в чем заключается принцип природосообразности

Принцип природосообразности

Природосообразность – это форма выражения в отношении к индивиду как части природы, опоре на дарования и природные силы человека, согласовании воспитания и обучения с природными стадиями развития человека, применении природных средств для его развития.

Античная наука даже не предполагает воспитание отдельно от природных оснований. Известен долгий период забвения данной идеи. Возрождение идеи природосообразности произошло благодаря опытному педагогу, раскрывшему ее значение в воспитании, основываясь на доказательствах.

Данный принцип природосообразности сформулировал и реализовал Ян Мос Коменский, который подразумевал порядок выполнения воспитательной работы, заимствованный у природы.

Составляющие природосообразности

Он рассмотрел все природные основания воспитания и сделал выводы об их здравом смысле и научной логике, разделил принципы природосообразности на основные составляющие:

Природосообразность в педагогике

То, что несвойственно натуре определенного ребенка, для педагогики считается чуждым и далеким. Все дети требуют индивидуального подхода, как в обучении, так и в воспитании. Бывает, что чадо не расположено к изучению музыкальной науки, но способно к учению в общем. Какие-то дети совершенно наоборот. Не рекомендовано предопределять его способности самостоятельно, так как, возможно, ребенок не хочет заниматься данной деятельностью.

Учитель выступает в роли помощника природы, но не его владыки. Он не образует ребенка, а преобразует. Когда чадо охотно выполняет определенное задание без дополнительной помощи, не следует гнать его. Если не принуждать в учении, то не вызовет ненависти или отвращения к процессу обучения. Это говорит о том, что ребенок будет легко учиться с постоянным желанием и пойдет по направлению, которое его привлекает больше всего.

Чтобы правильно воспитать человека, необходимо наличие достаточного профессионализма и терпения у педагога. Неопытный садовник не может похвастаться отлично выращенным садом. Если что-то появится, то это следует отнести к случайности, но не к искусству. Поэтому учитель всегда должен направлять и помогать понять, в каком направлении стоит ребенку следовать при обучении.

Источник

Принцип природосообразности

Смотреть что такое «Принцип природосообразности» в других словарях:

Принцип природосообразности — один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития … Словарь-справочник по педагогической психологии

Принцип природосообразности — исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и пед. процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, состояние его здоровья, физическое,… … Педагогический словарь

Принцип природосообразности — один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития … Словарь по педагогической психологии

ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ПРИНЦИП — пед. принцип, согласно к рому воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребёнка. Зародыши этой идеи встречаются в произведениях антич. мыслителей Платона, Аристотеля. Разностороннее… … Российская педагогическая энциклопедия

Принцип — (лат. – основа, первоначало) – основополагающая, фундаментальная идея, правило поведения, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей. Принцип рассматривается как ведущее понятие, представляющее собой обобщение о… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ПРИНЦИП — учет условий, в к рых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. Идеи необходимости К.п. были развиты нем. педагогом Ф.А.В. Дистервегом, разрабатывавшим теорию развивающего обучения. Высоко… … Энциклопедия культурологии

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ — основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П. в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроиз ву конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания,… … Российская педагогическая энциклопедия

Принципы воспитания — основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П.в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы… … Педагогический терминологический словарь

Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия

Принципы целостного педагогического процесса — исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характервзаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм,… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Источник

Принцип природосообразности

Смотреть что такое «Принцип природосообразности» в других словарях:

Принцип природосообразности — идея построения учебно воспитательного процесса и воспитательных отношений в соответствии и на основе уровня возрастного и индивидуального развития учащихся. Природа учащегося, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психи­ческое и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Принцип природосообразности — исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и пед. процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, состояние его здоровья, физическое,… … Педагогический словарь

Принцип природосообразности — один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития … Словарь по педагогической психологии

ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ПРИНЦИП — пед. принцип, согласно к рому воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребёнка. Зародыши этой идеи встречаются в произведениях антич. мыслителей Платона, Аристотеля. Разностороннее… … Российская педагогическая энциклопедия

Принцип — (лат. – основа, первоначало) – основополагающая, фундаментальная идея, правило поведения, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей. Принцип рассматривается как ведущее понятие, представляющее собой обобщение о… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ПРИНЦИП — учет условий, в к рых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. Идеи необходимости К.п. были развиты нем. педагогом Ф.А.В. Дистервегом, разрабатывавшим теорию развивающего обучения. Высоко… … Энциклопедия культурологии

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ — основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П. в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроиз ву конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания,… … Российская педагогическая энциклопедия

Принципы воспитания — основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П.в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы… … Педагогический терминологический словарь

Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия

Принципы целостного педагогического процесса — исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характервзаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм,… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Источник

Что такое принцип природосообразности?

Принцип природосообразности представляет собой один из ключевых аспектов социальной педагогики. Идея заключается в том, что работник в рамках практической деятельности должен в первую очередь обращать внимание на естественные факторы развития ребенка. Принцип природосообразности предлагает учитывать все аспекты окружающей среды, оказывающие влияние на маленького участника социума. Основные характеристики, посвященные такому подходу, в обилии встречаются в педагогических, философских, психологических работах. В настоящее время издано довольно много трудов, рассматривающих разные аспекты принципа природосообразности. Современный социальный педагог, заинтересованный в качественной практике и успешности работы, должен уделять внимание такому подходу для достижения оптимальных результатов.

в чем заключается принцип природосообразности. Смотреть фото в чем заключается принцип природосообразности. Смотреть картинку в чем заключается принцип природосообразности. Картинка про в чем заключается принцип природосообразности. Фото в чем заключается принцип природосообразности

Как все начиналось?

Впервые принцип природосообразности был отражен в работах Коменского. Именно этой идее посвящен самый знаковый труд автора – «Великая дидактика». Принцип природосообразности Коменского предлагает рассматривать человека как составной элемент природы. Из этого следует, что всякая особь подчиняется всеобщим законам нашего мира, главенствующим над всеми видами. Человек находится в подчинении у тех же правил, что и растения, животные.

Принцип природосообразности Коменского гласит, что рождение всегда ведет за собой воспитательную работу – это единственный способ возможное превратить в реальное. Автор в своих трудах оперировал не только лишь общими закономерностями, которым подчинен наш мир, но также особенностями психологического развития ребенка. Коменский выдвинул идеи построения воспитательной, образовательной системы. В качестве базы для принципа природосообразности обучения были использованы возрастные особенности, свойственные детству, подростковому периоду, юношеству.

Вперед шаг за шагом

Развитием этой идеи стал принцип природосообразности Руссо. В своих работах известнейший французский автор рассматривал педагогические теории, социальные, воспитательные, а также предлагал системы построения наиболее эффективного подхода к образовательному процессу. По мнению Руссо, необходимо подчинять образование, воспитание малолетних природным законам, и мыслитель подчеркивал, что природа требует от детей вести себя по-детски до момента взросления.

В работах Руссо принцип природосообразности обучения и воспитания сформулирован как идея, в основании которой – воспитание, которое человеку дает собственно природа. Эту линию необходимо продолжать внутренним образованием, развивая способности каждого. Задача взрослого – не только передавать ребёнку знания, но и помогать совершенствовать органы чувств.

Разум и чувства

Если обратиться к трудам Руссо, можно найти заключения относительно развития принципа природосообразности: процесс необходимо настроить таким образом, чтобы ребенок не только обучался, развивался, но и постепенно готовился к будущей взрослой жизни, в то же время сделать это так, чтобы не лишить его детства. Природа ребенка – вот то, что, как отмечал Руссо, должно быть на первом плане. Именно в подражании ей заключается принцип природосообразности в педагогике, которому должен подчиняться воспитательный процесс.

