в чем заключается принцип наглядности

Принцип наглядности в обучении

Вы будете перенаправлены на Автор24

Современные методики обучения, несмотря на использование инновационных и актуальных методов и средств преподавания, вынуждены соблюдать общие дидактические принципы. К общим дидактическим принципам относятся принципы: научности; последовательности и цикличности; сознательности и усвоения деятельности; доступности содержания; активности и самостоятельности; индивидуализации и коллективности обучения; эффективности учебной деятельности; связи теории и практики; наглядности (содержания и деятельности).

Понятие и виды наглядности

Понятие наглядности неоднозначно. Под наглядностью понимают средство, принцип и метод обучения. В случае метода обучения наглядность сливается с наблюдением, и выступает как метод познания.

Чаще всего под наглядными методами, понимаются такие методы обучения, при которых усвоение учебного материла, происходит с использованием различных пособий и технических средств. В качестве пособий выступают – плакаты, схемы, репродукции и т.д. Технические средства, используемые для наглядности, – это средства мультимедиа (презентации, слайд-лекции и т.п.). Для эффективности наглядные методы необходимо применять совместно со словесным сопровождением.

Различают следующие виды наглядности:

Средства наглядности могут быть использованы преподавателем на любом этапе обучения. Возможно использование как одного средства наглядности, так и нескольких одновременно (комплексно).

Готовые работы на аналогичную тему

Значение принципа наглядности в обучении

Принцип наглядности в обучении способствует тому, что ребенок имеет возможность увидеть предмет или действие в его реальном, действительном виде, в связи с чем, у ребенка формируется правильное представление о нем. Наглядность, способствует усвоению, обобщению и анализу воспринимаемого предмета или действия.

Применение наглядности необходимо не только для создания у ребенка правильных образных представлений, но и для формирования понятия об изучаемом предмете, а также, для понимания связей и зависимостей.

Однако было установлено, что помимо положительного влияния на процесс обучения детей, принцип наглядности может нести и отрицательное воздействие. Это происходит в том случае, когда педагог использует чрезмерное количество наглядных средств, в связи с чем, у ребенка возникает затруднение формирования понятий, так как его внимание отвлечено на наглядные средства. То есть ребенку сложно сосредоточиться на усвоении нового учебного материала, он отвлекается на наглядности.

Еще одним минусом может быть то, что наглядные средства не точно передают свойства или внешний вид предмета. В этом случае у ребенка складывается неверное представление о предмете или действии, которое в последующем сложно исправить.

Таким образом, педагог, при использовании наглядности должен всегда помнить, что наглядность – это не цель обучения, а всего лишь средство.

К функциям принципа наглядности относятся:

Таким образом, принцип наглядности в обучении имеет большое значение, так как способствует усвоению ребенком необходимой информации. При использовании педагогом наглядности, необходимо помнить, что наглядность – это одно из средств обучения и его необходимо использовать в рамках допустимого.

Правила применения принципа наглядности

По возможности все, что можно представить в наглядном виде – представлять. Детям легче воспринимать новую информацию органами чувств.

Не стоит использовать слишком много наглядных средств во время урока, так как можно отвлечь внимание ребенка от темы урока.

При использовании наглядности, необходимо активизировать по возможности весь чувственный опыт детей.

В случае, если педагог использует на уроке несколько наглядностей, то по возможности применять несколько разных форм в комплексе (например: плакат со схемой, макет и иллюстрацию).

Наглядное средство должно полностью соответствовать изучаемому предмету, и не отводить внимание ребенка от темы. Наглядность должна содержать только предмет, его структуру, свойства, характерные черты и т.п.

Прежде, чем выбрать вид наглядности продумать дидактические возможности каждого вида и подобрать оптимальный для темы занятия. При необходимости осуществить словесное сопровождение наглядности.

Использовать наглядные средства как самостоятельный источник знаний для ребенка.

Наглядное средство должно соответствовать возрасту учеников.

Источник

В чем заключается принцип наглядности

в чем заключается принцип наглядности. Смотреть фото в чем заключается принцип наглядности. Смотреть картинку в чем заключается принцип наглядности. Картинка про в чем заключается принцип наглядности. Фото в чем заключается принцип наглядностиХотите знать об этом больше? Робот постарался подобрать для Вас материалы, близкие по теме. Посмотреть Продолжение статьи. Читать сначала

Принцип наглядности заключается не только в иллюстрации изучаемого предмета и явления, а в использование целого комплекса приемов и средств, которые обеспечивают формирование ясного и четкого восприятия сообщаемых преподавателем знаний.
Вот некоторые из правил эффективной реализации принципа наглядности;
— использовать в обучении закономерность, согласно которой запоминание предметов, представленных наглядно (например, на моделях или картинках), происходит лучше, чем, если они описаны только в словесной форме.
— используя средства наглядности, не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий;
— при использовании средств наглядности не ограничиваться только их показом, а пояснять и комментировать наглядный материал;
— тщательно готовить виды наглядности к применению, продумывая сопутствующие им дидактические приёмы;
— в подборе средств наглядности учитывать возрастные особенности обучающихся.

Принцип сознательности и активности нацелен на формирование у учащихся мотивации учения, познавательных потребностей, убеждённости в необходимости изучения материала, интереса в учении. Суть принципа в том, что педагог должен добиваться понимания (а не механического заучивания) учениками теоретического материала и осмысливания ими практических действий, побуждать их к активным учебным действиям, стимулировать самостоятельность в познании.
В качестве рекомендаций по практическому применению этого принципа можно привести следующие правила:
— использовать возможности взаимообучения;
— организовывать соревнование и партнёрство учащихся;
— обеспечивать условия для коллективного поиска правильного ответа;
— вводить в учебный процесс занимательные задания, игровые элементы;
— учить находить второстепенное и главное в изучаемом материале;
— использовать в обучении реальные жизненные ситуации и требовать от учащихся самостоятельного понимания, видения различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.

Источник

«Значение принципа наглядности в обучении»

Автор: Шевченко Наталья Михайловна

«Значение принципа наглядности в обучении»

Шевченко Наталья Михайловна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ Углегорская СОШ

В современной педагогической науке все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию разнообразных организационных форм и средств обучения, которые позволяют более эффективно решать учебно-воспитательные задачи, максимально учитывая содержание изучаемых курсов, возрастные особенности учащихся, разумное сочетание рационального и эмоционального в преподавании и учении. Социальные запросы, предъявляемые сегодня школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения. Одной из таких актуальных проблем и является потребность использования новых технологий в обучении, новых форм проведения интересных занятий, которые развивали бы у учащихся речь, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность. Здесь особое значение следует уделить принципу наглядности, в основе которого лежат определенные соотношения чувственного и логического в процессе обучения.

Принцип наглядности, как один из основных принципов обучения, в современной дидактике понимается шире как систематическая опора не только на конкретные предметы и их изображения, но и на их модели. Это, в свою очередь, означает расширение сферы их применения.

Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, точными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс усвоения.

Развивая идеи Коменского о наглядности в обучении, Песталоцци переоценивал наглядность, ошибочно считая ее абсолютной основой всякого познания.

К.Д.Ушинский подчеркивал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих “ формами, красками, ощущениями “. Наглядное обучение “ строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника или же прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье “. Такой ход учения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представления к мышлению, а не наоборот Ушинский считал единственно правильным, естественным, основывающимся на ясных психологических законах.

Подтверждая и развивая мысли Коменского и Песталоцци о необходимости использования возможно большего количества органов чувств в восприятии конкретной действительности, Ушинский говорил о необходимости сочетания наглядного обучения с мыслительной деятельностью учащихся, имея в виду, что наша мыслительная способность всегда имеет дело с материалами, почерпнутыми из реального мира. Образную речь учителя он соотносил к средствам наглядности, а наглядность считал одним из путей сближения учителя с классом, подтверждая это тем, что даже молчаливые дети под влиянием удачно выбранных средств наглядности говорят свободно и непринужденно.

Модификацией применения наглядности в обучении служит получившая распространение теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.). В основе этой теории лежит следующая : всякое умственное действие берет начало с материального, с внешнего действия. Чтобы сформировать любой умственный навык или умение, надо вначале создать учебные условия, моделирующие его в виде действий с предметами и иными объектами, затем перевести его выполнение на вербальный (словесный) уровень. Это позволяет реально управлять процессом формирования умственных действий.

Современная дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Различают следующие виды наглядности:

Изобразительная наглядность – карты, плакаты, таблицы, чертежи, рисунки, схемы, графики, картины, диаграммы.

Некоторые авторы выделяют в особую группу звуконаглядные средства, к которым относят звукозаписывающие и воспроизводящие звук приборы (магнитофоны и др.), а также словесную наглядность, применение в обучении художественного слова.

Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.

Принцип наглядности обучения способствует приобретению осознанных знаний, вызывает познавательную активность учащихся, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, доступности обучения и других дидактических принципов.

Степень использования наглядности и характер различны на различных ступенях обучения. Наиболее полно используется она в начальных классах, где довольно широко применяется индуктивный путь приобретения знаний. В средних и особенно старших классах наглядность сочетается с теоретическими положениями, которые излагаются учителем или формулируются в учебнике и играют роль исходного начала в обучении.

Психологические исследования и изучение опыта работы учителей говорят о том, что принцип наглядности может иметь не только положительное, но и отрицательное значение.

Чрезмерное увлечение наглядностью и неправильное ее использование затрудняет формирование понятий, так как отвлекает внимание учащихся от существенных признаков наблюдаемых предметов или явлений и усиливает второстепенные по сущности, но иногда более заметные по внешнему признаки, приводит к ошибочным обобщениям и выводам. Далеко не всегда точное воспроизведение предметов, о которых говорит на уроке учитель, способствует пониманию и усвоению материала. Так, например, при изучении математики, особенно в начальных классах, не следует увлекаться внешней стороной оформления наглядных средств, изображая их схематически и обращая больше внимания на установление логических связей между ними.

Таким образом, можно определить следующие функции наглядности:

На начальном этапе обучения большое внимание отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что у младших школьников особенно превалирует образное мышление. Поэтому наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы младших школьников, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

При использовании мультимедийной наглядности в начальной школе, кадры видеосюжета должны быть однозначны, чтобы внимание учащихся сконцентрировать не на самом сюжете, а на конкретных предметах и ситуациях. По мере усложнения изучаемого материала усложняются и сами задания. Они приобретают характер коммуникативной направленности, например, пересказ фрагмента или рассказ о своем отношении к увиденному. Появляется возможность работы в парах по вопросно-ответной системе, что провоцирует общение и развивает речевые умения.

Самыми главными требованиями к любому виду наглядности являются: умеренность в оформлении и полезность в содержании. Именно в таком ракурсе должны создаваться наглядные материалы не только для младших школьников, но и для учащихся старших классов.

Правила применения наглядностей крайне просты.

Принцип наглядности получил всеобщее признание и возымел высокую значимости в обучении, но уникальные возможности человеческого зрения по переработке и распознаванию изображений еще недостаточно используются как в обычных, так и компьютерных учебниках, а вместе с тем и в других мультимедийных наглядностях.

От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.

Широкое использование того или иного вида иллюстраций, в трудных для понимания фрагментах текста, требующих наглядного разъяснения, иллюстрирования понятий и определений, явлений и процессов, а также оптимального использования иллюстраций для «оживления» всего материала (как печатного, так электронного) позволяют улучшить восприятие, понимание и усвоение, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом. Вышеперечисленные задачи в части реализации принципа наглядности с успехом решаются в настоящее время с помощью новых информационных технологий.

Какое же новое качество приобретает принцип наглядности обучения при использовании информационных технологий, в частности для разрабатывающихся электронных учебных изданий? Ответ на вопрос можно свести к следующим положениям:

с одной стороны, средства современных информационных технологий существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа;

с другой, в связи с тем, что при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание «наглядной абстракции», то есть разнообразных моделей (в т. ч. условно-графическая интерпретация), явлений, процессов.

По какому принципу осуществлять отбор перечня видов и количества иллюстративного материала? Ответ на поставленный вопрос содержится в следующих критериях, позволяющих отчасти определить целесообразность использования того или иного вида иллюстраций. В частности, как показывает опыт, иллюстративный материал нужно использовать в следующих случаях:

в местах, трудных для понимания учебного материала, требующих
дополнительного наглядного разъяснения;

для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков (в конце
модуля, темы, параграфа); для общего «оживления» учебного материала и повышения мотивации.

Так сколько должно быть иллюстраций, например, в одной теме? Ответ однозначен: количество иллюстраций диктуется содержанием учебного материала и психолого-возрастными особенностями контингента обучаемых. Конкретное количество иллюстраций на страницу или тему курса специально не может быть установлено.

Принцип наглядности в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Использовать наглядные средства в обучении важно не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей, т. к. это одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления.

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.

Зимняя И. А. Педагогическая психология – М.: Логос, 2000.

Источник

Принцип и виды наглядности в педагогике

Принцип в педагогике – это основное положение теорий, учений, мировоззрения, науки, внутреннее человеческое убеждение, которое определяет его отношение к реальности, поведенческие нормы и нормы деятельности.

Его основой служат уже изученные закономерности. Причем принципы логически не выводятся из законов. Закономерности рассматриваются в качестве теоретической базы и формулировки принципов обучения, основных правил педагогической практики.

Педагогические принципы основаны на базе педагогических закономерностей и законов.

Педагогические принципы принимают за базовые идеи, следование которым позволяет наиболее эффективно достигать целей и решать поставленные задачи.

Значение принципа наглядности в педагогике

Принцип наглядности – это главное организующее положение всего целостного процесса педагогического воздействия и обучения.

Коменским было сформулировано золотое правило дидактики, где говорилось о вовлечении всех органов чувств для обучения.

Чтобы познавать окружающую реальность, человек использует все органы чувств в разной степени. Принцип наглядности говорит о формировании у детей понятий и представлений, на которых основываются все чувственные восприятия явлений и предметов. Эмоциональный диапазон и пропускная способность имеющихся органов чувств у каждого человека индивидуальны.

Принцип наглядности ставится на первое место. Еще Константин Ушинский обратил на это внимание во время педагогической деятельности. Он говорил о том, что при большем количестве задействованных органов чувств восприятие проходит быстрее, а информация прочно закрепляется в памяти. Это объясняется тесной связью человеческих органов чувств.

Наглядность для педагогического процесса базируется на законах развития мышления и познания окружающего мира. Известно, что еще с ранних этапов развития ребенок мыслит преимущественно образами, а не понятиями. Если при объяснении материала информация подкреплена сравнениями, аналогиями конкретных фактов, то усвоение происходит намного быстрее.

Наглядность в педагогике – это один из основных принципов в обучении по Коменскому, играющий немаловажную роль. Применение иллюстраций, лабораторно-практических работ, демонстраций, ярких примеров способствуют огромному воздействию на обучающихся и скорости усвоения материала. Наглядность может быть применима на любом этапе педагогического процесса.

Виды наглядности

Наглядность подразделяют на виды по степени возрастания абстрактности:

При использовании наглядности следует помнить о чувстве меры. Совместное применение картинок, изображений с непосредственной творческой деятельностью детей дают высокие результаты при обучении. Педагоги придерживаются принципа вариативности, который необходим для разграничения образов явлений или предметов в сознании ребенка.

Источник

В чем заключается принцип наглядности

Краткая историческая справка развития принципа наглядности.

В основе организации процесса обучения лежит ряд положений, где одно из важнейших мест занимает принцип наглядности. Данный принцип впервые был обозначен в трудах Я. А. Коменского (1592-1670), давшему принципу наглядности название «золотого правила» дидактики. Согласно этому правилу, необходимым условием обучения является использование всех органов чувств человека. Я. А. Коменский отмечал что, «если мы намерены насаждать в учащихся истинные достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности» [6].

Впоследствии вопрос принципа наглядности стал иметь место в научных интересах Жан-Жак Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, В. П. Вахтерова и многих других людей, знаменитых в педагогической области и сегодня.

И. Г. Песталоцци (1746 – 1827), признавший наглядность фундаментом познания, считает, что сформировать у детей верные представления об окружающей действительности, развивать мышление и речь не представляется возможным без применения наглядности в обучении. Органы зрения, слуха, обоняния преподносят ребенку хаотичную информацию об окружающем мире, а наглядное обучение способствует тому, чтобы упорядочить эту информацию, распределить предметы и явления, тем самым сложить в уме детей понятия. Все обучение детей необходимо основывать на наблюдении, практических опытах, и через них черпать умозаключения и выводы [7,C.78]. Швейцарский педагог объяснял, что в процессе наблюдения дети упражняются в тех ощущениях, которые способствуют активной работе мыслительного процесса и появлению потребности в речи. На основе чувственной практики наглядное обучение позволяет сделать запас знаний, развивая умственные и речевые способности учеников [12].

Исследуя влияние наглядных средств на развитие речи обучающихся, К.Д. Ушинский, установил, что самым эффективным средством достижения успеха в процессе развития речи является наглядность. При этом нужно, чтобы «. ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» проходило строго под контролем педагога [12].

К. Д. Ушинский указывал, что наглядно воспринимаемые на уроке предметы и явления облегчают формирование представлений об окружающей действительности (делают их правильными), способствуют осуществлению верного отображения объективной реальности, при этом воспринимаемые предметы и явления, анализируются, обобщаются с поставленными задачами, закрепляются в речи [17].

Существует такая закономерность процесса познания как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. Именно на ней основана наглядность в обучении. В ранних периодах развития дети больше мыслят не понятиями, а образами. Научные понятия, различные закономерности, лучше и легче усваиваются обучающимися, если предоставляемая информация подкрепляется конкретными фактами при сравнении, проведении аналогий и т.п. Наглядность можно применять на всех этапах процесса обучения. Чем менее знакомы ученики с изучаемыми понятиями, явлениями и процессами, тем выше роль наглядности [15].

Таким образом, можно сказать, что наглядность – это такое средство познавательных процессов, когда при взаимодействии субъекта со знаковыми системами в его сознании генерируются наглядные образы, т.е. формируется зрительное представление излагаемого материала. Обучающая модель, по возможности, должна быть зримой. На практике могут существовать разные виды наглядных пособий по одной и той же теме учебного курса.

Виды наглядности и их функции.

Г.Ф. Суворова, В.С. Селиванов, В.А. Сластенин формулируют виды наглядности и их дидактические функции, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Виды наглядности (по Г. Ф. Суворовой (1990), В. С. Селиванову (2004), В. А. Сластенину (2004))

в чем заключается принцип наглядности. Смотреть фото в чем заключается принцип наглядности. Смотреть картинку в чем заключается принцип наглядности. Картинка про в чем заключается принцип наглядности. Фото в чем заключается принцип наглядности

По мнению некоторых специалистов, около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения, именно поэтому на сегодняшний день более распространенным видом наглядности считается изобразительная наглядность, так как, согласно исследованиям многих ученых, при сопровождении учебного материала иллюстрациями, уровень усвоения материала повышается в значительной степени [8,C.23]. Эффективность слухового и зрительного восприятия учебного материала представлена в таблице 2.

Таблица 2. Эффективность слухового и зрительного восприятия.

в чем заключается принцип наглядности. Смотреть фото в чем заключается принцип наглядности. Смотреть картинку в чем заключается принцип наглядности. Картинка про в чем заключается принцип наглядности. Фото в чем заключается принцип наглядности

Таким образом, делаем важный вывод, что одновременное включение в процесс обучения слухового и зрительного восприятия информации значительно повышает эффективность восприятия.

Формы сочетания слова и наглядности.

К. Д. Ушинский выражает неоспоримое мнение о том, что возможность творческого использования наглядности с целью достижения установленной дидактической задачи вытекает из владения учителем знаний о формах сочетания слова и средств наглядности [17].

В середине 20 века Л. В. Занков (1901-1977) обозначил 4 формы соотношения наглядности и слова учителя в образовательном процессе [5]:

В. С. Селиванов разъясняет, что в перечисленных случаях, используя одни и те же пособия, способы усвоения нового учебного материала обучающимися значительно различается: в 1 и 3 формах они получают знания путем личных мыслительных и практических процессов, которые имеют поисковое направление; во 2 и 4 формах соотношения слова учителя и наглядности ученики получают знания в готовом виде, и в этом случае их задача заключается лишь в запоминании и осознании донесенного материала [13].

Принцип наглядности в сфере сурдопедагогики.

Человек, имеющий проблемы слуховой функции, лишен возможности самостоятельно овладеть словесной речью. Вне специального обучения он не способен сформировать словесно-логическое мышление. У глухого или слабослышащего ребенка имеется малый объем воздействия и взаимодействия с окружающей средой, они испытывают трудности в общении с другими людьми. Поэтому в процессе обучения детей с нарушением слуха стоит важнейшая задача – обеспечить школьникам получение качественной информации о реальной действительности. Применение наглядности влечет за собой развитие речи, воображения, длительное запечатление учебного материала в памяти, а также способствует повышению заинтересованности в изучении предмета.

Формирование коммуникативных умений школьников со сниженной слуховой функцией осуществляется во взаимосвязи всех видов речевой деятельности. Говорение занимает одно из ведущих мест на уроках в школе детей с нарушением слуха. Говорение напрямую зависит от качества овладения его лексической и грамматической сторонами, а точнее, разнообразными действиями с изучаемым материалом, приводящими к формированию умений и навыков устной речи, начиная от простейших умений и навыков до выработки прочных автоматизмов и сложных творческих умений. Именно поэтому применение наглядных средств имеет огромное значение в обучении детей с нарушением слуха.

Обосновывая роль наглядности как средства речи детей с нарушением слуха, обратимся к трудам И. М. Соловьева, Т. В. Розановой, Ж.И.Шиф, А.И.Дьячкова, Л. В. Занкова, Т. Б. Богдановой.

И. М. Соловьев, Т. В. Розанова, Ж. И. Шиф, исследуя и сравнивая особенности восприятия неслышащих школьников со слышащими, выявили, что восприятие информации детьми с нарушением слуха протекает значительно медленнее и оказывается расчлененным и не таким точным, как у нормально слышащих их сверстников [10].

А. И. Дьячков (1900-1968) утверждает, что в обучении неслышащих школьников особое значение должно уделяться соотношению между словом педагога и наглядностью [3]. «Сочетание слова и средств наглядности изменяется в зависимости от этапа обучения и уровня знаний неслышащих учащихся», – считает Л. В. Занков [5].

В. И. Евдокимов, рассматривая вопрос использования наглядности в школе, подчеркивает, что для того, чтобы обеспечить в восприятии учеников взаимосвязь наглядного образа и слова, учителю необходимо при подготовке наглядности учитывать возраст и уровень речевого развития обучающихся [4].

Т. Б. Богданова утверждает, что обычно школьники с нарушением слуха не производят активного наблюдения при использовании учителем наглядности на уроке, поэтому педагог должен озадачить себя тем, чтобы создать такие условия для восприятия наглядных средств, чтобы у учеников появились вопросы, возникло желание и интерес к тому, чтобы осознать, какую информацию несет собой преподнесенное учителем наглядное пособие. Для того чтобы школьники с нарушениями слуха легче и лучше усвоили новый учебный материал, нужно использовать методические приемы, направленные на работу различных анализаторов, в первую очередь зрительного и тактильного [1].

Применяя наглядные средства, нужно учитывать взаимосвязанность чувственного и логического познания, сосредоточенного на развитие языковых средств восприятия детьми с нарушением слуха научной терминологии, на формирование и совершенствования умения связывать закрепленные понятия с реальной действительностью, повседневностью.

Г. К. Селевко отмечает, что в современной школе при организации учебной деятельности как слышащих, так и неслышащих учащихся важное место отводится компьютерам [11].

Современный исследователь принципа наглядности А. Г. Войтов, посвящая немалую часть своего труда использованию технических средств наглядности, поясняет, что использование компьютера способствует формированию у детей образа предмета и явления, с которыми они сталкиваются впервые. Компьютер помогает продемонстрировать различные эксперименты и опыты. Многообразие возможностей компьютера дает возможность показать детям явления, которые не поддаются словесному описанию или изображению на доске. Применение компьютера как помощника подачи наглядности превращает урок в интересную и продуктивную деятельность. Также его можно использовать в качестве заместителя наглядных средств: например, печатных (карты, таблицы, схемы, дидактические игры) и экранных (слайды, фильмы). Функция хранения информации дает возможность размещения на одном диске большого объема информации по учебному предмету: тексты, звуковые отрывки, картинки, видеофрагменты. С помощью компьютера педагог может разработать раздаточный материал по учебному предмету (например, карточки с различными заданиями, таблички с речевым материалом и т.п.), иллюстративный материал (например, таблицы, схемы, медиафайлы и т.д.), а также подготовить учебную презентацию [2].

Обозначая актуальность и развитие технических средств обучения (ТСО), Г.Ф. Суворова, Я. В. Владимиров, А. В. Поляков, утверждают, что для их применения на уроках требует выполнение следующих методических положений:

Применение компьютерных технологий в школе для детей с нарушением слуха позволяет создать условия, повышающие качество преподавания чтения, увеличивает познавательный интерес учеников во время организации и проведения уроков, а также способствует совершенствованию профессиональных умений преподавателя. Можно с уверенностью сказать, что внедрение и применение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения глухих и слабослышащих школьников споспешествует формированию современной педагогической технологии образования младших школьников, помогающей как учителям, так и ученикам, гармонично существовать и реализоваться в информационной среде.

Таким образом, вопрос применения принципа наглядности в обучении детей сливается с вопросом качественного роста уровня обучения. Прибегая к оправданному использованию наглядных средств, необходимо иметь близкое знакомство с методикой их применения. Наглядность играет особенно значимую роль в процессе обучения детей младших классов. Наглядность является незаменимым «сотрудником», обозначается средством развития речи, так как восприятие информации зрительным (или другим сохранным) анализатором, и способствует увеличению эффективности восприятия.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

Роль наглядности в обучении детей младшего школьного возраста определяется тем, что она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний; является критерием достоверности приобретаемых знаний; оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность; соответствует склонности учеников мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Наглядные средства имеют в обучении не только материальное, но и формальное значение; обеспечивают обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения. Мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.

Наглядность как средство развития речи.

Итак, можно заключить, что наглядности как средству развития речи детей присущи следующие характеристики:

Важнейшим критерием при выборе и подготовке наглядного средства является учет возраста детей и уровень их речевого развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *