в чем заключается работа лаборанта в школе

Профессия лаборант — кто такой лаборант. Чем занимается, особенности профессии

в чем заключается работа лаборанта в школе. Смотреть фото в чем заключается работа лаборанта в школе. Смотреть картинку в чем заключается работа лаборанта в школе. Картинка про в чем заключается работа лаборанта в школе. Фото в чем заключается работа лаборанта в школе

Нет такого учебного или научного заведения, где не было бы специалистов, носящих название лаборант кто это, какие профессиональные функции должен выполнять – читайте далее.

Особенности профессии

Лаборантом называют специалиста, работающего в различных учебных, медицинских, научных учреждения, на производстве и в сельском хозяйстве, которые могут проводить исследования, брать анализы, проводить эксперименты, и многое другое, допустимое его уровнем образования и квалификации.

Он может выполнять определенные действия самостоятельно, или совместно с другими специалистами, являться ассистентом у ученого или преподавателя.

Для тех, кто рассматривает эту профессию как свою основную, стоит сказать, что рынок труда еще не до конца наполнен и востребованность в специалистах, имеющих соответствующую квалификацию, является довольно высокой. Причем требуются лаборанты не только в государственных, но и в частных организациях.

Несмотря на то, что в основном лаборанты выполняют вспомогательные функции, они были и остаются важной частью учебно-исследовательского процесса. Это связано с тем, что им доверено контролировать состояние реактивов и прочего оборудования, проводить подготовку помещения или лаборатории для осуществления исследований или занятий

Что нужно, чтобы стать лаборантом?

Чтобы стать лаборантом не обязательно заканчивать высшее учебное заведение. Зачастую вполне хватает специализированного колледжа или училища.

Так как на каждой кафедре учебного заведения имеется лаборантская, то можно поинтересоваться, нужны ли здесь лаборанты. Это позволит начать свою карьеру уже во время учебы. Одновременно с этим можно будет заниматься научной деятельность, и вырасти из простого лаборанта в специалиста более высокого уровня.

Чем должен заниматься специалист?

В обязанности лаборанта входит выполнения определенных заданий и поручений, которые дает им руководитель. Он должен следить за тем, чтобы все оборудование было готово к использованию, заранее собирает все необходимое для проведения опытов, исследований.

Будут работать с различными видами реактивов и химических веществ. Кроме того, происходит фиксация результатов произведенных исследований в специальный журнал.

Личностные качества специалиста

Для успешного выполнения поставленных задач, лаборант должен будет обладать определенными личностными качествами. Без них не стоит даже пробовать.

К ним относят:

Так как лаборант – преимущественно работник умственного труда, то специалист должен обладать достаточно высоким интеллектом, быть готовым к интеллектуальному или творческому труду.

Очень важно. Чтобы у человека хорошо работали:

Теперь вы знаете о профессии лаборант кто это, что должен уметь делать и какие требования к нему предъявляются.

Источник

Профессия лаборант

Лаборант – это работник медицинского, научного, учебного заведения или промышленного предприятия, который занимается подготовкой оборудования и проведением разного рода исследований, анализов и экспериментов.

Историческая справка

в чем заключается работа лаборанта в школе. Смотреть фото в чем заключается работа лаборанта в школе. Смотреть картинку в чем заключается работа лаборанта в школе. Картинка про в чем заключается работа лаборанта в школе. Фото в чем заключается работа лаборанта в школеСчитается, что профессия лаборанта появилась еще в Средневековье. Предшественниками современных научно-технических сотрудников исследовательских подразделений организаций и предприятий можно назвать помощников парфюмеров, аптекарей, подмастерьев ремесленников, занимавшихся изготовлением бумаги, выделкой кож и производством другой мануфактурной продукции.

Вряд ли древние ученые проводили свои исследования без ассистентов: в то, что столько открытий было сделано одиночками-затворниками верится с трудом.

Но до XII столетия нигде не упоминается о людях, помогавших алхимикам, астрономам, медикам, математикам, поэтому факт остается фактом: впервые о тех, кого сегодня называют лаборантами, говорится только в текстах раннего Средневековья.

Описание профессии

Лаборант – это специалист, который отвечает за подготовку и проведение разного рода исследований, содержание в надлежащем порядке рабочего места и инвентаря. Также он выполняет другие функции, которые могут отличаться в зависимости от конкретного места работы.

Специалисты по химическому анализу

Лаборанты, работающие в этой области, анализируют химический состав различных материалов и продуктов. Их основная задача – проверить соответствие предоставленных или самостоятельно отобранных образцов технологическим нормам, стандартам безопасности и другим установленным критериям.

Чаще всего лаборанты химического анализа трудятся на производствах. Они должны:

При выборе этой профессии нужно учитывать, что тесный контакт с некоторыми химическими компонентами может вызывать аллергические реакции.

Работники экологической отрасли

Лаборант-эколог занимается изучением природных ресурсов и исследованием их влияния на качество жизни людей. Для анализа он может делать заборы грунта, воздуха или воды.

Получить работу по этой специальности можно как в крупных государственных организациях, так и в небольших исследовательских центрах. Для этого вузовский диплом не обязателен, вполне хватит документа об окончании колледжа.

Лаборанты в сфере медицины

Эта профессия предполагает работу с кровью и продуктами жизнедеятельности человека. Также фельдшеры-лаборанты анализируют пищевые продукты, образцы, взятые с рабочих поверхностей, посуды предприятий общепита и т. д.

Работа не очень престижная, но ее совершенно незаслуженно отодвигают на второй план. Ведь для качественной диагностики даже самым опытным докторам необходимо располагать точными результатами лабораторных исследований. Поэтому профессия имеет высокую социальную значимость.

Устроиться фельдшер-лаборант может в больницу, поликлинику, на скорую помощь, в медико-генетический центр или на санитарно-эпидемиологическую станцию. Работа считается довольно стабильной, спокойной и размеренной. От кандидатов требуют диплом о среднем медицинском образовании.

Аналитики

Лаборанты-аналитики путем химического анализа проверяют качество сырья, которое используют для производства материалов и продуктов. Также они исследуют производственные отходы и выбросы, чтобы оценить, не вредны ли они для человека и окружающей среды.

Для получения должности лаборанта-аналитика достаточно диплома колледжа. Трудоустроиться можно в санэпидемстанции, исследовательской лаборатории или на промышленном предприятии.

Стандартные обязанности

в чем заключается работа лаборанта в школе. Смотреть фото в чем заключается работа лаборанта в школе. Смотреть картинку в чем заключается работа лаборанта в школе. Картинка про в чем заключается работа лаборанта в школе. Фото в чем заключается работа лаборанта в школеЛаборант – это правая рука руководителя и должен строго выполнять все его поручения. В зависимости от места трудоустройства специалист может выполнять разные обязанности. К основным относятся:

Если лаборант работает в учебном заведении, он может помогать преподавателю в подготовке материалов для проведения лабораторных работ.

Образование

Для работы на должности лаборанта в большинстве случаев не нужно высшего образования – достаточно среднего профессионального по специальности «лабораторная диагностика» или «медико-профилактическое дело». Если в планы входит продвижение по карьерной лестнице или самостоятельная научная деятельность, нужно иметь вузовский диплом.

Кому подходит

Поскольку лаборанты работают в области изучения различных материалов и их анализа, они должны обладать не только определенными профессиональными, но и такими личными качествами, как:

Кроме того, лаборант должен уметь работать в команде. Ему придется тесно сотрудничать не только со своим руководителем, но и с другими научными сотрудниками. К ценным качествам можно отнести и стремление развиваться. Оно позволит построить карьеру.

Зарплата

В среднем работодатели готовы платить лаборантам 15–30 тысяч рублей в месяц. От 30 до 45 тысяч предлагает четверть нанимателей. Всего 13 % из них оценивают труд такого специалиста в 45–60 тысяч рублей. В основном это большие производственно-исследовательские центры частного типа или филиалы иностранных организаций.

По данным trud.com, больше всего лаборанты могут заработать в городе Улан-Удэ (Бурятия) – здесь их оклады достигают почти 60 тысяч рублей в месяц. Чуть меньше платят в Республике Саха и Магаданской области – от 42 до 47 тысяч рублей. А вот в столице средняя зарплата составляет порядка 30 тысяч рублей.

Перспективы профессии

Несмотря на то что человечество уже сделало массу открытий, впереди еще много нового и неизведанного. В исследованиях окружающего мира и его влияния на нас невозможно обойтись без работников научной сферы и, конечно же, лаборантов. Эти помощники, выполняя рутинную работу, готовят почву для совершения гениальных прорывов. Судя по темпам развития всех отраслей науки, профессия не потеряет своей актуальности в ближайшие 50 лет и будет востребованной на рынке труда.

Автор: Даша Пащенко

Отзывы, комментарии и обсуждения

Ковалева Ольга Владимировна

Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».

Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.

Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.

Источник

Должностная инструкция лаборанта школы

Директор школы _____ Фоменко Л.Л.

Приказ №__ от «___»____ 20__г

Должностная инструкция лаборанта

МКОУ «КСОШ им. Т.Т. Шерета»

1. Общие положения должностной инструкции

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 5 июля 2017 года; на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.08.1998г №37 в редакции от 12 февраля 2014г; с учетом требований ФГОС основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2.​ Лаборант учебного заведения назначается и освобождается от должности непосредственно директором школы из числа лиц, которые имеют среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование, специальную подготовку по установленной программе и трудовой стаж по профилю не менее двух лет.

1.3.​ Лицо, которое не обладает специальной подготовкой или необходимым стажем работы, но имеет достаточный практический опыт, выполняет качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, в порядке исключения может быть назначено директором на должность лаборанта школы.

1.4.​ Лаборант образовательного учреждения подчиняется непосредственно учителю, который выполняет обязанности заведующего кабинетом, а при обслуживании нескольких кабинетов – только заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.

1.6. Лаборант учебного заведения также руководствуется Уставом и локальными правовыми актами образовательного учреждения, настоящей должностной инструкцией , приказами и распоряжениями директора, трудовым договором.

Лаборант школы соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

1.7. Лаборант школы должен знать:

руководящие, нормативные и справочные материалы, которые, так или иначе, касаются тематики его работы;

организационно-распорядительные документы, а также положения, инструкции, руководства, методические и другие нормативные документы по ведению лабораторного хозяйства в общеобразовательном учреждении;

основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

специфику требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего, среднего общего образования в рамках предмета;

классификацию, назначение и характеристики учебного оборудования и реактивов (в соответствии с «Типовым перечнем учебно-наглядных пособий учебного оборудования и реактивов для общеобразовательных школ»);

лабораторное оборудование, контрольно-измерительную аппаратуру и правила ее безопасной эксплуатации;

свойства веществ и правила обращения с ними, правила обращения с ТСО;

требования к оснащению и оборудованию специализированных учебных кабинетов и лаборантских.

порядок обеспечения кабинета учебным лабораторным оборудованием, приборами и реактивами.

прядок ведения учетно-отчетных и инвентаризационных документов в кабинете.

порядок размещения учебного лабораторного оборудования и реактивов в кабинете, правила хранения приборов, наглядных пособий, материалов, лабораторной посуды и реактивов;

порядок проведения профилактического и текущего ремонта лабораторного учебного оборудования в школе;

порядок проведения демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ по предмету;

основы законодательства о труде в Российской Федерации;

Правила внутреннего трудового распорядка учебного заведения;

инструкцию по охране труда лаборанта школы;

правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности, санитарии, гигиены труда, а также правила оказания первой доврачебной помощи.

2.1. Оказание помощи учителю (учителям) в организации и проведении учебных занятий в образовательном учреждении, обслуживании и поддержании в рабочем состоянии оборудования учебных кабинетов.

2.2. Наладка и поддержание приборов, лабораторного оборудования и ТСО в исправном состоянии, подготовка к его использованию во время проведения плановых лабораторных, практических и демонстрационных работ в кабинете.

2.4. Правильное хранение и рациональное использование приборов, лабораторного оборудования, химических реактивов и препаратов.

3. Должностные обязанности

Лаборант школы выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Внимательно следит за исправностью лабораторного оборудования, приборов, технических средств обучения.

3.2. Тщательно контролирует наличие и исправность ученических рабочих мест, розеток, освещения, индивидуальных средств защиты, первичных средств пожаротушения, содержимого медицинской аптечки.

3.3.​ Осуществляет в соответствии с указаниями учителя, заведующего кабинетом и расписанием занятий в школе необходимые подготовительные и прочие вспомогательные операции при проведении лабораторных, практических и демонстрационных работ.

3.4.​ Подготавливает оборудование (приборы, аппаратуру, химические реактивы, лабораторную посуду и другие технические средства обучения) к проведению экспериментов, опытов, занимается осуществлением его проверки, наладки и простой регулировки согласно разработанным инструкциям и другой имеющейся документации.

3.5.​ При проведении лабораторных и практических работ обеспечивает учеников школы всеми необходимыми для их проведения оборудованием, материалами, реактивами и т.п.

3.6. Дает консультации учащимся, по возможности корректирует их действия во время выполнения лабораторных и практических работ, при использовании ТСО, лабораторного оборудования, реактивов и препаратов.

3.7. Контролирует соблюдение учениками образовательного заведения правил поведения в кабинете при выполнении лабораторных и практических работ.

3.8.​ Выполняет различные вычислительные и графические работы, которые непосредственно связаны с проводимыми занятиями.

3.9.​ Ведет учет всех расходуемых материалов, составляет отчетность в соответствии с установленной формой.

3.10.​ Размножает по указанию заведующего кабинетом, необходимые дидактические материалы.

3.11. Собирает после окончания лабораторных, практических и экспериментальных работ используемое лабораторное оборудование, химические реактивы, приборы, раздаточный материал, проводит внимательную проверку его количества и исправности.

3.12.​ Приводит в надлежащий порядок оборудование после проведения лабораторных, практических, демонстрационных работ; при необходимости осуществляет его мытье и чистку с соблюдением соответствующих инструкций по эксплуатации.

3.13. Осторожно помещает отработанный материал и химические реактивы в специальную тару для отходов и по необходимости нейтрализует их.

3.14. Осуществляет правильное хранение имеющегося лабораторного оборудования, препаратов, приборов, а также правильную маркировку и аккуратное хранение реактивов.

3.15.​ Строго соблюдает установленные правила техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности.

3.16.​ Проявляет заботу о расширении материальной базы обслуживаемого кабинета (кабинетов), составляет по поручению заведующего кабинетом заявки на необходимое оборудование и расходуемые материалы, поддерживает связи с методическим кабинетом.

3.17. Принимает активное участие в разработке инструкций по охране труда при проведении лабораторных и практических работ в специализированном кабинете школы.

Лаборант школы имеет право:

4.1.​ Категорически запрещать пользоваться неисправным оборудованием (приборами, инструментами, лабораторной посудой, техническими средствами обучения и так далее).

4.2.​ Незамедлительно пресекать явные нарушения школьниками правил техники безопасности, охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности при пользовании оборудованием и материалами.

4.3. Давать обязательные распоряжения учащимся общеобразовательного учреждения во время проведения практических и лабораторных работ, при использовании ТСО, лабораторного оборудования, различных реактивов и препаратов.

4.4. Принимать участие в процессе разработки инструкций по технике безопасности и по проведению лабораторных и практических работ.

4.5. Принимать активное участие в разработке необходимых изменений технологии проведения экспериментов, практических и лабораторных работ.

4.6. Вносить дельные предложения по совершенствованию технической оснащенности кабинета, а также по изменению технологии проведения экспериментов и лабораторных работ.

4.7. Получать от непосредственного руководства и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, которые необходимы для исполнения своих должностных обязанностей.

4.8. Требовать от учеников школы соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава общеобразовательного учреждения, Правил поведения и требований техники безопасности в специализированном кабинете.

4.9. Периодически повышать свою квалификацию.

5.2.​ За нарушение существующих правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации работы лаборант школы привлекается к административной ответственности в том порядке и в случаях, которые предусматриваются административным законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1.​ Лаборант работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который составляется исходя из сорокачасовой рабочей недели, и утверждается непосредственно директором школы.

6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую четверть под строгим руководством заведующего специализированным кабинетом, план работы представляет на утверждение директору общеобразовательного учреждения не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Исполняет обязанности других лаборантов, старшего вожатого, секретаря в период их вынужденного временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.).

6.4.​ В период каникул, которые не совпадают с отпуском, выполняет (с учетом квалификации) различные хозяйственные и оформительские работы по распоряжению заведующего кабинетом или заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.

6.5.​ Проходит обязательный инструктаж по технике безопасности, охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности под руководством заведующего соответствующим кабинетом или заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.

6.6. Получает от директора школы и (или) его заместителей информацию нормативно-правового, а также организационно-методического характера, осуществляет знакомство под расписку с соответствующими документами.

6.7.​ Занимается профессиональной деятельностью в тесном контакте с учителями соответствующих предметов.

Источник

Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

Должностная инструкция лаборанта физики

1.3. Лаборант кабинета физики подчиняется непосредственно заведующему кабинетом физики.
1.4.

Лаборант также руководствуется должностной инструкцией лаборанта кабинета физики в школе, инструкциями по охране труда и пожарной безопасности.

1.6. Лаборант кабинета физики должен иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при чрезвычайной ситуации и эвакуации.

3. Должностные обязанности лаборанта кабинета физики

3.1. Следит за исправным состоянием лабораторного оборудования, осуществляет его наладку;
3.2. Подготавливает оборудование (приборы, аппаратуру, технические средства обучения) к проведению экспериментов, осуществляет его проверку и простую регулировку согласно разработанным инструкциям и другой документации;
3.3. Осуществляет в соответствии с указаниями учителя физики, заведующего кабинетом физики и расписанием занятий необходимые подготовительные и вспомогательные операции при проведении лабораторных, практических и демонстрационных работ;
3.4. Обеспечивает обучающихся при выполнении лабораторных и практических работ необходимыми для их проведения оборудованием, приборами, материалами и т.п.;
3.5. Ведет учет расходуемых материалов; составляет отчетность по установленной форме;
3.6. Производит выборку данных из литературных источников, реферативных и информационных изданий, нормативно-технической документации в соответствии с установленным учителем физики заданием в соответствии с образовательной программой.
3.7. Размножает по указанию учителя, заведующего кабинетом, дидактические материалы;
3.8. Приводит в надлежащий порядок оборудование после проведения лабораторных, практических, демонстрационных работ; при необходимости чистит оборудование с соблюдением соответствующих инструкций по его эксплуатации;
3.9. Строго соблюдает правила техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
3.10. Заботится о расширении материальной базы обслуживаемого кабинета (кабинетов) физики, составляет по поручению заведующего кабинетом физики заявки на оборудование, приборы и расходуемые материалы, а также на научные, обучающие, демонстрационные фильмы.
3.11. Добросовестно исполняет трудовые обязанности, возложенные трудовым договором;
3.12. Соблюдает трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию лаборанта кабинета физики.
3.13. Отвечает за правильность хранения и эксплуатации оборудования, подготовку его для лабораторных и практических работ, демонстрационных работ, профилактику (удаление влаги, пыли, смазка отдельных деталей) приборов и аппаратуры, приспособлений и принадлежностей;
3.14. Обеспечивает наличие средств оказания первой медицинской помощи и противопожарного инвентаря;
3.15. Не допускает учащихся к выполнению обязанностей лаборанта кабинета физики;
3.16. Помогает учителю физики эвакуировать детей при пожаре и при оказании первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

4. Права лаборанта кабинета физики

4.1. Запрещать пользоваться неисправным оборудованием (приборами, инструментами, техническими средствами обучения и т.п.);
4.2. Немедленно пресекать явные нарушения учащимися правил охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности при пользовании оборудования и материалов, закрепленными за обслуживаемым кабинетом физики.
4.3. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.5. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.

6. Взаимоотношения. Связи по должности лаборанта физики

6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;
6.2. В период каникул, не совпадающий с отпуском, выполняет (с учетом квалификации) хозяйственные и оформительские работы по распоряжению заведующего кабинетом физики или заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;
6.3. Проходит инструктаж по технике безопасности, охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности под руководством заведующего соответствующим кабинетом физики или заместителя директора школы по административно-хозяйственной работе;
6.4. Работает в тесном сотрудничестве с учителями физики;
6.5. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.6. Обменивается информацией по вопросам, которые входят в компетенцию лаборанта кабинета физики, с педагогическими работниками общеобразовательного учреждения.

Должностную инструкцию лаборанта физики разработал:
«___»____20___г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ /______________________/

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *