в чем заключается проблема отцов и детей

Проблема отцов и детей

1. Проблема отцов и детей в литературе

Эта проблема одна из древнейших на земле. Ведь еще Сократ живший в (5 в. до н.э.) говорил об этом:

“Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя” (Сократ).

У И.С. Тургенева эта проблема остро выражена в романе “Отцы и дети”. Сюжет романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” заключен в самом названии. Невольное противостояние старшего и младшего поколений обусловлено изменяющимся духом времени. По возрасту, характеру, образу жизни автор во время написания романа был “отцом”. Он не мог не видеть, что за нигилизмом и эгоцентризмом стоит желание молодежи заменить веру знанием, а пассивную надежду — активными действиями. Из неприятия и непонимания родился роман “Отцы и дети”. Это не категорическое отрицание, а желание разобраться. Мне кажется, что в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” идеи и стремления молодого поколения отразились так, как понимает их само молодое поколение, к этим идеям и стремлениям И.С. Тургенев относится со своей личной точки зрения, а старик и юноша почти никогда не сходятся между собою в убеждениях и симпатиях.

В романе Тургенева Базаров — представитель молодого поколения, который поступает только так, как ему хочется, или как ему кажется выгодным и удобным. Он презирает стихи, музыку, искусство. Он все это считает ерундой и признает только то, что можно потрогать и ощутить. С точки зрения Базарова Кирсановы — чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Они не способны улучшить жизнь народа, даже не в состоянии поднять его культурный уровень. Все это так, как говорит Тургенев, но без этих чудаков не было бы поэзии, искусства, музыки.

Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».

Не лучше он относится и к любви. «…Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё […] вздор».

Такой делает вывод Базаров, когда его чувство не вызывает ответного чувства.

Проблема “отцов и детей” — это наша большая жизненная и острая проблема. В наше время она остро стоит перед нами. Взаимоотношение между “отцами и детьми” — это, как мне кажется, непонимание друг друга или даже, может быть, нежелание понять друг друга. А это ведет к разногласию и спорам.

Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и поэзию вообще, потому что не принимает его идеалов.

Разногласия “отцов” и “детей” показаны в идейных спорах. В наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию поколениями друг друга. Как я уже написала выше, непонимание — это главная, как мне кажется, причина этой проблемы. В каждой семье есть “отцы и дети”, и в каждой семье возникает эта проблема. И надо стараться быть повнимательней к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть, мы и сможем решить эту проблему.

2. В чем корень проблемы отцов и детей?

А вот и варианты ответов на него:

• в элементарном неуважении друг к другу;
• в страхе потери влияния;
• в эгоизме обеих сторон;
• в отсутствии любви;
• в нежелании понять друг друга;
• в непонимании родителей смысла жизни и ее продолжения.

А решения всех этих вопросов мы найдём в семье. В том, какой уклад существует в семье, каковы взаимоотношения её членов?

В настоящее время в семьях существует два явления, две крайности взаимоотношений. И касаются они отнюдь не отцов и детей, а скорее взаимоотношений мужчины и женщины. Отца и матери. То есть получается, что проблема отцов и детей сводиться к родителям.

3. Амазонщина как явление

Посмотрим на современную женщину.

Так описывает синдром амазонщины. Россош Г. Г., в своей статье «Амазонщина: дети без отцов, отцы без детей»

4. Призвание отца
А что же мужчины?

Почему вдруг начал развиваться этот злополучный синдром? Одна ли женщина виновата? Конечно, нет. С нашими мужчинами тоже порой не всё в порядке. Общество изменилось. Появились богатые и бедные. И часто выбор быть ли богатым или бедным мы делаем сами. Можно сидеть и ждать, когда упадёт с неба. Вот именно с такими мужчинами рядом и развивается синдром амазонщины. А у женщины просто не остается выбора. Коли муж сидит и ждёт, крутиться приходится ей. А дальше … теряется уважение к мужчине. И пошло и поехало.

А рядом дети, которые оказываются между этими папами и мамами. Которые не понимают своих родителей, которые не хотят быть на них похожими. И возникает проблема Отцов и детей.

Можно сколь угодно много ругать богатых за то, что они богаты, но…. Я не говорю о миллионерах. Я о них ничего не знаю. Не знаю, как они зарабатывает деньги.

Я говорю о простых, в общем-то, людях, которые своим большим трудом зарабатывают деньги. А заработав их, они считают, что вся власть в семье должна быть в их руках. И… пошёл перекос в другую сторону. Так же старуха с корытом, только то мужского рода, то женского.

5. Любовь к другим, любовь к себе.

Любовь к другим, любовь к себе. В чем она выражается и как научиться любить?
Как часто мы слышим о важности проявления любви и уважения к другим людям и при этом игнорируем любовь к себе, приравнивая это чувство к эгоизму. Но возможна ли истинная любовь к другим, если человек не любит и не принимает себя? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит разобраться, какая она, настоящая любовь к себе? В чем ее отличие от эгоизма, и как она связана с любовью к окружающим нас людям?
Прежде всего, любовь к себе выражается в нашем принятии себя такими, какие мы есть. Человек, любящий себя, берет на себя ответственность за свои поступки, дает себе право на ошибку и право на ее исправление. Он перестает требовать от других исполнения своих желаний и сам делает шаги к их осуществлению. Он дарит свою любовь с радостью, ничего не ожидая в ответ.
Любить себя – значит, жить полной жизнью. Дать себе право быть человеком, то есть переживать опыт, иметь страхи, убеждения, заблуждения, недостатки, желания и надежды. Очень важно жить осознанно в настоящий момент времени, без оценок и сравнений. И если что-то не устраивает, то не ругать себя и весь мир за это, а найти в себе смелость изменить ситуацию. Ведь в осуждении себя нет никакого смысла, обливая себя грязью сложно стать чистым. Любая ситуация – лишь повод задуматься над тем, что было сделано не так и как можно это исправить.
Какая же связь между любовью к себе и другим? Мы редко задумываемся, что наши чувства к людям проходят сквозь призму отношения к себе. Если мы с уважением относимся к своим желаниям и потребностям, то значимыми для нас становятся и желания других. Чем больше мы уделяем внимания себе, своим устремлениям, тем более полной жизнью начинаем жить, открывая в себе все новые и новые грани, которыми хочется поделиться с другими. Стоит только помнить, что и другие люди имеют право на любовь к себе. Это и есть избавление от собственного эгоизма. Так из настоящей любви к себе рождается любовь к другим.
Мы живем в мире, где всё взаимосвязано, и все же другие люди никогда не будут частью нас полностью. У каждого человека есть свой собственный мир и своя собственная жизнь. Каждый человек уникален, и всё, что есть у нас в этом мире – это мы сами. Любить себя – значит, давать себе жить полной жизнью, а любить других людей – значит, дать им свободу самостоятельно распоряжаться их собственной жизнью.
Чтобы любить других, необходимо найти любовь в себе, вырастить ее. Ведь мы можем дать людям только то, что имеем сами. И если в нас много страхов, недоверия, ревности, то совсем не остается места для любви. Приняв себя целиком и полностью, вы начинаете излучать любовь на все окружающее вас.
Хочу предложить несколько принципов любви к себе. Надеюсь, что они пригодятся вам.
Учитесь принимать себя полностью, вашу внешность и ваш характер.
Меняйте своё поведение, если это необходимо, но позвольте себе быть индивидуальностью.
Возьмите на себя ответственность за вашу жизнь и проявление себя.
Оказывайте сами себе поддержку. Научитесь баловать себя, хвалите и делайте себе подарки. Учитесь генерировать только положительные мысли о себе и о тех, кто рядом с вами.
Не оценивайте себя и окружающих. Помните, любой недостаток – это недостаток только в сравнении.
Будьте независимы от мнения окружающих вас людей. Слушая их, слушайте и себя. Вам совсем не обязательно соглашаться с их мнением, достаточно принять к сведению.
Зачастую критика по отношению к вам – это желание что-то получить от вас, а не оценка вас как человека. Подумайте, готовы ли вы дать то, что от вас хотят, или нет, и действуйте соответственно.
Будьте честны, открыты и откровенны с собой и с теми, кто рядом с вами. Давайте понять, как бы вы хотели, чтобы обращались с вами и как вы готовы действовать по отношению к другим.
Не принижайте, но и не превозносите себя.
Будьте внутренне свободны и самостоятельны.
Пусть ваша любовь к себе станет мерой ответственности перед другими людьми.
Поймите и примите то, что никто в этом мире никому ничего не должен. Ваша любовь должна быть свободна в своем проявлении.
Прислушивайтесь к себе. Осознайте и выражайте то, что вы думаете и чувствуете.
Примите ситуации в вашей жизни как уроки на пути к совершенствованию.
Живите здесь и сейчас.
Учитесь смотреть на мир вокруг вас, принимайте и познавайте его и себя. Следуйте велению своего сердца, и ваш выбор всегда будет правильным. Позвольте любви войти в ваше сердце, не делите ее на себя и на других, просто любите – и увидите, как мир вокруг заиграет новыми красками.

6. Пожелания всем родителям, особенно папам

Поощряйте детей серьезно заниматься музыкой, техническим и художественным творчеством, кулинарией. Учите разумному отношению к труду, получению образования, физической культуре. Узнайте друзей ваших детей, пригласите их к себе домой, познакомьтесь с их родителями. Освободите жену от ряда домашних забот. Старайтесь быть рядом с вашими детьми. Станьте болельщиками дворовой команды, в которой играют ваши дети. Устраивайте походы в лес, на рыбалку. Посещайте выставки, концерты. И обязательно обсуждайте увиденное. Пусть у вас будут особые семейные праздники, игры, конкурсы, соревнования. Вы не можете полностью исключить улицу, но вы должны предотвратить ее негативное влияние на ваших детей. Вы будете уверенно знать, где, с кем и что делают ваши дети, если они на улице.

Вместо, чтоб поесть, помыться,
Уколоться и забыться
Вся безумная больница
У экрана собралась.

И вот результат бесконтрольного просмотра:

Все совсем с ума свихнулись,
Даже кто безумен был,
И тогда главврач, подумав,
Телевизор запретил.

К каким последствиям привел этот запрет? Взбунтовавшиеся больные пишут:

Мы про взрывы и пожары
Сочиняли ноту ТАСС,
Но примчались санитары
И зафиксировали нас.

И только отсутствие вождя, связанное с недостатком «настоящих буйных», помешало больным сделать переворот.

Говорить о запрете телевидения или компьютера просто несерьезно. Мы должны быть реалистами. Улица, дискотека, телевидение, интернет будут и дальше окружать наших детей. И их негативное влияние на личность будет только возрастать. Но разве позволительно допускать, чтобы души детей были искалечены? Дети должны ясно представлять, что окружающий мир предложит им не только доброе, но и злое. Они должны понимать, за кого держат зрителей создатели передач «Поле чудес», «Большая стирка», «Окна», «За стеклом» и других «дебил-шоу».

И это ваш долг, отцы, объяснить детям, что телевизор может быть только средством информации, но не воспитания. На мой взгляд, не более 10% передач (учебные, познавательные, научно-популярные и некоторые другие) могут быть полезны для детей

Какими отцами и матерями мы хотим быть? Какими мы желаем видеть ваших детей?

Давайте любить и уважать друг друга, и проблема отцов и детей никогда не возникнет.

Станем благословенными отцами и матерями, и дети наши будут благословенны!

Литература.
1. Г.А.Лихих г. Курск, Россия О трудных отцах и кислом винограде

2. Марина Алексеева.
В РОССИИ НЕУКЛОННО РАСТЕТ КОЛИЧЕСТВО ОТЦОВ-ОДИНОЧЕК. Мир новостей.

5. Классный час на тему «Проблема отцов и детей в современном мире»Петрунина Ольга Геннадьевна, преподаватель русского языка
Стрельникова Татьяна МИхайловна, преподаватель истории

6. «Отцы и дети», Журнал «Сельская новь» № 1, январь 2007
7. Олег Астапович, Что стоит за проблемой отцов и детей?, познавательный журнал «Школа жизни»

8. Доклад: Этапы проблемы «отцов и детей», банк рефератов

9. Елена ЛЕБЕДЕНКО, Проблема отцов и детей, сайт LimeJuice!
10. Отцы и дети. Это не проблема! Журнал «Няня»

11. Сочинение: Проблема «Отцов и детей»-2

12. Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева

Источник

Проблема “отцов и детей”

Новое движение в умах молодежи получило название нигилизм. Проблема «Отцов и детей» романа И. Тургенева строится на понимании нигилистических позиций. Конфликт отцов и детей находится в основе сюжета.

Нигилизм или протест

Новая философия молодежи строится на отрицании всего, на чем выросло ни одно поколение. Нигилизм отрицает существование любви между людьми как чувства, необходимости семьи и отношений между женщиной и мужчиной, скрепленных браком. Такое мировоззрение идет вразрез духовных устоев русского человека. Семья, дети всегда были в приоритете нации, подчеркивали ее характер. Базаровы пытаются расшатать эти позиции, но сами попадаются на любви и погибают.

Евгений открывается Одинцовой. Женщина остается спокойной и безответной, для нее главное чувство в другом. Камень разбивается о более крепкий материал. Теория отсутствия любви не получает жизни. Удивителен подход нигилиста к родственным чувствам. Базаров пытается «выкорчевать его». Евгений не понимает, почему человек не обвиняет своего брата, ворующего платки, а ищет ему оправдание и пытается помочь. Родственные связи для него – предрассудки.

Евгений убивает в себе сыновнюю привязанность, отрицает любовь к матери. В результате и происходит духовное опустошение, трагедия ребенка, оставшегося в стороне от семьи. Читать страницы горя родителей Базарова страшно, они долго стоят перед глазами, вызывая безутешные слезы.

Наука и искусство

В чем заключается проблема отцов и детей? В восприятия окружающего мира и его истории. Новое поколение пытается отрицать значимость искусства. Стихи, романы – это одно из проявлений чувственности, от которой прячутся Базаровы. Нигилизм – своего рода стена, через которую не может пробиться красивая поэзия, восхваляющая природу, человека, культуру. Нигилисты доказывают, что обществу нужны ученые. Химик полезнее поэта в 20 раз. Важно для Базарова, что дважды два четыре, все остальное «пустяки».

Конфликт поколений привел к идеологическому спору двух культур. Аристократическая культура имеет богатый опыт, огромное наследие. В культуре много положительного: дисциплинированность, безупречность внешнего вида, медлительность, точность формы и содержания. Демократическая культура, по философии Базарова, противоположна по основным позициям. Нет смысла соблюдать правила за столом, искусство становится чепухой, стихи романтическим бредом.

Особый спор вызывает отношение к Богу. Атеизм нигилистов категоричен, никакой веры в душе они не признают, лишают человека даже возможности верить в возможность Высших сил. Базаровы все объясняют законами естественных наук.

Проблема молодежи

В каждом времени появляется спор между отцами и детьми. Новые поколения пытаются противопоставить себя «старикам». В романе идет противоборство между аристократами (чистыми, напыщенными, но знающими правила культуры общения) и демократами (смелыми, вводящими новые формы общения и правления); между либералами (мягкими, спокойными) и революционерами – разночинцами (стремящимися изменить все и сразу). Семейные конфликты переходят на другой уровень. Спор двух поколений требует поиска решения. Как сохранить лучшее из прошлого, уйти дальше, не разрушив устоев нравственности и человечности. Жестокость нигилистов вызывает сначала неприятие. Терпение старших более гуманно. Отцы готовы простить детям ошибки и промахи. Все строится на любви, мудрости и разуме.

Источник

в чем заключается проблема отцов и детей. Смотреть фото в чем заключается проблема отцов и детей. Смотреть картинку в чем заключается проблема отцов и детей. Картинка про в чем заключается проблема отцов и детей. Фото в чем заключается проблема отцов и детей

в чем заключается проблема отцов и детей. Смотреть фото в чем заключается проблема отцов и детей. Смотреть картинку в чем заключается проблема отцов и детей. Картинка про в чем заключается проблема отцов и детей. Фото в чем заключается проблема отцов и детей

в чем заключается проблема отцов и детей. Смотреть фото в чем заключается проблема отцов и детей. Смотреть картинку в чем заключается проблема отцов и детей. Картинка про в чем заключается проблема отцов и детей. Фото в чем заключается проблема отцов и детей

в чем заключается проблема отцов и детей. Смотреть фото в чем заключается проблема отцов и детей. Смотреть картинку в чем заключается проблема отцов и детей. Картинка про в чем заключается проблема отцов и детей. Фото в чем заключается проблема отцов и детей

в чем заключается проблема отцов и детей. Смотреть фото в чем заключается проблема отцов и детей. Смотреть картинку в чем заключается проблема отцов и детей. Картинка про в чем заключается проблема отцов и детей. Фото в чем заключается проблема отцов и детей

в чем заключается проблема отцов и детей. Смотреть фото в чем заключается проблема отцов и детей. Смотреть картинку в чем заключается проблема отцов и детей. Картинка про в чем заключается проблема отцов и детей. Фото в чем заключается проблема отцов и детей

в чем заключается проблема отцов и детей. Смотреть фото в чем заключается проблема отцов и детей. Смотреть картинку в чем заключается проблема отцов и детей. Картинка про в чем заключается проблема отцов и детей. Фото в чем заключается проблема отцов и детей

в чем заключается проблема отцов и детей. Смотреть фото в чем заключается проблема отцов и детей. Смотреть картинку в чем заключается проблема отцов и детей. Картинка про в чем заключается проблема отцов и детей. Фото в чем заключается проблема отцов и детей

ПРОБЛЕМЫ «ОТЦОВ» И «ДЕТЕЙ» В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Все мы живем на одной планете и, как мы часто любим говорить, составляем одну большую дружную семью. Все мы — дети разных эпох. Каждый человек имеет свой взгляд на вещи. У людей одного времени взгляды в чем-то схожи, чего обычно нельзя сказать о взглядах представителей разных поколений. Поэтому неизбежно столкновение различных точек зрения.

Проблема «отцов и детей» актуальна и по сей день. Однако сегодня она приобрела несколько иную окраску. В современном мире, вопрос этот возникает от непонимания, желания возвеличить себя перед старшим или перед младшим поколением.

Непонимание — это недостаток современного общества, а непонимание между «отцами» и «детьми» — это трагедия двух поколений. Оно является главной причиной, предпосылкой для возникновения проблемы. Непонимание зарождается при малейшем столкновении различных взглядов на один и тот же предмет.

Второй причиной возникновения проблемы является желание возвеличить себя. Может быть, эта причина не самая главная, но она имеет большое значение. Это явление не столь эгоистично, как кажется на первый взгляд, оно скорее носит естественный характер, потому что заложено природой в сознании большинства людей. А так как эта черта может проявиться исключительно в общении, особенно между разными поколениями, то она в первую очередь послужит для возникновения рассматриваемой мною проблемы. Однако не только в этом ее недостаток. Можно заметить, что желание подобного рода является также непосредственной причиной и для возникновения непонимания.

Целью данной работы является определение, какие же всё таки причины приводят к проблемам между отцом и ребёнком в современном обществе, каково настоящее отношение молодёжи к нашим предками и их заслугам.

Основной задачей работы является определить этапы проблем «отцов и детей» и понять, в результате чего возникают проблемы между отцами и детьми.

Но что касается проблемы «отцов и детей» в общем, то анализ ее причин не может привести к ее решению. Она возникает почти мгновенно, и предотвратить это невозможно. После появления проблемы происходит процесс развития так называемой «проблемной ситуации». На мой взгляд, этот момент является наиболее интересным для рассмотрения. Развитие является самым болезненным этапом. Он включает в себя изменение эмоционального тона между двумя сторонами или, вернее сказать, его нарастание. Конечно, событие происходит постепенно. В течение этого периода представитель каждой стороны испытывает наивысшее нервное напряжение.

Следующим этапом можно обозначить сам конфликт, хотя он и не обязателен. В такой ситуации как со стороны младшего, так и со стороны старшего выступают люди терпеливые, сдержанные, воспитанные. Они не могут позволить себе сорваться и тем самым показать свою отрицательную сторону.

Конфликт является своеобразным завершением проблемной ситуации. Однако проблема все-таки остается нерешенной. Переходя из поколения в поколение, проблема оказывается вечной. В подтверждение этого я хочу сказать, что слова Тургенева и по сей день звучат актуально для старшего поколения: «Чему тебя учили — оказывается — вздор… путные люди этакими пустяками больше не занимаются… ты, мол, отсталый колпак…» (Тургенев И.С. Отцы и дети Иван Тургенев// Санкт-Петербург: Азбука, 2014. – С. 211). Я делаю вывод, что проблема «отцов и детей» никогда не найдет идеального решения. Из рассматриваемой мною проблемной ситуации, как и из любой другой, есть выход. Он возможен, при частичных уступках с обеих сторон. Идеальные отношения «отцов и детей» подразумевают понимание и внимание как со стороны детей, так и со стороны родителей. Но это не всегда возможно в реальной жизни. Старшее поколение, желая помочь младшему, предлагает свой метод решения того или иного вопроса. Чаще всего основываясь на личном опыте и считая предлагаемый путь оптимальным, они не задумываются над индивидуальностью человеческой судьбы и, как правило, постепенно начинают просто навязывать свою точку зрения. Между родителями и детьми должны сохраняться отношения такие, в которых будут нуждаться и старшие и младшие. Первостепенное значение здесь имеет воспитание детей. В этом и есть единственное возможное решение проблемы «отцов и детей». От родителей судьба их ребенка в первую очередь зависит на том ее этапе, когда закладываются и развиваются в сознании ребенка лучшие черты его характера. Любой человек должен с раннего возраста знать, что он, как и все люди, имеет право на собственное мнение, что терпение, понимание и уважение к родителям — качества, которые помогут ему пройти свой долгий и трудный жизненный путь.

Отношение «отцов» и «детей» в современном обществе.

Тема проблемы «отцов и детей» актуальна и по сей день. Во многих семьях всего мира встречается данная проблема. Однако в разные периоды развития человеческой истории она проявлялась с различной степенью остроты. Например, во время существования традиционного и индустриального типов общества, молодые люди, как правило, не могли беспрепятственно выражать свои мысли и поступать в какой-либо ситуации, как считают нужным. При переходе в постиндустриальное общество меняются и внутрисемейные отношения. В настоящее время конфликты между двумя поколениями случаются намного чаще.

Такая проблема возникает, потому что все поколения живут в свое время и у каждого есть своя система принципов и ценностей, очень важная для него, и эту систему каждое поколение готово отстаивать. Взгляды на жизнь старшего поколения когда-то считались основой человеческого бытия. Достаточно часто дети, перенимая жизненный опыт своей семьи, в то же время стремятся освободиться от давления взрослых, отринуть все, что было до них, думая, что свою жизнь они устроят по-другому.

Но помимо так называемого «разрыва эпох» существует еще несколько причин проблемы «отцов» и «детей», и они стоят скорее на психологическом уровне. Данные причины будут существовать во все времена вне зависимости от смены исторических эпох, развития социальных сфер и общества. Эти причины- «раннее взросление» молодых людей и конфликт интересов между детьми и родителями. Молодые люди считают себя достаточно взрослыми, чтобы решать какие-либо проблемы самостоятельно, но для родителей их дети будут всегда оставаться маленькими неопытными детьми, которых как прежде нужно защищать от дурного влияния, существующего в обществе. Для естественной защиты присущей родителям, они проводят различного рода беседы, которые нередко преподносятся как наставлений, и дети обычно отвергают данное решение конфликта, так как они считают, что уже достаточно взрослые. Молодые люди желают сами решать проблемы самостоятельно и нести за них ответственность. Конечно, они могут принять неверное решение, но необходимо понимать, что во многом благодаря ошибкам молодые люди приобретают жизненный опыт. Поэтому решение проблемы на психологическом уровне должно исходить от обоих поколений. По-моему мнению, родители должны изменить форму беседы и своё отношение к своему ребенку, показать, что они не намерены преграждать ему путь в его делах, а наоборот готовы поддержать, помочь в чем-либо. А со стороны ребенка должно прийти понимание того, что родители в первую очередь заботятся о его благополучии, а не так уж и нарушают его личное пространство.

«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек». Кажется, что это написано совсем недавно. Но это глубокое заблуждение: эти и подобные записи (даже на гробнице фараона и на вавилонских сосудах такие же надписи) относят нас к временам Гесиода, Сократа. Оказывается, уже в то время молодежь считалась строптивой, непослушной. Что же происходит? Проходят века, тысячелетия, а молодежь все так же «дурно воспитана»?! Обидно? Да. Еще бы не обидно! Одно непонятно, как же человечество смогло при таких печальных прогнозах не только выжить, но и достичь таких небывалых высот, свидетелями которых являемся мы. Неужели старшее поколение всегда не понимало нас, молодых? Неужели рядом с нами живут люди, измеряющие время по-своему?

Если для родителей ребенок – всегда ребенок, то для нас это не так однозначно. Отсюда и непонимание. И чем чаще мы будем свидетелями жестких упреков («забыл», «неблагодарный ребенок»), чем сильнее звучит требование быть послушным и призыв быть опорой в старости, тем больше пропасть между взрослыми и детьми.

Родители проживают свою жизнь до рождения ребенка и должны продолжить свою жизнь после его совершеннолетия, когда выполнен родительский долг. И не надо бояться потерять свое взрослое дитя, дав ему на время право самостоятельно принимать решения. Мы сохраняем родственные связи, любовь, уважение и дружбу, пока дышим. Таков закон человеческой жизни. Нельзя опекать своих здоровых детей, это мешает их становлению, тяготит, заставляет отторгаться от родителей или (как это произошло с героиней «Безумной Евдокии») порождает детский эгоизм. Родительский же эгоизм и так налицо: боязнь за себя, когда дети уходят, боязнь остаться без привычных забот (подать руку, поднести портфель, укутать, укрыть зонтиком, подоткнуть одеяло), без господствующего положения старшего распорядителя жизни детей. Но все же придется им дать нам свободу, оставить за нами право на собственный выбор, на собственный мир… Такая ситуация тяжела и для наших родителей, и для нас, но избежать её могут только очень мудрые взрослые.

Еще бередит душу прозвучавший 25 мая последний звонок, еще свежи впечатления этой трогательной минуты. Мы уже взрослые! Но всю жизнь для наших мам и пап мы будем маленькими. Они выпускают из-под родительского крыла своих детей, тайком вытирают предательские слезинки на глазах, а мы украдкой отводим взгляд. Они пытаются нас удержать, но мы уже далеко. Они отплачут, дадут пирожков в дорогу и будут думать: «А как там они без нас? Они еще такие маленькие…»

Родители! Дорогие наши родители! Ваши дети уже взрослые. Как быстро это произошло! И, кажется, уже невозможно повернуть время вспять… Но жизнь удивительна, прекрасна и щедра на радости. И скоро, очень скоро вы будете с радостным трепетом вслушиваться в неразборчивое детское лопотанье и с легкой грустью наблюдать, как повторяется то, что уже было когда-то давным-давно…

Проблемы «отцов и детей» в литературе.

Во второй половине 18 века в европейской литературе появляется особый интерес к жанру воспитательного романа. В 19 веке, как и в Европе, так и в России интерес этот не ослабел, а наоборот, проблема семьи, взаимоотношений взрослых и детей, становится излюбленной темой многих писателей, она как бы рвется из круга повседневности и становится центральной в произведениях Гете, Диккенса, Гюго, Пушкина, Бальзака.

Все авторы подходят по-разному к проблеме «отцов и детей». Данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.

Естественно, что эта тема нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы: в комедии «Недоросль» Фонвизина, в «Горе от ума» Грибоедова, в повести «Станционный смотритель», в «Скупом рыцаре», в трагедии «Борис Годунов» Пушкина, в романе «Отцы и дети» Тургенева.

Проблема «отцов и детей» в одноименном романе И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети», Тургенев создавал в нелегкое для России время. В 1861 году крепостное право было отменено правительством из-за роста крестьянских восстаний и кризиса крепостнической системы. Общество раскололось на революционеров-демократов, идеологов крестьянских масс и либеральное дворянство, стоявшее за реформаторский путь. Либеральное дворянство не мирилось с крепостничеством, но опасалось крестьянской революции.

Тургенев раскрывает в своем романе борьбу мировоззрений этих двух политических направлений. Сюжет романа построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями этих направлений.

Уже в названии отражена одна из таких проблем — взаимоотношение двух поколений, отцов и детей. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшим поколением.

Разногласия, возникшие между нашими героями, серьезные. Базарову, чья жизнь построена на «всеотрицании», не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними еще в самом начале их знакомства друг с другом. Споры Кирсанова и Базарова раскрывают идейный замысел романа. В этих героях много общего. И в Кирсанове, и в Базарове сильно развито самолюбие. Порой они не могут спокойно вести споры. Оба они не подвержены чужим влияниям, и лишь пережитое и прочувствованное ими самими заставляет героев изменить взгляды на некоторые вопросы. Как разночинец-демократ Базаров, так и аристократ Кирсанов имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому. И все-таки, несмотря на такое сходство натур, эти люди очень разные, что обусловлено разницей в происхождении, воспитании и образе мышления.

Проблема «отцов и детей» заключается в личной предвзятости друг к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение «детей» будет больше проявлять уважения к старшим.

Тургенев изучил извечную проблему «отцов и детей» с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде «отцов» и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь. В своем романе Тургенев объективно показал все положительные и отрицательные стороны поколений.

В молодежи он видел мощную силу, способную привести к изменениям в обществе. В то же время эта сила была как железная сока, не щадящая ничего: ни искусства, ни поэзии, ни даже любви. С этим Тургенев не мог согласиться. Он понимал, что без этих, казалось бы, простых вещей, жизнь будет бесцветной, безрадостной, «не настоящей». Поэтому Иван Сергеевич был ближе к «аристократическим» взглядам на жизнь. Конечно, аристократы были не так деятельны, как нигилисты, но, живя в семье, занимаясь своим внешним видом, кое-как ведя хозяйство, они были счастливы. А счастье – главное, к чему должен стремиться человек.

Проблема «отцов и детей» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась новаторским произведением в русской литературе первой четверти XIX века. В классической комедии герои делились на положительных и отрицательных, количество тех и других было примерно одинаковым. Положительные герои превозносились и в результате побеждали, отрицательные высмеивались и в конце, соответственно, оказывались поверженными. У Грибоедова мы находим совсем другое построение системы персонажей: герои делятся на представителей “века нынешнего” и “века минувшего”, первых несоизмеримо меньше. Главный герой нередко оказывается смешон, а Фамусов, один из основных представителей “века минувшего”, предстает перед читателем заботливым отцом и в принципе добродушным человеком. Образы, созданные Грибоедовым, ярки и неоднозначны, нехарактерны для классицистической комедии; нетрадиционен и конфликт пьесы.

Между Чацким и Фамусовым разгораются бурные споры о приемлемости различных способов для получения повышений по службе и наград, о значимости общественного мнения, об образовании (Грибоедов, А. С. Горе от ума. — СПб., 1875. — С. 138). Это противостояние не двух людей, а двух мировоззрений, общественных позиций; Чацкий и Фамусов — лишь наиболее яркие их представители. Чацкий обращается со своими возмущенными монологами к Софье, Молчалину, наконец, ко всем гостям на балу. Конфликт этот — социальный; с одной его стороны — Чацкий и некоторые внесценические персонажи, с другой — московское дворянское общество во главе с Фамусовым. Завязкой этого внешнего конфликта можно считать приезд Чацкого в дом Фамусова, развитием — споры и монологи героев, нарастающее непонимание и отчужденность. Кульминация — бал, точнее признание Чацкого безумным, эта сцена — апогей неприятия и непонимания одним “лагерем” идей и воззрений другого. Неспособное задуматься и объяснить для себя поведение Чацкого, фамусовское общество находит наиболее легкий способ — признать его безумным. Развязка — отъезд Чацкого из Москвы. В целом конфликт в комедии разрешен, только остается непонятно, кто же все-таки победил: Чацкий с новыми идеями, за которыми, очевидно, будущее, или дворянское общество, многочисленностью и тупой убежденностью в своей правоте вынудившее его бежать. С исторической точки зрения такой вариант общественного конфликта неразрешим: противостояние старого и нового мирным путем разрешиться не может. Однако в комедии отношения конкретных героев, Чацкого и фамусовского общества, выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга, не хотят иметь ничего общего. Конфликт в литературном смысле разрешим, в общечеловеческом — нет.

Другой не менее важный конфликт — личный: по-прежнему влюбленный Чацкий и изменившаяся за время его отсутствия, полюбившая Молчалина Софья. Три года странствий не охладили чувство Чацкого, и, вернувшись, он надеется на взаимность. Однако Софья встречает его по-светски радушно, а когда он насмешливо отзывается о Молчалине, тон ее становится холодным и оскорбленным. Вероятно, первое упоминание Чацкого о Молчалине и есть завязка этого конфликта, заключающегося в том, что Софья пытается скрыть свои отношения с секретарем отца и одновременно уязвить Чацкого, а тот в свою очередь силится разгадать тайну возлюбленной и вернуть прежнюю Софью, которая была ему близка. Между тем Софья, неординарная и нетипичная для московского общества девушка, — единственная, кто противостоит Чацкому в спорах на равных. Даже Фамусов затыкает уши и отстреливается общими положениями своей морали; лишь у Софьи хватает остроумия и такта, чтобы отвечать Чацкому четко, внятно и едко. Их отношения становятся более и более напряженными, Софья говорит о своем бывшем друге: “Не человек — змея!” (Грибоедов, А. С. Горе от ума. — СПб., 1875. — С. 138), Чацкий теряется в догадках, пока, наконец, в кульминационной для этого конфликта сцене объяснения Молчалина с Лизой и потом с Софьей не узнает правду. Известие о связи Софьи и Молчалина становится настоящим ударом, которого не может выдержать влюбленность; Чацкий осознает, что перед ним — опустившаяся московская барышня, принявшая для себя “высокий идеал московских всех мужей”: “муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей”. Развязка здесь — опять же отъезд Чацкого. Любовный конфликт, очевидно, разрешен и одновременно способствует разрешению конфликта социального: ведь именно Софья из соображений личной мести пускает слух о сумасшествии Чацкого и именно из-за Софьи Чацкий остается в неприятном ему доме, а затем, разочаровавшись в ней, своей последней надежде, уезжает.

“Горе от ума” — комедия, гениальная по типичности и яркости, очерченных в ней образов, отношений, по жизненности изображенных социальных противоречий в русском обществе 20-х годов XIX века. И. А. Гончаров писал, что Чацкий — образ собирательный и появляется каждый раз, когда грядет смена общественных формаций, когда возникает конфликт между старым и новым. Такие проблемы, как отношения отцов и детей, мужчины и женщины, новых веяний и устаревших форм жизни, характерны для любого общества, в том числе и современного, поэтому комедия А. С. Грибоедова и рассмотренные в ней конфликты остаются актуальными, волнуя и современного читателя и зрителя.

Крепостничество, консервативность взглядов, боязнь всего нового, безразличие к судьбе России — вот основные предметы споров между отцами и детьми, примеры которых нам дает русская литература. Нравственная сторона конфликта по своему характеру более трагична, чем социальная, ибо задевается душа человека, его чувства. Очень часто дети, когда вырастают и начинают жить самостоятельной жизнью, уделяют своим родителям все меньше и меньше внимания, все больше отдаляются от них. Итак, как мы видим, проблема отцов и детей нашла наиболее полное отражение в русской классической литературе, многие писатели обращались к ней, считая ее одной из злободневных проблем современной им эпохи. Но эти произведения популярны и актуальны и в наше время, что свидетельствует о том, что проблема взаимоотношений между поколениями принадлежит к вечным проблемам бытия.

«Молодежь» в возрастном отношении обозначает молодое поколение, молодых людей. Сравнительно недавно стало активно употребляться понятие «современная молодежь», хотя оно, конечно, существовало всегда. Уже во времена возникновения и расцвета древних цивилизаций, существовала своя «молодежь», и уже тогда, по свидетельствам исторических источников, молодые люди испытывали сложности во взаимоотношениях с взрослыми и окружающим миром.

В современном мире проблема отцов и детей не стала менее актуальной, чем сто лет назад, и кажется, что сейчас она приобрела новые формы и стала более глубокой. В любой семье случаются проблемы в отношениях между родителями и детьми, и от этого никуда не деться, так как разрыв между поколениями большой. Родители не понимают своих детей, потому что их учили по-другому жить и мыслить. Родители всегда стремятся навязать ребенку определенную линию поведения, которая соответствует их нормам поведения и идеалам, но такой метод воспитания не всегда приводит к желаемому результату. Большое место в современной литературе занимают произведения о сложных нравственных поисках людей, о ценности жизни человека, о его взаимодействиях с окружающими. Многих авторов волнует тема сложных отношений родителей и детей. Абсолютно каждый сталкивается с этой проблемой, и поэтому люди проявляют интерес к произведениям, затрагивающим данный аспект.

Все свои произведения Улицкая связывает со своим личным жизненным опытом. Например, рассказы из этой серии она считает своим детством. Это, в большинстве своём, то, что она пережила в свои детские годы – время детей, рождённых в конце сороковых начале пятидесятых. Время, когда детей воспитывали на вере в светлое будущее, а взрослые боялись преследований.

Людмила Улицкая вспоминает, что бабушка её очень часто, прежде чем что-либо рассказать ей, подзывала внучку на середину комнаты, потому что боялась того, что соседи могут донести. Название «Бедные родственники», как нельзя лучше, передаёт климат в семьях пятидесятых годов.

Тщеславие Улицкая преподносит нам на примере Симки, которая любит похвалить каждую свою вещь. Для Симки нет в мире тряпки лучше, чем её собственная, нет в мире человека лучше, чем её покойный муж. Она окружает себя стеной самолюбия, но при этом вся её гордость разбивается в одну минуту и превращается в ненависть к своей дочери.

Или Матиас и Берта и их любовь к сыну – вот что проходит красной нитью через рассказ «Счастливые». Разве может быть что-нибудь ещё настолько же прекрасное, чем любовь Берты к Вовочке, которой она сама же и стыдится, и которая окрыляет её, даёт ей новый смысл жизни. Улицкая в рассказе «Счастливые» не пытается поднять каких-нибудь философских вопросов, она лишь пишет о том, как преображается женщина, получая ребёнка, и как легко это счастье разрушить. Примером для обратных чувств является Зина («Народ избранный»), которая не хочет отдавать мамину кофточку – единственное, что осталось у неё. Она не может привыкнуть к мысли о том, что мамы уже нет, что дочь осталась одна, но даже во сне она видит матерь.

Множество качеств преподносит читателю Улицкая в своём «пироге» под названием «Бедные родственники». Она пытается стать учительницей для читателя. В произведениях этого автора герои — не идеальны, но очень реалистичны. Каждая история — интересный рассказ о жизни обычных людей. Отношения героев часто противоречивы, но таят в себе любовь, любовь родителей к детям, детей к родителям. Ее произведения учат добру, терпению даже в самые трудные моменты жизни. Людмила Улицкая считает, что если в семье есть это важнейшее чувство — любовь, то будет и взаимопонимание, и исчезнут конфликты между родными.

Виктор Петрович Астафьев. Два слова «Астафьев» и «дети». Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Пермская область. В 1945 году Астафьев женился. В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Перми в 1953 году. В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР. Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф», Государственной премии России (1996, 2003 (посмертно)), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997). Виктор Петрович Астафьев много писал для детей и про детей. В своих «Беседах о жизни» он признавался: «Для детей я всегда пишу со светлой радостью». В.П. Астафьев всегда радовался, что у ребенка есть родители, семья. Только в семье, считал он, отношение к жизни, все чувства и ощущения передаются по родству с молоком матери, редкой лаской отца, опускающего тяжелую ладонь на детскую голову». Сам писатель, имея многочисленную родню, тем не менее, был лишен и материнской, и отцовской ласки, а «правильное» отношение к жизни он воспринял от бабушки, заменившей ему погибшую мать, и от дедушки, приучившего мальчика к труду. Виктор Петрович был твердо убежден в том, что дети должны трудиться. В «Книге юных северян» («Мы из Игарки») он вспоминал: «В этом городе труд воистину был всему голова. Рабочих рук не хватало, и многие подростки к 16-ти годам уже имели специальность. Много работало кружков, ребята что-то пилили, строили, клеили, вырезали, сооружали во дворцах пионеров, в школах и дома, по избам и баракам». Ребенок, не знакомый с детства с каким-либо трудом, ― считал писатель, ― никогда не вырастет настоящим человеком.

Виктор Петрович всегда очень огорчался, когда видел детей, предоставленных самим себе, не интересных и не нужных никому, живущих по законам стада. «Это стадо,- писал он,- собирается в тесные залы, где плотно, горячо, где тело к телу липнет, где действуют ноги и то, что повыше их, а голова прилажена для того, чтобы на ней болталась прическа или чаще нечесаные волосы».

Однажды писатель с большой горечью (очерк «Постойте, поплачем!») рассказал о девочках, которые на дискотеке избили сверстницу только за то, что она им сказала что-то не так: «Наши внучатки устремлены в туалет концертного зала, бить морды друг другу, выдирать волосья, пинать женщина женщину каблучком модной туфельки. Перед этим фактом меркнут все наши устремления и достижения. Растлеваются на виду у всех, съедаются юные души, развращается тело и вянет ум».

Мальчик был лишен нормального человеческого общения. Была бы воля бабушки, мальчик так всю жизнь и просидел бы в клетке. Ребенок настолько подавлен обстоятельствами, что услышать слово «можно» для него было огромным счастьем. Мечты Саши заслуживают особого внимания. Он уже не мечтает о том, чтобы жить с мамой, но ему все-таки хочется ощутить нежность и заботу.

Смерть бабушки, как ни парадоксально, дает надежду на счастливый конец данной истории. В этом произведении автор приводит пример сугубо сложных отношений между родственниками. Здесь присутствует не только недопонимание, но еще и агрессия. Бабушка воспитывает внука в таких же условиях, в каких была воспитана и она. Так поступают многие родители, не понимая того, что существует и иной подход к ребенку. Учитывая, что эта повесть автобиографичная, следует отметить, что на данный момент Павел Санаев (Саша Савельев) счастлив и нашел в себе мужество написать данную книгу. Поэтому у нас есть уверенность в счастливом продолжении этой истории.

В современной литературе проблема отцов и детей волнует авторов не меньше чем в классической. И сейчас писатели пытаются разобраться в проблематике отношений взрослых и детей, отношений между поколениями. Каждый автор по-своему видит суть недопонимания между родными людьми и в произведениях отражает свои взгляды.

Заключение.

Во все времена люди пытались решить проблему сложных взаимоотношений между родителями и детьми, но это оказалось непросто. Каждое поколение имеет свои взгляды на жизнь и очень часто эти взгляды не совпадают. Именно это и является основной причиной отсутствия понимания между старшими и младшими.

После исследования данной темы можно сказать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась: литературу продолжает волновать вопрос о взаимоотношениях «отцов» и «детей». Сравнивая данные опроса и анализируя то, что раскрыли перед нами писатели в классической и современной литературе, можно увидеть, что в классике проблемы были более нравственными, мысли более глубокими. Но, безусловно, результаты схожи в том, что дети не хотят понимать родителей, а родители не хотят понимать детей.

Детям тоже требуется относиться к родителям с пониманием, ведь взрослые волнуются, не хотят, чтобы их ребенок попал в опасность, в любой ситуации нужно находить компромисс.

Проблема «отцов и детей» вечна, но не нужно воспринимать это как проблему, это просто определенный этап взросления в жизни каждого человека.

Проблема отцов и детей существовала всегда. Она извечна как сама жизнь. Другое дело, что в разные периоды развития человеческой истории она проявлялась с различной степенью остроты. Так, в период существования традиционного общества с присущей ему строгой иерархией в семье, когда точка зрения старшего поколения была решающей, молодежь, как правило, не могла свободно высказывать свои мысли. Хотя и тут были исключения. Достаточно, например, вспомнить выдающееся произведение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

С развитием общества и распространением либерализации, в том числе и на внутрисемейные отношения, количество конфликтных ситуаций в семье начинает возрастать. В настоящее время конфликты между родителями и детьми вспыхивают намного чаще.

человек желает сам принимать решения и отвечать за свои поступки. И хотя он не застрахован от ошибок, следует помнить, что именно с этими ошибками и приходит жизненный опыт. Кроме того, любознательность и познание, стремление к новому и неизведанному являются мощным рычагом двигающим человечество вперед в его развитии. Жизнь предлагает каждому из нас сначала выступать в роли детей, а несколько позже примерить роль родителей. Только после того как у человека появляются собственные дети, он начинает все больше понимать своих родителей, придерживаться в воспитании их линии поведения. Все повторяется снова.

Проблема отцов и детей многолика и многогранна. Она обусловлена самой жизнью. Здесь нельзя однозначно утверждать кто прав, а кто виноват. Ах, если б молодость знала, если б старость могла…

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод отом, что проблема «отцов» и «детей» всегда рождала не только массу споров и противоречий, но и множество способов ее решения. Тема внутрисемейных отношений была, остается и будет актуальной во все времена.

Список использованной литературы.

1. Алексин А., Безумная Евдокия. – Москва.: Лабиринт, 2014.

4. Глухова, Л.В., Отношение молодежи к семейному чтению. Проблема «отцов и детей» в контексте новейшего российского чтения// Читающая Россия на рубеже тысячелетий.- Санкт-Петербург : Российская нац. б-ка, 2014.- С. 102-108.

5. Грибоедов, А. С. Горе от ума. — СПб., 1875. — С. 138.

11. Лисовский, В. Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях (размышление социолога о преемственности поколений). // Социологические исследования. — 2002. — № 7.

14. Проблемы и перспективы развития современного учреждения дополнительного образования детей: материалы Всероссийских Брудновских чтений в рамках III Всероссийского педагогического фестиваля «Берега детства», г. Курск, 17-18 января 2014 года: [в 2 ч.] // Ком. образования и Ч. 1

15. Санаев П., Похороните меня за плинтусом – М.: МК-Периодика, 2003. – С. 410.

17. Тарасенко, Д.Н., Лекаца, А.Н. Проблема «отцов» и «детей» в современном обществе // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 962-963.

18. Улицкая Л.Е. Бедные родственники. – Спб.: Мозаика, 2001. – 265 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *