в чем заключается работа авиадиспетчера
Авиадиспетчер
Авиадиспетчер — специалист по управлению воздушным движением. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Экипаж, управляя самолётом, находится на связи с диспетчерами, которые отвечают за порядок движения самолётов и вертолётов. Всё воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчер руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта.
Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полётов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов, (например, с АДП другого аэропорта). Он постоянно находится на связи с экипажами судов, следит за воздушной обстановкой. В некоторых аэропортах эти функции выполняет группа по взаимодействию.
Диспетчер «Руления» контролирует движение по территории аэродрома.
Диспетчера «Старта и посадки» руководят взлетающими и заходящими на посадку судами.
Диспетчер «Круга» руководит движением в радиусе 50 км на высоте 2100 м и ниже (зона взлёта и посадки). Прилетающим он выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку, а вылетающим – указания о первоначальном наборе высоты.
Диспетчер «Подхода» руководит движением на высоте 2100–5700 м. Площадь охвата зоны круга – 90–120 км. от аэродрома. Он определяет очерёдность захода на посадку захода на посадку, интервалы.
Диспетчер районного центра контролирует полёт на высотах 2100–17000.
Диспетчер пункта местных воздушных линий – руководит полётом на высоте 1500 м и ниже в районе аэродрома.
Диспетчер местного диспетчерского пункта – руководит полетом вдали от крупных аэропортов – на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно это площадь административного региона или его значительная часть).
Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора, учитывая метеоусловия, график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.
Самолёт – это слишком быстрый вид транспорта, чтобы диспетчер мог позволять себе медлительность. Например, в неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолёты на безопасное расстояние, принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и т.д. К тому же на одного диспетчера может приходиться до 20 самолётов одновременно.
Поскольку времени на долгое обдумывание обстановки нет, все действия диспетчера строго регламентированы.
Работа диспетчера организована так, чтобы максимально снизить ошибки в управлении полётами. Помимо правил и инструкций в распоряжении диспетчера находится оборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и пр. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией. Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений – всё это означает повышенное нервное напряжение.
Авиадиспетчер аэропорта в Майами уснул во время ночного дежурства, сообщает в субботу (16 апреля 2011 г.) Associated Press. Инцидент произошёл рано утром в субботу. Во время этого ночного дежурства в диспетчерской работали еще 12 человек, и один из них сообщил о заснувшем коллеге.
Согласно предварительным результатам расследования, диспетчер не пропустил ни одного радиосигнала от самолетов, так что инцидент никоим образом не отразился на работе аэропорта. Однако заснувшего на посту диспетчера отстранили от работы.
Подобное уже случалось в аэропортах Техаса, Невады, Теннесси и города Вашингтон. Несколько дней назад в США началась общенациональная проверка диспетчерских служб, а главный авиадиспетчер США Хэнк Краковски подал в отставку. Руководство Федерального управления гражданской авиации США уже заявило, что придётся отменить практику одиночных ночных дежурств и пересмотреть графики работы авиадиспетчеров.
Плюсы и минусы
Особенно тяжела в плане эмоциональной нагрузки работа диспетчера «Подхода».
Профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных профессий, связанных с техникой и человеческими жизнями (с точки зрения психологии наибольший интерес представляет
Диспетчерская служба работает круглосуточно, и диспетчеры несут свою вахту посменно. Это, как и нервное напряжение, можно отнести к недостаткам профессии. Однако эти трудности компенсирует чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и осознание собственной незаменимости.
Важные качества
Стрессоустойчивость, высокое чувство ответственности, умение управлять своим вниманием. Необходимо хорошее здоровье (в том числе органов сердечнососудистой системы). Поэтому раз в 2 года авиадиспетчер проходит врачебно-лётную экспертную комиссию.
Знания и навыки
Как уже сказано, все действия диспетчера строго регламентированы. На каждую рабочую ситуацию имеются установленные правила, инструкции и сценарии поведения, и диспетчер обязан их знать. Он должен знать законы воздушной навигации, разбираться в авиационной метеорологии.
Также необходимо знание английского языка в пределах, установленных международными нормами.
15 малоизвестных тонкостей о работе авиадиспетчеров
15 фактов об одной из самых ответственных профессий в мире – авиадиспетчер
Знаете ли вы, что без авиадиспетчеров пилотам пришлось бы летать в прямом смысле вслепую? Без сложной наземной системы диспетчеров путь в небо человеку заказан. Вот как работают диспетчеры: 15 интересных фактов об управлении воздушными судами, в простонародье называемыми самолетами.
1. Авиадиспетчер и диспетчер по наземному управлению самолетом – это разные профессии
Людей, которые управляют движением на взлетно-посадочной полосе (ВПП), называют «диспетчерами по рулежке», или на профессиональном сленге «наземный контроль». Авиадиспетчеры выполняют другую работу.
2. Не все авиадиспетчеры работают на вышке
Вик Вектор, диспетчер, объясняет:
«Башни авиадиспетчерской службы обычно являются наиболее заметной частью нашего рабочего места. Но персонал, работающий на смотровой площадке в башне, контролирует лишь зону аэропорта (визуально) и воздушное пространство подлета вокруг аэропорта. Воздушное же движение на эшелоне, между крупными аэропортами осуществляется диспетчерами, которые сидят в маленьких темных узких комнатах, смотря на экран радара».
3. Сотрудники башни выполняют свои обязанности, визуально отслеживая обстановку
Авиадиспетчеры, находящиеся на смотровой площадке, напротив, в основном отслеживают происходящее визуально.
Два голландских работника диспетчерской службы из авиакомпании KLM Airlines описывают следующее:
«Значит, так, мы сидим там и часто смотрим в окно. Фактически, когда мы видим происходящее своими глазами, мы можем контролировать гораздо больший трафик, чем используя технологии.
Другими словами, в плохих погодных условиях работа диспетчеров становится затруднительной и поэтому наши рейсы испытывают небольшие задержки».
4. Работать сверхурочно и под большим психологическим прессингом – это нормально для диспетчера
5. Стрессоустойчивость – как билет на работу
Да, ответственность диспетчеров просто невероятная. От их скоординированных действий зависят жизни сотен, тысяч человек. Стрессы здесь нешуточные! Лишь единицы смогут выдержать такой прессинг и не сломаться морально. Они остаются в профессии – остальным там не место.
6. Зарплата высокая, профессиональные льготы, отпуска
В США ежегодная зарплата авиадиспетчера в 2016 году составляла 128000$. Таким образом, в месяц у них получают чуть более 10 500 долларов США – серьезно выше, чем средняя зарплата по стране.
7. Крайне важно делать перерывы в работе каждые 75-90 минут на 20 или 40 минут
За это время можно набраться сил для дальнейшей кропотливой и сложной работы
8. Одна из самых сложных задач по управлению воздушным движением – это процесс набора персонала
Мировой опыт таков:
могут пройти месяцы или годы от заявки до допуска профессионала к управлению реальными полетами.
9. В России авиадиспетчеров учат в специализированных высших учебных заведениях (наследие СССР)
В частности, на диспетчера можно выучиться в:
Ульяновском институте гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева
Ейском высшем военном авиационном училище (военный институт) им. В.М. Комарова
Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков (военный институт) им. А.К. Серова
Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации (Университет ГА)
10. В некоторых странах для того, чтобы стать диспетчером, предусмотрен возрастной ценз
Соискателю на место должно быть не менее 30 лет.
Авиадиспетчер кто это, особенности профессии, чем занимается
Сегодня мы поговорим о профессии, требующей от человека внимательности, аккуратности и собранности. Это труд, в котором нельзя ошибаться, ведь если что-то сделать неправильно могут пострадать пассажиры самолётов и очень дорогая техника. Давайте же вместе посмотрим авиадиспетчер кто это такой, узнаем, чем он занимается и что есть интересного в его работе.
За определением мы обратимся в самую популярную энциклопедию – википедия. В ней сказано, что авиадиспетчер — это человек, обслуживающий движение самолётов в воздухе. Он следит за их перемещениями, контролирует полёт и даёт экстренные указания в случае необходимости.
Например, он может указать на изменения маршрута при резком ухудшении погодных условий.
Особенности профессии
Мы вместе узнали определение профессии, теперь же настало время ответить на вопрос об особенностях данной работы.
Повторимся, что авиадиспетчер – такой человек в аэропорту, служащий важным звеном между землёй и пилотами самолёта. Проще говоря, он передаёт крайне важную информацию для пилотов и помогает им со взлётом и посадкой.
Поэтому к нему применяются серьёзные требования, без которых допуск на данную работу просто запрещён:
Таким образом, мы чуть подробнее узнали, что за профессия авиадиспетчер. Это крайне ответственная должность, требующая собранности, внимательности от человека. Лучше всего она подходит людям способным концентрироваться на чём-то одном и не отвлекаться на посторонние дела!
Чем занимается
Теперь перейдём к самому интересному вопросу для детей «Что же делает на работе авиадиспетчер и какие решения ему приходится принимать каждый день?»
Перед нами список основных задач авиадиспетчера:
Как мы видим, функционал работы авиадиспетчера достаточно обширен и требует от него максимальной собранности и сосредоточенности. В подобной работе не допускаются ошибки и неточности.
Куда пойти учиться
От каждого, кто захочет стать авиадиспетчером, потребуется не только желание, но и максимальная собранность. Здесь не получится прогуливать занятия и сдавать экзамены, не зная предмета.
На выбор предлагаются как простой колледж гражданской авиации в Красноярске, так и государственный университет в Санкт-Петербурге. Подобных учебных заведений в стране немного, поэтому скорее всего придётся задуматься о переезде на время обучения.
Обязательным для всех авиадиспетчеров является повышение квалификации раз в 3 года, а также подтверждение действующего свидетельства через 2 или 3 года.
Плюсы и минусы профессии авиадиспетчера
Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Поэтому сейчас мы рассмотрим основные положительные и отрицательные аспекты трудовой деятельности авиадиспетчеров.
Начнём с плюсов:
Перейдём к минусам:
Время подвести итоги
В нашей статье мы ответили на вопрос: Авиадиспетчер кто это? Рассмотрели особенности профессии, узнали о её важности и о том, что от действий специалиста на земле зависят жизни всех людей в самолёте. Также не оставили без внимания плюсы и минусы данной работы.
Профессия «авиадиспетчер»
Авиадиспетчер – это специалист, обеспечивающий диспетчерское управление воздушным движением (УВД) с целью обеспечения безопасного, энергоэффективного, регулярного и упорядоченного движения воздушных судов. Что именно входит в круг профессиональных обязанностей и как стать авиадиспетчером, мы рассмотрим в статье.
История профессии
Международный день авиадиспетчера отмечается 20 октября, поскольку в этот день в 1961 году была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (сокращённо с англ. IFATCA). Однако история этой молодой профессии начинается гораздо раньше – с того момента, как впервые была установлена связь между воздушным судном и координатором полёта на земле. Позднее с появлением массовых вылетов военной авиации начали формироваться стандарты управления взлётом и посадкой. Но в гражданской авиации окончательная стандартизация управления грузовых и пассажирских авиаперевозок в её современном виде оформилась после создания IFATCA, в которую на сегодняшний день входит более 50 тысяч авиадиспетчеров со всего мира.
Описание и характеристика профессии
В России организация воздушного движения – это целый комплексный процесс, который обеспечивает взаимодействие диспетчерских пунктов, входящих в структуру ЕС ОрВД (что расшифровывается как Единая система организации воздушного движения). Воздушное пространство разделено на районы ответственности диспетчерских пунктов и классы, причём в зависимости от типа выполняемых задач выделяют отдельно:
В соответствии с зоной планирования полётов выделяют три типа органов ЕС ОрВД: Главный Центр (ГЦ), Зональный Центр (ЗЦ) и Районный центр (РЦ). В каждом из них, согласно зонированию, собирают и обрабатывают представленные (FPL) и повторяющиеся (RPL) планы полётов, контролируют процесс планирования как регулярных, так и нерегулярных рейсов в воздушном пространстве России и на международных авиалиниях (ГЦ), прогнозируют потребности воздушного пространства и т.д. Существуют также диспетчерские пункты местных авиалиний, центры полётной информации.
Разделение этапов воздушного сообщения предполагает и разделение диспетчерских пунктов в течение всего полета. Рабочее место диспетчера в аэропорту – вышка центра управления. Ээто расположенный на высоте нескольких десятков метров зал с огромными окнами, оснащённый компьютерами, мониторами, отображающими воздушную и метеорологическую обстановку, сигнальным табло, радиотехническими средствами навигации и связи, столами ведения графиков, таблично-знаковыми индикаторами, биноклем, наконец, удобным прочным креслом.
В диспетчерском «экипаже» состоят сам авиадиспетчер радиолокационного контроля, управляющий самолётами, и помощник – диспетчер процедурного контроля, занимающийся согласованиями. В зале в прямом и переносном смысле за спиной стоят старший авиадиспетчер (начальник смены) и руководитель полётов.
Одновременный контроль в условиях воздушного движения поддерживается иногда с двумя-тремя десятками бортов, при этом необходимо ещё параллельно отслеживать изменения погоды, давления, состояние близлежащих аэродромов и т.д.
Особенность работы авиадиспетчером в том, что в любой момент может возникнуть экстремальная ситуация, в которой решение нужно принимать так же быстро и чётко, как и при соблюдении привычного графика. А случиться может, что угодно: у самолёта может отказать радиолокационная система или даже двигатель, на полосу может упасть туман и т.д. Иногда из-за ухудшения условий полосу не видно ни невооружённым глазом, ни в бинокль. На это случай существуют отработанные процедуры координации по приборам и огням взлётно-посадочной полосы, но напряжение в такие моменты вырастает. Как признался в интервью один авиадиспетчер со стажем: «Для нас любая ситуация штатная». Однако в авиации существуют и такое понятие как «авиационный инцидент». Решение об объявлении стадии «тревоги» или «бедствия» (например, невыпуска шасси при заходе на посадку) принимает руководитель полётов.
Перед заступлением на смену авиадиспетчер проходит обязательный медосмотр. Рабочий день длится, как правило, семь часов с перерывом не менее 20 минут каждые два часа. Перерыв необходим для снятия напряжения, которое за пультом очень быстро растёт и накапливается, увеличивая риск ошибки, поэтому усталость недопустима.
Поскольку профессия авиадиспетчер связана с постоянной высокой психоэмоциональной нагрузкой, она даёт право на досрочное назначение пенсии.
На каких специальностях лучше учиться
Чтобы получить подготовку авиадиспетчера, базовое обучение можно проходить по нескольким специализациям:
По каждому профилю существует от 1 до 3 вариантов программы, так что школьники, поступающие на диспетчера, могут выбирать, где учиться.
Лучшие вузы для обучения
К числу наиболее престижных ВУЗов для получения профильного образования относятся:
Однако обучение после окончания учебного заведения не заканчивается. Диспетчеру нужно раз в 3 года проходить повышение квалификации и, в зависимости от классности, раз в 1-3 года подтверждать действующее свидетельство авиадиспетчера: третий класс подтверждается ежегодно, второй – раз в 2 года, первый – раз в 3 года.
Должностные обязанности
Связь с самолётами поддерживается на протяжении всего полёта, но существует поэтапное разделение ответственности диспетчеров аэропорта: один диспетчер отвечает за взлёт, другой – за набор высоты, третий – за посадку и т.д. Один и тот же специалист имеет доступ к разным специализациям.
Диспетчеры подхода и диспетчеры круга физически могут размещаться в соседнем зале. У них больше времени для принятия решения по каждому отдельному борту, но самих бортов в каждую единицу времени больше, чем у диспетчеров руления и старта.
Кому подходит
Требования к кандидатам очень серьёзные, и поэтому после прохождения стажировки в среднем отсеивается 1/10 часть кандидатов. Высоки требования не только к объёму специальных знаний (метеорология, аэродинамика, навигация, радиотехническое оборудование и др.) и общих знаний (владение английским языком на уровне 4 по шкале ICAO), но и к психоэмоциональной устойчивости кандидата на эту работу.
Из числа высококвалифицированных специальностей авиадиспетчеры находятся в группе риска среди тех людей, чья профессия усугубляет или провоцирует суицидальные наклонности. Поэтому помимо серьёзной общей медицинской комиссии кандидат в авиадиспетчеры должен пройти психологический тест на профпригодность. Нередко составы специально учат справляться со стрессами. Не случайно один из наиболее популярных видов отдыха у диспетчеров – рыбалка на озёрах.
Зарплата авиадиспетчера
В основной массе опубликованных вакансий заработная плата авиадиспетчеру предлагается в размере до 40 тысяч рублей в месяц. Из-за большого количества таких вакансий средняя предлагаемая зарплата довольно низкая и не соответствует тому уровню ответственности и необходимой квалификации, который должен быть у диспетчера управления воздушным транспортом.
Однако достаточно вакансий можно найти и с оплатой до 80 тысяч рублей. Реже, но тоже публикуются, предложения о работе за 125-165 тыс. рублей в месяц и выше. Максимальная зарплата, которая фигурировала в перечне предложений – 214,5 тыс. рублей/ месяц.
Как построить карьеру
При построении карьеры авиадиспетчер вырастает до старшего диспетчера, а затем – до и руководителя полётов с большими полномочиями. Однако своеобразным витком карьеры может стать не только должностной рост, но и переход из провинциального аэропорта в аэропорт с большим трафиком и повышенными нагрузками, что становится своеобразным профессиональным вызовом для авиадиспетчера.
При уходе с основного места работы диспетчер может попробовать себя в качестве инженера по снабжению, логиста, то есть, на работах, где его профессиональные навыки востребованы.
Перспективы профессии
В научной фантастике и футурологии теме замены роботами людей в профессиях пилота и диспетчера посвящен целый ряд произведений (например, книга Станислава Лема «Дознание»). Деятельность авиадиспетчера, действительно, автоматизируется очень быстро. Однако контроль над работой приборов и вынесение окончательного решения в случае чрезвычайной ситуации остаётся за человеком. А значит, эта профессия еще долго будет востребована.
Авиадиспетчер отвечает на вопросы читателей Туту
Мы все знаем, что пилоты — современные герои: поднимают в небо огромные машины с кучей живых людей и преодолевают тысячи километров за считанные часы. Но в одиночку они вряд ли справлялись бы так хорошо. Им всегда помогают авиадиспетчеры: один специалист должен держать в уме десятки бортов, следить за погодой и давлением, знать, что происходит на соседних аэродромах.
Сегодня в рубрике «Задайте вопрос» на вопросы читателей Туту отвечает московский авиадиспетчер Глеб Макаров с 10-летним опытом работы. Спасибо за помощь и ответы ребятам из Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД). Это они регулируют полеты над Москвой.
Лера Железова
В чем заключается работа авиадиспетчера?
Авиадиспетчер следит за безопасностью полетов и грамотным расходом ресурсов. Диспетчеры следят за самолетом с момента запуска двигателей в аэропорту вылета, в полете и до момента заруливания на стоянку в аэропорту прилета. По сути, они так же участвуют в управлении самолетом: дают указания и рекомендации пилотам.
Расскажите про рабочий день авиадиспетчера. Во сколько приходите, что делаете, сколько перерывов, во сколько уходите?
Наши диспетчеры работают циклами, а один цикл состоит из трех рабочих смен. Первая смена дневная: мы работаем примерно с 15:00 до 21:00 и ночь спим. Вторая утренняя, c 8 до 15 часов — тогда весь вечер и день следующего дня свободен. Третья ночная — с 21 до 8. Затем практически три дня отдыха. Всего у нас работают 6 диспетчерских смен, и этот график позволяет нашему центру обслуживать воздушное движение круглосуточно и без выходных. Перерывы в процессе работы определяются уже непосредственно от количества персонала, заступившего в этот день в смену.
Зачем авиадиспетчеры сидят в высоких башнях, если они управляют движением с помощью компьютера?
Эти башни называются диспетчерскими вышками, они нужны, чтобы мы могли сами видеть, как маневрируют самолеты, машины, люди и другие объекты на территории летного поля. Когда рейсов много, а их много почти всегда, это еще один источник информации. Компьютер — это помощник, а не замена всего.
Фото из архива МЦ АУВД
Почему авиадиспетчеров до сих пор не заменили алгоритмами?
Часто появляются какие-то моменты, которых не было раньше, и машине будет сложно мгновенно найти верное решение. У нас масса инструментов, облегчающих нашу деятельность, — компьютерных, информационных систем, но они лишь предоставляют информацию, на основании которой диспетчеры принимают итоговые решения.
Что делать, если ты устал — не выспался, внезапно заболел, просто не получается сосредоточиться?
Прийти на работу уставшим или невыспавшимся почти невозможно. Отдых для нас такая же большая ответственность, как и работа. Физическое состояние проверяется перед сменой на медицинском осмотре, так что уставший, больной или невыспавшийся диспетчер просто не будет допущен к работе. А если усталость накатила в процессе, я легко могу попросить перерыв и отдохнуть до полного восстановления сил и концентрации.
Какова зона ответственности (радиус) диспетчеров аэропорта? Какова нагрузка на одного диспетчера (количество одновременно контролируемых бортов)?
Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Все зависит от географических границ диспетчерской зоны, конкретного сектора, на котором работает авиадиспетчер. На маршрутах, к примеру, один диспетчерский сектор может покрывать трассы длиной многие сотни километров и обслуживаться всего парой диспетчеров. При приближении к крупным аэропортам размеры этих зон, как правило, становятся меньше и над самими аэропортами могут быть около 50 на 50 километров. Все зависит от интенсивности полетов в этом районе. Количество бортов в сутки на конкретного диспетчера мы, конечно, не подсчитываем, но скажу сразу, что одновременно у диспетчеров на трассах может быть несколько десятков самолетов.
Фото: tratong / Shutterstock
Где учиться?
Лично я закончил «УВАУ ГА» в 2008 году, сейчас это учебное заведение называется УИ ГА — Ульяновский институт гражданской авиации. Я поступил учиться сразу после школы. Несколько аналогичных учебных заведений есть в Санкт-Петербурге и одно в Москве — МГТУ ГА.
Где учат на диспетчеров
В Москве — кафедра управления воздушным движением при Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА).
В Санкт-Петербурге — кафедра управления воздушным движением при Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации (СПбГУ ГА).
Еще можно пройти курсы ускоренной подготовки — они занимают полтора года, требуют законченного среднего или высшего образования, хорошего английского и отличного здоровья.
Может ли человек в сорок лет переучиться на авиадиспетчера?
Я знаю точно, что в 30 лет можно переучиться на авиадиспетчера, такое учебное заведение есть в Санкт-Петербурге. Насколько я помню, там нужно иметь среднее специальное образование, и есть еще ряд обязательных условий, в том числе отличное здоровье. С подробными требованиями лучше, конечно, ознакомиться самим желающим: все индивидуально.
Как авиадиспетчеры проходят собеседования? Что спрашивают или просят сделать? Какой нужен опыт работы? Как устроиться на работу авиадиспетчеру без опыта?
Все опять же индивидуально. Если специалист молодой, сразу после учебного заведения ему, как правило, не составит труда пройти входные требования. Все будет зависеть от количества вакантных мест, но в больших центрах, таких как наш, московский, таких проблем нет. После трудоустройства будет обязательная стажировка на рабочем месте и диспетчерских тренажерах, так что уже непосредственно на предприятии опытные инструкторы обучают всем навыкам.
Фото: Belish / Shutterstock
Как понять, что ты хочешь стать авиадиспетчером? Откуда появляется эта мысль в голове?
Лично я вырос в авиационной семье, мои отец и дядя были пилотами. Отец, к примеру, летает и по сей день, так что с выбором профессии у меня не было проблем, я знал, что моя судьба — это авиация. А так как я по натуре человек, который всегда ищет что-то новое, то пилотом я быть не захотел: слишком хорошо знаю эту профессию. В поисках чего-то необычного решил стать диспетчером, о чем абсолютно не жалею.
Куда расти, развиваться, если ты авиадиспетчер? Есть ли у авиадиспетчеров свои герои, на которых можно равняться?
У нас есть классификации. После института и после стажировки на рабочем месте диспетчеру присваивается третий класс, затем идет второй и первый. Повышать свой класс можно не раньше трех лет после присвоения предыдущего (есть ряд исключений — за выдающиеся успехи в работе, к примеру). После первого класса диспетчеру может быть присвоен инструкторский допуск, допуск на старшего диспетчера или руководителя полетов. В общем, есть куда расти, особенно молодым и амбициозным людям.
А что касается героев — их, наверное, нет. Героизм подразумевает риск, которого мы себе позволить не можем. Скорее у нас есть примеры для подражания: заслуженные диспетчеры, профессионалы своего дела, наши друзья и коллеги.
Ходите ли вы к психологу, как часто и зачем?
К психологу мы ходим перед трудоустройством и при присвоении новых допусков: инструктора, старшего диспетчера, руководителя полетов. Небольшое обследование включает в себя краткую беседу и ряд тестов (обследование, кстати, такое же, как у пилотов). Это обязательное требование медицинской комиссии. Создано это, видимо, для того, чтобы в авиации работали исключительно уравновешенные, компетентные и здравомыслящие люди.
Фото: 18percentgrey / Shutterstock
Во сколько лет диспетчеры уходят на пенсию? Чем занимаются на пенсии?
С диспетчерской службы, как правило, уходят не из-за возраста, а по состоянию здоровья. У нас очень строгие медицинские критерии, и когда человек перестает им соответствовать, он оставляет должность диспетчера. Тяга к авиации, как правило, никому не позволяет уйти совсем, и люди продолжают работать в тех областях, где нет жестких требований к состоянию здоровья, — например, сотрудниками тренажерных центров или преподавателями.
Вы не боитесь повторения истории Виталия Калоева в 2004 году?
Нет. Об этом никто не думает. Все просто делают свое дело, которое они любят, знают и умеют делать. От ошибок не застрахован никто, независимо от сферы деятельности. Да и тем более, с того времени произошла масса изменений, в том числе и технических, минимизирующих риск повторения подобной ситуации.
История Виталия Калоева
В 2002 году Виталий ждал в Испании свою семью,
которую не видел очень давно — жену Светлану, 11-летнего Костю и 4-летнюю Диану. 2 июля Светлана купила горящие билеты на рейс «Башкирских авиалиний» в Барселону. Самолет столкнулся с грузовым судном в небе над Боденским озером, погибли все — 71 человек, включая семью Виталия.
Какими главными качествами должен обладать авиадиспетчер?
На мой взгляд, человек должен быть умным, находчивым, стресcоустойчивым. А еще уметь хорошо концентрироваться.
Можете рассказать про самый страшный / экстренный момент в вашей работе? Какую-нибудь историю, которая показывает всю ответственность профессии.
Наверное, нет, даже не припомню. Видимо, вся ответственность нашей профессии и заключается в том, чтобы таких историй не было. А если нужны страшилки, леденящие кровь, — это к кинематографу.
Авиадиспетчерам обязательно знать английский? На каком уровне?
Английский — это международный авиационный язык. Диспетчеры в России обязаны знать его. Каждые несколько лет мы проходим тестирование, где должны продемонстрировать минимум 4 уровень английского языка по шкале ICAO (международная организация гражданской авиации). В общей классификации это что-то вроде свободного чтения, произношения авиационных элементов и почти свободного владения общим английским.
Авиационный английский
Огромное количество происшествий в небе связано с недопониманием между пилотами и диспетчерами. В 1951 году ICAO (International Civil Aviation Organization, или Международная организация гражданской авиации) впервые предложила использовать английский как универсальный авиационный язык. В 2003 была введена единая система оценки языковых навыков: она включает проверку произношения, словарного запаса, грамматики, свободного использования и другие элементы. Шесть уровней английского языка по системе ICAO
Что делать, если в диспетчерской вдруг отключили электричество? Насколько это вообще возможно?
Если вдруг исчезнет электричество, то этого никто из диспетчеров не заметит. У нас есть резервные электросистемы и, как дополнение, автономный дизельный электрогенератор, который автоматически начнет подавать электричество. Продлится это до тех пор, пока не восстановится подача электроэнергии.
Как навыки авиадиспетчера могут пригодиться в обычной жизни?
Умение вовремя концентрироваться и держать свои эмоции под контролем, я думаю, пригодились бы всем. Еще у нас есть профессиональная черта — это очень развитое чувство восприятия и понимания всего происходящего вокруг. Я, например, могу работать на компьютере, одновременно слушать, что говорят по телевизору, и слышать, чем занимается мой ребенок в соседней комнате.
Что самое интересное в вашей работе?
Все, кто работает в авиации, «обречены» любить свое дело до последнего вздоха. Наша работа — это всегда вызов, вызов самому себе и происходящему вокруг; бесконечный поиск новых эффективных решений. Ну и, конечно, огромная и дружная команда.
У авиадиспетчеров есть профессиональные словечки? Расскажите парочку.
Есть, но они очень специфичные. Например, если мы говорим, что какой-то самолет «хорошо гребет», это значит, что у него большая вертикальная скорость набора высоты. Если один диспетчер говорит другому «гаси его», это значит, что он просит уменьшить путевую скорость какому-то самолету. Все эти фразы нужны для быстрого взаимопонимания, когда времени немного.
Еще есть одно суеверное слово, которое, наверное, знают все. Мы не говорим слово «последний», только «крайний». Крайний полет, крайняя смена, крайнее решение.
Что грозит авиадиспетчеру, который допустил фатальную ошибку?
Не очень хотелось бы рассуждать на эту тему, но могу сказать одно, что за такие вещи диспетчеры и пилоты несут уголовную ответственность.
Авиадиспетчеры вообще не ошибаются, или есть какой-то спектр небольших ошибок, которые допустимы? Если можно, расскажите о какой-нибудь своей ошибке.
Не бывает людей, которые не ошибаются, иначе они просто перестали бы быть людьми. У нас почти всегда есть время, чтобы подправить свое решение, есть коллеги, работающие плечом к плечу, есть автоматизированные системы, которые в определенной ситуации могут просигнализировать об ошибке, — в общем, многократная перепроверка каждого решения.
Фото: Alla Khananashvili / Shutterstock
Каким голосом должен говорить авиадиспетчер? У вас есть какие-то курсы постановки голоса?
Конкретных критериев нет, только по скорости речи, не более 100 слов в минуту, чтобы слишком быстро не говорили, иначе пилоты рискуют что-то пропустить или не понять. Ну и, конечно же, речь должна быть понятной и без каких-либо ярко выраженных дефектов.
Вы когда-нибудь видели неопознанные летающие объекты?
Нет, а даже если бы видел, то вряд ли кому-то бы об этом сказал. Все-таки прохождение врача-психолога никто не отменял.
Бывают ли пробки в воздухе, и если да, то как их разруливать?
В привычном представлении нет, все-таки пробка — это когда все стоит, а самолеты так не могут. У нас бывают часы высокой интенсивности полетов, когда воздушное пространство изобилует самолетами. В таких ситуациях мы их упорядочиваем, выставляем приоритеты и заводим на посадку по очереди.
Какой аэропорт самый сложный для авиадиспетчеров и почему?
Сложность может зависеть как от высокой интенсивности полетов, так и, к примеру, местных особенностей. Небольшой горный аэродром в силу своего расположения и особенностей может быть сложней для работы, чем большой международный аэропорт.
Есть ли у диспетчеров какая-нибудь профессиональная мечта? Например, я художник и мечтаю проиллюстрировать книгу сказок. А у вас есть что-то похожее?
Наверное, нет. Только общечеловеческие желания, вроде спокойной работы, любящей семьи и благополучия.
Бывают ли спорные ситуации? Приведите пример, пожалуйста.
У нас бывает масса ситуаций, у которых есть несколько решений. Мы работаем парами, советуемся, общаемся и принимаем самое эффективное в этой ситуации решение.
Бывают ли сложности в общении с пилотами?
Изредка бывают моменты недопонимания, вызванные тем, что пилоты видят какую-то ситуацию иначе и, соответственно, не до конца уверены в том, что наше решение самое эффективное. Но они ВСЕГДА следуют нашим инструкциям и доверяют нашему решению.
Есть ли в вашей профессии романтика? В чем она?
Я думаю, романтика есть в любой профессии, нужно лишь ее разглядеть. Все авиаторы любят небо, любят эти многотонные машины, взмывающие в небо, с легкостью самых проворных птиц, любят управлять этим процессом. Авиация сама по себе — большая романтика. Небо отвечает взаимностью только тем, кто к нему относится уважительно.
Что касается различных веселых историй, то они слишком специфичны. И у людей, не имеющих к авиации отношения, улыбку вряд ли вызовут. А наша работа состоит в том, чтобы вселять в людей уверенность и безмятежность, дарить наслаждение таким чудесным и удивительным процессом, как полет на огромной высоте и скорости к самым отдаленным уголкам земного шара.