в чем заключается проблема человека в философии

Проблема человека в философии

в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии

в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии

в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии

Человек — это вселенная во вселенной. И в нем не меньше тайн, чем в мироздании. Более того, человек — это главная тайна мироздания.*

Высшее звено в цепи развивающегося бытия (на уровне живых систем планеты) — человек. Он представляет собой особый феномен.

Один древний мудрец сказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам человек.

Проблема человека — одна из основных во всей мировой философской мысли.

Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.

Частные проявления человека изучают социология, психология, медицина, биология и другие науки.

Философия всегда стремилась к постижению ценности человека. Философскую программу можно выразить словами Сократа: «Познай самого себя».

Проблема сущности человека и тема самопознания являются ключевыми в философии.

Специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу.

В античной философии человек — часть мироздания, поэтому все его проблемы решаются в связи с местом и ролью в космосе. Человек рассматривался как микрокосм, подчиненный высшему началу — судьбе.

В средневековой философиичеловек стал восприниматься как существо, в котором неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, человек и Бог.

Например, Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство души и тела.

В системе христианского мировоззрения цель бытия человека — спасение души и соединение с Богом. Желание личности стать самостоятельной и свободной трактуется как греховное.

Эпоха возрождениясоздала свой идеал свободной и гармоничной личности. В философии этого времени главной становится тема жизни и деятельности человека в мире ради достижения счастья. Личность предстает как свободное существо, творит себя, свою судьбу и мир вокруг.

Философия нового времени видела в человеке его духовную сущность: человеческий дух, разум, помыслы и деяния. Большая заслуга этого времени — утверждение разума в качестве главной способности человека в познании собственной сущности.

Философия Х1Х — начала ХХ века возвышала духовное начало в человеке, свела сущность человека в одних случаях к рациональному (то есть разумному), а в других — к иррациональному (то есть неразумному).

«Сложен всякий человек и глубок, как море, особенно современный, нервный человек».**

Проявления человеческой сущности многообразны — это разум, воля, характер, эмоции, труд, общение. Отличительным, сущностным признаком человека является труд.

**Достоевский Ф.М. Литературное наследство. Неизданный Достоевский. М., 1971, стр.417.

Философия конца ХХ — начала ХХ1 векаособенно остро испытывает решение «вечного вопроса» о человеке, уяснение его отношения к миру и самому себе. В конце ХХ века появилась возможность самоуничтожения всего человечества. Стало ясно, что единственная подлинная ценность — это человек. Главными стали вопросы:

·почему человек остается загадкой для самого себя;

·почему, изучив и даже покорив природу, познав основные законы общества, человек чувствует себя неуверенно и жизнь его часто полна трагизма.

Источник

Определении основной проблемы человека в философии

Главная проблема человека в философии – самопознание. Разные трактовки приписывают человеку диаметрально противоположные стремления и задачи. Для одних он – конечная цель эволюции, предмет создания Творца, для других – самостоятельное существо. Необходимость раскрыть феномен стала ключевой проблемой почти всех философских систем.

Определение проблемы философии

в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии

Сутью проблемы в философии является невозможность дать точное определение понятию «человек», «смысл жизни» и другим фундаментальным определениям. Природа двойственна, поэтому человеческую особь невозможно причислить к определенной группе. Человеческая особь – творение Бога и творец. Результат развития и источник развития общества.

Главная задача философии – поиск точных ответов на вопросы о сущности и природе людей, их происхождении и назначении.

Анторопосоциогенез как философское направление

В философии у понятия «человек» несколько значений. Античные философы рассматривали его, как часть мироздания. Он – мерило всех вещей. В эпоху Возрождения, он – самостоятельный творец, наделенный свободой выбора. Современная философия рассматривает его в симбиозе с другими гуманитарными науками: социологией и психологий. Она не дает четкого определения человеку, как объекту изучения, наделяя его способностью самостоятельно определять свое понимание бытия.

Многие философы сомневались в том, можно ли считать человека разумным. Его животное начало очень сильно, но все-таки он возвышается над другими видами. Ницше полагал, что индивид способен уничтожить в себе животную составляющую и культивировать социальную. Он является субъектом деятельности, формируя себя и свое окружение. Позже его идеи развили марксисты. Их основной тезис – бытие определяет сознание. Он означает, что окружающая среда оказывает решающее воздействие на индивида и его становление как личность.

Возможности социализации изучает антропогенез. Это – процесс вытеснения биологических законов и замена их социальными. При этом биологические законы не исчезают вовсе, а облекаются в социально приемлемые нормы. Процесс антропогенеза длится с момента появления социума.

Сущность человека в философии

Процесс развития философского мышления непрерывен, поэтому философия человека каждой эпохи отличалась от предыдущей. Современная философия выделяет 4 основных подхода определения сущности:

Ни один из подходов не является доминирующим, но социокосмический подход позволяет получить более широкое представление о человеческой особи, как о субъекте и объекте изучения.

Человек как биосоциальное существо

Современный человек появился в результате эволюции – биологических изменений, направленных на совершенствование исходного вида. В отличие от животных, рождающихся с определенным набором инстинктов, человек, как высокоорганизованное существо, обладает рефлексами. Он изучает, наследует и воспроизводит паттерны (модели поведения) не только других людей, но и других видов. Поведение конкретного индивида определяет культурная среда, в которой он живет.

Основные задачи культуры:

Становление человека, как разумного, произошло благодаря:

Ученые уверены, что развитие индивида было бы не возможным без социальных связей. В процессе становления общества (и развития человека, как продукта общества) сформировались основные типы отношений:

Потребность в контактах является одной из базовых, и воспроизведение системы общественных отношений – способ ее реализации.

Человека модно назвать биосоциальным существом – продуктом биологической и социальной эволюции.

Как проявляется человек

В философии существует два основных проявления: индивид и личность.

Под термином «индивид» понимают конкретного человека, обладающего характерными чертами. Индивидуальность рассматривается философами как совокупность природного и социального разнообразия человека.

Понятие «личность» подразумевает человека, как совокупность индивидуальных черт, качеств и свойств.

Особенности личности определяют:

Сущность человека, в момент его взаимодействия с обществом, проявляется в:

в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности в рамках определенного культурного поля, поэтому не каждая человеческая особь – личность. Люди, лишенные коммуникации с себе подобными, не имеют возможности социализироваться, и не становятся личностями в философско-психологическом понимании.

Взаимодействие человека и природы

В науке определение «природа» включает весь материальный мир Вселенной. В него входят все природные и культурные объекты.

Природные объекты могут быть:

Живые предметы – результат жизни, возникшей и развившейся в географической среде. Под географической средой понимают ту часть природы, которая необходима для жизни человечества (растительный и животный мир, почва, земная кора, вода, нижняя часть атмосферы). Географическая среда вовлечена в процесс общественного бытия.

С момента появления общества природные процессы на Земле разделились на:

Современный уровень развития общества позволяет индивиду не зависеть от природы непосредственно, удовлетворяя свои потребности с помощью достижений науки. Опосредованная зависимость возрастает. Человек преобразует природу и увеличивает свою власть над ней.

Смысл жизни

Самое простое определение термина «жизнь» – это отличие мира организмов от остальной действительности. Поиск смысла жизни – один из главных вопросов философии, имеющий богатую историю.

В исследованиях античных мыслителей довлеет тезис «смысл жизни — в самой жизни». В зависимости от различных школ, смыслом жизни считали:

Античные философы рассматривали индивида, как природное существо, поэтому течение его жизни не должно отличаться от жизни животного или растения, и включать в себя воспроизведение потомства, выполнение специфических функций, удовлетворение потребностей.

В Средневековье развивалась парадигма смысла вне жизни. Главной жизненной ценностью является: Бог, идея, служение. Потеря веры в Бога равносильна потере смысла жизни.

В эпоху Возрождения под смыслом жизни понимали служение высшему существу. Цель человеческой жизни – самосовершенствование.

Эпоха Просвещения преподносит смысл жизни, как служение идее. Под идеей подразумевали социальное равенство, реорганизацию общества, благополучное будущее.

Новейшая философия трактует смысл жизни, как самореализацию. Подразумевается, что индивид должен создать себя сам – создать индивидуальный смысл жизни. Личность не ищет его, а вырабатывает, основываясь на своем опыте и опыте предыдущих поколений.

Понятия жизни, смерти и бессмертия, как одного из фундаментальных вопросов философии

Бессмертие – продление жизни до бесконечности. О потенциальной возможности бессмертия задумывались философы всех школ и направлений.

Выделяют следующие виды бессмертия:

в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии

Современное направление философии – трансгуманизм – предполагает, что человеку доступна бессмертность, благодаря бесконечной регенерации клеток организма. В дальнейшем достижения науки позволят продлить жизнь на несколько сотен и даже тысяч лет.

Источник

Проблема человека в философии

в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии

в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии

в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии

в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии§1. Личность и общество

На протяжении многих столетий духовного развития человечества проблема человека, а вместе с нею проблема человеческой индивидуальности была одной из самых важных. Философия всегда стремилась дать тот или иной ответ на вопросы: что такое человек, что составляет его сущность, в чем его главное отличие от всего живого на Земле?

Какая бы проблема природного бытия или общественной жизни ни осмысливалась, она так или иначе касается человека, понимания его природы и сущности, смысла его жизни.

Философских взглядов на сущность человека, предназначение и смысл его бытия существует очень много. Начало им положили концепции древнегреческих философов, которые понимали человека как существо разумное, более причастное, чем другие существа, к объективному бытию, космосу, природе, логосу, вечным идеям и сущностям. Исключительность положения человека в мире особенно подчеркивал Протагор в известном изречении: «Человек есть мера всех вещей». Все, что необходимо человеку, он должен найти в природе, в обществе и в самом себе.

В античной философии известны и другие учения о человеке. Так, Платон считал, что собственно человеком является только душа, а тело есть низшая и враждебная для души материя.

В античной философии заложены основы натуралистического антропологизма, а затем и эволюционизма, а также разнообразные концепции человека, основанные на дуалистических и идеалистических принципах.

В 30-40-е годы XIX в. осуществился поворот философской мысли к конкретному человеку. Этот поиск велся в нескольких направлениях. Одно из них связано с датским философом Кьеркегором, который создал своеобразную религиозно-философскую концепцию человека. Ее существенной чертой является положение о том, что действительное бытие человека есть отношение человека к самому себе.

Человек, по мнению философа, первоначально греховное и конечное существо, замкнутая духовная монада, и всякие природные формы человеческой общности (род, семья, государство), как и другие люди, находятся с ним только в чисто внешних отношениях. Эти отношения не имеют глубинного, сущностного характера и поэтому не затрагивают личное, субъективное. Благодаря этому человек и способен к неповторимо-индивидуальному постижению «действительного смысла» своего существования, своих страданий, своего отчуждения от общества, реальных жизненных отношений, в которые «замкнут» не по своей воле. Осознание этого и означает действительную свободу человека. Кьеркегор создал своеобразную религиозную антропологию, которая немногим отличается от традиционной теологии. Призыв к безоглядной преданности Богу, утверждение об абсолютной независимости человеческой субъективности от объективного мира не позволяет решить проблему, что такое человек.

В этот период формировался и иной подход к проблеме человека. Он связан с именем немецкого философа Л. Фейербаха, который утверждал, что человек есть психофизическое существо, в котором душа и тело не могут быть отделены друг от друга.

Для того, чтобы «получить» целостную концепцию человека, нужно прежде всего обозначить методологические принципы, опираясь на которые только и можно решить вопросы о его природе, сущности и существовании.

в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии

Определение сущности человека дает возможность понять, что является неотъемлемым и определяющим фактором его бытия как человека, что сделало его человеком и что постоянно обновляет все характерные для человеческого рода качества. Таким фактором, таким вечным и естественным условием человеческой жизни является труд, который только и может осуществляться в определенных общественных отношениях. В процессе преобразования природы преобразуются и сами общественные связи и отношения. Тем самым человек неизбежно преобразует и условия своего существования. Благодаря этому содержание человеческой сущности никогда не остается неизменным. В процессе общественно-исторической практики оно наполняется новым конкретно-историческим содержанием, зависит от характера общественных отношений.

Включенность человека в разнообразные формы социальной деятельности есть всеобщий признак человека, выражение его универсальной родовой сущности.

Источник

Проблема человека в истории философии. Тема 10. Проблема человека в философии

в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии

в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии

в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии

Тема 10. Проблема человека в философии

При изучении материала этой темы вы должны уяснить, как решалась проблема человека в истории философии, какова природа и сущность человека, что выражают понятия человек, индивид, личность, смысл человеческого бытия, понятия нравственные ценности, свобода и ответственность личности. Необходимо обратить внимание на следующее:

1.Представления о человеке его природе и сущности исторически развивались в различных философских школах и направлениях.

2.Сущность человека определяется системой таких социальных качеств, как обладание сознанием, способностью к мышлению, к трудовой, производственной, политической, духовной деятельности.

3.Социализация человека происходит непосредственно в системе существующих общественных связей. При этом он приобретает необходимые социальные качества.

4.Смысл человеческого бытия составляют те ценности, которые реализуют люди в своих поступках. Именно институт ценностей отличает человека от всех других живых существ.

5.Моральный ориентир (идеал) непосредственно связан с принципом ответственности. Ответственность– категория этики и права, которая характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.

6.Нравстенные ценности, такие как справедливость, добро, честь, совесть и др. определяют степень совершенствования человека в различных культурах.

7.В историческом процессе человек может играть различную роль, особое значение в истории имеют выдающиеся личности, деятельность которых способствует прогрессу общества.

Лекция 10.1

Проблема человека в философии

Проблема человека в истории философии

Проблема человека является одной из центральных для всей философии и сегодня актуальна, как никогда, поскольку особо остро встаёт вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Философское учение о человеке называют «философской антропологией». *

Дополнительная информация:

Уже преодолены такие подходы к пониманию предмета философской антропологии, как «специализированное учение о причинах появления человека и его связях с животным миром», равно как и «разделение» человека на природную и общественную части. Сегодня делаются попытки соединения некоторых аспектов человекознания в единую предметную область.

в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть фото в чем заключается проблема человека в философии. Смотреть картинку в чем заключается проблема человека в философии. Картинка про в чем заключается проблема человека в философии. Фото в чем заключается проблема человека в философии

При всем многообразии специализированных антропологий, общефилософская проблематика человекознания не только остается, но в силу его дифференциации конституируется в самостоятельную научную дисциплину. Оставаясь в русле и структуре философского знания, будучи специализированной системой философских знаний о Человеке, эта дисциплина решает собственные задачи и имеет свой предмет исследования.

Не претендуя на роль метанауки по отношению к частным аспектам антропологического знания, философская антропология вместе с тем выступает наиболее общей системой знаний о человеке, рассматривает человека как общее. Философская антропология, далее, выступает как рефлексивная теория, обобщающая данные конкретно-антропологических дисциплин и в силу этого является по отношению к ним методологической основой самого общего уровня.

Несмотря на то, что человек как предмет исследования «поделен» между частными антропологиями, для философской антропологии остается и свой собственный аспект человекознания, непосильный для других уровней рассмотрения человека. Такими собственно философско-антропологическими проблемами, совокупность которых составляет предмет данной системы знаний, являются: человек как субъект деятельности; деятельность как способ существования человеческой действительности; ценности человеческого бытия.

В истории философии было много подходов к пониманию человека. Существуют различные взгляды на человека в соответствии с многообразием философских учений, как прошлого, так и настоящего. В сущности, во всех этих идеях решалась извечная тема философских учений – взаимосвязь души и тела, или говоря современным языком, взаимосвязь биологического, социального и психического в человеке. Поэтому, необходимо проследить, как из разрозненных мифологических взглядов складывается целостная философская идея человека.

Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Именно таким образом и возникают первые учения о человеке в государствах Древнего Востока.

Древнеиндийская философия человека представлена, прежде всего, в Ведах и Упанишадах, в которых выражено одновременно мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. В них раскрываются проблемы нравственности человека, а также пути и способы освобождения его от мира объектов и страстей. Важной составляющей частью Упанишад является концепция круговорота жизни (сансара), с которой тесно связан закон воздаяния (карма). В учении о сансаре человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Такое понимание берет свое начало в анимистических представлениях людей. Закон кармы предполагает включение индивида в постоянный круговорот перерождений и предопределяет будущее рождение человека, которое является результатом всех деяний предшествующих жизней. Поэтому лишь тот, кто в прошлом совершал достойные поступки и благие действия, родится в качестве представителя высшего сословия (варны): священнослужителя (брахмана), воина или представителя племенной власти (кшатрия), земледельца, ремесленника или торговца (вайшья). Тот же, кто вел неправедный образ жизни, в будущем родится как член низшей варны — шудр (масса непосредственных производителей и зависимого населения), или его атман попадет в тело животного. При этом не только варна, но и все, с чем сталкивается человек в жизни, определено кармой.

Человек в философии Древней Индии мыслится как часть мировой души. В учении о переселении душ граница между живыми существами (растениями, животными, человеком) и богами оказывается проходимой и подвижной. Но важно заметить, что только человеку присуще стремление к свободе, к избавлению от страстей и пут эмпирического бытия с его законом сансары-кармы.

Философия Древнего Китая создала также самобытное учение о человеке. Одним из наиболее значительных ее представителей является Конфуций. Исходной для него можно считать концепцию «неба», которая означает не только часть природы, но и высшую духовную силу, определяющую развитие мира и человека. Но в центре его философии находится не небо, не природный мир вообще, а человек, его земная жизнь и существование, т.е. она носит антропоцентристский характер.

Обеспокоенный разложением современного ему общества, Конфуций обращает внимание, прежде всего, на нравственное поведение человека. Он писал, что наделенный небом определенными этическими качествами человек обязан поступать в согласии с моральным законом — дао и совершенствовать эти качества в процессе обучения. Целью обучения является достижение уровня «идеального человека», «благородного мужа». Чтобы приблизиться к этому уровню, каждый должен следовать целому ряду этических принципов. Центральное место среди них принадлежит концепции жэнъ (человечность, гуманность, любовь к людям), которая выражает закон идеальных отношений между людьми в семье и государстве в соответствии с правилом «не делай людям того, чего не пожелаешь себе». Это правило в качестве нравственного императива в разных вариантах будет встречаться потом и в других учениях. Особое внимание Конфуций уделяет принципу сяо (сыновняя почтительность и уважение к родителям и старшим), являющемуся основой других добродетелей и самым эффективным методом управления страной, рассматриваемой как «большая семья». Значительное внимание он уделял также таким принципам поведения, как ли (этикет) и синь (справедливость) и другим.

Античный период также основан на мифах, в которых чертами человека наделяли неживую природу, небесные тела, животных, неодушевлённые предметы одаривались способностью жить, действовать, чувствовать и умирать. В Древней Греции человек рассматривается как органическая часть природы, космоса. *

Дополнительная информация:

В древнегреческой философии, как и древневосточной, еще сохраняются сильные мифологические традиции. Этим во многом можно объяснить гилозоизм многих философов Древней Греции. При всем многообразии существовавших в античности точек зрения общими вопросами для философско-антропологической проблематики были вопросы происхождения, сущности, специфических качеств, цели и предназначения человека.

В вопросе о происхождении человека возникают первые наивно-материалистические концепции. Так, Фалес считал, что люди произошли от рыб. Анаксимандр полагал, что человек произошел от животного, а животные возникли из влаги. Представитель римской философии Лукреций Кар утверждал, что человек не сотворен богом, а появился под воздействием солнечного тепла.

В вопросе о сущности человека в античной философии доминировала космоцентрическая концепция. Ее суть была изложена еще Демокритом. Он считал, что человек есть микрокосм (малый мир), подобный макрокосму (Вселенной) (См.: Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 337.).

В милетской и пифагорейской школах не было разрыва между природным и человеческим. У Гераклита человек может жить в соответствии с космическим разумом, он находится в единстве с противоречивым миром, полным борьбы и гармонии.

Поворот к собственно антропологической проблематике связан с критической и просветительской деятельностью софистов и создателем философской этики Сократом. Исходный принцип софистов, сформулированный их лидером Протагором следующий: «Человек – мера всех вещей» (Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 238.). Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание». Поэтому человек, познавший, что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека как раз и состоит в том, чтобы всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины. И, прежде всего, она сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и ее реализации.

Интересными являются воззрения Платона о душе. Он стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. Душа человека существовала до бытия в человеке, и будет существовать после. Подлинная сущность души – разум, в силу чего занебесное бытие и является его подлинной отчизной.

Нравственная позиция Аристотеля по отношению к человеку отлична от Платона. Аристотель видит в природе человека единство душевных и телесных свойств. Душа связана с телом, как форма с материей. Он впервые вывел замечательный тезис, что «Человек – существо политическое».

Таким образом, античность открыла человека, отделив его от космоса и всеобщей субстанции.

В эпоху средневековья в понимании человека утвердился религиозно-идеалистический подход. *

Дополнительная информация:

Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одним из стержневых в философской антропологии.

В период господства религии над всей духовной жизнью общества человек стал пониматься не как мудрец, и тем более не как творец, а как продукт божественного сотворения. Ибо творец и мудрец – это единый Бог. По мнению Августина Блаженного, человек, если даже обратится к мудрости, не может стать мудрым, пока живет, ибо мудрость у бога, и человеку не может быть доступна. В философии средневековья заострился вопрос о раздвоенности, разорванности души и тела. Душа человека всецело принадлежит богу, она поселяется в человеке при его рождении и покидает его при смерти. Душа бессмертна, а тело бренно. В эпоху позднего средневековья, в Европе в XIII – XV вв., на Руси несколько позже, представления о человеке начинают наполняться индивидуальностью. Однако подлинный переворот во взглядах на человека произошёл в эпоху Возрождения.

Видным представителем философии Нового времени *

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *