в чем заключается работа библиотекаря в школе
Должностная инструкция библиотекаря образовательного учреждения
Что представляет собой должностная инструкция библиотекаря? Чем занимаются такие специалисты? Начнем с того, что во многих образовательных организациях есть школьный библиотекарь. Он назначается, освобождается от занимаемой должности по приказу директора ОУ.
Основные моменты
Осуществляет контроль за деятельностью библиотеки директор школы. Им же утверждается комплект нормативных документов. Отвечает за ее работу библиотекарь, являющийся членом педагогического коллектива. Он работает по графику, который составлен из расчета 40-часовой недели, утвержден руководителем ОУ.
Если школьный библиотекарь уходит в отпуск, находится на больничном, его обязанности возлагаются на второго библиотекаря. При отсутствии такой штатной единицы выдачей книг занимается учитель (по приказу директора школы).
Должностная инструкция библиотекаря составлена на основе законодательства РФ об образовании и культуре, ТК, а также устава ОУ, правил внутреннего трудового распорядка.
Функции
Рассмотрим основные функции, которые выполняет «хранитель духовных сокровищ». Должностная инструкция библиотекаря образовательного учреждения предполагает выполнение им следующих обязанностей:
Основные права и обязанности
Чем должен заниматься работник? Должностная инструкция библиотекаря содержит следующие пункты:
Важные моменты
Должностная инструкция библиотекаря предполагает проведение инвентаризации учебников и художественной литературы с целью сверки и учета с регистрационной картотекой, фондами. Это лицо несет ответственность за достоверность подобных мероприятий.
Работа библиотекарем предполагает формирование и организацию библиотечного фонда:
Работа библиотекаря предполагает проверку правильности расстановки фонда. Лицо, которое выполняет подобные обязанности, выявляет устаревшие и ветхие документы (утратившие научно-познавательную ценность), осуществляет их своевременное списание по установленным правилам и нормам.
Профессия «библиотекарь» ответственна, ведь такой человек обязан вести контроль за методической, учебной, научно-популярной литературой, выдаваемой читателям. Именно библиотекарь занимается оформлением подписки на разнообразные периодические издания, включая и электронные, а также осуществляет контроль за их доставкой.
Организационные обязанности
Профессия «библиотекарь» предполагает ведение, редактирование справочно-библиотечного аппарата: картотек, каталогов, рекомендательного списка литературы, информационных материалов на машиночитаемых и традиционных носителях. Это должностное лицо несет ответственность за состояние каталогов.
В должностные обязанности библиотекаря входит развитие информационно-библиографической грамотности учеников и педагогов, поэтому он разрабатывает, проводит специальные занятия и консультации.
В начале каждого учебного года библиотекарем осуществляется перерегистрация читателей. Что еще входит в должностные обязанности школьного библиотекаря?
Он занимается продвижением лучших методических и учебных материалов посредством книжных выставок, тематических стендов, подборок, информационных уголков.
Подведем итоги
Библиотекарь является важным и нужным сотрудником в любой образовательной организации (школе, детском саду, центре дополнительного образования). Совместно с педагогическими работниками (учителями, воспитателями, психологом), родителями он пропагандирует значимость книг среди школьников.
Благодаря слаженной работе библиотекаря учебно-воспитательный процесс сопровождается необходимыми методическими и учебными материалами. Отдельное внимание он уделяет информационной работе с родителями учеников, принимает (по просьбе педагогов) участие в общешкольных родительских собраниях.
У библиотекаря есть право на самостоятельный выбор методов и форм работы с читателями, участие в заседаниях педагогического коллектива ОУ (с правом совещательного голоса). Он является активным участником совещаний и семинаров, которые связаны с его профессиональной деятельностью. Библиотекарь имеет право на повышение своей квалификации, внесение предложений директору школы относительно условий труда (доплат, премий).
Что должна содержать должностная инструкция библиотекаря: примеры и образцы документов
Вопреки распространенному мнению перечень трудовых функций заведующего библиотекой довольно широк, а сама работа на данной должности требует от сотрудника большой внимательности и ответственности.
Сегодня мы поговорим о том, как составляется должностная инструкция библиотекаря, а также представим несколько готовых вариантов документа, адаптированных под работу в различных учреждениях.
Как составить: общие положения
В «Общих положениях» должностной инструкции библиотекаря необходимо прописать кем он назначается на должность и снимается с нее, кому непосредственно подчиняется, а также кому переходят его трудовые обязанности на время отсутствия сотрудника на рабочем месте.
Для успешного выполнения трудовых функций библиотекарю необходимо знание:
При этом руководствоваться в своей рабочей деятельности библиотекарь должен:
Должностные обязанности: на что имеет право библиотекарь и его ответственность
Стандартные должностные обязанности библиотекаря включают в себя:
В то же время библиотекарь имеет право на:
В виде отдельного параграфа необходимо прописать ответственность сотрудника за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, правонарушения и причинение материального ущерба.
Образцы должностной инструкции библиотекаря
Типовая (на основе профстандарта)
С типовой инструкцией вы можете ознакомиться здесь: https://yadi.sk/d/3JEiMvGb3Ts52y
Школы (в соответствии с ФГОС)
Должностную инструкцию школьного библиотекаря мы разместили по следующему адресу: https://yadi.sk/d/7oomu6ct3Ts5BU
Колледжа
Для сотрудников образовательных учреждений данного типа действуют инструкции следующего плана: https://yadi.sk/i/06yoqKD03Ts5Gm
Педагога-библиотекаря
Документ, подходящий для данного работника, вы можете найти здесь: https://yadi.sk/i/xaT46tZ23Ts5NK
Сельской библиотеки
По следующей ссылке мы разместили должностную инструкцию библиотекаря МБУК МЦБ: https://yadi.sk/i/x9DVe4AH3Ts76D
Детской библиотеки
Образец инструкции работника читального зала в детской библиотеке располагается здесь: https://yadi.sk/i/A33ahSxB3Ts7d6
Главного
Главные библиотекари работают по инструкциям следующего типа: https://yadi.sk/i/D5lrWRfm3Ts7v9
Ведущего
Должностные обязанности ведущего библиотекаря выглядят следующим образом: https://yadi.sk/i/D0gUK4Ro3Ts7rq
1 категории
Чтобы найти бланк документа для специалиста 1 категории, нажмите сюда: https://yadi.sk/i/_-A_qqof3Ts84n
Помощника библиотекаря
Перечень трудовых функций ассистента библиотекаря вы можете найти по следующему адресу: https://yadi.sk/i/A1ep4tkH3Ts8Av
Отдела обслуживания читателей
Для работника данного отдела инструкцию вы можете найти здесь: https://yadi.sk/i/2WSnt8vO3Ts8TB
Отдела комплектования и обработки
Инструкцию для библиотекаря отдела комплектования мы разместили по этой ссылке: https://yadi.sk/i/MtzC7dxJ3Ts8ZV
Таким образом, менять текст должностной инструкции работодатель вправе по собственному усмотрению, главное при этом, чтобы документ не противоречил действующему законодательству.
Работа: библиотекарь в школе — чем занимается специалист, зарплата
«В начале было Слово» — эта библейская истина сразу даёт понять, чем человек отличается от других живых существ, населяющих Землю. Только люди способны выражать свои мысли с помощью речи. Слова становятся предложениями, предложения цепляются друг за друга логическими связями, превращаясь в текст. Слова – как мостики, которые тянутся от человека к человеку, помогают понять друг друга.
Что, как ни приобщение к классической литературе, так полно способствует раскрытию личностного потенциала? Чтение обогащает словарный запас, учит человека самосовершенствованию. Литература привлекает внимание к таким ценностям, как любовь, дружба, честность и жизнелюбие, а яркие образы помогают заметить детали, ускользающие от внимания обывателя. Духовная сфера личностного развития тесно связана с книгой. Для детей и взрослых она становится дверью в параллельный мир, где можно ощутить себя героем — эта волшебная реальность открывается для каждого из нас.
Кто такой библиотекарь и чем занимается
Библиотекарь – это хранитель знаний, привратник мира книг. С развитием интернета, предлагающего электронные книги, профессия не самая популярная, но она и по сей день остаётяся актуальной.
С распространением электронных книг бумажные носители информации, казалось бы отмирают, но это не означает, что библиотеки не будут нужны будущим поколениям. Их работники отвечают за хранение, поиск, выдачу книг и за порядок в «Храме знаний». Круг обязанностей библиотекаря достаточно широк. Простой обыватель, посещавший хотя бы школьную библиотеку не представляет, какой титанический труд стоит за аккуратными книжными полками и приветливой улыбкой работника библиотеки.
Сейчас эта профессия, говоря откровенно не популярная из-за низкой заработной платы, но свет знаний, который эти люди озаряют наши души, бесценен. Кто же стоит по ту сторону обложки волшебной книги? Рассмотрим поближе этого редкого специалиста познакомимся с его рабочими буднями.
Есть два понятия: библиограф и библиотекарь, в чем разница, спросите Вы. В общем её нет: «библио» + «граф» означает «описывать книги». Библиотекарь и занимается этим: технической документацией, картами, рукописями, диссертациями, электронными файлами. Чтобы работать по специальности, достаточно филологического или библиотечного образования — это профстандарт. Педагогическое образование для работы не котируется — нужна переподготовка, для этого лучше пройти дополнительные обучающие курсы по профессии педагог библиотекарь.
Обязанности
Чтобы приступить к своим обязанностям нужно получить соответствующее образование. Библиотекарями становятся выпускники гуманитарных специальностей: «документоведение», «филология», «культурология», «литературоведение».
После того, как диплом получен, путь в профессию и страну книг открыт, но отнюдь не лёгок. Повседневные обязанности библиотекаря – это:
Зарплата
Средняя зарплата, по данным статистики за 2019 год составляет примерно 10 000 рублей. При этом библиотекари сельских и провинциальных библиотек получают ещё меньше – их труд оценивается в 9 000 рублей. А вот частные школы предлагают повышенные ставки: размер месячного оклада от 12 до 15 тысяч рублей. Самая высокая оплата труда зафиксирована в Москве и на Камчатке. Она превышает 21 000 рублей.
Многие считают подобные суммы несоразмерными требованиям, которые обязаны выполнять библиотечные работники, они должны быть образованными, вежливыми, способными подсказать читателю, какую книгу выбрать, то есть – обладать обширными познаниями.
Сколько зарабатывает (получает) библиотекарь зависит от престижа библиотеки в которой он работает, находится она в городе, или сельской местности и от других факторов.
Где можно работать
Когда мы задаёмся вопросом, куда пойти работать библиотекарем, на ум сразу приходят воспоминания из детства, студенческой юности. Действительно, школьные библиотеки, а также научные книжные фонды при ВУЗах нуждаются в компетентных работниках. Кроме того, многие гуманитарные специальности (историк, литературовед, журналист) занимаются изучением исторических источников. В библиотечных фондах хранятся подшивки газет, журналов, альманахов за позапрошлый век. Это значит, что бумажная книга не умрёт, несмотря на развитие высоких технологий.
Можно попытать счастья в смежных профессиях, став работником Дома культуры, Государственного архива или редакции литературной газеты. Библиотекарь — это специальность, работая по которой можно попробовать написать собственную книгу. В этом помогут знания, приобретённые при работе с произведениями известных классиков.
Библиотекарь и охрана труда
Охрана труда — ещё один важный аспект профессии. Общие положения инструкции содержат информацию о том, что работать по специальности библиотекарь может лицо, достигшее 18 лет, прошедшее медицинский осмотр (наличие медкнижки обязательно).
Остальные пункты инструкции посвящены вопросам безопасности работника и посетителей библиотеки. Вроде бы спокойная профессия, что может случиться? Документ же содержит рекомендации по технике безопасности до начала рабочего дня, в рабочее время, после окончания смены. Основная часть этих требований основана на соблюдении санитарных норм. Библиотекарь должен следить за проветриванием помещения (в отсутствие читателей), за техникой (исправностью проводки), за влажностью и освещённостью читального зала. Отдельно выделен пункт, описывающий способы оказания первой помощи при возникновении чрезвычайной ситуации. Специалист обязан знать, как помочь пострадавшему при переломе, обмороке, вывихе — специалисту приходится работать с людьми.
Как действовать во время пожара — в библиотеке много бумжной печатной продукции, в некоторых хранятся старинные рукописи, поэтому нужно соблюдать осторожность и быть внимательным. Необходим контроль за исправностью электропроводки. Возгорание может навредить посетителям библиотеки, или погубить бесценные книги, которые находятся в здании.
Эту инструкцию по охране труда нужно знать, чтобы успешно пройти профаттестацию.
Карьера библиотекаря
Карьерный рост по специальности не высокий, причина её узкая направленность. Конечно, рядовой библиотекарь может «дорасти» до заведующего библиотекой, куратора образовательного проекта или руководителя медиатеки. Ведущий библиотекарь, это самая высокая ступенька карьерной лестницы, а должностная инструкция будет включать пункт — управление младшим персоналом.
Специальность имеет 4 категории:
Плюсы и минусы работы
расширение кругозора, обогащение словарного запаса, знакомство с новой литературой;
творческая самореализация — специалист проводит литературные вечера, встречи с читателями, конкурсы, выставки, презентации;
общение с эрудированными людьми (просвещёнными читателями, научными работниками, писателями и поэтами);
низкая конкуренция при приёме на работу.
Минусы:
низкая оплата труда (особенно в сельских библиотеках, удалённых от центра страны регионах);
отсутствие карьерного роста, перспектив;
большая степень загруженности повседневными монотонными обязанностями.
Должностная инструкция библиотекаря в школе
«______» _______________ 20___ г.
Библиотекаря в школе
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 года №251н.; на основании ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 05.07.2017 года; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование (библиотечное) без требования к стажу работы в данной должности, знать свою должностную инструкцию школьного библиотекаря и применять ее в работе.
1.4. Школьный библиотекарь подчиняется непосредственно заведующему библиотекой, директору школы.
1.5. В своей деятельности библиотекарь школы руководствуется:
1.6. Библиотекарь школы должен знать:
инструкцию по охране труда для библиотекаря школы.
1.7. В период временного отсутствия библиотекаря школы (отпуск, болезнь), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
Основными направлениями деятельности библиотекаря школы являются:
2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе.
2.2. Пропаганда чтения как формы культурного досуга.
3. Должностные обязанности
Библиотекарь школы выполняет следующие должностные обязанности:
3.2. Прогнозирует тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по формированию заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу.
3.4. Принимает участие в координации:
3.6. Корректирует заявку на комплектование библиотечного фонда.
3.7. Принимает участие в разработке:
3.9. Принимает участие в оценке предложений по организации воспитательной работы и установлению связей с внешними партнерами.
В случае служебной необходимости библиотекарь школы может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.
Библиотекарь школы имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.
4.2. Принимать участие:
4.3. Вносить предложения:
4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.5. На представление к различным формам поощрений, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников сфер образования и культуры.
4.6. Повышать свою квалификацию.
Библиотекарь школы несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:
5.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.3. Нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы библиотеки библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. Виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели, утвержденному директором школы по представлению заведующей библиотекой или заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть.
6.3. Выступает на совещаниях, педагогических советах, заседаниях методических объединений и других мероприятиях.
6.4. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с документами.
6.5. Осуществляет деятельность по приему и сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу.
6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками, педагогом-организатором и заместителями директора школы.
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
Должностная инструкция Библиотекаря школьной библиотеки
Должностные инструкции
Библиотекаря школьной библиотеки
1.1. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности библиотекаря его обязанности могут быть возложены на заведующего библиотекой, старшего вожатого или лаборанта. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование или стаж работы не менее трех лет на соответствующих должностях.
1.3. Библиотекарь подчиняется непосредственно заведующему библиотекой.
1.4. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями Правительства региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором. Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
Основными функциями, выполняемыми библиотекарем являются:
2.1. формирование библиотечного фонда;
2.2. учет библиотечного фонда и обеспечение установленной отчетности.
3. Должностные обязанности
Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
– читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы;
– тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений в формирование заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу;
– контроль за сохранностью библиотечного фонда;
– текущее и перспективное планирование на своем участке работы;
– выдачу и сбор учебников;
– подготовку и проведение литературных выставок;
– совместно с педагогическим коллективом разностороннюю культурно-массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работе деятелей литературы и искусства, родителей;
– просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;
– изучение с учениками основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;
– совместную деятельность школьной и районной библиотек;
3.4. Принимает участие в координации:
– взаимодействия представителей администрации школы со службами и подразделениями окружного управления образования, обеспечивающими формирование библиотечного фонда;
– работы классных руководителей по обеспечению учащихся необходимой учебной литературой;
– соблюдение учениками и сотрудниками школы Правил пользования библиотекой;
– сохранность учебников, научной и художественной литературы, сдаваемой в библиотеку;
– бланк-заказ на комплектование библиотечного фонда;
3.7. Принимает участие в разработке:
– правил пользования библиотечным фондом;
– каталогов, картотеки, рекомендательных списков литературы;
– учителей по вопросам их самообразования и подбора научно-методической литературы;
– родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся;
3.9. Принимает участие в оценке:
– предложений по организации воспитательной работы и по установлению связей с внешними партнерами;
– учащихся рекомендованной и разрешенной справочной и художественной литературой во время проведения экзаменов;
– своевременное комплектование библиотечного фонда.
Библиотекарь имеет право в пределах своей компетенции:
– обязательные распоряжения пользователям библиотечного фонда;
– к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;
4.3. Принимать участие:
– в разработке воспитательной политики и стратегии школы, создании соответствующих стратегических документов;
– разработке любых управленческих решений, касающихся работы библиотеки;
– ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;
– работе педагогического совета;
4.4. Вносить предложения:
– о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;
– по совершенствованию воспитательной работы;
– у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
– от имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об успехах и проблемах их детей, о нарушениях их детьми Правил поведения для учащихся, Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;
– от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;
– от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на это посещение не было дано разрешение администрации;
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы библиотеки библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и(или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели, согласованному с заведующим библиотекой и утвержденному директором школы;
6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.3. представляет заведующему библиотекой письменный отчет о своей деятельности объемом не более трех машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебного модуля;
6.4. получает от директора школы и заведующего библиотекой информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками, старшими вожатыми, заведующим библиотекой и заместителями директора школы;
6.6. исполняет обязанности заведующего библиотекой, старшего вожатого и учителей-предметников в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора школы;
6.7. передает заведующему библиотекой информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.
П р и м е ч а н и я:
1. Название должности «Библиотекарь» соответствует названию должности в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)». Именно эта должность и должна быть вписана в трудовую книжку сотрудника.
2. Требования к квалификации по разрядам оплаты.
6 разряд – среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование и курсовая подготовка по специальности;
7–8 разряды (библиотекарь II категории) – высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее трех лет;
9–10 разряды (библиотекарь I категории) – высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) II категории не менее трех лет;
11 разряд (ведущий библиотекарь) – высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) I категории не менее трех лет.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
директор МОУ __________
«____» ______ г. № _____
1.1. Библиотекарь назначается и освобождается директором лицея.
1.2. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря не менее 2 лет.
1.3. Подчиняется непосредственно зав. библиотекой.
1.4. В своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации о культуре, постановлением Правительства РФ, определяющими развитие культуры, руководящими документами вышестоящих органов.
Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:
2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в лицее.
2.2. Пропаганда чтения, как форма культурного досуга.
2.3. Подбор необходимой литературы, быстрое выполнение заявок.
III. Должностные обязанности
Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Обслуживает обучающихся 1–11 классов и работников лицея на абонементе и в читальном зале. Удовлетворяет запросы читателей, обеспечивает подбор необходимой литературы.
3.2. Два раза в год проводит анализ чтения обучающихся.
3.3. Ведет работу по сохранности фонда.
3.4. Принимает участие в организации фонда библиотеки, обработки литературы и организации каталогов.
3.5. Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, следит за санитарным состоянием помещений и фонда библиотеки.
3.6. Систематически изучает интересы и запросы читателей в целях оказания помощи читателям в выборе литературы с учётом их образовательного уровня, профессиональных интересов, возрастных особенностей.
3.7. Участвует в пропаганде книг, организации литературных вечеров, читательских конференций, встречи с писателями, тематических выставок по актуальным вопросам литературы, искусства, науки и техники и других массовых мероприятий.
3.8. Принимает участие в научно-методической работе библиотеки.
4.1. Руководящие материалы вышестоящих органов, касающиеся библиотечной работы.
4.3. Основные библиотечные технологические процессы.
4.4. Формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями.
4.5. Принятую систему квалификации книг, правила составления каталогов, комплектование, хранение и учёта литературного фонда.
4.6. Правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Библиотекарь имеет право:
5.1. Давать указания обучающимся и работникам, касающиеся правил пользования библиотечным фондом.
5.2. Вносить предложения по улучшению работы библиотеки.
6.1. Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случаи недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основе письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.
6.2. Несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
VII. Взаимоотношения. Связи по должности
7.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором лицея.
7.2. Может привлекаться по распоряжению директора к экстренной замене временно отсутствующего учителя в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.