в чем заключается патриотизм
Что такое «патриотизм» в современном понимании, примеры
Приветствую Вас, друзья!
Патриотизм – это очень сложное и многогранное понятие. Все понимают, что это такое, и в то же время существует немало разных трактовок, многие из которых противоречат друг другу. Так что же такое патриотизм? Любовь к своей родине и к своему народу? Гордость за прошлое своей страны? Или за настоящее? Или стремление сделать что-то полезное для будущих поколений? Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой патриотизм и какие смыслы чаще всего вкладываются в это понятие.
Что такое патриотизм?
Патриотизм — любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.
Противоположностью патриотизма является космополитизм – идеологическая концепция, согласно которой всё человечество представляет собой единую нацию, а каждый человек является гражданином мира.
В большинстве стран мира патриотизм считается основой жизнеспособности государства. Он выступает в качестве мобилизующего фактора, заставляя людей занимать активную гражданскую позицию и самоотверженно служить родине. Человек может испытывать патриотические чувства и по отношению к малой родине – своему краю и даже городу. К примеру, он может одинаково радоваться и когда сборная его страны побеждает на международных соревнованиях, и когда сборная его города побеждает на соревнованиях внутри страны.
Виды патриотизма
Как было отмечено выше, патриотизм – понятие сложное и многогранное. Он может проявляться в чувствах, взглядах, жизненных принципах или поступках человека. Он может иметь разную природу, затрагивать разные сферы жизни и быть направленным на разные объекты. Чтобы внести ясность, социологи выделили пять основных видов патриотизма:
Часто можно услышать также про «квасной» патриотизм (или «ура-патриотизм»). Это ироничное определение для гипертрофированного патриотизма, при котором человек слепо верит в превосходство своей родины над другими странами. Обычно «квасной» патриотизм противопоставляют подлинному патриотизму, поскольку человек отрицает наличие у его родины каких-либо недостатков и не озадачивается тем, чтобы приносить ей какую-то реальную пользу, кроме неоправданного восхваления.
Примеры патриотизма в современном мире
Патриотизм обычно ассоциируется с героическими поступками, направленными на защиту родины. Поэтому в России большинство людей в ответ на просьбу объяснить, что такое патриотизм, вспоминает Великую отечественную войну. В других странах также обычно вспоминают войны, сыгравшие значительную роль в их истории. В современном мире военная служба также является одной из форм проявления патриотизма. Если человек решает стать профессиональным военным, им обычно движет государственный патриотизм.
Тем не менее, и многие другие профессии тоже подразумевают наличие патриотизма. К примеру, есть люди, которые заняты восстановлением экологии родного края. Они занимаются очисткой водоемов, восстанавливают леса, пропагандируют бережное отношение к природным ресурсам. Они тратят на эту деятельность значительную часть своего времени, несмотря на то, что это не их основная работа. Так проявляется региональный патриотизм.
Если человек занимается изучением и распространением культуры своего края, это проявление национально-этнического патриотизма. Он может изучать традиции и обычаи, пропагандировать историю и культуру родного края, заниматься воспитанием и культурным образованием молодёжи, поддерживать и развивать краеведческие музеи.
Гражданский патриотизм – это чувство, свойственное врачам, учителям, работникам правоохранительных органов, пожарным и спасателям. Конечно, у всех разные цели. И всё же, выбирая одну из этих профессий, люди мечтают помогать обществу, частью которого являются. И очень часто они действительно жертвуют ради этого своими интересами. К примеру, квалифицированный хирург может отказаться от приглашения в престижную европейскую клинику, чтобы не потерять возможность спасать жизни своих земляков.
Воспитание патриотизма в современном мире
Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.
Практически во всех странах присутствует также военно-патриотическое воспитание, которое призвано сформировать у подрастающего гражданина готовность защищать свою родину от всевозможных угроз. Данный процесс включает не только формирование патриотических чувств, но и базовую воинскую подготовку, которая может пригодиться в дальнейшем, если человек решит посвятить свою жизнь службе в армии.
Особенности патриотического воспитания в России
Россия – самая большая и многонациональная страна в мире. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического развития является формирование положительного восприятия представителей других наций и вероисповеданий. Кроме того, приоритетными считаются такие задачи как:
Важной особенностью воспитания патриотизма в России является также то, что необходимо учитывать специфику каждого субъекта федерации. Поэтому задачи патриотического воспитания разбиваются на различные сферы, и в этих сферах вырабатываются собственные программы для каждого региона.
Негативная сторона патриотизма
Основу патриотизма составляет самоотверженная любовь к родине. В частности, это подразумевает, что человек при необходимости готов поступиться собственными интересами ради блага своей страны. Из-за этого патриотизм часто подвергается критике, поскольку государство существует для того, чтобы защищать и обеспечивать права граждан, а не требовать от них отказываться от своих прав, совершая патриотические поступки.
Другая серьезная проблема патриотизма заключается в том, что он «подпитывает» ксенофобию у граждан. Конечно, нет ничего плохого в любви к родине. Но человек так устроен, что патриотизм часто приводит к противопоставлению «своих» и «чужих». История знает много случаев, когда патриотизмом оправдывались войны, геноциды и другие страшные преступления против человечности. Таким образом, патриотизм является положительным явлением, но только в разумных пределах.
Заключение
Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. В целом, это положительное явление, но при условии, что патриотические чувства не вырождаются в ксенофобию и прочие формы ненависти к другим народам. Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда задумываться об истиной природе этих чувств.
Патриотизм
Патриотизм – это моральный и социально политический принцип, сутью которого является любовь к Отчизне и решимость в необходимый момент принести в жертву свои интересы ради неё. Описываемый принцип включает наличие у людей достаточного нравственного сознания, любви и верности к Отчизне, стремление выполнить гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Отечества. Патриотизм подразумевает гордость культурой и победами своей страны, потребность чтить её «характер», культурные традиции и отождествление (особенное эмоциональное чувствование своей принадлежности к своему гражданству, стране, языку, обычаям) с такими же членами своего народа.
Простыми словами патриотизм – это готовность оберегать интересы Отечества и своей народности, любовь и преданность к стране, привязанность к месту проживания и рождения.
Рассуждения на тему патриотизма зачастую различные, поскольку мнение о смысле и значении данного нравственного принципа у большинства людей не совпадают. Поэтому одни люди причисляют себя к патриотам, а другие нет. Однако общее, что выделяют люди, давая определение, что такое патриотизм, является любовь к своей Родине.
Почему не все люди являются патриотами
В настоящее время многие люди играют в патриотизм и не являются таковыми на самом деле. Связано это, перво-наперво, с модой, которой социум придерживается. Патриот не может иметь несколько гражданств, поскольку человек становится перед сложным выбором, какую Родину ему следует защищать в случае такой необходимости и за чьи интересы бороться в проблемных ситуациях?
Подрастающее поколение из-за пробелов в нравственном воспитании нередко не понимает, что такое патриотизм. Хотя задачи образовательного процесса всегда включают духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Общество людей постоянно проходит трансформацию, вместе с ним меняются моральные нормы. И то, что когда-то считалось неприемлемым, теперь может означать норму и не вызывать осуждения. В формировании моральных принципов большое влияние играет культура, духовные учения, личные убеждения, религия, воспитание.
Воспитание патриотизма
Патриотизм, это такое чувство, которое искренне, истекает от сердца, искусственно наиграть его сложно. Многие люди относят себя к патриотам своей Родины, поскольку болеют за страну в спорте, испытывают гордость за известных соотечественников и действительно любят свою Отчизну.
Воспитание патриотизма начинается с детского возраста. Школа, являясь социальным институтом, системно, глубоко и последовательно ставит перед собой задачу воспитать каждую личность патриотом, поскольку детская психика наиболее восприимчива к духовно-нравственному воспитанию.
Воспитание в школе нацелено на достижение определённого патриотического идеала. Современный идеал патриота – это компетентный, высоконравственный, творческий человек, понимающий ответственность за настоящее и будущее Родины, укоренившийся в духовных, а также культурных традициях своего народа.
Главное в жизни не только знать моральные нормы (принцип гуманизма, милосердия, справедливости, толерантности, миролюбия, альтруизма), но и опираться на них в повседневной жизни. Применение нравственных норм даёт право называть человека высокоморальным.
Воспитать патриота можно посредством развития определённых моральных принципов. Установлено, что каждой личности присуще придерживаться собственных внутренних убеждений, которые называют моральными принципами.
А принцип патриотизма заключается в любви к Родине, заботе о ней, бережном отношении к природе, готовности защитить Отчизну от врага, уважении к истории и трепетном отношении к национальному достоянию, гордости к государственным достижениям.
Общество тогда получит патриотов для своей Родины, когда будет решать масштабные национальные задачи и создаст систему нравственных ориентиров. Такие ориентиры появятся там, где уважают родной язык, самобытную культуру и народные ценности, где хранят память о предках и о каждой странице своей отечественной истории. Там, где базовые национальные ценности, хранящиеся в культурных, а также семейных традициях, переходят от поколения к поколению.
Важнейшей целью духовно-нравственного воспитания является то, чтобы социально обязательные требования социума педагоги преобразовали во внутренние стимулы личности каждого школьника, таких как совесть, долг, достоинство, честь.
Психологами установлено, что для детей младшего школьного возраста характерна обострённая восприимчивость и уверенность в истинности того, чему их учат и что им говорят. В школьном возрасте они понимают необходимость нравственных норм. Если малыш не приучится трудиться, беречь природу, любить близких, уважать старших, не поверит в свои способности, то в дальнейшем привить эти навыки будет сложнее. Поэтому система патриотического воспитания должна закладываться в школьном возрасте. Патриотическому воспитанию маленьких граждан надлежит стать объединяющей силой, которая вырастит поколение истинных патриотов. Дети, став взрослыми, смогут возродить величие Родины, приумножат её силу и достаток, сделают гораздо лучшей жизнь своих граждан.
Патриотическое воспитание младших школьников решает такие задачи как:
– изучение исторического прошлого своего края, Родины, города, школы;
– развитие нравственных ценностей, гуманизма, милосердия;
– почитание национальных традиций народа, семьи, воспитание культуры общения, заботливого отношения к духовным богатствам своего края;
– вырабатывание чувства любви к Отечеству, готовность преданно служить Родине.
Патриотизм должен стимулировать школьников к созидательному чувству, а не разрушительному. Если учитель любит свою страну, её историю, традиции, то он должен это демонстрировать на личном примере, например, научить детей не бросать мусор, где попало, пребывая на природе. Во время государственных праздников искренне радоваться, восхвалять Отчизну, а при возникновении трагических происшествий скорбить вместе со страной, проявляя сочувствие, оказывая помощь людям, выражая силу и единство всего народа.
Таким образом, патриотизм простыми словами – это безусловная любовь и преданность своему народу и желание считать себя гражданином своего государства.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Патриотизм
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. [1] [2]
Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.
Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. [3] [4] [5] По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают. [4] [6] [7]
Содержание
Виды патриотизма
Патриотизм может проявляться в следующих формах:
Патриотизм в истории
Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада», «Италия»); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма.
В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного» патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами. Римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора.
Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма.
Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.
Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.
В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время.
Отвержение патриотизма универсалистской этикой
Патриотизм отвергается универсалистской этикой, полагающей, что человек в одинаковой мере связан нравственными узами со всем человечеством без изъятия. Эта критика началась ещё философами Древней Греции (киники, стоики — в частности, киник Диоген первым описал себя как космополитa, то есть «гражданина мира» [10] ).
Патриотизм и христианская традиция
Раннее христианство
Современные христианские авторы о патриотизме
По мнению патриарха Алексия II:
Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.
Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.
Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.
И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.
— Алексий II. Интервью газете «Труд» [14]
Современная критика патриотизма
В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.
— Л. Толстой. Патриотизм или Мир? [17]
Идеи синтеза патриотизма и космополитизма
Что такое патриотизм и полезен ли он
Патриотизм обычно обсуждается в положительном контексте, и в обществе формируется мнение о его полезности. О негативных его сторонах говорят очень немногие. Давайте попробуем их выявить, а также выяснить, есть ли от патриотизма практическая польза.
Обычно, когда произносится слово «патриотизм», это воспринимается как нечто возвышенное и непременно положительное, а не как бесполезный, популистский и максимально неконкретный набор букв. Даже ставить под сомнение патриотизм, словно Бога, чуть ли не грешно, и человек, который заявляет о вреде патриотизма, в странах с развитой патриотической пропагандой чисто инстинктивно воспринимается чуть ли не как предатель или желающий плохого людям. Впрочем, если разобраться в вопросе более детально, раскрывается несколько иная картина. Какое отношение у прогрессивных социал-демократов к патриотизму? Давайте попробуем рассмотреть.
Что такое патриотизм
Здесь сразу возникают две большие проблемы, связанные с патриотизмом. Во-первых, почему любовь должна быть именно к своей стране? Когда мы положительно оцениваем патриотизм, то есть любовь к своей стране, а не любовь ко всем странам и всему человечеству, мы как бы проводим противопоставление – свою страну любить хорошо, следовательно – любить другие страны, может, и не хорошо. А может быть, и вообще плохо. При такой конкретизации неудивительно, что многие воспринимают патриотизм как нелюбовь к другим странам.
Вторая проблема в том, что под словом «любовь» может пониматься очень широкий спектр действий. Фредерик Клегг из романа «Коллекционер» Джона Фаулза тоже любил Миранду Грей, только довольно извращённой любовью. Любовь может быть и у раба к своему хозяину, только такая любовь заслуживает лишь презрения. Желание создать Тысячелетний Рейх, в котором все немцы будут счастливы за счёт страданий остальных людей – это тоже любовь к своей стране, пусть извращённая, как любовь фаулзовского коллекционера, но это тот же самый патриотизм.
В понятие «патриотизм» входят как положительные действия:
Так и отрицательные:
Однако весь смысл в том, что для положительных действий не нужен патриотизм. Они возможны и без патриотизма. Если мы хотим объяснить людям, что нужно помогать попавшим в беду – нам нужно объяснять, что нужно именно это, а не патриотизм. Патриотизм же – это амальгама, которая служит тому, чтобы протащить отрицательные ценности, прикрываясь положительными. Давайте не будем обманываться этой амальгамой и посмотрим, к чему приводит продвижение патриотизма в обществе и зачем он нужен.
Выражает интересы элит
Машина пропаганды внушает, что свойства патриотизма выражают интересы всех жителей страны, однако патриотическая идеология выражает по большей части лишь интересы элит — чаще всего это номенклатура и крупный капитал. И то, что в 2017 году члена Совета Федерации Елену Мизулину сильно возмутило то, что уроки патриотизма в некоторых школах начали заменяться уроками борьбы с коррупцией 6 — это вовсе не случайность и не сумасшествие пожилой дамы, а вполне рациональный расчёт представителя номенклатуры.
Рядовой патриот не может вразумительно ответить на вопрос, зачем конкретно ему, например, расширение территорий государства, в чём его личная польза от этого. Он может попытаться сказать, что сможет ездить в новые территории без таможни, однако, к примеру, в России подавляющее большинство таких людей не ездит ни в Сургут, ни в Свияжск, ни в Хабаровск, ни в кучу других городов. Зато присоединение новых территорий может закончиться осуждением (как в случае с непризнанием присоединения Крыма 7 ) и экономическими санкциями 8 со стороны мирового сообщества, которое не может положительно относиться к агрессивной внешней политике, и это уже точно скажется на выгоде патриота, только не в положительном ключе. Так что в чём польза патриотов от расширения территорий – непонятно. Зато очень хорошо понятно, в чём польза номенклатуры и правительства – ведь новые территории можно подчинять, ими можно командовать, заставить делиться бюджетами с государственной казной.
Социал-демократам ближе точка зрения Льва Троцкого, так как социал-демократ может быть «патриотом» лишь своей социальной группы или системы ценностей, а не страны. Представлять патриотизм (а не только конкретные положительные для общества действия) как пользу для общества в целом – значит заниматься пропагандой в пользу элит. Патриотизм формирует национальную, а не профессиональную идентичность. На такой почве, соответственно, будут гораздо благодатнее произрастать ценности, отвечающие интересам номенклатуры или крупного капитала, а не широких слоёв общества.
Подмена объективного мышления патриотическим
Джордж Бернард Шоу
Патриотическое мышление подменяет собой критическое. То есть если, например, в обществе, в значительной степени свободном от патриотизма, завод по производству автомобилей производит плохие машины, руководство этого завода адекватно критикует свою работу (этим же занимаются общество и СМИ), выявляет слабые места и работает над исправлением недостатков, в результате чего качество продукции растёт и растёт. В патриотическом обществе действует другой принцип – доминирует идея «превосходства своей страны», а значит нужно возвеличивать всё «отечественное» («Россия – родина слонов», «наши поезда — самые поездатые поезда», «советский паралич — самый прогрессивный в мире» и так далее); критика же либо не принимается из-за принципа «своё – значит лучшее», либо вообще приравнивается ко вражеской пропаганде («сегодня он ругает ВАЗ, а завтра – Родину продаст»). В результате качество продукции либо не растёт, либо падает, поскольку конструктора, управление завода и рабочие не получают критики и не считают нужным что-либо исправлять.
Это справедливо и для других областей жизни. Допустим, критика правительства тоже не принимается или приравнивается ко вражеской пропаганде, в результате чего польза от его деятельности также снижается, коррупция растёт, а свобода СМИ и оппозиционная деятельность уничтожаются. Граждане перенимают логику патриотизма, логику его пропагандистов, перестают признавать за собой ошибки и также деградируют. Из-за того, что патриотизм объявляет высшей ценностью страну (как следствие – государство), люди не могут протестовать из-за боязни нарушить целостность государства, и ставят сохранение чиновничьим аппаратом территорий выше собственного благополучия и благополучия своих близких, что приводит к обнищанию, а распад государства не предотвращает – лишь оттягивает.
Клод Фишер, профессор Высшей школы социологии в Калифорнийском университете, отмечает недостаток американского патриотизма:
Мы считаем, что мы на первом месте практически по всем показателям, хотя на самом деле мы намного ниже первого места во многих сферах — в области здравоохранения, образования, условий труда и так далее. Неужели наша гордость ослепляет нас, не позволяя увидеть возможность чему-то научиться у других стран? 16
Когда в 2009 году в России была создана Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, это выставило руководителей России не в лучшем свете в глазах международного научного сообщества:
Орландо Файджес, профессор Лондонского университета
Историкам пришлось объяснять российским патриотам очевидные для своей профессии вещи, выставляя тех всё большими профанами:
Роберт Сервис, профессор российской истории в Оксфордском университете
Оправдывает ухудшение жизни в стране
На всех перепутьях, что пройдены,
держали, желая мне счастья,
стальные объятия родины
и шею мою, и запястья.
Патриотизм внедряет идею абстрактного «превосходства страны», правда неясно, в чём именно. Ставить задачу, например, добиться самого высокого уровня жизни в мире можно и без патриотизма. А вот если, допустим, номенклатуре нужно военное превосходство, чтобы угрожать другим странам, и, подобно уличному «гопнику», вымогать у них что-либо (а также иметь под рукой силы для подавления собственных граждан в случае чего), то такую задачу уже не поставишь прямо – граждане могут не захотеть, чтобы вместо строительства больниц их налоги шли на танки. Тут и нужен патриотизм. Он говорит, что «превосходство страны» — это хорошо, а в чём именно это превосходство должно проявляться, не объясняет. И граждане считают, что много танков, самый высокий национальный доход, самый большой золотой запас – это хорошо, потому что это превосходство страны и её «развитие». Хотя львиная доля национального дохода может концентрироваться при этом в руках у номенклатуры и крупного капитала, и к золотому запасу большинство граждан также ни в коем случае не допущено. Но, совсем по Рубинштейну, будет гордится тем, что у их барина высокий дом.
Патриот может закрыть глаза на то, что у него снижается зарплата, что его родственников забрали в НКВД, на то, что поднялся пенсионный возраст, если слышит, что «зато нас в мире боятся больше, чем американцев» или «зато у нас рост ВВП самый высокий в мире».
Патриоты ездят на Мальдивы,
Патриоты ездят в Таиланд,
Патриотам оперные дивы
Из Ла Скала кажут свой талант,
Патриоты, упрочая скрепы,
Жертвуют на храмы, не скупясь…
А Семён Кузьмич – агент госдепа! –
У себя в глубинке месит грязь,
Материт правительство в охотку,
Споря о политике с женой.
Он, подлец, раскачивает лодку
Тем уже, хотя бы, что живой.
Рождает популизм
Патриот зачастую оценивает компетентность политика не тем, насколько профессионально тот разбирается в своих профильных вопросах и как влияет на уровень жизни в стране, а тем, насколько он ненавидит врагов и как сильно он распинается в любви к стране и её гражданам на словах. Многим политикам достаточно вообще не делать ничего: нужно только очень много говорить о патриотизме, чтобы быть избранными либо назначенными на высокие должности. И чем больше подобных популистов в правительстве – тем хуже жизнь в стране.
Если правительство культивирует патриотизм – это скорее всего означает, что его профессиональных способностей хватает лишь на то, чтобы обеспечивать рост экономики присоединением территорий и силами отдельных патриотов-энтузиастов, а эффективное развитие производств и институтов социального государства оно обеспечить не способно.
Мешает добиваться персональных достижений
В здоровом обществе человек должен иметь право гордиться только своими достижениями. А те, кто пытается украсть часть чужой славы, должны рассматриваться на уровне мелких карманников или «несунов». Тогда у людей появится стимул самим добиваться полезных для общества достижений.
Патриотизм провозглашает гордость за свою страну, однако уже давно известно, чем вредны гордыня и хвастовство. Они формируют у людей желание возвысить себя над остальными, что приводит к хамству, к «да ты знаешь, кто я такой?» и так далее. Так называемая «национальная гордость» — это не более, чем беспочвенный нарциссизм и самолюбие. И отношение к ней должно быть соответствующее.
Усложняет международное взаимодействие
Когда в стране побеждают ценности патриотизма, для всех окружающих становится понятно, что её правительство заменяет стремление к общечеловеческим целям стремлением к национальным. Соответственно, к такой стране будут относиться более настороженно.
Если, допустим, несколько человек красят стену и каждый работает, как надо — в результате стена покрашена быстро и качественно, все выполнили общую цель и довольны друг другом. Но если один из этих людей думает, как бы работать поменьше остальных, но при этом получить больше денег и сказать, что он всё сделал сам – это и есть патриотизм. Нечего удивляться, если остальные будут стараться «приструнить» этого неприятного человека и заставить работать, а относиться к нему будут не как к равному, а гораздо хуже. Это вполне нормально.
Поэтому патриотизм усложняет интеграцию в мировое сообщество. Он мешает встраиванию отдельного государства в общемировую культуру и ведёт к замыканию в своей (так как испытывает предубеждение к другим государствам и пиетет к национальным традициям), что мешает восприятию и усвоению опыта других государств. Такие государства, как например государства индейцев Америки, Османская Империя или даже СССР, перестали существовать во многом из-за этого.
Русским патриотам не нравится слышать «Дагестан сила», «Чечня круто», но когда они сами говорят «Русские вперёд», почему-то для них это нормально, хотя и то, и другое – явления одного порядка, это высказывания кавказских и русских «патриотов». Социал-демократы не страдают таким лицемерием: дагестанский социал-демократ и русский социал-демократ борются с националистами как своими, так и чужими.
Делает войну более вероятной
Действительно, если ты гордишься своей страной и считаешь её самой лучшей, а объективная реальность говорит о том, что это не так, то мозг начинает мыслить в направлении предположения, что раз твоя страна самая лучшая, но многое в ней плохо – значит, мешают другие страны, а значит, имеет смысл их «приструнить», чтобы не мешали, или хотя бы показать им силу.
Часто, когда спрашиваешь у детей, что они выбирают из двух несовместимых вещей, но которых им обеих очень хочется, они отвечают: и того и другого. Что хочешь: ехать кататься или дома играть? И ехать кататься и дома играть.
Заставляет искать врага
Патриотизм является благодатной почвой для создания образа врага. У патриотичного народа будет гораздо меньше вопросов, если власти обвинят несогласных с ними в «предательстве страны и её интересов» — тогда этих несогласных можно легко уничтожить. И образ внешнего врага так же легко создать. То, что поиск «изменников Родины» и «национал-предателей» начинается обычно в моменты резкого роста патриотизма в обществе – это не случайность. Логика та же самая – если «мы лучшие» в теории, но не на практике, то значит, виноваты враги. Это и другие страны, и свои соотечественники, которые недостаточно патриотичны.
Кругом враги! (есть подозрение, что руководство слева — для авторов книг)
Патриотизм рождает ненависть и внутри государства. Всякий, кто не признаёт традиций и обрядов патриотов, выставляется как изверг, предатель.
Трансформация в фашизм и нацизм
Как мы уже упоминали выше, в мозг человека, мыслящего патриотически, гораздо легче внедрить фашистские и даже нацистские лозунги, ведь большинство из них основано на одной и той же логике. Когда патриотизм трансформируется в фашизм и нацизм, он приобретает дополнительные недостатки, свойственные диктатуре, расизму и террору.
Сама идея патриотизма – это растворение своей индивидуальности в обмен на причастность к могучей силе, и готовность страдать и унижаться, причинять боль, убивать и быть убитым в обмен на эту принадлежность (Эрих Фромм называл это «садомазохизмом» 44 ). Эта же принадлежность снимает личную ответственность. На такой почве и способно произрастать тоталитарное общество – тот, кто ищет причастность к могучей силе, найдёт её в лице диктатуры.
Я хочу быть винтиком в системе,
Шестернёю в мощном механизме,
Элементом в идеальной схеме,
Органом в огромном организме.
Так хочу служить, чтоб безупречно!
Чтобы без задоринок, загвоздок.
Чтоб доволен барин был, конечно.
Чтобы долг Отечеству был воздан.
Это не самая удачная идеологическая конструкция
Это лицемерие
Тех патриотов, которые действительно предпочитают всё отечественное и действительно приносят пользу стране – скажем, поднимая мусор с её улиц и выкидывая в мусорное ведро – крайне немного. Остальные же не понимают, что многие окружающие рассматривают их патриотизм как ложь и лицемерие, соответственно воспринимают самого патриота как лжеца и лицемера. Ведь если человек ездит на «Мерседесе» и одновременно гордится тем, «как поставили этих фрицев раком в сорок пятом», его собеседник понимает, что перед ним – лжец и лицемер, с которым общаться следует соответственно.
Карикатура Сергея Ёлкина
На самом Западе зачастую посмеиваются над своими «патриотами», сознавая их лицемерие и ложь:
Патриотизм бесполезен, а значит не нужен
Мы привели аргументы против патриотизма, а что говорят исследования? Доказывают ли они пользу патриотизма?
Государства с широко развитой идеологией патриотизма – нацистская Германия, СССР, Япония, Италия – в конечном итоге терпели крах перед более космополитичными и терпимыми.
В накачанной до отказа патриотизмом России 2020 года уровень жизни должен быть одним из самых высоких, если патриотизм работает
Альтернатива есть
Необязательно бороться за территорию, которую устанавливает твоё правительство, когда можно бороться за своих родных и близких, за всё человечество в целом и за каждого честного человека в частности, против войн и несправедливости. Это и есть безнационализм – часть прогрессивной социал-демократии.
Мыслящие мужчины и женщины во всём мире начинают понимать, что патриотизм есть слишком узкая и ограниченная идея, чтобы отвечать всем потребностям нашего времени.
Патриотизм противоречит прогрессивным ценностям, культивирует вражду между странами и признание их неравенства, мешает прогрессу, является ложью и порождает ложь. Ему также свойственны и многие недостатки, которые присущи расизму, мы их разбирали в этой статье. Таким образом, социал-демократы должны скорее выступать исключительно против патриотической идеологии, чем поддерживать и продвигать её. А Родина у нас только одна — планета Земля.
Источники
Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней
Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.
Если пошли активные разговоры про патриотизм — значит, придётся терпеть. А если нас стали называть великим народом — терпеть придётся долго.