в чем заключается просвещение нерусских народов по системе ильминского
Санженаков Иван Михайлович
аспирант лаборатории методологии национальной образовательной политики Федерального института развития образования, г. Москва.
sim_1982@mail.ru
Система Н.И. Ильминского – основа инородческого образования в России второй половины XIX века
Россия – многонациональное государство, в силу этого российская система общего образования объективно имеет дело с достаточно разнородным в языковом, ментальном, этнокультурном отношении контингентом учащихся. Поэтому изучение предшествующего опыта организации образования, в частности образования инородцев, является для нашего государства и общества актуальной проблемой 2.
Со второй половины XVI в., после включения в состав Московского государства завоеванных на востоке территорий, правительство начало политику христианизации в данном регионе. Эта политика проявлялась, прежде всего, в возведении на новых территориях православных монастырей, церквей, а также школ, открываемых духовенством. Одним из действенных средств в распространении христианства полагалось школьное обучение инородцев. Вместе с тем, как отмечал Н.В. Никольский, характеризуя Казанские новокрещенские школы последней четверти XVIII в. (которые одними из первых начали заниматься образованием инородческого населения), отсутствие правильной организации учебного дела «сводило весь труд новокрещенского ученика к простому механическому заучиванию содержания учебников. Церковнославянский и русский язык преподавания отнимал у учеников всякий интерес и внимание к наукам» [4]. Тем не менее, эти школы сыграли определенную роль в просвещении народов Поволжья, основные их результаты заключались в подготовке духовенства и распространении грамотности среди нерусских народов.
Основным дефектом этих школ было то, что в детях «сводился на нет» всякий живой интерес к школе. Подростку приходилось преодолевать громадный психологический барьер между жизнью в семье и русской школой. Терялось само стремление к учению, в котором доминировала простая механичность.
Образование, получаемое нерусскими учащимися на неродном для них русском зыке и лишённое глубоких этнопсихологических оснований, служило причиной возвратной неграмотности, «отпадения» (т.е. возвращения) крещеных инородцев назад в ислам, маргинализации соответствующих пластов населения, принудительно отрываемых от собственной культуры и в то же время не получающего должного доступа к культуре русской.
Для большинства представителей православной духовной миссии во второй половине XIX века стала очевидной ущербность и неэффективность практики принудительного обращения в христианство и схоластического обучения в русской школе на неродном для учащихся языке.
В таких условиях новый подход к просвещению инородцев был выработан ученым-тюркологом, педагогом Н.И.Ильминским. Система Н.И.Ильминского была исторически оправданным социально-педагогическим явлением. Её изучение и ее оценка немыслимы без учёта полиэтничности Российского государства, безусловно накладывавшей отпечаток на развитие образования в стране.
Основными пунктами системы просвещения Н.И. Ильминского являлись:
1) организация начального обучения в школах для детей нерусских народов на родном языке, введение двуязычного метода преподавания;
2) перевод и издание учебных пособий на родных языках инородцев;
3) подготовка национального учительства.
Теоретико-методологическое обоснование трем основополагающим принципам христианского просвещения нерусских народов Восточной России – первоначальному школьному образованию на родном языке, подготовке единоплеменного учительства и созданию комплекса переводной учебно-методической и вероучительной литературы – Н.И.Ильминский впервые дает в своих работах начала 60-х годов XIX века.
Система Н.И.Ильминского нашла свое применение во многих инородческих школах восточных губерний России. С конца 60-х гг. XIX века, система Н.И.Ильминского стала использоваться и в миссионерских школах Алтайской духовной миссии.
Наметившееся в конце 60-х гг. XIX века и продолжавшееся затем четверть века сотрудничество между миссионерами Алтайской духовной миссии и Н.И.Ильминским, на наш взгляд, сыграло позитивную роль и дало мощный импульс развитию инородческого просвещения и образования в Горном Алтае. Инородческие школы в Горном Алтае, активно перенимавшие педагогический опыт казанских крещено-татарских школ, с 60-х гг. XIX в. перешли к построению педагогического процесса на родном для нерусских учащихся языке, что естественно способствовало эффективности школьного обучения.
В чем заключается просвещение нерусских народов по системе ильминского
Исхакова Н.Е.
КГТУ/КХТИ
Педагогическая система Н.И.Ильминского не раз была предметом изучения, но, на наш взгляд, во всех описаниях и оценках присутствуют некоторые искажения. По сути дела, существуют три основные оценки: 1. В дореволюцион–ных трудах историков и педагогов его система восхвалялась и идеализировалась за то, что она способствовала “обрусению инородцев”, а его самого изображали верным слугой престола и церкви; 2. В исторической и педагогической науке Татарстана его клеймят и критикуют за русификацию; 3. В трудах историков народов Поволжья и Приуралья (чувашских, марийских, удмуртских и др.) превозносят за развитие национальных языков, создание национальной интеллигенции и алфавитов, зачастую замалчивая явно негативные моменты. Каждая из названных точек зрения имеет право на существование, ибо отражает конкретно сложившуюся ситуацию.
Конечно, фигура Ильминского не однозначна и во многом отличается от других миссионеров. Во–первых, Ильминский был глубоко верующим человеком с консервативным мировоззрением, притом обладал широким кругозором и смелостью в принятии решений. Судя по источникам, он начисто был лишён национальных и великодержавных предрассудков – чуваши, марийцы, кряшены были для него ни чем не хуже русских. Для нынешнего времени это естественно, но во вт. пол. XIX в. на “инородцев” смотрели свысока не только “шовинисты” консерваторы, но и либералы, и даже демократы революционного толка, видевшие в них косную пассивную массу.
Ещё в середине 1860-х гг. развернулась дискуссия по вопросу о рефор–мировании “инородческого” образования. Суть её сводилась к полемике между представителями двух направлений в лагере педагогов–миссионеров. С одной стороны, выступал Ильминский и его сторонники (П.Д.Шестаков, Н.И.Золотниц–кий), настаивавшие на необходимости сделать языком первоначального обучения для национальных меньшинств их родной язык. Другую сторону представляли деятели образования, отстаивавшие старые методы обучения во главе с председателем Буинского училищного совета священником А.И.Баратынским, они предполагали проводить обучение лишь на русском языке, считая, что введение русского языка продвинуло бы вперёд дело гражданского обучения татар. Сторонники Баратынского выступали также за то, чтобы ввести русскую грамоту и вообще русский язык в национальных училищах, полагая, что с усвоением языка усваивается и народность. Ильминский же доказывал, что русификация должна быть результатом православия, а не как ранее, насаждаться административными методами, что “инородцы”, усвоив через свой родной язык православную веру, сделавшись “русскими по духу” и перейдя потом на русский язык, скорее “сольются” с русскими.
Все участники дискуссии преследовали одну и ту же цель – противопоста–вить усилившемуся мусульманскому влиянию – влияние православно–русского просвещения. Основная мысль, в отношении которой не было каких–либо принципиально важных разногласий, сводилась к необходимости введения русско–христианского просвещения на всём пространстве многочисленных окраин России. Однако мнения разделились при решении вопроса о средствах достижения цели русификации нерусского населения.
Благодаря поддержке высших правительственных кругов, в частности Д.Толстого, а затем, в 1880-90-х гг., и К.П.Победоносцева, “система Ильминс–кого” была официально признана правительством “Правилами о мерах к образо–ванию населяющих Россию инородцев” от 26 марта 1870 г. (просуществовала до 1917 г.). Успех своей просветительской деятельности Ильминский видел в людях, воплощавших его идеи на практике. После официального признания “системы”, многие оппоненты Ильминского стали его сторонниками. Характеризуя “систему” следует подчеркнуть, что Ильминский ещё в 1840-х гг. выдвинул мысль о необходимости добиваться обрусения мерами идеологическими. Причём идеологическое воздействие он предлагал начинать именно с детей, а не со взрослых, как ранее. “А мы обрусение понимаем глубже,– говорил Ильминский,– мы берём русского человека в идеале, и этот идеал стараемся усвоить инородцам. Русский идеал есть по преимуществу православие – основной, коренной, самый капитальный элемент русской народности. Коль скоро инородец усвоил себе православие, сознательно и убеждённо, умом и сердцем, он уже обрусел”. Действительно, православие являлось важнейшей частью идеологии Российской империи, но, как нам представляется, здесь требуется более тонкий подход. Миссионерство как явление и как практика оформилось давно, и не было изобретением Ильминского, Шестакова и проч., объединённых братством Св.Гурия.
Это была часть православной политики – в самом широком понимании – привлечении к православию наибольшего числа населения империи.
Как бы мы сегодня не относились к Н.И.Ильминскому, надо отдать ему должное. Его система меняла методы христианизации народов России и требует более объективной оценки работы Ильминского. К тому же он создал много конкретных педагогических методик в области обучения русскому языку, перевода учебной и учебно-методической литературы на “инородческие” языки. В 1860–70–е гг. в деревнях стали открываться десятки инородческих начальных школ. Большинство уездных земских управ Поволжья, Приуралья, Сибири, Туркестана приняли систему Ильминского (исключение составило самарское земство). “Система Ильминского” способствовала формированию национальной интеллигенции, оказывала позитивное влияние в развитии народов Сибири и Дальнего Востока, содействовала росту грамотности населения, приобщала нерусские народы к культуре русского народа, способствуя тем самым подъёму культуры народов России в целом. На принципах Ильминского была создана и целая сеть учительских школ в Казанской губернии, готовивших кадры для начальных татарских, чувашских школ.
Система Н. И. Ильминского.
Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Политика царизма в области просвещения нерусских народов.
Царизм проводил политику насильственного «обрусения» нерусских национальностей, сознательно задерживал их политическое, экономическое и культурное развитие. Решительно пресекалось открытие светских школ, издание учебников, газет, журналов на родном языке и т. д. В то же время царское правительство насаждало в местностях с нерусским населением школы, которые ставили колонизаторско-русификаторские цели.
Появление первых нерусских школ относится к середине XVI века первоначально в Казанском крае. Эти школы возникали эпизодически (главным образом, в Поволжье), преимущественно для подготовки из среды «инородцев» миссионеров-священников.
Начиная со второй половины XVIII века школьно-миссионерская деятельность среди нерусских народов значительно расширяется и приобретает уже более организованный характер. Открываются так называемые «новокрещенские» школы, предназначенные для детей местных жителей, принявших православие в Поволжье, в Приуралье и в Сибири. Так, например, в Иркутске епископом Иннокентием (Неруновичем) была открыта школа для подготовки миссионеров из бурятских детей. Подобные школы открывались также на Камчатке.
В связи с присоединением к России в начале XIX века народов Кавказа, Казахстана, Молдавии руководство учебных округов создавало здесь школы по уставам 1804 и 1828 годов, а иногда особые школы для подготовки служащих колониального аппарата.
После утверждения в 60-е годы XIX века школьных уставов и преобразования на их основе начальной и средней школы царское правительство приступило к разработке государственных документов по организации школ для нерусских народов.
Основные политические и идеологические установки для школьного дела были сформулированы в 1870 году реакционным министром народного просвещения Д. А. Толстым. «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно должно быть, — заявил он, — обрусение их и слияние с русским народом». Эти русификаторские установки были положены в основу изданных в 1870 году правил «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев», разделивших все народы, не принадлежавшие к русской национальности, на три категории.
«I. Народы, весьма мало обрусевшие», к которым отнесли народности Восточной Сибири и Поволжья. В школах для этих народностей рекомендовалось начинать учение на родном языке и переходить в последующем к обучению на русском языке.
«2. Народы, живущие в районах, населенных и русскими». В школах этих мест предлагалось вести обучение сначала на русском языке, прибегая в отдельных случаях к пoмощи родного языка и переходя как можно быстрее к обучению только на русском языке (так велось обучение, например, в школах для грузинских детей).
«З. Народы, достаточно обрусевшие» — украинцы, белорусы и другие, в школах которых строго предписывалось вести обучение только на русском языке. Применение данных «Правил» к народам, отнесенным к этой категории, привело к полному вытеснению практики обучения на родных языках, сложившейся под влиянием общественного движения 60-х годов.
На основе этого общего директивного документа были созданы и опубликованы инструкции, определявшие принципы учебно-воспитательной работы школ на отдельных территориях обширной Российской империи.
Так, школы для народов Кавказа, исповедовавших православную религию, должны были работать на основе «Устава об устройстве дела образования на Кавказе», изданном в 1873 году. Действуя на основе этого и других царских распоряжений, неуклонно следовавших русификаторским и великодержавным установкам, царские чиновники неизменно закрывали школы на родном языке, открываемые высшими органами армянской церкви. Также поступали они, встречаясь с инициативой по открытию школ на родном языке светскими грузинскими организациями.
В 1776 году при генерал-губернаторе среднеазиатского района было создано специальное Управление учебными заведениями Туркестана, в задачи которого было вменено осуществление прежде всего русификаторской политики.
Определив соответствующими государственными документами порядок работы школ и укрепив в своих целях органы школьного управления, царизм неуклонно усиливал на протяжении второй половины XIX века систему придирчивого, тщательного контроля и надзора за деятельностью учителей.
Несмотря на все запретительные и дискриминационные действия, царизму не удавалось подавить ростки продолжавших развиваться национальных культур народов России, истребить попытки тайного обучения на родном языке. Так, на Украине, в Белоруссии и других местах царские чиновники постоянно встречались с фактами тайного обучения детей местной национальности родному языку. В 1892 году правительство издало документ с устрашающим названием и весьма строгим содержанием. Это были «Временные правила о взысканиях за тайное обучение в северо- юго-западных губерниях», касающиеся белорусского и прибалтийских народов. Категорически запрещалось создание школ на родном языке, проведение обучения родному языку в существующих школах во внеурочное время. Виновным в нарушении этих предписаний грозили огромными денежными штрафами и тюремным заключением.
Система Н. И. Ильминского.
Начиная со второй половины XIX века царское правительство стало насаждать новые миссионерские школы с преподаванием в них на родном языке учащихся по системе Николая Ивановича Ильминского (1822—1891).
Главное место в системе Ильминского отводилось распространению религиозного воспитания через миссионерские православные школы. И. И. Ильминский считал, что успеху этих школ будет способствовать первоначальное обучение учащихся на их родном языке с одновременным изучением ими языка русского, после усвоения которого преподавание полностью переводилось на этот язык. Одновременно с этим и отбор самих учителей для миссионерских школ Ильминский предлагал проводить из среды местных жителей, да и учебники для школ по системе Ильминского должны были составляться на родном языке учащихся с печатанием их русскими буквами.
26 марта 1870 года были изданы официальные предписания, на основе которых в Поволжье, Приуралье, Сибири и на Крайнем Севере была организована значительная сеть православных школ. Попытки открытия таких школ делались в Средней Азии, на Кавказе в целях предотвращения влияния исламского духовенства на местное население.
Основным типом учебных заведений, через которые осуществлялась система Ильминского, ялялись так называемые «братские» школы, открытие которых началось с 1863 года. Обычно двухгодичное обучение в этих школах шло на родном языке учащихся и носило религиозный характер.
Наибольшего развития «братские» школы достигли в конце XIX века в Поволжье, где число их дошло до 150, с количеством в них 5 тысяч учащихся. С развитием к тому времени сети земских и министерских школ религиозно-«братские» школы начинают претерпевать изменения и вливаться в общеземскую школьную сеть: к 1917 году число этих школ упало до 59.
Для подготовки учителей школ, работавших по системе Ильминского, в то время существовали два типа педагогических учебных заведений: 1) центральные школы и 2) учительские семинарии и учительские школы. Центральные школы по своим учебным программам соответствовали церковноприходским «двухклассным» школам и имели своей целью готовить учителей для «братских» школ. Для каждой национальности Поволжья и Приуралья открывались отдельные центральные школы: для крещеных татар — Казанская крещено-татарская школа, для чувашей — Ишаковская, для марийцев — Уфимская, для удмуртов — Карлыгинская и ряд других. Подготовка учителей для земских и министерских школ шла через Казанскую «инородческую» учительскую семинарию, Симбирскую, Оренбургскую и другие учительские школы.
Н. И. Ильминский следил за тем, чтобы во всех школах, организованных по его системе, обучение было строго религиозным. За малейшие отступления от него учителя наказывались. Характерным в этом отношении является случай, происшедший в марийской школе Царево-Кокшайского уезда. Нарушение заключалось в том, что учитель этой школы стал обучать детей по книге К. Д. Ушинского «Родное слово» вместо рекомендованного «братством» букваря, катехизиса и священной истории. Вскоре попытка учителя заменить церковное обучение светским была пресечена.
Система Ильминского как явно реакционная использовала родные языки не как средство распространения светских общеобразовательных знаний и подъема культуры народов России, а как средство насаждения и распространения среди них православной веры и монархических убеждений. Однако использование родного языка в этих школах, вопреки системе Ильминского, стимулировало развитие родных языков, обогащало их новой лексикой и содействовало некоторому росту общей грамотности самого населения.
Система н.и. ильминского и ее реализация в школьном образовании нерусских народов востока россии
На правах рукописи
Павлова Алевтина Николаевна
СИСТЕМА Н.И. ИЛЬМИНСКОГО
И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ
В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
НЕРУССКИХ НАРОДОВ
ВОСТОКА РОССИИ
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Защита состоится 7 мая 2002 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.301.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук в Чувашском государственном университете имени И.Н.Ульянова по адресу; 428015, г.Чебоксары, ул.Университетская.38, ауд. 434.
С д и с с е р т а ц и е й м о ж н о о з н а к о м и т ь с я в Научной библиотеке Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова по адресу: г.Чебоксары, ул.Университетская, д.38, Автореферат разослан 4 апреля 2002 г.
Ученый секретарь диссертационного совета 0- 741604 з
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Изучение истории начального народного образования в России пореформенного периода занимает важное место в отечественной историографии.
Изменившиеся в эту эпоху социально-экономические условия развития государства вызвали потребность в повышении образовательного уровня населения. Рост капиталистических отношений в России втягивал в свою орбиту регионы, населенные нерусскими народами, охватывая социальноэкономическую, политическую и.культурную сферы их жизни.
В то же время геополитические цели России требовали приобщения многих народов Востока страны к православной идеологии. Реформы 60-70-х гг. XIX в. привели к резкому возрастанию запроса на школы и образование, влияя на направление образования, придавая школе более демократический характер. Они вызвали высокий запрос на учебные заведения различного рода. Темпы развития сети школ, преимущественно сельских, стали высокими. Большую роль в развитии просвещения нерусских народов Востока России сыграло введение системы Н.И.Ильминского, Система Н.И.Ильминского, являясь средством геополитики российского правительства, по существу, представляла собой реформу школьного образования нерусских народов восточной России с введением прогрессивных средств обучения. До 70-х гг. XIX в.
официально в школьном образовании использовались только русский и церковнославянский языки. Н.И.Ильминский обобщил положительный опыт миссионерства XVIII—первой половины XIX в. и выступил за христианское просвещение «инородцев» Востока России на родном языке, ограничиваясь их духовным обрусением. Фундаментальные положения системы, ее средства обучения и церковной проповеди носили прогрессивный характер, и включали использование родного языка в начальном обучение организацию двуязычных (национально-русских) «инородческих» школ, подготовку учителей из нерусских народов, создание письменности этих народов на основе кириллицы,»издание учебной-, религиозной и другой литературы на родных языках народов Востока России. Они легли в основу организации школьного XIX—начале XX веков.
В публицистических, описательных, фактографических работах дореволюционных авторов в разной мере нашли освещение вопросы о жизни, деятельности НЙ-Ильминского, разработанной им системы просвещения. Однако дореволюционные авторы не дали исчерпывающего анализа системы, слабо затрагивали вопросы, связанные с осуществлением системы среди различных народов восточной России.
В советское время из-за отрицательного отношения к идее христианского просвещения данная тема не получила в отечественной историографии должного освещения.
Разработка системы Н.И.Ильминского и ее реализация в целом в школьном образовании среди народов Востока России не изучались. Как правило, основное внимание исследователей направлялось на деятельность национальных педагогов-просветителей и историю школьного образования среди отдельных этнических групп, в рамках локальных территорий.
Научная значимость исследования возрастает в связи с необходимостью обобщения опыта реализации системы, определения степени ее воздействия на интеллектуальное, культурное развитие нерусских народов восточной России.
Работа может представлять практический интерес в условиях преобразования современной системы школьного образования, которое необходимо проводить на основе критического анализа имеющегося опыта. Современные социально-экономические условия в России требуют формирования системы образования, строящейся на новых подходах, с учетом уроков, данных историей.
Объектом исследования образование нерусских народов Востока России в последней трети XIX—начале XX веков.
Предметом исследования являются разработка, утверждение, совершенствование системы Н.И.Ильминского, реализация ее основных принципов в школьном образовании восточных народов России.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 60-х гг. XIX в. До октября 1917 года. Нижние рамки работы предопределены тем, что в 60-е гг. начался новый этап в истории развития народного образования в России, связанный с реформой 1861 г. и последующими преобразованиями, конечная дата исследования обусловлена тем, что после Октябрьской,революции 1917 г., повлекшей за собой смену государственной власти, претерпела существенные изменения официальная политика правительства в области просвещения.
Территориальные рамки охватывают Среднее Поволжье, Приуралье, Западную Сибирь, казахский регион и среднеазиатскую территорию России.
Степень разработанности проблемы. До Октябрьской революции сторонники системы Н.И.Ильминского исследовали его деятельность более или менее объективно.
Предпосылки и условия принятия системы Н.И.Ильминского были рассмотрены в ряде работ дореволюционных авторов1, которые пришли к выводу о слабом усвоении православия нерусскими народами вследствие отсутствия правильно организованных школ и церковного богослужения для «инородцев».
просвещения народов восточной России. Особого внимания в этом плане заслуживают работы П.В.Знаменского, сделавшего вывод о том, что в основу системы положены прогрессивные педагогические принципы, Д.Ф.Филимонова, Н.М.Никольского, НАСпасского, уделивших большое внимание мерам, предложенным Н.И.Ильминским для просвещения «инородцев» 2. И.Н.Смирнов увязывал деятельность Н.И.Ильминского с государственной политикой в области просвещения, считал, что его система в будущем приведет к русификации нерусских народов, их этническому обрусению3.
С.В.Рождественский также отмечал, что идеи Н.И.Ильминского легли в основу государственной политики просвещения, когда Министерство народного просвещения, утвердив правила от 27 марта 1870 г., приняло «исходным пунктом своей работы опыт крещенотатарской школы»4. Не осталась без внимания исследователей тема личности Н.И.Ильминского5.
языке и подготовке учителей-«инородцев». При этом он указывал, что «обычно систему понимают несколько иначе», ставя на первый план религиозно-миссионерское направление в «инородческих» школах, что для него являлось второстепенным 8. В отличие от предыдущего автора, А.И.Иванов, учитывая направленность системы в условиях того времени, охарактеризовал ее как «миосионерскопедагогическую»9. С.В.Смоленский писал: «Главная заслуга Ильминского заключается в том, что он понял огромное государственное значение просвещения инородцев, понял сделанные в этом деде ошибки; набегая, последних, Ильминский творчески создал новую педагогическую систему, новую инородческую школу и доказал опытом жизнеспособность дела»10. С.В.Чичерина отмечала, что система, разработанная с учетом интересов и потребностей нерусских народов, утверждает принцип их равноправия с русским народом, это сообщает ей непреходящую ценность11. Оценка системы была дана в работах А.С.Будиловича, А.А.Воскресенского, Д.Ф.Машкевича, С.Матвеева12, в которых был отмечен ее вклад в христианизацию и духовное обрусение «инородцев».
которой выработалась система Н.И.Ильминского 1 3.
Деятельность просветительного общества братства св. Гурия рассмотрели Н.И.Комаров, П.Афанасьев14, указывая, что благодаря ей были организованы школы с преподаванием на родном языке, положено начало изучению «инородческих»
языков. Работу школ по системе Н.И.Ильминского рассмотрели С.Рыбаков, И.А.Износков15, отметив, что они являлись проводниками нового мировоззрения в среду «инородцев».
В незначительном количестве дореволюционных публикаций получили освещение вопросы двуязычного обучения в нерусских школах1.
Система Н.И.Ильминского воспринималась современниками неоднозначно. В ряде работ дореволюционных авторов она получила отрицательную оценку17.
399; ИзносковИ.А. Памяти Николая ИвановичаИльминского//ИльминскийНИ.
важный вклад в разработку данной темы. Исследуя историю развития системы, излагая основные ее положения, автор пришел к «выводу, что цели просветительной системы Н.И.Ильминского диктовались не только интересами государства, но и самих нерусских народов. Он отметил, что система Н.И.Ильминского была направлена против отатаривания массы нерусского народа, на создание прочной основы для сближения нерусских народов России с русским, что отвечало культурным интересам самих «инородцев»18.
Разноречивую оценку дореволюционных авторов получила проблема реализации системы среди отдельных народов.
Положительно оценивал осуществление системы среди крещеных татар Н.В.Никольский19.
Развитие системы Н.И.Ильминското среди чувашей связано с деятельностью И.Я.Яковлева. Большинство исследователей, рассматривая в различных аспектах вопросы реализации системы среди чувашей, отмечали огромное ее влияние на судьбу чувашского этноса20.
Никольский Н.В. Крещеные татары. Статистические сведения за год.-Казань, 1914.
Колосов Н.И. Симбирская чувашская школа // Симбирские епархиальные ведомости. Народное образование в Вятской губернии, в том числе работу марийских и удмуртских школ с преподаванием на родном языке, рассмотрели Н.Н.Блинов, С.А.Нурминский, П.А.Голубев, А.А.Красев 21, которые отмечали, что школа охватывала лишь незначительную часть детей «инородческого населения», изучение русского языка встречало большие трудности со стороны учащихся.
Реализация системы среди казахов и деятельность И.А.Алтынсарина получили освещение в ряде работ В.Чудновского, А.В.Васильева, А.Е.Алекторова. Вопросы двуязычного метода обучения в русско-казахских школах изучали А.А. Воскресенский, М.Греховодов, Н.Андреев22.
Участие Н.И.Ильминского в деле образования нерусских народов, входивших в состав Туркестанского генералгубернаторства, осветили П.В.Знаменский и Н.П.Остррумов.
Работу начальных школ у нерусских народов края рассмотрели Л.Берджицкий, П.Иваницкий, С.Фарфоровский.
Ряд авторов осветили вопросы реализации системы среди народов Алтая23.
Отмеченные, авторы внесли значительный вклад в изучение системы, основных ее положений, целей и значения для восточных народов России, отмечали ее прогрессивный характер и важную роль в распространении грамотности, повышении уровня культуры и. быта «инородцев» в последней трети ХIХ-начале XX веков. Однако в их работах слабо представлены вопросы развития и использования двуязычной методики обучения в национальных школах. Анализ деятельности школ ограничивался отдельными этносами и регионами. Обобщающих исследований по данной теме, охватывающих все народы, среди которых работала система, в данный период не проводилось.
После Октябрьской революции 1917 г. ослабевает интерес исследователей к изучению деятельности Н.И.Ильминского и его системы. В советской историографии эта тема специально не изучалась, в той или иной степени она затрагивалась в работах, посвященных истории народного образования и языкознания.
система Н.И.Ильминского считалась русификаторской, однако исследователями отмечалось, что объективно она имела прогрессивное значение, ее результаты были связаны с созданием письменности, распространением книг, ростом грамотности нерусского населения. Высоко оценивалась деятельность учеников Н.И.Ильминского, рассматривавшаяся вне связи с просветителем. Такая оценка системы продержалась в историографии до последнего десятилетия.
Основное внимание исследователей в советское время было сосредоточено на изучении деятельности национальных просветителей-педагогов. Эти работы, как правило, выполненные на широкой источниковой базе, внесли ценный вклад в исследование данной проблемы. Исследователями хорошо изучены жизнь и деятельность национальных просветителей, популяризация, практическое применение и развитие ими двуязычной методики обучения в национальной школе. Однако в историко-педагогической литературе отсутствуют специальные работы, посвященные проблеме их творческого содружества со своим учителем. В связи с этим, появляется необходимость рассмотрения развития учения о двуязычии в национально-русских школах, основы которого были заложены Н.И.Ильминским. Некоторые чувашские исследователи просветительной деятельности И.Я.Яковлева недостаточно освещали роль Н.И.Ильминского. Лишь самый крупный яковлевед Н.Г.Краснов опубликовал содержательную статью о роли Н.И.Ильминского в просвещении чувашей. В советской историографии имеется ряд работ, посвященных проблеме просвещения нерусских народов, связанной с деятельностью учеников Н.И.Ильминского, представляющих большой интерес и оставивших заметный след в ее изучении24.
Современные исследователи И.А.Зеткина, Л.В.Кудаева, С.В.Грачев, В.Б.Ломалов, А.Г.Иванов, Т.С.Сергеев, Л.А.Ефимов и другие обращают большое внимание на положительный опыт- просвещения нерусских нaродов по системе Н.И.Ильминского и прогрессивное значение использования родного языка в просвещении нерусских народов. Новейшие работы, выполненные с учетом достижений современной науки,, содержат очень ценные выводы по теме25. Однако и они носят локальный характер или ограничиваются отдельными этносами. Предотоит изучение истории становления и развития двуязычной национальной школы, обобщение опыта разработки и осуществления системы в целом для всех народов Востока. России, определение ее места в социокультурном пространстве России в последней трети XIX-начале XX веков.
Педагогическая система Н.И.Ильминского и ее развитие в теории и практике просвещения нерусских народов Поволжья (вторая половина Х1Х-начало XX вв.):
Региональные, особенности, развития-народного образования в российской провинции со второй-половины XIX в. по октябрь 1917 г. (На материалах Вятской губернии и сравнительном анализе проблемы в соседних с ней регионах):
оригинальностью выводов: А.Синела, С.Лалукка, А.Каппелера, определившего суть системы формулой «национальная по форме, православная по содержанию».
Источниковую базу исследования составили как опубликованные, так и архивные источники. Опубликованные источники, использованные в работе, можно разделить на следующие виды: Т) источники личного происхождения (сюда же отнесем эпистолярные источники); 2) делопроизводственные материалы; 3) нормативные акты; 4) статистические данные; 5) материалы периодической печати; 6> публицистические произведения.
Из источников личного происхождения наибольшее значение для нашего исследования имеют работы самого Николая Ивановича, в которых 1 нашла отражение теоретическая разработка им основных принципов системы, выработанных в ходе обобщения опыта Казанской крещенотатарской школы. В статьях, посвященных истории возникновения и развития данного учебного заведения, много внимания просветитель уделил учению о двуязычной методике обучения.
Система Н.И.Ильминского и марийская школа во второй половине XIX-начале XX века//Чувашская Республика на рубеже тысячелетий: История. Экономика.
30-35; Христианизация народов Среднего Поволжья и ее исторические значение:
Значительную часть источников для диссертации составила делопроизводственная документация. Нами изучены и проанализированы нормативные акты (Правила от 26 марта 1870 г., 1906 г.), в которых получила выражение система Н.И.Ильминского, санкционированная государственной властью.
Из опубликованных источников большую ценность для нас представляют статистические данные. В диссертации использованы материалы однодневной переписи школ 1911 г., свидетельствующие о результатах реализации системы Н.И.Ильминского среди народов Востока России, в которых можно почерпнуть сведения о количестве школ, учащихся, учителей, распределении учащихся по их родному языку.
Использованы также материалы периодической печати, прежде всего журналов.
Для изучения деятельности учеников и последователей Н.И.ИЛЬМИНСКОГО привлечены опубликованные в разное время основные их работы, переписка, личные воспоминания.
Из Научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук (ЧГИГН) и фондов Симбирской чувашской школы, инспектора чувашских школ Казанского учебного округа, хранящихся в Центральном государственном архиве Чувашской Республики (ЦГА ЧР), использованы материалы, касающиеся деятельности И.Я. Яковлева, сведения о школах и учительстве. В Национальном архиве Республики Татарстан (НА РТ) из личного фонда Н.И:Ильминского извлечены материалы, касающиеся состояния народных школ Казанской губернии в 70-80-е гг. XIX в., его переписка по вопросам «инородческого» образования, сведения о работе братства св. Гурия и Переводческой комиссии в Казани, первым председателем которой являлся Н.И.Ильминский. В фонде Казанской крещенотатарской школы изучены отчеты о состоянии и деятельности школы; из фонда Казанской инородческой учительской семинарии нами привлечены ведомости и сведения об успеваемости учащихся, наличии учебных пособий; из фонда попечителя Казанского учебного округа использованы данные о количестве школ, о постановке учебио-воспиТатеЛьной работьт в них. В работе над темой существенную помощь оказали материалы из личных фондов Н.И.Ильминского и И.Я.Яковлева, хранящиеся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Большую ценность представляют письма Н.И.Ильминского к И.Я.Яковлеву. В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фрнде Министерства народного просвещения изучены материалы, содержащие историю разработки системы Н.И.Ильминского, ее официального утверждения и дальнейшего развития.
— рассмотреть предысторию принятия системы Н.И.Ильминского, найти в ней истоки формирования нового подхода государственной власти к просвещению нерусских народов Востока России;
— изучить важнейшие предпосылки возникновения системы Н.И.Ильминского, которые определяются следующими факторами: 1) преобразованиями в социально-экономической сфере жизни государства, вызвавшими потребность в подготовке новой грамотной рабочей силы; 2) изменениями, внесенными реформами 1860-1870-х гг. в процессы национально-культурного развития областей с «инородческим» населением; 3) неразрешеннрстью вопроса христианизации народов восточной России;
— изучить историю разработки основных принципов системы, складывавшейся из практического опыта школы для крещеных татар в Казани, глубоко теоретически обобщенного Н.И. Ильминским;
— показать сложность, противоречивость обстановки вокруг официального утверждения системы, обусловленной неоднозначной оценкой и восприятием ее как в центре, так и/на местах лицами, имеющими отношение к образованию и просвещению «инородцев»;
— проанализировать основные положения системы;
— осветить борьбу вокруг системы после ее официального утверждения;
просвещения Н.И.Ильминского его учениками в начале XX века;
— осветить процесс создания письменности, подготовки и издания учебной и иной литературы на родных языках;
— раскрыть проблему подготовки национальных кадров учителей, в специальных педагогических учебных заведениях по системе Н.И.Ильминского;
— рассмотреть процесс осуществления системы Н.И.Ильминского в школьном обучении нерусских народов Востока России и показать основные его итоги по результатам переписи школ (1911), охватившем территории всех учебных округов государства;
— обобщить опыт реализации системы, выявив ее особенности для православных и мусульманских народов;
— раскрыть значение системы для культурного и исторического развития народов Востока России.
Методологической базой исследования является общий диалектический метод научного познания. В работе над диссертацией автор придерживался принципов объективности и историзма, рассматривая исторические события в развитии, во взаимосвязи причинно-следственных отношений. Специальными научными методами исследования явились историко-генетический, в меньшей степени сравнительно-исторический и историко-системный.
Теоретическую основу исследования составили выработавшиеся и устоявшиеся в исторической и педагогической науке положения об особенностях развития просвещения и народного образования в дореволюционной России, характере идеологии и национальной политики правительства в отношении нерусских народов.
Научная новизна и практическая значимость исследования. В диссертации, в отличие от других работ, имеющихся в отечественной историографии и рассматривающих действие системы по отдельным народам, обобщаются результаты реализации системы для всех народов Востока России. На основе изученной литературы, опубликованных и архивных источников, с учетом особенностей изучаемых регионов в ней впервые обобщенно, целостно рассмотрены разработка, реализация и значение системы Н.И. Ильминского по просвещению восточных народов дореволюционной России. Нами выявлены некоторые новые архивные материалы. Собранный и систематизированный в диссертационном исследовании материал, сформулированные на его основе выводы могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории России, народного просвещения в ней, при подготовке лекционных курсов, разработке учебных пособий по истории культуры для учащихся школ и студентов высших учебных заведений. Опыт реализации системы Н.И.Ильминского может быть использован в современной практике возрождения национальных школ в Российской Федерации.
Апробация работы. Рукопись диссертации обсуждалась на совместном заседании кафедр источниковедения и архивоведения и средневековой и новой истории Отечества Чувашского государственного университета. Важнейшие вопросы темы обсуждены на научно-практических конференциях. Основные положения диссертации нашли отражение в пяти публикациях автора.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснована проблематика исследования, проанализированы степень разработанности темы и источники по ней, сформулированы цель и задачи исследования, показаны научная новизна и практическая значимость диссертации.
В ее 1-м параграфе, раскрывающем предысторию и предпосылки принятия системы Н.И.Ильминского, отмечается, что ее возникновение было обусловлено геополитикой России, необходимостью приобщения народов Востока России к православию, этнокультурными, социально-экономическими и образовательными условиями 60-х гг. XIX века.
Объективной предпосылкой принятия системы Н.И.Ильминского являлась также потребность в знании русского языка, в росте грамотности населения, в том числе нерусских народов, вызванная изменившимися в 60-70-х гг.
XIX в. социально-экономическими условиями развития России. Накопление с конца XVIII в. до 70-х гг. XIX в.
положительного опыта миссионерской деятельности на родном языке, особенно среди народов Среднего Поволжья, также сыграло важную роль в утверждении принципов Н.И.Ильминского для просвещения нерусских народов Востока России.
Во 2-м параграфе рассматривается деятельность просветителя по разработке системы просвещения на основе опыта функционирования созданной им Казанской крещенотатарской школы.
В результате анализа источников и литературы сформулированы следующие выводы: во-первых, переводческая работа в 40-х гг. XIX в., знакомство с опытом миссионерства за рубежом, хорошее знание вопросов, касающихся просвещения нерусских народов, полученное в результате близкого общения с крещеными татарами, чувашами, марийцами, удмуртами, казахами и некоторыми народами Средней Азии, изучение их языков, истории и быта подготовили почву для формирования просветительских идей Н,И.Ильминского; во-вторых, в ходе научной, педагогической и практической деятельности по просвещению нерусских народов Поволжья и Приуралья постепенно вырабатывались основные принципы системы, утвержденной государственной властью для народов Востока России 26 марта 1870 г.; в-третьих, различные направления деятельности братства св. Гурия давали положительный опыт реализации фундаментальных положений просветительной системы, сущность которой заключалась в христианском просвещении через школьное образование и церковную проповедь на родном языке.
В 3-м параграфе исследуются вопросы утверждения государственной властью основных принципов системы Н.И.Ильминского, нашедшие выражение в «Правилах о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 года.
Острая борьба вокруг идей Н.И.Ильминского в 60-х гг. XIX в.
закончилась победой его сторонников. «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 г. положили начало использованию родного языка в государственном масштабе; открыли доступ к получению элементарной грамотности массам нерусских народов, живущих в России; послужили толчком к Изданию книг на родных языках нерусских народов и подготовке кадров учительской интеллигенции среди них.
В 1-м параграфе отмечается, что для Николая Ивановича» время с 1871 по 1891 г. было сложным периодом. Однако, несмотря на все трудности, это был плодотворный этап в работе просветителя, связанный с созданием письменности для многих нерусских народов Востока России и изданием книг на родных языках, открытием Казанской инородческой учительской семинарии и других национальных педагогических учебных заведений, основанием «инородческих» школ, появлением учеников и последователей из разных народов.
Несмотря на успешный опыт создания письменности под руководством Н.И.Ильминского в 60-х гг. XIX в. для крещеных татар, а в 70-х гг. для чувашей, марийцев, алтайских народов, его идеи продолжали вызывать сильные споры со стороны противников системы. По вопросу о применении русского алфавита для нерусских языков в Министерстве народного просвещения возникла целая переписка. Ряд влиятельных деятелей, имевших отношение к народному образованию, в вопросах об издании книг на «инородческих» языках придерживались принципов, тормозивших просвещение народов Востока России. В связи с этим Н.И.Ильминский был вынужден писать многочисленные возражения для того, чтобы начатое им дело продолжало развиваться. Идеи Н.И.Ильминского были поддержаны новой волной воспитанников Казанской учительской семинарии и духовной академии.
Во 2-м параграфе исследуется деятельность сторонников просветителя по дальнейшему совершенствованию системы в 1891-1917 годах. Отмечается, что система Н.И.Ильминского получила дальнейшее развитие в практической деятельности учеников Николая Ивановича и в совершенствовании ими теоретических положений своего учителя.Последовательное развитие идей Н.И.Ильминского осуществлял инспектор чувашских школ И.Я.Яковлев, сыгравший важную роль в утверждении идеи своего учителя о двуязычной национальной школе. В ходе развернувшейся в России революции 1905-1907 гг. при Министерстве народного просвещения в 1905-1906 г г. работали комиссии, рассматривавшие вопросы образования нерусских народов.
Результатом этой работы явилось утверждение принципов педагогической системы И.Я.Яковлева для всех народов восточной России.
Важный вклад в развитие просвещения нерусских народов внесли национальные последователи Н.И.Ильминского:
В 1909-1910 гг. правительственная политика носила реакционный характер, что отразилось на вопросах образования. Родной язык вытеснялся из школьного преподавания. Последователи просветителя выступали за просвещение нерусских народов Востока России с учетом национальных особенностей.
Просветительная деятельность многих учеников Н.И,Ильминского продолжалась после Февральской революции 1917 г., когда его система была признана в общегосударственном масштабе. В советское время основные положения системы Н.И.Ильминского, касающиеся двуязычного обучения, нашли широкое применение.
Наибольшие успехи в Деле издания книг были достигнуты в Казанском учебном округе благодаря деятельности переводческих комиссий Православного миссионерского общества и учебного округа.
Во 2-м параграфе, посвященном подготовке учителей для школ нерусских народов Востока России, исследуется проблема осуществления одного из важнейших положений системы Н.И.Ильминского.
Одним из первых учебных заведений по подготовке национальных учителей являлась Казанская крещенотатарская школа Н.И.Ильминского. С 1867 г. ее выпускникам стали присваивать звание учителей сельских школ. Она имела множество хороших традиций; которые ее воспитанники несли в общество. Состав учащихся в ней был многонациональный.
В традициях школы было совместное обучение детей разных национальностей. Вместе с детьми из нерусских народов в ней обучались русские, поступавшие в школу по собственному желанию. С 1863 по 1913 гг. школа выпустила более шести тысяч человек, в том числе 900 учителей. К 1918 г. из нее вышли еще 120 учителей и учительниц.
Важнейшее значение в подготовке учителей имела Казанская инородческая учительская семинария. Выпускники семинарии работали в различных учебных округах.
Семинария считалась авторитетным учебным заведением, поэтому количество желающих поступить всегда превышало число «вакансий». В нее принимались наиболее подготовленные воспитанники, подающие надежды на то, что из них выйдут учителя, способные работать в духе системы Н.И.Ильминского.
В данное учебное заведение поступали, в основном, крестьянские дети. Семинария Н.И.Ильминского всегда являлась многонациональным учебным заведением. При ней работали четыре начальные школы: чувашская, марийская, мордовская и удмуртская, в которых проходили практику воспитанники старших классов. В крещенотатарской школе Н.И.Ильминского проводилась педагогическая практика для воспитанников из крещеных татар. К 1918 г. семинария подготовила более полутора тысяч учителей и учительниц из разных народов Востока России.
Одним из лучших педагогических учебных заведений, наряду с Казанской семинарией, являлась Симбирская чувашская учительская школа. Н.И.Ильминский старался, по возможности, чтобы чувашские учителя получали образование в школе И.Я.Яковлева. Симбирская школа подготовила более тысячи учителей и учительниц. По инициативе Н.И.Ильминского были открыты Уфимская двухклассная черемисская и Бирская инородческая учительская школы. Главное внимание в данных учебных заведениях уделялось подготовке к преподаванию на родном языке.
Для подготовки учителей в школы народов, исповедующих ислам, были открыты специальные учебные заведения, в которых много места уделялось светским предметам, русскому языку.
В 3-м параграфе рассматривается развитие школьного образования нерусских народов Востока России в 1870- годах. Показано развитие сети школ различных типов, подробно рассмотрены итоги школьной переписи 1911 года.
Эти данные показали значительный рост числа начальных школ, учителей и учащихся среди нерусских народов Востока России. Наибольшее их количество приходилось на чувашское население. Чувашские школы отличались от других «инородческих» школ Поволжья и Приуралья продолжительностью курса обучения, который составлял четыре года, из них два первых были посвящены изучению родного языка. В крещенотатарских, марийских, мордовских и удмуртских школах был установлен трехгодичный срок обучения. Чувашские школы наиболее полно были обеспечены учителями, в то время как остальные школы испытывали постоянный недостаток в них.
Несмотря на все трудности осуществления системы, она способствовала усвоению православия нерусскими народами и определенному прогрессу в развитии их духовной культуры. Особенностью государственных школ для мусульман являлся смешанный (русско-национальный) состав учащихся, установление шестилетнего курса обучения, качественный рост профессиональной подготовки учителей.
В начальных училищах Казанского учебного округа значителен был процент «православных» нерусских учащихся.
Это являлось показателем «духовного обрусения инородцев»
Школьные программы предусматривали двуязычное обучение. В младшем отделении все предметы преподавались на понятном для учеников родном языке. Его изучение в старшем отделении велось на занятиях по Закону божию, где ученики читали и писали на родном языке, занимались переводами с русского языка. Преподавая другие предметы, учителя использовали «инородческие» языки для объяснения.
Данные переписи 1897 г. выявили показатели, свидетельствующие о получении небольшой частью нерусского населения губернии образования выше начального уровня. Наиболее высокий процент грамотных, получивших образование выше начального, был характерен для удмуртов и составил 0, среди мужчин и 0,02 среди женщин. На втором месте по данным показателям находились марийцы, среди которых 0,09% мужчин и 0,04% женщин смогли получить образование выше начального. Далее шли: мордва (0,26% мужчин из мордвы смогли продолжить свое образование после окончания начальной школы), чуваши (среди которых 0,05% мужчин добились получения образования выше начального) и татары (у которых данные показатели составили 0,04% для мужчин). В целом доля грамотных среди нерусских народов Казанской губернии, достигших уровня выше начального, была равна: 1,06% у мужчин и 0,78% у женщин.
Для русского населения губернии, данные показатели составили соответственно 2,51 и 1,86%. В целом, по данным переписи 1897 г., среди тюркских народов Поволжья и Приуралья грамотность мужчин составила 9,7, а женщин Грамотность мордовского населения Пензенской губернии (где проживала значительная часть мордвы) в 1897 г.
Грамотность населения Томской губернии, в состав которой входил Алтайский округ, была равна 14% (в том числе 22% среди мужчин, 6% среди женщин).
К 1917 г. представленные показатели по всем народам Поволжья, Приуралья и Сибири увеличились почти в два раза. К примеру, грамотность чувашей к 1917 г. выросла до 12%, в целом, среди мужчин и женщин.
В последней трети XIX-начале XX веков у крещеных татар, чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов, коми и других народов Востока России сформировалась национальная интеллигенция в лице учителей, православного духовенства, ученых, незначительного количества государственныхи военных служащих, возникли национальная художественная литература, печать, издательское даю, появились занатки профессионального музыкального, театральною и изобразительного искусства.
В Заключении подведены итоги исследования, обобщены основные результаты и выводшдао диссертации;.’Б ней получены следующие результаты и обоснованны выводы:
1. Социально-экономические, политические и этнокультурные условия пореформенного периода обусловили эволюционные процессы в становлении и развитии просвещения нерусских народов восточной России.
3. Разработка фундаментальных принципов системы Н.И.Ильминского велась в ходе теоретического обобщения опыта работы школы для крещеных татар в Казани.
4. Цель системы Н.И.Ильминского заключалась в решении геополитической идеи России по приобщению ее восточных народов к православию путем развития христианского просвещения через школьное образование и церковную проповедь на родном языке.
5. Система Н.И.Ильминского была связана с возникновением и становлением письменности, изданием учебной и иной литературы на родных языках, подготовкой национальных кадров учителей и организацией двуязычного (национальнорусского) обучения в начальной школе для нерусских народов Востока России.
6. Система Н.И.Ильминского реально способствовала национальному подъему нерусских народов Востока России, повышению уровня грамотности населения, возникновению и становлению национальной интеллигенции, развитию издательского дела, печати, зарождению и развитию национальной художественной литературы, зачатков музыкального, театрального, изобразительного искусств нерусских народов Востока России.
7. Реализация системы Н.И.Ильминского привела к повышению общественно-политической активности восточных народов, усвоению крещеными народами православного учения, налаживанию более тесного общения между различными этносами восточной России, По теме диссертации опубликованы 1. Н.И.Ильминский в жизни и деятельности И.Я.Яковлева // И.Я.Яковлев и Симбирская центральная чувашская школа:
Подписано в печать 29.03:2002. Формат 60х90’/16.
Чувашский государственный университет им.И.Н.Ульянова
«СОЛДАТКИНА Оксана Леонидовна ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Саратов – 2010 2 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Саратовская государственная академия права Научный руководитель – Малько Александр. »
«АГАФОНОВА Анастасия Александровна КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Специальность 12.00.02 – Конституционное право; муниципальное право АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук Санкт-Петербург-2012 Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Национальный исследовательский Томский государственный университет. »
«Смирнова Ольга Михайловна ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОТОЛКОВАНИЕ Специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук Казань – 2007 2 Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина Научный. »
«ОЗЕРОВ ВИТАЛИЙ ВИКТОРОВИЧ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И КОМПЛЕКСНОГО ИНСТИТУТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОБЩЕСТВАХ ДРЕВНЕГО МИРА И АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ (историко-правовой аспект) Специальность 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук Санкт- Петербург 2007 2 Работа выполнена на кафедре государственного и административного права ГОУ ВПО Санкт-Петербургский. »
«АНДРЕЕВА Лилия Юрьевна ВЕРХНЕВОЛЖСКИЕ КАРЕЛЫ: ФОРМИРОВАНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XVIII – НАЧАЛО XX ВВ.) Специальность: 07.00.02 – Отечественная история АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук Москва – 2011 2 Работа выполнена на кафедре истории и политологии Государственного университета управления Научный руководитель : кандидат исторических наук, доцент заслуженный работник высшей школы РФ Крейс. »
«КЛИМЕНКО Татьяна Валерьевна Гармонические системы в русской музыке XVII — XIX веков: вехи исторической эволюции Специальность 17.00.02 — Музыкальное искусство АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Москва 2009 Диссертация выполнена на кафедре истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Научный руководитель : кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки МГК имени П.И. »
«ХАЧИНСКИЙ КИРИЛЛ БОРИСОВИЧ ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В РЕФОРМИРОВАНИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) Специальность 12.00.01. – Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Санкт-Петербург 2007 2 Работа выполнена на кафедре государственного и административного права ГОУ ВПО Санкт-Петербургский. »
«Болонин Сергей Юрьевич ПРАВОТОЛКОВАНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Специальность 12.00.01 – Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук Казань – 2010 2 Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Казанский (Приволжский) федеральный университет. »
«Круглова Инна Николаевна Онтологические и культурантропологические основания феномена жертвенности в контексте генезиса символа судьбы 09.00.01 – онтология и теория познания Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук Томск 2010 Работа выполнена на кафедре истории философии и логики ГОУ ВПО Томский государственный университет Научный консультант : доктор философских наук, доцент Найман Евгений Артурович Официальные оппоненты : доктор. »
«Баязитова Розалия Рафкатовна Традиционный этикет в башкирской семье Специальность 07.00.07 – этнография, этнология, антропология Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Ижевск – 2006 Работа выполнена в Отделе этнографии и антропологии Ордена Знак Почета Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук Научный руководитель – кандидат исторических наук, Заслуженный работник культуры Республики. »
«Чуклова Елена Валериевна Понятие, основания и виды процессуальной ответственности: теоретический аспект 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Краснодар, 2009 Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права НОУ ВПО Самарская гуманитарная академия Научный руководитель : доктор юридических наук, доцент Дмитрий Анатольевич Липинский. »
«МУХАМЕТЗЯНОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Ижевск 2005 2 Диссертация выполнена в лаборатории стратегий и тенденций развития профессионального образования Института педагогики и психологии профессионального образования РАО Научный. »
«Земцова Анна Леонтьевна ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ССУЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН) 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Томск — 2010 Работа выполнена в лаборатории развития образовательных систем сельской местности Учреждения Российской академии образования Институт развития образовательных систем Научный руководитель : доктор педагогических. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.