в чем заключается принцип объективности в контролировании обучающихся

В чем заключается принцип объективности в контролировании обучающихся

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования, а также педагогов, осуществляющих диагностирование.

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка — это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

Источник

Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе

Современный инструментарий контроля и оценки достижений стандартов образования

В современном мире приоритетом в образо­вании являются не сами знания, а общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Знания быстро устаревают или оказываются не­достаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновле­ния и пополнения. От того, как обучающийся сможет применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. К умению добывать и применять знания следует отнести коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развития твор­ческих способностей.

Проверка знаний учащихся должна давать сведения не толь­ко о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о том, соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учите­лю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовре­мя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.

Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не толь­ко правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Задача педагога ― проверить не только знания, но и элемен­ты практического усвоения учащимися нового материала.

Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе

Основная цель контроля знаний и умений состоит в выявлении достижений, успехов учащихся, в указании путей совер­шенствования, углубления знаний, умений, с целью созда­ния условий для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.

Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтро­ля, формированием потребности в самоконтроле и взаимокон­троле.

В-третьих, эта цель предполагает воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, устанавливается эффективность используемых педагогом методов, форм и средств обучения.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также, обобщению и систематизации знаний.

Сущность диагностической функции контроля заключается в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в ходе овладения учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки способствует получению опе­режающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки определенного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности.

Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Так как в процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Проверка побуждает учащихся более серьёзно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделение функции контроля подчеркивает его роль и зна­чение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реали­зация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

Контроль должен быть:

Раскроем эти принципы контроля подробнее.

1) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля.

Цели контроля формируются с учетом ответов на следующие вопросы:

· что должно проверяться,

· кто должен опрашиваться,

· какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки,

· какой ожидается эффект от проведения проверки.

При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.

2) Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов.

Среди них выделяют следующие:

· чёткое выделение общих и конкретных целей обучения,

· обоснованность выделения и отбора содержания контроля,

· обеспеченность методами обработки, анализа и оценива­ния результатов контроля,

· организованность проведения контроля.

3) Под всесторонностью контроля понимают охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает усвоение основных идей изучаемой темы, усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям темы, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности.

4) Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.

5) Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого обучающегося.

Сегодня в качестве инновационных форм контроля используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.

Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль знаний и умений, учет успеваемости и учебных достижений.

Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года.

Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной системы, и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого обучающегося. Рейтинговая система эффективна благодаря тому, что она:

• учитывает текущую успеваемость ученика и тем самым значительно активизирует его самостоятельную и равномерную работу в течение всего учебного года;

• более объективно и точно оценивает знания обучающихся за счет использования дробной 100-бальной шкалы оценок;

• создает основу для дифференциации обучающихся, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;

• позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым учеником.

Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел.

Учебное портфолио как альтернативная система оценивания учащихся позволяет решить ряд задач в построении личностно-ориентированного образовательного процесса: фиксирует изменения и рост за определенный период времени, поддерживает учебные цели, поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей, раскрывает весь спектр выполняемых работ, обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, показывает диапазон навыков и умений.

«Сундук регалий» может включать:

• документы об образовании, свидетельства об окончании курсов, о прослушанных курсах;

• характеристики, данные педагогами;

• членские удостоверения учреждений и организаций;

• рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы

• перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости);

• образцы заслуг (например, печатные работы, рефераты, модели и т.д.);

• личные замечания и другие оценки;

Данный список, несомненно, открыт, и учитель может его дополнить по своему усмотрению.

Методика«шотландский аттестат» отражает опыт педагогической диагностики, используемой в Англии. Основная ценность данной методики заключается в том, что целью всех записей в аттестате является выявление полной картины личностных качеств, интересов, навыков и академических достижений, причем записи в аттестате, как правило, являются результатом обсуждения успехов учащихся с тьютором.

В аттестате намечен путь развития ученика в процессе обучения.

