в чем заключается принцип децентрической направленности в русском языке
Урок 3.8. Критерии и принципы корректного речевого поведения
Понятно, что реальный процесс общения вовсе не строится вокруг одной темы: в реальном речевом акте часты переходы от одной темы к другой, выходы за пределы в данный момент обсуждаемой темы, помехи извне.
Тем не менее, как стратегическая задача неотклонение от темы имеет первостепенную важность именно для сохранения контакта. Психологам хорошо известно, что внимание аудитории рассеивается, если она не в состоянии связать произносимое в данный момент высказывание с объявленной лектором темой.
Ущерб ясности может возникать вследствие неприемлемых по уровню сложности или плохих формулировок и нарушения баланса известного и неизвестного.
Соблюдение принципа вежливости создаёт среду позитивного взаимодействия, обеспечивает благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий.
Максима такта предполагает соблюдение границ личной сферы собеседника. В составе каждого речевого акта есть область общих речевых действий и область частных интересов.
Максима такта рекомендует говорящему соблюдать осторожность в отношении речевой стратегии и области частных интересов собеседника.
Максима великодушия есть максима необременения собеседника, фактически она предохраняет собеседников от доминирования в ходе речевого акта.
Максима симпатии рекомендует благожелательность, она является условием действия других максим, она также предохраняет речевые акты от конфликта.
Принцип равной безопасности. Культура речи предполагает также принцип равной безопасности, суть которого в непричинении психологического ущерба партнеру по общению.
Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие. Суть этого принципа в том, что силы участников общения не должны тратиться на защиту эгоистических интересов. Следует направлять силы на поиск оптимального решения проблемы, не забывать о предмете обсуждения под действием эмоций.
Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, заключается в непричинении ущерба сказанному собеседником путём намеренного искажения смысла.
русскийязык (1). Толковым словарем русского языка в каком случае вопросы не соответствуют нормам управления
Для какой социальной прослойки характерен жаргон:
— профессиональной, возрастной
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род существительных: провизор, протеже?
— толковым словарем русского языка
В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
— удивляться — на кого? что?
В каком словаре слова располагаются в алфавитном порядке конечных букв слова
— обратном словаре
Найдите предложение без грамматических ошибок.
— В пятом классе мы очень любили читать как сказки Пушкина, так и стихи Некрасова
Отметьте пример ошибочного формообразования
— положь
Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении «Школа — это где учатся дети»
— пропуск слова, к которому относится придаточное предложение
За что ратует Пушкин в статье «О прозе»: «Должно бы сказать: рано поутру – а они пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба – ах, как все это ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее»?
— точность, краткость
От каких глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего или будущего времени?
— победить
Какое место занимает литературный язык в системе русского национального языка
— центральное место
Диалект отличается от общенационального языка …
— особенностями произношения
Использование принципа коммуникативной целесообразности регулирует … аспект культуры речи
— коммуникативный
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: представить – предоставить?
— словарем паронимов
Автор «Толкового словаря живого великорусского языка»
— В.И. Даль
Кто не является создателем словарей русского языка:
— Кони А.Ф.
Отметьте предложение, в котором правильно употреблен деепричастный оборот
— Поднявшись на вершину горы, мы увидели море
О каком качестве речи писал Л. Толстой: «Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розг»?
— правильность
От каких глаголов образуется форма настоящего времени?
— сочинять, помогать, дышать, поздравлять
Деепричастия типа бежав, бережа, жгя, идя
— не соответствуют современной норме
Использование норм современного русского литературного языка регулирует … аспект культуры речи
— нормативный
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин,
— ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.
Что называется совокупностью правил выбора и употребления языковых средств (в данном обществе в данную эпоху)
— норма
Отметьте неверные высказывания:
— К формам существования языка не относятся просторечие, диалекты, социолекты
Отметьте верные высказывания….
— В этимологических словарях объясняется происхождение слов
Аспекты культуры речи
— все перечисленные
Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении «Его герои, которые так интересно описываются в произведении, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце»
— допущено нанизывание придаточных предложений
Укажите предложение с грамматической ошибкой
— Монета оказалась старой, стертой с обоих сторон
Автор однотомного словаря русского языка…
— С.И. Ожегов
Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень любить
— носить на руках
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: типовой – типичный – типический?
— словарем паронимов
Лексика, сфера употребления которой ограничена территорией
— диалектизм
Определите экспрессивно-стилистическую (эмоциональную) окраску слова начертать в синонимическом ряду «написать, начертать, нацарапать»:
— высокое
Укажите синоним к фразеологизму закинуть удочку
— бросить пробный шар
В предложении «Самый ярчайший пример тому – библейские притчи»
— ошибка в образовании превосходной степени прилагательного
В каком ряду допущена ошибка в суффиксах причастий:
— выкачанная бочка, колющийся, замешенное тесто
Фразеологизм идти ва-банк означает.
— действовать, рискуя всем
Автор «Толкового словаря живого великорусского языка»
— В.И. Даль
Не образуются формы степеней сравнения от прилагательного.
— вороной
Укажите предложение с грамматической ошибкой
— Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков
В предложении «Обувь должна быть одновременно и красивее, и удобнее»
— ошибка возникает как результат отсутствия объекта сравнения
Качество слова, связанное с типичными для него сферами употребления, называется
— функционально-стилевой окраской
Немотивированные повторы однокоренных слов в предложении
— тавтология
Какое существительное относится к женскому роду?
— вуаль
Какое из словосочетаний является неправильным(?)
— наше МИД
Какое прилагательное имеет краткую форму?
— робкий
Стиль, характеризующийся тщательной артикуляцией, отчетливостью произношения звуков и их сочетаний
— полный
В каком ряду слов допущена ошибка:
— безынтересный, сверхизысканный, предистория
В каком предложении нарушены грамматические нормы?
— При дневном освещении рисунок казался еще более отчетливее и ярче
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант: пускать туман в глаза или пустить туман в глаза?
— фразеологическим словарем
Слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются:
— омонимы
Найдите вариант, где форма превосходной степени сравнения прилагательного образована неправильно
— умный — очень умный
В каких словах не пишется ь:
— живуч…, туч…, колюч…
Укажите ряд слов с ошибочным окончанием:
— смотрится, улыбается, клеет
Определите тип ошибки в предложении «Это дешевле, чем пареная репа»:
— неоправданная замена компонента фразеологизма
Определите экспрессивно-стилистическую (эмоциональную) окраску слова лицо в синонимическом ряду «лицо, физиономия, лик, рыло»:
— неодобрительное
Императивные нормы…
— строго обязательны к исполнению
Определите троп в судебной речи Н. И. Холева: «Но, быть может, чувства эти отцвели и побледнели и для молодых супругов наступила затем “осень любви”»
— метафора
Частица НЕ пишется слитно в слове:
— крайне (не) доверчивый покупатель
Кодификация норм литературного языка – это…
— закрепление их в специальных словарях, грамматиках и учебных пособиях
Какую максиму не содержат коммуникативные принципы Грайса:
— нормы
От каких прилагательных нельзя образовать наречия, имеющие степени сравнения:
— городской, звериный
В каком ряду все слова пишутся с удвоенной гласной:
— ком…ерческий, бюл…етень, парал…ель
С каким глаголом нельзя употребить наречие НАПРОЧЬ
— отказать
Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова
— индивидуум
Приставка ПРЕ пишется в слове:
— … емник директора
В чем заключается Принцип адекватности:
— в непричинении ущерба сказанному собеседником путем намеренного искажения смысла
В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква:
— к…сательная, м…кать в воду, р…вномерный
Определите риторическую фигуру в речи Демосфена: «Ты был протагонистом, я был зрителем. Ты во всех политических делах работал на врагов, я – на благо родины»
— антитеза
Правописание корней с проверяемыми гласными соответствует
— морфологическому принципу русской орфографии
О каком отрицательном факте предупреждает И. Ильф Е Петрова: «Если слово пришло в голову одновременно двум, значит оно могло прийти в голову трем и четырем, значит оно слишком близко лежало. Не ленитесь, Женя, давайте поищем другое. Это трудно. Но кто сказал, что сочинять художественные произведения – легкое дело»?
— штамп
Укажите предложение с грамматической ошибкой:
— Ихняя квартира
Содержание коммуникации не зависит …
— от языка, на котором говорят
Нормы русского литературного языка…
— динамичны, подвижны
Отметьте варианты слов с правильно поставленным ударением (ударная гласная обозначена заглавной буквой):
— запломбирОванный
Нормы литературного произношения в русском языке формировались на основе говора…
— московского
Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова
— макулатура
Укажите, в каком предложении местоимение употреблено неверно:
— Мне указали на свои ошибки.
Укажите правильную падежную форму имени числительного в предложении: Перепись населения в нашем городе будет проводиться 265 переписчиками
— двумястами шестьюдесятью пятью
Диспозитивные нормы…
— предполагают возможность выбора одного из вариантов
О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: «..если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности»?
— эмоциональность
Определите языковое средство в судебной речи Ф. Н. Плевако: «Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь…. Старушка украла старый чайник ценою в пятьдесят копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно»
— ирония
В каком документе НЕ обязательно название:
— деловое письмо
На бланке организации создается:
— приказ
Третьим этапом культурного развития языка является:
— появление национального литературного языка
Аллюзия – это:
— трансформация устойчивого выражения
Какая функция для художественного текста является определяющей:
— эстетическая
Языковая и речевая компетенция различаются:
— объемом словаря
К директивным документам НЕ относятся:
— уставы
Ограничение тематики характерно для:
— всех функциональных стилей
К жанрам собственно-научного стиля НЕ относится:
— учебник
Жесткая система жанров характерна для:
— всех функциональных стилей
Что НЕ характерно для функционального стиля:
— высокая степень авторской свободы
Единицей какого уровня языка является слово.
— лексического
Найдите предложение с грамматической ошибкой.
— Я уважаю и восхищаюсь своими родителями
Кто автор фразеологизма подковать блоху?
— Н.С. Лесков
Определите языковое средство в судебной речи Н. П. Карабчиевского: «Карьера практикующего врача его положительно отталкивала»
— оксюморон
Для текстов научного стиля НЕ характерно:
Элементом речевого этикета НЕ является
Термины в научном тексте составляют:
Трафаретная форма используется для создания:
Отличительной чертой документа НЕ является:
a. высокая степень авторской свободы
Реферат относится к … подстилю научного стиля:
Степень авторской свободы возрастает:
d. официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль
Институциональное ограничение информации связано с:
a. государственной тайной
Профессиональное общение обеспечивают:
b. термины и профессионализмы
Отметьте предложение, в котором правильно употреблен деепричастный оборот
a. Поднявшись на вершину горы, мы увидели море
Какое место занимает литературный язык в системе русского национального языка
b. центральное место
Отметьте верные высказывания.
a. Орфоэпический словарь даёт варианты произношения слов
В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?
a. Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?
c. решать — решенный
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род существительных: визави, протеже?
b. толковым словарем русского языка
Определите тип ошибки в предложении «Надежность Альфа-Банка – это аксиома, не требующая доказательств»
В каких словах не пишется ь:
Слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются:
Определите функционально-стилистическую окраску слова содействовать в синонимическом ряду «помочь, содействовать»:
В чем заключается Принцип децентрической направленности:
b. непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие
Написание слов ЖЮРИ, БРОШЮРА, ПАРАШЮТ соответствует
a. традиционному принципу русской орфографии
Где неправильно определен разряд местоимения?
b. некий (отрицательное)
Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова
Соблюдение норм речевого этикета
А) Организационные принципы речевой коммуникации.
Организационные принципы речевой коммуникации |
Принцип последовательности |
Принцип вежливости |
Принцип предпочитаемой структуры |
Принцип кооперации |
1) принцип последовательности. Он предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции: если первая реплика – вопрос, то вторая должна быть ответом; приветствие сопровождается приветствием, просьба – ее принятием или отклонением. Данный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.
2) принцип кооперации. По мнению американского лингвиста Г.П.Грайса, этот принцип составляет основу речевого общения. Он указывает на необходимость относиться к общению как к сотрудничеству.
Принцип кооперации состоит из нескольких постулатов, так называемых максим, т.е. правил.
А) Постулат количества. Высказывание должно содержать не больше и не меньше информации, чем требуется для текущего диалога.
Б) Постулат качества. Старайся, чтобы твое высказывание было истинным; не говори того, что ты считаешь ложным; не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований;
В) Постулат отношения (релевантности). Не отклоняйся от темы!
Г) Постулат способа. Выражайся ясно! Избегай непонятных выражений! Избегай неоднозначности! Будь краток! Будь организован!
3) Принцип вежливости. Этот принцип сформулировал Джон Линч. Принцип вежливости представляет собой совокупность ряда следующих максим:
— максима такта. Это максима границ личной сферы. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.д.), побуждения выражать не как команду, а как совет.
— максима великодушия. Эта максима не обременения собеседника. Хороший коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой; не следует требовать извинений и покаяний.
— максима одобрения. Она выражается в позитивности высказывания, в сдержанной оценке собеседника.
— максима скромности. Это максима неприятия похвал в собственный адрес. Участник общения должен обладать объективной самооценкой. Сильно завышенная или сильно заниженная самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.
— максима согласия. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи – сохранения диалога.
— максима симпатии. Это максима доброжелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Определенную проблему представляет так называемый безучастный контакт, когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу.
4)Принцип предпочитаемой структуры. Он характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими или отклоняющими ответными репликами. Согласие большей частью выражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие формулируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузойПауза служит своего рода индикатором нежелательных отклоняющих ответов. Она позволяет говорящему своевременно дополнить реплику усиливающими доводами. Соблюдение этого принципа призвано не обидеть собеседника, избежать критической направленности разговора.
Б) Наряду с вышеуказанными организационными принципами общения важно
соблюдать принципы психологические:
Принцип равной безопасности |
Принцип децентрической направленности |
Психологические принципы речевой коммуникации |
Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано |
А) принцип равной безопасности. Непричинение психологического или иного ущерба ни одному из участников общения. Этот принцип направлен на защиту чувства собственного достоинства. Он запрещает оскорбительные, унижающие выпады против личности собеседника, какие бы тот мысли и идеи не отстаивал. Если один из собеседников нарушает данный принцип, то происходит подмена цели (достижение истины), спор сходит с рельсов логики развития мысли и начинается противоборство амбиций. Оказавшись объектом насмешек, человек нередко слепо и беспощадно мстит за унижение.
Принцип равной безопасности, если им руководствуются обе стороны, предполагает конструктивный подход к решению вопроса спора, т.е. стремление к обмену мнениями, беседе, нахождению компромисса.
Б) Принцип децентрической направленности. Это умение анализировать ситуацию или проблему с т.з. другого человека, смотреть на себя и других исходя из интересов дела, а не из личных целей.
В) Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано. Данный принцип заключается в непричинении ущерба мысли намеренным или ненамеренным искажением сказанного (услышанного).
НЕ следует забывать о том, что использование организационных и психологических принципов речевой коммуникации не будет успешным без соблюдения правил речевого этикета и культуры речи.
3. На эффективность общения также влияют следующие условия:
Условия эффективного общения |
Коммуникативная заинтересованность |
Настроенность на мир собеседника |
Умение понять замысел говорящего |
Умение использовать разнообразные способы передачи информации |
Обстановка, внешние обстоятельства |
Соблюдение норм речевого этикета |
Умение слушать |
Рефлексивное слушание |
Нерефлексивное слушание |
одобрение |
частичное повторение того, что было сказано |
сопереживание |
обобщение |
1)коммуникативная заинтересованность, которая устанавливает паритетность вне зависимости от социального статуса и ролей участников общения;
2)настроенность на мир собеседника: успешность речевого общения определяется умением говорящего представить мир слушающего и в соответствии с этим организовать свою речь;
3)умение слушать собеседника.
4)умение понять замысел говорящего. Важно помнить, что умение понять не означает принять точку зрения или замысел собеседника.
5)умение использовать разнообразные способы передачи информации. Иными словами, говорящий должен «вложить душу» в то, что он сообщает. Речь должна быть выразительной, эмоциональной, искренней и т.д.
6)обстановка, внешние обстоятельства: настроение, наличие посторонних, форма общения (телефон, записка, беседа с глазу на глаз и т.п.).
соблюдение норм речевого этикета.
Существует два вида слушания:
А) нерефлексивное, т.е. «молчаливое» слушание. Оно не всегда бывает уместным, т.к. молчание можно принять за «знак согласия».
Б) рефлексивное – активное вмешательство в речь собеседника с целью создания доверительной обстановки, правильного понимания собеседниками друг друга.
Существует 4 способа правильно слушать:
2)частичное повторение того, что было сказано;
Невербальная коммуникация Паралингвистическая информация |
В зависимости от ситуации необходимо правильно выбрать тот или иной вид слушания. 4.Немаловажное значение также имеет невербальная коммуникация*.
жесты |
телодвижения |
поза |
дистанция |
Темп и тембр речи |
Эффективность общения зависит не только от того, как понят текст собеседника, но и от умения понимать и правильно интерпретировать невербальную, или паралингвистическую информацию, включающую*:
• дистанцию в общении с Вами;
*Материал в сокращенном и измененном виде приводится по: О. В. Баркова, Л. В. Выборнова, В. Н. Кирсанова,И. П. Кирсанова, Е. Н. Пескова.РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.- Челябинск, 2007.-с.12-20
Информация данного типа является неосознаваемой, так как порой человек желает ее скрыть, чтобы собеседник не понял его истинных чувств, мыслей, намерений. Психологи называют этот канал каналом утечки информации.В качестве средств приема и передачи информации данного типа используются следующие средства:
1) телесный контакт; 2) дистанция между общающимися; 3) их положение в
пространстве по отношению друг к другу; 4) внешний вид; 5) поза; 6) жесты;
7) мимика; 8) взгляд; 9) паралингвистические особенности: «риторические
уловки», энергетика речи; интонация: (темп речи; ритм речи; громкость; артикуляция), смех.
Умение «считывать», понимать и сопоставлять невербальную информацию с вербальной помогают Вам составить представление:
О морально-личностном потенциале Вашего собеседника:
• его внутреннем мире;
• чувствах и переживаниях;
• намерениях и ожиданиях;
• степени решительности или отсутствии таковой и т.д.
Несомненно, что по речи человека, создаваемым им текстам, мы определяем уровень его компетентности, речевой и интеллектуальной культуры, социальную принадлежность и т.д. Но, согласитесь, речевые тексты можно «подделать». Поэтому правдивую информацию о том, что представляет собой человек на самом деле, каковы его мотивы, цели и помыслы, мы получаем по невербальному информационному каналу, сопоставляя его данные с вербальной информацией.
Французский психолог Франсуа Сюдже, автор книги «Правда о жестах», считает, что 55% информации мы узнаём из жестов и мимики собеседника, 38% –– из его интонации, и только 7––10% –– из слов, текстов.
Б. Шоу в предисловии к сборнику своих избранных пьес отмечал, что существует 50 способов сказать слово «да» и 500 –– слово «нет», а вот написать эти слова можно только одним способом каждое: да и нет.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 282 ; Мы поможем в написании вашей работы!