в чем заключается причина неплатежеспособности образовательного учреждения ответ

Приложение 4. Порядок анализа причин неплатежеспособности предприятий

1. Порядок анализа причин неплатежеспособности предприятий.

К числу наиболее вероятных причин, обусловливающих неплатежеспособность предприятия относятся следующие:

— производство продукции, пользующейся ограниченным спросом, вследствие ее морального устаревания или перепроизводства;

— производство продукции низкого качества;

— высокие цены реализуемой продукции, в связи с чем задерживается ее сбыт;

— низкий уровень использования производственных мощностей;

— значительная дебиторская задолженность за товары отгруженные, неоплаченные в срок.

1.1. Причины производства продукции, пользующейся ограниченным спросом.

Основной причиной продолжения производства указанной продукции является задержка обновления ее выпуска из-за отсутствия у предприятия достаточных средств на техническое перевооружение или реконструкцию.

1.2. Причины производства продукции низкого качества.

Установление указанных причин следует начинать с оценки уровня применяемой технологии и установленного оборудования, с помощью которого производится продукция низкого качества.

Если причиной низкого качества производимой продукции является применение устаревшего оборудования, то в качестве меры, обеспечивающей повышение качества продукции, следует рекомендовать проведение технического перевооружения неплатежеспособного предприятия или его реконструкцию.

В случае же, когда указанные причины производства продукции низкого качества отсутствуют, но выпуск такой продукции имеет место, тогда меры, обеспечивающие повышение качества производимой продукции, устанавливаются на основе результатов анализа и оценки соблюдения производственной и технологической дисциплины, организации контроля качества выпускаемой продукции, уровня квалификации рабочих ведущих профессий, качества сырья, материалов и комплектующих изделий и т.д. С учетом этих результатов формируется состав организационно-технических мероприятий, обеспечивающих повышение качества производимой продукции. В состав таких мероприятий включаются мероприятия по экономическому стимулированию производства продукции высокого качества, совершенствованию технологии, совершенствованию материально-технического снабжения, повышению квалификации рабочих и т.д.

1.3. Причины установления высоких цен реализуемой продукции.

Причины высоких цен реализуемой продукции выявляются в результате анализа себестоимости производимой продукции, поскольку она является главной составляющей цены. При этом следует использовать показатели себестоимости продукции в разрезе статей затрат других рентабельно работающих предприятий, выпускающих продукцию, аналогичную продукции, производимой данным неплатежеспособным предприятием.

В процессе анализа прежде всего определяются затраты по эксплуатации оборудования. При их нарастании по годам отчетного периода и превышении сходных затрат рентабельно работающих предприятий, выпускающих аналогичную продукцию, необходимо оценить технические уровни парков основного технологического оборудования неплатежеспособного предприятия и сравнить их с техническими уровнями парков соответствующего технологического оборудования рентабельно работающих предприятий. Если результаты сравнения покажут, что парки оборудования неплатежеспособного предприятия имеют наиболее низкие показатели технического уровня, то в качестве меры, обеспечивающей рентабельную работу последнего, следует рекомендовать его техническое перевооружение или проведение реконструкции. В случае же, когда четкой разницы между техническими уровнями сравниваемых парков не наблюдается, то в качестве меры, обеспечивающей рентабельную работу неплатежеспособного предприятия, рекомендуется принять меры организационно-технического характера, т.е. организационно-технические мероприятия, устанавливаемые в результате анализа себестоимости производимой продукции по статьям затрат. В состав этих мероприятий включаются мероприятия по совершенствованию организации и оплаты труда, по организации рационального использования сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, по наведению порядка хранения товароматериальных ценностей, сокращению административно-управленческих расходов, ликвидации непроизводительных расходов и т.д.

1.4. Причины низкого уровня использования производственной мощности.

В первую очередь проверяется правильность расчетов производственной мощности с целью оценки соответствия этих расчетов действующей методике ее определения. В случае несоответствия уровень использования производственной мощности исчисляется по отношению к значению мощности, рассчитанной на основе действующей методики. После этого устанавливается степень сопряженности между производительностью ведущего звена (цеха, участка, агрегата, установки, группы оборудования), по которому рассчитывается производственная мощность и производительностью остальных звеньев, анализируются простои оборудования, оценивается обеспеченность предприятия рабочими кадрами соответствующей квалификации и т.д. В заключение устанавливается состав организационно-технических мероприятий, обеспечивающих повышение уровня использования производственной мощности. К числу таких мероприятий относятся мероприятия по расшивке «узких мест», совершенствованию ремонта и технического обслуживания оборудования с целью сокращения его простоев, повышению квалификации рабочих и т.д.

1.5. Причины дебиторской задолженности.

Выявляются наиболее значительные должники неплатежеспособного предприятия и совместно с ними выясняются их возможности погашения долга. В случаях, когда должники отказываются добровольно уплатить долг в ближайшее время, возможно рассмотрение вопроса о направлении в арбитражный суд иска о возбуждении дела об их банкротстве.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Причины неплатежеспособности организации

Федеральное агентство по образованию

Филиал Государственного Образовательного учреждения Высшего профессионального образования

Московский Государственный университет технологий и управления

по дисциплине: «антикризисное управление»

«Причины неплатежеспособности организации
».

Ф.И.О.

Никулушкина Мария Витальевна

Домашний адрес:

г. Димитровград,

ул. Братская, д. 31, кв. 48

1.
Понятие и причины возникновения неплатежеспособности организации……………………………….4

1.1.
Общие причины неплатежеспособности………………6

В процессе производственно-хозяйственной, финансовой деятельности у организации постоянно появляются обязательства, по которым она должна в определенный срок совершить платеж (уплатить налоги, заплатить за материалы, вернуть взятый кредит, заплатить проценты за пользование кредитами), поставить продукцию или оказать услуги по договору с другой организацией. Если организация работает с прибылью (в том числе и от внереализационной деятельности), то выручка от реализации продукции позволяет ей своевременно выполнить свои обязательства.

Правильное планирование денежных и ресурсных потоков и организация их движения по нужным направлениям позволяют организации своевременно производить расчеты с кредиторами и бюджетом, то есть оставаться абсолютно платежеспособной.

Под платежеспособностью понимают способность своевременно и точно выполнять все принятые на себя денежные или выраженные в денежном эквиваленте обязательства.

Величина собственного капитала и платежеспособность взаимозависимы. Чем выше доля собственного капитала, тем более платежеспособной является организация.

Однако в деятельности организации может возникнуть ситуация, в которой она по разным причинам не может в достаточном объеме и своевременно получить доходы, покрывающие расходы. В этом случае организация вместо прибыли может получить убытки, что приводит к утрате части собственного капитала и, как следствие, к проблеме неплатежей по обязательствам организации. Убытки представляют собой прямую утрату капитала (собственного или части заемного).

1.
Понятие и причины возникновения неплатежеспособности организации.

Всякая организация, осуществляющая коммерческую деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками и потребителями) и т.д. В процессе этих отношений у организации возникаютобязательства,

которые могут привести к тому, что она станетдолжником

и будет обязана в некоторый срок совершить в пользу другого лица определенные действия, а именно: произвести платеж, поставить товар, исполнить услугу и т.д.

Организация, которая из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения со сбоями и срывами, вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособной

,
или несостоятельной,

наносящим ущерб своим кредиторам.

Очевидно, что неплатежеспособность

есть некая переменная характеристика, которая может иметь разные градации — от эпизодической, случайной, временной, до устойчивой, длительной и хронической неплатежеспособности.

Длительная и хроническая неплатежеспособность представляет угрозу банкротства, т.к. приводит к разрушению экономических отношений организации на всех уровнях.

Неплатежеспособная организация

– это организация, которая в связи с недостаточностью ликвидных (быстрореализуемых) ресурсов из режима своевременного исполнения обязательств переходит в режим ненадлежащего исполнения.

Неплатежеспособная организация поглощает (с задержкой или безвозвратно) ресурсы кредиторов: деньги, товары, работы, услуги; формирует недоимки по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. Такая организация наносит финансовый ущерб своим кредиторам и получателям бюджетных средств.

В конечном счете, неплатежеспособная организация ставит своих кредиторов (и государство в том числе) перед выбором:

• или дать предприятию некий контролируемый шанс на преодоление внутреннего финансового кризиса, на финансовое оздоровление, что может быть реализовано в рамках некоторого ограниченного во времени (временного) соглашения;

• или выставить требования о ликвидации данного предприятия и продажи его имущества, чтобы за счет этого удовлетворить полностью или хотя бы частично требования кредиторов.

Цивилизованная процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами называетсябанкротством

предприятия.

В соответствии с Законом о банкротстве, несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Понятия банкротство и несостоятельность для простоты изложения используются как синонимы. Между тем, следует разграничивать понятия несостоятельность и неплатежеспособность.
Важно отметить, что организация не может быть признана несостоятельной только потому, что она является временно неплатежеспособной. Такая ситуация возникает в случае, когда совокупность обязательств, принятых по отношению к предпринимательской фирме со стороны ее контрагентов, превышает совокупность обязательств, принятых самой этой фирмой.

1.1. Общие причины неплатежеспособности

Представляется очевидным, что неплатежеспособность прямо пропорциональна объему обязательств. Действительно, абсолютно платежеспособной является организация, капитал которой полностью является собственным, а обязательства отсутствуют.

Так как обязательства возникают всегда (например, по налогам), это означает, что данная организация с опережением (авансом) исполняет свои обязательства. Она никому не должна, и вопрос о её неплатежеспособности просто не возникает.

В то же время организация может абсолютно не иметь собственного капитала, работать целиком на заемных средствах и оставаться платежеспособной. Все зависит от выручки.

Из вышеприведенного примера следует, что неплатежеспособность, прежде всего обратно пропорциональна выручке.Чем меньше выручка, тем выше неплатежеспособность (естественно, при наличии обязательств). Если за определенный период темпы роста обязательств были выше темпов прироста выручки, то предприятие продвинулось в направлении роста неплатежеспособности.

В общем случае причинами неплатежеспособности являются факторы, влияющие:

а) на снижение или недостаточный рост выручки;

б) на опережающие прирост обязательства.

а) Замедление темпов роста выручки
либо ее абсолютное снижение наблюдается при:

— затоваривании, когда снижается спрос на продукцию из-за ее неудовлетворительного качества, высокой цены или снижения на нее потребности;

— растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда организация работает с ненадлежащим покупателем или не свободна в выборе надлежащего (последнее характерно для энергетиков);

— сужение рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров или по причине резкого усиления конкуренции и т.д.

б) Опережающий прирост обязательств
наблюдается в случаях, когда организация:

— осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые вложения (капиталовложения), которые не сопровождаются соответствующим ростом выручки. Может образоваться разрыв между сегодняшними вложениями и завтрашней выручкой, что делает вложения, при учете индекса инфляции, невыгодными или убыточными;

— загружает производство избыточными (неработающими) запасами, которые увеличивают затраты на их обслуживание (затраты на производство запасов, налоги на имущество, затраты на поддержание запасов и нереализованной продукции в товарном состоянии, складские расходы и т.п.);

— наращивает средства в расчетах, которые не имеют отношения к выручке (дебиторская задолженность, товары отгруженные, но не оплаченные);

— продает продукцию по ценам ниже себестоимости и соответственно несет убытки.

Данный комплекс общих причин неплатежеспособности характерен для всех предприятий, испытывающих трудности своевременного расчета по своим обязательствам, независимо от страны производства и рынка. Ситуация особо усугубляется, когда отсутствует планирование и управление денежными потоками.

В общем и целом причины неплатежеспособности могут быть сведены к двум основным:

· отставанию от запросов рынка (по предлагаемому ассортименту, по качеству, по цене и т.д.). В этом случае можно говорить о болезни бизнеса;

· неудовлетворительному финансовому руководству предприятием, когда оно избыточно отягощается обязательствами. Серьезным недостатком в деятельности организации, зачастую приводящим к кризисной ситуации, является некачественный финансовый менеджмент, в первую очередь отсутствие или неудовлетворительное планирование денежных и ресурсных потоков. В данном случае можно говорить о болезни финансового управления или менеджмента.

Таким образом, к общим причинам неплатежеспособности организации можно отнести следующие:

1) неэффективность системы управления пре

— отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;

— недостаточным знанием конъюнктуры рынка;

— низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников, падением престижа рабочих и инженерно-технических профессий;

— неразвитостью современных методов финансового менеджмента и управления издержками производства;

2) низкая конкурентоспособность продукции предприятий, которая выражается в низких потребительских характеристиках товаров и в высоких ценах;

3) несвоевременное поступление выручки при продаже ликвидной продукции;

4) низкий удельный вес денежной составляющей в выручке от реализации продукции в связи с бартерным характером товарных отношений между предприятиями;

5) дебиторская задолженность государства за заказанную, но неоплаченную продукцию. Она становится не только изъятым из оборота капиталом, но и навязанным предприятию имуществом, которое превращается в объект складирования, охраны и составляет значительную долю в налоге на имущество;

6) расходы по содержанию ведомственного жилого фонда, оставшегося на предприятии, которые являются большой нагрузкой на финансовый организм предприятия;

7) задолженность предприятий перед организациями-монополистами, продающими электроэнергию, газ, тепло и воду;

8) неиспользуемые производственные, административные и бытовые помещения, которые освободились из-за сокращения производства и также превратились в финансовую нагрузку;

9) низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед учредителями за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективность использования имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия.

1.2. Внешние причины неплатежеспособности.

Внешними

причинами называются те, на которые организация не может влиять или это влияние может быть незначительным. К внешним причинам неплатежеспособности
организации могут быть отнесены:

— общая экономическая ситуация в стране,

— общий дефицит денежных средств,

— низкий уровень платежеспособного спроса,

— отсутствие отработанной процедуры банкротства.

· международные факторы (экономическая цикличность развития ведущих стран, состояние мировой финансовой системы, стабильность международной торговли, зависящей в свою очередь от заключенных межправительственных договоров и соглашений приграничная торговля, таможенные тарифы и пошлины, международная конкуренция);

· национальные (факторы политического, экономико-географического, культурного и научно-технического характера).

Так, политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые через право, выражаются в отношении к предпринимательской деятельности и принципах государственного регулирования экономики, к формам собственности, мерам по защите прав потребителей и предпринимателей. Все это аккумулируется в законодательных нормах, актах, которые и определяют деятельность предприятий.

Экономико-географические факторы характеризуются размером и структурой потребностей, а при известных экономических предпосылках — платежеспособным спросом населения. К ним можно также отнести уровень доходов и накоплений населения, т. е. покупательную способность, уровень цен, возможность получения кредита, существенно влияющих на предпринимательскую активность, фазу экономического цикла, в которой находится национальная экономика.

Падение спроса, например, характерное для соответствующей фазы экономического развития, приводит к обострению конкуренции, разорению или поглощению обанкротившегося предприятия.

Факторы культурного характера проявляются в привычках, нормах потребления и предпочтениях одних товаров перед другими.

Уровень развития науки и техники определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства, производимые организацией для обеспечения конкурентных преимуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложений и могут в течение продолжительного времени отрицательно сказываться на прибыльности организации, в том числе и вследствие неудач при внедрении новых технологий.

Может негативно сказаться на прибыльности и
уменьшение объема продаж продукции организации
вследствие появления на рынке по более низким ценам товаров других фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, обеспечивающая меньшие производственные затраты.

1.3.
Внутренние причины неплатежеспособности.

Внутренние

– это причины, проявляющиеся в зависимости от деятельности самой организации.

Внутренние причины неплатежеспособности организации могут быть как объективные, так и субъективные:

падение спроса на выпускаемую продукцию,

несоразмерный фонд потребления,

отвлечение средств в краткосрочные финансовые вложения,

неправильный выбор форм безналичных расчетов,

большая кредиторская и дебиторская задолженность;

наличие незавершенного производства;

недофинансирование из бюджета;

наличие сверхнормативного остатка товарно-материальных ценностей и многое другое.

Иными словами, организация попадает в кризисное состояние следствием совокупности внутренних причин конструкторско-технологического, экономического, финансового характера, а также недостатков внутрифирменного экономического управления.

Конструкторско-технологические
причины объясняются технической отсталостью отечественных производителей, которая в полной мере проявилась после открытия рынков для зарубежных фирм-конкурентов.

Но сегодня, когда цены поднялись и сравнялись с мировыми, эти технические решения стали разорять предприятия из-за высокой себестоимости и убытков, так как цены производителя стали выше рыночных. Это породило вначале экономические, а затем и финансовые причины кризиса производителя.

Экономические причины
: высокая себестоимость постепенно оставила предприятия без прибыли, а затем и вовсе остановила производство из-за отсутствия выручки и оборотных средств.

Сокращение производства привело к появлению избыточных незагруженных мощностей, которые необходимо содержать и отвлекать на это и без того ограниченные ресурсы.

Кроме того, низкая конкурентоспособности и неумение продвинуть свою продукцию на рынки привели к тому, что основной формой продаж стала передача продукции на реализацию с отложенной на длительный срок оплатой.

К финансовым причинам
можно также добавить большие оттоки денежных средств на коммунальные расходы по содержанию производственных мощностей (тепло, вода, газ, электроэнергия) в связи с отсутствием сберегающих технологий исостоянии, когда долгов больше, чем имущества.

Поэтому в условиях рыночной экономики большую роль в защите прав и интересов юридических и физических лиц играет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов, либо помочь выйти должнику из кризиса.

Многие внутренние причины являются типичными для большинства предприятий и возникают вследствие неэффективного управления.

Всякая организация, осуществляющая коммерческую деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями. В процессе этих отношений у организации возникаютобязательства,
которые могут привести к тому, что она станетдолжником.
Такая организация обретает репутацию ненадежного партнера, недобросовестного плательщика, налогоплательщика, работодателя и т.д. При условии, если такая организация испытывает дефицит или кризис возможностей для исполнения имеющихся обязательств, то она может быть признана неплатежеспособной.

Неплатежеспособность может быть случайной, временной, длительной и хронической. Длительная и хроническая неплатежеспособность представляет угрозу банкротства, т.к. приводит к разрушению экономических отношений организации на всех уровнях.

Причины неплатежеспособности целесообразно классифицировать как общие, внешние и внутренние.

В общем причинами неплатежеспособности могут быть следующими:

· снижение или недостаточный рост выручки (затоваривание, сужение рынка, невозврат платежей);

· опережающий прирост обязательств (неэффективные финансовые вложения, избыточные запасы, наращивание средств в расчетах);

· отставание от запросов рынка;

К внешним причинам (т.е. те, на которые организация не может влиять) устойчивой неплатежеспособности могут быть отнесены: общая экономическая ситуация в стране, система налогообложения, общий дефицит денежных средств, низкий уровень платежеспособного спроса, отсутствие отработанной процедуры банкротства.

В составе внутренних причин (проявляющиеся в зависимости от деятельности самой организации) следует назвать нерациональную политику управления активами, сбои в механизме движения денежных потоков, низкую конкурентоспособность продукции, дефицит собственных оборотных средств, отсутствие финансового планирования и прогнозирования. Как показывает опыт, многие внутренние причины являются типичными для большинства российских предприятий и возникают вследствие неэффективного управления.

1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 31.12.2004 N 220-ФЗ.

4. Антикризисное управление. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 287 с.

5. Бланк И.А. Антикризисное финансовое управление предприятием. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2006. – 672 с.

6. Основы антикризисного управления предприятиями: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений/под ред. Н.Н. Кожевникова. – 2-е изд. – М.: Изд-ий центр. «Академия», 2007 – 496 с.

10. Уткин Э.А. Антикризисное управление. – М.: Тандем, ЭКМОС, 2000.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *