в чем заключается принцип коллективизма в этике
В чем заключается принцип коллективизма в этике
Коллективизм (лат. collectivus, от colligere — собирать вместе) — один из осн, принципов коммунистической нравственности, раскрывающий взаимоотношения отдельного человека и общества в целом, личности и коллектива. Исторически К. как нравственный принцип зарождается еще в условиях буржуазного об-ва в среде рабочего класса, в его коллективном труде и совместных действиях против капитала. При социализме он становится формой отношений между людьми в самых различных областях социальной жизни в масштабах всего об-ва.
Социалистический К. в корне противоположен буржуазному индивидуализму. Его социальной базой является общественная собственность на средства производства и обусловленная ею общность коренных целей и интересов людей. Содержание принципа К. включает решение следующих важнейших нравственных проблем: отношения личности и об-ва; определение целей и мотивов общественно полезной деятельности; соотношение общественных, коллективных и личных интересов; нормы повседневных взаимоотношений между людьми; соотношение коллектива и индивида с т. зр, нравственного авторитета и ответственности.
В противоположность буржуазному принципу эгоизма К. подразумевает, что человек в своей общественно полезной деятельности исходит из мотива сохранения и умножения общественного достояния, ставит перед собой цель осуществления общественного блага. При этом человек служит об-ву не потому, что он повинуется чьей-то воле, а добровольно, на основе собственного понимания интересов об-ва и остальных людей, т. е. сознательно и свободно. Со своей стороны об-во также делает предметом своей первоочередной заботы потребности личности.
Осознание этого единства общественных и личных интересов позволяет человеку в определенных случаях, когда в этом возникает необходимость, добровольно поступиться своими интересами в пользу общественных. Признание приоритета общественных интересов не означает безусловного подавления интересов личных. Оно лишь позволяет преодолевать возникающие между ними противоречия, к-рые имеют частный, преходящий характер, и в конечном итоге способствовать достижению максимального удовлетворения интересов всех членов об-ва.
Отсутствие антагонистических противоречий между интересами людей и общность их осн. целей при социализме способствуют развитию отношений товарищества, взаимопомощи, взаимной требовательности, принципиальности, честности и искренности, доверия и уважения между людьми. Принцип К. отражает в себе подлинно человеческий характер социалистических отношений и самым тесным образом связан с гуманизмом коммунистической морали. Принцип К. предполагает высокую меру личной ответственности человека: каждый отвечает не только за свой собственный образ жизни и поступки, но и за судьбы множества людей, коллектива, в конечном счете за судьбы об-ва.
В то же время каждый отдельный человек отвечает за свои поступки перед окружающими, перед коллективом, в к-ром он живет, учится, работает. Признание своей ответственности перед коллективом и его морального авторитета вовсе не умаляет значения совести личности. Просто каждый человек, совершая поступки, затрагивающие интересы об-ва, должен быть готовым выставить их на суд общественного мнения, в создании к-рого он сам участвует наравне со всеми. Это не означает, однако, что в социалистическом об-ве повседневная деятельность личности должна быть объектом публичного контроля; в этом нет никакой необходимости.
По мере развития коммунистической сознательности людей возрастает степень самостоятельности и личной свободы каждого человека в исполнении им общественного долга. Т. обр., принцип К. не имеет ничего общего с обезличиванием человека, подавлением подлинной свободы личности и ее интересов, как его иногда пытаются изобразить противники коммунистической нравственности.
Принципы морали: коллективизм, гуманизм, принцип справедливости и законности.
Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.
К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм, альтруизм, коллективизм, принцип справедливости и другие.
Принцип коллективизма представляет собой осознанное подчинение личных интересов общественным, ориентация на интересы общества, борьба с теми проявлениями индивидуализма, которые мешают общественному благу. Коллектив является сообществом людей, объединенных общественно значимыми целями, что свидетельствует о высоком уровне их сплоченности. Степень его позитивного влияния на личность определяется доброжелательностью и заботой в отношении коллектива к внутреннему миру индивида.
В ряде случаев коллективизм оказывается губителен. Можно выделить такие формы ложного коллективизма, как национализм, шовинизм, расизм, бандитизм и др. В конечном счете, такие формы коллективизма укоренены в противоположном ему принципе индивидуализма, которым пронизано современное постиндустриальное общество. Это центробежная сила, которая приводит людей к непониманию, разъединению, распрям и, наконец, к войнам.
Гуманизм – мировоззренческий и нравственный принцип, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.
Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности.
Принципы справедливости и законности, как одни из важных регуляторов поведения человека, служат мерой прав, благ личности или социальной группы, основой требований и оценок с точки зрения определенного класса или общества. В их содержании закрепились и важнейшие общечеловеческие требования.
Для установления правильного соотношения между справедливостью и
законностью следует, прежде всего, учитывать их значение как социальных
регуляторов гармоничного отношения личности и общества. Именно такой
характер понимания, как справедливости, так и законности установился в классическом правоведении со времен Платона и его диалога «Государство». Ни у кого не вызовет сомнения тот факт, что деятельность людей, отношения, возникающие между ними, поведение каждого члена общества и
действия отдельных социальных групп требуют регулятивного воздействия,
установления общих правил. Вся совокупность норм, осуществляющих регулирование поведения и деятельности, составляет систему нормативного регулирования общественных отношений.
3.4. Специфика и роль морали в условиях становления и развития правового демократического общества: принцип социальной справедливости, сужение сферы правового регулирования общественных процессов, принцип замещения правовой ответственности моральной ответственностью личности. Духовные барьеры, препятствующие противоправному поведению индивида.
Моральные нормы всегда способствовали демократизации и гуманизации права. Эффективность функционирования морали зависит от системы правовых институтов, способствующих или препятствующих утверждению общечеловеческих норм, а эффективность функционирования правовых норм – от уровня их соответствия требованиям морали.
Позитивные сдвиги в сфере морали, как правило, способствуют формированию правового сознания и правовой культуры граждан. Гармоничное функционирование норм права и морали обеспечивает целостность и жизнеспособность социальных общностей, которые они обслуживают.
Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человек, в том числе применительно к деятельности суда. В частности ст. 10 декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.
Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации.
Право, существуя в форме государственных законов, указов, в отличие от нравственных норм, императивно регулирует поведение людей. Если нарушение моральных правил вызывает общественное порицание или суд совести, то нарушение или невыполнение норм права предусматривает применение наказаний и принудительных мер. Нормы морали регламентируют почти все проявления жизнедеятельности людей, а нормы права – лишь наиболее значимые. Поэтому граница правовой сферы не совпадает с границами известных групп общественных отношений.
По своей сущности, по социальному назначению право представляет собой определенный порядок в обществе. Сферу правового регулирования составляют три группы общественных отношений – имущественные, управленческие и обеспечение защиты общественного порядка. Другие общественные отношения подпадают под правовое регулирование тогда и постольку, когда и поскольку они носят имущественный, управленческий или охранительный характер. Вот почему в той или иной группе общественных отношений часть их регулируется правом, а другая часть не регулируется.
Иногда происходит сужение сферы правового регулирования за счет отказа от использования права в тех или иных областях общественных отношений. Например, в некоторых мусульманских государствах в семейных и некоторых других отношениях место законов часто занимает Коран. Научно-технические процессы часто приводят как к расширению, так и сужению сферы правового регулирования. В настоящее время в нашем обществе проявляется тенденция четко ограничить и в некоторых случаях сузить сферу действия правовых норм и повысить роль и значение прочих социальных норм. Задача права состоит в том, чтобы применять такие средства и методы, которые дополняли бы и укрепляли иные формы социального регулирования. Поэтому проблема внешних границ сферы правового регулирования тесно соприкасается с проблемой метода правового регулирования, который, в свою очередь, обусловлен характером объектов, входящих в данную сферу.
Противоправное поведение является взаимодействием внешних факторов и внутренних, личностных качеств человека. К внешним факторам, обуславливающим совершение преступления, относятся неблагоприятные условия нравственного формирования личности человека, а также те особенности ситуации, которые способствуют возникновению преступного намерения, заключая в себе объективные возможности для совершения преступления. К числу внутренних факторов относятся антиобщественные взгляды, ориентации, потребности, проявленные в соответствующих мотивах. Значение ситуации в механизме преступного поведения также зависит от того, является ли преступление длительным поведением или отдельным поведенческим актом. Последний обычно более ограничен во времени и может быть нехарактерен для данной личности. Длительное поведение, в том числе преступное, больше выражает внутренний мир человека, его ценностные ориентации и потребности, чем отдельный поступок. Поэтому, личностные качества человека, сформированные в благоприятной среде, ориентирующие его на знание правовых норм и норм морали, и являющиеся ядром внутренней структуры личности, скорей всего, и будут теми духовными барьерами, которые не дадут возможности осуществления противоправного поведения.
Тема 4. Основные категории этики: добро и зло, справедливость, честь и достоинство, совесть.
1. Этические категории «добро», «зло»
2. Этическая категория «справедливость»
3. Этическая категория «честь»
4. Этическая категория «достоинство»
5. Этическая категория «совесть
Категория – это основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета. Этические категории – это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности. Особенностью категорий этики является то, что многие из них являются словами обыденного языка, например, «добро», «счастье», «свобода» и др. Это происходит потому, что предмет этики непосредственно связан с жизнедеятельностью людей, с теми смыслами и ориентирами, которыми они руководствуются в повседневной жизни.