в чем заключается принцип природосообразности. Смотреть фото в чем заключается принцип природосообразности. Смотреть картинку в чем заключается принцип природосообразности. Картинка про в чем заключается принцип природосообразности. Фото в чем заключается принцип природосообразности

Особенность сформулированной французским мыслителем теории была не только в содержательных аспектах, но и в подходе к организационным вопросам обеспечения воспитания. Руссо предлагал по возможности с самого рождения до достижения совершеннолетнего возраста дать ребенку шанс развиваться в природных условиях. Его принципы природосообразности, культуросообразности были дополнены проработанной шкалой взросления, разбивающей человеческое детство на строго ограниченные периоды.

Идеи развиваются

Следующий значимый вклад был сделан Песталоцци. Принцип природосообразности, в его понимании, на практике был воплощен в детском приюте, открытом на средства и по инициативе этого педагога из Швейцарии. В приют принимались беспризорники, дети, оставшиеся без семей. По мнению Песталоцци, принцип природосообразности воспитания заключался в гармоничности, разносторонности развития человеческих способностей, сил, данных ему природой. Развитие должно реализовываться в полном согласии с природными явлениями, законами, логикой.

Принцип природосообразности воспитания Песталоцци в некоторой степени конфликтовал с идеями Руссо, поскольку швейцарский педагог не стремился идеализировать детство, ребяческую природу. По мнению этого деятеля, ребенок может развивать свои способности только при условии наличия внешней помощи, то есть, как образно было отражено в его трудах, воспитание представляет собой здание, стоящее на крепком скалистом фундаменте природы. По мнению Песталоцци, воспитание, несочетаемое с декларированными им принципами, ложно и неверно.

Немецкий подход

Следующим шагом развития идеи стал принцип природосообразности Дистервега. Это педагог, научный работник, живший на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого столетий, во многом придерживался сходных со своим швейцарским коллегой взглядов. В частности, он утверждал, что принципы воспитания (природосообразность, культуросообразность) являются наиболее важными, значимыми при работе с детьми.

в чем заключается принцип природосообразности. Смотреть фото в чем заключается принцип природосообразности. Смотреть картинку в чем заключается принцип природосообразности. Картинка про в чем заключается принцип природосообразности. Фото в чем заключается принцип природосообразности

Исключительно ценные с точки зрения педагогики труды Дистервега содержат упоминание необходимости следования за человеческим развитием, протекающим естественным образом. Важно учитывать это в воспитательной, образовательной работе. Задача педагога – не просто передавать знания, но еще и учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого, помогая ему развивать самые сильные стороны. Дистервег считал, что декларированный им и его коллегами принцип вечен и не подвержен изменениям, равно как и сама человеческая природа.

Вклад русских мыслителей

Указанные теории в девятнадцатом столетии привлекли внимание российских деятелей науки, передовых умов в области разработки подходов к воспитанию нового поколения. В частности, особенный интерес представляют сохранившиеся до настоящего времени труды Ушинского, наиболее значимой работой которого принято считать «Человек как предмет творения». Это сочинение, посвященное не только педагогике, но во многом – психологии, рассматривает правила, принципы, которым следует подчинять воспитательный процесс. Одновременно Ушинский обращает внимание, что только лишь знание такой информации еще не может быть залогом успеха, и педагог должен учитывать в своей работе природные законы, применяя их в конкретном случае с учетом особенностей ребенка, доверенного ему на воспитание.

Ушинский стал автором довольно ценных педагогических программных наработок, где подробно обосновано, по каким причинам столь важно сперва исследовать физиологические, гигиенические, психологические основы, только после этого переходить к педагогике. Ушинский призывал уделять внимание рассудку, волеизъявлению, чувствам, эмоциям, способности к воображению, памяти обучаемого. Только проведя подготовительную работу, педагог, как указано в трудах русского мыслителя, мог переходить в воспитании ребёнка к более сложным темам – религия, эстетика, нравственность, дидактика, словесный дар.

Толстой: вклад в идеи воспитания

Это русский писатель, всемирно известный благодаря своим уникальным романам, немало работ посвятил воспитательному, образовательному процессу, работе с детьми. Он придерживался декларированных Руссо принципов, верил, что личность ребёнка сама по себе – совершенство. По мнению Толстого, с момента рождения маленький человечек становится гармоничным прообразом правды и красоты, символом и воплощением добра. Руссо призывал в воспитательном процессе максимально соответствовать тому развитию, которое в конкретных условиях было бы естественным, а Толстой предлагал формировать такие условия, в которых личность могла бы эффективно, успешно, разносторонне развиваться.

Теория движется вперед

Столь пристальное внимание значимого как среди писателей, так и в среде прочих интеллектуалов своего времени Толстого не могло не сказаться на актуальности темы. Русская интеллигенция посвятила много времени, сил рассмотрению вопроса, совершенствованию идей. Смена власти не стала тому помехой, и в советские времена на территории страны было достаточно много мыслителей, педагогов, в своих работах рассматривавших описываемый принцип. Особенно нужно отметить труды Шацкого, Блонского, Крупской. В настоящее время в рамках образовательной программы по подготовке педагогов обязательно изучают основные тезисы Макаренко, Щукиной, Ильиной, Сухомлинского.

в чем заключается принцип природосообразности. Смотреть фото в чем заключается принцип природосообразности. Смотреть картинку в чем заключается принцип природосообразности. Картинка про в чем заключается принцип природосообразности. Фото в чем заключается принцип природосообразности

Вклад Кащенко

В самом начале двадцатого столетия по инициативе этого деятеля был открыт санаторий, предназначенный для обслуживания детей с дефектами, пороками развития. Здесь практиковалось не только лечение больных, но реализовывались воспитательные, образовательные программы. Одновременно санаторий стал исследовательским центром, позволившим Кащенко собрать достаточно объемный материал из наблюдения за работой с детьми. В 1918 году на базе этого детского учреждения было открыто новое заведение, посвящённое изучению ребенка.

Кащенко особенное внимание уделял идеям природосообразности, в рамках чего изучал различные отклонения от нормального развития. В фокусе его внимания были не только физические отклонения, но и психические патологии. Основной идеей было не просто предоставление детям возможностей и условий для развития и образования, но также привлечение внимания к тем аспектам, которые должны особенно учитываться в работе со специальной группой. Труды, написанные Кащенко на базе собранной информации, и в наши дни считаются очень важными для подготовки педагогов, призванных воспитывать, обучать исключительную аудиторию.

С кем работать?

Природосообразность как принцип применима как подход, практикуемый социальным педагогом, работающим с определенной категорией младших. Это могут быть обычные дети, совершенно нормальные и не имеющие никаких отклонений, а могут быть особенные. Аудитория многих социальных педагогов – это несовершеннолетние, имеющие сложности с физическим развитием, психические отклонения или проблематику социального характера. Ответственный педагог по-разному работает с каждой из категорий слушателей. Это гласит и принцип природосообразности, обязующий следовать установленным правилам.

в чем заключается принцип природосообразности. Смотреть фото в чем заключается принцип природосообразности. Смотреть картинку в чем заключается принцип природосообразности. Картинка про в чем заключается принцип природосообразности. Фото в чем заключается принцип природосообразности

Следуя описываемой идее, педагог должен учитывать возрастную принадлежность обучаемого, половые особенности, индивидуальные, связанные с ненормируемыми аспектами развития. Задача социального педагога – делать акцент на самых сильных чертах ребёнка, активно развивая все положительное, что наблюдается хотя бы в малой степени. При этом важно, чтобы аудитория обучалась самостоятельности, росла инициативной. Задача поддержки и провоцирования таких аспектов личности полностью возложена на воспитателя.

Это интересно

Как видно из сохранившихся до наших дней тезисов древних мыслителей и философов, впервые идеи, которые со временем трансформируются в принцип природосообразности, были озвучены еще Демокритом. Определенный интерес такой подход к воспитанию вызывал у Платона, а некоторые постулаты, справедливые и для нашего времени, можно встретить в трудах Аристотеля.

Конечно, нельзя отрицать, что для принципа природосообразности наиболее значимым и важным было двадцатое столетие – именно тогда произошло становление и распространение идеи, которую в настоящее время применяют в работе воспитатели, педагоги всего мира. В то же время без фундамента, заложенного в древности, развитие основных аспектов декларированного позже принципа, вероятно, потребовало бы гораздо больше времени.

Терминология и особенности

Одно из ключевых понятий, тесно связанных с идеей и осознанием принципа природосообразности – ноосфера. Слово можно расшифровать как «сфера разума». Это понятие было разработано для обозначения стадии развития биологической сферы, для которой характерная особенность – сознательная активность человека, влияющая на глобальные проблемы, в некоторой степени решая их, но и провоцируя.

в чем заключается принцип природосообразности. Смотреть фото в чем заключается принцип природосообразности. Смотреть картинку в чем заключается принцип природосообразности. Картинка про в чем заключается принцип природосообразности. Фото в чем заключается принцип природосообразности

В наши дни принцип природосообразности предполагает взаимные связи социальных, естественных процессов. Речь идет не только о развитии как человеческом, так и природном, с учетом значимых факторов, но и об ответственности. Задача социального педагога – научить детей осознавать, что в некоторой степени именно они провоцируют происходящие в мире события, а значит, обязаны принимать решения и меры, предотвращающие негативные последствия своей активности.

Или я, или никто

Человек должен с детства учиться осознавать, что самостоятельное развитие – это именно его и ничья другая сфера ответственности. Воспитательный процесс направлен на то, чтобы каждый несовершеннолетний осознал себя гражданином этого мира, нашей Вселенной. Необходимо научить ребенка понимать процессы, проблемы, взаимосвязи. Задача взрослых – позволить младшим осознать сопричастность как к природе, так и к социуму, являющемуся ее важным элементом.

Нужно научить ребенка брать на себя ответственность за ноосферу, осознавать ее продуктом собственной жизнедеятельности. Не менее важно уметь осознавать собственно себя, творящего ноосферу, потребляющего ресурсы разумно, экономно. С детства ребёнок должен привыкать к мысли о том, что все расходуемое им должно его же усилиями пополняться, развиваться, воспроизводиться.

Кризис общества и образовательной системы

В настоящее время многие придерживаются мысли, что не только экономика находится в глубоком кризисе, но и воспитательная, образовательная сфера вот уже не первый год переживает упадок. Во многом это касается и школы, ситуация осложняется преступностью в среде малолетних и другими негативными социальными явлениями. Как говорят методисты, дело не только в финансовой стороне вопроса (хотя, безусловно, низкий уровень жизни играет свою роль), но и в некорректности подхода к образовательному процессу. В частности, в настоящее время далеко не все преподаватели действительно стремятся обучать своих слушателей в соответствии с их возрастными особенностями и специфическими индивидуальными факторами. По мнению ряда исследователей, коррекция подхода со стороны учителей могла бы ощутимо изменить ситуацию в положительную сторону.

в чем заключается принцип природосообразности. Смотреть фото в чем заключается принцип природосообразности. Смотреть картинку в чем заключается принцип природосообразности. Картинка про в чем заключается принцип природосообразности. Фото в чем заключается принцип природосообразности

Не все так однозначно

Еще в советские времена некоторые методисты активно критиковали принцип природосообразности, заверяя, что фактически при таком подходе подрываются основы марксизма-ленинизма. В настоящее время такой довод уже потерял свою актуальность, но многие шаблоны, внедренные в головы молодежи того времени, находят отражение в современной образовательной системе.

Источник

Принцип природосообразности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие природосообразности

Природосообразность в общем значении выражается в отношении к индивиду как части природы, опоре на дарования и природные силы человека, согласовании воспитания и обучения с природными стадиями развития человека, применении природных средств для его развития.

В античной науке даже не предполагалось, что воспитание может быть оторвано от природных оснований. Затем был длительный период забвения этой идеи. Возрождением идея природосообразности обязана Каменскому, который доказательно раскрыл ее значение в воспитании.

Принцип природосообразности предусматривает порядок воспитания, заимствованный у природы.

Составляющие природосообразности

Коменским были рассмотрены все природные основания воспитания, и сделаны выводы о их здравом смысле и научной логике. Рассмотрим основные составляющие принципа природосообразности.

Своевременность. В природе ничего не происходит несвоевременно. Природа очень тщательно приспосабливается к правильному и удобному времени. При этом природа действует постепенно.

Подготовка. Природа, прежде чем придать форму, подготавливает себе материал. Природа избирает для воздействия подходящий предмет или подготавливает его надлежащим образом, чтобы он стал подходящим.

Завершенность. Природа не останавливается, начав что-либо, пока не доведет начатое до конца.

Избегание вредного. Природа очень тщательно избегает всего вредного и противоречивого и никогда не использует негодный материал.

Отсутствие лишнего. Природа себя излишне не обременяет. Она довольствуется немногим. Например, не выводится двух птенцов из одного яйца, удовлетворяясь одним, но качественным.

Медленное движение. Природа подвигается вперед медленно и никогда не спешит. Для быстрого высиживания птенцов, птица не бросает яйца на солнце, а очень медленно согревает их своим естественным теплом.

Польза. В природе ничего не производится из того, польза чего не является очевидной. Природа не пренебрегает ничем из того, что может быть полезным в будущем для того, что она создает.

Единообразие. Природа действует единообразно во всем. Каков на дереве один из множества листочков, такие и остальные, какими листья были в этом году, точно такими же они будут и в году следующем.

Основательность. Природа не будет ничего творить без твердого основания, без корневища. Основания при этом должны закладываться глубоко. Дерево стоит тем крепче, чем глубже пускает свои корни, в противном случае можно легко его вырвать.

Непрерывное движение вперед. Природа постоянно движется вперед, никогда не останавливается и не берется за новое, бросая то, что начала. При формировании зародыша все то, с чего начинается развитие организма, – голова, сердце, нога и прочее, – все остается и только доводится до совершенства в развитии.

Взаимосвязанность. В природе все соединено постоянными связями. Она соединяет один член – с другим, нерв – с нервом и так далее.

Пропорциональность. Природа сохраняет в своих произведениях пропорцию в качественном и количественном отношениях.

Готовые работы на аналогичную тему

Природосообразность в педагогике

В педагогике чуждым является то, что не свойственно натуре определенного ребенка. С одними детьми надо обращаться одним образом, с иными по-другому. Иной ребенок к музыкальным наукам не расположен, а в остальном же способен к обучению. У каких-то детей наоборот. Не следует толкать ребенка туда, куда не влекут способности.

Учитель является только помощником природы, а не владыкой. Он образователь ребенка, а не его преобразователь. Если педагог видит, что ребенок принимается за дело без достаточных способностей к нему, не следует подгонять его вперед. Если учеников не принуждать к учению против их воли, то ничего не будет вызывать у них отвращения и притуплять силу мысли. Тогда ребенок будет легко идти вперед в том направлении, в котором его влечет скрытый инстинкт, и на своем месте будет служить человеческому обществу с пользой.

Для воспитания человека требуется профессиональная подготовка педагога. У неопытного садовника, большая часть растений как правило погибает, а если что-то и вырастает, то скорее благодаря случайности, чем искусству.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *