в чем заключается особенность внимания
Сфера внимания
Концентрация сознания не является всеобъемлющей. В сферу сосредоточения сознания попадают лишь те объекты, изучение которых обусловлено какой-либо необходимостью. Это могут быть следующие обстоятельства:
Сфера психической активности теснейшим образом взаимосвязана с повседневной деятельностью и обеспечивает определённые успехи в познании мира, учёбе, работе. От неё зависит степень обучаемости человека и даже его способность к коммуникации с другими людьми и бесконфликтному общению.
Этот психологический процесс играет важнейшую роль и в процессе запоминания, и при воспроизведении из памяти зафиксированных ранее образов.
Разновидности (классификация видов внимания)
В результате изучения психологических процессов было выделено несколько разновидностей этого физиологического феномена. Каждый из них имеет определённые особенности.
Виды внимания в психологии различают следующие:
Непроизвольный вид
К его особенностям относится отсутствие при выборе объекта концентрации сознательного выбора человека. Такое становится возможным в случае довольно сильного раздражителя, вынуждающего отвлечься от выбранных повседневных видов деятельности. Примерами объектов непроизвольного сосредоточения могут быть:
Объекты, привлекающие непроизвольное внимание, отвлекают от повседневной деятельности, вызывают яркий эмоциональный отклик, могут затруднять выполнение текущих задач, принятие решений. Раздражение высокой интенсивности может надолго снизить способность к сосредоточению (например, нечто, вызвавшее сильный стресс, испуг). Управлять непроизвольной концентрацией довольно сложно, поскольку она бывает весьма тесно связана с подсознательными внутренними установками.
Такая разновидность внимания превалирует, как правило, у детей дошкольного и младшего школьного возраста. С этим связаны особенности подачи информации в дошкольных учреждениях и начальной школе — в виде ярких образов, вызывающих интерес у детей. Подобный стиль подачи материала способствует более быстрому и лёгкому усвоению информации детьми дошкольного возраста, а также создаёт основу для развития у них фантазии, творческого потенциала за счёт прочных связей с эмоциональной сферой.
Произвольная разновидность
Основная характеристика этого психического процесса — сознательное сосредоточение на объекте концентрации. Главное условие формирования произвольного внимания — это наличие мотивации. То есть человек должен понимать важность концентрации сосредоточения на определённом объекте. Для сознательной концентрации на определённой задаче необходимо волевое усилие, напряжение психической активности. Ведь человек должен сосредоточиться на определённом объекте или задаче, даже если суть этого явления ему неинтересна (примером может служить необходимость подготовки к экзамену в конце семестра).
Неотъемлемыми качествами произвольного сосредоточения сознания являются устойчивость и усидчивость.
Продолжительная концентрация произвольного внимания чревата развитием состояния усталости и даже сильного переутомления. Именно с этим связаны рекомендации делать регулярные перерывы при напряжённой интеллектуальной работе, выходя на свежий воздух или выполняя несложные физические упражнения.
Читать книги во время таких перерывов не рекомендуется, поскольку, благодаря переключению фокуса внимания с одного потока информации на другой, мозг не успеет отдохнуть.
Послепроизвольный тип
Для этой разновидности характерна высокая мотивация достижения цели. От произвольного сосредоточения она отличается тем, что здесь преобладает внутренняя мотивация. Поэтому для послепроизвольного внимания характерно отсутствие напряжения выполняющего задачу человека.
Именно эта разновидность внимания даёт значительные результаты, является высокопродуктивной.
Свойства внимания
Каждое из качеств преследует свои цели. Это делает возможным выполнение самых разнообразных задач. Характеристики внимания весьма тесно взаимосвязаны с составляющими личности:
Методики развития внимания
Способность к сосредоточению не является незыблемой, неизменной величиной. Его можно усилить, развить, натренировать при помощи разработанных специально для этой цели упражнений.
На сегодняшний день существуют различные методики для совершенствования способности этого физиологического механизма:
Тренинг на концентрацию
Выбрав на своё усмотрение произвольный объект для наблюдения, рекомендуется сконцентрировать на нём внимание на протяжении определённого промежутка времени, длительность которого в дальнейшем следует постепенно увеличивать. Чем проще для восприятия будет выбранный предмет, тем легче будет справиться с поставленной задачей — это важно для начала тренировок, когда ещё нет привычки концентрироваться на объекте.
Примером может служить концентрация на определённой книге, размышления о том, кем она была написана и о чём, о действующих лицах и сюжете, о том, из какой бумаги она сделана, какие деревья были задействованы в процессе производства, какой она имеет цвет, форму, толщину, формат. Это упражнение эффективно для проработки фокуса и увеличения длительности сосредоточения на одном объекте.
Развивая полученный навык концентрации, можно тренироваться держать в сфере внимания 2, а позже — и больше предметов. В этом случае способность удерживать в памяти все замеченные качества всех объектов будет показателем тренированности.
Модификацией этого упражнения будет удержание в памяти нескольких предметов с переключением внимания с одного на другой и запоминанием ключевых свойств каждого из них.
Зрительное внимание
Такое упражнение расширяет возможности сосредоточения на предмете. Кроме того, развивает способность замечать неочевидные с первого взгляда особенности — наблюдательность. Например, рассматривая в течение 3—5 минут определённый объект, рекомендуется отмечать все его свойства и качества:
Для удобства можно кратко записывать характеристики изучаемого объекта.
Упражнение заключается в выявлении новых подробностей и мельчайших деталей при более детальном изучении объекта. При правильных занятиях, с каждым новым выполнением упражнения список замеченных особенностей объекта будет всё длиннее.
Существует теория, что такой способ развить внимательность при систематическом подходе срабатывает в любом возрасте, в любой период жизни и при любом роде занятий. Главное условие успеха, как и при любых тренировках, — это систематическое повторение упражнений.
Слуховое сосредоточение
Для тренировки этого типа внимательности рекомендуется концентрация на звуках. Например, при звучании человеческой речи подразумевается концентрация на звучащем голосе:
При развитой слуховой концентрации анализ тембра голоса и темпа речи не мешают восприятию смысла сказанного.
Управление сосредоточением сознания
С необходимостью такого навыка сталкиваются многие люди. Этот навык помогает полностью сконцентрироваться на работе, игнорируя все внешние раздражители и замечая только ту информацию извне, которая действительно важна.
Достичь мастерства в управлении концентрацией сознания, умении осознанно направлять его поток на тот или иной объект помогут упражнения для развития зрительного и слухового внимания и его концентрации.
Функции внимания
Сравнительную характеристику функций и их значение можно представить в виде таблицы:
Название функции | Её определение |
Целенаправленность (направленность) | Определяет степень сосредоточения на определённом объекте, а также переключаемости сосредоточения. |
Избирательность | Эта функция обеспечивает устойчивость к помехам и отвлекающим факторам во время сосредоточения на выполнении задачи. Её роль заключается в том, что из всего потока информации выделяется только нужная на текущий момент. Человеку с развитой избирательностью не мешают внешние раздражители. Он способен из общего шума вычленить только то, что действительно важно на текущий момент. |
Активность | Обусловливает поддержание работоспособности субъекта на протяжении всего периода сосредоточения. Обеспечивает равномерное распределение интенсивности познавательного процесса во времени. Это необходимо, чтобы темп выполнения задачи не снижался с течением времени. |
Недостаточность той или иной функции чревато формированием неустойчивости, рассеянности (человек создаёт впечатление рассеянного, невнимательного, плохо усваивающего материал). На работе такой дефицит функций сказывается отрицательно: удлиняется время выполнения каждой отдельно взятой задачи, результатами чего являются повышенная утомляемость, недостаточная точность и пониженная производительность.
Внимание — свойства и особенности
Происходящее вокруг человека постоянно влияет на его сенсорную систему, но не все раздражители она отражает одинаково точно. Человек, увлеченный беседой с другом, игрой или работой, другим важным для него занятием, может не замечать происходящего вокруг. Четко воспринимается и осознается только то, что происходит в поле зрения, все же остальное отступает на второй план. Внимание — это именно то, что обеспечивает осознавание процесса, на котором сосредоточен человек.
Что такое внимание
Вниманием называют восприятие, избирательно направленное на конкретный объект, который вызывает повышенную заинтересованность. Это обязательное условие овладения новыми знаниями, навыками, выполнения любой задачи. Внимание, как психическая структура, придает осознанный характер деятельности человека, стимулирует и регулирует ее.
Действовать — значит быть внимательным к объектам деятельности. Напряжение во время осуществления какой-либо деятельности всегда связано с напряжением внимания. Оно служит внутренним условием психической активности, благодаря которой раздражители, воспринимаемые органами чувств, отражаются в сознании субъекта, а каждый акт целенаправленной деятельности становится осознаваемым.
Внимание — психологическое явление, тесно связанное с природным приспособлением организма к выживанию во внешней среде, ориентировочными рефлексами. Они проявляются в более четких установках на максимально ясное восприятие значимых для человека явлений.
Физиология внимания более сложная. Большое значение в возникновении сосредоточенности принадлежит ретикулярной формации. Это сеткообразное образование в головном мозге, усиливающее значимые внешние сигналы, пропускает их в кору мозга и загаживает менее значимые. Это способствует отсеву стимулов, достигающих зоны осознания.
Разная активность человека актуализируют разные виды внимания — непроизвольное, произвольное, постпроизвольное.
Произвольное внимание связано с сосредоточенностью сознания человека на объекте-раздражителе. Этот вид внимания актуализируется именно потому, что сам объект или его особенности привлекают, а часто заставляют полностью сосредоточиться на них. Раздражители отличаются внезапностью, выразительностью, большой интенсивностью, новизной, контрастом, выделением на определенном фоне, подвижностью в пространстве. Например, раздражителем может быть грохот проходящего поезда, который заставляет повернуть голову в сторону железной дороги всех, кто находится рядом и слышит его, или звук низко летящего самолета.
Такая сосредоточенность является проявлением первой, эволюционно и онтогенетически наиболее ранней формы внимания.
Произвольное внимание — следующая, более совершенная форма психического процесса, присущая человеку. Оно осознанно направляется и регулируется индивидом, позволяет проявлять активность, определять цели, удерживать сосредоточенность на их достижении.
Человеку необходимо прикладывать усилия, чтобы сохранять сосредоточенность. Особенно, когда речь идет о новых, ранее незнакомых объектах или неинтересных, непривлекательных. Произвольное внимание тесно связано с волей, способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия.
Произвольное внимание возникает и развивается во взаимодействии с трудом и речью. Обладание ею позволяет индивиду осознать цель, сформировать собственное намерение быть внимательным, обеспечивает непрерывный контроль за действиями.
Оба вида внимания тесно связаны и могут стимулировать возникновение друг друга. Например, приступая к выполнению нового, сложного задания человеку приходится приложить максимум волевых усилий, чтобы сконцентрироваться на работе. Сначала это сложно, но постепенно человек углубляется в процесс выполнения задания. Включается непроизвольное внимание, поскольку работа захватывает и начинает быть интересной.
Такой вид внимания носит название вторично непроизвольного или постпроизвольного. Оно включает в себя как признаки произвольного (не требует больших волевых усилий), так и произвольного (сохраняет целенаправленность и предсказуемость). Переход произвольного внимания в пострпроизвльное делает работу менее напряженной и более эффективной.
В таблице приведены основные характеристики разных видов внимания.
вид внимания | условия возникновения | основные характеристики |
непроизвольное | действует сильный, контрастный или значимый раздражитель, вызывающий эмоциональную реакцию | непроизвольность, легкость возникновения, приключения |
произвольное | постановка задачи | направленность в соответствии с задачей, требует усилия воли, утомляет |
постпроизвольное | вхождения в деятельность и вызванный этим интерес | сохраняется целенаправленность, снимается напряжение |
Функции внимания
Многие ученые сравнивают внимание с линзой, которая в ясную погоду фокусирует солнечные лучи и поджигает дерево. Внимание же фокусирует умственные силы человека, направляет их на решение самых насущный в определенный момент задач. Именно сосредоточенность на объектах дает возможность видеть глубоко, ясно, и детально, успешно решать проблемные задания.
Кроме того, внимание выполняет и другие функции:
Если человек распыляется, задействует собственные когнитивные и продуктивные ресурсы одновременно не решение многих задач, у него остается мало сил, а результативность работы снижается. В то же время, последовательное сосредоточение внимания сначала на одном, затем на другом объекте позволяет добиться успеха.
Основные свойства внимания
В разных видах деятельности человеку приходится задействовать разные свойства внимания. Иногда необходима молниеносная точность в восприятии движений, в другом случае — длительная сосредоточенность на одном объекте или нескольких. Внимание человека обладает разными свойствами. Рассмотрим их подробно.
Устойчивость
Это свойство проявляется в способности длительно сохранять сосредоточенность на объекте. Характеризуется устойчивость тем временем, в течение которого у человека сохраняется целенаправленность, поэтому является обязательным условием доведения любой задачи до конца. Стимулируют устойчивость такие факторы:
интерес и связь объекта с интересами субъекта, его потребностями;
личностные особенности субъекта.
Способность сохранять устойчивое внимание зависит также от силы нервных процессов, характера деятельности, присущих человеку привычек и умения работать
Отвлечение
Свойство переключать внимание на объекты, не имеющие отношения к поставленной задаче, противоположно стойкости. Чем она меньше, тем чаще и легче человек отвлекается от основного задания, тем сильнее снижается продуктивность его деятельности. Отвлекающими факторами могут быть резкие и сильные, внезапные и динамические раздражители, вызывающие ряд эмоциональных реакций.
Преодолеть склонность отвлекаться можно, тренируясь выполнять задания в не совсем благоприятной для этого обстановке.
Колебание
Еще одно свойство, тесно связанное со стойкостью внимания. Его проявление заметно по тому, как в процессе выполнения какой-либо задачи внимание человека периодически становится более или менее интенсивным.
В естественных условиях колебания практически незаметны, но когда нужно сосредоточиться на мелких объектах, то колебания происходят часто — через каждые 2-5 секунд и заставляют человека невольно отвлекаться. В условиях, когда человеку приходится удерживать внимание на грани возможностей, колебания происходят еще чаще и быстро истощают энергетический потенциал нервной системы.
Основная причина колебаний — необходимость восстановления работоспособности корковых структур и снижение их напряженности. На колебания влияет сила нервной системы, условия, содержание, длительность и напряженность выполняемого задания.
Зная о колебании, необходимо планировать смену деятельности, перерывы в работе, избегать дублирования и автоматизации процессов, чтобы избежать негативных последствий.
Концентрация
Концентрация — это интенсивность сосредоточенности на определенном объекте. Чем сильнее сосредоточенность, тем активнее тормозится действие побочных раздражителей, тем более целенаправленной и продуктивной становится деятельность. Концентрация проявляется тем, что внимание поглощается одним объектом.
Показатель интенсивности концентрации — устойчивость к препятствиям, невозможность отвлечь внимание с предмета деятельности на посторонние раздражители.
Переключаемость
Осознанное перенесение внимания с одного объекта на другой называют переключением. Оно затруднено при высокой концентрации и облегчается при наличии связей между содержанием предыдущей и следующей деятельности, интереса к следующей деятельности. Облегчает переключение внимания привычка к этому, а также понимание важности следующего задания.
Способность переключать внимание дает возможность быстро реагировать на изменяющиеся условия, переходить к новому виду деятельности.
Распределение
Распределение внимания актуализируется при необходимости выполнять одновременно несколько действий или сохранять сосредоточенность на нескольких объектах. Чтобы распределение было эффективным необходимо, чтобы алгоритм выполнения хотя бы одного действия был отточен до автоматизма.
Объем
Объем внимания характеризуется тем количеством объектов, которые человек способен воспринимать и осознавать одновременно. Нормативно за 0,1 секунды человек может воспринять от 4 до 6 объектов, не связанных между собой.
Теории внимания
Множество выдающихся ученых изучали феномен внимания и разработали собственные теории.
Одной из первых и популярных стала рефлекторная теория внимания, разработанная Сеченовым, Павловым и Ухтомским. Она связывает факторы, которые вызывают развитие внимания с влиянием внешней среды. Раздражители действуют на рецепторы, импульсы передаются в головной мозг человека, вызывают ориентировочные рефлексы и активизируют приспособительные реакции. Они изменяют протекание процессов в коре больших полушарий и формируют очаг оптимального возбуждения (формулировка Павлова) или доминанту (по Ухтомскому). Параллельно возникает торможение в других участках коры.
Теодюль Рибо связывал внимание с эмоциями и считал, что они и являются фактором, на фоне которого формируется сосредоточенность. В этом состоянии происходят определенные физиологические изменения — активизируется кровообращение, возникают сосудистые и моторные реакции. Сосредоточенность сопровождается движением всех частей тела, это способствует поддержанию внимания.
По теории Гальперина, внимание — это психологический акт, направленный на содержание образа или мысли. Внимание контролирует содержание и является неотъемлемым элементом ориентировочной и исследовательской деятельности. Одновременно с тем внимание — это не отдельный процесс, оно всегда направлено на то, что появляется в результате других процессов, способствует формированию и совершенствованию умственной деятельности.
Теория Бродбента трактует внимание, как процесс фильтрации поступающих из внешней среды стимулов. Объем данных, на которых человек способен сосредоточиться, зависит от пропускной способности канала, через который происходит восприятие.
Теория Рибо и Ланге отводит важную роль движениям. Ученые считают их внешним проявлением и фактором формирования внимания.
Энтони и Диана Дойч считают, что информация изначально проходит обработку оперативной памятью, а только потом происходит ее отбор. Поскольку объем памяти не безграничен, то в ней остается только часть информации. Уже ей присваивается статус важной или неважной.
Гоноболин, Страхов, Добрынин, Милерян считают, что внимание прямо связано с деятельностью, в ней внимание существует и ею поддерживается. По мнению ученых, быть внимательным — значит проявлять активность в отношении конкретных объектов.
Изучением внимания занимались и другие ученые. Достойны изучения теории Льва Выготского, Уильяма Джеймса, Дмитрия Узнадзе и других исследователей.
Особенности внимания
В обыденной жизни, в работе человек может находиться в состоянии внимания, невнимания и рассеянности. Степень внимательности — врожденное свойство, которое в течение жизни может совершенствоваться в зависимости от потребности, обстоятельств и опыта.
У внимательного человека преобладает произвольное и послепроизвольное внимание, у него имеется цель, хорошо развита воля, он понимает, к чему стремится. Невнимательный человек не может сосредоточиться на предмете, понять суть событий или вещей. У рассеянного человека степень внимания находится на середине континуума между вниманием и невниманием. Действия рассеянного отличаются поверхностной направленностью и неспособностью сосредоточиться на конкретном объекте.
Внимательность и невнимательность отражаются на всех сферах деятельности человека. Внимательность необходима для чувственного и рационального отображения действительности, выстраивания мыслей в логический ряд. Невнимательность в каждом случае связана с неумением фокусироваться и удерживать сосредоточенность. Это приводит к трудностям в когнитивной сфере — нарушается последовательность, логичность и доказательность суждений, мысли отвлекаются эмоциональными реакциями.
Понятие, классификация, закономерности и свойства внимания в психологии
И если бы все это в полном объеме достигало сознания, память бы оказалась перегруженной в кратчайшее время.
Каковы причины синдрома дефицита внимания у взрослых или детей? Узнайте об этом из нашей статьи.
Что это такое в психологии: определение понятия
Иными словами, внимание позволяет игнорировать не представляющую ценность информацию, не допуская ее в сознание, в то же время сохраняя способность концентрироваться на значимых для человека событиях и ощущениях.
Сущность внимания
Внимание есть дверь, которая открывает доступ к человеческому сознанию одним объектам и захлопывается перед другими.
Структура
Внимание обладает сложной структурой, образованной из его качественных характеристик и свойств. Все они взаимосвязаны между собой.
Сами структурные компоненты, в свою очередь, характеризуются по времени, интенсивности, объему, селективности и направленности.
Виды и типы: классификация в таблице
Внимание: какое оно бывает?
Виды внимания
Условия, способствующие возникновению
Присущие характеристики
Примеры
Появление сильного раздражителя, вызывающего контраст в восприятии или эмоциональную реакцию у человека
Легкое, непроизвольное переключение на раздражитель
Раскат грома и вспышка молнии, любые резкие звуки
Осознанная постановка какой-либо задачи
Направленность в соответствии с задачей, утомляемость, потребность в волевом усилии
Отслеживание передвижения поездов на диспетчерском пульте, решение задачи по математике
Интерес, возникающий при в процессе занятия деятельностью какого-либо рода
Снятие напряжение при сохранности целенаправленности
Чтение книги, которое со временем вызывает вовлеченность в описываемые события
Непроизвольное внимание, в свою очередь, разделяется на следующие типы:
Произвольное внимание разделяется в связи с его особенностями на следующее:
Свойства
Свойства внимания в психологии:
Функции
Функции внимания:
Объем
Объем внимания характеризует количество объектов, на которых сконцентрировано внимание.
Человек, имеющий большой объем внимания, заметит больше явлений и каких-либо факторов, следовательно, он лучше оценит ту или иную ситуацию. Данная характеристика также сильно зависит от осознания связи наблюдаемых объектов между собой и знаний о них.
Примером может являться диагностика заболевания врачом, когда подозрения на ту или иную болезнь возникают при внешнем осмотре, в то время как человек без медицинского образования может не заметить данные симптомы.
Объем внимания учитывается во многих сферах человеческой деятельности.
Например, в идеале рекламная вывеска не должна содержать более 5 слов, так как среднестатистический человек не сможет одним взглядом оценить все преимущества того или иного товара при большем количестве объектов информации на ней.
Особенности: кратко
В чем особенности внимания как психического и познавательного процесса и феномена, как высшей психической функции?
Все психические процессы подразделяются на 3 класса: свойства, состояния и процессы.
Отличие внимания от других процессов познания (памяти, восприятия, мышления) в том, что оно не имеет собственного содержания. Оно проявляет себя в рамках данных процессов, характеризует их динамику, регулируя и контролируя деятельность человека.
Закономерности
Внимание подчиняется следующим законам:
Зависит он от физического самочувствия и психологического состояния человека, от эмоционального фона, от знаний объекта и его взаимосвязи с окружающей обстановкой.
Управление вниманием
Требует распознавания моментов появления таких раздражителей, а также способности целенаправленно максимально фокусировать внимание при выполнении каких-либо определенных задач.
Способность хорошо управлять своим вниманием позволяет человеку многократно повысить продуктивность его труда. Развитие данной способности ведет к качественному изменению результатов всей его деятельности.
Распределение
Иными словами, это способность единовременно выполнять несколько различных задач.
Ярким примером человека с выдающейся способностью распределять внимание является Юлий Цезарь. Утверждается, что он мог одновременно диктовать содержание письма нескольким писарям, в то время как сам читал абсолютно другой текст.
Возможность распределения внимания можно несколько повысить, пользуясь следующими методами:
Обычно она выше в часы после пробуждения, однако зависит и от индивидуальных особенностей человека.
Что такое внимательность?
Данная способность особенно развита у великих ученых, писателей, художников, изобретателей.
Еще Ч. Дарвин писал о своей превосходящей способности замечать вещи, ускользающие от взгляда других людей.
Поэтому владение своей способностью к концентрации внимания может быть решающей для человеческой жизни во множестве ситуаций.