в чем заключается работа логопеда в школе
Чем занимается логопед?
Логопедия – это наука, которая находится на стыке педагогики, психологии и медицины. Она изучает различные дефекты речи, причины их возникновения, способы их предупреждения и коррекции.
Раньше небольшие отклонения от нормы в произношении звуков не считались проблемой, поэтому часто можно было встретить ситуацию, когда ребенок плохо говорил даже в возрасте 7-8 лет. Подход к проблеме изменился в 20 веке, когда специалистами была выявлена прямая связь между правильным звукопроизношением и психическим развитием ребенка.
Безусловно, нарушения речевой функции не являются опасными для здоровья, но они могут сильно усложнить жизнь человека, мешая ему полноценной коммуникации и адаптации в социуме. Проблема особенно актуальна для детского возраста, ведь большинство речевых дефектов проявляется достаточно рано, еще в дошкольный период.
Кроме того, если взрослые весьма толерантно относятся к людям, у которых есть какие-либо проблемы с речью, то дети ведут себя намного менее терпимо и ребенок, который шепелявит, не выговаривает какие-то буквы или у него есть какие-либо другие речевые дефекты, часто становится объектом шуток и травли. Это чревато получением психической травмы, что неминуемо оставит отпечаток на личности, приведет к возникновению комплексов, которые будут в дальнейшем мешать нормальному общению со своими сверстниками. Если вовремя обратиться к квалифицированному логопеду, то подобных проблем можно будет избежать.
Кто такой логопед?
Логопед – это специалист, который занимается ранним выявлением и коррекцией различных речевых дефектов не только у детей, но и у лиц более старшего возраста. Но главная «целевая аудитория» логопеда – это дети дошкольного возраста. Специалист обладает специальными навыками коррекции произношения отдельных звуков, слогов, слов, целых предложений и фраз.
Чтобы стать логопедом, необязательно заканчивать высшее медицинское учебное заведение. Данной профессии обучаются в педагогических ВУЗах, где изучаются основы формирования речи и способы коррекции нарушений, связанных с этим. Исключение составляют специалисты, которые работают в медицинских учреждениях. Помимо образования в области логопедии или дефектологии, у них должно быть высшее медицинское образование, а также пройденные дополнительные курсы психотерапии. Такие специалисты могут установить связь речевого нарушения с перенесенными ранее травмами, течением беременности, заболеваниями. В отличие от обычных педагогов, он может назначать в схеме терапии различные медикаментозные препараты, а также использовать психотерапевтические методики для коррекции речевых дефектов.
Логопед-дефектолог работает с детьми, у которых есть нарушения зрения, слуха, а также интеллектуального развития. Помимо коррекции звукопроизношения, специалист занимается развитием мышления, памяти и восприятия ребенком окружающего мира.
Чем занимается логопед
Должностные обязанности логопеда заключаются в выявлении и коррекции речевых нарушений, которые связаны с врожденными или приобретенными заболеваниями. Неправильно думать, что логопед занимается только постановкой правильного произношения отдельных звуков, ведь это только лишь часть работы специалиста.
Отвечая на вопрос – чем занимается логопед с детьми, необходимо отметить тот перечень задач, которые входят в компетенцию специалиста:
Кроме того, в процессе коррекции речевых нарушения логопед активно сотрудничает с представителями «родственных» специальностей: отоларингологи, неврологи, психологи и т.д. Объясняется это тем, что к речевым нарушениям могут привести различные заболевания органов слуха, зрения, голосового аппарата, поражения головного мозга.
Причинами речевых дефектов могут быть:
Чем занимается логопед в детском саду?
Педагог-логопед в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) занимается не только коррекцией звукопроизношения. Работа специалиста в группе заключается в развитии у детей внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения).
Иными словами, идет полноценная подготовка к обучению в общеобразовательном учреждении. Логопед работает над обогащением словарного запаса детей, обучает их грамоте, развивает связную устную и письменную речь.
Чем занимается логопед в школе?
Работа логопеда в школе связана с коррекцией нарушений чтения и письма, а также предупреждением этих нарушений.
В общеобразовательном учреждении организуется логопедический пункт. Часто он является единственным сразу на несколько учебных учреждений, расположенных рядом. В целом, работа выглядит следующим образом:
Нарушения, относящиеся к компетенции логопеда
В компетенцию логопеда входит коррекция нарушений устной и письменной речи. В эту категорию входят следующие нарушения:
Особенности работы логопедом в школе: к чему нужно быть готовым?
Мы в АНО «НИИДПО» обучаем учителей-логопедов на программах профпереподготовки. Прежде чем выбрать для себя именно эту профессию, стоит узнать о ней больше — мы расскажем.
Задачи школьной логопедии
Должностные обязанности учителей-логопедов в школе
Их перечень зависит от условий в конкретной организации. Специалист всегда руководствуется Уставом школы, локальными документами (в частности, должностной инструкцией) и решает именно те задачи, которые перед ним ставит руководство. Но есть список обязанностей, которые встречаются почти всегда:
Кроме того, у логопеда в школе есть важное ограничение. Он должен адекватно оценивать свои возможности и никогда не браться за те задачи, которые ему не под силу решить или которыми должны заниматься другие специалисты (например, школьные психологи). Специалист должен прекрасно знать возможности современной логопедии и никогда не давать завышенных и тем более невыполнимых обещаний и прогнозов.
Условия работы и права учителей-логопедов: требования законодательства
Организуя коррекционно-логопедическую работу в школе, руководство ориентируется на требования, указанные в письме Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000 г., постановления Правительства и другие нормативные акты.
► Перечислим важнейшие моменты, которые вам нужно знать:
Изучите перечисленные документы, свой трудовой договор, должностную инструкцию, Устав организации, где вы работаете — так вы будете знать свои права и понимать, какие условия вам должны предоставить. Если ваши права нарушает работодатель и решить дело мирным путем не удается, вы вправе обратиться в трудовую инспекцию или прокуратуру.
Организация работы логопеда в современной школе
Не в каждой образовательной организации открывают логопункты. По закону, их создают только в тех городских школах, где есть 5-10 классов I ступени начального общего образования (для сельских школ достаточно 3-8 классов). Детей, которые нуждаются в помощи логопеда, зачисляют на логопункт только после обследования, которое проводится два раза в год: с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
Как работает логопед в школе
Многие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет работать логопед. Однако часто это неосуществимо по вполне объективным причинам. Давайте познакомимся с тем, как работает логопед в школе.
Организация работы логопеда в обычной школе
В общеобразовательной школе организуется логопункт. Часто он один на несколько рядом расположенных учебных учреждений и обслуживает 25 начальных классов. Работает логопед 20 часов в неделю, то есть, 4 часа длится его рабочий день. Вакансия логопеда в школе — отличное начало старта в карьере и её с удовольствием занимают молодые специалисты. Среди них много старательных и обязательных, однако часто амбиции, свойственные молодости, мешают им вовремя проконсультироваться с более опытным специалистом, общаться с родителями.
Работа школьного логопеда регламентирована. С первого по пятнадцатое сентября комплектуются группы и подгруппы тех детей, которые будут заниматься с логопедом в школе. Для этого логопед проводит диагностику устной речи у всех первоклассников, а у 2-4 классов проверяет сформированность письменной речи. С первоклассниками логопед дефектолог работает более внимательно. Сначала он беседует со всеми детьми, отбирая имеющих проблемы. На второй неделе сентября отобранные дети пройдут расширенную диагностику. Из их числа будут выбраны те, кому в первую очередь нужны систематические коррекционные занятия. И если первичный отбор проходит во время уроков, то вторичный — во второй половине дня, часто логопед приглашает для беседы и родителей ребёнка.
Для систематических занятий отбираются 25 детей, остальные записываются в лист ожидания. В первую очередь логопед занимается с теми детьми, которым нарушения устной и письменной речи значительно мешают усваивать школьный материал.
С 16 сентября по 15 мая учитель логопед занимается с прикреплёнными к логопункту детьми. С 16 по 31 мая логопед вновь обследует учеников начальных классов, составляя предварительные списки групп на следующий учебный год.
Как распределяется рабочее время школьного логопеда
К 15 сентября формируется расписание занятий с детьми. При этом распределение по времени следующее:
группа первоклассников — 35 минут;
группа детей 2-4 классов — 45 минут;
подгруппа — 20-25 минут;
индивидуальное занятие 15-20 минут.
Занятия с логопедом проводятся после уроков. Специалист может забирать детей из группы продлённого дня. Или школьников приводят родители после домашнего отдыха (оптимальное время занятий — после 16 часов).
Расписание составляется один раз. Очень нежелательно менять его. При этом каждый ученик посещает занятия три раза в неделю. В некоторых случаях, уроки логопеда могут проходить реже: два и даже один раз в неделю.
Речевая карта школьника
Такую карту логопед бесплатно заполняет на каждого школьника, занимающегося в логопункте. В ней указываются:
класс, фамилия, имя и возраст ученика;
домашний адрес и телефон родителей;
дата, когда зачислен на занятия в логопункт;
успеваемость по русскому (родному) языку;
жалобы родителей, учителей;
заключение сурдолога и психиатра;
данные о развитии речи и общем развитии;
характеристика артикуляционного аппарата и речи;
сформированность навыков фонетического анализа слов, чтения и письма;
характеристика на ребёнка учителя и психолога;
результаты повторного обследование на время отчисления из логопункта.
Основные задачи деятельности логопеда
проводит диагностику отклонений речевого развития у детей;
корректирует нарушения устной и письменной речи, помогая школьникам усваивать учебный материал;
проводит мероприятия, направленные на предупреждение речевых нарушений у учащихся;
логопед для родителей и учителей проводит тематические занятия, помогающие им более умело работать с детьми, имеющими речевые нарушения.
Информация для родителей
Если логопед не зачислил вашего ребёнка на занятия в логопункт в первой половине сентября, то шансов на то, что это будет сделано позже — очень мало. При этом вы имеете полное право получить консультацию логопеда и принять решение о необходимости занятий со специалистом вне школы.
Логопед бесплатно доступен в детских поликлиниках, однако там может быть большая очередь. Выбор платных занятий достаточно широк. Здесь лучше ориентироваться на отзывы и приходить к логопеду, имеющему сформированный положительный имидж.
Вы можете воспользоваться услугами нашего Речевого центра, чтобы найти подходящего специалиста, работающего недалеко от вас или задать вопрос практикующим логопедам.
Особенности работы школьного логопеда
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДА.
Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма. В школе осуществляется логопедическое сопровождение обучающихся, которое включает в себя:
1.Подготовка материалов обследования.
2.Проведение экспресс-диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди обучающихся 1-х классов.
3.Проведение фронтального обследования среди обучающихся.
4.Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.
5.Заполнение речевых карт, оформление документации.
6.Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год.
Комплектование групп. Комплектование групп обучающихся для фронтальных занятий:
1.ОНР (III, IV уровень) – 1 класс.
2.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 2 класс.
3.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 3 класс.
4.Элементы нарушения чтения и письма, дисорфоргафия – 4 класс.
5.Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам с детьми, имеющими нарушение произношения отдельных фонем.
Содержание логопедической работы:
Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия.
Основные направления работы с детьми:
1.Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.
3.Отработка артикуляционно-фонетической стороны речи.
4.Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.
5.Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь. 6.Дифференциация звуков и букв в письменной речи.
7.Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы. 8.Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.
9.Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.
10.Работа над связной устной и письменной речью.
11.Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.
Коррекционная логопедическая работа с обучающимися 1-х классов
1.Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении
2.Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания. 3.Дифференциация гласных 1–го и 2–го ряда.
4.Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда. 5.Формирование действий изменения слов.
6.Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов. 7.Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря. 8.Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.
9.Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.
10.Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.
11.Работа над формированием связной речи.
12.Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.
1.Коррекция на фонетическом уровне.
2.Предупреждение и исправление акустической дисграфии. 3.Фонематический анализ слов.
4.Формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
5.Коррекционная работа на лексическом уровне.
6.Выявление активного словарного запаса обучающихся.
7.Слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов. Ударение в слове. 8.Безударные гласные.
9.Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).
10.Словосочетание и предложение.
11.Согласование различных частей речи в числе, в роде.
13.Закрепление падежных форм.
14.Связь слов в предложении и словосочетании.
17.Пропедевтика нарушения письменной речи.
18.Работа над связной речью.
19.Предупреждение и коррекция оптической дисграфии.
20.Формирование пространственных представлений.
21.Формирование временных представлений.
22.Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
1. Какой диагноз может быть поставлен вашему ребенку?
Структура речи включает в себя звукопроизношение, лексику (словарь ребенка), грамматику (построение фраз и связь слов в предложении). В норме ребенок самостоятельно овладевает речью, но иногда этот процесс задерживается. Логопед детской поликлиники в этом случае может дать заключение ЗРР (задержка речевого развития). Если к 4-5 годам ребенок ошибается в построении предложений и переставляет слоги в словах – логопед дает заключение ОНР (Общее недоразвитие речи). В этом случае необходимы специальные коррекционно-развивающие занятия в условиях речевой группы детского сада. В случае их отсутствия ребенок будет испытывать значительные трудности при обучении чтению, письму и русскому языку в школе. Если ребенок неправильно произносит звуки, логопед дает заключение ФФНР фонетикофонематическое недоразвитие речи). С этими детьми занимаются логопеды в детских садах и поликлиниках. Если у ребенка заикание (логоневроз) необходимы логопедические занятия и лечение у невропатолога.
2. На что обратить внимание в первую очередь?
Выберите любой предмет и попросите ребенка подобрать к нему определения. Например: Яблоко может быть румяное, мягкое, сладкое, маленькое (яблочко) и т.д. При посещении с ребенком магазина можно поиграть в игру: «Что купить для щей» (компота, салата и т.д.) Обязательно говорите полными предложениями. Для щей я куплю картофель, капусту, помидоры, лук. Попросите ребенка повторить, а потом спросите, что нужно для борща. Потом спросите: Для супа нам нужен сахар или соль? Если малыш пропускает или неправильно употребляет предлоги, произнесите фразу без них, а малыша попросите вставить пропущенные слова.
Статья «Особенности работы школьного логопеда»
Особенности работы школьного логопеда.
Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду и поликлинике.
Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма.
В школе осуществляется логопедическое сопровождение обучающихся, которое включает в себя:
1.Подготовка материалов обследования.
2.Проведение экспресс-диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди обучающихся 1-х классов. 3.Проведение фронтального обследования среди обучающихся.
4.Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.
5.Заполнение речевых карт, оформление документации.
6.Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год.
Комплектование групп обучающихся для фронтальных занятий:
1.ОНР (III, IV уровень) – 1 класс.
2.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 2 класс.
3.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 3 класс. 4.Элементы нарушения чтения и письма, дисорфоргафия – 4 класс.
Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам с детьми, имеющими нарушение произношения отдельных фонем, отдельные случаи нарушения чтения и письма.
Содержание логопедической работы
Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия.
Основные направления работы с детьми:
1.Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.
3.Отработка артикуляционно-фонетической стороны речи.
4.Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.
5.Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь.
6.Дифференциация звуков и букв в письменной речи.
7.Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы.
8.Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.
9.Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.
10.Работа над связной устной и письменной речью.
11.Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.
Коррекционная логопедическая работа с обучающимися 1-х классов
1.Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении.
2.Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания.
3.Дифференциация гласных 1–го и 2–го ряда.
4.Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда.
5.Формирование действий изменения слов.
6.Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов.
7.Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
8.Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.
9.Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.
10.Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.
11.Работа над формированием связной речи.
12.Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.
1.Коррекция на фонетическом уровне.
2.Предупреждение и исправление акустических дисграфия.
3.Фонематический анализ слов.
4.Формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
5.Коррекционная работа на лексическом уровне.
6.Выявление активного словарного запаса обучающихся.
7.Слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов. Ударение в слове.
9.Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).
10.Словосочетание и предложение.
11.Согласование различных частей речи в числе, в роде.
13.Закрепление падежных форм.
14.Связь слов в предложении и словосочетании.
17.Пропедевтика нарушения письменной речи.
18.Работа над связной речью.
19.Предупреждение и коррекция оптической дисграфии.
20.Формирование пространственных представлений.
21.Формирование временных представлений.
22.Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
Какой диагноз может быть поставлен вашему ребенку?
Структура речи включает в себя звукопроизношение, лексику (словарь ребенка),
грамматику (построение фраз и связь слов в предложении). В норме ребенок самостоятельно овладевает речью, но иногда этот процесс задерживается.
Логопед детской поликлиники в этом случае может дать заключение ЗРР (задержка речевого развития). Если к 4-5 годам ребенок ошибается в построении предложений и переставляет слоги в словах – логопед дает заключение ОНР (Общее недоразвитие речи). В этом случае необходимы специальные коррекционно-развивающие занятия в условиях речевой группы детского сада.
В случае их отсутствия ребенок будет испытывать значительные трудности при обучении
чтению, письму и русскому языку в школе.
Если ребенок неправильно произносит звуки, логопед дает заключение ФФНР фонетико- фонематическое недоразвитие речи). С этими детьми занимаются логопеды в детских садах и поликлиниках. Если у ребенка заикание (логоневроз) необходимы логопедические занятия и лечение у невропатолога.
На что обратить внимание в первую очередь?
Проверьте, умеет ли ваш ребенок обобщать, то есть называть несколько предметов одним словом. Например: яблоко, груша, лимон – фрукты.
Обратите внимание, как ребенок употребляет предлоги. Для детей с нарушениями речи характерно неправильное их употребление. (Писать на тетради вместо в тетради. Достать из спины вместо из-за спины.). Перечисленные ошибки характерны для детей 3-4 лет. К 5-6 годам они должны резко сократиться.
Выберите любой предмет и попросите ребенка подобрать к нему определения. Например: Яблоко может быть румяное, мягкое, сладкое, маленькое (яблочко) и т.д. При посещении с ребенком магазина можно поиграть в игру: «Что купить для щей» (компота, салата и т.д.) Обязательно говорите полными предложениями. Для щей я куплю картофель, капусту, помидоры, лук. Попросите ребенка повторить, а потом спросите, что нужно для борща. Потом спросите: Для супа нам нужен сахар, а соль? Если малыш пропускает или неправильно употребляет предлоги, произнесите фразу без них, а малыша попросите вставить пропущенные слова.
При подозрении на нарушения речи не теряйте время, обращайтесь к специалистам. Никогда не ставьте звуки сами, не отказывайтесь от направления на консультацию, перевода в речевую группу детского сада. Помните, что плохо говорящему ребенку трудно учиться в общеобразовательной школе. И, в наиболее тяжелых случаях, ребенку могут рекомендовать речевую школу.
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев. Но из всего многообразия звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка.
Как дышит? Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.
Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но, если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносит слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание.
Помогите ребенку говорить. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, сокращение слов («апиед» или «сипед» вместо «велосипед»), неправильное ударение и пр.
Как известно, дети младшего дошкольного возраста больше всего на свете любят играть, поэтому для развития речи целесообразно использовать специально разработанные логопедические игры. Они развивают у детей слуховое внимание, правильное восприятие речи, учат соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Помните, что в большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены уже в дошкольном возрасте. Если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в его письменной речи. У него будет много ошибок! Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А это очень непросто исправить!
Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением, является правильная речь окружающих взрослых. Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет
правильно говорить, то необходимо обратиться к логопеду! Такая задержка свидетельствует о
наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным
произношением. Здесь уже приходится говорить о нарушениях или дефектах
звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.