в чем заключается первое крупное общественное разделение труда
Первое великое обществленное разделение труда
Первое великое обществленное разделение труда
Выше мы уже рассказывали о том, как в конце мезолита и в период неолита в некоторых странах Азии и Африки начало развиваться земледелие.
В числе первых очагов земледельческой культуры были области Палестины, Египта, Иранского нагорья, а также предгорные районы Ирака и южной части Средней Азии.
Поначалу земледелие здесь было очень примитивным. В этих знойных и сухих местах оно было возможно только в предгорьях, где влажные ветры увеличивали количество осадков. Кроме того, в некоторых местах влагу давали тающие высокогорные снега. Первые земледельцы использовали здесь воду горных ручьев. Запруживая их, они таким образом орошали свои поля.
В V тысячелетии до н. э. земледельческие очаги получили широкое распространение в предгорных районах Западной Азии (культуры Телль-Халафа и Самарры).
Вскоре земледелие начало распространяться и в некоторых наиболее благоприятных для этого районах Индии и Китая.
Начало распространяться земледелие у неолитических племен Малой Азии, Балканского полуострова и других средиземноморских стран.
В период неолита, но несколько позже, чем на вышеназванных территориях, возникло земледелие в степной и лесостепной зонах Европы, а также у племен Кавказа.
К концу III тысячелетия земледелие уже получило широкое распространение во всех перечисленных районах.
Что касается других неолитических племен, то они в основном все еще продолжали жить охотой и рыболовством, отчасти и собирательством.
Вместе с земледелием все большую роль начинает играть разведение одомашненных животных. В этот период разведение скота нередко давало больший эффект, чем мотыжное земледелие и тем более охота. В местах, где для этого имелись благоприятные условия, скотоводство нередко становилось основным видом производства. Оно надежнее обеспечивало жизнь племени, чем охота. В некоторых случаях (особенно это касалось степных областей) племена даже оставляли земледелие и постепенно начали переходить исключительно к скотоводству.
Так, например, подобное произошло у некоторых племен, которые обитали в южнорусских степях в конце III и во II тысячелетии до н. э.
Так из общей массы первобытных племен постепенно начали выделяться скотоводческие пастушеские племена. Произошло первое великое общественное разделение труда.
Наиболее значимые изменения в IV–III тысячелетиях до н. э. произошли в жизни племен субтропических зон.
Читайте также
Первая турецкая война и первое разделение Польши от 1767 до 1772 года
Первая турецкая война и первое разделение Польши от 1767 до 1772 года Турция раньше всех выказала свое неудовольствие Екатерине, хотя этого и нельзя было ожидать от нее. Правда, султан Мустафа III не сам вздумал сделать это; нет, такая смелая мысль не появилась бы в его уме, если
21 февраля. Первое публичное заседание. Первое увещевание Жанны
21 февраля. Первое публичное заседание. Первое увещевание Жанны Стремясь исполнить в этом процессе с милостивой помощью Иисуса Христа, дело которого защищается, долг нашего служения защите и возвеличению католической веры, мы[66] стали прежде всего милостиво убеждать
5. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
5. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА Раз-де-ле-ни-е тру-да. 1. Распределение на отдельные, обособленные задания с целью достижения максимальной эффективности, приводящее к механической работе; базовая составная часть производства. 2. Сокращение или расщепление человеческой деятельности на
Половое разделение труда
Половое разделение труда Основным фактором при разделении работ был и остается пол. Мужчины занимаются всеми земледельческими работами (валка и сжигание леса, посадка, прополка, сбор урожая), а также подготовкой семейного огорода, охотой и рыбной ловлей, разведением
3. Разделение труда у бюрократов
3. Разделение труда у бюрократов Во всех удобных и неудобных случаях, под всякими предлогами и без всякого предлога бюрократические вожаки из Цека ВКП (б) объясняются в любви к пролетариату и сердито порицают бюрократизм. Каждый раз лечение недугов бюрократической
Разделение труда в имении
Разделение труда в имении Несмотря на то что в семейной жизни дворянства в императорской России четко выделялись отдельные мужская и женская сферы, управление поместьем являлось общим делом, требовавшим внимания и мужа, и жены. Во многих дворянских поместьях,
I. Общественное разделение труда
I. Общественное разделение труда Основой товарного хозяйства является общественное разделение труда. Промышленность обрабатывающая отделяется от добывающей, и каждая из них подразделяется на мелкие виды и подвиды, производящие в форме товара особые продукты и
IV. Территориальное разделение труда и отделение земледелия от промышленности
IV. Территориальное разделение труда и отделение земледелия от промышленности В непосредственной связи с разделением труда вообще стоит, как было уже замечено, территориальное разделение труда, специализация отдельных районов на производстве одного продукта, иногда
Первое и второе общественное разделение труда: причины, сущность и последствия
В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу производительных сил, возникновению обмена; второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства – содействовало индивидуализации труда, возникновению и развитию частной собственности.
Появление и распространение земледелия в плодородных районах, затем одомашнивание животных, что нередко давало больший доход, чем земледелие. Некоторые племена даже полностью переходили к скотоводству.
В общей массе первобытных племен выделилось 2 группы: скотоводческие и земледельческие.
1. переход к оседлому образу жизни
2. рост производительности труда
3. возможность накопления запасов (богатства)
4. зарождение торговли (натуральный обмен)
5. развитие религии, искусства.
Второе разделение труда:
Появление свободного времени из-за роста производительности труда (меньше времени и затрат энергии требовалось для добывания пищи), появление и развитие ремесла.
Выделение ремесла из сельского хозяйства.
1. индивидуализация труда
2. развитие частной собственности
В VI-IV тысячелетиях до н.э. на территориях Индии, Египта и Передней Азии зародилось металлургическое производство.
В III тысячелетии до н.э. началось изготовление бронзы.
Не случайно, эти перемены принято называть «неолитической революцией».
Переход к производящему хозяйству:
Многообразие продуктов, предназначенных для обмена
Первое и второе общественное разделение труда: причины, сущность и последствия
Признаки:
— низкий уровень развития производительных сил и медленное их совершенствование
— коллективное присвоение природных ресурсов и результатов производства
— отсутствие частной собственности, эксплуатации, классов и государства
— низкие темпы развития общества.
Этапы:
— палеолит (древний каменный век) – 3 млн – 12 тыс. лет до н.э.
— мезолит (средний каменный век) – 12 – 8 тыс. лет до н.э.
— неолит ( новый каменный век) – 8 – 3 тыс. лет до н.э.
Первое и второе общественное разделение труда: причины, сущность и последствия.
Первое разделение труда:
Предпосылки:
Появление и распространение земледелия в плодородных районах, затем одомашнивание животных, что нередко давало больший доход, чем земледелие. Некоторые племена даже полностью переходили к скотоводству.
Сущность:
В общей массе первобытных племен выделилось 2 группы: скотоводческие и земледельческие.
Последствия:
1. переход к оседлому образу жизни
2. рост производительности труда
3. возможность накопления запасов (богатства)
4. зарождение торговли (натуральный обмен)
5. развитие религии, искусства.
Второе разделение труда:
Причины:
Появление свободного времени из-за роста производительности труда (меньше времени и затрат энергии требовалось для добывания пищи), появление и развитие ремесла.
Сущность:
Выделение ремесла из сельского хозяйства.
Последствия:
1. индивидуализация труда
2. развитие частной собственности
РЕЗУЛЬТАТ:
Переход к производящему хозяйству:
Многообразие продуктов, предназначенных для обмена
Разделение труда
Разделение труда в широком смысле — система различных по своим признакам и одновременно взаимодействующих друг с другом видов труда, производственных функций, занятий вообще или их совокупностей, а также система общественных связей между ними. Эмпирическое многообразие занятий рассматривается экономической статистикой, экономикой труда, отраслевыми экономическими науками, демографией и т. д. Территориальное, в том числе международное, разделение труда описывается экономической географией. Для определения соотношения различных производственных функций с точки зрения их вещественного результата К. Маркс предпочитал употреблять термин «распределение труда».
Общественное разделение труда
Общественное разделение труда как человеческой деятельности в её социальной сущности является, в отличие от специализации, исторически преходящим социальным отношением. Специализация труда есть разделение видов труда по предмету, которое непосредственно выражает прогресс производительных сил и способствует ему. Многообразие таких видов соответствует степени освоения природы человеком и растёт вместе с его развитием. Однако в классовых формациях специализация осуществляется не как специализация целостных деятельностей, т. к. сама испытывает влияние социального разделения труда. Последнее расчленяет человеческую деятельность на такие частичные функции и операции, каждая из которых сама по себе уже не обладает характером деятельности и не выступает как способ воспроизводства человеком его социальных отношений, его культуры, его духовного богатства и самого себя как личности. Эти частичные функции лишены собственного смысла и логики; их необходимость выступает лишь как требование, предъявляемое к ним извне системой разделения труда. Таково разделение материального и духовного (умственного и физического), исполнительского и управляющего труда, отделение города от деревни, функций практических и идеологических и т. п.
Разделение труда исторически неизбежно вырастает до классового разделения. «Вместе с разделением труда, — резюмировал Энгельс марксов анализ этой проблемы, — разделяется и сам человек… Это калечение человека возрастает в той же мере, в какой растёт разделение труда…» [1]. Человек становится «частичным» (Маркс). Дело, следовательно, не только и не столько в том, что разделение труда делает специализацию уродливо узкой, и даже не в закреплении за человеком определённой профессии, а в том, что индивид включается в социальную связь не как личность, а как носитель определённой функции, как рабочая сила определённого качества. Он выступает как персонаж с извне диктуемой ролью.
Капитализм доводит до крайнего обострения все противоречия разделения труда и его последствий (Отчуждение). Создаваемые людьми материальные и духовные ценности, а также сами общественные отношения уходят из-под их контроля и начинают господствовать над ними. «…Разделение труда, — писали Маркс и Энгельс, — даёт нам также и первый пример того, что пока люди находятся в стихийно сложившемся обществе, пока, следовательно, существует разрыв между частным и общим интересом, пока, следовательно, разделение деятельности совершается не добровольно, а стихийно, — собственная деятельность человека становится для него чуждой, противостоящей ему силой, которая угнетает его, вместо того, чтобы он господствовал над ней» [2].
Эти противоречия постепенно разрешаются в ходе строительства социализма и коммунизма, преодоления остатков старого общественного разделения труда. Коммунизм призван полностью преодолеть расчленяющее самого человека разделение труда на основе дальнейшего углубления специализации и развития многообразных способностей, т. е. путём всестороннего развития личности каждого человека.
История развития разделения труда
На ранней ступени развития общества существовало естественное разделение труда — по полу и возрасту. С усложнением орудий производства, с расширением форм воздействия людей на природу их труд стал качественно дифференцироваться и определённые его виды обособляться друг от друга. Это диктовалось очевидной целесообразностью, поскольку разделение труда вело к росту его производительности. В. И. Ленин писал: «Для того, чтобы повысилась производительность человеческого труда, направленного, например, на изготовление какой-нибудь частички всего продукта, необходимо, чтобы производство этой частички специализировалось, стало особым производством, имеющим дело с массовым продуктом и потому допускающим (и вызывающим) применение машин и т. п.». [3]. Отсюда Ленин делал вывод, что специализация общественного труда «…по самому существу своему, бесконечна — точно так же, как и развитие техники» [4].
Производство немыслимо без сотрудничества, кооперации людей, порождающей определённое распределение деятельности. «Очевидно само собой, — писал К. Маркс, — что эта необходимость распределения общественного труда в определённых пропорциях никоим образом не может быть уничтожена определённой формой общественного производства, — измениться может лишь форма её проявления» [5]. Формы распределения труда находят прямое выражение в разделении труда, которое обусловливает и существование исторически определённых форм собственности. «Различные ступени в развитии разделения труда, — писали Маркс и Энгельс, — являются вместе с тем и различными формами собственности, т. е. каждая ступень разделения труда определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда» [6].
Процесс распределения людей в производстве, связанный с ростом специализации, совершается либо сознательно, планомерно, либо принимает стихийный и антагонистический характер. В первобытных общинах этот процесс носил планомерный характер. Орудия труда здесь были индивидуализированы, однако труд и пользование его результатами не могли тогда раздробляться — низкая производительность труда людей исключала их выделение из общины.
Так как во всю предшествующую историю человечества процесс производства заключался в том, что люди между собой и предметом труда вклинивали орудие производства, сами становясь непосредственным компонентом производственного процесса, то начиная с первобытной общины индивидуализация орудий труда приводила к «прикреплению» людей к ним и определённым видам дифференцировавшейся деятельности. Но поскольку все члены общины имели общие интересы, такое «прикрепление» носило естественный характер, считалось оправданным и разумным.
С развитием орудий производства возникли целесообразность и необходимость относительно обособленного труда индивидов, а более производительные орудия давали возможность обособленного существования отдельных семей. Так происходило превращение непосредственно общественного труда, каким он был в первобытных общинах, в частный труд. Характеризуя сельскую общину как переходную форму к полной частной собственности, Маркс отмечал, что здесь труд индивидов приобрёл обособленный, частный характер, и это явилось причиной возникновения частной собственности. «Но самое существенное, — писал он, — это — парцеллярный труд как источник частного присвоения» [7].
«В докапиталистических формациях, — писал Энгельс, — средства труда — земля, земледельческие орудия, мастерские, ремесленные инструменты — были средствами труда отдельных лиц, рассчитанными лишь на единоличное употребление… Но потому-то они, как правило, и принадлежали самому производителю… Следовательно, право собственности на продукты покоилось на собственном труде» [8].
В результате раздробления труда, превращения его в частный труд и появления частной собственности возникли противоположность экономических интересов индивидов, социальное неравенство, общество развивалось в условиях стихийности. Оно вступило в антагонистический период своей истории. Люди стали закрепляться за определёнными орудиями труда и различными видами всё более дифференцировавшейся деятельности помимо их воли и сознания, в силу слепой необходимости развития производства. Эта главная особенность антагонистического разделения труда — не извечное состояние, будто бы присущее самой природе людей, а исторически преходящее явление.
Определяющим условием разделения труда является рост производительных сил общества. «Уровень развития производительных сил нации обнаруживается всего нагляднее в том, в какой степени развито у неё разделение труда» [9]. При этом определяющую роль в углублении разделения труда играют развитие и дифференциация орудий производства. В свою очередь, разделение труда способствует развитию производительных сил, росту производительности труда. Накопление у людей производственного опыта и навыков к труду находится в прямой зависимости от степени разделения труда, от специализации работников на определённых видах труда. Технический прогресс неразрывно связан с развитием общественного разделения труда.
Рост и углубление разделения труда влияют и на развитие производственных отношений. В рамках первобытнообщинного строя исторически возникло первое крупное общественное разделение труда (выделение пастушеских племён), что создало условия для регулярного обмена между племенами. «Первое крупное общественное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно, и богатства, и с расширением сферы производительной деятельности, при тогдашних исторических условиях, взятых в совокупности, с необходимостью влекло за собой рабство. Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых» [10]. При возникновении рабовладельческого строя на основе дальнейшего роста производительных сил развилось второе крупное общественное разделение труда — отделение ремесла от земледелия, положившее начало отделению города от деревни и возникновению противоположности между ними. Отделение ремесла от земледелия означало зарождение товарного производства (см. Товар). Дальнейшее развитие обмена повлекло за собой третье крупное общественное разделение труда — обособление торговли от производства и выделение купечества. В эпоху рабства появляется противоположность между умственным и физическим трудом. К глубокой древности относится возникновение также территориального и профессионального разделения труда.
Разделение труда при капитализме
Возникновение и развитие машинной индустрии сопровождалось значительным углублением общественного разделения труда, стихийным формированием новых отраслей производства.
При капитализме разделение труда становится ещё более важным фактором общественной жизни (само развитие капитализма как высшей формы товарного производства, т. е. производства, основанного на общественном разделении труда, было непосредственно связано с его ростом). При капитализме всеобъемлющий характер приобретает разделение труда между отдельными предприятиями, связь между которыми осуществляется на рынке через посредство стихийно действующих на основе закона стоимости закономерностей товарного производства (по терминологии «Капитала» Маркса, общественное разделение труда). Кроме того, складывается планомерно вводимое капиталистами разделение внутри предприятий («техническое» разделение труда) — сначала в рамках мануфактуры (в которой разделение труда достигает ещё большей степени детализации, чем в средневековом городском ремесле, и рабочий превращается в «частичного» рабочего, выполняющего какую-либо определённую производственную операцию), затем в рамках фабрики. Детальное разделение труда внутри предприятий ведёт не только к огромному росту производительности труда, но и к росту интенсивности эксплуатации труда капиталом. Однобокость, узость профессионального разделения труда калечит людей.
В условиях капитализма приобретают невиданные ранее размеры отделение промышленности от сельского хозяйства и такие виды общественного разделения труда, как территориальное и международное. Открывая новые возможности для развития производительных сил, этот рост разделения труда вместе с тем в некоторых отношениях крайне отрицательно сказывается на положении трудящихся. В капиталистическом обществе ещё более углубляется противоположность между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.
Развитие капитализма обусловливает хозяйственное сближение народов, развитие международного разделения труда. Но эта прогрессивная тенденция в условиях капитализма осуществляется путём подчинения одних народов другими, путём угнетения и эксплуатации народов. Международное капиталистическое разделение труда находит одно из своих проявлений в превращении колониальных и зависимых стран в аграрно-сырьевой придаток метрополий.
Стихийное развитие разделения труда при капитализме обостряет антагонистическое противоречие между общественным характером производства и частнособственнической формой присвоения продукта, между производством и потреблением и др. Характеризуя антагонистическую основу развития разделения труда при капитализме, К. Маркс отмечал, что «разделение труда уже с самого начала заключает в себе разделение условий труда, орудий труда и материалов…, а тем самым и расщепление между капиталом и трудом… Чем больше развивается разделение труда и чем больше растёт накопление, тем сильнее развивается… это расщепление» [11].
Разделение труда при социализме
В социалистическом обществе уничтожается старое классовое разделение занятий. При социализме создается принципиально новая система разделения труда. Оно приобретает характер организованного сотрудничества и взаимопомощи людей, участвующих в общественном производстве. Стихийное разделение между капиталистическими предприятиями заменяется планомерным разделением труда между социалистическими предприятиями, основанным на едином плане. Хотя еще сохраняется различие между неквалифицированным и квалифицированным трудом и некоторая односторонность профессионального разделения труда, но происходит постепенное изживание отрицательных последствий старого разделения труда. Предпринимаются сознательные усилия для преодоления ещё существующего неравенства между крупными промышленными и культурными центрами и периферией, между городом и деревней, между различными социальными группами с тем, чтобы доступ к той или иной сфере деятельности определялся способностями и склонностями каждого человека.
По мере преодоления классовых различий в социалистическом обществе на первый план выдвигаются проблемы, связанные с тенденциями развития разделения труда и утверждением полной социальной однородности (характер и содержание труда различных профессиональных групп, процессы дифференциации и интеграции деятельности и др.), обеспечением всестороннего и свободного развития личности каждого, возможности смены форм жизнедеятельности (труд, общественная деятельность, искусство и т. д.), постепенным созданием условий, при которых «различие в деятельности, труде не влечёт за собой никакого неравенства, никакой привилегии в смысле владения и потребления» [12].
2. Первобытнообщинный строй и разделение труда
2. Первобытнообщинный строй и разделение труда
Первобытные сообщества людей в основном использовали попадающиеся в природной среде средства жизнеобеспечения, орудия и источники пищи. Поэтому они вели кочевой образ жизни, занимаясь собиранием съедобных растений и охотой. Земля, где они временно останавливались, простейшие орудия труда, используемые для добывания корней растений, плодов, для охоты, становились их общей собственностью. Только действуя сообща, первобытные люди могли добывать средства для продолжения своего существования и обезопасить себя от нападений хищных зверей или соседних сообществ первобытных людей.
Использование орудий труда приводило к тому, что происходил рост численности особей каждого сообщества, которое лучше других осваивало способы применения орудий труда для борьбы за существование, что влекло за собой возрастание конкуренции таких сообществ в борьбе за средства жизнеобеспечения. Естественный отбор позволял выживать уже не просто сообществам, а только самым общинно организованным, где самоотверженное единение всех членов было чрезвычайно целенаправленным, помноженным на инстинктивное чувство генетического, кровного родства, где закреплялся родовой инстинкт самосохранения, проявляясь в каждом члене, как бессознательное стремление к общественно ответственному поведению. Усложнение отношений внутри родового сообщества влекло за собой расширение использования звуковых и речевых сигналов, способствуя развитию речи, так как от однозначного понимания всеми смысла того или иного сигнала, звука зависело выживание большинства рода, особенно при охоте на больших и опасных животных или в борьбе за определённую территорию с опасными противниками.
Проявления общего эмоционального подъёма во время и после охоты или при нахождении изобилия пищи и воды выразительны у всех стайных млекопитающих, у всех стайных хищников, являясь биологическим способом укрепления их бессознательных взаимоотношений. Древнейшие наскальные изображения, сделанные первобытнообщинными людьми, свидетельствуют, что их переживания во время охоты были настолько эмоциональными, что стали источником первых проявлений вдохновения, желания с помощью орудий труда поделиться этими переживаниями и впечатлениями с сородичами. Охотничьи удачи или трагедии должны были вызывать не меньшую активизацию творческого выражения своих переживаний или впечатлений в речи, в словообразовании, в звукообразовании, в разнообразии повторяющихся движений, со временем превращающихся в особые, понятные сообществу танцы. Таким образом накапливались предпосылки зарождения первобытнообщинной, генетически родовой культуры, как культуры этнической. А для бессознательного накапливания и передачи знаний об этнической культуре, об её использовании для управления эмоциональными состояниями сообщества из него выделились особые члены – шаманы. Развитие этнической культуры, появление шаманов сделало возможным объединение родственных родов в этническое племя, она стала средством однозначного понимания разными родами тех или иных сигналов взаимодействия. Племя же получило огромные преимущества в борьбе за существование. Вследствие чего происходило вымирание тех первобытных родовых обществ, которые не смогли развивать этническую культуру и объединяться в племена, или они вытеснялись на периферию среды обитания человека.
Первобытнообщинный строй существовал десятки тысяч лет, в течение которых на генетическом уровне закреплялись и обособлялись традиции этнической родовой культуры, зарождающегося этнического родового умозрения, подсознательного выделения своих этнических сородичей среди чужих. Но что более важно, десятки тысяч лет посредством развития этнической культуры закреплялась подсознательная готовность к высочайшей организованности взаимодействия всех представителей родовых и объединявших роды в племена отношений ради совместной борьбы за собственность с средствами жизнеобеспечения, за сами средства жизнеобеспечения, за наилучшую эксплуатацию собственности с помощью родоплеменных способов изготовления и использования орудий труда.
Приручение животных, вначале вследствие биологического симбиоза с ними, появление скотоводства у определённых рас не только не разрушило этнического единения родоплеменных сообществ этих рас, но наоборот, увеличило сплочённость сообществ для защиты своей родовой собственности, скота и временных пастбищ, и ради захвата чужой собственности. А поскольку скотоводство существенно повысило уровень эксплуатации пастбищной земельной собственности, то есть получение на ней скотоводческих средств жизнеобеспечения, то и численность людей, заселенность ими наиболее удобных для скотоводства земель значительно выросла, что приводило к ужесточению вооружённых столкновений за земельную собственность, делая такие столкновения всё более многолюдными. Эти столкновения становились основными причинами миграции скотоводческих племён и поиска ими новых пригодных для скотоводства земель.
Так как главным постоянным видом собственности и источником средств жизнеобеспечения становился скот, то вся жизнь родоплеменного скотоводческого сообщества подчинялась задаче воспроизводства этого вида собственности. Проблема обеспечения скота пастбищами обуславливала сезонную миграцию, а так же миграцию, вызванную войнами разных племён и этнических союзов племён за земли с богатыми по белковому содержанию пастбищами. Постоянные миграции были привычными, естественными для первобытного общества, сохраняя представления о земле, как о переменной собственности. Однако когда скотоводческое родоплеменное общество при поиске новых земель оказывалось защищённым горами, среди обилия лугов, дающих сочные травы для корма скоту в низинах в одно время года, а в верховьях – в другое, оно могло и остановиться, укрепиться на данной территории на продолжительный срок. Могло оно остановиться и в долинах субтропических рек, подходы к которым защищались засушливыми труднопроходимыми полупустынями или пустынями. В таких местах земля превращалась в постоянную собственность родоплеменного общества, что постепенно закреплялось в этнической культуре.
Этнические представления о земле, как о постоянной собственности подготавливали первое крупное разделение труда. Родоплеменные сообщества с северной расовой этнической культурой оказались способными на зарождение общественно-производственных отношений для земледельческой эксплуатации земельной собственности. А предпосылками для общественно-производственных отношений было возникновение прасословных отношений внутри северного европеоидного родоплеменного общества.
Вследствие выделения меньшинства членов родоплеменного общества в военно-управленческое и жреческое прасословия, большинство получило возможность вести осёдлое хозяйство и превращать собирание корней и злаков, плодов в устойчивое земледельческое производство средств жизнеобеспечения, дополнительное к охоте и скотоводству. Вскоре поливное земледельческое производство превратилось в более продуктивный и надёжный источник получения срнедств жизнеобеспечения, чем скотоводство. А пригодная для обрабатывания земля стала поэтому главной собственностью родоплеменного общества. Особое прасословное положение воинов и жрецов в первобытном обществе таким образом напрямую зависело от осёдлого образа жизни и от того, что остальные члены общества становились земледельческим прасословием, накапливающим опыт эксплуатации земли с помощью особых орудий труда и навыков, приобретающим традиции земледельческих производственных отношений.
Земледелие и осёдлое скотоводство обеспечивали наиболее устойчивый рацион питания, способствуя укоренению разделения прасословных обязанностей, закрепляя в духовных традициях конкретного этноса соответствующие представления об общественных отношениях, как прасословных общественных отношениях. Такое разделение обязанностей осуществлялось в пределах родового племени, поэтому было признаваемым за всеобщее благо для выживания и размножения рода, этноса, формируя соответствующие Архетипы общественного бессознательного умозрения этого этноса.
Разделение труда на скотоводство и земледелие, которое стало возможным благодаря развитию земледельческих производственных, а так же прасословных жреческих религиозно-идеологических и воинских управленческих отношений, вследствие тысячелетий естественного отбора развивалось и укоренялось в этнической родоплеменной среде осёдлого европеоидного первобытного общества. А согласованное взаимодействие всех членов в общих интересах общества освящало и отражало в культуре разделение обязанностей в этом этническом обществе. В архетипах, определявших бессознательную мотивацию поведения его членов, закреплялась склонность только к этническому обобществлению собственности, только к этническому взаимному доверию образующих родоплеменное общество прасословий при добровольно принимаемых обязательствах каждого из них по отношению к другим. То есть, только в архетипах этнического общественного бессознательного умозрения выработались и укоренились естественным отбором ограничения на индивидуальный эгоизм по отношению к собственности и средствам жизнеобеспечения. Только в этническом общественном бессознательном умозрении закреплён инстинкт общественной собственности, корпоративной собственности, позволяющий примирять разные прасословные интересы. И подавление этнического общественного бессознательного умозрения неизбежно разрушает психогенетический инстинкт «вето» на проявления противообщественного эгоизма по отношению к собственности и средствам жизнеобеспечения.
Читайте также
7. Международное разделение труда
7. Международное разделение труда Основу объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство составляет международное разделение труда (МРТ), т.е. специализация отдельных стран на производстве отдельных видов продукции, которой страны обмениваются между
Глава IX. Организация производства(продолжение). Разделение труда. Роль машин.
Глава IX. Организация производства(продолжение). Разделение труда. Роль машин. § 1. Первое условие эффективной организации производства заключается в том, чтобы обеспечить каждому занятие такой работой, которую его способности и выучка позволяют ему хорошо выполнять, и
Вопрос 3 Международное разделение труда
Вопрос 3 Международное разделение труда Ответ Международное разделение труда (МРТ) представляет собой процесс специализации работников различных стран на выполнении специфических видов трудовых операций.Выделяются 3 основные формы международного разделения труда: [3]
Реферат МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВ (РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ)
Реферат МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВ (РОЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ) План1. Введение.2. Разделение труда в эпоху зарождения цивилизаций.3. Роль Великих географических открытий в разделении труда.4. Экономическая сущность международного
Разделение труда
Разделение труда Разделение труда достигло в этот период довольно высокого уровня развития, в связи с чем произошло четкое размежевание между добычей сырья и производством товаров. Специализация в области ремесел стала настолько существенной, что когда застройщику
3. Разделение труда
3. Разделение труда Разделение труда (и его двойник человеческое сотрудничество) является фундаментальным общественным явлением. Опыт учит человека, что объединенные усилия более эффективны и производительны, чем изолированная деятельность самодостаточных
§ 1 Кооперация и разделение труда
§ 1 Кооперация и разделение труда Кооперация и разделение труда представляют два прямо противоположных организационных отношения. Если кооперация означает объединение работников для совместной деятельности, то разделение – их разъединение на различные виды работ. В
2.3.8. Разделение труда на деятельность по производству продукции и совершенствованию производственных технологий
2.3.8. Разделение труда на деятельность по производству продукции и совершенствованию производственных технологий Основным условием, обеспечивающим активизацию любой трудовой деятельности людей, является наличие в стране механизма оценки результатов данной трудовой
Разделение труда
Разделение труда Смит начинает свою книгу с разделения труда, изображая его как главный фактор роста производительности общественного труда. Само изобретение и совершенствование орудий и машин он связывает с разделением труда. Смит приводит свой знаменитый пример с
Производственные отношения первобытного общества. Естественное разделение труда
Производственные отношения первобытного общества. Естественное разделение труда Производственные отношения определяются характером, состоянием производительных сил.При первобытно-общинном строе основой производственных отношений является общинная собственность
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И МАНУФАКТУРА
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И МАНУФАКТУРА 1. ДВОЯКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАНУФАКТУРЫ Кооперация, основанная на разделении труда, приобретает свою классическую форму в мануфактуре. Как характерная форма капиталистического процесса производства, она господствует в
4. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ВНУТРИ МАНУФАКТУРЫ И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ВНУТРИ ОБЩЕСТВА
4. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ВНУТРИ МАНУФАКТУРЫ И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ВНУТРИ ОБЩЕСТВА Мы рассмотрели сначала происхождение мануфактуры, затем её простые элементы – частичного рабочего и его орудие, – наконец, её механизм в целом. Коснёмся теперь вкратце отношения между
5. Общественное разделение труда, появление городов, развитие торговли
5. Общественное разделение труда, появление городов, развитие торговли Как известно из учебников истории, раньше славяне жили родами и семьями, затем небольшими общинами, где проживали родные и чужие. Общины эти в основном занимались земледелием, ремесло тоже
Разделение труда
Разделение труда Смит начинает свою книгу с разделения труда, изображая его как главный фактор роста производительности общественного труда. Само изобретение и совершенствование орудий и машин он связывает с разделением труда. Смит приводит свой знаменитый пример с
1.6. Экономический смысл коллаборативной фильтрации — разделение труда по экспертизе опытных благ
1.6. Экономический смысл коллаборативной фильтрации — разделение труда по экспертизе опытных благ Мир новой экономики изобилует товарами, потребительские свойства которых трудно оценить заранее, исходя из характеристик, данных производителем. Это так называемые