в чем заключается процесс деталирования
Деталирование.
Деталирование представляет собой процесс разработки и выполнения рабочих чертежей деталей по чертежу общего вида изделия. Чтобы выполнить деталирование, необходимо предварительно прочитать чертеж изделия, в результате чего составить полное представление обо всех деталях, входящих в это изделие. Имея представление о той или иной детали, определяются ее размеры. Размеры берут непосредственно с чертежа, производя их измерение измерительной линейкой и циркулем, учитывая масштаб чертежа.
Рабочий чертеж каждой детали выполняется в следующем порядке:
1. Установить необходимое (но достаточное) количество изображений детали;
2. Установить расположение видов, разрезов, сечений и других изображений на чертеже каждой детали; при этом необязательно соблюдать такое же расположение, как на сборочном чертеже, а следует руководствоваться соображениями удобства изготовления детали по выполняемому чертежу;
3. Выбрать по ГОСТ 2.302-68 масштаб для изображения детали; если деталь имеет отдельные элементы небольших размеров, то эти элементы целесообразно изобразить в виде выносных;
4. Установить для чертежа детали необходимый формат листа по ГОСТ 2.303-68; размер формата определяют в зависимости от сложности детали, количества изображений и масштаба;
5. Вычертить изображение, нанести обозначения шероховатости поверхностей, выносные и размерные линии, проставить размерные числа;
6. Заполнить основную надпись чертежа.
Проставляемые размеры должны обеспечить правильную сборку деталей в изделии и гарантировать необходимую работу самого изделия. При простановке размеров необходимо обратить внимание на сопряженные размеры (размеры соединяемых деталей), номинальные значения которых должны быть одинаковыми.
Выявление конструктивных и геометрических форм деталей и определение количества и содержания их изображений на рабочих чертежах является наиболее сложной частью процесса деталирования, требующего особого внимания и сосредоточенности, хорошего знания учебного материала, изложенного в предыдущих главах. При деталировании главный вид, количество и содержание других изображений детали, их расположение и масштаб на чертеже детали не должны быть обязательно такими же, как на чертеже общего вида.
Деталирование в учебных условиях допускается выполнять не только по чертежам общего вида, но и по сборочным чертежам, специально разработанным для этих целей. В приложении 1 (графическая работа №5) приведены рабочие чертежи деталей, выполненных по сборочному чертежу клапана, представленному на рис. 4.46. на рис. 4.47 дана спецификация к нему.
ответьте на вопросы по черчению
1.Деталированием называется процесс разработки и выполнения рабочих чертежей (эскизов) деталей по сборочному чертежу.
2.Деталирование необходимо при изготовлении и ремонте изделия или деталей, входящих в него.
3. Деталированию сборочной единицы предшествует процесс чтения сборочного чертежа.
4. Деталирование сборочных единиц рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
1. Выявить детали, на которые будут составляться рабочие чертежи.
2. Выбрать одну из них и выполнить ее рабочий чертеж, определив необходимое количество изображений, используя условности и упрощения, знаки, поясняющие форму, продумав масштаб изображения и нанесение размеров. Поскольку на рабочих чертежах должны быть нанесены шероховатость поверхности, предельные отклонения и другие данные, которые вы не изучаете в школьном курсе черчения, то под деталированием будем понимать выполнение чертежей деталей сборочной единицы.
При деталировании необходимо помнить, что:
— на стандартные изделия чертежи не выполняются, т. к. все сведения о них можно найти в справочнике;
— размеры сопрягаемых поверхностей должны быть одинаковыми;
— размеры деталей нельзя снимать посредством простых измерений изображений сборочного чертежа.
6.Что значит согласовать размеры? Это размеры сопрягаемых поверхностей
§ 37. Понятие о деталировании
Изделия, состоящие из нескольких деталей, собирают по сборочным чертежам. Но сначала изготавливают детали, а для этого требуется обеспечить производство их чертежами. Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделий, состояших из нескольких деталей, называют деталированием.
Рис. 250. Сборочный чертеж и наглядное изображение упора
Суть процесса деталирования будет ясна из сопоставления рисунков 250 и 251. Упор, чертеж и наглядное изображение которого приведены на рисунке 250, мысленно расчленен на отдельные детали (рис. 251, а). На рисунке 251, б даны чертежи двух деталей, как правило, они содержат различные указания, в том числе связанные с технологией изготовления детали. Здесь эти обозначения не приведены. Их изучают на занятиях практикума по машиностроительному черчению.
Для сопрягаемых поверхностей надо согласовать размеры. Это значит, что одинаковыми по величине должны быть, например, наружные диаметры втулки и отверстия, куда она запрессовывается (рис. 248).
При деталировании, особенно при нанесении размеров, надо пользоваться справочниками. Так. размеры пазов для шпонок должны быть выбраны и нанесены в соответствии с рекомендациями, данными в разделе 33.1; размеры резьбовых изделий в соответствии с рекомендациями, данными в разделах 31.3 и 32.2. Наконец, справочником целесообразно воспользоваться, когда что-либо забыто или встретилось впервые. Например, в спецификации сборочного чертежа встретилось обозначение: «Шплинт 1,5х15 ГОСТ 397—79». Вы не знаете, какую форму имеет деталь и что означают цифры в этой записи. Из справочника узнаем, что деталь имеет форму, показанную на рисунке 252. Обозначение надо понимать так: шплинт для отверстий диаметра d=1,5 мм, длина шплинта 15 мм.
Использование справочников при чтении и составлении чертежей, в том числе и во время контрольных работ, разгружает память, позволяет получить больше новых сведений, ускоряет выполнение работы.
Выполняя деталирование, надо каждую деталь вычерчивать на отдельном листе, формат которого зависит от выбранного масштаба. Большую часть данных для основной надписи берут из спецификации сборочного чертежа.
Рассмотрим пример деталирования. На рисунке 253 дано наглядное изображение кривошипа. На рисунке 254 приведен его чертеж. Кривошип передает движение от шатуна к валу, превращая поступательное движение поршня во вращательное движение вала (см. схему на рис. 255). Он представляет собой эксцентрично расположенный палец (дет. 2), соединенный посредством плеча (дет. 1) с валом (дет. 3), которому сообщает вращательное движение. С пальцем кривошипа шарнирно соединяется шатун, идущий от поршня.
Прочитав чертеж (рис. 254), устанавливаем по спецификации, что на нем изображен кривошип. Даны главный вид и разрез. Главный вид содержит местный разрез. Изображение детали 3 также содержит местный разрез.
Рис 254. Сборочный чертеж кривошипа
Деталь 6 — болт имеет головку в виде шестиугольной призмы. Основные размеры болта: резьба Мб, длина стержня 25 мм. Это мы узнаем из спецификации. Зная номер стандарта, можно определить «размер под ключ» (он равен 10 мм), высоту головки (4 мм) и другие размеры.
Рис. 255. Схема работы кривошипа
Деталь 5 — гайка с резьбой М6 имеет форму шестиугольной призмы.
Деталь 2 называется «палец». Он состоит из трех цилиндров и усеченного конуса. Конический конец детали 2 расклепан, что обеспечивает неподвижность соединения с деталью 1.
Шпонка (дет. 4) призматическая. Высота и ширина шпонки по 6 мм, длина 14 мм. Это мы также узнаем из спецификации.
В детали «плечо» четыре отверстия: одно коническое, второе цилиндрическое под вал диаметром 21 мм и два также цилиндрических под болт Мб. Болт и гайка служат для стягивания лапок плеча, которое зажимает вал. Детали 1 и 3 соединяются призматической шпонкой.
Размеры диаметр 16 и 24 являются присоединительными, размер 160 габаритный.
На детали 4,5 и 6 составлять чертежи не надо, так как они стандартизованы.
Таким образом, чертеж прочитан. Изделие мысленно разобрано на отдельные детали. Выделены те из них, на которые нужно составить чертежи, определив необходимое количество нзображений, положение для главного вида, отметив сопрягаемые поверхности и выбрав масштаб.
На рисунке 256 дан чертеж детали 2 — пальца. На чертеже, где он представлен в соединении с другими деталями, палец показан на двух изображениях, а здесь на одном, так как форма ого полностью выявляется одним видом.
Рис. 256. Чертеж детали 2 кривошипа
На рисунке 257 дан чертеж плеча. Размеры, которых не было на рисунке 254. определены с помощью углового масштаба (см. указание к работе № 20). Размеры шпоночного паза 6 и 2,8 мм —взяты из справочной таблицы (см. § 33).
Рис. 257. Чертеж детали 1 кривошипа
Графическая работа № 19. Деталирование
Выполните по указанию учителя чертежи одной-двух деталей (рис. 240, 244, 245, 246, 247, 248).
Указания к работе № 20.
Например, на рисунке 254 расстояние между центрами отверстий 45 мм. Откладываем эту величину на горизонтальной прямой. Из конца отрезка проводим перпендикуляр. На нем от вершины угла откладываем расстояние между центрами отверстий, но взятое с чертежа в книге. Концы отрезков соединяем прямой (голубого цвета).
Чтобы определить размер любого отрезка на данном чертеже, откладываем этот отрезок от вершины на вертикальной стороне угла и проводим линию, параллельную прямой красного цвета. Она отметит на горизонтальной стороне угла действительную величину определяемого отрезка.
Практическая работа № 20. Решение творческих задач с элементами конструирования
Конструирование — это создание новых изделий или их усовершенствование (реконструкция).
Работа по конструированию всегда сопровождается выполнением графических изображений (чертежей, технических рисунков).
Чтобы учиться конструированию, полезно решать задачи, включающие элементы конструкторского труда. Такие задачи могут включать введение новых конструктивных элементов (отверстий, вырезов и др.) в изделие, изменение количества или формы его частей. Цель этих изменений — придать предмету новые полезные качества (уменьшить вес, повысить прочность, упростить обработку, создать удобство пользования изделием, придать привлекательность внешнему виду и др.). Это нелегкий труд. Здесь надо проявлять смекалку.
Рис. 260. Задание на конструирование
Разработайте конструкцию одного из захватов; сконструируйте обойму для крепления ролика к кран-балке; выполните чертеж траверсы.
На чертежах нанесите выносные и размерные линии. Размеры деталей при построении чертежа определите глазомерно.
103. Чтение и деталирование сборочного чертежа
Чтением сборочного чертежа называют процесс определения конструкции, размеров и принципа работы изделия по его чертежу. Можно рекомендовать такую последовательность чтения сборочного чертежа изделия:
по основной надписи определить наименование изделия и масштаб изображения;
по изображениям выяснить, какие виды, разрезы, сечения выполнены на чертеже и каково назначение каждого из них;
прочитать технические требования на чертеже и проставленные размеры;
по спецификации определить назначение каждой детали, положение ее на чертеже;
установить способы соединения деталей между собой и их взаимодействия, определить пределы перемещения подвижных деталей;
последовательно для каждой детали, входящей в сборочную единицу, выяснить ее геометрические формы и размеры, т. е. определить конструкцию детали;
мысленно представить внешние, внутренние формы изделия в целом и разобраться в его работе;
определить порядок сборки и разборки изделия, т. е. порядок отделения одной детали от другой, как это делается при демонтаже изделия.
Деталирование — это процесс выполнения рабочих чертежей деталей, входящих в изделие, по сборочному чертежу изделия. Это не простое копирование изображений детали из сборочного чертежа, а работа творческая.
Порядок выполнения рабочего чертежа детали по сборочному чертежу изделия аналогичен выполнению чертежа детали с натуры. При этом формы и размеры детали определяются при чтении сборочного чертежа.
Наименование детали и ее обозначение определяется по спецификации сборочного чертежа, а марка материала — по описанию, приложенному к учебному сборочному чертежу.
Расположение детали относительно фронтальной плоскости проекций, т. е. ее главный вид, выбирается исходя из общих требований, а
не из расположения ее на сборочном чертеже. Число и содержание изображений детали могут совпадать со сборочным чертежом.
На рабочем чертеже должны быть показаны те элементы детали, которые или совсем не изображены, или изображены упрощенно, условно, схематично на сборочном чертеже. К таким элементам относятся:
литейные и штамповочные скругления, уклоны, конусности;
проточки и канавки для выхода резьбонарезающего и шлифовального инструмента;
внешние, внутренние фаски, облегчающие процесс сборки изделия, и т. п.
Гнезда для винтов и шпилек на сборочных чертежах изображаются упрощенно, а на рабочем чертеже детали гнездо должно быть вычерчено в соответствии с ГОСТ 10549—80.
Размеры детали определяются путем замеров (если они не нанесены на чертеже) по сборочному чертежу. При этом нужно следить, чтобы сопрягаемые размеры не имели расхождений. Размеры конструк-
тивных элементов (фасок, проточек, уклонов и т. д.) нужно назначать по соответствующим стандартам, а не по сборочному чертежу.
Размеры шпоночных пазов, шлицев, гнезд по шпильки и винты, центровых отверстий и других должны быть взяты из соответствующих стандартов на эти элементы. Диаметры отверстий для прохода крепежных изделий (винтов, болтов, шпилек) должны проставляться с учетом характера сборки.
Шероховатость поверхностей деталей определяется по техническим требованиям, описанию, условиям работы изделия и данной детали в изделии.
Чтобы оценить и проставить на чертеже шероховатость поверхностей детали, нужно определить, сопряженной или свободной является данная поверхность, каков характер эксплуатационных требований к ней и др. Для типовых деталей рекомендуются определенные границы пределов параметров шероховатости.
На рис. 321 выполнен сборочный чертеж обратного двойного клапана, спецификация к нему — на рис. 322.
Принцип действия клапана следующий. Жидкость под давлением поступает в отверстие диаметр 18 верхнего наконечника корпуса 1, сжима-
ет пружину 3, и в зазор между клапаном 2 и корпусом поступает через отводной (слева) наконечник корпуса в гидравлическую систему. Если снять заглушку 7 с нижнего наконечника корпуса, свинтив накидную гайку 5, можно в корпус через нижнее отверстие подать другую жидкость, подключив клапан ко второму трубопроводу. В этом случае в систему будет поступать смесь жидкостей.
Стандартных деталей клапан не имеет. Сборочный чертеж выполнен в масштабе 1:1.
На месте главного вида выполнен полный продольный разрез клапана фронтальной плоскостью симметрии изделия. Этот разрез позволяет выявить внутреннее строение всех деталей клапана. На месте вида сверху — совмещенное изображение половины вида и половины горизонтального разрезав — А плоскостью, проходящей через ось отводного наконечника корпуса. На виде слева выполнен местный разрез по резьбовому отверстию во фланце корпуса. Кроме этих основных изображений выполнены сечения Б — Б и В — В. Сечение Б — Б показывает отверстия в шестигранной части корпуса для пломбирования клапана после установки его в гидросистеме. Сечение В — В дает представление о сопряжении деталей 1, 2 и 4 и поясняет расположение отверстий в клапане 2.
На чертеже проставлены габаритные размеры (200 и 100 мм), установочные (75 мм), монтажные (М12 и М 36) и эксплуатационные (диаметр 18) размеры.
Соединения деталей в клапане разъемные, резьбовые. Для обеспечения плотности соединения деталей 2 и 4 в проточку детали 4 заложена прокладка из картона. Наружный диаметр прокладки 48 мм, внутренний 38 мм, толщина 3 мм (см. поз. 7 спецификации на рис. 322). Клапаны и заглушки плотно прилегают к поверхностям корпуса и штуцера (их притирают). Присоединение трубопроводов к корпусу осуществляется с помощью резьбы М 36×2.
Чтобы разобрать клапан, необходимо свинтить накидную гайку 5, а вместе с ней снять заглушку 6, из корпуса вывернуть штуцер 4, снять прокладку 7, через нижнее отверстие в корпусе вынуть оба клапана 2 и пружину 3. Пружина работает на сжатие, ее концы должны быть поджаты и подшлифованы. Сборка клапана производится в обратном порядке.
На рис. 323—328 выполнены рабочие чертежи деталей, входящих в состав обратного клапана (рис. 321).
Конспект по технологии «Деталирование» (9класс)
Содействовать в формировании у уч – ся интереса к изучаемой теме.
Содействовать в осознании алгоритма деталирования сборочных чертежей.
Содействовать в развитии у школьников пространственного представления и пространственного мышления.
Усвоение навыков коллективной работы при фронтальной работе в классе. Воспитание аккуратности в работе.
Методы: Беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа.
Оборудование: Учебник, карточки.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
Знакомство с планом урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с правилами выполнения деталирования сборочных чертежей. Что такое «Деталирование»? Как вы думаете для чего оно необходимо? (Выслушать детей и сказать, что изучением этого мы и займёмся на уроке, подвести их к осознанию цели предстоящего урока)
У вас уже есть на руках выбранные вами сборочные чертежи и рассмотрев правила выполнения деталирования по образцу в учебнике, вы будете самостоятельно выполнять деталирование своих сборочных чертежей. За урок вы должны сделать не менее одного эскиза любой детали из вашего сборочного чертежа, но я не советовал – бы вам начинать со сложных деталей. Особое внимание при изучении сегодняшнего материала уделите нахождению пропорционального размера.
Прежде чем приступить к уроку я хотела – бы посмотреть выполнение домашнего задания, пока я буду смотреть наличие работ, запишите тему урока.
Запись темы в рабочую тетрадь.
Анализ выполнения дом работы (Сколько не справились с работой, указать на типичные ошибки, узнать о затруднениях)
Новый материал
«Так какая цель сегодняшнего урока?. Чему вы должны сегодня научиться? Зачем это тебе (…….) необходимо?».
(Спросить двух – трёх уч – ся).
Понятие о деталировании
Что такое «Деталирование»? Как вы думаете для чего оно необходимо?
Изделия, состоящие из нескольких деталей, собирают по сборочным чертежам. Но сначала изготавливают детали, а для этого требуется обеспечить производство их чертежами.
Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделий, состоящих из нескольких деталей, называют деталированием.
Суть процесса деталирования будет ясна из сопоставления рисунков 250 и 251. Упор, чертеж и наглядное изображение которого приведены на рисунке 250, мысленно расчленен на отдельные детали (рис. 251, а). На рисунке 251, б даны чертежи двух деталей. Как правило, они содержат различные указания, в том числе связанные с технологией изготовления детали. Здесь эти обозначения не приведены. Их изучают на занятиях практикума по машиностроительному черчению.
Чтобы облегчить работу, рекомендуем придерживаться следующего порядка деталирования:
1. Прочитать чертеж изделия в последовательности, приведенной в § 35, обратив особое внимание на форму деталей, их назначение и взаимодействие.
2. Мысленно разобрать изделие на отдельные детали.
3. Выделить стандартизованные детали, на которые не составляют чертежи.
4. Определить число изображений, необходимых при вычерчивании каждой детали. Нельзя при этом копировать его с чертежа, подлежащего деталированию. Винт (дет. 3), например, на рисунке 250 представлен тремя видами. На чертеже этой детали достаточно одного вида. И наоборот, стойка на рисунке 232 в учебнике показана тремя видами и сечением, хотя чертеж этой детали должен содержать не меньше пяти изображений.
5. Найти сопрягаемые поверхности деталей, т. е. поверхности, взаимодействующие с поверхностями других деталей. К таким относятся, например, поверхности штифта и отверстия для него (рис. 246 в учебнике).
Для сопрягаемых поверхностей надо согласовать размеры. Это значит, что одинаковыми по величине должны быть, например, наружные диаметры втулки и отверстия, куда она запрессовывается ( смотри рисунок 248 в учебнике.).
При деталировании, особенно при нанесении размеров, надо пользоваться справочниками. Так, размеры пазов для шпонок должны быть выбраны и нанесены в соответствии с рекомендациями, данными в разделе 33.1 учебника; размеры резьбовых изделий — в соответствии с рекомендациями, данными в разделах 31.3 и 32.2. Наконец, справочником целесообразно воспользоваться, когда что-либо забыто или встретилось впервые. Например, в спецификации сборочного чертежа встретилось обозначение: «Шплинт 1,5 X 15 ГОСТ 397—79». Вы не знаете, какую форму имеет деталь и что означают цифры в этой записи. Из справочника узнаем, что деталь имеет форму, показанную на рисунке 252 в учебнике. Обозначение надо понимать так: шплинт для отверстий диаметра d = 1,5 мм, длина шплинта 15 мм.
Использование справочников при чтении и составлении чертежей, в том числе и во время контрольных работ, разгружает память, позволяет получить больше новых сведений, ускоряет выполнение работы.
Выполняя деталирование, надо каждую деталь вычерчивать на отдельном листе, формат которого зависит от выбранного масштаба. Большую часть данных для основной надписи берут из спецификации сборочного чертежа.
Рассмотрим пример деталирования. На рисунке 253 в учебнике ( вывесить увеличенное изображение кривошипа и его сборочный чертёж (прилагается)) дано наглядное изображение кривошипа. На рисунке 254 приведен его чертеж. Кривошип передает движение от шатуна к валу, превращая поступательное движение поршня во вращательное движение вала (см. схему на рис. 255 в учебнике и увеличенное изображение). Он представляет собой эксцентрично расположенный палец (дет. 2), соединенный посредством плеча (дет. 1) с валом (дет. 3), которому сообщает вращательное движение. С пальцем кривошипа шарнирно соединяется шатун, идущий от поршня.
Прочитав чертеж (рис. 254), устанавливаем по спецификации, что на нем изображен кривошип. Даны главный вид и разрез. Главный вид содержит местный разрез. Изображение детали 3 также содержит местный разрез.
Деталь 6 — болт имеет головку в виде шестиугольной призмы. Основные размеры болта: резьба М6, длина стержня 25 мм. Это мы узнаем из спецификации. Зная номер стандарта, можно определить «размер под ключ» (он равен 10 мм), высоту головки (4 мм) и другие размеры.
Деталь 5— гайка с резьбой М6 имеет форму шестиугольной призмы.
Деталь 2 называется «палец». Он состоит из трех цилиндров и усеченного конуса. Конический конец детали 2 расклепан, что обеспечивает неподвижность соединения с деталью 1.
Шпонка (дет. 4> призматическая. Высота и ширина шпонки по 6 мм, длина 14 мм. Это мы также узнаем из спецификации.
В детали «плечо» четыре отверстия: одно коническое, второе цилиндрическое под вал Ø21 мм и два также цилиндрических под болт Мб. Болт и гайка служат для стягивания лапок плеча, которое зажимает вал. Детали 1 и 3 соединяются призматической шпонкой.
Размеры Ø 16 и 24 являются присоединительными, размер 160 габаритный.
На детали 4, 5, и 6 составлять чертежи не надо, так как они стандартизованы.
Таким образом, чертеж прочитан. Изделие мысленно разобрано на отдельные детали. Выделены те из них, на которые нужно составить чертежи, определив необходимое количество изображений, положение для главного вида, отметив сопрягаемые поверхности и выбрав масштаб.
На рисунке 256 дан чертеж детали 2— пальца. На чертеже, где он представлен в соединении с другими деталями, палец показан на двух изображениях, а здесь на одном, так как форма его полностью выявляется одним видом.
На рисунке 257 дан чертеж плеча. Размеры, которых не было на рисунке 254, определены с помощью углового масштаба (пропорционального). Как находить недостающие размеры я вам объясню чуть позже.
Размеры шпоночного паза — 6 и 2,8 мм — взяты из справочной таблицы (см. § 33 в учебнике).
Размеры сопрягаемых поверхностей (для Ø16 и Ø21) взаимно согласованы. 1.
Вопросы для проверки усвоения материала.
1.Что называется деталированием?
2. Для чего выполняют деталирование?
3. В чем заключается процесс деталирования?
4. Перечислите этапы деталирования.
5. Можно ли, составляя чертежи деталей, копировать с рассматриваемого чертежа количество видов, положение для главного вида? Обоснуйте свой ответ.
6. Что значит согласовать размеры?
А сейчас я вам объясню правила нахождения недостающих размеров при помощи пропорционального масштаба. И при помощи арифметических действий.
На примере одной из деталей ( по увеличенному рисунку из учебника) продемонстрировать нахождение недостающих размеров (построив эскиз нанести найденные размеры)
Узнать всем – ли понятен материал урока, если нет затруднений, разрешить приступить к своей работе. По сборочному чертежу, розданному ранее построить эскиз одной детали, нанести все размеры.
Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
Что вас не устраивало на этом уроке (темп, объём и т. п. )?
Какие цели ставились вами на урок?.
Добились ли вы поставленных целей?
Для сильных уч – ся дать задание оформить чертёж не школьной рамкой, а промышленной.
Приготовить формат А4 для графической работы.