в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи

Анализ произведения Распутина Женский разговор

В произведении «Женский разговор» автор затрагивает проблемы подрастающего поколения. Главное место отводится откровениям Натальи, которая повествует о нравственности, безгрешии, счастье. Эпитет «женский», использованный автором в названии, значит не в прямом значении разговор женщин, а речь идёт о женских темах посвященных любви, детям, замужеству. Внучка плохо понимает, о чем пытается сказать бабушка. Идёт противопоставление понимания мира главных героинь: женщина преклонных лет говорит о нравственном, а мир представителя молодого поколения Вики представлен реалистичным и распущенным. Разногласия появляются из-за разного представления о морали и назначении женщины.

В основной части рассказа современному миру противопоставляется необразованная женщина, которая пытается с высоты своих прожитых лет, оперируя опытом и мудростью, искоренить безнравственность. В построении композиции диалога четко прослеживается кольцевое обрамление. Описание природы призвано как-бы оттенить назревание конфликтного действия.

Лишь старушка по-настоящему беспокоится за внучку, для неё убийство ребенка является самым тяжелым грехом.

Открытым оставляет автор финальную часть рассказа. Ужасен мир, в котором живет каждый из нас, идёт разрушение ценностей: семьи, добра, духовности. Можно ли надеяться на изменение взглядов Вики? Можно предположить, что да, ведь ещё живут те женщины, которые дорожат ценностями.

Завершая рассказ, автор снова вводит описание природы. Человек по мнению Распутина это звено целого поколения, а цепь с множеством таких звеньев, крепко соединена с природой. Такая связь даёт Наталье силу, чтобы противостоять безнравственному разрушению.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Распутина Женский разговор

Популярные сегодня темы

Действие в комедии происходит в небольшом уездном городе. У него нет названия, так как Гоголь в этом произведении собирает «в одну кучу всё дурное России». На примере комических образов главных героев, автор высмеивает нравы и обычаи российского

Толерантность это терпение или терпеливость. Терпимым быть не сложно ну для кого как. Кто психует часто, к этому человеку быть терпимым очень сложно. Он за любой мелочи начинает психовать

В романе Обломов И.А.Гончаров повествует о непростом для помещичества времени, когда прежние традиции домостроя потеряли актуальность, а на смену им пришли предприимчивость и практичность.

«Человек без мечты, как птица без крыльев». Эта фраза как нельзя точно отражает жизнь человека, который не любит и не умеет мечтать.

Источник

«Женский разговор»

Главная тема всех произведений Валентина Распутина – столкновение ценностей народной жизни, вековых традиций с агрессией «цивилизации» – не подлинной, но демагогической, поверхностной, стала особо заметна в его постперестроечных произведениях. В рассказах и повестях последних двух десятилетий боль за человека становится особенно острой, а сама проза обретает публицистический накал. Но «испытания даны были не для того, чтобы приходить в отчаяние», – говорит сам Распутин. И надежда на то, что человек не потеряет себя в круговерти нынешней нелегкой жизни остается…

Именно возрождению надежды, возрождению души и духа посвящен его рассказ «Женский разговор», напечатанный в 1995 году в журнале «Москва». В нём писатель показал встречу двух поколений – «внучки и бабушки». Внучка Вика – это рослая, налитая девка шестнадцати лет, но с детским умишком: «головка отстаёт», как говорит бабушка, «задаёт вопросы там, где пора бы с ответом жить», «скажешь – сделает, не скажешь – не догадается». «Затаённая какая-то девка, тихоомутная»; в городе «связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога». Бросила школу, стала пропадать из дому. И случилось то, что должно было случиться: Вика забеременела и сделала аборт. Теперь её «на перевоспитание» отправили к бабушке, «пока не опомнилась».

Чтобы лучше понять героиню, нужно дать ей речевую характеристику. Вика – «затаённая какая-то», – говорит сам автор, это заметно и по её речи. Говорит она мало, фразы короткие, решительные. Часто говорит нехотя. В её речи много современных слов, но понимают эти слова они с бабушкой по-разному. Бабушка о современной жизни говорит так: «На какой-то холодный, продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться». И вот эта современная девушка оказывается в новой для себя обстановке, в глухой деревне. Деревенька, видимо, небольшая. В домах печное отопление, телевизора нет, за водой надо идти к колодцу. Электричество бывает в доме не всегда, хотя рядом – Братская ГЭС. Люди рано ложатся спать. Сюда отправили Вику, потому что хотели «оторвать» её от компании. Может быть, понадеялись на то, что бабушка сумеет заставить Вику взглянуть на жизнь по-новому. До сих пор никто не сумел подобрать ключи к душе Вики. Да и некогда было это сделать.

О бабушке Наталье мы узнаём, что она прожила долгую, трудную, но счастливую жизнь. В восемнадцать лет «перешила старое платье под новое» и в голодный год невенчанной вышла замуж. Бабушка Наталья считает, что ей повезло с мужем: Николай мужик твёрдый, ей за ним было легко жить: «Знаешь, что и на столе будет, и во дворе, и опора для ребятишек». Жену свою Николай любил. Он погибает на войне, наказав своему фронтовому другу Семёну опекать Наталью. Долго не соглашалась Наталья выйти за Семёна, но потом поняла, что нужна она ему, что без неё «он долго не протянет». «Смирилась и позвала его». «Он пришёл и стал за хозяина». О своём втором муже Семёне она говорит так: «Когда он прикасался ко мне… струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком. Чужой так не сумеет».

«Улыбистая, – говорит Наталья о себе. – Во мне солнышко любило играть, я уж про себя это знала и набиралась солнышка побольше».

И вот эти столь разные, но живущие под одной крышей, родные по крови женщины заводят разговор о жизни. Этот разговор – противостояние двух миров, двух мировоззрений, их противоборство, от исхода которого зависит судьба человеческой души.

Инициатива в руках бабушки Натальи. И на протяжении их разговора мы понимаем состояние Вики. Ей «всё надоело…» В ней явно что-то сломалось, и она не знает, как жить дальше.

Бабушке важно услышать от Вики ответ на свой вопрос: «… сройство у тебя это было или грех? Как ты сама-то на себя смотришь?»

Бабушка не простила бы никогда сознательного греха. С каждым грехом человек теряет часть самого себя. Недаром бабушка говорит: «Такую потрату на себя приняла!» А для Вики этот поступок был своеобразным геройством.

Наталье хочется, чтобы внучка собрала себя, сохранила себя по капельке, подготовила себя к замужеству. У Натальи своё представление о невесте. «Ласковая, да чистая, да звонкая, без единой трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая». Также мы узнаём о том что значит любить в представлении Натальи и какой была их любовь с Семёном. «Любовь была, как не быть, да другая, ранёшная, она куски, как побирушка, не собирала. Я как думала: не ровня он мне. Зачем мне себя травить, его дурить, зачем людей смешить, если никакая мы не пара? На побывку к себе брать не хотела, это не для меня, а для жизни устоятельной ровня нужна». Было уважение друг к другу, внимание, забота, общая цель, жалость, сочувствие – это и составляло основу жизни, было любовью «ранёшной».

Этот разговор важен для обеих: бабушка, рассказывая о себе, передаёт свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживает внучку, вселяет в неё уверенность, создаёт основу для дальнейшей жизни – устою, как она говорит сама.

А для Вики этот разговор – начало новой жизни, осознание своего «я», своего назначения на земле. Разговор затронул Вику, «неспокойно засыпала девочка – подёргивались, одновременно вздрагивая, …оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки».

Так в Вике зарождался новый человек, «человек духовный», направленный к жизни «устоятельной», как говорит Наталья, потому что без «устои так тебя истреплет, что и концов не найдёшь».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Женский лагерь и больница

Женский лагерь и больница В 10–11 километрах от нашего лагеря, за полотном жел. дороги, на бугре, как бы выступая из тайги, виднелся женский лагерь и больница, в которой находились заключенные тяжело больные. Иногда и нам приходилось обращаться туда за медицинской помощью.

