в чем заключается путь самурая
Путь самурая: Как быть мужчиной, следуя кодексу чести японских воинов
Как-то раз мы уже знакомили вас с кодексом поведения мужчины, основываясь на старинных рыцарских преданиях и своде правил джентльмена, но кое о чем мы еще не поговорили: как быть настоящим мужчиной, следуя пути самурая. Поиск ответов на вопрос о том, как быть настоящим мужчиной, может продолжаться всю жизнь, но трактат о бусидо «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо учит нас искать эти ответы в прошлом.
Редакция FURFUR внимательно изучила произведение знаменитого самурая, жившего в XVII–XVIII веках, и выделила главное. Для удобства мы разделили советы на бытовые и философские. Впрочем, этот трактат мы очень рекомендуем и к самостоятельному прочтению.
Свод правил самурайского кодекса указан в самом конце сборника сочинений Ямамото Цунэтомо. Самих по себе правил (а вернее заповедей) всего четыре. Сам же трактат о пути бусидо состоит из 11-ти книг: здесь можно увидеть примеры доблестного поведения самураев древности и современников автора произведения. На примере этих людей предлагает учиться Цунэмото, в их жизненном пути искать сил и ответов на важнейшие вопросы бытия и повседневности.
Не позволяй другим превзойти себя на пути самурая.
Будь всегда полезен хозяину.
Помни о долге сына перед своими родителями.
Проявляй великое сострадание и помогай людям.
Правила поведения
в обществе
Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять.
Зевать в присутствии других людей — признак плохого тона.
Говорить, потупив взгляд, неучтиво.
Нехорошо ходить, засунув руки в разрезы по бокам хакама.
Правила написания писем требуют, чтобы ты всегда отвечал письмом на письмо — пусть даже твой ответ будет длиной в одну строку.
Совершив ошибку, нужно тут же ее исправить. Если это сделать без промедления, она скоро будет забыта.
Тот, кто пьяным хватается за меч, проявляет не только безрассудство, но и трусость.
Самурай должен избегать большого количества сакэ, чрезмерной гордости и великой роскоши.
Спрашивать, когда знаешь, означает поступать вежливо. Спрашивать, когда не знаешь, абсолютно необходимо.
Отношение
к своей жизни
Всю свою жизнь прилежно учись. Каждый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день — более искусным, чем сегодня. Совершенствование не имеет конца.
Подражание чужим традициям — это потворство.
Путь самурая — это стремление к смерти. Десять врагов не совладают с одержимым человеком.
Когда сталкиваешься с неудачами и трудностями, недостаточно просто не беспокоиться. Когда сталкиваешься с трудностями, нужно смело и радостно бросаться вперед.
Серьезность болезней и другие несчастья определяются нашим отношением к ним.
Человек ничего не стоит, если он не понимает, что «сейчас» и «то самое время» — это одно и то же.
Воистину жизнь человека длится одно мгновение, поэтому живи и делай, что хочешь.
Если человек не совладал со своим телом и рассудком еще вначале, он никогда не одолеет врага.
Приниматься нужно только за то, что можно закончить в течение одного дня. Завтра тоже будет только один день.
Кодекс самурая бусидо. Читать основные постулаты, положения.
Бусидо (в переводе «путь воина») — самурайский кодекс, набор законов, требований и правил поведения настоящего самурая в обществе, в сражении и в одиночестве.
Это философия и этика японского воина, которая произошла из далекого прошлого. Бусидо, которое первоначально объединяло общие воинские законы, благодаря введенному в него нравственному смыслу и почитанию искусств в 12-13 веках, а также развитию сословия самураев, соединилось с ним и полностью сформировалось в 16-17 столетии как кодекс чести самурая.
Основные положения и постулаты кодекса Бусидо
Полностью сформировавшись в конце периода воюющих регионов Сэнгоку Дзидай (1467—1568 г.), бусидо предписывал самураям: быть безоговорочно преданным феодалу; признать военное искусство единственной деятельностью, которой должен заниматься самурай; совершать самоубийство если честь самурая запачкана; запрещал ложь в любых проявлениях и жажду денег.
Точно и вполне конкретно постулаты кодекса оформлены в «Начальных основах воинского мастерства» Дайдодзи Юдзана:
— Настоящая смелость заключается в том, чтобы жить, когда нужно жить, и умереть, когда нужно умереть.
— Жить нужно с четким осознанием того, что необходимо делать самураю и что позорит его честь.
— Необходимо взвешивать любое слово и всегда спрашивать у себя, является ли правдой то, что хочешь произнести.
— Нужно умеренно питаться и не допускать распущенности.
— Самурай обязан быть не только безупречным сыном, но и преданным своему господину. Он не предаст сюзерена даже если количество его подданных уменьшится со ста до десяти и с десяти до одного.
— В битве преданность самурая выражается в том, чтобы без испуга идти на копья и стрелы врага, навстречу смерти, если таков зов долга.
— Преданность, честнось и храбрость — три главных качества самурая.
— Когда самурай спит, он не должен ложиться ногами в направлении дома господина. В сторону сюзерена запрещено целиться ни во время стрельбы из лука, ни во время тренировки с копьём.
— Когда самурай, находясь в постели, слышит беседу о своём сюзерене или хочет произнести что-то сам, он обязан встать и надеть одежду.
— Сокол не клюет брошенные зёрна, даже если давно ничего не ел. Подобно ему и самурай обязан показывать, что сыт, даже если умирает от голода.
— Если рана самурая смертельна, самураю нужно с почтением попрощаться со старшим по положению и безмятежно умереть.
— Имеющий только физическую силу не заслуживает титула самурая. Кроме потребности в освоении наук, самурай должен расходовать свободное время на поэзию и изучение чайной церемонии.
— Около своего жилища воин может построить небольшой чайный павильон, в котором следует поставить новые картины-какэмоно, новые бесхитростные чашки и нелакированный чайник из керамики.
Слово «Бусидо», высеченное на камне.
Видео о бусидо
В видео показан отрывок из фильма «Последний самурай», передающий смысл кодекса самурая.
Другие интересные статьи по теме: Обучение и воспитание самураев.
Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!
Самураи: Путь воина
Тема: История
Слово “ самурай” происходит от древнего японского глагола “самурау” — “служить”. Таким образом, “самурай” — это “служивый”, “слуга”. Другое популярное в Японии слово, обозначающее самурая — “буси” (“воин”). Отсюда “бусидо” — “Путь Воина”.
Это были рыцари средневековой Японии. Класс привилегированных воинов держал власть в своих руках в течение семи сотен лет. Виртуозно владея мечом и луком, следуя законам того времени, они были жестоки и беспощадны в бою с врагом. Они воевали с чужеземцами и воевали между собой за землю, власть и положение в обществе..
Задачей аристократии тех времен была охрана своих земель и сбор налогов. Это была нелегкая обязанность, учитывая что земли придворных аристократов находились в сотнях километров от столицы — Киото.
Жизнь на дальних границах закаляла их характер. Они превратились в полицейские силы для властей в Киото, их стали называть самураями — “те, кто несет службу”. В награду за свою службу они получали землю, так как не было специальных платежных средств. Так складывались самурайские традиции.
Потребность в воинах росла, росло и их влияние. Иногда придворным в Киото приходилось делиться собственной землей, источником своего дохода. Половина земли оставалась источником дохода придворного, а вторая половина шла воинам, которые охраняли его землю.
Кто такой ронин
Страшный человек, призрак, преследующий во снах официальных чиновников и заставляющий самых малодушных из них просыпаться в холодном поту; воин, отпущенный в свободное плавание, бесцельно блуждающий то туда, то сюда словно волна морская — всё это ронин, что в буквальном переводе и означает “человек-волна”.
Ронинов существовало великое множество, по оценкам некоторых авторов около 400 тысяч, но всех их можно подразделить на три большие группы:
1. богатые вассалы, добровольно оставившие свои посты;
2. «уволенные» за какой-либо «мелкий поступок» своими хозяевами. Ронины, принадлежавшие к этой группе, обычно пытались заслужить прощение и искупить свою вину, чтобы им разрешили вернуться на прежние должности;
3. в эту группу входили ронины, располагающиеся на самом дне и изгнанные из клана за провинности и проступки или жадность. Такие ронины не афишировали имена своих бывших хозяев.
Воспитание самураев
Титул самурая в феодальной Японии передавался по наследству. В самурайском роду воспитание будущих самураев происходило в соответствии с самурайским кодексом чести –бусидо — уже с малых лет. В раннем возрасте сыну самурая вручались один или два (в зависимости от положения отца) небольших деревянных меча. Это учило мальчика уважать свой меч — символ принадлежности к классу воинов.
Большое значение придавалось конфуцианству. Воспитание в семье и обучение наставника были двумя главными обстоятельствами, на которых базировалось взращивание молодых самураев, они создавали образец идеального воина, составленный на основе мифов, буддийском пренебрежении к смерти, почитании родителей и преданности своему сюзерену.
Семья и учитель преимущественно стремились к укреплению характера юноши, развитию храбрости и бесстрашия, стойкости и выдержки.
Молодых самураев пытались вырастить мужественными и храбрыми, иначе говоря, воспитать черты характера, считавшиеся в самурайском сословии основными качествами, которые учили воина отдать свою жизнь ради жизни своего повелителя. Данный образ мышления устанавливался чтением повестей и историй о бесстрашии и воинской доблести знаменитых героев, об известных полководцах и самураях, просмотром театральных пьес.
Часто отец велел будущему самураю для развития храбрости идти ночью на кладбище или на землю, о которой ходила дурная слава (где по преданиям обитали призраки, демоны и т.д.). Мальчиков водили на публичные наказания и казни, кроме того по ночам устраивался смотр отрубленных голов злоумышленников, при этом будущий самурай был обязан поставить свой личный знак для подтверждения того, что он вправду сюда являлся.
Для становления у мальчиков стойкости и упорства, их принуждали выполнять очень тяжёлую работу, не спать по ночам (во время торжеств богов учения), зимой ходить без обуви, вставать с рассветом и т.д. Голодовка также считалась полезной.
В 15 лет подготовка будущего самурая полагалась законченной. Ему вручали настоящие мечи для боя (комплект дайсё — катана и вакидзаси),с которыми он был обязан не разлучаться до конца жизни.
Девушка получала короткий кинжал кайкэн — знак принадлежности женщины к самурайскому сословию.
Молодой самурай переходил в другую возрастную группу — становился взрослым. Во время торжества половой зрелости (гэмбуку) юноше, по старинной традиции, делали самурайскую прическу — сакаяки: обривали волосы у лба и заплетали узел волос на макушке (мотодори).
Далее самурай в первый раз надевал одежду взрослого человека; она представляла собой широкие шаровары (хакама), схожие с юбкой и являвшиеся отличительным знаком самурая. Их первое праздничное одевание являлось семейным торжеством и соотносилось с походом в храм бога — покровителя семьи.
В процессе церемонии самурай получал взрослое имя, образовывал церемониальное сожительство со своей невестой (хода-авасэ), и проходил проверку силы самурая
Свод правил самурайского кодекса указан в самом конце сборника сочинений Ямамото Цунэтомо. Самих по себе правил (а вернее заповедей) всего четыре. Сам же трактат о пути бусидо состоит из 11-ти книг: здесь можно увидеть примеры доблестного поведения самураев древности и современников автора произведения. На примере этих людей предлагает учиться Цунэмото, в их жизненном пути искать сил и ответов на важнейшие вопросы бытия и повседневности.
Бусидо | Путь самурая
Бусидо — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой
Лучше будет начать с разъяснения кто такой Японский воин, кто такой Самурай и когда он появился. Буси (武士) — это тот же самурай, так же присутствовали Онна-бугэйся, проще говоря женщины-самураи. Первые самураи появились в Японии ещё в VII веке и со временем их предназначение не значительно, но изменялось. Современное культурное представление о них появилось вместе с бусидо в конце XVI века. Самураи были не просто солдатами готовыми к войне в мирное время и бойцами во время битвы, они могли стать начиная от мелких дворян, заканчивая крупными чиновниками или же даймё (крупнейшими военным феодалами). Думаю, теперь понятно, что самураи имели важную роль в обществе и в жизни Японии тех годов.
а путь самурая — это смерть…
Я упомянул, что бусидо появилось только в конце XVI века в сочинениях Тори Мототада (Даймё периода Сэнгоку. Погиб при осаде Фусими, где его гарнизон был уничтожен армией Исиды Мицунари).
Самурай должен прежде всего постоянно помнить — помнить днем и ночью, с того утра, когда он берёт в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, — что он должен умереть.
Первая глава книги начинается со смерти. Ведь только если хранить мысль о смерти изо дня в день, самурай сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириад зол и несчастий.
Честно говоря, я считаю, что об этом должен помнить не только каждый самурай, но и каждый человек не смотря на то как он мал или стар. Жизнь подобно капле вечерней росы, слишком мимолётна что бы оставаться эгоцентричным.
Если он живёт лишь сегодняшним днём и не думает о дне завтрашнем, так что, стоя перед господином и ожидая его приказаний, он думает об этом как о своём последнем мгновении, а глядя в лица родственников, он чувствует, что никогда не увидит их вновь.
Только тогда его чувство долга и преклонения будут искренними а его сердце будет исполнено верности и сыновней почтительности.
Думая о каждом мгновении как о своём последнем, ты начинаешь искренне ценить каждый свой правильный поступок, порицать каждое своё неправильное деяние и ценить каждое своё последнее мгновение.
В бусидо два вида правил, в каждом из них по два типа. Два вида правил — это обычные и необычные. Обычные относятся к чиновникам и воинам, а необычные к армии и битве.
В повседневное время чиновники-самураи обязаны каждый день утром и вечером мыть руки, принимать горячую ванну и всегда быть чистыми. Самурай же должен каждое утро приводить волосы в порядок и правильно брить лоб.
Правила касаются абсолютно каждого аспекта повседневной жизни самурая. Даже чашка риса или чая должна браться в руки должным образом.
Обучение юного воина
Обучение в семье и обучение учителя было фундаментом в воспитании молодёжи, юных самураев. Формировавшим идеал воина, основанный на мифических сказаниях, безразличии к смерти, конфуцианском культе сыновней почтительности родственникам и чисто японской основе — верности своему господину. Семья и наставник прежде всего заботились о начале становлении характера юноши, вырабатывали отвагу и мужество, храбрость и терпение. Помимо обучения, будущих самураев растили бесстрашными и смелыми, другими словами, развивали в них качества, которые считались среди самураев самыми главными добродетелями, при которых воин мог пренебречь своей собственной жизнью ради жизни другого.
Правильное и неправильное
Для начала хочу сказать, что эта глава наиболее интересна для размышления. Правда, что добро и зло понятия относительны и поверхностны, каждый лично судит, что для него правильное, а что неправильное.
Воин должен глубоко понимать эти два качества. Правильное и неправильное — это ничто иное, как добро и зло, хотя я не отрицаю, что различие между словами незначительно, поступать правильно и делать добро считается утомительным, а поступать неправильно — лёгким и приятным
Поэтому тот, кто различает эти понятия, и при этом поступает неправильно, является не самураем, а грубым и неотесанным существом. Причина тому — неумение управлять собой. Наверное это звучит не так плохо, но если посмотреть глубже, мы увидим, что все беды идут от трусости.
Здесь приводится пример, пожалуй, я расскажу его вкратце. Человек отправляется в путешествие и оставляет сто рё (денежный эквивалент, равный стоимости годовой нормы риса на одного человека) у своего соседа. Если человек умрёт в пути, то деньги останутся у соседа, он решит оставить их себе, но после из чувства стыда отдаст их его родственникам.
Это правильный поступок из чувства стыда. Но здесь мы можем спросить, как бы он поступил, если бы никто не знал о деньгах? Поэтому едва ли мы можем назвать его правильным.
Тем не менее кодекс правильного поведения гласит, что в первую очередь мы должны чувствовать стыд из-за презрительного отношения своей семьи, слуг и друзей, затем из-за презрения знакомых и других людей и потому избегать неправильного и поступать правильно
Самураи, находящиеся на службе, знатные и низкие, всегда должны быть бережливы, но при при этом не экономить на расходах на содержание дома.
Есть большая разница между скупостью и бережливостью. Следует избегать лишних трат, покупать не нужные вещи которыми вы в лучшем случае воспользуетесь пару раз. Но не стоит экономить на особенно важных вещах, не стоит экономить на семье или родных. Если вещь и правда вам нужна и вы уверенны что будете её использовать, то стоит безукоризненно потратиться на неё.
Но если самурай часто пьянствует, покупает больше еды, чем требуется, часто отдыхает с друзьями в роскошных местах, самурай будете вынужден влезать в долги, будет экономить на важных вещах до тех пор, пока он не придёт к полному краху.
Стоит сказать пару слов о скупости. Говорить о бережливости и при этом ничего не тратить, ухватывая каждую монетку и складывая их — вот настоящая скупость. Такое позволительно торговцам или купцам, но не настоящему самураю.
Надежность — одно из качеств Пути воина, необходимых самураю, но ни в коем случае не следует оказывать помощь в деле которое тебя не касается или если тебя не просили о помощи.
Самое главное для самурая, находящегося на службе, — общаться и заводить друзей только среди тех своих товарищей, которые отважны, верны долгу и умны. Но поскольку таких людей немного, следует среди многих друзей выбрать одного, на которого в случае необходимости можно положиться.,
В самом начале упоминалось о важности смерти в пути самурая, о том, что всегда нужно жить последним днём, здесь же представлено разъяснение вступления.
Если самурай идёт в битву и совершает отважные и величественные поступки, то это только потому, что он настроил своё сердце на смерть
Перед смертью слова человека должны быть правильными. Таковы должны быть последние минуты жизни самурая
Говорят, что чиновники и белая одежда хороши, лишь пока они новые. Хоть это и шутка, я полагаю, так и есть на самом деле.
Пока чиновники «новые и чистые» они пунктуально выполняют приказания своего господина и не упускают из виду ни малейшей детали, ибо уважают взятые на себя клятвы и вынесенные наказания и опасаются совершить проступок. Поэтому они не берут взяток, неподкупны и совершают правильные поступки.
Но проведя на службе длительный срок, они начинают злоупотреблять уступчивостью людей и слишком высоко ценить себя и совершать то, чего никогда прежде не сделали бы.
Когда они только поступают на службу, они лишь прикасаются к подаркам и после отсылают их обратно, как того требуют клятвы чиновника, а если обстоятельства все же заставляют их оставлять подарки у себя, после они обязаны сделать равноценные подарки. Однако ими постепенно начинает овладевать жадность, они оставляют подарки у себя и вскоре не собираются отправлять равноценные взамен. Конечно это не наносит вред центральным властям, но со временем это начинает их развращать. Разница между грязной одеждой и сердцем грязного на руку чиновника в том, что одежду можно отмыть щелоком, а порок так сильно въедается в сердце человека, что выкорчевать его уже невозможно.
Если же при сопровождении господина в Эдо (ныне Токио) вы вместе с господином идёте пешком, а впереди молодой самурай после обмена словами начинает драться, то следует тут же взять копьё у копьеносца и встать подле господина, в ожидании, что в любой момент придётся обнажить мечи.
Ведь нет ничего важнее жизни твоего господина! И даже после его смерти, ты должен оставаться верен своему господину и совершить дзюнси (сэппуку слуги после смерти его господина).
Самурай на службе — в большом долгу перед своим господином, и он не может возместить его иначе, как совершить дзюнси
Последовать в смерти за своим господином — вот самый яркий и последний поступок в жизни великого самурая. Но в этом деле присутствует проблема, это не разрешено законом, однако исполнять обычные обязанности дома не достаточно. Если самурай хочет совершить поступок более выдающийся, чем поступки его товарищей, он может сделать это.
Хочу добавить, что сэппуку 腹切り (более распространённое название харакири) — это церемониальное самоубийство путём вскрытия себе живота (крайне болезненный способ кончины). Периодически изменялось, но в данный момент принимает такой вид.
Литература и изящные искусства
Хотя для бусидо в первую очередь требуются сила и мощь, обладать только ими — значит быть грубым самураем
И правда самурай должен быть не только опытен в бою, знать все нормы бусидо и быть почтительным к своему господину и к родителям. Но и должен знать грамоту и, если у него есть время, учиться стихосложению и чайной церемонии.
Если самурай не учится, он не сможет постичь причины вещей, как прошлых, так и настоящих
Каким бы опытным не был воин, однажды он окажется в затруднении из-за не хватки знаний в том или ином вопросе. Поэтому самурай должен каждый день учиться, каждый день добиваться новых знаний и каждый день постигать новые вершины в познаниях об окружающем его мире.
Стихосложение — это давний обычай Японии. Великие воины всех времён писали стихи, и даже низшие вассалы пытались писать неуклюжие стишки. Но тот, кто занимается только этим становиться мягким душой и телом, теряет все свои боевые навыки и становится похож на придворного самурая.
Чайная церемония — с давних времён чайная церемония была частью жизни Японского общества. Вас могут пригласить на неё и тогда следует знать как входить в чайную комнату, как рассматривать её убранства, как следить за приготовлением чая и как есть блюда и пить чай.
Я не стал рассказывать всю книгу, я даже не изложил её вкратце. Я создал половину выжимки лучших заметок из этих трёх глав. Но я даже не рассказал и десятой части книги вкратце.
Я решил не создать краткий пересказ, а дать читателю этой статьи пищу для ума с небольшим добавлением своего субъективного мнения, дать несколько тем для размышления, может читатель сможет применить на современном мире прочтённое. Путь воина — одна из книг по настоящему раскрывающих средневековую Японию для читателей.