в чем заключается предварительная подготовка к уроку
Подготовка учителя к уроку. Организация работы учащихся на уроке
В подготовке учителя к урокам различают два этапа: предварительный и непосредственный.
Предварительная подготовка к урокам состоит:
— в создании и накоплении дидактического материала (индивидуальные задания по карточкам, диапозитивы, перфокарты, схемы, таблицы, природные материалы, картотека литературы по предмету и т.д.);
— в специальном изучении психолого-педагогической литературы, журналов (Педагогика, Народное образование, Воспитание школьников, Преподавание биологии в школе, Преподавание истории в школе и т.д.);
— в оборудовании своего рабочего места (наличие справочников, словарей, дополнительной литературы, хрестоматий, учебных программ, указателей наглядных пособий, пишущих средств, папок, конвертов и т.п.);
— в тщательном ознакомлении с содержанием и требованиями учебной программы по своему предмету и объяснительной запиской к ней, с учебниками и учебными пособиями, с опытом работы других учителей;
— в анализе личного опыта в предшествующий период, в тематическом планировании (указываются темы уроков, наглядные пособия и технические средства, основные методы работы, материал для повторения, дополнительная литература).
Непосредственная подготовка к урокам сводится к следующему:
— конкретизация тематического планирования применительно к каждому уроку;
— продумывание и составление планов и кратких конспектов отдельных уроков, где указываются:
а) дата проведения урока и его номер по тематическому плану:
б) название темы урока, его учебно-воспитательные задачи;
в) тип урока и его структура с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
г) содержание учебного материала;
д) методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой части урока;
е) учебное оборудование;
ж) задание на дом, подведение итогов урока.
Организация работы на уроке
Даже хорошо подготовленный урок может не получиться, если учителю соответствующим образом не настроиться на него. Это понятно: урок всегда является творчеством.
Молодой учитель, особенно на первых уроках, нередко испытывает чувство страха перед учениками. Это может сказаться на качестве урока. Чтобы избавиться от этого страха, нет более верного пути, чем ближе познакомиться с детьми во внеурочной деятельности, узнать особенности каждого. А на уроке меньше думать о том, какой я учитель и как выгляжу. Страх приходит от заботы о себе.
— проверка знаний не должна являться попыткой поймать ученика на незнании;
— не сбивать замечаниями ученика при ответе, быть внимательным, помощь оказывать благожелательно;
— не проявлять преувеличенного внимания к оценке, так как это ведет класс к погоне лишь за оценками, а не за качеством знаний.
Методов обучения много. Предпочтение следует отдавать тем из них, которые способствуют активной деятельности учащихся на уроке. Такими возможностями в частности, обладают частично-поисковый и исследовательский методы обучения. В этих целях можно чаще практиковать и выступления самих учащихся с докладами и сообщениями.
Многие дидакты рекомендуют значительно больше места на уроке отдавать сопутствующему и последующему закреплению материала. Это можно осуществить и с помощью фронтального опроса, и составления обобщающих и сравнительных таблиц, и самостоятельного чтения учениками учебника с последующим ответом на поставленные вопросы.
Особого внимания требует и процесс определения домашнего задания. Очень хорошо, если в домашнем задании будут’ присутствовать элементы творчества.
Перед начинающим учителем часто встает проблема поддержания на уроке рабочей дисциплины. Он зачастую увлекается замечаниями, записями в дневник и другими репрессивными методами. Тут надо помнить, что дисциплина на уроке, прежде всего, зависит от качества самого урока: его организационной четкости, насыщенности, эмоциональности, загруженности всех без исключения учеников работой. Каждый школьник должен находиться в поле зрения учителя на всех этапах урока. Учитель на уроке должен быть требовательным, собранным, его голос должен содержать волевые нотки.
Предварительная подготовка учителя к уроку
Она включает следующие этапы:
1) ознакомление с программой и учебниками;
2) подготовка материальной базы уроков;
3) перспективное планирование работы на учебный год или полугодие.
1. Ознакомление с программой и учебниками
В результате общего анализа программы и учебников учитель определяет, насколько для него приемлема предлагаемая система работы, и делает выбор. В дальнейшем ему еще не раз придется вернуться к изучению этих материалов на последующих этапах подготовки к урокам.
2. Подготовка материальной базы уроков
Этот этап начинается обычно в конце учебного года и в основном завершается к началу следующего. Ориентируясь на требования программы и содержание учебника, учитель определяет, какие именно материалы и инструменты потребуются для работы.
Пришедшие в негодность инструменты и пособия ликвидируются и намечаются возможные пути их обновления и пополнения.
Ближе к началу учебного года следует позаботиться об обновлении оформления учебного кабинета.
Планирование работы на учебный год
На этом этапе предполагается создание календарного плана занятий с учетом конкретного количества учебных часов на данный предмет и в соответствии с утвержденным расписанием. Приступая к этой работе, учитель вновь обращается к программе и учебнику. В зависимости оттого, какие из альтернативных материалов взяты на вооружение, учитель может рассчитывать на разную степень помощи в данном отношении. Некоторые из программ и особенно учебников построены непосредственно с учетом размещения содержания работы в течение учебного года; в них разделы и темы уже составляют основу календарно-тематического планирования. Другие программы структурированы иначе. Скажем, разделы в них могут быть выделены по типу обрабатываемых материалов, при этом оговаривается, что весь раздел не может быть пройден одним блоком; учитель должен сам определить распределение отдельных уроков в четверти и учебном году. В подобных случаях учителю предстоит серьезная работа по распределению программного материала на весь год.
Обычно единый процесс планирования подразделяют на два этапа:
1) перспективное планирование;
2) составление календарно-тематического плана.
3) Перспективное планирование предполагает разработку общей
стратегии на весь учебный год или полугодие. Прежде всего, производится так называемая разноска часов по четвертям: из всего количества программных часов, отведенных на изучение раздела, определяется, сколько должно быть выполнено в каждой четверти.
После этого устанавливается последовательность прохождения материала в объеме установленного времени.
На основе проведенного таким образом перспективного планирования составляется календарно-тематический план работы: на весь учебный год, четверть или полугодие. В плане отражается тема каждого урока и их последовательность, с указанием количества часов. В соответствии с расписанием в этот план затем вписывается и точная дата проведения урока:
Дата добавления: 2015-04-05 ; просмотров: 7 ; Нарушение авторских прав
Подготовка учителя к уроку
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
Учитель готовится к системе уроков по теме, рассматривая урок как ее отдельное звено. При этом устанавливается взаимосвязь понятий внутри темы и между отдельными темами.
Содержание урока и объем представлений и понятий определяется по программе, учебнику и методической литературе. В зависимости от содержания и целей выбирается соответствующая структура урока.
Подготовка учителя к уроку проходит через два этапа.
Предварительная подготовка включает знакомство с программой, учебником, учебными пособиями и методической литературой; подбор наглядных пособий. На этом этапе проводится календарно-тематическое планирование, т.е. учебный материал в пределах каждой темы распределяется по урокам с указанием календарных сроков их проведения.
Для составления календарно-тематического плана учителю нужно знать количество учебных недель в году, число недельных часов, отводимых на изучение предмета и количество программных часов, требующихся для прохождения каждой темы.
2. Непосредственная (текущая) подготовка включает написание учителем конспекта урока. Конспект может быть составлен в удобной для учителя форме, но обязательно должен содержать следующие элементы: тема урока; цели (планируемые результаты); оборудование (для учителя и учащихся); ход урока с указанием основных этапов и распределением времени на их проведение.
Перед уроком необходимо продумать и оформление доски.
При подготовке конспекта решается проблема отбора материала, выбора обоснованных методических приемов его изложения, продумывается методика применения средств наглядности.
Вместе с тем задачи обучения не могут быть решены без вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность. Этому должны способствовать подробные и систематические вопросы, задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, организующие их самостоятельную работу с учебником, раздаточным материалом, заполнение рабочей тетради и т.д. Вопросы и задания должны учить школьников приемам умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сопоставление и т.д.) и приемам выполнения практических работ.
В то же время учитель всегда обладает свободой творческого решения педагогических проблем, возникающих в ходе учебной работы. Невозможно предусмотреть все факторы, влияющие на методические решения, поэтому в ходе урока учителю иногда приходится отступать от конспекта.
Вместе с тем теоретический анализ задач курса и содержания урока, педагогический опыт учителя позволяют выявить ряд устойчивых зависимостей, касающихся отбора материала, логики его раскрытия, применения тех или иных средств наглядности и приемов, дающих оптимальные результаты в обучении младших школьников.
Во многих школах требуют составления технологической карты урока – современной формы планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Согласно требованиям ФГОС НОО, в ней должна фиксироваться реализация системно-деятельностного подхода. Технологическая карта – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных ме- 221 тодов работы.
Есть рекомендации, в которых выделены ее структурные элементы (Копотева Г.Л., Логвинова И.М.):
цели урока заявлены через планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные);
задания дифференцируются: базового и повышенного уровня; знаю, умею, применяю;
действия учащихся формулируется как универсальные учебные действия (УУД); деятельность учащихся соотносится с формируемыми у них УУД.
Ниже приведен один из вариантов технологической карты.
Вопрос 1. Технология подготовки учителя к уроку
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемой в целостном педагогическом процессе, являются:
1) руководство учебной работой учащихся (преподавание);
2) воспитательная работа.
Учебную работу школьников организует учитель-предметник. Воспитательной работой занимается учитель-предметник (на своих уроках) и классный руководитель (во внеучебное время).
В структуре педагогической деятельности Н.В. Кузьмина выделила четыре взаимосвязанных компонента:
1. Гностический (деятельность учителя по изучение учащихся);
2. Конструктивный, или проектировочный. Конструктивная (проектировочная) деятельность педагога, в свою очередь, распадается на:
а) конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса);
б) конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся);
в) конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
3. Организаторский (система действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности);
4. Коммуникативный (установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями).
Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях – гностических, конструктивных, организаторских, коммуникативных.
Подготовка учителя к уроку включает два этапа:
1. Предварительная подготовка (разработка учителем системы уроков по учебному предмету, осуществляемая до начала учебного года).
2. Непосредственная подготовка (т.е. подготовка к конкретному уроку, осуществляемая в течение учебного года).
В предварительную подготовку к уроку входят:
а) тщательное изучение требований учебной программы и объяснительной записки к ней;
б) внимательное ознакомление со школьными учебниками и учебными пособиями для учащихся;
в) проработка методических пособий по преподаваемому предмету;
г) ознакомление с опытом работы лучших учителей, проанализировать опыт своих коллег;
д) критический анализ собственного опыта;
е) изучение школьной документации и личное знакомство учителя с составом учащихся тех классов, в которых предстоит преподавать;
ж) составление календарно-тематического планирования по учебному предметув соответствии с учебной программой и расписанием уроков.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету может иметь следующий вид:
№ п/п урока | Дата | Тема и содержание урока | Тип урока | Оборудование |
1. | 02.09.2012 | Введение ………………………………….. ………………………………….. ………………………………….. | …………. | § 1 (п. 1–3) Календарь наблюдений за природой |
Раздел I. ……………………………………………………………….. (12 ч.) Тема 1. …………………………………………………………… (4 ч.) | ||||
2. | ||||
3. |
С образцом календарно-тематического планирования по учебному предмету можно ознакомиться в приложении 1.1 к семинарскому занятию 1.
Типовое календарно-тематическое планирование публикуется ежегодно (до начала учебного года) по каждому предмету в специальных методических журналах: «Біяалогія: праблемы выкладання», «Гісторыя: праблемы выкладання», «Пачатковая школа» и т.п. Однако учитель имеет право вносить в него до 20% изменений и дополнений.
На этапе непосредственной подготовки к уроку учитель:
а) определяет место урока в системе уроков по данной теме и в общей системе знаний, навыков, умений и деятельности по формированию научного мировоззрения, умственного развития школьников;
б) отбирает и прорабатывает к данному уроку необходимую литературу, просматривает внепрограммный материал по профилю учебного предмета с тем, чтобы сообщить учащимся информацию о последних достижениях в области данной науки;
в) проверяет в действии технические и наглядные средства обучения и другое учебное оборудование, готовит раздаточный материал для организации самостоятельной индивидуальной работы учащихся;
г) при подготовке к уроку математики или физики учитель должен прорешать примеры, задачи, доказать теоремы, которые он будет предлагать учащимся на всех этапах урока; при подготовке к уроку языка учитель в плане записывает слова, словосочетания, предложения или делает ссылки на страницы книги, которой он будет пользоваться на уроке при изучении тех или иных языковых правил;
д) учитывает и намечает межпредметные связи, чтобы связать знания по данному предмету с материалом по другим учебным предметам, и в то же время избежать ненужного дублирования уже известного школьникам материала;
е) продумывает и отрабатывает голос, мимику, интонацию.
ж) продумывает и составляет план урока.
Виды плана урока по степени детализации:
1. План-конспект – весьма подробный, детализированный план (фактически сценарий урока), включающий отдельные реплики учителя и даже предполагаемые ответы учащихся. Данная разновидность плана урока рекомендуется в двух случаях:
а) начинающим учителям;
б) учителям, дающим открытый урок.
2. Собственно план урока (выполняется в сжатой форме и составляет обычно 1–2 печатные страницы).
2. Формы плана урока:
б) план урока в табличной форме (технологическая карта).
Технологическая карта урока может иметь следующий вид:
Этапы урока | Содержание этапа | Методы и приемы обучения | Средства обучения | Форма организации работы учащихся | Межпредметные и внутрипредметные связи |
Вне зависимости от вида и формы, план урока должен содержать следующую информацию:
· номер урока по порядку, учебный предмет, класс;
· цели и задачи урока;
· ход урока (поэтапно);
Образцы текстовых планов урока можно видеть в приложении 1.5 к семинарскому занятию 1. Образцы технологических карт урока размещены в приложении 1.6 к семинарскому занятию 1.
Особо нужно оговорить вопрос о формулировании целей и задач урока. Цели и задачи урока формулируются одним из трех способов:
1. «Триединая цель» («советский способ»): к каждому уроку формулируется три цели – образовательная, развивающая, воспитательная.
2. Современный способ: для каждого урока формируется одна цель (образовательная). Далее она конкретизируется в задачах. Обычно ставится от 2 до 4 задач. Среди них должна быть хотя бы одна развивающая задача и хотя бы одна воспитательная.
3. Способ И.Я. Лернера – М.Н. Скаткина. Заключается в том, что для каждого урока формулируется четыре цели в соответствии с четырьмя компонентами содержания образования. Первая цель связана с формированием у учащихся знаний, вторая – с формированием навыков и умений, третья – с формированием опята творческой деятельности, четвертая – эмоционально-ценностных отношений (см.: приложение 1.4 к семинарскому занятию 1).
Основное требование: цели и задачи урока ставятся диагностически, т.е. через указание на предполагаемый результат. Поэтому стандартные формулировки образовательной цели (задачи) урока выглядят так:
сформировать представление о…
сформировать понятие о…
познакомить учащихся с …
сформировать (выработать) умение (навык)…
закрепить умение (навык)…
научить применять знания о… на практике и др.
Развивающая цель (задача) начинается с глагола «развивать …». Далее указывается, что именно предполагается развивать: логическое мышление, творческое воображение, монологически и диалогическую речь и т.д.
Воспитательная цель начинается обычно со слова «воспитывать…». Далее указывается черта или качество личности, которое учитель считает целесообразным нужным воспитывать на данном уроке (например, патриотизм гордость за достижения отечественной науки и культуры, гражданственность, трудолюбие, бережливость и т.д.)
Вопрос 2. Функции и направления работы классного руководителя. Первоначальный этап работы классного руководителя.
Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей, детских и молодежных организаций, общественности, несет персональную ответственность за организацию воспитательной работы в своем классе. В деятельности классного руководителя сочетаются воспитательные, организаторские и административные функции.
Деятельность классного руководителя основывается на комплексном подходе к воспитанию.Это значит, что в своих планах работы он обязан предусмотреть взаимосвязь умственного, нравственного, правового, трудового, эстетического и физического воспитания, охватить всех без исключения учащихся различными формами деятельности, сочетать различные методы и средства воспитательной работы с учетом возрастных особенностей и уровня воспитанности учащихся.
Основные направления работы классного руководителя:
1. Изучение учащихся и классного коллектива (педагогическая диагностика). Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Далее изучение школьников ведется непрерывно в течение всего срока их обучения.
2. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе. В одиночку решить все проблемы воспитательной работы классному руководителю невозможно. Классный руководитель изучает особенности учебно-воспитательной работы учителей, знакомится с их требованиями и взаимоотношениями с учащимися, обменивается мнениями о поведении отдельных учащихся, о методах воздействия на них. Классный руководитель должен установить нормальные отношения с учителями, работающими в данном классе, добиваться предъявления и выполнения единых требований к учащимся, привлекать их к проведению отдельных мероприятий – трудовых дел, туристических походов, читательских конференций, диспутов, вечеров. Важно, чтобы ученики больше общались со своими учителями во внеурочное время. Во многих школах применяется ценная форма работы – «малый педсовет», или педагогический консилиум, т.е. совещание учителей, работающих в одном классе или ряде параллельных классов.
3. Организация и воспитание классного коллектива. Это основное направление работы классного руководителя. Класс становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того как накапливается опыт совместной деятельности, создается и растет актив, складываются положительные традиции, крепнут товарищеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным коллективом.
4. Организация и проведение воспитательных мероприятий.Это, прежде всего, информационные часы, классные часы, этические беседы, диспуты, читательские и зрительские конференции, лекции специалистов (медиков, юристов и т.д.), встречи с интересными людьми, трудовые дела, экскурсии и туристические походы, участие в праздновании государственных, городских (сельских) и школьных праздников.
Многочисленные сценарии воспитательных мероприятий публикуются в научно-методических журналах «Праблемы выхавання», «Сацыяльна-педагагічная работа», «Народная асвета», а также в российском журнале «Классный руководитель», газетах «Последний звонок», «Педсовет», «Педагогическое творчество».
5. Сотрудничество с детскими и молодежными общественными организациями.Не вмешиваясь напрямую в работу самодеятельных детских и юношеских организаций, не подавляя их инициативы, педагог может помочь обогащению их деятельности.
Во-первых, на учащихся – членов БРСМ и БРПО, других общественных объединений можно и нужно опираться как на актив. Классный руководитель привлекает этих учащихся к организации идейно-воспитательной работы (политинформации, беседы, доклады и лекции, диспуты, тематические вечера на общественно-политические темы, устные журналы, вечера вопросов и ответов, беседы у карты мира). В борьбе за глубокие и прочные знания школьников активисты-пионеры и члены БРСМ выступают ассистентами учителей, добровольными лаборантами, консультантами, помогают преодолеть пробелы в знаниях у отстающих учеников, организуют взаимопомощь в учении, вечера по разным предметам, общественные смотры знаний.
Во-вторых, классный руководитель должен оказывать помощь ячейкам пионеров и БРСМ, других общественных объединений в организации трудовой деятельности, в выборе и организации посильных и нужных видов труда. Это может быть оборудование спортплощадки, учебного кабинета, комнат для кружковых занятий, школьных мастерских, сбор книг для пополнения библиотек сельских школ, уборка школьного двора и другая работа по самообслуживанию, текущий ремонт школьного имущества, участие в трудовых объединениях.
В-третьих, помощь в подготовке и проведении собраний. В классе не реже одного раза в месяц проводятся собрания пионеров и БРСМ. На них обсуждаются вопросы идейной и трудовой закалки членов этих организаций, повышения качества знаний, профессиональной ориентации, работы с младшеклассниками, организации досуга. Классный руководитель помогает пионерскому активу и БРСМ продумать тему собрания, хорошо подготовиться к нему, подготовить проект решения (при активном участии учащихся). Важно приучить школьников проверять выполнение принятых решений.
В-четвертых, сотрудничество классного руководителя и педагога-организатора (раньше эта должность называлась «старший вожатый»).