в чем заключается прогностическая роль дошкольной педагогики
Предмет, задачи и функции дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика – наука, изучающая закономерности воспитания, развития, обучения и образования ребенка от рождения до поступления в школу.
Предметом являются вопросы воспитания и развития детей дошк. возраста.
Задачи:
1.Способствовать воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями современного общества.
2.Изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДУ как основной формы воспитания и обучения детей.
3.Разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошк. возр.
Функции:
1.Описательно – прикладная. Заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса.
2.Прогностическая. Подразумевает научный прогноз путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДУ.
3.Творчески – преобразовательная. Предполагает учет научного исследования, прогнозирования при создании проектно – конструктивных технологий.
3.Отрасли современной педагогики, связь дошкольной педагогики с другими науками
Педагогика, как и остальные науки, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Она связана с философией, анатомией и физиологией, психологией, социологией, медициной, педиатрией. В 60-70-е гг. нынешнего столетия педагогика усилила свое взаимодействие с такими науками, как генетика, кибернетика, информатика. В результате педагогическая теория обогатилась программами диагностики и воспитания одаренных детей, идеями и методами математической логики, компьютерной технологии, программированного обучения и др.
Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним.
В последнее столетие человечество значительно продвинулось в изучении человека на всех возрастных этапах его развития. По мере роста запаса новых знаний, распространения педагогической современной мысли на разные области реальной жизни появляются новые отрасли педагогики. Таким образом, педагогика за долгие годы своего становления и развития превратилась в разветвленную систему наук о воспитании: общая педагогика, возрастная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально – технического образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы, коррекционная педагогика, история педагогики, частные методики.
Дошкольная педагогика как наука
Надежда Прудникова
Дошкольная педагогика как наука
Подходы к определению дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева).
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе).
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова).
Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.
Признаки дошкольной педагогики как науки.
Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.
Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.
Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.
Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.
В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.
В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г.». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд).
В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.
Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.
Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.
Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.
Методологическая платформа как наука.
Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.
Основные признаки методологической культуры педагога:
1. Познание различные понятий образования;
2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;
3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;
4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;
5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.
Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:
1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели);
2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества);
3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения);
4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.
Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.
Теоретико-методологическая основа ООП ДО:
1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;
2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.
3. Личностный подход – опора
Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).
1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;
2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;
3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров);
4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.
Деятельностный подход – это психологический подход.
Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:
1. Физическая культура – двигательной деятельности;
2. Социализация – игровая деятельность;
3. Труд – трудовая деятельность;
4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;
5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;
6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;
7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;
8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.
Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.
Методы дошкольной педагогики:
1. Методы изучения педагогического опыта;
2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.
Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.
Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.
Пасхальная выставка! 1 мая по 6 мая 2013 года в МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Томска проводился областной Пасхальный фестиваль. Мои ребята.
Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский.
Методы исследования дошкольной педагогики
Значение научных исследований в области дошкольной педагогики.
Тураева Я. И.
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. психологии и возрастной физиологии: данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и обучения в дошкольном возрасте.
С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.
У каждого изучающего теорию педагогики рано или поздно возникает вопрос: как получены те или иные выводы, можно ли им доверять? Известно, что ход размышлений исследователя, пути, которые привели его к определенным заключениям, решающим образом сказываются на качестве этих заключений и выводов, поэтому познание предмета педагогики в отрыве от способов получения информации о нем не может быть успешным.
Пути, способы познания объективной реальности называют методами исследования.Они позволяют добывать информацию об изучаемом предмете, анализировать и обрабатывать полученные данные, включают знания науки в систему известных знаний. Уровень развития науки напрямую связан с применяемыми в ней методами. Каждая наука разрабатывает и использует свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений.
Изучение педагогической действительности происходит через педагогическое исследование. Его цель – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закона или закономерности.
Педагогическое научное исследование – это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
В настоящее время осуществляется постепенный переход системы образования к новым стандартам, являющимся более актуальными и отвечающими потребностям общества и государства по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Соответственно новые требования предъявляются и к педагогическим работникам, занимающимся непосредственной профессиональной деятельностью. Особое значение придается формированию и развитию у будущих педагогов таких личностных качеств как: инициативность; способность к творческому мышлению; умение находить быстрые и креативные решения. С целью формирования и развития данных качеств является целенаправленная организация исследовательской деятельности, призванной помочь педагогу преодолеть возможные разногласия между существующей системой образования и теми требованиями, которые предъявляются к современному педагогу.
Современным педагогам приходится постоянно адаптироваться к меняющимся условиям, быть в курсе всех событий в сфере образования, владеть актуальными методами и средствами воспитания и обучения, а самое важное уметь привлекать к себе внимание со стороны учащихся в плане своей педагогической деятельности. Все это требует от педагога постоянного личностно-профессионального саморазвития.
Педагогическая деятельность – это деятельность педагога, направленная на создание оптимальных условий для самообразования и саморазвития всех субъектов образовательного процесса. По своей природе педагогическая деятельность является сложноорганизованной системой, состоящей из ряда деятельности, каждая из которых имеет собственные цели, задачи, мотивы, действия и конечный результат.
Таким образом, исследовательская деятельность направлена на повышение профессионального уровня и развития необходимых личностных качеств, для успешной и эффективной педагогической деятельности. Исследовательская деятельность предусматривает особый взгляд на проблему, уточнение определений и толкований, получение кардинально нового результата. Новые знания, получаемые в ходе исследования, могут иметь как обобщающий, так и частный характер. Это может быть определенная закономерность, знание о ее конкретной детали или месте.
Сущность исследовательской деятельности заключается в том, что она предполагает обязательное наличие активной познавательной позиции всех ее участников, которая связана в первую очередь с глубоко осмысленной творческой переработкой научной информации, работой мыслительных процессов в режиме особого аналитико-прогностического характера, проявляющегося в виде «проб и ошибок», личностных озарений и открытий. Все это отличает исследовательскую деятельность от иных видов деятельности, а также от проблемного и эвристического обучения. Несмотря на ее обособленности, исследовательская деятельность только тогда будет эффективной, когда она взаимосвязана с другими видами деятельности.
Процесс организации исследовательской деятельности является ответственным этапом, от которого зависит ее эффективность и результативность. Правильно организованное исследование предусматривает процесс самостоятельного прохождения участников всех этапов научного исследования, каждый из которых оказывает значительное влияние на развитие личности учащегося и получение им новых знаний и умений. Каждый педагог при организации исследовательской деятельности должен понимать, что ее оформление на бумаге и реальная реализация могут отличаться друг от друга, так как сложно точно предугадать поведение участников. Не обязательно учащимися будет получен именно тот результат, который запланировал педагог.
Значимость планирования исследовательской деятельности заключается в том, что оно воспитывает в учащихся организованность и ответственность. Окончание исследовательской деятельности предусматривает определенную обработку, оформление и представление полученных результатов. Например: Таблицы, схемы, графики, выводы, презентации и т.п.
Методы исследования дошкольной педагогики
· Наблюдение– целенаправленное изучение педагогического явления, в процессе которого исследователь может видеть явление в целом или отдельные стороны, связи. Главной задачей является накопление фактов, фиксация их существенных сторон.
Требования: цель, систематичность, плановость, точная запись.
Виды: опосредованное (через других лиц), открытое, скрытое, непрерывное, прерывное, монографическое (весь труд), узкоспециальное (один опрос).
· Эксперимент– требует организации собственного поведения, учет условий, влияющих на результат, учет инструкций, техническая подготовка, запись результатов.
Виды: естественный, лабораторный, констатирующий, формирующий, контрольный.
· Беседа– разговор двух и более людей.
Требования: целенаправленность, наличие плана (опросы полные, постановка вопроса, педагогический такт, массовость).
· Анкетирование– закрытое (не называют фамилии), интервью – открытое. Изучение результатов деятельности детей – требования: систематизация, учет.
· Метод социометрии– выявляет взаимоотношения в коллективе на основе опроса или наблюдения за устоявшим поведением людей.
· Изучениеархивных материалов (планы, отчеты, протокол).
· Монографическоеизучение детей (отдельный ребенок, класс).
· Математический метод– математическая обработка данных.
· Метод изучения и обобщения опыта– один из ведущих.
Все методы применяются комплексно, т.к. имеют положительные и отрицательные стороны. Положительные черты наблюдения и факты собираются в естественных условиях. Отрицательные черты – выжидаемость, трудно повторить, трудно записать. Положительные стороны эксперимента: искусственно можно выделить исследование, можно повторить, изменить методы воздействия.
Таким образом, дошкольная педагогика является важной областью научных исследований, структурной единицей педагогических наук и системы наук о человеке.
Дошкольная педагогика, как наука
Дошкольная педагогика – это отрасль возрастной педагогики, занимающаяся изучением закономерностей воспитания и элементарных форм обучения детей в дошкольном возрасте. Основным ее направлением является изучение процесса воспитания и обучения, его задачи, цели, содержание, методы, формы организации, приемы и средства осуществления, а также влияние этого процесса на развитие и формирование личности каждого ребенка. Родоначальником дошкольной педагогики как отрасли педагогической науки является Я.А. Коменский. В его книге «материнская школа» впервые представлена система дошкольного воспитания. Метод исследования – это способы получения научной информации для установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построение научной теории. Цель педагогики – воспитание всесторонне развитой личности. Воспитание– процесс передачи старшим поколением лучшего общественного опыта младшему поколению с целью подготовки его к жизни, труду, общению и для обеспечения дальнейшего развития общества. Прежде чем говорить о дошкольной педагогике как о науке, необходимо дать определение понятию “наука”.
Наука – форма общественного сознания, включающая деятельность по получению знаний и ее результат – систему знаний, лежащих в основе общенаучной картины мира. Это особый вид человеческой деятельности, направленный на раскрытие сущностных свойств и закономерностей окружающего мира.
Следовательно, дошкольная педагогика как наука направлена на раскрытие сущностных свойств и закономерностей воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Любую науку характеризуют 3 основных элемента, отличающие ее от других. Это предмет науки, понятийно-категориальный аппарат и методы исследования.
Предметом изучения дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста.
Таким образом, дошкольная педагогика изучает сущностные (главные, определяющие) свойства и объективные связи внутри и между процессами воспитания, обучения и образования дошкольников. Предмет науки четко обозначает область ее исследований и ту сферу, на которую направлены методы исследования.
Для того чтобы определить понятийно-категориальный аппарат дошкольной педагогики, нужно вспомнить, что такое понятия и категории.
Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия конкретной науки. Для другой науки те же категории могут быть только понятиями. Это более высокий уровень обобщения по отношению к понятиям.
Понятие – это форма мышления, отражающая сущностные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
Исходя из предмета исследования, можно выделить фундаментальные понятия (категории) данной науки. Это воспитание, обучение, образование. По отношению к дошкольной педагогике они являются категориями. Это самые важные, ведущие, наиболее общие для данной науки понятия.
Раскроем содержание ведущих понятий дошкольной педагогики. Каждому педагогу-специалисту важно знать эти понятия и иметь свою обоснованную позицию в определении их содержания. Владение понятийно-категориальным аппаратом науки является необходимым компонентом педагогической культуры специалиста.
Категория “воспитание” рассматривается в науке в широком, узком и локальном смысле.
Воспитание (в широком смысле) – это процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность к жизни и труду.
Воспитание (в узком смысле) – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.
При определении содержания понятия “обучение” существует множество вариантов. Отличия в них зависят от понимания авторами функций, целей и результатов этого процесса. Так, Ю.К. Бабанский раскрывает процесс обучения как целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и детей, в ходе которого решаются задачи их воспитания, развития, образования.
В психолого-педагогическом словаре П.И. Пидкасистого обучение трактуется как целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.
И.Я. Лернер под обучением понимает процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью усвоения ими некоторого отрезка содержания социального опыта. Нам это определение симпатизирует в большей степени, в связи с тем что обучение предполагает не только овладение знаниями, способами деятельности, но и системой отношений к окружающему, опытом творческой деятельности.
Понятие образования системно рассмотрено в Законе РФ “Об образовании”. Образование рассматривается как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином установленных государством образовательных уровней.
В.В. Краевский определяет образование как особый вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества, состоящий из воспитания и обучения и осуществляемый в интересах человека, общества, государства. Ю.К. Бабанский под образованием понимает процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей.
Дошкольная педагогика в своем словаре использует множество других понятий, являющихся ведущими для философии (закономерность, сущность, принцип, субъект и др.), для психологии (развитие, личность, психика, эмоциональный климат, мышление и др.), анатомии (мозг, скелет, мышечный тонус, физиологические особенности и др.) и т.п. Дошкольная педагогика использует язык наук, изучающих человека, общество. Язык ее богат, многообразен, что позволяет всесторонне охарактеризовать предмет дошкольной педагогики.
Третий элемент, характеризующий дошкольную педагогику как науку, это методы исследования. Это методы, с помощью которых осуществляется изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование. К ним относятся: изучение и анализ литературы, эксперимент, беседа, анкетирование, интервью, наблюдение, составление независимых характеристик, изучение педагогической документации, продуктов деятельности детей и др. Подробному рассмотрению этого вопроса посвятим в дальнейшем отдельную тему.
Функции дошкольной педагогики как науки
1. Описательная – соответствует эмпирическому (опытному, первичному) уровню исследования. Включает накопление педагогических фактов и явлений, их классификацию.
2. Объяснительная (основная) – направлена на раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей развития данного явления. Функция соответствует теоретическому уровню исследования.
3. Проективно-конструктивная – выражается в разработке конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.
4. Прогностическая – на основе познания закономерностей воспитания и обучения осуществляется прогнозирование развития педагогических систем в перспективе.
5. Мировоззренческая – направлена на активное формирование педагогического сознания в общественной среде.
Дошкольная педагогика выполняет направляющую роль по отношению к педагогической практике. Дошкольная педагогика обеспечивает единство воспитательного и обучающего воздействий детского сада, семьи, преемственность работы ДОУ и школы. Дошкольная педагогика обосновывает цели и задачи, содержание, методы, средства и необходимый результат дошкольного образования.
Задачи дошкольной педагогики как науки определяются потребностями педагогической практики деятельности дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем задачи науки заключаются не только в изучении и объяснении существующего опыта, но и в прогнозировании дальнейшего развития практики, в создании новых, перспективных педагогических технологий, опережении реальной педагогической практики. Рассмотрим основной круг задач.
Задачи дошкольной педагогики как науки
1. Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования (изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста).
2. Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации (появление комплексов “детский сад – школа”, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, частных ДОУ требует их теоретического обоснования, проработки механизмов и условий их эффективной деятельности).
3. Создание госстандарта дошкольного образования (сегодня действует проект, находящийся в стадии апробации).
4. Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации (какой деятельностью заполнить пребывание ребенка в ДОУ для обеспечения его всестороннего развития).
5. Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмы их действия, варианты взаимодействия).
6. Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.
7. Изучение, обобщение, теоретическое обоснование передового педагогического опыта.
8. Конструирование методов оценки хода и результатов образовательного процесса в ДОУ.
9. Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.
10. Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.