в чем заключается принцип деятельности модульного обучения ответ
Принципы модульного обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Принципы обучения – это система педагогических методов и средств, которые использует педагог для организации и реализации учебного процесса.
Понятие и сущность принципов модульного обучения
Принцип модульности обучения заключается в том, что весь учебный материал поделен на блоки – модули, каждый из которых представляет собой логичное содержание учебной информации по определенной теме (предмету), и направлен на достижение определенной педагогической цели.
Цель, задачи и содержание модульности обучения строится на следующих принципах:
Принцип осознанной перспективы. Данный принцип требует от учебного процесса соблюдения ряда педагогических правил, а именно учащийся должен в первую очередь быть ознакомлен с конечной целью изучения дисциплины (предмета), то есть всех модулей. Так же педагог прежде, чем приступить к изучению дисциплины должен провести вводный урок (занятие) и ознакомить учащихся со всеми модулями дисциплины и промежуточными целями (целями каждого модуля). Модульная программа должна состоять из учебных действий, направленных на достижение учениками близких, средних и отдаленных перспектив обучения. В общем же данный принцип направлен на формирование у учащихся представлений о перспективах эффективности освоения учебной дисциплины Эффективность освоения дисциплины, согласно принципу осознанной перспективы, зависит от следующих факторов:
Принцип разносторонности методического консультирования. Данный принцип предполагает организацию учебного процесса таким образом, что и ученик, и педагог являются его активными участниками. В процессе обучения, для поддержания интереса к обучению, а также с целью эффективного усвоения учебного материала педагог реализует консультативно-координирующую функцию, на основании индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Таким образом, принципы модульного обучения направлены на организацию учебного процесса таким образом, что изучаемая дисциплина (предмет) поделены на модули (блоки), которые содержат логично составленный учебный материал. Модули находятся в относительной независимости друг от друга, что позволяет при необходимости корректировать или дополнять учебный материал модуля.
Педагогические правила применения принципов модульного обучения
Для реализации принципов модульного обучения необходимо соблюдать следующие педагогические правила:
Что такое модульное обучение?
Всё популярнее с каждым годом становится модульная форма обучения. Благодаря своей динамичности и высоким результатам эта система с успехом завоёвывает себе место в образовательных учреждениях.
Так ли хорошо «учиться по модулям»? Разбираем все плюсы и минусы модульной формы обучения.
Что такое модуль?
Термин «модуль» является ещё совсем молодым понятием в современном образовании России. Естественно, наши с вами родители впервые слышат о такой системе, однако сведущие люди и педагоги знают, что скрывается за этим словом.
Модуль — это часть образовательной программы, в которой изучается несколько предметов и курсов. Часто модулем называют часть программы курса по конкретной дисциплине, комплекс предметов или программу учебного курса.
Главным отличием модульной формы обучения от традиционной является самостоятельная работа учащегося. Школьник изучает предмет, а преподаватель координирует и контролирует его деятельность, организовывая учебный процесс, консультируя и мотивируя ученика. Новая информация преподаётся в виде блоков, при изучении которых и достигается конкретная педагогическая цель. Форма общения между преподавателем и учеником тоже отличается от традиционной формы обучения: школьник имеет индивидуальную траекторию обучения.
Модуль в современном российском образовании является:
частью образовательной программы;
фундаментом для формирования новых учебных программ;
основой для модернизации курсов повышения квалификации.
Структура модульного обучения
Образовательный процесс с модульной формой обучения основывается на учебных планах, утверждённых Министерством образования и наук Российской Федерации.
Структура образовательной программы содержит несколько модулей. Исполнение модулей выражается в кредитах. Один кредит содержит тридцать шесть академических часов. За учебный год учащиеся должны освоить шестьдесят кредитов. Работы по кредиту делятся на:
практические и лабораторные работы;
консультации, экзамены и квалификационная работа.
Каждый модуль состоит из учебных элементов (обычно пять-восемь элементов в одном модуле), состоящих, в свою очередь, из цели, списка материалов, пособий и проверки полученных знаний.
Среди учебных элементов различают:
базовые проблемы элемента (кейсы),
Цель модульного обучения — организация и осуществление учебного процесса, построенного по принципу самостоятельной работы учащегося, повышение эффективности и качества обучения школьников, формирование универсально-профессиональных компетенций. Учебные модули построены так, чтобы помочь ребёнку разобраться со всеми стоящими перед ним задачами, овладеть нужной информацией, успешно усвоить материал.
Оценка усвоенных знаний происходит посредством рейтинговой системы оценок.
Модульная система обучения
Модульная система обучения работает в формате Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системы, ECTS), основанной на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.
Модульная форма обучения основывается на модульном (с помощью блоков) построении учебного материала, оценивающегося суммой рейтинговых баллов за различные виды работ. Педагог самостоятельно решает, какое количество баллов определить для каждого модуля и вида учебной деятельности.
Формы контроля модульного обучения
В отличие от традиционной, модульная форма обучения имеет следующие виды контроля:
Оцениваются усвоенные знания в набранных баллах по шкале ЕСТS. Так, если соотносить привычные нам отметки с рейтинговыми баллами, получим следующее:
«отлично» — 90-100 баллов (отметка А по шкале ЕСТS);
«хорошо» — 75-89 баллов (В, С);
«удовлетворительно» — 60-74 балла (D,E);
«неудовлетворительно» + возможность пересдачи — 35-59 баллов (F, X);
«неудовлетворительно» + обязательный повтор курса — 1-34 балла (F).
Плюсы и минусы модульной формы обучения
А теперь поговорим о положительных и отрицательных сторонах модульного обучения.
Преимущества модульной формы обучения:
формирование хода обучения исходя из личных потребностей ученика;
адаптация учебного материала согласно индивидуальным возможностям и педагогическим целям;
равномерное распределение учебной нагрузки;
оценка знаний по итогам проделанной работы (конкретное количество баллов, которое исключает субъективное отношение преподавателя);
сокращённые сроки обучения;
возможность удалённого обучения.
Отрицательные стороны модульного обучения:
высокий уровень самоорганизации и индивидуальной работы;
возможны случаи неудачного подбора материала в рамках одного блока/модулей;
временное ограничение для выполнения заданий;
временные затраты на подготовку модульных программ и материалов;
адаптация к новой форме обучения;
отличное от традиционных школ расписание каникул (что не всегда удобно для родителей).
Рассмотрев положительные и отрицательные стороны модульного обучения, отметим, что плюсов (по крайней мере, для ученика) значительно больше, чем недостатков. Эффективность обучения, его качество, приучение к самостоятельной работе — это неоспоримые благоприятные черты обучения, к которым следует стремиться. Именно поэтому модульное обучение является столь инновационной и динамичной педагогической технологией, которую перенимает всё большее количество образовательных учреждений.
Принципы модульного обучения
Технология модульного обучения. Основные выводы
Поиск путей оптимизации педагогического процесса обусловил появление и развитие педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности. Дальнейшее развитие педагогических технологий связано с разработкой новых и модернизацией имеющихся, способных реализовать современные концепции образования и воспитания.
Среди приоритетных можно назвать технологии общения; технологии, развивающие личность с учетом ее принадлежности к тому или иному полу (исследованиями подтверждается, что педагогический процесс в период советской педагогики был ориентирован преимущественно на «бесполую» личность).
К приоритетным относятся и технологии, формирующие творческое нестандартное мышление (технологии развивающего, эвристического и проблемного обучения); технологии подготовки учителя (формирующие технологическое мышление и практические навыки и умения) по обучению или воспитанию в технологическом аспекте; технологии, при которых ученик оказывается в позиции субъекта учебного процесса, и при этом обеспечивается исследовательско-научный характер обучения.
Важным направлением в развитии технологий выступает совершенствование их методического инструментария и материально-технического обеспечения. Совершенствование и модернизация технологий предусматривает и придание им технологических характеристик гибкости, вариативности, многоцелевого назначения (И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович).
Описанные технологии не исчерпывают все многообразие существующих в настоящее время образовательных технологий.
Цель – рассмотреть специфику технологии модульного обучения, возможность ее использования в любой организационной системе обучения.
1. Понятие «обучающий модуль».
2. Принципы модульного обучения.
3. Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении.
4. Особенности организации педагогического контроля.
5. Преимущества модульного обучения.
Основные понятия: обучающий модуль, элемент модуля, базовая компонента модуля, вариативная компонента модуля, рейтинговая система оценки знаний.
Понятие «Обучающий модуль»
В условиях рыночной экономики возрастает потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах. Поэтому необходимы новые технологии обучения, гарантирующие развитие у студентов творческого мышления.
Технология модульного обучения как альтернатива традиционному обучению появилась и приобрела популярность в образовательных учреждениях США и Западной Европы в начале 60-х гг. ХХ в. В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т.И. Шамовой.
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Модульное обучение применяется пока исключительно в высших учебных заведениях.
Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение.
Модуль – это относительно самостоятельная часть какой-либо системы, несущая определенную функциональную нагрузку. В теории обучения это определенная «порция» информации или действия, достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего специалиста (Ю.Т. Тимофеев).
Обучающий модуль – это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.
Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача информационной части (дисциплины, разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы) – формирование теоретических знаний, функции деятельностной части (лабораторные практикумы, лабораторные работы, спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и дипломные проекты) – формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.
Основным структурным компонентом обучающего модуля, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в форме лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Каждый из элементов модуля должен иметь соответствующее программное обеспечение (например, в виде пакета прикладных программ). Завершающим этапом работы должны быть конкретные рекомендации студентам или учащимся для использования на практических занятиях, при курсовом и дипломном проектировании и для практической работы после окончания профессионального образовательного учреждения.
Структурная схема блока изучаемого предмета – это:
Модуль мотивации, включающий цели и задачи модуля; область применения знаний, умений и навыков, получаемых в данном модуле; профессиональная значимость знаний модуля для конкретной специальности.
Модуль информационного обеспечения, содержащий УМК (учебно-методический комплекс). Модуль информационного обеспечения дает возможность студенту выйти за рамки учебной программы и заниматься самообучением и исследовательской работой.
Модуль контроля и диагностики может включать в себя вопросы для самопроверки; индивидуальные задания; тесты. Для этого модуля основным показателем является объективность оценки. Поэтому в самом начале изучения модуля студенты должны четко знать систему оценок.
Модуль содержания включает структурированный учебный материал, где содержится логически законченный, целостный объем знаний, который может быть базой для изучения следующих модулей, а может и самостоятельно использоваться специалистом в процессе профессиональной деятельности.
В теории модульного обучения используются специфические принципы, тесно связанные с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности (П.Я. Юцявичене).
Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании, методах и организационных формах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным частям – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.
Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, т.е. модуль имеет четкую структуру. При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают отдельную тему конкретного курса или фрагмент темы, отвечающий конкретной дидактической цели, называемый элементом модуля.
Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержание модулей с учетом социального заказа. Инертность, присущая всем звеньям образования, является одной из причин разрыва между образованием и условиями жизни общества. Один из путей выхода состоит в том, чтобы обеспечить такое построение учебного материала, разделы переменной части которого могли бы быть достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела.
Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности.
Сформулируем его педагогические правила:
· содержание каждого элемента и, следовательно, модуля может легко изменяться или дополняться;
· конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;
· модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменимы.
Принцип действенности и оперативности знаний и их системы состоит в том, чтобы формировать действенные знания у обучаемых, т.е. обучать не только видам деятельности, но и способам действий. Ограниченность деятельного подхода в том, что он не предъявляет к процессу обучения требований развития творческого отношения.
Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемого. При реализации данного принципа должны соблюдаться правила: исходная диагностика знаний, по результатам которой строится индивидуализированная структура конкретного модуля; индивидуальный темп освоения; индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения определенной цели обучения.
Принцип осознанной перспективы требует соблюдения определенных педагогических правил. Каждому обучающемуся вначале надо представить всю модульную программу. В ней точно указывается комплексная дидактическая цель, которую обучающийся должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат. В модульную программу должна входить программа учебных действий для достижения обучающимся близких, средних и отдаленных перспектив.
На эффективность учения влияет множество факторов: соответствие содержания обучения возможностям обучающихся; умение выбирать ими оптимальные пути усвоения материала; степень сформированности навыков самостоятельного познания; умение педагога выбирать наиболее приемлемое для данных условий сочетание методов обучения. Поэтому модульное обучение должно базироваться на принципе разносторонности методического консультирования.
Эффективным педагогический процесс будет при условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому.
Принцип паритетности характеризует взаимодействие педагога и обучаемого в новых условиях, складывающихся в ходе реализации модульного подхода в процессе обучения.
Принцип паритетности в модульном обучении требует соблюдения педагогических правил:
· модульная программа обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня;
· она призвана освобождать педагога от выполнения чисто информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции;
· модули должны создавать условия для совместного выбора педагогом и учеником оптимального пути обучения;
· в процессе модульного обучения преподаватель передает некоторые функции управления модульной программе, в которой они трансформируются в самоуправление.
Принципы модульного обучения взаимосвязаны, опираются на общедидактические. Они (кроме принципа паритетности) отражают особенности построения содержания обучения.
В чем заключается принцип деятельности модульного обучения ответ
Профессор, член-корреспондент Польской Академии Наук. Разработал блочную систему обучения, объединяющую традиционную школьную дидактику и самообразование.
Впервые блочное обучение описал польский педагог Чеслав Купичевич (Czesław Kupisiewicz) в книге «Основы общей дидактики» (1973). Так он назвал свою «систему управления самообразованием», в которой обучение строится по чёткой программе, но внутри неё у ученика есть свобода действий.
По замыслу автора учебная программа подразделяется на следующие блоки:
В последние десятилетия XX века многие были убеждены, что традиционные школы скоро уйдут в прошлое, и все знания люди будут получать с помощью цифровых технологий. Блочное обучение позволяло создавать образовательные программы для полностью компьютеризированного обучения.
Но и сейчас, когда стало очевидно, что люди лучше усваивают знания при взаимодействии с другими людьми, идеи «управляемого самообразования» остаются актуальными. Они легли в основу стратегии модульного обучения, при котором ученик сам изучает предмет, а учитель создаёт условия для этого: мотивирует, направляет и контролирует.
Как устроено модульное обучение
Каждый день посвящён изучению одного или двух смежных дисциплин (например, история и литература или алгебра и геометрия). Считается, что без «скачков» по предметам информация усваивается легче. Кроме того, ученикам комфортнее общаться с одним–двумя преподавателями в день, а не с пятью–шестью. Минимальная продолжительность занятия — 2 академических часа (90 минут).
Программа по каждому предмету разделена на части (модули):
Целевой модуль (1–2 занятия) — учитель знакомит учеников с основными понятиями темы и оценивает уровень начальной подготовки класса.
Информационно-операционный модуль (3–5 занятий) включает самостоятельные и практические работы, на которых ученики изучают источники информации, дискутируют, обсуждают и прорабатывают материал.
Коррекционный модуль (1–2 занятия) — повторение и обобщение материала, задания для взаимо- и самопроверки, выявление пробелов в знаниях и их устранение.
Контрольный модуль (1–2 занятия) – проверка знаний по всей теме. Может проводиться в форме теста или зачёта.
На всех этапах есть промежуточные проверки в мягкой форме: например, самопроверка, взаимоконтроль или сверка работы с образцом. Это помогает преодолеть страх перед оценкой.
За работу на уроках и результаты проверок ученики получают баллы. В ходе занятия каждый ученик получает несколько оценок — за каждый вид учебной деятельности. Отрицательной мотивации нет: если учащийся плохо справился с работой, он просто получает меньше баллов.
Все промежуточные оценки выставляются только в тетрадь. В журнал ставится финальная оценка, которая рассчитывается по рейтинговой системе: в зачёт идёт сумма баллов, полученная на занятиях, и результаты итоговой контрольной.
Как проходит модульный урок
Подобно тому как учебная программа делится на модули, каждый урок разделён на учебные элементы:
Пример технологической карты для урока биологии
Источник: biouroki.ru
В течение модульного занятия учащиеся работают самостоятельно, общаются и помогают друг другу, оценивают себя и товарищей. Преподаватель контролирует процесс, отвечает на вопросы учеников и следит за временем выполнения заданий.
Применение модульного обучения
Обучение по модульно-блочной системе требует от учеников ответственности, самостоятельности и сформированных учебных навыков. Поэтому её разумно использовать в старших классах и вузах.
Технологии блочного обучения можно использовать на индивидуальных уроках, занятий в парах и малых группах. Они позволяют сочетать любые виды учебной деятельности: лекции, дискуссии, самостоятельные, практические и лабораторные работы. Модульное обучение сочетается с любыми формами получения образования: очной, дистанционной или семейной.
Плюсы и минусы модульно-блочного обучения
Плюсы:
Минусы:
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно