в чем заключается психологическое назначение похоронных ритуалов
Похороны как средство психотерапии
В последние годы специалисты отмечают значительный рост нарушений психологического состояния по всему миру. От депрессий, тревожного расстройства и постоянного ощущения неудовлетворенности страдают более 264 миллионов человек – и это только официальная статистика. Классический сценарий борьбы с подобными проблемами – посещение психолога, прием специальных препаратов, коррекция питания и налаженный режим отдыха. В то же время все чаще предлагают использовать альтернативные и порой весьма неоднозначные методы – и одним из таких методов стали похороны.
По мнению приверженцев подобного варианта психотерапии, чтобы снова начать ценить жизнь и почувствовать ее вкус, необходимо оказаться на грани расставания с ней. Близость смерти позволяет по-новому взглянуть на беспокоящие проблемы, переосмыслить свое существование – и, возможно, почувствовать себя обновленным. Именно поэтому собственные похороны решили испробовать тысячи человек в десятках стран мира.
Антистресс-терапия: похороны заживо в Южной Корее
Одной из активно практикующих такую методику стран стала Южная Корея, где большая часть трудоспособного населения регулярно испытывает серьезный стресс и переутомление, связанные с работой, а количество суицидов вывело государство на 10 место в мире. Начиная с конца 2000-х годов ряд компаний начали предлагать так называемую «похоронную» терапию. Примечательно, что она может практиковаться не только индивидуально, но и в группах.
Сеанс начинается с «памятных» фото участников терапии, чтения лекции о суициде и небольшого инструктажа. После этого человек в костюме ангела смерти (Чосан Саджа) уводит их по темному коридору в траурный зал, где они переодеваются в традиционных похоронные одежды, пишут прощальные письма близким и зачитывают их вслух. После этого все участники терапевтической группы ложатся в гробы, а «ангел смерти» закрывает крышки и выключает свет.
Продолжительность пребывания в гробу – около 10 минут. Реакция участников при этом может быть самая разная – от истерики и отказа забираться в гроб до спокойного расслабленного сна. Однако большая часть согласившихся на подобное признают, что терапия заставила их многое переосмыслить и ощутить прилив жизненных сил.
Ежегодно похороны заживо в Южной Корее пробуют на себе несколько тысяч человек. В их числе не только страдающие от стресса и депрессивных расстройств, но и сотрудники крупных компаний, которых руководители отправляют на подобные сеансы с целью «укрепления корпоративного духа»
Опыт из Украины
Здесь существуют два направления «похоронной терапии». Более мягкий вариант предлагает предприниматель из города Трускавец Степан Пириняк. В его мастерской есть несколько подготовленных гробов, и каждый желающий может провести в выбранной домовине 15 минут с открытой или закрытой крышкой. Стоимость услуги – 25 долларов. При этом атмосфера больше напоминает сеанс обычной психотерапии: играет расслабляющая музыка, включаются записи шума водопада или пения птиц.
Психолог из Киева и основатель «Тренинга изменения жизни» Андрей Жельветро предлагает куда более экстремальное решение. Его клиентов укладывают в гроб, оборудованный системой притока воздуха, и закапывают заживо. Перед сеансом проводится беседа для оценки физического и психического состояния, подтверждается отсутствие противопоказаний (при онкологии, психических расстройствах и проблемах с сердцем, сосудами и легкими тренинг запрещен), а также даются четкие инструкции на случай паники. По словам Жельветро, все проходит достаточно спокойно и эффективно, а время пребывания участников в гробу составляет от 17 минут до 6 часов при установленной длительности сеанса в 2 часа.
«Погребение заживо» в России
Официально работающих агентств, занимающихся терапией подобного рода, в Росии сейчас нет. Однако существует множество частных предпринимателей и сообществ, где предлагают «заново возродиться» и «духовно очиститься» в результате собственных похорон. «Практика «Гроб», «Возвращение силы», «Похороны воина» — вот лишь некоторые из тренингов. Цена ритуала – от 5 тысяч рублей и более.
Смерть в виртуальной реальности: психотерапия в Китае
Официальным первопроходцем в сфере погребения с помощью виртуальных технологий стало кладбище Бабаошань, расположенное в Пекине. Здесь предлагается пройти VR-симуляцию собственной смерти по двум вариантам. Первый – с внезапным сердечным приступом на работе, реанимационной палатой и отделением души от тела с демонстрацией всего жизненного пути. Второй – с подробным изображением пути умершего от доставки в морг до кремации.
Пережить собственное погребение в качестве психотерапии – метод достаточно экстремальный, и решаются на него далеко не все. В то же время пристальный интерес к подобной практике сохраняется до сих пор, что, возможно, говорит о том, что людям сегодня требуется серьезная встряска для переоценки собственной жизни.
Похороны как средство психотерапии
Рано или поздно мы все умрем. Большинство людей не знают, как именно это произойдет, и эта неопределенность неизбежно порождает множество тяжелых, но закономерных вопросов: больно ли умирать? Страшно ли? Можно ли подготовиться к смерти? Что ждет человека после? Хотя на многие из них невозможно дать прямых и однозначных ответов, человечество продолжает поиски, прибегая ко все более сложным инструментам и способам.
Похороны заживо как способ борьбы со стрессом
Южная Корея прочно занимает 10-е место в списке стран по количеству самоубийств, а высокая конкурентность и требовательные рабочие нагрузки постоянно поддерживают высокий уровень стресса у подавляющей части населения. Пытаясь найти решение этой проблемы, сразу несколько корейских компаний в конце 2000-х начали предлагать клиентам эксцентричную услугу – «похоронную» терапию. С тех пор она завоевала определенную популярность: так, например, только в Центре Hyowon Healing в Сеуле, открытом в 2012 году, в собственных похоронах поучаствовало более 25 тысяч человек.
В течение 10 минут участники находятся в полной темноте и тишине, размышляя и переосмысливая события своей жизни. Некоторые люди начинают плакать, другие испытывают такой страх, что отказываются залезать внутрь, а кто-то расслабляется настолько, что даже засыпает. Но значительная их часть соглашается, что действительно смогли многое переосмыслить и заново почувствовать важность собственной жизни.
К «похоронной» терапии прибегают далеко не только люди, страдающие от депрессии и тревоги. Многие крупные компании регулярно посылают своих сотрудников пережить «возрождающий» опыт, чтобы укрепить товарищеский дух и поднять производительность.
Украинская гроботерапия
Одним из первопроходцев нового метода психологической помощи стал украинский предприниматель и гробовщик, Степан Пириняк из г. Трускавца Львовской области. В своей мастерской он предлагает всем желающим за 25 долларов выбрать понравившийся гроб и провести в нем 15 минут. Каждый гроб обит изнутри мягкой тканью, внутри уже постелено похоронное белье и лежит атласная подушка. Открывать или закрывать крышку решает клиент.
Находясь внутри, посетители мастерской расслабляются, слушая успокаивающую музыку, пение птиц или шум водопада. Пириняк сравнивает этот опыт с исповедью и утверждает, что клиенты, найдя в «лечебном» гробу спокойствие и безмятежность, уходят от него другими людьми.
Перед каждым тренингом Жельветро проводит личную беседу с желающими, анализируя их характер, а также психическое и физическое состояние, чтобы оценить риски процедуры и возможность ее проведения в принципе: так, любым людям с гипертонией, болезнями сердца или легких, эпилепсией, онкологией или психическими расстройствами дорога под землю закрыта. Психолог затем объясняет, как себя вести в случае, если начнется паника. По его словам, большинство «живых похорон» проходят гладко, и после такого опыта, человек находит в себе новое желание жить. Однако на настоящий момент на сайте тренинга висит сообщение, что практика приостановлена на неопределенный период.
В России при желании также можно найти предпринимателей, готовых организовать «живые похороны», от частных психологов до шаманов и эзотериков. За сумму от 4 до 20 тысяч рублей на клиента наденут противогаз с трубкой для дыхания, завернут в целлофан или дождевик и закопают. Перед процедурой от участников потребуют подписать бумагу, которая освобождает организаторов от любой ответственности за возможные последствия. К терапии эти «игры со смертью» не имеют отношения и зачастую заканчиваются несчастными случаями.
VR-симуляция смерти: побывать на том свете, не покидая этот
Технологии виртуальной реальности продолжают набирать популярность, проникая в самые разные области жизни, и похоронная сфера не стала исключением. В 2018 году пекинское кладбище Бабаошань предложило посетителям пережить VR-симуляцию собственной смерти по двум различным сценариям.
Первый из них называется «Путь героя». В нем «герой» работает в офисе, когда неожиданно экран VR-шлема темнеет, имитируя потерю сознания. «Умирающий» приходит в себя в больничной палате, где его окружают члены семьи. Он слушает, как они разговаривают с медсестрой о произошедшем с ним сердечном приступе. Машины жизнеобеспечения, к которым он подключен, начинают издавать сигнал тревоги, и врачи некоторое время безуспешно пытаются спасти его жизнь. Его виртуальная душа отделяется от тела и переходит в мир иной, оказываясь перед дверьми китайского храма на небесах, после чего на экран выводятся различные события его жизни.
Второй сценарий продемонстрирует посетителям кладбища весь путь, который тело проходит от доставки в морг до кремации, позволяя на собственном опыте узнать, какие услуги предоставляются в Бабаошаньском морге.
Возможно, вам будет интересно:
Погребальные обряды и их истинный смысл
Погребальные обряды и их истинный смысл
Разрыв серебряной нити между физическим и тонким телами не означает немедленного выделения астрального тела в пространство. Покидать свою физическую оболочку немедленно могут только Адепты Высшего знания. Вообще, чем выше духовный уровень человека, тем сильнее его энергетический комплекс, тем быстрее он покидает свое временное физическое вместилище и начинает новую фазу бытия. Но у обычных людей астральное тело выходит, как правило, на третий день после смерти, спустя минимум 36 часов. До этого времени, то есть до выхода астрала, покойный чувствует себя практически так же, как живой человек, с той лишь разницей, что не может дать о себе знать. Естественно, что человек, ничего не знающий о посмертном состоянии, встретив лицом к лицу иной мир, вначале пугается и теряется. Какое-то время он вообще не может понять, что с ним происходит, жив он или умер. В его сознании настойчиво крутятся вопросы: «Жив я или умер? Если умер, то почему я могу сознательно мыслить и что-то воспринимать?» Состояние «между двумя мирами» психологически может быть довольно мучительно для умершего. Тяжесть его положения усугубляется также реакцией окружающих – родных и друзей покойного. Рыдания по умершему, те или иные эмоциональные выражения отчаяния, призывы вернуться к земной жизни совершенно недопустимы, так как они вносят смятение и страх в его сознание и отчаяние от невозможности дать знать о себе. Вместо того чтобы быстрее перейти к иной форме бытия, астрал покойного тратит силы на эмоциональные переживания окружающих, что к тому же задерживает его в земных слоях, которые ему больше не нужны.
В глубокой древности фактически все народы располагали знаниями о природе смерти, о том, что она несет умершему и как облегчить человеку довольно сложный переход к иной фазе бытия. Эти знания отражены в похоронных обрядах многих народов, в том числе и русского. Когда обычно хоронят умершего? На третий день после смерти, после того как астральное тело оставляет физическую оболочку. В помещении, где находилось тело умершего, обычно горели свечи. У некоторых индейских племен тело умершего принято было окружать кострами. Живой огонь в той или иной форме помогает астральному телу быстрее выйти из физического и начать новую фазу существования. Запах ладана и других благовоний, нередко курившихся в помещении, где находилось тело покойного, также очищал астральное пространство, давая тонкому телу человека дополнительную энергию. Ту же функцию с успехом исполняют и живые цветы – источники природной энергии, праны.
Однако с течением времени истинные знания о психоэнергетических процессах смерти постепенно утрачивались, уступая место традициям, в которых было много чисто внешнего, наносного. Так, умершему не нужны традиционные переодевания, обмывания и т. п. – они только тревожат его, не принося никакого облегчения.
По поводу наилучших условий, которые должны сопровождать переход человека в иной мир, Е.И. Рерих писала:
«Отошедшего не касались, но густо опрыскивали эвкалиптовым маслом и немедленно покрывали священным платом и засыпали цветами. Три дня и три ночи горел огонь вокруг отошедшего сомкнутым кругом и, в ближайший момент выхода астрала, тело сжигалось. Это очень продуманный обряд. При ленивой воле, астрал лениво выходит. Один умеет все вовремя, другой всегда опоздает, но за это нельзя поджаривать пятки. В Индии часто слишком быстро сжигают сброшенную оболочку, потому могут быть значительные повреждения тонкого тела. Это взято из моих записей об Атлантиде». (Рерих Е.И. Три ключа. М., ЭКСМО, 2009)
Как уже говорилось, уничтожение сброшенной физической оболочки путем кремации облегчает умершему первое время его жизни в астрале, потому что даже спустя несколько месяцев после смерти сохраняется некая магнитная связь между трупом и астралом развоплощенного человека. (Более подробно об этом сказано в книге Э. Баркер «Письма Живого Усопшего».) Посмертная привязанность сознания людей невысокого уровня развития к их физическим останкам представляет собой довольно частое явление. Это, в свою очередь, создает проблему выбора оптимального способа уничтожения сброшенной физической оболочки. На Востоке, веками хранившем эзотерические знания о жизни и смерти, знали это и всегда хоронили умерших путем кремации. Быстрый и наиболее чистый способ уничтожения сброшенной физической оболочки облегчал умершим начало их новой жизни в мире ином, не создавая соблазна возвращаться в низшие, близкие к земле слои астрала.
Один из последователей Е.П. Блаватской, теософ Франц Гартман писал, что взгляду человека, обладающего астральным зрением, приход на кладбище являет ужасную картину, так как он видит витающие над могилами фантомы недавно умерших. Люди низкого уровня духовного развития, в течение жизни думавшие лишь о примитивных удовольствиях и в силу этого привязанные к материальным ценностям и к собственному физическому телу, не могут расстаться с ним и после его смерти. Их астральные тела буквально льнут к полуразложившимся биологическим оболочкам, а отчаяние от невозможности вновь вселиться в них не поддается никакому описанию.
Кроме того, атмосфера разложения, свойственная кладбищам, оказывает негативное воздействие как на физическом, так и на астральном планах бытия. Энергетика гниения захороненных в земле тел пагубно сказывается на духовном и психическом состоянии живых людей.
В «Письмах Махатм» приводится фрагмент статьи французского исследователя эзотеризма Элифаса Леви относительно смерти и похоронных обрядов. Вот что говорится в этой статье о традиционных похоронах: «Хоронение трупов есть нарушение законов природы; это оскорбление достоинства смерти, которая скрывает действие разрушения так же, как нам следует скрывать действие размножения. Сохранять трупы означает создавать фантомы в Памяти Земли», – говорится в «Письмах Махатм». Напомним читателю, что Памятью Земли в восточных эзотерических источниках называется Акаша, или Астральный Свет – пластическая тонкоматериальная субстанция, пронизывающая все мироздание и сохраняющая в виде фотографически точных изображений информацию обо всем, что существует в мире. Хоронить умерших в земле и тем самым позволять их трупам разлагаться означает способствовать созданию безобразных фантомов, или образов, разлагающихся тел в информационном поле планеты.
К этим строкам Махатма Кут Хуми добавлял, что тибетцы никогда не хоронят своих умерших в земле, – их тела обычно кремируются. Из-за суровых природных условий Тибета, в частности, недостатка природного топлива (древесины), в прежние века для бедных людей существовал и еще один, весьма странный с точки зрения европейцев способ похорон умерших: их тела разрубались на части и оставлялись на съедение птицам. При этом тибетские монахи, традиционно занимающиеся врачеванием и похоронами, на трупах умерших учились анатомии.
Сожжение тел умерших, практикуемое в языческий период славянской культуры и до сих пор применяемое на Востоке, является наилучшей формой уничтожения сброшенной оболочки. Правда, в прошлом веке из уст некоторых не слишком просвещенных деятелей можно было услышать мнение, что не надо предавать тела умерших огню, потому что огонь якобы является символом ада. Абсурдность этой точки зрения очевидна. Ведь это не где-нибудь, а в Евангелиях и в произведениях отцов церкви говорится, что Бог есть Огонь. Зачем же обязательно связывать священный для всех народов символ Огня с адом?
Существует и не меньшее заблуждение, что общение с могилами близких будто бы помогает не терять с ними духовной связи. Это мнение абсолютно ошибочно. В тонкоэнергетическом плане могила – это негативная астральная воронка, излучающая и притягивающая к себе низшие энергии. Общаться с душой близкого человека по-настоящему можно лишь мысленно, вызывая в памяти его облик, сосредотачиваясь на его фотографиях или портретных изображениях и направляя ему светлые, добрые мысли любви и поддержки. Естественно, в данном случае под общением понимаются не какие-то искусственные ухищрения типа спиритизма, а просто светлое памятование любимого облика.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Как проходят похороны
В современном Санкт-Петербурге проживают представители различных конфессий. При организации похорон важное место занимают религиозные обряды, которые зачастую определяют общий ход церемонии. Для каждого вероисповедания существует установленный свод правил о том, как следует провожать покойных в последний путь.
Похоронные обряды. Как хоронят христиан, мусульман, иудеев
Практически любые похороны можно условно разделить на светскую церемонию и религиозные таинства. Последние могут в значительной степени отличаться, в зависимости от вероисповедания усопшего. Подробнее ознакомиться с похоронными традициями разных религий и узнать о том, как различаются ритуальные обряды, вы можете в нашей статье.
Христианские похороны
Существенные различия в церемониале существуют даже среди разных течений христианства. Расхождения связаны с особенностями доктрин и священных текстов, на которые опираются их последователи. Некоторые особенности обусловлены и географическим аспектом – так, например, ритуалы католиков, проживающих в Южной Америке и Франции будут значительно отличаться.
Православные похороны
Наиболее распространенными в Санкт-Петербурге и Ленинградской области являются похороны по православным канонам. Наибольшее сходство такая церемония имеет с католическим захоронением, однако существует ряд важных отличий.
В православии важную роль при погребении отводят сохранению тела усопшего. Церковь крайне неодобрительно относится к кремации и допускает ее только в случае крайней необходимости.
Покойного тщательно готовят к похоронам, проводят комплекс гигиенических процедур. Основной смысл таких ритуалов заключается в идее о том, что перед лицом Господа человек должен предстать в первозданной чистоте. По той же причине для погребения выбирают светлые новые одежды, а тело в гробу накрывают белым саваном. Во время церемонии на грудь умершего помещают икону, в скрещенные руки вкладывают распятие, а на голову водружают ритуальный венчик.
По существующей церковной традиции, с момента смерти вплоть до самих похорон по покойному следует проводить бдения. В это время читают Псалтырь и панихиды. Главное назначение таких молитв – облегчить душе прохождение посмертных испытаний перед днем страшного суда. Православные проводят погребение на третий день после смерти, а отпевание усопших организуют в храме или приглашают священнослужителя на дом.
Похороны в католицизме
В католицизме подготовке усопшего к похоронам уделяют гораздо меньше внимания. К примеру, не практикуется ритуал омовения тела, а к проведению бальзамирования католики относятся более толерантно. Его применяют, если по какой-то причине похороны необходимо отложить на более позднюю дату. Во время похорон в гроб с усопшим не укладывают никаких дополнительных религиозных атрибутов. Единственным символом веры становится крест. Не существует и строгих правил в отношении посмертного облачения умершего.
Большая свобода предоставлена и при выборе гроба. Если православные христиане для ритуала погребения выбирают изделия из дерева, то в католицизме нет ограничивающих правил. В то же время, покойных хоронят преимущественно в закрытом гробу.
По умершим католикам не устраивают бдений, так как в данной религии отсутствует идея о том, что после смерти душа проходит мытарства. Не обязательным является и захоронение точно на третий день: похороны проводят, когда завершается подготовка.
Однако в некоторых вопросах католическая церковь предъявляет более строгие правила. Например, отпевание усопших проводят исключительно в стенах храма. Важную роль играют молитвы за упокой: они помогают душе быстрее пройти через чистилище, где она пребывает до того дня, пока не решится ее окончательная судьба.
Похороны у протестантов
Число различных течений протестантизма крайне велико. Среди жителей Санкт-Петербурга можно встретить баптистов, лютеран, адвентистов, евангелистов, англикан, пятидесятников. Одной из ключевых идей, которой придерживаются все протестанты, является стремление к скромности и отсутствию излишеств на ритуальной церемонии.
Главным требованием, которое предъявляется к гробу – наличие на нем креста. Остальные детали не столь существенны. Во время религиозного обряда в гроб не кладут никакие предметы – все дополнительные атрибуты считаются пережитком язычества. Украсить тело усопшего допускается цветами. Однако с гораздо большей охотой протестанты жертвуют средства не на украшение церемонии, а в пользу нуждающихся. Считается, что богоугодные поступки в пользу преставившегося способны несколько облегчить его участь в загробном мире.
Наиболее лояльное отношение протестанты демонстрируют в отношении кремации. Такой способ погребения допускается наряду с традиционными похоронами, что связано с особенностями понимания идеи о страшном суде.
Покойных готовят к погребению довольно скромно. Специальные одеяния на похоронах не используют, как и всяческие дополнительные процедуры – омовение, посмертный грим и т. д. При необходимости допускается бальзамирование.
Отличаются и ритуалы над телом усопшего. В протестантизме отсутствует концепция посмертных испытаний и чистилища. Считается, что после кончины умерший сразу предстает перед Богом, и молитвы родственников и церковнослужителей не играют определяющей роли. Чтение священных текстов используется для другой цели – возвестить передачу души Господу и облегчить тяжелую для родных минуту.
Как хоронят мусульман. Мусульманские похороны
Похоронные ритуалы мусульман в значительной степени отличаются от христианских обрядов. Они носят название Джаназа. По существующему обычаю церемония проходит под руководством духовного лица, который обладает необходимым знанием Корана.
Покойных готовят к похоронам очень тщательно. Процедура начинается с омовения останков. Гигиенические процедуры проходят в окружении четырех человек, обязательно одного с покойным пола. Исключение может быть сделано для малолетних детей или супругов. Предварительно очищенное тело омывают три раза: растворенным кедровым порошком, камфорой, а в завершение – проточной водой.
Покойных на мусульманских похоронах не укладывают в гроб. Тело размещают на специальные ритуальные носилки и переносят к месту погребения. Не используют и дополнительную одежду, после омовения тело заворачивают в саван (кафан). В редких случаях предметы гардероба могут положить поверх носилок с телом, чтобы свидетели церемонии понимали, кого хоронят – женщину или мужчину.
На похоронах мусульман всегда присутствует религиозный представитель – имам. Он произносит над телом айяты. Такие молитвы содержат обращение к Всевышнему и просьбы о том, чтобы грехи усопшего были прощены, и на него снизошла Божья милость. В соответствии с мусульманскими верованиями, в ночь после погребения с небес спускаются ангелы, которые и вершат дальнейшую судьбу умершего. Большое значение при этом играют молитвы, читаемые родственниками в честь покойного.
Еврейские похороны. Похороны в иудаизме
Похороны иудеев мало походят как на погребение христиан, так и на мусульманскую церемонию. В отличие от других религий, иудаизм отводит ключевую роль не самой церемонии захоронения, а соблюдению траура. Уход человека из жизни воспринимается как неизбежность, а главной задачей общины становится помощь скорбящей семье в принятии утраты.
Покойных евреев не гримируют и не бальзамируют. Так как похороны назначаются на тот же день, когда человек ушел из жизни, такие процедуры считаются излишними. Исключениями становятся случаи, когда близкие родственники не успевают прибыть на похороны, и церемония переносится. Не приветствуется и посмертное вскрытие умерших.
Как и покойных мусульман, евреев обычно хоронят без гроба, хотя такой способ погребения не запрещен. На время религиозного ритуала тело закутывают в саван, а сверху укладывают одеяло-талит. Согласно древней традиции, никакие ритуальные украшения для тел не используют. Считается, что перед лицом Бога равны все: и бедные, и богатые.
В знак скорби во время ритуала члены семьи надрывают какой-либо предмет собственного одеяния. Дети обычно разрывают на себе всю одежду, за исключением верхней, а также нижнего белья.
После похорон близкие родственники придерживаются траура. Обязательно соблюдают его родители и дети умершего, а также супруги, братья и сестры. Строгий траур продолжается в течение недели: в это время запрещается работать и каким-либо образом участвовать в увеселениях. Далее еще в течение месяца придерживаются определенных правил поведения, однако они уже гораздо менее суровые. Другие члены общины, согласно постулатам иудейской веры, должны всячески поддерживать и помогать скорбящей семье.