Аттестат заполняется в процессе обучения. В нем фиксируются учебные достижения (заполняются и учеником, и учителем), отметки и оценки, посещаемость уроков, трудовые поручения, полученные сертификаты и т.д. Аттестат заполняется как итоговый документ и как промежуточный. Девиз данной методики – «Каждодневный прогресс ученика должен быть зафиксирован».

Анализ подобных материалов позволяет учителям увидеть сферу интересов учеников, их возможность оценить свои умения и навыки, убеждает в необходимости определенного учета и анализа достижений каждого ученика, особенно в тех классах, где необходимо отслеживание изменений, происходящих с детьми.

Современный инструментарийконтроля и оценки достижений стандартов образованияпозволяет включать оценочную деятельность в содержание обучения, помогает ученикам оценивать и регулировать познавательную деятельность, способствует изменению стиля педагогической деятельности учителя, создаёт условия сотрудничества учащихся с одноклассниками и педагогами, способствует формированию адекватной самооценки.

Основной тенденцией последнего десятилетия является введение стандартов, связанных с системой оценки как ожидаемых, планируемых образовательных достижений или результатов обучения. Причем стандарты достижения рассматриваются как обязательный минимальный уровень достижений.

В настоящее время в России различными научными коллективами создаются подходы к оценке достижения стандартов образования. Существуют три основных подхода оценки образовательных достижений обучающихся:

— критериально-ориентированный, позволяющий оценить насколько обучающиеся освоили образовательный стандарт;

— ориентированный на индивидуальные нормы конкретного обучающегося, реального уровня его развития в данный момент времени;

— нормативно-ориентированный, ориентированный на статистические нормы, определяемые для данной совокупности обучающихся.

В ходе работы над созданием современного инструментарияконтроля и оценки достижений стандартов образования следует учитывать критерии анализа системы оценки результатов обучения

1. До введения системы оценки необходимо четко определить, что должны знать и уметь учащиеся, и на каком уровне.

2. Приоритетной целью системы оценки достижения стандартов должна быть помощь в совершенствовании преподавания и процесса обучения.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся, инструментарий и процедуры оценки, а также способы использования результатов должны быть одинаковыми для всех обучающихся.

4. Инструментарий для оценки достижения стандартов должен быть валидным по отношению к образовательным стандартам.

5. Результаты оценки достижения стандарта должны сообщаться вместе с другой необходимой релевантной информацией.

6. Педагоги должны быть вовлечены в процесс разработки и реализации системы оценки.

7. Процедура оценки и результаты должны быть понятны всем: обучающимся, преподавателям, управленцам, родителям.

8. Используемая система оценки должна постоянно усовершенствоваться.

Задача педагога ― проанализировать предложенные подходы к контролю и оценки достижений стандартов образования и оценить перспективность их применения в ходе аттестации обучающихся, а также для построения системы оценки качества образования в образовательном учреждении.

Одним из эффективных инструментов управления качеством образования, используемых на современном этапе, является мониторинг образовательной деятельности, который позволяет:

1. Осуществить переход

— от оценки исключительно результатов обучения к рассмотрению процесса обучения;

— от пассивного ответа на заданный вопрос к активному конструированию содержания ответа;

— от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;

— от внимания к метапознанию;

— от изменения понятий «знающий» и «умеющий» к применению знаний и умений, использованию знаний.

2. В ходе реализации происходит изменение формы оценки: переход от традиционной отметки к оценке ориентированной на стандарты, известные обучающимся.

5. Переход от оценки исключительно индивидуальных достижений обучающихся к оценке достижения группы обучающихся: оценка умений работать в коллективе; оценка результатов групповой работы.

Внедряя в учебный процесс технологию мониторинга можно эффективно управлять качеством образования.

Какую бы форму не выбрал педагог, следует помнить, что оценивание должно быть таковым, чтобы оно могло двигать вперёд развитие ученика и заставить его поверить в свои силы, обеспечить положительные мотивы учения, сформировать готовность к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности обучающихся.

Источник

Принципы осуществления контроля в обучении

Вы будете перенаправлены на Автор24

Значение контроля в обучении

Управление любым процессом так или иначе связано с контролем как определенной системой выяснения производительности и результативности деятельности. Особенно важен контроль в педагогической сфере, для успешного протекания процесса обучения. Это вполне объяснимо, поскольку любой из участников педагогического взаимодействия теряет управление работой, если не получает информации о ее промежуточных и итоговых результатах.

По своей сущности контроль призван обеспечить так называемую обратную взаимосвязь между педагогом и учеником. Он ориентирован на получение информации, которую педагог анализирует и при необходимости вносит нужные коррективы в ход обучения. Это может касаться изменения содержания материала, выбора форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы.

Контроль в ходе учебно-воспитательного процесса достаточно полно отработан как в теоретическом, так и в методическом отношении. Как условно самостоятельный шаг он исполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции.

Образовательно-развивающее значение контроля знаний, умений и навыков выражается в том, что учащиеся не только получают пользу, слушая ответы одноклассников, но и сами активно принимают участие в выборочном опросе: задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент. Кроме того, учащиеся слушают дополнительные объяснения учителя, если ответ неправильный или имеет недочеты.

в чем заключается принцип объективности в контролировании обучающихся. Смотреть фото в чем заключается принцип объективности в контролировании обучающихся. Смотреть картинку в чем заключается принцип объективности в контролировании обучающихся. Картинка про в чем заключается принцип объективности в контролировании обучающихся. Фото в чем заключается принцип объективности в контролировании обучающихся

Воспитательная функция несет значение контроля в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработке воли. Постоянный контроль увеличивает ответственность за выполняемую работу как учащихся, так и самих учителей, приучает к аккуратности, сформировывает положительные нравственные качества и стимулирует деятельность коллектива в целом. Помимо того, контроль может помочь ученику лично разобраться в собственных знаниях и возможностях, содействуя таким образом формированию самооценки.

Готовые работы на аналогичную тему

В когнитивной области благодаря контролю проверяется запоминание и воссоздание учебного материала, умение выполнять всевозможные действия с ним.

Помимо учета знаний, умений и навыков учащихся, контроль также выявляет следующее:

Контроль в обучении важен для учителя, так как дает ему возможность лучше узнать учащихся, корректировать учебный процесс и управлять им. Для родителей контроль также имеет большое значение, поскольку они всегда хотят иметь полную информацию об успехах своих детей.

Принципы контроля

Контроль реализуется в соответствии с такими принципами, как целенаправленность, объективность, всесторонность, регулярность и индивидуальность.

Принцип целенаправленности представляет собой конкретное определение цели любого контроля. Ее постановка планирует и описывает всю последующую работу по обоснованию применяемых форм, методов и средств контроля. Цели подразумевают ответы на следующие вопросы: что обязано проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на базе полученных результатов контроля, какой вообще предполагается результат. При конкретизации целей контроля исходят из взаимосвязанных целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на конкретном этапе преподавания.

Объективность контроля ликвидирует случаи субъективных и ложных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и сокращают воспитательное значение контроля. Объективность находится в зависимости от многих факторов, среди которых точное выделение общих и отдельных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность способами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность его проведения. От решения этих вопросов зависит и объективность и качество контроля.

в чем заключается принцип объективности в контролировании обучающихся. Смотреть фото в чем заключается принцип объективности в контролировании обучающихся. Смотреть картинку в чем заключается принцип объективности в контролировании обучающихся. Картинка про в чем заключается принцип объективности в контролировании обучающихся. Фото в чем заключается принцип объективности в контролировании обучающихся

Всесторонность контроля заключается в охвате огромного по содержанию проверяемого материала. Данный принцип включает в себя усвоение главных идей определенного курса, учебного материала по особым содержательным линиям, знание учащимися отдельных и значимых фактов, понятий, закономерностей, теорем, методов действий и приемов работы. При этом изобилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, предъявляются высокие требования к методике выделения и отбора объектов проверки.

Под регулярностью имеются в виду систематические процедуры контроля, которые смешиваются с самим учебным процессом.

Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого школьника с учетом его учебных особенностей и способностей.