Глава 23 ЖЕНСКИЙ ЛАГЕРЬ

Глава 23 ЖЕНСКИЙ ЛАГЕРЬ После того как я провел в Карабаше несколько месяцев, медицинская комиссия подвергла обследованию всех без исключения обитателей лагеря. Осмотры проводились в течение двух недель с целью перенаправить часть осужденных в другие лагеря,

ГЛАВА 16. ПЕЧАЛИ. РАЗГОВОР С МАТЕРЬЮ БОРИСА. РАЗГОВОР С МАРИНОЙ

ГЛАВА 16. ПЕЧАЛИ. РАЗГОВОР С МАТЕРЬЮ БОРИСА. РАЗГОВОР С МАРИНОЙ Начиналась зима. Я редко видела Бориса. По тому ли, что наши отношения нисколько не влились в какую-то форму, потому ли, что вернулся из-за границы папа, но я, не разбираясь до дна в Борисе, не хотела огорчать папу

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС Женщины в нашей жизни и мои счеты к мужчинам. — У актрисы пустые глаза. — Кинокритики взялись за свое. — Игра в петанк. — Подстригите меня под «зимнюю вишню». — Валуикий VS Варум. — Неуловимо прищуриться на крупном плане. — Каждой «вишне» по французскому

ЖЕНСКИЙ БАТАЛЬОН

ЖЕНСКИЙ БАТАЛЬОН На обратном пути я должен был ненадолго зайти во 2-ю дивизию. На пути к ней лежал довольно опасный участок обороны, который, к моему удивлению, оборонялся женским батальоном.Опасным он был потому, что в этом месте немцы сильно контратаковали наши позиции,

Женский монастырь

Женский монастырь Слышал по радио интервью с настоятельницей женского монастыря, расположенного вблизи Вышнего Волочка.У святой обители множество проблем. Одна из первоочередных задач — выселение с монастырской территории воинской

Женский характер

Женский характер День был самый обычный — с пасмурного неба моросил мелкий неспешный дождик, а настроение — словно в самую ясную солнечную погоду. Вместе с Евдокией Давыдовной Бершанской, нашим командиром и старшим другом, мы шли в Академию общественных наук на защиту

Большевики и женский батальон

Большевики и женский батальон Немецкий Генеральный штаб весной 1917 года разрешил отправку через Финляндию в Россию в пломбированном вагоне будущих представителей советской власти.Тогда немцы были нашими врагами и послали на нас большевиков так же, как они посылали на

Матренинский женский монастырь

Матренинский женский монастырь Летом 1920 года на Украине чекистам вместе с частями Красной Армии пришлось вести упорную борьбу против бандитов, шайки которых, состоявшие главным образом из кулаков, грабили население, убивали коммунистов, работников советского аппарата,

Женский дом заключения

Женский дом заключения Адрес звучал довольно громко: Гринвич-авеню, 10. Высокое строение с вычурным орнаментом на фасаде. Если бы не узкие окна с тяжелыми навесами, его можно было бы принять за обыкновенный жилой дом. Много лет на этом месте был расположен базар

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС

Женский батальон

Алексеевский женский монастырь

Алексеевский женский монастырь Вчера до ночи просидел я на кладбище, все смотрел вокруг себя; полустертые слова я разбирал… М. Ю. Лермонтов Алекссевский женский монастырь был основан в 1360 году митрополитом Киевским и Владимирским Алексеем. За более чем 600-летнюю историю

Алексеевский женский монастырь

Алексеевский женский монастырь Вельтман Александр Фомич (1800–1870) – писатель, поэт, драматург и археолог, директор Оружейной палаты в КремлеВигель Филипп Филиппович (1786–1856) – бессарабский вице-губернатор, тайный советник, автор «Записок»Корнильев (Карнильев) Василий

ЖЕНСКИЙ ГВАРДЕЙСКИЙ

ЖЕНСКИЙ ГВАРДЕЙСКИЙ Низкая облачность, идет мокрый снег, метеорологи говорят — надолго. Полеты отменены, приказано спать. Летчицы и штурманы в полном снаряжении, в тяжелых унтах, наклонив головы, пряча лица от холодных прикосновений снежинок, молча возвращаются в

Источник

Поиск истины по рассказу В.Г. Распутина «Женский разговор»

Разделы: Литература

Методы обучения: эвристическая беседа с элементами последовательного анализа.

Оборудование: выставка книг В.Распутина, тексты рассказа “Женский разговор”, мультимедийный проектор, ноутбук.

Эпиграф : “Стиль В.Распутина – это путешествие вглубь человеческой души”. (Николай Котенко.)

Предварительное домашнее задание.

1. Слово о писателе В.Распутине.
2. Прочитать рассказ В.Распутина “Женский разговор”.
3. Подготовить краткий пересказ.
4. Подготовить краткий отзыв.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, постановка цели и ее мотивация. (Презентация. Высвечивается Слайд 1 с текстом темы: “Валентин Григорьевич Распутин. (Родился в 1937 году.) Рассказ “Женский разговор”.

– Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу В.Г. Распутина “Женский разговор”. Целью урока является (Высвечивается Слайд 2 с текстом цели урока).

В современной русской литературе В.Распутин своим творчеством занимает ведущее место и является большим мастером – создателем повестей и рассказов. И не случайно сегодняшний урок посвящен В.Распутину: в марте 2012 года он отмечает свой 75-летний юбилей. В.Распутин– Верный сын земли русской, защитник ее чести. Именно о нем мы сегодня и будем говорить на нашем уроке. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Он вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. И сегодня трудно себе представить русскую литературу без произведений этого автора.

(Высвечиваются Слайды 5–15 с биографией писателя.)

Сначала мы познакомимся ближе с автором. Послушаем наших учеников (с материалами по биографии и творчеству выступают 2 учащихся).

1-й ученик: Лауреат Государственной премии, Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, “Знак Почета” и Трудового Красного Знамени, писатель с мировым именем Валентин Григорьевич Распутин вырос и духовно формировался в Сибири. На Ангаре, среди гор и тайги разместилась небольшая деревня в 30–40 домов – Аталанка: здесь прошло детство будущего писателя, ее он считает своей настоящей родиной. “Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу…” – вспоминает сам Валентин Григорьевич.

2-й ученик: В.Распутин, как и другие его сверстники, формировался духовно и творчески в атмосфере суровых испытаний и великих взлетов народной души: война, победа, послевоенные трудные годы, превращение Сибири во всесоюзную стройку. В 1959 году окончил историко-философский факультет Иркутского государственного университета. Работал в Красноярской и Иркутской молодежных газетах. В 1961 году в альманахе “Ангара” был опубликован его первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки”. А в 1966 году в Красноярске и Иркутске выходят две первые книги. Следующее десятилетие приносит ему всемирную известность, – одна за другой публикуются его повести: “Деньги для Марии” (1967), “Последний поклон” (1976), написанные с позиции высокой нравственности. В 1985 году выходит его проникнутая болью и горечью повесть “Пожар” – об ответственности каждого человека за все происходящее на земле. Повести “Живи и помни” и “Пожар” были удостоены Государственной премии СССР в 1977 году и 1987 году.

В публицистической книге “Сибирь, Сибирь…” (1991), писатель ратует за сохранение богатств родного края. В 1996 году Распутину была присуждена международная премия, а в мае 2000 года – премия фонда А. И. Солженицына. В феврале 2004 года ему была присуждена премия Президента РФ. Герой Социалистического труда.

Высвечиваются Слайды 16, 17. Обложка рассказа “Женский разговор”.

– В последнее время в журналах “Москва” и “Литература в школе” напечатан рассказ Распутина “Женский разговор”, а в журнале “Наш современник” вышли его рассказы “В больнице”, “В туже землю”, за которые он в конце 1996 года еще получил Международную литературную премию в Италии.

Итак, поговорим о рассказе “Женский разговор”, постараемся вместе выяснить, чем заслужил он такой высокой оценки, актуальности.

Высвечивается Слайд 18. Две героини, две судьбы. Расскажите об одной из них, о Вике.

Учитель читает вопрос, ученики работают с текстом и отвечают.

(Это рослая, налитая девка 16 лет, но с детским “умишком”, “голова отстает”, как говорит бабушка, “задает вопросы там, где пора жить своим умом”, “скажешь сделает, не скажешь – не догадается”. “Затаенная какая – то девка, тихоомутная”. В городе связалась с компанией, бросила школу, стала пропадать из дому. И случилось то, что могло случиться, Вика оказалась в положении. Теперь ее на перевоспитание отправили к бабушке. )

Слайд 19. Чтобы лучше понять героиню, дайте речевую характеристику. Отложило ли время отпечаток на речи Вики?

-– Недаром автор говорит, что Вика “затаенная какая-то”, это заметно в ее речи. Говорит она мало, фразы короткие, решительные. Часто говорит нехотя. Ее трудно вытянуть на разговор, она вся в себе. В ее речи много современных слов:

Слайд 20 со значениями слов.

Лидер – человек, ни от кого не зависимый.

Целомудрие – строгая нравственность, чистота, девственность, (ст.слав.) благоразумие, здравый смысл, рассудок.

Рифма – созвучие стихотворных строк.

Целеустремленная – имеющая ясную цель.

Учитель: Но понимают эти слова они с бабушкой по-разному. Это время наложило свой отпечаток. Бабушка о современной жизни говорит так: “На холодный продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться. Сама жизнь гончей породы. Только в гоне, среди множества бегущих и забывается он, бедняга, только тогда и кажется ему, что он живет. А как остановится – страшно. Видно, как все вокруг перекошено, запущено, перекручено”.

Слайд 21. И вот эта современная девушка оказывается в новой для нее обстановке, в глухой деревне. Почему именно сюда отправили Вику на перевоспитание? Что из себя представляет деревня? (Деревенька, видимо, небольшая. В домах печное отопление, телевизора нет у бабушки, надо принести воды и сходить за хлебом. Люди рано ложатся спать. Сюда отправили Вику, потому что хотели оторвать ее от компании. Может быть надеялись на влияние со стороны бабушки, на смену обстановки, в которой жила Вика. До этого момента никто не сумел подобрать ключик к душе Вики. Да и некогда сделать это в общем гоне.)

Слайд 22. Бабушка Наталья. Какой вы ее увидели? Что мы знаем о ее жизни? О взглядах на жизнь? Счастливый ли она человек?

Слайд 23. Как речь Натальи раскрывает глубину ее души, характер?

В ее речи много слов таких, которые она произносит по-своему, вкладывая более глубокий смысл. В ее речи много выражений, наполненных знаниями жизни, человеческих взаимоотношений. “Только-только в дверку скребутся, где люди живут, а уж надоело!”.

Слайды 24, 25. Речь Натальи и объяснения.

Потрата – тратишь, отдать часть самого себя.

Целомудрие – мудрее, мудрость.

Твердый мужик – основательный, умеющий принять на свои плечи основательную тяжесть, такой человек – основа семьи, не изменяющий взглядов, думающий обо всех.

Не по обнюшке – т.е. основательно, зная друг друга и любя.

Раскол в ей, терния – значит, нет в человеке главного, на него нельзя положиться, плохо рядом с таким.

Любее любой – так говорит Николай о женщине, которая умеет себя сохранить для мужа и отдать себя всю, всю любовь и нежность.

Целеустремленная – это самые разнесчастные бабы, похожие на гончих собак, которые гонят по жизни, никого и ничего не замечая.

Учитель: Улыбистая, говорит Наталья о себе,– “ во мне солнышко любит играть, а я уж про себя знала и набиралась солнышко побольше.” Солнечный, светлый человек Наталья.

Слайд 26. Почему бабушке так важно услышать от Вики ответ на вопрос: “…еройство у тебя это было, а ли грех? Как ты сама – то на себя смотришь?” А что,простила бы бабушка Наталья такой грех?

(Бабушка Наталья не простила бы никогда сознательного греха. С каждым грехом человек теряет часть самого себя. Не даром она говорит: “Такую потрату на себя приняла!”) А для Вики этот поступок был своеобразным геройством.

Слайд 27. И вот эти женщины разного возраста, живущие под единой крышей, родные по крови заводят разговор о жизни. Инициатива в руках бабушки Натальи, она не хочет отпустить Вику, не поговорив.

Учитель: Давайте перечитаем начало разговора (на стр.65) со слов: “– Уеду, – еще днем нацелилась Вика и теперь повторила: – Уеду с ним.” до слов “– Надоела. Спи, бабуля”.

Учитель: Как вы понимаете состояние Вики? Что она имеет в виду, говоря: “Все надоело…” (По – своему Вика переживает за себя, видимо понимает, что поступила не так. А как надо, не знает. Вика говорит о целеустремленности, но сама целей и интереса в жизни не имеет. В ней, видимо, что-то сломалось, и она не знает, как жить дальше.)

Слайд 28. Хочется Наталье, чтобы внучка сохранила себя по капельке, подготовила к замужеству. У Натальи свое представление о невесте. Какой она должна быть?

(Стр.66, конец 1 абзаца : …лаская, да чистая, да звонкая, без единой без трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая.)

Слайд №29. Что значит любить, по словам Натальи? Любили ли они друг друга, Наталья и Семен?

(Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушка, не собирала. Я как думала: не ровня он мне. Зачем мне себя травить, его дурить, зачем людей смешить, если никакая мы не пара? На побывку к себе брать не хотела, это не для меня, а для жизни устоятельной ровня нужна.”)

Учитель: Было уважение друг к другу, внимание, забота, общая цель, жалость, сочувствие – это и составляло основу жизни, было любовью “ранешной”.

Слайд 30. Что значил для Вики разговор с бабушкой, почему бабушка считала, что он очень нужен? Перевоспиталась ли Вика?

(Этот разговор важен был для обеих: бабушка, рассказывая о себе, передавала свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживала внучку, вселяла в нее уверенность, создавала основу для дальнейшей жизни – устою, как она говорит сама.

А для Вики этот разговор – это начало новой жизни, осознание своего “Я”, своего назначения на земле, разговор затронул Вику, “неспокойно засыпала девчонка – подергивались, одновременно вздрагивая, плечи, левая рука, ища гнезда, оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки”.)

Учитель: Хочется верить, ребята, что теперь Вика найдет свой путь. Разговор затронул девушку. Как об этом сказано в тексте “ неспокойно засыпала девочка. Хочется верить, что Вика найдет свой путь несмотря на жизненные преграды”.

Итог урока: Сделаем, ребята, вывод. Прочитан рассказ, вместе с героинями пережита трудная жизненная ситуация. Я думаю, что (Слайд 31 ) описанная история затронет души людей, заставит задуматься о жизни. И не только к молодым обращен этот рассказ, но и к людям старшего поколения, чтобы готовили молодых к жизни.

– Спасибо, ребята. Благодарю вас за творческий подход к анализу рассказа.

Домашнее задание. Написать отзыв – миниатюру по рассказу В.Распутина “Женский разговор”.

Источник

Анализ произведения распутина женский разговор

Краткое содержание Женский разговор Распутина

в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи. Смотреть фото в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи. Смотреть картинку в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи. Картинка про в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи. Фото в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи

Шестнадцатилетняя Вика связалась с дурной компанией, бросила школу. Родители не сразу заметили, что дочь ведет себя неправильно, а когда спохватились, девчонка оказалась беременной. Пришлось сделать аборт, после чего отец отвез Вику в деревню к бабушке, на перевоспитание и подальше от непутевых друзей.

Время это было перестроечное, в деревнях даже электроэнергию давали на несколько часов в день. А на дворе стояла зима, темнело рано, и викина жизнь протекала довольно тоскливо. К тому же с бабушкой она не была близка, до этого случая приезжала к ней лишь однажды, пять лет назад.

И вот на втором месяце перевоспитания получили внучка с бабушкой письмо от отца Вики. Он собирался приехать, посмотреть как они живут.

В эту ночь не спалось обеим. Бабушка спросила, о чем Вика переживает. Та ответила, что хочет уехать с отцом. Старая Наталья говорит, что вот уедешь, мол, а мы с тобой так и не поговорили.

И спросила ее о беременности, почему такое произошло. Внучка ответила, что ничего особенного не случилось, просто неприятность. И что целомудренность сейчас никого не интересует, для женщины важно быть целеустремленной и стать лидером.

А потом по просьбе Вики рассказала о своих мужьях.

Первый был Николай. Любили ли они друг друга? В ту пору об этом не говорили, но Наталья видела, с каким удовольствием муж смотрит на нее. Она ощущала его своей частичкой, и не представляла себя без него. Они прожили шесть лет, за которые построили дом, родили двух сыновей. Но потом началась война и Николай погиб на фронте.

Случилось так, что второй муж был послан Наталье Николаем. Когда Николай умирал в госпитале, он наказал своему другу жениться на вдове. Умирающий сказал, что очень любит жену, и хорошо знает Семена, поэтому хочет, чтобы они были вместе.

Сначала Наталья не согласилась на это. Она считала, что Семен может найти молодую и бездетную женщину, и она все еще любит Николая. Но, поняв со временем, что Семен- больной, контуженный — тоже нуждается в ней, привела к себе в дом. Прожили они семь лет и родился от этого брака отец Вики. Потом Семен умер от ран.

На вопрос внучки, какой дедушка был лучше, Наталья ответила: «Мне казалось, что это один и тот же человек, просто на войну он ушел одним, а вернулся другим».

Эта книга учит настоящей любви, а также тому, что девушкам не стоит бездумно вступать в отношения.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Живые родники юности По рассказу В. Распутина «Женский разговор»

в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи. Смотреть фото в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи. Смотреть картинку в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи. Картинка про в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи. Фото в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи

Живые родники юности

По рассказу В. Распутина «Женский разговор»

Время обнимать и время отклоняться от объятий…

Книга Екклезиаста гл. 3, ст. 5

Ничто так не украшает юного возраста,

как венец целомудрия…

Вступительное слово учителя У каждого писателя свои истоки, свои живые родники. А откуда берет начало творческая биография Валентина Григорьевича Распутина?

Родился будущий писатель в поселке Усть-Уда, в трехстах километрах от Иркутска, и рос он в этих же местах, в деревне с красивым, напевным именем Атланка. И сама деревня, и её жители вошли в литературные произведения Распутина.

Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины». Распутин не представлял себя без родной сибирской деревни, частью которой он был. Отсюда такое глубокое проникновение в народную жизнь, уважение к вековым традициям, обостренное внимание к нравственным проблемам, к судьбе родной земли и людей, живущих на этой земле.

В рамках сотрудничества Иркутска и департамента Верхняя Савойя было принято решение представить в Верхней Савойе спектакль на французском языке в исполнении иркутских профессиональных актёров.

Пьеса построена в форме диалога бабушки и внучки, в котором выражены противоречия между двумя поколениями, между городом и деревней, между прошлым и будущим. В финале спектакля диалог переходит в монолог автора, делая зрителя участником размышлений двух персонажей. Для постановки был предложен рассказ русского писателя В.

Г.Распутина «Женский разговор».

— Как вы думаете, почему из золотого фонда русской литературы было выбрано именно это произведение? — О чем говорит этот факт?- Чем этот рассказ может заинтересовать современного читателя или зрителя?Чтобы ответить на этот непростой вопрос, бережно перечитаем это произведение и поразмышляем о проблемах, которые поставил перед нами Валентин Григорьевич Распутин.

Целостный анализ рассказа «Женский разговор»

Свой рассказ писатель назвал «Женский разговор». — Какие читательские проекции можно сделать по заглавию произведения?- Подберите синонимы к слову «разговор».

Разговор – беседа, диалог, общение, контакт…

— С какими целями люди вступают в диалог?Первая коммуникативная функция диалога – обмен мнениями о чем-либо или о ком-либо. Человеку необходимо высказаться, быть услышанным (а значит, понятым и принятым), получить ответы на мучившие его вопросы, встретить одобрение, поддержку, найти выход из тяжелой жизненной ситуации, услышать другого человека, посмотреть на свою проблему глазами собеседника, пересмотреть свои ценности, разобраться в себе самом…О женском разговоре поведал нам писатель. Известно, что женщинам свойственно уделять особое внимание речевому общению.

Разговор героинь в рассказе Валентина Распутина ориентирован на три временные плоскости: прошедшее время (молодость бабушки Натальи, замужество, военное лихолетье и послевоенные годы); настоящее время (беда, случившаяся с внучкой); будущее время – дальнейшая судьба Виктории).

Разговор Натальи и Вики – это беседа о сокровенном, что испокон века интересовало человека, — о предназначении женщины в обществе, о нравственной чистоте, духовной красоте, о моде и старине, о достоинстве и женской чести.

Читаем первый абзац. Четко обозначено художественное время — мартовский вечер, восьмой час вечера: «мерцал под ранним вечером ранний вечер», «до темноты взошло и разгорелось звездное небо с юным месяцем во главе, и пролился на землю капельный, росистый, сухой свет».

Тяжело отступает зима, но уже «новым, не зимним, мягким пологом лежала по белому полю нежная синева» весны. Художественное пространство рассказа — ангарская деревня с затопленными полями и лугами, с порушенным «за-ради электричества» (строительства Братской ГЭС) вековечным порядком.

Знаменательно использование автором в описании деревни глаголов с негативной семантикой: «сковырнули», «свалили», «порушили».Затем пространство локализируется: действие рассказа происходит в избе «за беленькими занавесками в два окна, глядящих на Ангару».

Дом бабушки Натальи предстает перед читателем как символ уюта, тепла, исцеления, это духовное начало человека, источник целомудрия и знаний, накопленных десятилетиями. Но!

«В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не своей доброй воле», а отправлена отцом «на высылку», на перевоспитание.

Не случайно использование автором односоставных предложений («пришлось делать», «пока хватились», «выхватили из карусели»), которые передают драматизм сложившейся с героиней ситуации. Вика уже второй месяц «мается» у бабушки.

Маяться мучиться, страдать, терзаться, тосковать, томиться.

По мнению бабушки Натальи, Виктория — «девка рослая, налитая, по виду – вправду в бабы отдавай, но умишко детский, несозревший, голова отстает…. Затаенная какая-то девка, тихоомутная. Распахнутые глаза на крупном смуглом лице смотрят подолгу и без прищура, а видят ли они что – не понять».

Эпитет «тихоомутная» заставляет читателя вспомнить известную поговорку: «В тихом омуте черти водятся». Девушка смотрит на мир, на людей широко распахнутыми глазами, потому что не имеет внутреннего стержня, не знает, как жить дальше, «всё ещё по привычке задает вопросы там, где бы пора жить с ответами».

Поводом для разговора бабушки с внучкой послужило письмо, в котором отец Вики собирался приехать «с досмотром».

— От чего мучается юная героиня рассказа?- Как пейзаж помогает понять душевное состояние девушки? «Избы на другой стороне улицы стояли придавленно и завороженно… Такое там царило безлюдье, такая немота и такой холод… и такой бедной, сиротливой показалась земля, что Наталье стало не по себе». Смятение, растерянность, одиночество, тоску, тревожность Вики помогает передать автору прием психологического параллелизма: состояние девушки совпадает с состоянием природы. — О чём внучка спрашивает бабушку? Что больше всего волнует Викторию? Почему она задаёт именно эти вопросы?Значит, она не получила ответов у родителей? — Почему в рассказе ни слова не говорится о маме?- Почему поколение Виктории старуха называет «расхлябами»?

Расхлябанный – распущенный, своевольный, дерзкий, живущий по своей воле, не имеющий нравственных ориентиров.

Ложное осознание собственной силы лишают девушку здравого смысла перед необходимостью делать выбор: с кем дружить, учиться или безмятежно проводить время со сверстниками, вступать в половую жизнь или нет.

— Согласны ли вы с мнением бабушки?- В чём Виктория видит предназначение женщины? На кого хочет быть похожей? Кому стремится подражать?Для Вики женщина – лидер, которая ни от кого не зависит, «а от неё все зависят». Бабушка не принимает такой позиции, резко её осуждает: «Ну, прямо совсем полная воля. Как у собак».

Поворотом в разговоре становится вопрос внучки: «А почему говорят: целомудрие? Какое там мудрие?» — Как вы понимаете значение этого слова?

Целомудрие – невинность, непорочность, девственность, чистота, телесное и духовное здоровье, воздержание, скромность, красота, основа счастья…- Подберите антонимы к этому слову.

Антонимический ряд: распущенность, вседозволенность, развращенность, нечистота, противоестественность, оскверненность, разнузданность, растленность…

Целомудренный – сохранивший себя в девственной или брачной чистоте, непорочности. (В.И. Даль т.4, с. 578)

Целомудрие – строгая нравственная чистота. (С.И. Ожегов).

Целомудрие – положительная характеристика, которая раскрывается в соблюдении сознательного самозапрета на познание, переживание и совершение того, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу. В обыденном сознании целомудрие ассоциируется с воздержанием от сексуальных опытов.

По мнению Андрея Кураева, целомудрие – это не просто образ сексуального поведения, это умение всегда действовать из своей глубины, не отдаваясь на волю поверхностных, сиюминутных влечений, это постоянная верность самым светлым минутам своей жизни.

— Какова этимология этого слова?

В переводе с греческого языка означает «целое, здоровое, неиспорченное, то есть цельность всего человеческого существа».

Понятие целомудренности в сознании русского человека имело чрезвычайно глубокий смысл, связывали это понятие не только с телесным, но и духовным самосохранением, с нравственным самочувствием. П.А.

Флоренский писал: «По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека».

«Целомудрие – это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого духа, без чего человек становится плотью, животным, теряет всё человеческое», — такое определение этому слову давал Ефрем Сирин.

Целомудрие – это чистота ума и сердца, чистота мыслей, поступков, это определенный тип мировоззрения, целостное отношение к миру, необходимое нравственно-психологическое условие для прочного брака и счастливой семьи.Быть целомудренным – значит мудро охранять свою душевно-телесную целостность, непорочность и чистоту.

«Целомудрие – эта та купина, которая горит огнем благодати, не сгорая.

Целомyдpие не только совместимо с бpаком, целомyдpие является основой бpака, когда два человека могyт дpyг на дpyга смотpеть и видеть взаимнyю кpасотy как святыню, котоpая им довеpена и котоpyю они должны не только сохpанить, но довести до полного совеpшенства», — утверждал Антоний Сурожский.

— А как бабушка Наталья, героиня рассказа Распутина, понимает это слово?- В чем она видит смысл замужества?«… всё честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженек, для тебя налита. Для тебя взросла, всю себя по капельке, по зернышку для тебя сневестила. Потронься: какая ласковая, да чистая, да звонкая, без единой трещинки… Всё у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. А у тебя для него. Всё так приготовлено, чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизнь».- Что значит девушке «сневестить» для суженого?- Что значит взять в жены «надкушенную»?

Сневестить – сберечь духовную и телесную чистоту.

— Подберите синонимичный ряд к просторечному глаголу «сневестить».

Исконная этимология слова «невеста» — девушка, не ведающая порока, греха блуда.

— Каким смыслом наполняет эту лексему автор?- Почему бабушке Наталье удалось сохранить духовную и телесную чистоту и в девичестве, и в замужестве?- На каких живых родниках воспитывалась нравственность Натальи?- Как она оценивает «ранешнюю» любовь? — Почему с горечью утверждает, что всё теперь не так?«Видно, как всё кругом перекошено, перекручено», — печалится старуха. — Почему в рассказе ни слова не говорится об отце не родившегося ребенка?- Почему то, что случилось с внучкой, назвала «потратой»?

«Не сказала ты мне: еройство у тебя это было али грех? Как ты сама-то на себя смотришь?» — деликатно спрашивает Наталья девушку.- Как Вика воспринимает бабушкины слова? Она называет их «стариной», чем-то отжившим, давно прошедшим, немодным, неактуальным, но продолжает искать ответы на свои мучительные вопросы, а потому волнуется. Вполне закономерен её вопрос: «А у вас как с дедушкой было?»- Как вы оцениваете рассказ Натальи о военном и послевоенном прошлом? — Что в её представлении «быть замужем»? — Что значит «светить искриночкой, звездочкой» мужу?- Почему она во второй раз выходит замуж?Наталья так объяснила свой выбор: «Это я ему нужна, что без меня он не протянет». Пожалела человека. А понятие «жалеть» на Руси было больше, чем «любить».- Что, по её мнению, поможет девушке, будущей жене и матери, жить достойно?В завершении беседы бабушка говорит внучке: «Устою возьми».- Что она имеет в виду под словом «устой»?

Устои – вековой порядок, уклад, непреходящие, вечные ценности, нравственные правила, духовные идеалы.

Бабушка искренне хочет помочь внучке разобраться в мучительных вопросах, на которые ей никто не может дать ответа. Она ни в чем не укоряет девушку, не поучает, не терзает наставлениями, а всей душой любит.

Доверительный, откровенный разговор способен врачевать человека.

Наталья стремится раскрыть Виктории благодатную красоту целомудрия, повернуть внучку к свету, убедить, что только духовная и телесная чистота – источники совершенной радости, живые родники юности.

Старикам свойственно превосходить молодое поколение не только опытностью, но и нравственной жизнью. Их достоинства драгоценны не сами по себе, но и потому что имеют благотворное влияние на детей и внуков.

С какой любовью Валентин Распутин отзывался о своей бабушке, принимавшей горячее участие в его воспитании: «Моя бабушка, Марья Герасимовна, не просто помогла мне, а всю себя отдала, вместе с говором, характером, судьбой, мышлением, чтобы я мог написать своих старух.

Ни с кем в жизни я не разговаривал с таким интересом и с такой пользой, как с нею, особенно когда повзрослел, а она слегла, и торопиться ей стало некуда.

И когда упрекали меня в том, что старухи мои якобы слишком умничают, всегда хотелось ответить: «Да знаете ли вы наших деревенских стариков? Нет, вы их не знаете».

Наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, они не распылили и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям».

Люди старшего поколения хранят бесценный опыт, который они бережно передают молодым. Половое воспитание на Руси осуществлялось посредством образа жизни родителей. Мальчик запечатлевал образ жизни отца – работника, хозяина, защитника семьи и Отечества.

Девочка – образ матери — воспитательницы, хозяйки, хранительницы любви и лада в семье. Девочку всегда готовили к супружеству и материнству. Каждый ребенок знал, что в будущем ему предстоит стать семьянином и хозяином, по тому, каким он будет семьянином или хозяином, его будут оценивать окружающие.

Эти ясные цели были достижимы при укладной жизни. А уклад предполагает жизнь по вековым, устоявшимся традициям, передававшимся из поколения в поколение. Эту острую проблему связи поколений и затрагивает в своем рассказе Распутин.

Сопричастность всему живому и вечному в Наталье будет противостоять разрушающей силе безнравственности.Человеку, утратившему чистоту, на помощь может прийти пример преподобной Марии Египетской, свидетельствующий о том, что даже падший человек великими трудами может вновь обрести целомудрие.

Культура воспитания целомудрия сегодня утеряна, но не утеряна потребность в ней. Человек по своей природе нуждается в светлых и святых идеалах, тянется к духовности…

Заключительное слово учителя

В воспитании важно, чтобы ребенок не оставался один на один с самим собой, со своими проблемами, страхами, искаженными представлениями о самом главном.Связь поколений ослабла, но ещё не утрачена, если состоялся такой доверительный разговор о сокровенном, состоялся диалог двух поколений.

Не случайно через всю ткань рассказа проходит звездное небо и юный месяц, которые становятся невольными свидетелями женского разговора, расширяют, делают беспредельным художественное пространство произведения.

Символично последнее предложение рассказа: «И только небо разворачивалось, играло и играло мириадами острых вспышек, предвещая? Своими огненными письменами неотвратимость».Две женщины говорят о дольнем и горнем. Земное и небесное в произведении Распутина слились воедино, слилось то, что века волновало человека.

Символично и художественное пространство рассказа – пришла ранняя весна, а с ней надежда на возрождение, на то, что Викторию преобразят живые родники юности, о которых так доверительно, по-доброму поведала бабушка Наталья… Растопит ли этот разговор с бабушкой немоту и холод в душе Виктории? Что будет для девушки «якорем спасения в дни житейских бурь и тревог»?

Финал рассказа остается открытым. Иосиф Бродский говорил: «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека спасти всегда можно»…

— написать письмо бабушке от лица Виктории, вернувшейся в город (задание для девушек);

— передать воображаемый диалог бабушки Натальи с сыном (задание для юношей).

Начало формыНачало формы

Урок внеклассного чтения по рассказу В.Распутина «Женский разговор»

в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи. Смотреть фото в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи. Смотреть картинку в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи. Картинка про в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи. Фото в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи

Урок внеклассного чтения в 11 классе

Надо ль быть «любее любой»?

(Урок – размышление по рассказу В.Распутина «Женский разговор»)

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ п. Новопушкинское»

Энгельсского района Саратовской области

Цели урока: помочь учащимся осмыслить сюжет произведения, обеспечить понимание

идейной нагрузки рассказа благодаря анализу текста; содействовать

повышению учебной мотивации в изучении творчества В.Г.Распутина, развивать

навыки аналитического чтения прозаического текста, монологической речи, умения

сопоставлять и сравнивать, выделять главное, делать выводы, излагать свои мысли

последовательно и выслушивать мнение товарищей; способствовать осуществлению

задач нравственного воспитания учащихся через слово Мастера.

Техническое обеспечение урока: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация,

созданная в Microsoft Power Point.

1. Этап актуализации знаний. Подготовка к исследованию.

В 2010 году артисты иркутского театра показали жителям четырех французских городов театральную постановку по рассказу Валентина Распутина на французском языке.

Перед тем как отправиться во Францию, актеры несколько месяцев учили французский. Постановка удалась — зрители плакали, а по окончании устроили овацию. «Вы так похожи на мою итальянскую бабушку.

Вам веришь!» – призналась артистам одна из зрительниц после спектакля.

Рассказ Распутина, по которому был поставлен спектакль, назывался «Женский разговор». Напечатан он был в 1995 году в журнале «Москва». За него, а также за рассказы «В больнице», «В ту же землю», напечатанные в журнале «Наш современник», писатель в конце 1996 года получил Международную литературную премию в Италии.

2. Этап выдвижения рабочей версии исследования

Посмотрите на творческое название нашего урока. Как вы его понимаете? Что, по — вашему, станет предметом исследования на уроке?

— Работа с эпиграфом

Целомудрие дочери дороже мне жизни и собственной чести.

Быть женщиной – великий шаг.

Человек есть деятельный участник своих истин

Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия…

Свт. Иоанн Златоуст

Какое из высказываний более подойдет для эпиграфа к сегодняшнему уроку, предстоит нам определить к концу нашего разговора.

3. Этап исследования текста рассказа

Постройте ассоциативный ряд к слову «разговор», чтобы открыть его смысл

Беседа, диалог, обмен мнениями, мыслями, соразмышление, сопереживание.

Что, на ваш взгляд, означает эпитет «женский» в данном сочетании? Это разговор кого или разговор о чем?

Это разговор о сохранении материнского предназначения женщин на земле.

Разговор героинь ориентирован на три временные плоскости:

Прошлое: молодость бабушки Натальи, замужество, военное лихолетье, послевоенные годы

Настоящее: беда, случившаяся с внучкой

Будущее: дальнейшая судьба Виктории…

Художественное пространство рассказа:

Ангарская деревня с затопленными лугами и полями, с порушенным «за- ради

— Какие глаголы используются автором при описании деревни?

Глаголы с негативной семантикой: «сковырнули», «свалили», «порушили»

Далее пространство локализуется: изба «за беленькими занавесками в два окна, глядящих на

Ангару»- символ уюта, покоя, исцеления.

Внучка второй месяц «мается» у бабушки. Она отправлена отцом «на выселку», на перевоспитание.

— Какие предложения используются автором для описания беды, случившейся с Викторией? Для чего?

Предложения односоставные: «пришлось делать», «пока хватились», «выхватили из

карусели»- передают драматизм сложившейся с героиней ситуации.

Каждый руководитель группы получает лист оценки эффективности работы участников группы. Самооценку выставляют члены группы. Система оценивания: 0 – 2 балла

Участник группы(Ф.И.)Активность ирезультативность работыУмение агрументированно доказывать своё мнение.Умение сотрудничатьУмение адекватно реагировать на рекомендации руководителя группыСамо-оценкаколичество баллов
ГруппыЗадачаВыводы, к которым должны прийти ученики
№ 1Рассмотреть образ Вики1.По какой причине оказалась Вика в деревне у бабушки? (история девочки)2.«Затаенная какая-то девка, тихоомутная». Дайте оценку характеру Вики.3. Какой вопрос больше всего волнует Вику, не дает ей заснуть?4.С какой интонацией говорит Вика: «Все теперь не так»?5.Есть ли у Вики «своя правда»? Какая она?Внучка Вика – это рослая, налитая девка шестнадцати лет, но с детским умишком: «головка отстаёт», как говорит бабушка, «задаёт вопросы там, где пора бы с ответом жить», «скажешь – сделает, не скажешь – не догадается». «Затаённая какая-то девка, тихоомутная»; в городе «связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога». Бросила школу, стала пропадать из дому. И случилось то, что должно было случиться: Вика забеременела и сделала аборт. Теперь её «на перевоспитание» отправили к бабушке, «пока не опомнилась». Вика – «затаённая какая-то», — говорит сам автор, это заметно и по её речи. Говорит она мало, фразы короткие, решительные. Часто говорит нехотя. В её речи много современных слов: лидер – человек, ни от кого не зависимый; целомудрие – строгая нравственность, чистота, девственность; рифма – созвучие стихотворных строк; целеустремлённая – имеющая ясную цель.В ответ на рассуждение бабушки Вика с насмешкой и уверенной интонацией говорит, что «всё теперь не так». «Сейчас важно, чтобы женщина была лидер», «она ни от кого не зависит, а от неё все зависят, все бегают за ней, обойтись без неё не могут».Хотя Вика думает, что это её правда, но по словам автора, «какая может быть правда у шестнадцатилетней девушки». «Упрямится, и только. Как и во всяком недозрелом плоду кислоты много»
№ 2Рассмотреть образ бабушки Натальи

Представление результатов исследования

Проследите от начала к концу рассказа, как меняется отношение Вики к разговору с бабушкой

( раздражение, нежелание вести беседу, досада, заинтересованность, интерес, нетерпение).

Найдите те места в тексте, когда диалог прерывается. Подумайте, почему?

— Кто каждый раз возобновляет разговор? Что так тянет девушку к бабушке?

Выходит, Вика у родителей не получила ответов на свои вопросы? Почему, по-

вашему, в рассказе ни слова не упоминается о маме?

Учитель: С какой любовью Валентин Распутин отзывался о своей бабушке, принимавшей горячее участие в его воспитании: «Моя бабушка, Марья Герасимовна, не просто помогла мне, а всю себя отдала, вместе с говором, характером, судьбой, мышлением, чтобы я мог написать своих старух. Ни с кем в жизни я не разговаривал с таким интересом и с такой пользой, как с нею, особенно когда повзрослел, а она слегла, и торопиться ей стало некуда.

И когда упрекали меня в том, что старухи мои якобы слишком умничают, всегда хотелось ответить: «Да знаете ли вы наших деревенских стариков? Нет, вы их не знаете».

Наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, они не распылили и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям».

Посмотрите, как говорит героиня о важных жизненных понятиях

Потрата – тратишь, отдаешь часть самого себя.

Целомудрие – мудрие, мудрость.

Твердый мужик – основательный, умеющий принять на свои плечи основательную тяжесть, такой человек – основа семьи, не изменяющий взглядов, думающий обо всех.

Не по обнюшке – т.е. основательно, зная друг друга и любя.

Раскол в ей, терния – значит, нет в человеке главного, на него нельзя положиться, плохо рядом с таким.

Любее любой – так говорит Николай о женщине, которая умеет себя сохранить для мужа и отдать себя всю, всю любовь и нежность.

Целеустремленная – это самые разнесчастные бабы, похожие на гончих собак, которые гонят по жизни, никого и ничего не замечая.

Учитель: Улыбистая, говорит Наталья о себе. «Во мне солнышко любит играть, а я уж про себя знала и набиралась солнышка побольше.» Солнечный, светлый человек Наталья.

Бабушка Наталья хочет, чтобы внучка собрала себя, сохранила по капельке, подготовила себя к замужеству

О чём ведётся разговор?

Если обобщить, то можно ответить так: о женском счастье.

4. Дискуссия о назначении женщины и смысле любви.

1. Каково назначение современной женщины?

Мнение ВикиМнение бабушки
Лидер, всегда впередиГончая, кому она нужда
СильнаяНе надо сильнее, надо любее
ЦелеустремлённаяРот разинешь-так и стрелют, в самую цель.
Живет не обязательно со своим мужем — это не главноеС мужем своим не живет? Совсем полная воля, как у собак

Выступление «социологов» с результатами анкетирования, проведенного до урока

2. Хотели бы вы стать женщиной-лидером или чтобы с вами по жизни шла женщина-

3. Какое место в жизни современной женщины занимает любовь? Сравните точку зрения Вики и бабушки

Мнение ВикиМнение бабушки
У вас способов не было?Любовь была другая, ранешная, она куски, как побирушка, не собирала.
А ты уж его полюбила?Не егози. Это у вас – раз, и готово
Целомудрие? Ой, да кто сейчас на это смотрит!Это не про вас. Ты – то с лёжи супружьей поднялась искриночкой, звездочкой…

Что значит целомудрие?

— Составьте синонимический ряд к этому слову

Невинность, непорочность, чистота, скромность, красота, телесное и духовное

— Подберите антонимы к этому слову.

Антонимический ряд: распущенность, вседозволенность, развращенность,

нечистота, противоестественность, разнузданность…

Выступление «лингвистов»- двух заранее подготовленных учеников.

В переводе с греческого «целомудрие» означает «целое, здоровое, неиспорченное, то есть цельность всего человеческого существа».

С.И. Ожегов Целомудрие – строгая нравственная чистота.

В.И. Даль: Целомудренный – сохранивший себя в девственной или брачной чистоте, непорочности.

Философское определение понятия

По мнению Андрея Кураева (диакон, профессор богословия), целомудрие – это не просто образ сексуального поведения, это умение всегда действовать из своей глубины, не отдаваясь на волю поверхностных, сиюминутных влечений, это постоянная верность самым светлым минутам своей жизни.

Понятие целомудренности в сознании русского человека имело чрезвычайно глубокий смысл, связывали это понятие не только с телесным, но и духовным самосохранением, с нравственным самочувствием. П.А.

Флоренский писал: «По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека».

«Целомудрие – это та купина, которая горит огнем благодати, не сгорая. Целомyдpие не только совместимо с бpаком, целомyдpие является основой бpака, когда два человека могyт дpyг на дpyга смотpеть и видеть взаимнyю кpасотy как святыню, котоpая им довеpена и котоpyю они должны не только сохpанить, но довести до полного совеpшенства», — утверждал Митрополит Антоний Сурожский.

Целомудрие – это чистота ума и сердца, чистота мыслей, поступков, это определенный тип мировоззрения, целостное отношение к миру, необходимое нравственно-психологическое условие для прочного брака и счастливой семьи. Быть целомудренным – значит мудро охранять свою душевно-телесную целостность, непорочность и чистоту.

Расхлябанный – распущенный, своевольный, дерзкий, живущий по своей воле, не имеющий нравственных ориентиров.

Сневестить – сберечь духовную и телесную чистоту.

Подберите синонимичный ряд к просторечному глаголу «сневестить».

Исконная этимология слова «невеста» — девушка, не ведающая порока, греха блуда.

Устои – вековой порядок, уклад, непреходящие, вечные ценности, нравственные правила, духовные идеалы.

5. Что значит в русской традиции быть замужем?

(жить «за ним», за мужем)

6. Что оценила, увидела женским сердцем Наталья в Николае?

(за ним легко было жить; мужик твердый, но не упрямый)

«Это я ему нужна, без меня он не протянет». Это милосердие,

поэтому заботиться, жалеть, отдавать, терпеть, сберегать, сохранять – это

Работа с художественным текстом в старших классах. Работа с художественным текстом в старших классах. Урок по рассказу В.Распутина «Женский разговор» — презентация

в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи. Смотреть фото в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи. Смотреть картинку в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи. Картинка про в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи. Фото в чем заключается правда вики а в чем бабушки натальи

1 Работа с художественным текстом в старших классах. Работа с художественным текстом в старших классах. Урок по рассказу В.Распутина «Женский разговор»

4 2 Словарная работа с диалектизмами, просторечными словами и оборотами речи Выписать слова и обороты, характеризующие речь Натальи. Выписать слова и обороты, характеризующие речь Натальи. Ишо, расхлябы, еройство, андел, тута, завсегда, Вихтория, взамуж, без никакой крадучи светить, сариса, дитенок, помогчи, дохторов, обзаимность, тиливизир, ворочаюсь, твово, покуль, койни-как, древляя старуха, жизня, на всю остатную жизню, одёжу, хужей, целе-устреленная и т. п. Ишо, расхлябы, еройство, андел, тута, завсегда, Вихтория, взамуж, без никакой крадучи светить, сариса, дитенок, помогчи, дохторов, обзаимность, тиливизир, ворочаюсь, твово, покуль, койни-как, древляя старуха, жизня, на всю остатную жизню, одёжу, хужей, целе-устреленная и т. п.

5 Вопросы: С какой целью диалектизмы введены в рассказ? С какой целью диалектизмы введены в рассказ? ( Чтобы подчеркнуть местный колорит и индивидуальность героев. Эти слова встречаются в речи бабки Натальи). Как образуются эти слова? ( Чтобы подчеркнуть местный колорит и индивидуальность героев. Эти слова встречаются в речи бабки Натальи). Как образуются эти слова? Были ли в связи с этим затруднения в понимании текста? Были ли в связи с этим затруднения в понимании текста? (Нет, потому что употребление этих слов уместно, не возникает затруднения в понимании бабушки и у городской Вики). (Нет, потому что употребление этих слов уместно, не возникает затруднения в понимании бабушки и у городской Вики).

7 Рассмотрим его языковые особенности : Рассмотрим его языковые особенности : Односоставное безличное предложение : пришлось делать- усиливает ощущение неизбежности этого варианта в шестнадцать годочков.Почему не лет, а годочков? Односоставное безличное предложение : пришлось делать- усиливает ощущение неизбежности этого варианта в шестнадцать годочков.Почему не лет, а годочков? Пока хватились-односоставное неопределенно-личное предложение указывает на оторванность родителей от детей. Пока хватились-односоставное неопределенно-личное предложение указывает на оторванность родителей от детей. Уже караул кричи и т. д (пока хватились. выхватили из карусели. дали отлежаться…).Обобщенно.-личные, неопределенно-личные-подчеркивают типичность прозошедшего с Викой, так как нет действующего лица. Уже караул кричи и т. д (пока хватились. выхватили из карусели. дали отлежаться…).Обобщенно.-личные, неопределенно-личные-подчеркивают типичность прозошедшего с Викой, так как нет действующего лица. Запряг отец старенькую «Ниву» (двусоставное, впервые появляется подлежащее отец-решение конкретного человека) и т. д. Запряг отец старенькую «Ниву» (двусоставное, впервые появляется подлежащее отец-решение конкретного человека) и т. д. Образные средства отражают авторскую позицию – молодежь должна знать свои корни, чтобы было на что опереться в жизни, отсюда наличие пословиц, фразеологических оборотов, тропов. Образные средства отражают авторскую позицию – молодежь должна знать свои корни, чтобы было на что опереться в жизни, отсюда наличие пословиц, фразеологических оборотов, тропов.

9 Формулируем проблематику рассказа. Работа в парах. Учащиеся записывают в тетрадь, затем обсуждают и корректируют проблемы рассказа. Учащиеся записывают в тетрадь, затем обсуждают и корректируют проблемы рассказа.

11 5.Работа в группах. Цель — проследить за развитием сюжета – диалогом бабушки и внучки. Составить таблицу – выписать высказывания, можно на компьютере и по окончании работы выпустить на принтере: Цель — проследить за развитием сюжета – диалогом бабушки и внучки. Составить таблицу – выписать высказывания, можно на компьютере и по окончании работы выпустить на принтере: «Правда» Вики:1.Что ты мне свою старину! Проходили!2.Сейчас важно, чтобы женщина была лидер3.и т. д. Вывод «Правда» Вики:1.Что ты мне свою старину! Проходили!2.Сейчас важно, чтобы женщина была лидер3.и т. д. Вывод «Правда» бабушки: 1.Какую потрату на себя приняла! 2. Ну совсем полная воля.3 «Правда» бабушки: 1.Какую потрату на себя приняла! 2. Ну совсем полная воля.3 Вывод Вывод Выводы защитить. Выводы защитить.

12 6.Пейзажные зарисовки. Работа в группах под музыкальное сопровождение. Определить составляющие пейзажа и проанализировать художественно- изобразительные средства языка. В тексте 3 пейзажа: Определить составляющие пейзажа и проанализировать художественно- изобразительные средства языка. В тексте 3 пейзажа: ПЕРВЫЙ ПЕЙЗАЖ ПЕРВЫЙ ПЕЙЗАЖ 1.День-солнечный, яркий; Искристо играли тугие снега; 1.День-солнечный, яркий; Искристо играли тугие снега; Закат – долго горело растекающееся зарево, нежная синева …лежала мягким пологом, зарево томилось… Закат – долго горело растекающееся зарево, нежная синева …лежала мягким пологом, зарево томилось… Небо – разгорелось, Небо – разгорелось, Месяц – юный Месяц – юный Свет- пролился, росистый, сухой… и др. Свет- пролился, росистый, сухой… и др. Что подчеркивает этот пейзаж в состоянии героинь? Что подчеркивает этот пейзаж в состоянии героинь? Пейзаж подчеркивает состояние бабушки и внучки, волнение природы передается им. Пейзаж подчеркивает состояние бабушки и внучки, волнение природы передается им.

13 Второй пейзаж 2.Ночь — отцеженный, слюдянистый свет; царило безлюдье. немота; 2.Ночь — отцеженный, слюдянистый свет; царило безлюдье. немота; Небо — искрилось; под могучим дыханием неба; Небо — искрилось; под могучим дыханием неба; Месяц — скрадывал…где звездочка зазевалась; полнится, пока не наберется в сытую луну Месяц — скрадывал…где звездочка зазевалась; полнится, пока не наберется в сытую луну Избы — стояли завороженно; снежные шапки на крышах; Избы — стояли завороженно; снежные шапки на крышах; Земля — оцепеневшая, бедная, сиротливая. Земля — оцепеневшая, бедная, сиротливая. Каковы особенности этого пейзажа, что он подчеркивает? Каковы особенности этого пейзажа, что он подчеркивает? Пейзаж тревожный, отражает состояние беспокойства бабушки за внучку, неуверенность в сегодняшнем воспитании молодежи Пейзаж тревожный, отражает состояние беспокойства бабушки за внучку, неуверенность в сегодняшнем воспитании молодежи

14 Третий пейзаж Ночь-глубокая, билась звездная россыпь, бледный венчик ночного света; Ночь-глубокая, билась звездная россыпь, бледный венчик ночного света; Небо — разворачиваясь, все играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость; Небо — разворачиваясь, все играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость; Свет — холодно замирал. Свет — холодно замирал. Что подчеркивает этот пейзаж? Что подчеркивает этот пейзаж? Пейзаж подчеркивает связь тайны мира с тайной человеческой жизни, необходимость жить с природой в гармонии, соблюдая ее законы, чтобы завтрашний день был рассветом, а не предвещал неотвратимость. Пейзаж подчеркивает связь тайны мира с тайной человеческой жизни, необходимость жить с природой в гармонии, соблюдая ее законы, чтобы завтрашний день был рассветом, а не предвещал неотвратимость. Глазами кого показан пейзаж? Почему? Глазами кого показан пейзаж? Почему?

15 Итоги урока Что дает женский разговор обеим героиням? Что дает женский разговор обеим героиням? (Бабка Наталья отогревает душу внучки Вики, учит ее понимать нравственные устои жизни, основанные на традициях народной культуры. Рассказывая о своей жизни, она проживает снова то давнее, что ей дорого. А Вика, проявляя интерес, не остается равнодушной и «глухой» ) (Бабка Наталья отогревает душу внучки Вики, учит ее понимать нравственные устои жизни, основанные на традициях народной культуры. Рассказывая о своей жизни, она проживает снова то давнее, что ей дорого. А Вика, проявляя интерес, не остается равнодушной и «глухой» ) Что происходит с нашими душами «распутинским» вечером? Что происходит с нашими душами «распутинским» вечером?

16 Домашнее задание. Домашнее задание. Прием РАФТ (роль, аудитория, форма, тема) технологии ЧПКМ (чтение и письмо для критического мышления). Дифференцированное задание- девочкам и мальчикам отдельное. Прием РАФТ (роль, аудитория, форма, тема) технологии ЧПКМ (чтение и письмо для критического мышления). Дифференцированное задание- девочкам и мальчикам отдельное.

17 Задание девочкам: Роль: Вика Роль: Вика Аудитория: для себя Аудитория: для себя Форма: дневник Форма: дневник Тема: Женский разговор Тема: Женский разговор

18 Задание мальчикам: Роль: отец Вики Роль: отец Вики Аудитория: классный руководитель Аудитория: классный руководитель Форма: беседа Форма: беседа Тема: Почему я отвез дочь в деревню к матери? Тема: Почему я отвез дочь в деревню к матери?

19 Разработала и провела урок Учитель русского языка и литературы Ниякая Лариса АлександровнаМуниципальноеобщеобразовательноеучреждение Зикеевская средняя школа

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *