в чем заключается особенность знаний в цифровую эпоху
Что такое обучение в цифровой век?
Автор: Regis Chasse
по материалам Global Focus (деловой журнал EFMD, который предоставляет углубленный анализ и обновленную информацию о развитии международного менеджмента и содержит актуальные доклады, аналитическое руководство и информацию от ведущих экспертов из академических кругов, бизнес-школ, компаний и консалтинговых компаний).
Мы живем в век информации (он же — цифровой век), который представляет собой период в истории человечества, характеризующийся переходом от промышленного производства к информации и компьютеризации, значительно изменив то, как люди взаимодействуют с предприятиями и друг с другом.
Сегодня информация достаточно доступна и бесплатна. Демократизация доступа к информации привела к сдвигу в распределении власти между правительством и гражданами, розничной торговлей и потребителями, руководителями и работниками, преподавателями и учащимися. Сегодня существует слишком много информации для одного человека и эта информация устаревает очень быстро. Постоянный и своевременный доступ к самой последней информации имеет первостепенное значение для всех субъектов общества.
Цифровой век- это век расширения прав и возможностей людей, которые теперь могут сделать разумный выбор правильного продукта для какой либо ситуации со всеми соответствующими данными в нужное время. В этом новом веке взаимодействие контролирует потребитель, а не бренд. Чтобы выжить и оставаться актуальными, компаниям необходимо быстро адаптироваться к постоянно меняющемуся рынку. В эту новую эру, необходимо действительно хорошо учиться, чтобы создавать новые вещи и знания и вследствие этого человек получит конкурентное преимущество.
Помимо корпораций, люди должны также адаптировать свои навыки, чтобы оставаться актуальными на рынке труда. Цифровая эра требует, чтобы люди были пожизненными учениками. Эта эра также подчеркивает важность творческого решения проблем и способность устанавливать связи между доменами для стимулирования инноваций. В эпоху цифровых технологий люди должны не только уметь находить информацию и ориентироваться в ней, но и критически интерпретировать ее. Они также должны иметь возможность эффективно выражать свои идеи с помощью цифровых средств массовой информации. В эпоху цифровых технологий люди должны свободно владеть цифровыми технологиями.
Кроме того, когда мы думаем об учащихся в цифровую эпоху, мы должны понимать, что они более перегружены, отвлекаются и нетерпеливы, чем когда-либо прежде. Сегодня, в цифровой век учащиеся хотят быть самостоятельными и готовыми к совместной работе.
В этом контексте мы выделили шесть характеристик, определяющих обучение в цифровую эпоху:
Привлекательный опыт обучения сотрудников будет генерировать внутреннее удовлетворение, мотивацию и активное участие, необходимое для более эффективного обучения. Для поддержания такого участия, процесс обучения должен быть актуальным и значимым как для учащегося, так и для организации. Это возможно благодаря ориентированному на учащегося форме обучения и целям, согласованным с бизнесом.
Развитие цифровых технологий позволило учащимся выбирать, что, как и когда они будут изучать. Они стремятся к индивидуальному обучению, которое соответствует их индивидуальным предпочтениям и потребностям. Культура самостоятельного обучения сильно развивается, когда люди направляют себя на то, чтобы продолжать учиться.
Цифровые исследователи хотят учиться в момент необходимости, когда они сталкиваются с определенным пробелом в навыках или знаниях, который мешает им выполнить задачу или достичь желаемого ощутимого результата. Обучение должно непосредственно поддерживать деятельность, которую сотрудники выполняют в реальном мире и на рабочем месте, а не фокусироваться на обучении знаниям и теориям. Люди должны иметь возможность получить доступ к этому конкретному обучению в своем собственном контексте, когда они в этом нуждаются.
Обучение происходит непрерывно, в различных контекстах и режимах, поддерживаемых технологиями, которые позволяют любому учащемуся легко получить доступ к внутренней и внешней информации и взаимодействовать в сетях с экспертами и коллегами. Смешивание форматов делает обучение более эффективным. Выбор правильного формата для правильной цели имеет решающее значение.
Учащиеся в цифровую эпоху должны иметь возможность общаться с учебными ресурсами, информацией, сверстниками и экспертами, чтобы эффективно учиться в цифровую эпоху. Предоставление простых инструментов, обеспечивающих эти связи, важно для обучающихся организаций. Кроме того, аналитика может дать представление об учащихся, их собственных потребностях в развитии, о том, какие ресурсы могут удовлетворить их потребности, как эти ресурсы используются, как можно улучшить обучение и насколько эффективны учебные мероприятия.
Это очень важно для людей, чтобы они развивались и постоянно учились. Компания должна быть местом, где постоянные возможности для обучения позволяют работникам оставаться актуальными в своей работе и в отрасли. Формат и форма обучения должны способствовать потребностям учащихся, чтобы они могли исследовать проблемы в конкретных ситуациях и строить свой собственный ответ на основе коллективного опыта и существующих знаний.
Перевод и интерпретация материала — Дорджи Шарманджиев.
Семь задач цифровизации российского образования
Цифровизация затрагивает все отрасли экономики, и те, кто уверен, что консервативной сферы образования она не коснется, глубоко ошибаются, уверены авторы доклада «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования». Документ подготовлен к российско-китайской образовательной конференции, которая прошла в Москве на базе НИУ ВШЭ в сентябре 2019 года.
Многие педагоги, пишут авторы доклада, до сих пор уверены, что цифровизация — не более чем очередная «модная тема», которая пройдет, тогда как «вечные ценности» образования как самого стабильного общественного института останутся прежними. «Но современная система образования появилась и менялась под влиянием перемен в обществе, вызванных предыдущими промышленными революциями», — отмечается в докладе. Поэтому неудивительно, что грядущая Четвертая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) оставит на истории образования неизгладимый след. Причем, скорость перемен на этот раз будет еще выше.
Суть цифровой трансформации в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу. Применительно к России авторы доклада выделяют семь задач, которые государство и общество должны решить на пути к этой цели. Все они должны решаться единовременно и скоординированно.
СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Y и Z В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
Наше время сейчас активно называют «Информационной эрой» или «Цифровой эпохой». Современное и предыдущее поколения молодежи по-разному воспринимают новые технологии, обучаются, развиваются и проводят свободное время. Изучением поколений и спецификой обучения каждого из них занимались такие ученые, как Н.Хоув и В.Штраус. Также про воспитание молодого поколения можно найти информацию в работах Э.Дюркгейма.
Для начала, чтобы нам разобраться нужна ли вообще теория поколений в педагогике, мы дадим определение, что же такое теория поколений и кто первый заговорил об этой проблеме?
Поколение Y очень общительны и уверенные в себе, обладают гражданским долгом, готовые приложить любые усилия для достижения поставленной цели, не могут существовать без техники, превосходно владеют ею. А поколение Z еще более чем нуждаются в технологиях, в цифровом образование, ценят спорт и тянутся все больше к творчеству. Если педагог знает все эти особенности двух поколений, то он может найти подход к современным детям и студентам, как и в целом, так и индивидуально, может выявить мотиватор, который является ключом к успешному обучению. Что же об этом говорил Э. Дюркгейм?
Проблема, которая привлекала внимание французского социолога Э. Дюркгейма – это, прежде всего, образование и воспитание подрастающего поколения. Его считают одним из основателей социологии образования. Он рассматривает образование и воспитание молодого поколения в тесной связи с потребностями общества.
Дюркгейм говорит о том, что воспитание «отнюдь не имеет единственной и главной целью индивида и его интересы, оно есть, прежде всего, средство, с помощью которого общество постоянно воспроизводит условия своего собственного существования». Он говорит о том, что если каждый человек проявляет и обуславливает некое социальное существо, то его цель воспитания заключается в том, чтобы сформировать его в каждом из нас. Воспитание состоит, в первую очередь, в целенаправленной и ведущей социализации молодого поколения. Одну из важных ролей, по мнению социолога, играют социальные институты, а в качестве примера он приводит институт школы. Именно школа производит сходство социального института. Дюркгейм говорит о том, что в школе существует и дисциплина, и порядок, как в обществе. Правила, обязанности, соблюдение их учениками похожи на правила поведения взрослого человека. Похвала и наказания, связанные с волнением обязанностей школьником, сходны с похожими санкциями взрослых.
После того, как мы разобрались со спецификой поколений и отличий одного поколения от другого, надо выявить, каких же особенностей воспитания стоит придерживаться в мире информационных технологий и цифрового образования.
— дети стали меньше двигаться, проводят свободное время за игрой в смартфон.
-уменьшается объём краткосрочной памяти. Теперь не нужно запоминать и держать в голове много вещей, ведь любой ответ на вопрос можно найти в Интернете, а что-то напомнить помогут уведомления на смартфоне.
С другой стороны, несмотря на негативные аспекты цифровизации в образовании, здесь есть и положительные особенности:
— дети стали лучше разбираться в информации. Они свободно курсируют в потоке и хорошо ориентируются, быстро находят нужное в сети.
— теперь талантливые дети с любого уголка мира может заявить о себе благодаря ведению личного блога, участию в онлайн-олимпиадах, конкурсах. С 2019 года реализуется возможность всем учащимся в России формировать свои индивидуальные цифровые портфолио в электронном в виде.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что теория поколений Штрауса и Хоува является полезной для педагогики и поможет преподавателю очень быстро и оперативно ориентироваться в потребностях современных школьников и студентов, направить процесс обучения по эффективному и успешному пути развития.
Как мы уже говорили ранее, поколение Z имеет тягу ко всему новому. Им нравится осваивать новые технологии. Поэтому педагог в эпоху цифрового воспитания должен использовать новые инструменты в образовании, внедрять цифровые технологии в свою работу, учитывая отличие поколения Z от предыдущих поколений.
Как цифровое обучение изменит школы и образование в целом
Сегодня поговорим о цифровом образовании будущего. Каким оно будет уже совсем скоро, чего боятся родители и учителя, какие меры по цифровизации образования государство принимает уже сейчас и что школьников России ждет в ближайшие 10 лет.
Что такое цифровое обучение
Под цифровым обучением обычно понимается целая когорта явлений. Иногда, говоря о цифровизации образования, подразумевается переход учеников на дистанционное обучение с использованием современных средств связи типа Zoom или Discord. А иногда речь идет об использовании IT-технологий в качестве дополнения к уже существующим образовательным практикам. Туда же относится и подготовка будущих специалистов, которые смогут обрести необходимые навыки, чтобы соответствовать реалиям цифровой экономики и помочь сократить дефицит кадров в сфере информационных технологий.
В общем, это комплексная система модернизации процесса обучения, так или иначе затрагивающая все ключевые аспекты образовательного процесса.
Обновленный формат школ
Формат школ постепенно меняется, организуется так называемая цифровая среда. Даже в России задействуются облачные системы (электронные дневники), электронные доски с интерактивным контентом, компьютеры и планшеты. В школах появляется доступ к высокоскоростному интернету. Все чаще план урока включает в себя интерактив на базе информационных технологий и прочие прелести цифровой эпохи.
Цифровое образование не ограничивает школы классическими методами и средствами обучения. Сам процесс обучения становится гораздо шире, вовлекает учеников эффективнее, чем когда-либо и предлагает все необходимое для благополучного усвоения знаний.
Учебники будущего
Знания постепенно кочуют в интернет. И студенты вузов, и школьники задействуют в процессе обучения интернет-ресурсы, черпая оттуда необходимую информацию. Стандартные школьные пособия еще в ходу, но постепенно отходят на второй план, так как ученики сами предпочитают электронные варианты учебников и методичек.
Поэтому в школах будущего важную роль играют цифровые библиотеки. Такие уже много лет существуют на базах высших учебных заведений. А с 2015 года по закону все школьные учебники должны иметь электронную копию. Но что еще важнее, цифровые технологии позволяют сделать образовательный контент интерактивным, внедряя в обычные школьные уроки AR- и VR-технологии.
Преподаватели как медиаторы
В новой образовательной парадигме сменится роль преподавателя. Он перестанет быть фигурой, непосредственно ретранслирующей знания и с которой нужно досконально «копировать» каждое действие.
В школах будущего уклон будет сделан на самостоятельность обучающихся. Поэтому преподаватель должен не столько «обучать», сколько «направлять», подсказывая, как сделать что-то собственными силами, не давая при этом четких указаний.
Сейчас знаний хватает в интернете, и учитель не является эксклюзивным источником информации. Но при этом он все еще необходим, чтобы сориентировать учеников и не дать им потеряться в огромном количестве доступной информации.
Цифровой аттестат
Правовая база в разных странах мира также постепенно адаптируется под новые реалии. В частности, в РФ планируется до конца 2025 года создать более 3500 онлайн-курсов. Впоследствии обучение на этих курсах будет сопровождаться выдачей соответствующих документов.
Уже сейчас можно получить диплом государственного образца, пройдя обучение на платформе Skillbox, то есть это неиллюзорная возможность получить полноценное высшее образование в сети. Со временем эта тенденция будет только ускоряться в своем развитии и проникновении в различные сферы жизни.
Цель цифрового обучения
Цифровизация образования – это не альтруистическое движение по развитию общества и стремление к киберпанк-будущему. У государства свои выгоды – ему не хватает специалистов, работающих в IT-сфере. Нужны люди, которые могут сделать вклад в цифровую экономику. А таких регулярно не хватает.
Если верить аналитикам при правительстве РФ, то более 60% компаний в России не могут «оцифровать» свой бизнес, потому что им попросту не хватает кадров. И это не самое страшное, ведь по словам Олега Подольского, директора Университета 20.35, в IT трудится лишь 2% всего рабочего населения РФ. Этот показатель скромнее, чем в Румынии и Сербии.
Правительство наконец сообразило, что нужно что-то срочно менять и поэтому активнее продвигает госпрограммы, направленные на цифровизацию образования. Иначе бизнес так и не сможет на равных конкурировать с представителями стран Европы и США.
Какие элементы технологий и какую роль играют в образовании
Финский журнал Phenomenal Education поддерживает точку зрения, что всеобщая цифровизация должна непосредственно коснуться образовательного процесса. Более того, в этом журнале был опубликован материал, описывающий значимость различных видов контента в образовательном процессе 21 века.
Медиа
Медиаконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники постепенно заменяют классические источники знаний.
Сейчас проще усвоить что-то, взглянув на красочный ролик, пройдя тест на компьютере или ознакомившись с объектам изучения в виртуальной реальности. Именно контент в разных его формациях станет основой для обучения.
Главное, чтобы преподаватель был достаточно компетентен в использовании современных технологий для построения эффективного учебного процесса в эпоху цифровизации образования.
Коммуникационные ресурсы
Возможность коммуницировать по сети в образовательном процессе становится краеугольным камнем в цифровизации всего образования. Все онлайн-курсы построены на общении по сети, и в школах будущего такой метод взаимодействия определенно будет необходим.
Сейчас дистанционное обучение практикуется чаще ввиду пандемии. Многие занятия проводятся онлайн: через Zoom, Teams и другие сервисы, где можно создавать «комнаты» для общения большого числа учащихся.
Важную роль играют сервисы в духе Discord, на которых происходит общение между студентами, а также хранятся ссылки на важные учебные материалы.
Информационные ресурсы
Это к вопросу о хранении данных. Интернет – это бесконечное пространство для добычи знаний, но эта бесконечность может стать проблемой. Важно, чтобы в мире существовали доверенные образовательные ресурсы, доступные студентам по всему миру.
Да, есть Википедия, на которой хранится большой стек знаний со ссылками на источники, которые несложно проверить. Кроме нее, есть специализированные онлайн-библиотеки и вебинары от специалистов в разных областях науки.
Но хватает и низкосортных ресурсов с некорректными данными. Поэтому нужны верифицированные сайты, проверенные профессионалами.
Программы для создания контента
Стандартные средства будут отходить на второй план. Дети будут набирать тексты на компьютерах. Этот навык им будет нужнее, чем навык письма от руки. Рисовать будут на Айпэдах, используя различные программы и стилусы, а музыку сочинять в Logic Pro и его аналогах. На практике же творчество целиком и полностью оцифровано не будет. Люди не откажутся от масляных красок и акустических гитар, но решать примеры, писать сочинения и делать чертежи с большей долей вероятности будут в основном на компьютерах.
Программы для создания новых сценариев мышления
IT-технологии позволяют не только быстро находить нужную информацию, но и использовать ее по-новому: организовывать в различных форматах, интерпретировать, визуализировать, делать доступнее для восприятия и популярнее.
Компьютер может выступать в роли бесконечного полотна для категоризации полученных из сети данных и их демонстрации в максимально удобном для восприятия виде. Это как дополнительный мозг с продвинутым набором инструментов для работы с информацией.
Доверив хранение и распределение данных компьютеру, ученики смогут посвятить себя более значимым видам деятельности.
Платформы для кооперативной работы
Уже существуют онлайн-площадки, форумы, приложения наподобие Discord, позволяющие создавать некие сообщества в сети и имитировать в них «живое» общение, дискуссии и обмен информацией.
Clubhouse – это отличный пример того, как мог бы выглядеть идеальный цифровой учебный класс. В группу по клику присоединяется весь класс, слушает, при необходимости делает запрос и получает право голоса. Никто друг другу не мешает.
Подобные сервисы станут ключевым ПО для организации цифрового обучения.
Плюсы цифрового образования
Студенты начнут больше работать самостоятельно. Им больше не будут разжевывать информацию в школе. Они будут сами ее искать, учиться применять и распространять.
Больше не придется тратить бумагу, таскать учебники, заводить тетради. Во-первых, все это носить нецелесообразно и неудобно. Во-вторых, планета скажет спасибо.
Родителям не придется сдавать деньги на шторы, новые парты, бассейн (то есть на машину директору). Даже за учебники вряд ли придется платить, если только государство и школы не захотят продавать электронные учебные материалы по подписке через App Store или Госуслуги.
Учебная программа будет развиваться стремительнее. Больше не будет ограничений в виде изданных книг и пособий. Самая актуальная информация будет всегда под рукой, а IT-технологии будущего помогут создавать уроки все более разнообразными и захватывающими.
Зумеры и их дети погружены в мир технологий, и новые преподаватели будут подкованы в той сфере, где учащиеся уже чуть ли не с рождения спецы.
Мир лишится технологий только в случае ядерной войны или падения метеорита. Если эти события нас не настигнут, то стоит с ними быть «на ты». Даже если не особо и хочется.
Минусы цифрового образования
Некоторые преподаватели считают, что технологии будут отвлекать детей от обучения. Исследования подтверждают, что даже взрослых уведомление в смартфоне может сбить с толку. На учителей кладется обязательство сделать уроки интереснее ленты в Тик Токе. И это будет трудно.
Технологии могут негативно повлиять на коммуникационные навыки детей. Были проведены различные эксперименты, доказывающие, что смартфоны и другие гаджеты мешают «живому» общению. Но это не повод отказываться от цифровизации. Это повод внедрить другие виды активности, где требуется общение с глазу на глаз в реальности.
Онлайн-уроки легче прогуливать. Достаточно отключить веб-камеру в большой «аудитории» и лечь спать. Но разве это проблема? Не хочет ребенок учиться, пусть не учится. Привить ему дисциплину смогут только родители.
Умственное и физическое развитие замедлятся. Меньше активности как для мозга (чаще можно обратиться за информацией в сети), так и для тела (меньше прогулок и занятий физкультурой в школе) может негативно сказаться на людях будущего.
Мифы о цифровом обучении (в РФ и не только)
Такая благодатная тема, как цифровизация образования, не могла не обрасти десятками мифов от озабоченных родителей и чересчур активных граждан. Причем мифы тут на уровне самых безумных антипривочников.
Существует документ, утверждающий, что дистанционный формат обучения станет основным
Такого нет. Минпросвещения это подтверждает. Никто в одночасье не уничтожит все существующие в РФ школы.
Проект «Цифровая образовательная среда» упразднит очное обучение
Этот миф вытекает из первого. Многие люди почему-то решили, что слово «цифровой» и «дистанционный» – синонимы. На деле ЦОС – это государственная программа по оснащению школ современным оборудованием и средствами для эффективного обучения в реалиях современного общества.
Развитие технологий приведет к полному переходу на онлайн-обучение
Все проекты, связанные с дистанционным обучением, нацелены на тех детей, что не могут посещать школу. Остальных не станут насильно переводить в онлайн. Это станет выбором родителей.
Проекты в духе ЦОС нужны, чтобы сократить количество учителей и школ
Никто не исключает школу и действующих преподавателей из образовательной деятельности. Роботов-педагогов у нас пока нет.
Цифровизация сделает детей глупее
Если правильно организовать процесс обучения, то «отупление» никому не грозит. А те индивиды, что учиться не хотят, и без компьютеров справятся с деградацией на всех уровнях.
Цифровизация стоит слишком дорого. Где-то есть подвох
Нет. Просто необходимое оборудование стоит больших денег. Сэкономить тут не получится, ведь в стране больше 40 000 школ, нуждающихся в обновленной технике.
Цифровизация не нужна, потому что раньше нормально учились без гаджетов и интернета
А еще раньше женщин на костре жгли и ездили на гужевых повозках. Никто же не отказывается от авто и не проводит безумные ритуалы?
В интернете хватает онлайн-курсов. Нет надобности в госпрограммах
Нужна централизованная платформа для государственных школ с единой программой, чтобы та могла стать безукоризненной альтернативой для текущей.
Как происходит цифровизация образования в России
Россия предпринимает меры по цифровизации образования. Появляется все больше госпрограмм, грантов и льгот для тех, кто все это дело двигает в массы.
Как я уже отметил выше, страна нуждается в специалистах нового поколения, подкованных в области IT и способных повлиять на развитие различных сфер бизнеса в пределах РФ.
Программа цифровизации образования из отчетов EdCrunch
EdCrunch – это крупная конференция, организованная силами Минобрнауки, Минпросвещения и десятком других организаций. На конференции обсуждаются вопросы цифрового образования. Спикеры рассказывают о том, как можно усовершенствовать процесс обучения с применением современных технологий, сделав его эффективнее.
По данным с EdCrunch 2019, российские специалисты планируют и дальше «уничтожать» преграды в виде возраста, состояния здоровья и местожительства обучающихся. Для этого уже давно в сети размещаются лучшие онлайн-курсы от отечественных преподавателей.
Стандарты «Цифровой школы»
Да, уже есть стандарты школы будущего, и звучат они крайне футуристично. К примеру, у каждого преподавателя должен быть планшетный компьютер на базе отечественной операционной системы. В школах наконец появится система видеонаблюдения, нормально работающий WiFi и телевизоры со Smart TV.
Документ получился весьма подробным. В нем детально описано необходимое программное и аппаратное оснащение, прописаны необходимые стандарты, а также указаны цели внедрения тех или иных технологий и устройств в образовательный процесс. Ознакомьтесь ради интереса!
Проект ВШЭ и ЦСР
Разработка и апробация новых цифровых учебно-методических комплексов, замещающих традиционных учебники. В их проектировании даже искусственный интеллект применяется, чтобы тот подстраивались под нужды конкретного ученика.
Создание систем автоматической объективной оценки знаний.
Создание систем-фильтров для поисковых служб, чтобы обучающиеся могли пользоваться только качественными и безопасными источниками информации в сети.
Включение в образовательную программу обучающих игр и цифровых симуляторов, чтобы сильнее вовлечь учеников в процесс обучения.
Внедрение в образовательную систему программного обеспечения, которое упростит ведение отчетности и сведет к минимум все бюрократические помехи.
Вместо заключения
Избежать цифровизации образования не получится, как и не удалось это провернуть с любой другой сферой деятельности человека. Технологии всех повлекут за собой в будущее, а людям нужно подготовиться к этому и вовремя адаптироваться.
Насколько гладко пройдет процесс и насколько полезен окажется переход в новую эру, зависит от технических средств и компетенции учителей. Нужно проделать большую работу, чтобы уровень образования не пострадал. И эффективные меры в этом направлении уже принимаются.