Помимо прочего, важное значение имеет и обилие форм проведения контроля.

Эти принципы следует рассматривать как конкретные предъявляемые требования к контролю в обучении. Они должны соблюдаться для успешного протекания хода учебно-воспитательного процесса и, как следствие, повышения качества образования.

Источник

«Принципы контроля»

Сообщение на тему » Принципы контроля». Раскрывает сущность и характеристику шести приципов контроля

Просмотр содержимого документа
«»Принципы контроля»»

Принцип научности. Принцип научности предписывает использование при контроле научно обоснованных средств, проверочных процедур и методов анализа данных контроля для оценивания подготовленности учащихся, что можно выполнить далеко не всегда. Например, как оценить качество контрольной работы, сплошь и рядом применяемой в повседневном учебном процессе? Для этого приходится привлекать не теоретические знания, а здравый смысл и обычный педагогический опыт. То содержание контроля, которое нравится одному преподавателю, может не подойти другому, так как у каждого из нас есть свои представления о том, что необходимо проверять, по каким критериям делать выводы и оценивать результаты проверки.
В отличие от традиционных средств педагогические тесты разрабатываются по специальной технологии, опирающейся на теорию педагогических измерений. Они имеют научно обоснованные критерии качества. Принцип научности предполагает проверку точности и устойчивости данных тестирования (критерий надежности) и адекватности данных поставленной цели измерения.

Принцип всесторонности. Принцип всесторонности указывает на то, что необходим внимательный выбор содержания контроля. Контроль должен наглядно отображать содержание проведенной работы по подготовке учащихся. Итоговые проверки (тесты, контрольные работы) должен содержать разнообразные задания, охватывающие максимально широкий круг изученных ранее вопросов и тем. Проверяется степень освоения основных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. Второстепенные аспекты учебной программы проверке не подлежат.

Принцип систематичности. Принцип систематичности контроля заключается в необходимости проведения работы по диагностическому контролю в течение всего педагогического процесса, на всех его этапах. На начальном этапе проверяется восприятие и усвоение базовых знаний. На заключительном этапе проверке подлежит умение практического применения приобретенных знаний. Все учащиеся в учебном заведении без исключений систематически подвергаются диагностическому контролю. Частота диагностического контролирования в школе должна быть достаточной для проверки усвоения школьниками всех важных тем и приобретения ими всех предусмотренных знаний, умений и навыков. Комплексный подход лежит в основе принципа систематичности контроля. Диагностирование должно проводиться при соблюдении обязательного условия: тесная взаимосвязь и единство всех форм, методов и средств контроля, проверки и оценивания, которые должны подчиняться единой цели. Комплексный подход исключает «универсальность отдельных методов и средств диагностирования». Существует некая зависимость систематичности дидактического контроля от его плавности. Система проводимой деятельности по контролю должна быть логичной и понятной обучающимся. Фактор неожиданности и чрезмерное учащение проверок вызывают у учащегося нервно-эмоциональное напряжение, что вредит процессу обучения в целом. Наоборот, редкие и не систематичные проверки приводят учащегося к некому состоянию расслабленности и снижают продуктивность его работы.

Принцип иерархической организации. Принцип иерархической организации нацеливает на построение определенной иерархии знаний, умений и навыков при отборе содержания контроля. Преподавателю приходится сталкиваться с тем, что все проверить просто невозможно. Поэтому принцип иерархической организации предполагает отбор наиболее значимых, укрупненных элементов содержания для отображения их в тестах или в традиционных оценочных средствах.
Принципы объективности и справедливости. Принципы объективности и справедливости довольно тесно связаны между собой, поскольку объективность является необходимым условием справедливости. Для реализации принципов в практике обучения необходимо ввести представление об объективных оценках. В теории педагогических измерений понятие «объективная оценка» замещается понятием «истинная оце’нка», которое характеризует уровень подготовленности учащегося в момент проведения контроля и не содержит ошибочного компонента. Поэтому можно говорить о большей или меньшей объективности оценок в зависимости от величины ошибочного компонента измерений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *