в чем заключается предательство иуды
В чём конкретно заключалось предательство Иуды?
Смерть Иуды
Беспокоить начинает иной факт: как случилось так, что его внутренности оказались вывернутыми наизнанку.
Интересно! Список 20 мытарств души по дням после смерти.
Не нужно быть следователем, чтобы предположить, что самоубийство было сымитировано (причем весьма дурно), а самого Иуду убили, и уже мертвым повесили. Подобную версию подтверждает «Мастер и Маргарита», где мы видим, как посланники Афрания – начальника тайной службы при Пилате, убивают предателя с помощью ножа.
Библия и христианство в целом позиционируют Иуду как персонажа негативного, склонного к темной силе. Но вместе с тем утверждается, что его выбрал в сопроводители Христа сам Господь, следовательно, на все была Его воля.
Мы, проживая в веке гуманизма и плюрализма, можем сделать вывод: Иуда – человек, судьба которого была крайне сложной и тяжелой. В нем был как свет, так и тьма, он боролся со своими демонами, но побороть не смог.
Интересно знать! Считается, что с Мессией он пересекался еще в младенческом возрасте. Тогда мальчиком, овладели бесы, и его на исцеление привели к малышу-Иисусу. Бесноватый набросился на Святого ребенка и укусил его за бок (тот самый бок, который проткнули Иисусу копьем на кресте).
Видео по теме: Почему Иуда предал Бога?
Кто он такой
Рассказывая долгую историю кратко, чаще всего говорят: «Иуда был одним из двенадцати учеников-
апостолов Иисуса Христа, тем самым, что предал своего учителя за 30 серебреников.
Но больше интересует вопрос о том, кем был этот персонаж ранее, начиная с момента рождения и заканчивая суицидом? Почему решился на предательство собственного наставника? Где же логика в поступках?
Библия очень скупа на описание жизненного пути этого человека, его деяний и помыслов. Писание дает ответы лишь на простейшие вопросы: «Кто это такой – Иуда Искариот?», «Что он сделал?», «Как погиб?». Остальные версии – наработки историков, археологов и исследователей в области старины. Все они одинаково правдивы и додуманы, так как докопаться до истины, увы, наверное уже никто не сможет.
Исходя из длительных поисков, стало достоверно известно, что этот апостол обладал неплохими духовными качествами, был весьма умен и смекалист. А вот загадкой остается тот самый поступок, который не вписывается ни в рамки христианского мировоззрения, ни в логические соображения.
Происхождение апостола и его имени
Как уже говорилось выше, само имя в те времена было более чем распространенным. Его корни обращались вглубь веков, ведь именно так окликали самого родоначальника иудейского народа. Его, так сказать, «фамилия» – Искариот, указывала на родной город, в котором будущий апостол был рожден.
Интересно знать! В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова указано, что предатель был из некого города Кириафа. Тут весь фокус кроется в расшифровке и транскрипции древних мертвых языков. По одной из версий родиной действительно был некий город под названием то ли Кириаф, то ли Кефира.
Родители по неизвестным причинам увидели в младенце зло и выбросили его в реку. Назло им и природе ребенок выжил и даже неплохо устроился на новом месте. Позднее вернулся на родину, расправился с отцом и совершил грех кровосмешения с матерью.
За это ему пришлось долго расплачиваться, прежде чем стать одним из учеников Мессии, совершая аскетичные поступки.
После этого о том, святой Иуда или же нет, смог судить лишь Христос, и он, как мы знаем, приписал ему данное «звание».
Века спустя образ Христа-Спасителя и всех, кто его окружал, включая предателя, изображались с нимбами над головой. Но только у нашего героя этот ореол имел черный, угольный окрас (фото икон и фресок подтверждают это). Более того, в византийской и православной церквях самого предателя никогда не изображают анфас, дабы человек не встретился с его лукавым взглядом.
Библия дает четко понять, что сам Господь наделяет Иуду Искариота даром исцеления, тайными знаниями и умениями. Вместе с тем Иисус называл этого своего ученика несчастнейшим человеком, утверждая, что спасения нельзя добиться без предательства.
Что еще о персоне Иуды говорит Евангелие?
Фото: Forum.optina.ru
Если внимательнее почитать Новый Завет, то можно найти информацию о том, что именно Иуда был ответственным за финансы. Все материальные богатства, которые жертвовали исцеленные от разных недугов люди, находились именно у Иуды. Да, большая этих средств раздавалась бедным, поскольку Господь в деньгах был не заинтересован, но как именно это происходило и брал ли Иуда деньги себе нигде не описано. Внимательнее почитав о Иуде Искариоте, человек сложит о нем впечатление, как о воре, ведь именно на это указывают отдельные цитаты Нового Завета.
Исходя из этого, можно сказать, что образ Иуды в Библии изначально подавался негативно, словно наталкивая на то, что именно он может стать предателем Господа. Также многие исследователи делают выводы о том, что, если Иуда не все пожертвованное богатство раздавал бедным, а большую его часть оставлял для себя, он имел намеренье воспользоваться этими средствами. Стать владельцем материальных ценностей Иуда мог после того, как распадется апостольская община, а значит, нужно было избавиться от ее лидера.
Тут кажется все логичным, ведь причина предать Христа была бы для Иуды полностью оправданной, но вот его самоубийство явно выпадает из логического ряда. Возможно, совершив эту страшную ошибку, Иуда наконец-то понял, в чем настоящий смысл жизни, а проанализировав свои поступки, решил избавить себя от земных угрызений совести, но никто этого не знает точно.
Последователи Мессии представляли себе, что Он станет земным царем Израиля, собрав возле Себя все богатства, возможно, поэтому Иуда и стал ближе к Господу. Есть версия, что придать Спасителя он решил после того, как понял, что Царство Его не от мира сего, а значит, на безбедное материальное существование рассчитывать не стоит.
Кто такой Иуда Искариот? Почему Иуда предал Христа и как он умер
Иуда Искариот – один из 12 апостолов, ближайших последователей Христа, которых тот сам выбрал из числа своих учеников. Согласно Библии, он предал Иисуса, поспособствовав его аресту, и получил за это 30 сребреников (иудейских серебряных монет).
Сумма была достаточной, чтобы купить участок земли в окрестностях Иерусалима, что и было сделано. Но по поводу того, кто именно распорядился «кровавыми» деньгами, библейские рассказы расходятся.
Как умер Иуда. Библейские противоречия
Однако в «Деяниях апостолов», написанных евангелистом Лукой, говорится, что Иуда сам потратил деньги, добытые предательством, на покупку земли. А «землей крови» ее назвали местные жители после того, как Иуда «низринулся» (т.е. рухнул вниз) и из лопнувшего тела вывалились внутренности.
Фреска Джованни Канавезио «Повешенный Иуда», 1491. Wikimedia
Но большинство ученых и христианских толкователей все-таки считают, что Матфей и Лука пишут об одном и том же способе самоубийства: первый констатирует сам факт («удавился»), второй описывает последствия (тело рухнуло с дерева какое-то время спустя).
То, что тело при падении буквально треснуло пополам, вывалив внутренности, как раз подтверждает, что перед этим оно висело на жарком солнце, активно разлагаясь и раздуваясь.
«Дерево Иуды»
В словаре Даля середины XIX века написано: «Осина проклятое дерево, на нем Иуда удавился, и с тех пор на нем лист дрожит. На осине кровь под корою; кора, под кожицей, красновата».
Изображение «Иудиной медали», отлитой в 1709 году по приказу Петра I для вручения гетману Мазепе за предательство в Северной войне
Но и бузина не росла в местах евангельских событий, так что впоследствии в Западной Европе «Иудиным деревом» прозвали багряник, который распространен на Ближнем Востоке. Он обильно цветет лилово-розовыми цветками, а его зрелые плоды напоминают фигуру висельника.
Цветы и плоды багряника. Kurt Stüber / Wikimedia
Поцелуй Иуды
В Евангелиях сцена предательства и ареста описана довольно подробно. Иуда привел воинов и служителей в Гефсиманский сад, где Христос находился с остальными апостолами, подошел к нему, поцеловал и назвал Равви́ (учитель). Тем самым он указал пришедшим, кого именно надо арестовать.
Почему он выбрал поцелуй, а не другой, менее «сентиментальный» способ предательства?
Дело в том, что в античности поцелуи в щеку или губы были распространены между мужчинами как знак приветствия и почтения, это встречается у многих древних авторов, от Гомера до Вергилия. Евангелисты (кроме Иоанна) неспроста акцентируют внимание на поцелуе: это подчеркивает двуличность и вероломство Иуды и усиливает драматизм происходящего.
Фреска Джотто в капелле Скровеньи, Падуя, Италия
Сюжет «Поцелуй (Лобзание) Иуды» входит в систему храмовой росписи, поскольку с него начинаются Страсти Христовы – физические и моральные терзания Спасителя перед смертью на кресте и последующим воскрешением.
Само выражение стало обозначать любой предательский поступок, лицемерно прикрываемый проявлением любви и дружбы.
Почему Иуда предал Христа?
Из Евангелий мотивация Иуды не вполне ясна. Самый простой вывод – что он соблазнился деньгами.
Матфей и Лука дают понять, что прежде чем пойти на предательство, Иуда прямо потребовал вознаграждения. Иоанн отмечает, что Иуда «был вор» и при этом заведовал ящиком для пожертвований.
В то же время у Иоанна и Луки говорится, что перед предательством в Иуду «вошел сатана». Причем описание Тайной вечери у Иоанна оставляет впечатление, что Иуду чуть ли не «зомбировали», превратив в безвольного исполнителя того, что предначертано.
Так, Христос подает ему кусок хлеба, «после сего куска» в него входит сатана, и тут же Иисус велит Иуде: «Что делаешь, делай скорее». К недоумению остальных апостолов, Иуда уходит в ночь – они думают, что Учитель дал ему задание что-то купить.
«Последняя трапеза», Карл Блох, 1870-е. Wikimedia
Значит ли все это, что Иуда был «одержим» и не осознавал, что творит? Ведь тогда его отчаяние и самоубийство нелогичны, как и обвинения в предательстве.
Судя по библейским текстам, Иуда хотел предать, и потому виновен. Непростительность его греха подчеркивается неоднократно. Словами самого Иисуса: «Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться».
Между тем ряд философов, историков и литераторов скорее сочувствуют Иуде как трагической фигуре и обреченной жертве.
По одной из версий, Иуда выдал Иисуса «из чувства патриотизма»: он якобы рассчитывал, что Христос поможет его стране избавиться от римских захватчиков, но разочаровался, решив, что тот использует его народ для каких-то своих целей.
У Леонида Андреева в повести «Иуда Искариот» библейский сюжет представлен словно в зазеркалье, где все наоборот: в нем Иисус «предает» искренне любящего его Иуду, обрекая на душевные муки и подталкивая к предательству.
Иисус (Тед Нили) и Иуда (Карл Андерсон) в мюзикле «Иисус Христос Суперзвезда», 1973
В рассказе Хорхе Борхеса «Три версии предательства Иуды» вымышленный автор исследования рассуждает, что именно Иуда принес величайшую жертву ради спасения человечества. Он согласился принять на себя позор и быть проклятым до конца времен, тогда как Христос «всего лишь» провел несколько часов кресте. В конце концов исследователь делает монументальный вывод, что Иуда был Богом в человеческом обличье.
«Евангелие Иуды»
Исключительным персонажем, превыше всех апостолов, Иуда представлен и в неканонической раннехристианской рукописи, известной как «Евангелие Иуды». Полуистлевший папирус впервые всплыл в конце 1970-х в Египте, радиоуглеродный анализ датировал его примерно III веком нашей эры.
Одна из страниц рукописи. Wikimedia
Текст на коптском языке, скорее всего, является переводом с древнегреческого и, вероятно, был написан последователем одной из раннехристианских сект. Современная церковь считает его «ересью», но он несомненно представляет научный интерес.
В противоположность Новому Завету, Иуда показан в манускрипте как лучший из учеников Христа. Якобы он единственный понял истинную суть его учения, так что только ему Христос открыл тайные знания. Иуда выдал Иисуса врагам только потому, что послушно и жертвенно выполнял его указания.
«Иуда», Эдвард Окунь, 1901. artchive.ru
Более того, согласно «Евангелию Иуды», Христос умер не ради искупления человеческих грехов, а чтобы задобрить богов нижнего порядка. Потому что истинный Бог милостив и не требует никаких жертв, тем более таких кровавых.
«Послание Иуды»
А вот каноническое короткое «Послание Иуды», которое входит в Новый Завет, не имеет отношения к Иуде Искариоту. Его автором считается апостол Иуда Фаддей, он же Иуда Иаковлев (брат апостола Иакова). В начале послания автор сам обозначает себя: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова».
Однако в Евангелиях упоминается еще и брат самого Иисуса по имени Иуда. Одни исследователи считают, что апостол Иуда и брат Христа – это разные люди, другие – что это один и тот же человек. Степень родства при этом непонятна: то ли это сводный брат Иисуса (от предыдущего брака отца), то ли двоюродный или даже более дальний родственник.
Православная церковь признает, что апостол Иуда – это брат Господень, сын Иосифа и его первой жены, которая была до Марии. То, что он не подписался так в послании, объясняют скромностью.
Святой апостол Иуда. Икона из ризницы Троице-Сергиевой лавры
Что значит «Искариот»?
Чтобы отделить Иуду-предателя от других, евангелисты добавляют к его имени прозвище Искариот.
Русский православный богослов второй половины XIX – начала XX веков Митрофан Муретов тщательно разобрал написание этого слова в разных источниках (греческих, латинских, еврейских, славянских и др.) и заключил, что оно означает: «кто/который из Кариот», «Кариотянин». Прочие варианты трактовки он отбросил как несостоятельные или натянутые.
Кариот – это буквально «города» (мн. ч), но в данном случае имеется в виду конкретное место Кириаф (Кериоф) на юге Иудеи.
Иудея в эпоху Христа и примерное расположение Кириафа (к югу от Хеврона)
Biblewalks.com » data-width=»720″ data-height=»481″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/109705087/434276076.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/109705087/434276076.jpg» data-width=»720″ data-height=»481″ />
По мнению Муретова, прозвище Искариот не просто указывает на происхождение Иуды, но и характеризует его личность.
Из всех апостолов только он был из Иудеи, а ее население в те времена отличалось наибольшим религиозным фанатизмом и радикальным национализмом. Они считали врагами не только римлян, но и своих соплеменников с умеренными взглядами. Если Иуда был одним из непримиримых «радикалов», то закономерно, что он быстро разочаровался в пацифизме Христа и решил его предать.
О предательстве Иуды
Недавно во время службы в храме во время чтении молитвы меня почему-то зацепила фраза: «… ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя…».
Причём здесь лобзание Иуды?
Почему зацепила эта фраза? Я попытался разобраться:
С формальной точки зрения всё правильно, да действительно, в Евангелие упоминается о таком событии – от Матфея – 26,45-50., от Марка – 14,42-46., от Луки – 22,47-54., но Евангелие от Иоанна описывает этот эпизод несколько иначе – 18,2-9.,но даже не в этом дело! Проблема, по-моему, заключается в том, что эту ситуацию почему-то рассматривают, вырвав её из контекста. Этот эпизод нельзя рассматривать отдельно от событий, происходивших до и после него. Начнём с того, что всё произошедшее с Иисусом Христом было неоднократно предсказано ещё ветхозаветными пророками (Зах 11, 13)(нет смысла перечислять все свидетельства Ветхого Завета), а также самим Иисусом – Евангелие от Матфея – 16,21-28., 20,17-19., 26,1-2., от Марка – 8,31 – 9,1., 10,32-34., от Луки – 9,22-27., 13,31-35., 18,31-34.,
Я уверен, каждый, читая Евангелие, представлял себе описываемые события, я не исключение. Меня всегда поражало некоторое несоответствие описываемых событий и выводов, которые из них делали. Об этом подробнее:
Отступление 1 – судя по всему, существовало, как минимум, два сценария развития событий: благоприятный и негативный.
По благоприятному сценарию была возможность, при условии признания людьми Иисуса Христа тем, кем он на самом деле являлся, т.е. Сыном Божьим, (Ин 5,17-47.), и принятии Его Учения, установления Царства Иисусова на Земле, т.е. развития нашей цивилизации совсем по другому пути.
Негативный сценарий предполагал, как и случилось, в случае непризнания народом, а точнее, правящей верхушкой общества Иисуса Христа Сыном Божьим, неприятия Его учения, осуществление ряда мер, направленных на изменение общественного мнения и сознания людей, поворота их к Учению Иисуса Христа, к заповедям, которые Он принёс в мир. В эти меры были включены и необходимость Жертвы, и Воскресение Иисуса Христа, и его Вознесение.
Об этих вариантах развития общества говорится в Евангелие от Иоанна: 18, «…35 Пилат отвечал: разве я иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? 36 Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда…»
Отступление 2 – Следует отметить, что праздник Пасхи привлекал в Иерусалим множество людей со всей страны. Поэтому вполне понятно желание первосвященников устранить Иисуса незаметно, в противном случае резонанс мог быть по всей стране, а также и за её пределами, т.к. на праздник приезжало и много любопытствующих чужестранцев (римлян, греков и т.д.).
Вернувшись в Иерусалим за 5 дней перед Пасхой, Иисус попал в город, переполненный людьми, где он всё время был на виду, окружённый учениками и поклонниками. У первосвященников и старейшин не было ни малейшего шанса незаметно осуществить свой план. И вдруг. происходит важное событие – Иуда, один из двенадцати учеников Иисуса, тайно встречается с первосвященниками и соглашается указать им место, где Иисуса можно будет захватить практически без свидетелей, только при его учениках. Евангелисты трактуют этот поступок, как совершённый под влиянием сатаны (Лк 22,2-6., Ин 13, 1-3., 13,25-27), но…
Ряд моментов смущает:
— Иисус неоднократно избавлял людей от бесов и ни один из них не посмел бы приблизится к его ученику – в отличие от людей бесы и сатана прекрасно знали, чей Он Сын!
— сообщение Иисуса своим ученикам о том, что один из них предаст Его, носят информационный характер и явно предостерегает их от каких-либо действий против того! Не случайно после тех слов Он говорит ученикам своё завещание, адресуя его всем своим ученикам! (Лк 22.21-30)
— слова Иисуса: «что делаешь, делай скорей» (Ин 13,27-30) напоминают скорее приказ учителя преданному ученику.
— слова Иуды: «радуйся, Равви!» (Мф 26,47-49) (радуйся, Учитель!) скорее похожи на сообщение – всё идёт как надо! А что идёт как надо?
— учитывая, что первосвященники и старейшины иудейского народа планировали тайное незаметное убийство Иисуса, в их планы явно не входило вовлечение в это дело римских легионеров, приведенных Иудой (Ин 18,1-3.,), которые, кстати, и задержали Иисуса (Ин 18,12.), т.е. с момента ареста Иисус находился под защитой римского закона!
— фактически была искусственно создана ситуация, не оставлявшая никаких шансов случайностям! Иуда выступил катализатором событий, направлявших происходящее по предопределённому пути
— волей-неволей, но делу пришлось давать законный ход, при этом у первосвященников просто не было выбора – если-бы Иисуса отпустили, признав невиновным, его выход из-под ареста легко мог превратиться в триумфальное шествие с непредсказуемыми последствиями!
И, хотя, в итоге Иисусу был вынесен смертный приговор, казнь состоялась перед самым праздником Пасхи при огромном скоплении народа, произошедшее получило широкую огласку, развитие событий пошло по предсказанному Пророками пути, что, к сожалению, возвращает нас к началу – «В чём же заключалось предательство Иуды?»
Если коротко – в самоубийстве Иуды!
Смерть Иуды вскользь отмечена только в одном Евангелие – от Матфея 27,3-5. Почему?
Вот так выглядит ситуация с общей точки зрения. И именно в этом заключается предательство Иуды, и именно в этом его тяжкий грех, который уже никогда не будет прощен, т.к. лишив себя жизни, Иуда ушёл, не выполнив предназначенное ему Господом нашим Иисусом Христом, лишив себя возможности принести покаяние и искупить свои грехи.
Так всё-таки, чем же зацепила меня фраза о поцелуе Иуды? Наверное, упрощённым, поверхностным пониманием произошедших событий, которое в итоге даёт нам не совсем правильные ориентиры – мы с упоением рассуждаем о предательстве Иуды, «поцелуй Иуды» стал символом лицемерия, но…
В то же время…
Проанализировав ситуацию, невольно задаёшься вопросом – а было ли самоубийство вообще?
Информация о смерти (самоубийстве) Иуды имеется в двух местах:
1) Евангелие от Матфея 27, 3-10
2) Деяния Святых Апостолов 1, 16-20
Сразу бросаются в глаза разночтения –
у Матфея – Иуда, раскаявшись, бросает деньги в храме, уходит и вешается. (Мф.27.5) Священники, считая эти деньги «ценой крови». (Мф.27.6) не принимают их в храмовую казну, а решают на них приобрести землю для погребения странников и этот участок стали звать «землёй крови». (Мф.27.7,8) (подозреваю, одним из первых там был погребён Иуда).
В Деяниях – Иуда приобрёл землю «неправедною мздою» (Деян. 1. 19), т.е. за те самые 30 сребреников! Это стало известно всем жителям Иерусалима, и этот участок стали звать «землёй крови» (Деян. 1. 20)… после смерти Иуды на нём стали хоронить странников, нищих и т.п., (опять таки подозреваю, первым там был погребён сам Иуда).
Сочетаются ли эти варианты? С моей точки зрения только одним способом – после смерти Иуды на его деньги первосвященники купили участок, который стали использовать для захоронения странников, нищих и т.п. Об этом стало известно всем жителям Иерусалима, и этот участок стали звать «землёй крови»…как деньги Иуды попали к первосвященникам – об этом дальше.
Какой из вариантов ближе к истинному? По-моему, первый. Если рассматривать второй вариант, то возникает вопрос – когда и зачем Иуда купил землю? Сразу, выйдя от первосвященников? Сомнительно. Напомню, события происходили в пятницу, перед праздником Пасхи. А после праздника было воскресение Иисуса, о чём Иуда конечно бы узнал и, я уверен, присутствовал бы на встрече или хотя-бы попытался. А об этом никаких записей не существует.
Сделаем небольшое отступление –
Общаясь с людьми, я задавал ещё один вопрос – по чьей воле Иисус был казнён? Вариантов ответа оказалось три – Понтий Пилат, Иуда и, как ни странно, Божья воля. Комментировать не будем. Интерес в другом – никто не вспомнил о главных виновниках казни Иисуса – иудейских первосвященниках и старейшинах. А почему?
Сделаем ещё одно отступление –
В Евангелие неоднократно отмечаются попытки первосвященников представить Иисуса лжепророком, шарлатаном. Даже чудо воскресения не действует на них. У Матфея мы читаем как первосвященники, узнав о воскрешении Иисуса от стражников, подкупают их и распускают слухи о якобы имевшем место похищении учениками тела Иисуса (Мф. 28. 2-4, 11-15). Может, всё дело в этом?
В случае с Иисусом их враньё не прошло, слишком много свидетелей! Да и ученики Иисуса – Апостолы. помешали этому, проповедуя миру правду! А вот Иуда…
Рассмотрим ситуацию с учётом вышеизложенного, т.е. представим, что Иуда действовал по заданию Иисуса и выполнил его, приведя римских легионеров и помешав убийству Иисуса слугами первосвященников (см. выше).
Вполне вероятно, поняв, что их провели и использовали в своих целях, власть имущие не стали сидеть, сложа руки:
Во-первых, обманщик, Иуда, должен быть наказан. И наказание не заставляет себя долго ждать. Иуда повешен!
В-третьих, отвести от себя обвинение в казни Иисуса, найдя «козла отпущения». И им это вполне удалось! Им удалось даже большее!
За всеми этими «брызгами» никто и не вспоминает, что если бы не противодействие правящей верхушки иудейского народа – первосвященников и старейшин – то, вполне возможно, такая жертва была бы не нужна вовсе! Всё могло быть иначе! Как? Гадать не будем.