстве случаев, на должность бухгалтера материальной группы назначается человек с высшим или специальным образованием в сфере учета и аудита. Нередко одним из требований выставляют возрастное ограничение, чаще всего ищут работников до 45 лет.
Важно понимать, какие знания обязательно должны быть у кандидата на должность:
При трудоустройстве в новую фирму, где отличается профиль деятельности, сотрудник должен быстро и подробно изучить все особенности специализации компании.
Также важно ознакомить нового работника с имеющимися анализами деятельности за предыдущий год и методикой, по которой они проводились.
Обязанности бухгалтера материального стола
Функции бухгалтера материального стола обозначаются в соответствии с нуждами компании. Выполнение дополнительных обязанностей возможно только при согласии сторон.
Что входит в обязанности бухгалтера материального стола :
Должностная инструкция бухгалтера материального стола
На сегодняшний день нет стандартной должностной инструкции бухгалтера по учету материалов, что позволяет вам самостоятельно разрабатывать документ.
Важно помнить, что документ не должен ущемлять сотрудника в правах. При этом обязательно указание ответственности. Отсутствие ключевых пунктов в инструкции может привести к спорной ситуации и конфликту с работником.
Нередко организации обращаются к услугам аутсорсинговых компаний, таким образом вся ответственность возлагается на организацию, которая взяла на себя обязанности бухгалтера по учету материальных ценностей.
Рассмотрим некоторые пункты, которые могут быть указаны в должностной инструкции.
Права
Бухгалтер материального стола имеет право:
Ответственность
Бухгалтер материального стола несет ответственность за:
Также обязательно указываются условия труда, в которых указываются возможности командировок и трудовые обязанности, о которых мы говорили ранее.
Автоматизировать ведение документооборота и управление финансами можно с помощью программы Класс365. Она содержит актуальные бланки документов и отчетности, ускоряет выписку документов, исключает ошибки при заполнении и обеспечивает сохранность всех данных. Попробовать функционал программы Класс365 можно прямо сейчас >>
Перспективы и карьерный рост
Бухгалтер материального стола это не начальная ступень на карьерной лестнице. Важно понимать, что получив образование, вы не сможете получить эту должность.
Т.к. бухгалтер материалист — профессия, имеющая определенные сложности, работодатели в основном ищут сотрудника, который обладает опытом работы не менее 1 года. В некоторых ситуациях требования могут быть более строгими.
После получения должности бухгалтера материального стола и проработав на ней некоторое время, при этом показав свою профессиональность, вы сможете развиваться дальше, например стать руководителем отдела или даже финансовым директором.
Важно понимать, что сотрудник должен соответствовать определенным требованиям и сочетать в себе лучшие профессиональные и личностные качества, к которым относятся:
Руководителю отдела бухгалтерии не помешает изучить основы экономической теории, т.к. она является базой, на которой основываются действия всех участников рынка.
Финансовый директор помимо всех вышеперечисленных знаний и качеств, также должен разбираться в сфере маркетинга. Он должен понимать стратегию продвижения товаров, разбираться в каналах продаж и целевой аудитории.