в чем заключается процесс самопознания
Итоговое сочинение: В чем заключается процесс самопознания?
(494 слова) Процесс самопознания — это исследование себя через призму жизненного опыта. Каждый из нас познает свою истинную природу методом проб и ошибок. Переживая очередной виток спирали личной истории, человек открывает в своей душе новые грани и тайники. Рассмотрим этот процесс на практике, анализируя примеры из литературы.
Так, в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» главная героиня изучала себя, пробуя жизнь на вкус во всех ее ипостасях. Она часто посещала концерты, театры, рестораны, имела поклонника и ходила с ним на свидания, но в то же время ездила по монастырям и знала все религиозные обряды. Девушка (имени ее автор не назвал) много времени уделяла литературе и уединенным размышлениям. Кроме того, она посещала курсы в университете. Автор уточняет, что она любила развлечения, но при этом не придавала им особой ценности. На первом плане у нее были духовные, а не материальные потребности. Пробуя и смакуя все проявления жизни, героиня даже сблизилась со своим избранником, но лишь для того, чтобы покинуть его навсегда. Ночь с ним стала последним этапом ее поиска. Познав себя в любви и мирской суете, девушка посвятила себя Богу, чтобы продолжать исследовать свою природу, но уже в условиях полного уединения и аскезы, дабы ничего ее не отвлекало. Процесс самопознания героини проходил методом проб и ошибок: она всюду искала свое предназначение, всем интересовалась, все пробовала, но остановилась на служении Богу, потому что именно в этом призвании она нашла себя.
Иногда для самопознания нам необходимо ошибиться, чтобы понять себя лучше и выйти на свой путь. Именно так произошло в романе И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой больше всего ценил покой и свободу праздности. Он не стремился к карьере и росту материального достатка, не любил выезжать из дома и редко покидал свой диван. Больше всего ему нравилось лежать и грезить, лениться и смаковать медленное течение однообразной жизни. Илья Ильич ценил свой независимый образ мыслей: он не бежал за толпой и не придавал значения общественному мнению. Однако лучший друг внес в его мировоззрение зерно сомнения: правильно ли он живет? Андрей Штольц познакомил его с Ольгой Ильинской. Обломов влюбился в миловидную дворянку. Но женитьба на ней требовала от него полного пересмотра распорядка дня, поведения и привычек. Илья Ильич теперь выезжал в общество, следил за собой и намеревался навести порядок в хозяйстве. Новый Обломов должен был соответствовать стандартам Ольги и удовлетворять ее желание изменить апатичного и ленивого барина. Но со временем герой почувствовал, что его угнетает такое положение дел. Он не смог больше тянуться к высоким планкам, поставленным Ольгой и ее окружением. Илья Ильич не хотел претворяться кем-то другим и обманывать невесту, поэтому разорвал отношения. Его процесс самопознания заключается в том, чтобы методом проб и ошибок узнать свою истинную сущность, испытать себя и выйти на тропу, наиболее соответствующую его натуре.
Таким образом, процесс самопознания заключается в том, что человек ищет себя, накапливает жизненный опыт и проходит через испытания. Благодаря всему этому он лучше узнает себя и находит дорогу к внутренней гармонии. Чтобы разгадать всей тайны своей души, люди должны активно реализовывать свой потенциал в разных сферах и выбирать те направления, которые наиболее полно раскрывают их возможности.
Путь к развитию личности: этапы самопознания
Путь к самосовершенствованию начинается с процесса самопознания — способности хорошо понимать свои эмоции и чувства, сильные и слабые стороны, мотивацию. Осознанность развивает нас и двигает вперед. То, на что направлены мысли и концентрация внимания человека, определяет вектор его жизни.
Этапы самопознания
Процесс познания себя — это изучение и осмысление личностью особенностей собственного душевного и физического склада. Беря начало еще в младенческом возрасте, этот процесс не заканчивается на протяжении всей жизни человека. Знание о себе формируется поэтапно по мере знакомства с внешним миром и своими внутренними ощущениями, реакциями тела.
Хотя многие люди стремятся добиться большего в жизни, мало кто подозревает о наличии такого понятия, как этапы самопознания.
Самоузнавание
Самоузнавание — это первая ступень в самопознании, начинающемся еще в детском возрасте. Ребенок впервые выделяет себя из окружающего мира: узнает в зеркале или на фотографии.
Формирование представления о внешности — естественный процесс, который обязательно присутствует в жизни каждого человека, но в силу раннего возраста он происходит неосознанно.
Я концепция
Образ «Я» (или Я-концепция) являет собой устойчивое представление человека о самом себе, выработанное на основе собственного поведения в различных жизненных или вымышленных ситуациях, в том числе и через мнение других о себе. Собственное «Я» бывает обусловлено адекватным или неадекватным самовосприятием.
Во втором случае человек создает вымышленный, конфликтующий с реальностью образ самого себя (веря в него). Адекватное представление о себе, напротив, позволяет человеку более гибко приспосабливаться к окружающему миру.
Самооценка
Представление индивидуума о значимости своей личности, важности собственной деятельности, признание достоинств и недостатков, приятие или неприятие своих качеств — все это является составляющими компонентами самооценки. Ведущую роль в оценивании себя играют достижения человека, мнение окружающих о нем. Но главным критерием выступает система личностных смыслов индивида.
Здоровая самооценка предполагает постоянное критическое осмысление своих возможностей в предлагаемых жизненных обстоятельствах. Сюда можно отнести навыки постановки реалистичных целей и их достижение, способность критично оценивать свои мысли и поступки, умение взвешивать аргументы за и против, тщательно анализировать правдоподобность выдвигаемых версий и гипотез.
Теория самоконцепции как этап самопознания
Мысли и представление человека о самом себе, своем месте в мире, призвании — называют самоконцепцией. Она состоит из двух компонент: частной (личное «Я»), которая отражает виденье индивидуумом самого себя, и социальной (социальное «Я») — представление человека о том, как его воспринимают окружающие. Теория самоконцепции базируется на 2 аспектах: желании достичь гармонии с собой и желании повысить самооценку. Самоконцепция имеет 2 направления:
Желаемый образ — тот, к достижению которого стремится индивидуум. За его основу можно взять существующего в прошлом или теперешнем времени человека, который достиг впечатляющих высот в аналогичной области. Со временем расстояние между действительным и желаемым образом будет сокращаться, пока однажды не пропадет совсем.
Личностный рост как этап самопознания
Личностный рост — понятие в психологии, основанное на концепции изначально позитивной природы человека и дальнейшего развития его внутреннего потенциала. В процессе самосовершенствования индивид сталкивается с возможностями, создает условия и события, которые могут приблизить или отдалить его от жизненной цели. В этих условиях человек делает свой выбор, руководствуясь собственной системой ценностей.
В результате личность человека меняется в лучшую сторону: он учится контролировать свои эмоции и направлять мысли, а с ними и действия, в необходимое для достижения своих целей русло.
Временные этапы самопознания
Самопознание — процесс длиною в жизнь, на протяжении которой человек меняется вместе с окружающим миром. Этапы знакомства с собой условно соответствуют тому или иному возрасту человека:
Саморазвитие и процесс самопознания усложняются в тех случаях, когда присутствует неудовлетворенность в одной из сфер жизни: личной, рабочей, финансовой. Творческий склад ума является одним из наиболее сложных для преодоления кризисных периодов при формировании личности. Сформированной личностью называют ту, которая благополучно преодолела все стадии самопознания.
Виды самопознания
Методы, применяя которые человек может исследовать самого себя, могут быть разными. Условно выделяют 4 разновидности.
Самонаблюдение
Самонаблюдение, или интроспекция, представляет собой метод исследования собственных психических процессов без применения специальных инструментов, таких как анализ или сравнение. Метод заключается в наблюдении за собственными ощущениями, состоянием, переживаниями словно со стороны. Важно отмечать как можно больше различных реакций (последовательную смену впечатлений) на действие раздражителя.
Это один из общедоступных способов самопознания. Он помогает глубже понять собственные желания и мотивацию через отслеживание реакций, на которые ранее человек не обращал никакого внимания. Уделяя внимания своим ощущениям, можно вычленить негативные мысли, чтобы в дальнейшем избавиться от них, оставив место для удовлетворения желаний и потребностей, о которых настойчиво твердит внутренний голос.
Самоанализ
Самоанализ — метод самопонимания через углубление в проблему с целью высвобождения собственных резервов для положительного разрешения ситуации. Развивает умение своевременно разбираться в задаче и делать эффективные выводы.
Самоисповедь
Этот вид самопознания представляет собой внутренний диалог, при котором человек сознательно задает себе волнующие его вопросы и честно на них отвечает. Откровенный внутренний разговор с собой может сопровождаться однотипными движениями, такими как постукивание пальцами или предметом по столу, хождение взад-вперед.
На этой стадии рекомендуется найти человека, способного выслушать и помочь обрести душевное равновесие. Успокоить эмоции и тело помогут духовные и физические практики, например, йога.
Сравнение
Людям свойственно сравнивать себя с окружающими. При этом чьи-то достижения кажутся всегда более весомыми, чем собственные. Подобное сравнение не добавляет оптимизма, наоборот, лишает мотивации для дальнейшего роста.
Такой прием позволяет отследить собственный прогресс с течением времени и вдохновляет на непрерывное самосовершенствование.
Заключение
Гармоничное развитие личности невозможно, если процесс самопознания тормозится по каким-то причинам. Работе над собой необходимо посвящать время и силы. Только в результате удачного прохождения всех этапов самопознания у человека появляется бесценная возможность менять себя и окружающий мир к лучшему.
САМОПОЗНАНИЕ — что это. Способы самопознания
Самопознание – это процесс, направленный на самоизучение и самопонимание. Нужен для того, чтобы человек разобрался в себе и окружающем мире. Что происходит? Зачем он живёт? В чём цель существования? Понимание своих особенностей, себя настоящего. Это понимание и знание приходит в процессе жизни. Берёт своё начало в раннем детстве. Человек становится более опытным, лучше начинает разбираться в себе и окружающем его мире. В этом процессе важно постоянно развиваться.
По мере того, как это происходит, его понимание всё больше формируется. Он часто занимается поиском цели, знаний и хочет понять себя и окружающий мир. Интересуется философией, религией. Ищет ответы на вопросы, изучает духовную литературу, знакомится с разными практиками и учителями. Он может посещать занятия или уроки по медитации. Знакомится с различными техниками дыхания, погружением в те или иные состояния. Может изучать область подсознательного, используя специальные техники с привлечением учителей в тех или иных восточных направлениях, которые способствуют изучению себя, пониманию мира.
Самопознание происходит также через оценку различных результатов своей деятельности. Это происходит и через оценку окружающих людей. Процессы самопознания формируются более плодотворно, если личность изучает основы психологии.
Виды самопознания разные, с их помощью происходит лучшее понимание своей личности. Но бывает, что люди самопознание превращают в «самокопание», что, конечно, не следует делать. Потому что углубившись в свои особенности, недостатки и несовершенства, человек часто делает на этом акцент. Происходит зацикливание на тех или иных моментах, постоянное возвращение к каким-то ситуациям, событиям, происшествиям, мыслям или действиям.
Постоянный разбор внутри себя приводит к понижению самооценки, увеличивает у человека неуверенность в себе и в какой-то степени делает его более мнительным. Увеличивается тревожность, повышается зависимость от мнения окружающих людей. Во всём важна мера. Поэтому не стоит процесс самопознания превращать в «самокопание». Это разные понятия и приводят к различным результатам.
Способы самопознания
Какие средства используются для самопознания
Я-концепция и этапы её эволюции
Я-концепция – это то, как человек представляет себя. Здесь два параметра. Бывает, при несовпадении Я-концепции и реальности, человек многое видит в искажённом виде. И это часто несёт в его жизнь конфликты с окружающим миром. Когда Я-концепция и действительность совпадают, то есть возможность быть в гармонии с окружением. Он удачно приспосабливается к происходящему, стремится к своим целям и развивается.
Самопознание человека делится на этапы
Поиск себя, который отличает человека от всех живых существ, происходит всегда. Он изначально заложен в человеке. У многих возникает потребность понять и разобраться в происходящем внутри и снаружи. Люди в разном возрасте ощущают необходимость сделать вывод о цели жизни, своего пути, предназначения. Бывает, возникает желание понять зачем все происходит так, как происходит.
Может так случиться, что всю жизнь человек не задаёт себе вопросов, не ищет ответов. И его самопознание остаётся очень поверхностным и неглубоким. С такими людьми происходит много интересного потом, когда эти вопросы всё-таки у них возникают. Они узнают о своей жизни много нового и любопытного для себя, не всегда приятного и одобряемого собой.
Бывает, что люди находят ответы, успокаиваются и продолжают жить дальше, а потом выясняется, что мир намного шире и ответы другие. В итоге картина мира меняется. И человек вместе с ней. Путь самопознания очень интересен. Он длинный и захватывающий. Он помогает прийти к гармонии и спокойствию, когда получается найти ответы на свои важные вопросы.
Самопознание
Самопознание – это процесс постижения личностью самой себя. Через самопознание человек осмысливает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психологические и физические способности. Самопознание является психическим процессом, который обеспечивает целостность, единство и развитие личности. Зарождается этот процесс в младенчестве и реализовывается на протяжении всей жизнедеятельности.
Чтобы понять, что такое самопознание, следует проследить основные аспекты его формирования. Процесс самопознания формируется поэтапно по мере отображения внешнего мира и постепенного познания самого себя, как уникальной персоны.
Самопознание личности включает три уровня, которые соответствуют трем сферам организации индивида. На биологическом уровне совершается познание себя, как отдельного, автономного организма. Социальный уровень выражает способность к изучению, овладению умениями и освоению норм поведения в обществе. Личностный уровень представляет способность осуществлять выбор, принимать решения, согласовывать свое поведение, организовывать свою жизнь.
Самопознание и развитие личности
Самопознание и развитие личности – это категории, которыми обеспечивается успешность и результативность самореализации человека.
Самопознание личности – это оценивание человеком самого себя, способность объективно взглянуть на себя и умение отнестись к себе, как объекту познания.
Развитие обозначает умение совершенствовать свои потенциальные возможности собственными силами, чтобы достигнуть наивысшего уровня развития.
В психологии существует научная концепция, согласно которой процесс самопознания имеет некоторые смысловые характеристики, представленные определенными аспектами: здоровье человека (психологическое и психическое); личностный потенциал (оптимальная реализация потенциала); гармония (внутреннего мира и психологическая зрелость). Все эти аспекты взаимодействуют и работают целостно, обусловливая высокую эффективность самопознания личности.
Самопознание, как и саморазвитие личности, довольно продолжительные во времени процессы. Они осуществляются в течение целой сознательной жизни индивида.
Начинается самопознание с раннего возраста. Дети развиваются, познают, на что они способны, учатся отличать себя от других объектов внешнего мира, знакомятся с окружающим миром с помощью механизмов подражания. Психика малыша раннего возраста настолько восприимчива, что он, как губка впитывает буквально все, что происходит вокруг него, всю информацию о предметах и процессах, при этом, не делая различия в содержании (нужна ли ему подобного рода информация, что плохое, что хорошее и что именно ему необходимо). Ребёнок начинает осознавать смысл предметов и разделять воспринятую информацию, когда саморазвитие личности становится еще более сформированным, примерно после трехлетнего возраста.
Существует много различных теоретических подходов и концепций саморазвития человека. Например, самоконцепция, она предполагает способность и готовность человека к процессу саморазвития.
В процессе возрастного формирования человек создает ряд собственных убеждений относительно себя самого и находит такой личностный мотив, который становится основным побуждением к саморазвитию и определяет поведение человека. Относительно этого мотива создается определенное содержание размышлений и чувств человека, вырабатывается специфика его поведения, личностное отношение к окружающему миру и мировоззрение. Из данной теории следует, что каждый индивид создает собственный жизненный сценарий и может его совершенствовать через изменение сознания и способа мышления.
Теория самоконцепции закладывает структуру личности, заключающуюся в тройственности образа человеческого «Я».
Как сам человек оценивает себя, отображает уровень его самооценки, дает ощущение себя привлекательным или выражает неудовлетворенность собой. Зависимо от уровня самооценки, она или поддерживает индивидуальность или загоняет человека в рамки, чем причиняет большой личностный дискомфорт.
Саморазвитие человека в представленной концепции происходит, как процесс взаимодействия и интеграции всех компонентов «Я».
Самопознание и развитие человека – это два неразрывных между собой процесса, происходящих в личности. Когда человек не понимает и не воспринимает себя, как уникальную личность, он не сможет конструктивным образом саморазвиваться, не будет знать, в каком направлении ему двигаться и соответственной мотивации у него тоже не будет.
Самопознание возникает и развивается по мере того, как человек созревает и взрослеет, также под воздействием того, как развиваются психические функции и расширяются контакты с окружающим миром.
Самопознание и самооценка также имеют тесную связь и вместе влияют на процесс саморазвития. Существуют три главные мотивы, через которые человек обращается к самооценке: понимание себя; рост собственной значимости; самоконтроль. Уровень самооценки также имеет связь со степенью удовлетворенности человека самим собой и тем, чем он занимается.
Адекватная самооценка соответствует действительным возможностям, и способствует лучшему саморазвитию человека, искаженная самооценка препятствует этому.
Самооценка повышается, если человек добивается успеха в каком-то деле или в результате снижения требований к идеалу. Если реализовывается самопознание и самооценка личности адекватная, у человека сложится положительный образ самого себя, чем, если бы человек был с низкой самооценкой и придавал почти всем своим качествам негативную оценку.
Чтобы понять, что такое самопознание, нужно рассмотреть этот процесс поэтапно.
Процесс самопознания имеет несколько этапов. На этапе первичного самопознания происходит самопознание человека с помощью других людей. Такое самопознание рецептивное и конструирующее. Здесь человек доверчиво воспринимает мнение окружающих, создается его «Я-концепция», которая формируется под влиянием оценок и суждений окружающих. На этом этапе могут произойти проблемы несоответствия взглядов окружающих людей и самого человека.
После первичного самопознания, вторым этапом является кризис первичного самопознания. На этом этапе появляются несогласованные суждения о личности, которые исходят от окружающих людей, возникают внутренние изменения, не вписывающиеся в привычный образ личностного «Я» – все это обуславливает возникновение когнитивного диссонанса, который также требует разрешения. Возможно, самопознание, как познание самого себя, а не другими возникает именно от встречи с опытом, который не входит в привычную «Я-концепцию». Также кризис приводит к тому, что изменяется роль мнения других в самопознании. Личность больше не ориентируется на суждения других и человек переходит к самоопределению.
Третьим этапом самопознания является вторичное самопознание. Этот этап представлен изменением представлений личности о себе. Здесь процесс самопознания достаточно активен, поскольку человек научился полностью определять себя сам. Мнение других теперь играет пассивную роль, поскольку человек отдает предпочтение собственным представлениям. Такое познание реконструирующее, поскольку «Я-концепция» переопределяется на базе существующего представления, и человек ставит под сомнение истинность привычной конструкции, он переделывает себя соответственно собственного плана.
Виды самопознания
Процесс самопознания можно представить в виде очередности следующих действий: выявление в себе какого-то личностного качества, фиксация этого качества в сознании, анализ, оценивание и принятие качества. Если человеку свойственна высокая эмоциональность и непринятие себя, у него могут развиться комплексы, а сам процесс превратится в «самокопание». Поэтому важно, чтобы в самопознании, также как и в других процессах, соблюдались определенные рамки.
Процессы самопознания и саморазвития становятся еще более эффективными, если человек обладает знаниями об основах психологии личности и психологии чувств.
Существуют такие способы самопознания личности: самонаблюдение (наблюдение за своим поведением и мыслями, внутренними процессами); самоанализ (анализируются те вещи, которые обнаружились в результате самонаблюдения, определяются причинно-следственные связи, человек анализирует те характеристики, которые ему открылись); сравнение (сопоставление себя с другими людьми, с идеалами, образцами); моделирование личности (человек моделирует собственную личность, через отображения своих отдельных характеристик и отношений с другими, используя знаки и символы); осознание противоположностей (человек осознаёт наличие противоположностей какого-нибудь качества или поведенческой характеристики).
Последний способ (осознание противоположностей) используется на поздних этапах самопознания, когда личностная характеристика выделенная и анализированная. Отдельные личностные качества человека одновременно могут иметь положительную и негативную стороны. Если человек научился находить положительную сторону характеристики, в которой ранее видел только негатив, то болезненность ее принятия будет меньшей, а человек будет чувствовать себя сильнее. Этот последний момент очень важен, потому что самопринятие имеет очень большое значение в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании.
Способы самопознания способствуют не только лучшему пониманию человеком себя самого, но и познавать других людей. Если человек осознает себя, как личность, наделяет себя определенными характеристиками, он также сможет сравнить себя с другими, чтобы хорошо понимать, в чем заключается его отличие от других.
Выделяют следующие средства самопознания человека: самоотчёт (например, в виде дневника); просмотр фильмов, чтение литературы с обращением внимания на психологические образы героев, сопоставление себя с этими героями; изучение психологии личности, социальной психологии; прохождение психологических тестов.
Существуют также специальные средства самопознания, которые составляют различные формы деятельности психолога: индивидуальное консультирование, где психолог грамотно составляет индивидуальный план работы с клиентом, в результате применения которого, клиент способен максимально раскрыться, понять проблемы и найти внутренние ресурсы для разрешения этих проблем; групповая работа в рамках социально-психологического тренинга, в котором отношения строятся таким образом, что в группе происходит интенсификация процессов самопознания и познания других.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»