в чем заключается особенность развития действия в пьесе вишневый сад
«Вишнёвый сад» (А. Чехов)
Цитата: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай. ».
История создания
«Вишнёвый сад» — это итоговое произведения Антона Павловича Чехова. Изначально оно замышлялось как беззаботная, несерьёзная комедия. Сюжетом должна была стать продажа родового имения за долги.
Но по мере создания становилось ясно: ни веселья, ни беззаботности здесь не выйдет. Слишком много таких историй Чехов видел вживую, слишком ко многим трагедиям прикоснулся. В новом веке появились новые люди — хваткие, напористые, сильные. Процесс обнищания дворян был просто-таки тотальным: не привыкшие заботиться о завтрашнем дне, они попросту проживали свои состояния, не задумываясь о будущем.
К этой пьесе Чехов шёл всю жизнь. Он выверял образы и все реплики до мельчайших деталей, правил и переписывал свой «Вишнёвый сад». Некоторые считают, что у Чехова вышла драма, другие видят в «Вишнёвом саде» трагикомизм. Как бы то ни было, «Вишнёвый сад» давно и прочно вошёл в репертуар самых знаменитых театров.
Проблематика:
Смысл названия: вишнёвый сад — это образ, связывающий две эпохи: отживающее благородное дворянское сословие и новых людей — жёстких, практичных, экономных. И для тех, и для других вишнёвый сад желанен, пусть даже они видят его по-разному (первые — как идеал и частицу прекрасного, вторые — как капитал и источник развития).
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: комедия.
Жанровые особенности: достаточно сложно понять, почему Чехов настаивал на том, что «Вишнёвый сад» — комедия, ведь по внешним признакам это драма: рушатся жизни людей, никто никого не слышит, все ведут себя глупо, неуместно. Можно сказать, что это философская комедия: взгляд сверху на драматическую человеческую ситуацию, который позволяет увидеть парадоксы нашего собственного поведения и потешность того, что с близкого расстояния виделось печальным. Мир «Вишнёвого сада» словно наполнен кривыми зеркалами: щедрость героев превращается в расточительность, образованность — в пустую болтовню. Рядом с основными персонажами есть их двойники, позволяющие увидеть этих героев в другом свете (ярким примером может стать действительно отрицательный персонаж — лакей Яша, являющий собой искажённое отражение Ермолая Лопахина).
Время и место действия
Действие происходит в имении Раневской. Время — рубеж XIX и XX веков.
Действующие лица
Любовь Андреевна Раневская — разорившаяся аристократка, личность романтическая и неземная. Рано оставшись вдовой и потеряв сына, Любовь Андреевна уезжает к любовнику за границу. Денег у неё фактически уже нет: Раневская не привыкла экономить, да и любовник постарался вытащить из неё все средства.
Леонид Андреевич Гаев — брат Раневской, внимательный, умный, но совершенно не нашедший себя в новой жизни.
Ермолай Алексеевич Лопахин — молодой мужчина родом из крестьян. Благодаря своему деятельному рассудку и смётке стал миллионером. Ермолай Алексеевич — душевный тонкий человек, но коммерческая жилка в нём сильнее артистизма.
Петя Трофимов — мечтатель, «облезлый барин», в прошлом — учитель погибшего сына Раневской Гриши. Родом из дворян, но не имеет ничего. При этом мечтает о всеобщем счастье, благоденствии и небе в алмазах. Полная противоположность Лопахину.
Аня — дочь Любови Раневской. Наивная, восторженная девушка. Влюблена в Петю Трофимова и тоже мечтает о всеобщем счастье.
Варя — приёмная дочь Любови Андреевны, управляет её имением. Практичная приземлённая девушка. Все хотят выдать её замуж за Лопахина, но Лопахин Варей не интересуется.
Симеонов-Пищик — разорившийся помещик. В отличие от Раневской, радостно принимает предложение сдать свой участок в аренду.
Яша — лакей. Высокомерный негодяй, не уважающий ни мать, ни хозяев. Все его мечты сводятся к отъезду за границу.
Дуняша — горничная, юная легкомысленная девушка. В каком-то смысле её образ — пародия на Любовь Раневскую.
Семён Пантелеевич Епиходов — он же «Двадцать два несчастья». Конторщик, крайне невезучий субъект — вечно всё роняет и разбивает. В каком-то смысле является двойником Гаева (неустроенность Леонида Андреевича воспринимается как благородный печальный удел, но разнесчастный до глупости Епиходов помогает увидеть в этих страданиях фарс). Влюблён в Дуняшу.
Фирс — лакей в имении Раневской, очень старый, почти глухой. Искренне любит хозяев, имение и вишнёвый сад. Символизирует давно прошедшие времена — «когда всё было иначе».
Шарлотта Ивановна — гувернантка и циркачка. Вносит элемент фарса уже своим присутствием (разрушаются судьбы, а она жонглирует).
Краткое содержание
Действие 1
Комната в имении, которую все называют детской.
Ермолай Лопахин и Дуняша ждут возвращения из-за границы Раневской с семьёй. Ермолай Алексеевич тепло вспоминает Раневскую и размышляет о собственной судьбе: отец был простым мужиком, а он вот одет благородно. Образования, правда, не получил. Лопахин упрекает Дуняшу, что та ведёт себя как барышня — не подобает так.
Приезжает Раневская с Аней и прислугой (Шарлотта Ивановна, Яша). Любовь Андреевна и Аня очень рады вернуться домой. Аня оживляется, узнав, что Петя Трофимов сейчас в их имении. Позднее появляется влюблённый в Аню Петя.
Из бесед сразу становится ясно, что Раневская разорена. Она уже продала свою заграничную недвижимость. Это имение тоже в ближайшее время будет продано за долги. Аня и Варя очень тревожатся, но Любовь Андреевна лишь осматривает всё и тепло вспоминает прошлое. Ермолай Лопахин выступает с предложением, которое может спасти Раневскую: сад надо срубить, а землю разбить на участки и сдавать под дачи. Раневская и Гаев категорически против: для них вишнёвый сад — предмет гордости и достояние их рода. Лопахин просит поразмыслить над предложением и уезжает. Гаев говорит, что, возможно, богатая тётя пришлёт денег — в общем, как-то образуется.
Действие 2
Местность возле старой церкви, откуда видно вишнёвый сад и город.
Дуня, Яша, Епиходов и Шарлотта Ивановна гуляют. Дуня влюблена в Яшу, Яша к ней равнодушен и даже сторонится, Епиходов (который искренне любит Дуняшу) крайне огорчён и даже подумывает о самоубийстве.
Приходят Любовь Раневская, Леонид Гаев и Ермолай Лопахин. Лопахин спрашивает, что Любовь Андреевна решила в отношении аренды. Раневская, будто не слыша, говорит о своём — ругает себя за транжирство и тут же отдаёт золотой рубль случайному прохожему. Гаев ведёт отвлечённые беседы о пользе железной дороги. Раздаётся звук лопнувшей струны.
От богатой тётушки ожидается денежный перевод, но этих средств не хватит даже для оплаты долгов. А о том, чтобы сдать землю в аренду, они и думать не хотят: это пошло. Лопахин уже сердится из-за их непрактичности. Раневская корит его необразованностью и приземлённостью и рекомендует жениться на Варе. Гаев говорит, что ему предлагали работу в банке, но Любовь Андреевна осаживает брата: нечего ему там делать. Приходит Фирс. Он с ностальгией вспоминает прошлое. Являются Варя, Петя и Аня. Все беседуют (по сути — каждый о своём). Когда все уходят и Петя с Аней остаются наедине, Аня признаётся, что не так уж дорожит вишнёвым садом и хочет думать о будущем.
Действие 3
Гостиная имения Раневской. Вечер. 22 августа.
Играет музыка, все танцуют. Отсутствуют только Гаев и Лопахин: как раз сейчас происходят торги, имение Раневской продаётся.
Все почему-то надеются, что Гаеву хватит присланных тётей денег, чтобы выкупить имение, хотя совершенно ясно, что 15 тысяч недостаточно. Шарлотта Ивановна показывает фокусы. Яша говорит Раневской, что им нужно поехать в Париж — слишком уж тут все простые и необразованные.
Раневская и впрямь собирается вернуться во Францию к своему любимому — он ей писал. Любовь Андреевна хочет поскорее устроить судьбы дочерей: Варю она планирует выдать за Лопахина, а Аню — за Петю Трофимова. Среди присутствующих происходит разговор о любви. Раневская настаивает, что ради любви можно совершить любой поступок, упрекает Петю, что он «выше любви». Петя напоминает Любови Андреевне, что та стремится встретиться с человеком, уже обманувшим и обобравшим её.
Входят Лопахин и Гаев. Гаев плачет. Лопахин едва скрывает радость: имение продано, и он — его хозяин! Лопахин хочет немедленно начать рубить сад, чтобы скорее сдать землю в аренду.
Любовь Андреевна плачет, Аня пытается её утешить. Варя бросает ключи от имения и уходит.
Действие 4
Детская комната, но в этот раз пустая: все вещи упакованы и дожидаются своего часа.
С улицы слышно, что сад уже рубят. Лопахин приносит шампанское, чтобы проводит Раневскую с семьёй. Никто не хочет шампанского: все печальны. Все вместе уезжают в Харьков, а оттуда Любовь Андреевна и Яша двинутся в Париж, Аня пойдёт учиться, Петя отправится в Москву. Леонид Андреевич находит себе место в банке. Дуня пойдёт работать экономкой. Ермолай Лопахин обещает позаботиться о Шарлотте Ивановне и Епиходове. Фирс заболел, и его, по словам Яши, отправили в больницу.
Заходит Симеонов-Пищик. Как ни странно, он возвращает долг: выясняется, что Пищик сдал свои земли в аренду. Раневская ещё раз пытается свести Лопахина с Варей, но Лопахин вежливо беседует и предложения не делает. Все прощаются с домом, закрывают его и уезжают.
Появляется Фирс: о нём просто забыли. Фирс понимает это, но на хозяев не сердится.
Раздаётся звук лопнувшей струны. Слышно, как рубят вишнёвый сад.
Экранизации
«Вишнёвый сад» (Японская империя, 1936); «Вишнёвый сад» (Великобритания, 1959, постановка BBC); «Вишнёвый сад» (Великобритания, 1981, в роли Раневской — Джуди Денч); «Вишнёвый сад» (Россия, 1993); «Вишнёвый сад» (Греция, Франция, 1999, в роли Раневской — Шарлотта Рэмплинг, в роли Гаева — Алан Бейтс); «Сад» (Россия, 2008).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Назовите прозвище конторщика Епиходова.
Ответ. Двадцать два несчастья.
Как называется высказывание персонажа в пьесе?
А.П.ЧЕХОВ. Тест по комедии «ВИШНЁВЫЙ САД». 11 класс.
А.П.ЧЕХОВ. Тест по комедии «ВИШНЁВЫЙ САД». 11 класс.
1. Драматургический конфликт – это
А) столкновение двух персонажей, придерживающийся разных взглядов на одну и ту же проблему
Б) противоречия внутри группы персонажей
В) внутренние психологические противоречия одного (чаще главного) героя
2. В чём проявляется своеобразие конфликта А.П.Чехова «Вишнёвый сад»?
А) столкновение «отцов» и «детей»
Б) столкновение дворян-аристократов с набирающим классом буржуа
В) крытый конфликт, заключающийся в субъективном недовольстве жизнью, ощущаемом всеми героями
3. В чём заключается особенность развития действия в пьесе?
А) действие развивается стремительно
Б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет
В) события развиваются циклично
Г) в пьесе отсутствует напряжённое развитие действия, но есть ожидание события
4. Как проявляется специфика системы образов в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»?
А) прогрессивный герой-одиночка противостоит обществу консерваторов
В) в пьесе отсутствует главный герой
5. Соотнесите героя пьесы и главную тему, которую он проводит.
А) Епиходов 1) долги
Б) Петя Трофимов 2) хозяйственные проблемы
В) Варя 3) обличение пороков общества
Г) Раневская 4) бесконечные несчастья
Д) Пищик 5) лирические воспоминания
6. В чём проявляется жанровое своеобразие пьесы?
В) пьеса не поддаётся однозначному жанровому прочтению
7. В чём заключено значение образа вишнёвого сада?
А) средство выражения авторской позиции
Б) заменяет роль главного героя
В) средство характеристики героев
Г) развитие традиций мира русской драматургии – введение пейзажа в драматическое произведение
8. Что такое «подтекст», «подводные течения» в пьесах Чехова?
А) отображение тайного психологизма
Б) монологи не выражают духовного состояния персонажей
В) острота переживаний героев внешне не выражена
Г) внутренний монолог
9. Опишите наиболее полюбившегося вам героя (героиню) пьесы. Что вас привлекло в данном персонаже? (Обоснуйте свой ответ)
Ключ к тесту по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1531679
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Своеобразие сюжетного построения пьесы Чехова «Вишневый сад»
Своеобразие сюжетного построения пьесы Чехова «Вишневый сад»
Чехов писал печальные книги для веселых людей.
«Вишневый сад» — удивительное произведение русской литературы. Его создавал смертельно больной автор, сознающий близость своего ухода. Он говорил миру: «Прости. » Это настроение отзывалось в финальных репликах его героев: «. прощай. Прощай!»
В своей последней пьесе Чехов обратился к сюжету, уже разработанному им в незаконченной юношеской пьесе «Безотцовщина». «Тю-тю имение!» — легкомысленно произносит Анна Петровна Войницева, когда узнает о его продаже на торгах.
Поэтическое эхо первой пьесы отозвалось в «Вишневом саде». Внешний сюжет пьесы — продажа с аукциона имения, «прекраснее которого нет на свете» (Лопахин).
В дочеховской драме герои сопротивлялись обстоятельствам, отстаивали свои позиции, и это составляло главную пружину в движении драматического действия.
Иной сюжетный рисунок мы видим у Чехова. О продаже имения 22 августа герои говорят уже в первом акте. Завязка обозначена, но развитие действия отсутствует. Предлагаются различные пути разрешения проблемы. Один — прагматический: «. снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад. », а землю сдать в аренду дачникам. Этот практический «выход», предложенный Лопахиным, сразу же отвергается как пошлый. Другой вариант спасения имеет иллюзорный характер. Он изложен Гаевым и кажется беспечным самоутешением.
Во втором действии сюжетная коллизия будущих торгов как бы замедляется. О судьбе вишневого сада, кажется, помнит один Лопахин, который призывает и уговаривает Раневскую: «Надо окончательно решить, — время не ждет. Согласны вы отдать землю под дачи или нет? Ответьте одно слово: да или нет? Только одно слово!» Но его никто не слышит или не хочет слышать. Сюжет не развивается как действие персонажей. Действующие лица в пьесе Чехова главным образом «философствуют». И все же мы ощущаем драматическую напряженность того, что не происходит. Событие нависает, подобно грозовой туче. Ожидание того, что должно уже совсем скоро случиться, становится внутренним (психологическим) двигателем сюжета.
Гроза разразилась в третьем действии, но за сценой. Аукцион происходит в городе. В имении Гаева в это же время — «было некстати». Это кульминационное действие в развитии сюжета. Вишневый сад продан, его новый хозяин — Ермолай Лопахин. И в этой сцене мы не увидим открытой борьбы или хотя бы несогласия между персонажами. Гаев машет рукой в ответ на вопросы сестры, плачет, но, услышав стук шаров в бильярдной, мгновенно успокаивается. Варя бросает связку ключей. Раневская плачет, а Аня ее утешает: «. вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди. Мы насадим новый сад, роскошнее этого. » Кульминация внешнего действия совпадает с развязкой.
В четвертом действии герои прощаются с домом, забывая в суете старого слугу Фирса. И этот финал можно рассматривать как кульминацию в развитии психологического сюжета непонимания людьми друг друга и их бесконечного одиночества в мире. «Забыли» способ сушения вишни (первое действие) — забыли человеческую душу (четвертое действие). А значит, что-то потеряли, не успели совершить. Но ведь «время не ждет», не раз повторял Лопахин. И с ним трудно не согласиться. Герои Чехова оказываются конфликтны времени, которое они безжалостно теряют или проматывают, как и свой дом.
Обращает на себя внимание еще одна особенность сюжетного построения чеховской пьесы. Сюжет продажи имения строится на постоянной перекличке с микросюжетами, которые отражаются в нем и придают пьесе полифоническое звучание.
В I действии из реплики Ани мы узнаем, что Раневская «дачу свою около Ментоны. уже продала, у нее ничего не осталось, ничего». Во II действии сама Раневская уточняет эту ситуацию из своего недавнего прошлого: «. дачу продали за долги». Повторение этого печального «опыта» ожидает героиню и в недалеком будущем. Собственно, им предвосхищается кульминация третьего действия.
Можно обнаружить еще одну сюжетную параллель. В III действии в момент ожидания известий из города в усадьбе Гаева бездомная Шарлотта показывает фокусы. Они нелепы, но в то же время и трагичны. В них просвечивает угрожающее всем предупреждение — роковой аукцион! После фокуса с пледом Шарлотта кричит: «Конец!» — и убегает, сделав реверанс!, Раневская в отчаянии вторит: «Ведь уже все кончено там, имение продано. » Так перекликаются большой и малый аукционы, рифмуются сюжет и микросюжет. Фокусы Шарлотты параллельны тем фокусам, которые творят с героями «Вишневого сада» жизнь. Как будто падает тень: от бездомной Шарлотты к бывшим хозяевам вишневого сада, которые, в сущности, тоже бездомны.
С внешним сюжетом о продаже имения перекликается микросюжет о заложенном под проценты имении Симеонова-Пищика. Он имеет в пьесе счастливую развязку: появились англичане, «нашли в земле какую-то белую глину» и. имение спасено. Но счастлив ли этот персонаж, которому улыбнулась фортуна? Отнюдь. В прощальном монологе он произносит: «. всему на этом свете бывает конец. »
Есть неуловимо уходящее время, в ход которого включены все. И все происходящее с нами надо принимать мудро и с юмором. Об этом говорит вам Чехов в своей прощальной комедии о вечном круговороте жизни.
Роль авторских ремарок в пьесе Чехова «Вишневый сад»
Пьеса Чехова “Вишневый сад” – это последнее драматическое произведение писателя, преисполненное печалью об уходящей эпохе русского дворянства. Большинство критиков и литературоведов, которые проводили анализ произведения, сходятся во мнении, что в этой пьесе Чехов выразил свое отношении не только к прошлому России, но и к ее настоящему, и будущему. Предлагаем ознакомиться кратко с нашим вариантом анализа пьесы Чехова по плану при подготовке к уроку литературы в 10 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.
Год написания – 1903 г.
История создания – Отец Чехова вынужден был продать свою усадьбу. Это событие подтолкнуло автора на написание “Вишневого сада”.
Тема – Основные темы, которые поднимаются в произведении “Вишневый сад” – это: тема невозможности приспособиться к “новому времени”, конфликт отцов и детей, потерянное поколение, размышления о судьбе России.
Композиция – Пьеса состоит из пяти частей. Первое действие пьесы – экспозиция. Второе действие – завязка, разделенная на две условные части. третье действие – это кульминация произведения и четвертое действие – развязка.
Жанр – Пьеса. Чехов называл “Вишневый сад” комедией, критики – трагикомедией и драмой.
Направление – “театр абсурда”.
«Усадьба — город»
Василий Максимов. Все в прошлом (фрагмент). 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Исаак Бродский. Опавшие листья (фрагмент). 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иван Крамской. Осмотр старого барского дома (фрагмент). 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Несмотря на то что действие пьесы разворачивается в усадьбе Раневской, город занимает в системе образов «Вишневого сада» ключевое место. Усадьба находится в двадцати верстах от города; возле нее проходит железная дорога; герои отправляются в город на завтрак; а пока в усадьбе проходит бал, в городе вишневый сад продают на торгах — в результате чего герои оказываются вынуждены переехать из усадьбы в город. Так Чехов выстраивает еще одну важную оппозицию пьесы: «усадьба — город».
Исследователь творчества Чехова литературовед Игорь Сухих отмечал, что центром мира России прошлого была дворянская усадьба. Рядом с ней — деревня, так называемый «мужицкий мир», чуть дальше — провинциальный город, и где-то на периферии — Петербург и Москва. Однако в начале ХХ века жизненный уклад в стране изменился и начал развиваться по законам капиталистического города, отчего центр и периферия поменялись местами. Поэтому в социальном аспекте драма Раневской и Гаева заключается в том, что они не хотят существовать на периферии жизни, но из-за неприспособленности к новым реалиям ничего не могут с этим сделать.
История создания
История создания “Вишневого сада” началась в городе Таганроге, где находилось родовое имение Чехова. Отец писателя вынужден был продать свое “дворянское гнездо” ради того, чтобы расплатиться с долгами. Чехов лично испытал всю гамму чувств, связанных с потерей своего имения, поэтому ему с легкостью удалось создать Раневской. Антон Павлович также был знаком и с прототипом героя Гаева – Киселевым А. С., которому также пришлось продать усадьбу, чтобы поправить материальное положение.
И если изначально драматург хотел создать легкую и смешную пьесу, где главным действием должна была стать продажа имения с молотка (этими идеями Чехов поделился в письме к своей жене в 1901 – ом году), то впоследствии ему пришлось отказаться от этого замысла. Наблюдая за процессом обнищания и вырождения дворянства как класса, Чехов не мог игнорировать явный трагизм происходящего и вместо веселой комедии на свет появилось произведение, созданное на основе жизненного опыта и потому правдивое и грустное.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вишнёвый сад
Хотя труппа МХТ и понимала Чехова лучше, чем другие, она всё-таки не могла забраться драматургу в голову. Двойственность чеховских текстов, особенности его юмора, отсутствие всякой однозначности регулярно становились поводами для споров. Первый конфликт произошёл, когда Чехов принёс в театр «Три сестры». Актёры плакали, а драматург недоумевал, почему они рыдают над водевилем, — впрочем, «Три сестры» в рукописи хотя бы назывались драмой. «Вишнёвый сад» сильно отличался даже от предыдущих пьес. Неотвратимо наступающее будущее виделось Чехову скорее оптимистичным при всей грусти прощания с эпохой, а Станиславский считал, что Чехов написал «драму русской жизни»: «Это не комедия… это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте. …Я боялся, что при вторичном чтении пьеса не захватит меня. Куда тут!! Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться». Чехова злило, что Станиславский перехваливает пьесу и при этом ставит её торжественно и печально. Вероятнее всего, Станиславский просто не готов был сразу принять новую концепцию комедии, которую изобрёл Чехов.
Суть конфликта хорошо уловил Мейерхольд, который к тому времени уже ушёл из МХТ. Он писал Чехову в письме: «Когда какой-нибудь автор гением своим вызывает к жизни свой театр, этот последний постигает секрет исполнения его пьес, находит ключ… Но если автор начинает совершенствовать технику и в творчестве своём поднимается в высоты, театр, как совокупность нескольких творцов, следовательно, творец более тяжеловесный, начинает терять этот ключ. Так, мне кажется, растерялся Художественный театр, когда приступил к Вашему «Вишнёвому саду». Ваша пьеса абстрактна, как симфония Чайковского. И режиссёр должен уловить её слухом прежде всего. Когда читаешь пьесу, третий акт производит такое же впечатление, как тот звон в ушах больного в Вашем рассказе «Тиф». Зуд какой-то. Веселье, в котором слышны звуки смерти».
В пьесе “Вишневый сад” анализ произведения невозможен без определения темы.
Основная тема произведения – тема времени, и она не нова в литературе. При смене эпох, не каждый человек может приспособиться и влиться в новое течение времени, принять новый порядок и найти свое место в изменившемся мире.
Главная проблема произведения – это непонимание одного поколения другим. Чехову мастерски удалось отобразить конфликт поколений, используя многоуровневую систему образов, где Раневская и Гаев символизируют прошлое, Лопахин – настоящее, а неопределенное будущее – Аня и Петр.
Необходимость приспосабливаться к новому времени, чтобы выжить – это одна из основных мыслей произведения.
Общая характеристика личностного отношения автора к Раневской – негативное. Эта инфантильная особа, любящая страдания: она любит вишневый сад, хотя пережила в нем немало бед, но все равно возвращается туда.
Эта женщина не умеет любить. Иначе, как объяснить то, что она забывает своего верного старого слугу Фирса в доме, когда покидает имение, и его заколачивают изнутри? Окружающие ее люди, которые сделали ей немало добра – для нее никто.
Конфликт отцов и детей также проходят красной нитью в проблематике пьесы. Любовь к дочери Анечке у Любови Андреевны Раневской также неполноценна. Она отказывается принимать то, что дочь уже не ребенок, и поэтому беззастенчиво устраивает личную жизнь в ущерб интересам дочери.
Сам же вишневый сад – это символ России.
Старый сад никому не нужен, кроме Раневской. Аня и Петр мечтают о новом саде, старый погибающий сад им не к чему. Гаев равнодушен и к отчему дому, и к саду. Его интересует прибыль, как и Лопахина.
Особенности пьесы «Вишневый сад»
Виктор Борисов-Мусатов. Весна (фрагмент). 1898-1901. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Крнстантин Коровин. За чайным столом (фрагмент). 1888. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Клод Моне. Женщина в саду (фрагмент). 1876. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Вишневый сад» стал последним произведением и своеобразным завещанием Антона Чехова. Пьеса была написана на рубеже веков, в крайне непростое для России время, эпоху глобальных перемен. А ее персонажами стали современники драматурга — обыкновенные люди, «негерои», что свойственно для творчества Чехова.
Действие «Вишневого сада» разворачивается в имении Любови Андреевны Раневской, которое может быть вскоре продано за долги. Однако конкретных событий, подталкивающих развитие сюжета, в пьесе практически нет. Это объясняется особенным видением Чехова, для которого главное действие всегда заключено в движении души, а не в событиях внешнего мира. Каждый персонаж «Вишневого сада» переживает собственную драму и не всегда «включается» в общую историю — историю продажи вишневого сада. Каждый погружен в собственные, личные переживания. И поэтому в чеховской пьесе не работает традиционный принцип построения диалога: персонажи драмы не столько взаимодействуют друг с другом, сколько высказывают то, что у каждого из них на душе.
В свою очередь, это объясняет особенность диалогов в пьесе. Давно подмечено, что диалоги в чеховских пьесах стремятся к монологам. Персонажи не слышат и не хотят понять того, о чем говорят другие. Но такой «диалог глухих», который раньше был лишь комическим эффектом, в чеховской драматургии становится символом общечеловеческой глухоты друг к другу, непонятости и бесприютности.
Многие персонажи пьесы чувствуют не только собственную неустроенность, обособленность, но и безотрадность и бессодержательность, пустоту жизни в целом. «Как вы все серо живете, как много говорите ненужного», — произносит Раневская, и Лопахин подтверждает: «Это правда. Надо прямо говорить, жизнь наша дурацкая». Итог этих размышлений подводит Петя Трофимов, обличающий отсутствие идейного содержания в жизни интеллигенции, недостаток деловой принципиальности и духовной лености: «Громадное большинство той интеллигенции, которую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока неспособно. Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются, как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало…»
Композиция
Условно композиция пьесы состоит из пяти частей.
Первое действие пьесы – это экспозиция. В доме все ожидают приезда хозяйки имения Раневской с дочерью из Парижа. Домочадцы говорят и думают каждый о своем, совершенно не слушая друг друга. Именно поэтому многие реплики героев брошены невпопад. Эта разобщенность очень напоминает разноголосую Россию, в которой также живут такие же непохожие друг на друга люди, которым сложно достичь взаимопонимания.
В первом же действии читатель наблюдает и завязку. Любовь Андреевна с дочерью появляются в доме. Постепенно домочадцы узнают, что Раневской грозит разорение, но ни сама хозяйка имения, ни ее брат Гаев не могут предотвратить неминуемого банкротства. Только у Лопахина появляется план спасения: вырубить старые вишни и построить на месте вишневого сада дачи. Это помогло бы выжить имению, но спесивые хозяева отвергают его предложение.
Во втором действии герои возвращаются к обсуждению судьбы поместья с садом. Раневская вновь с презрением отказывается от помощи Лопахина в решении этого вопроса и предпочитает предаваться воспоминаниям о былом. Ей намного проще бездействовать, нежась в своих страданиях. Гаев и купец постоянно ругаются.
Третье действие является кульминацией пьесы. Старые владельцы, словно ничего страшного не происходит, решают устроить бал. и пока они веселятся, проходят торги, и их усадьба уходит с молотка. Ее приобретает бывший крепостной Раневской – Лопахин.
Четвертое действие – это развязка произведения. Раневская возвращается в Париж, чтобы продолжать проматывать свое состояние. После ее отъезда все герои расходятся, кто куда. В доме остается лишь старый слуга Фирс, о котором попросту забыли и оставили в заколоченном доме.
А.П.Чехов «Вишнёвый сад». Особенности чеховского диалога.
Не услышанное в 1 действии, это слово-предупреждение отзовется в финальной реплике Фирса: «Уехали… Про меня забыли…»
В контексте пьесы она приобретает полифоническое звучание, рифмуясь с фразой Раневской: «Уедем — и здесь не останется ни души». Забыли — Фирса, забыли — душу. Речь уже идет не об особенностях памяти или подвижности эмоций персонажей, но о человеческой душе. Чехов рифмует различные речевые темы, создавая причудливый рисунок течения жизни и атмосферу утраты, прощания, ухода. В общей партитуре пьесы важна тема автора. Наиболее отчетливо авторская точка зрения выражена в ремарках. Язык героев Чехова – фальшивая реальность, сквозь которую поверх слов и их значений, вопреки очевидному за сказанным, нужно уловить истинное состояние. Всоответствии с авторскими указаниями персонажи совершают действия, отличные от своих реплик. И эти действия — проявление истинных чувств — выражают внутренние переживания либо их отсутствие. Один из важнейших смысловых элементов пьесы – реплика— «пауза». Она означает иной, вне конкретики слов, уровень душевного общения и глубины чувств. Семантическое наполнение этой ремарки различно: миг абсолютного понимания, тупик общения, предел человеческих возможностей. В 3 действии звучит монолог Лопахина — нового хозяина вишневого сада. Чехов мастерски выстраивает параллельно с речевой темой персонажа сюжет переживаний героев: «Любовь Андреевна. Кто купил? Л о п а х и н. Я купил. Пауза. Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла истола, Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит».Следующий далее монолог Лопахина сопровождается ремарками, которые могут быть приравнены к психологическому рассказу: «Смеется», «Хохочет», «Топочет ногами», «Поднимает ключи, ласково улыбаясь», «Звенит ключами», «Слышно, как настраивают оркестр. Играет музыка. Любовь Андреевна опустилась на стул и горько плачет». Ансамбль чеховской пьесы возникает из самостоятельно звучащих речевых партий с неизбежными и необходимыми паузами, когда важно понять то, о чем молчат. Своеобразный контрапункт чеховской пьесы — образ вишневого сада.
II. Беседа с учениками. Вопросы
4.
С помощью каких приемов Чехов передает изменяющееся настроение героев? 5. Какое значение для создания психологической характеристики образов имеют лейтмотивные жестовые ремарки? 6. Как характеризует героя его ведущая речевая тема? Докажите свои выводы конкретными примерами. 7. Какую роль в речи героев играют случайные реплики? 8. Какова художественная значимость чеховских ремарок? 9. Выясните значение ремарки «пауза» в комедии «Вишневый сад». Выводы по уроку.
«Сюжет настроения» «Вишневого сада» строится как ассоциативный ряд «подробностей чувств» персонажей, разрешающий проблему человеческой коммуникации. «Подводное течение» чеховской пьесы открывает потенциально скрытые в ней смыслы, обнаруживает двойственность и конфликтность, изначально присущие миру человеческой души. Важным проявлением психологической нестабильности образов становится речь персонажей. Чеховский диалог, с одной стороны, создает иллюзию разговорной речи, с другой — представляет самостоятельно звучащие партии персонажей. Диалоги «глухих», «случайные реплики», паузы используются Чеховым для создания подтекста, для разработки внутреннего сюжета («сюжета настроения») в пьесе. Домашнее задание
1. Как соотнесены в пьесе внешний и внутренний сюжеты? Покажите на конкретных примерах. 2. В чем заключается своеобразие чеховских диалогов?
Определить жанр “Вишневого сада” непросто. Сам Чехов считал свое произведение комедией, но с его мнением категорически были не согласны литературоведы и театральные критики, которые относили пьесу к жанру трагикомедии или драмы. Возможно, именно это жанровое своеобразие обеспечило произведению успех.
К тому же пьеса изобилует элементами нового направления, так называемого, “театра абсурда”. Реплики героев очень часто не имеют никакого смысла и логической связи. Они обращены в никуда, словно люди разговаривают сами с собой. Эта антидрама изобилует разрушенными диалогами и несостоятельностью коммуникации. Отчуждение личности от общества, глобальное одиночества каждого человека в мире – вот суть экзистенциальной проблемы, которая также присуща театру абсурда.
Сочинение: Роль ремарки в пьесе «Вишнёвый сад» (А.П. Чехов)
(454 слова) Одна из самых знаменитых пьес А.П. Чехова была написана им незадолго до смерти. Автор был рад, что успел закончить её, и сам определил жанр – комедия, несмотря на то, что сюжет в пьесе можно назвать трагическим. По крайней мере, чувства героев в ней часто противоречивы, многие из них ощущают себя несчастными.
Текст пьесы, как и положено форме, состоит в основном из диалогов героев. Главные и второстепенные персонажи переговариваются между собой, из чего мы заключаем о происходящих событиях. Но есть в пьесе и особый текст, как бы вынесенный за рамки диалогов. Это ремарки. Сквозь них мы, читатели, видим проглядывающее лицо автора, который оставляет нам подсказки о том, что чувствуют, делают и как делают его герои в этот момент.
Ремарка – это внесюжетный элемент, который использует автор, чтобы облегчить понимание текста, добавить детали. А иногда, чтобы заменить собой часть сюжета или даже построить параллельный сюжет. Чтобы разобраться, с какой целью Чехов использует ремарки в тексте, нужно посмотреть на диалоги его героев. Если мы внимательно прочтём текст «Вишнёвого сада», то непременно заметим, что его герои очень странно разговаривают друг с другом. Порой создаётся ощущение, что это «разговор глухих» – настолько они безразличны к репликам друг друга. Так, Гаев постоянно упоминает термины и описания партий в бильярд в разговоре на другую тему. Раневская пускается в воспоминания, в то время как Лопахин упорно пытается донести до неё идею своего проекта по спасению имения. Этот гул голосов призван создать ощущение хаоса, беспорядка брошенных реплик, которые так и не доходят до собеседника. Такой приём нужен Чехову для того, чтобы показать, насколько герои не понимают друг друга.
Они пребывают в своём внутреннем процессе, своём мире, из которого не способны услышать других. И именно для того, чтобы лучше понять логику их внутреннего мира, их настоящие чувства Чехов оставляет ремарки.
Анна (радостно) восклицает: «Петя!». Если бы Чехов написал: Анна восклицает: «Петя!» – мы бы не знали, какая именно эмоция прячется за её восклицанием. Может быть она удивлена? А может быть, наоборот – расстроена? Ремарки помогают нам «дорисовать» для себя образ героев. Понять, какие они? Что они чувствуют? Как герои смотрят друг на друга, как поднимают глаза, стоят на месте или переминаются с ноги на ногу, достают часы и убирают их обратно – всё это помогает нам увидеть «живую» картинку описываемых событий. Например, Анна, разговаривая с Варей о свадьбе, обнимает её, говорит тихо – всё это мы узнаём из ремарок. Тон Вари меняется, когда она меняет тему разговора, желая прекратить предыдущую. Про изменение тона мы также узнаём из ремарки.
В прозаическом тексте есть полотно – это описание. Из него можно понять, как герой выглядит, что чувствует. В пьесе задача художника – передать всё это не словами, а диалогами героев. Но при этом передать так, чтобы не только читателю было всё понятно, но и актёру, которому предстоит это сыграть. Для этого он и использует ремарки.