в чем заключается особенность политических прав и свобод
Политические права и свободы граждан
Рассмотрим политические права и свободы граждан подробно:
Наиболее общим выражением политических прав и свобод граждан Российской Федерации является право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ, ст. 45 Конституции РТ). Это право реализуется в ряде более узких по содержанию, но практически осуществляемых правах и свободах. К ним относятся: избирательное право, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право на доступ к государственной службе и отправлению правосудия; право на свободное проведение собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий, пикетирование; право на объединение в политические партии, общественные организации, профессиональные союзы; право обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Граждане имеют политическое право участвовать в управлении делами государства посредством референдума — всенародного голосования по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Примером непосредственного участия граждан Российской Федерации в управлении делами общества и государства служит всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.
В Российской Федерации и Республике Татарстан действует множество общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности. Право на объединение в общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей предполагает, во-первых, образование гражданином на добровольной основе совместно с другими гражданами любого объединения (политической партии, общественной организации, профессионального союза, религиозного общества, коммерческой или иной произвольной формы), во-вторых, вступление гражданина в существующие общественные объединения, представляющие его интересы, в-третьих, воздержание от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений (ст. 30 Конституции РФ, ст. 44 Конституции РТ). Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Государственная служба выступает как форма осуществления нрава на управление делами государства. Правом поступления на государственную службу обладают граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком и имеющие профессиональное образование. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. По закону есть ограничения в принятии на государственную службу или занятие государственной должности. Это, к примеру, возможно в случаях признания гражданина судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий.
Граждане Российской Федерации и Республики Татарстан могут участвовать в рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах, то есть отправлении (осуществлении) правосудия, в качестве присяжных заседателей и народных заседателей.
К неотъемлемым политическим правам и свободам личности относится право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ, ст. 43 Конституции PT). Через эти мероприятия граждане могут выразить свою волю и воздействовать на государственные или общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и их публичного выражения. Это политическое право помогает обеспечить реальное народовластие. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Органы внутренних дел осуществляют охрану общественного порядка при проведении рассматриваемых мероприятий, предупреждают и пресекают противоправные действия. В случае необходимости виновные привлекаются к юридической ответственности.
Конституционное право граждан на личные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления объективно направлено как на улучшение деятельности этих органов, так и на защиту прав и свобод личности (ст.33 Конституции РФ, ст. 46 Конституции РТ). Орган, в который поступило обращение, обязан в пределах своей компетенции рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.
Политические права и свободы граждан выступают как средство для участия в управлении государством.
Предоставление и реализация политических прав связаны с обладанием российским или татарстанским гражданством (лица без гражданства и иностранцы их не имеют) и достижением определенного возраста (18 лет; для того чтобы стать депутатом Федерального Собрания — 21 год, судьей — 25 лет, Президентом — 35 лет, членом Конституционного суда — 40 лет).
Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Если Вам нужна консультация адвоката по защите политических прав и свобод человека в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru
Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)
В чем заключается особенность политических прав и свобод
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Политические права и свободы граждан РФ и их реализация
Политические права и свободы граждан РФ – нормы возможного поведения граждан РФ в сфере управления делами государства, закрепленные Конституцией РФ и другими федеральными законами.
Политические права и свободы граждан РФ связаны с правом граждан на участие в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей.
Конституционные политические права и свободы принадлежат исключительно гражданам РФ. Они возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ, либо, если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения, с момента достижения им совершеннолетия (активное избирательное право) либо определенного в законе возраста (пассивное избирательное право). Принадлежат каждому гражданину РФ в равном объеме, связаны дееспособностью граждан, т. е. гражданин РФ может быть ограничен в своих политических правах и свободах при определенных случаях. Например, не имеет права избирать и быть избранным лицо, признанное в установленном порядке ограниченно или полностью недееспособным. Государство обеспечивает реализацию и гарантирует соблюдение политических прав и свобод граждан РФ.
Виды политических прав и свобод граждан РФ:
— избирательные права. Имеют двойственный характер: во-первых, право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления – пассивное избирательное право, оно возникает с момента достижения лицом определенного законодательством возраста; во-вторых, право избирать представителей в органы государственной власти и местного самоуправления и посредством этого управлять делами государства – активное избирательное право, оно возникает по достижении лицом 18 лет;
— право на участие в референдуме. Референдум проводится путём всеобщего равного прямого и тайного голосования. Проведение референдума возможно как по инициативе Конституционного Собрания, так и по инициативе граждан. Также возможно активное участие граждан в проведении референдума в ходе их подготовки, непосредственного голосования и подсчёта голосов. Граждане могут выдвигать своих кандидатов, существует также возможность самовыдвижения, право на свободную предвыборную агитацию, на формирование избирательных комиссий.
— право граждан РФ на объединение. Согласно этому праву граждане РФ объединяются в профессиональные союзы, общественные объединения для защиты своих интересов; этим правом граждане распоряжаются добровольно, не допускается принуждение кого бы то ни было к вступлению в объединение или пребыванию в нем;
— право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, т.е. каждый гражданин вправе лично или коллективно обращаться в органы власти. Существует несколько форм обращений граждан в зависимости от их содержания – это жалобы, заявления и предложения. Жалобы содержат в себе информацию о нарушении прав граждан и требование по их восстановлению, заявление – требования об удовлетворении каких-либо прав, о предоставлении льгот. Предложения (или петиции) – это обращения по общественно значимым вопросам.
Политические права и свободы гарантируются Конституцией РФ и принадлежат всем гражданам РФ независимо от пола, национальности и расы, достигшим возраста, определенного федеральными законами для осуществления этих прав. Никто не может быть лишен этих прав, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В случае нарушения политических прав, граждане вправе обратиться в органы прокуратуры либо в суд.
Например, прокуратурой района за истекший период 2020 восстановлены права граждан на обращение в органы местного самоуправления, по выявленным нарушениям внесено 12 представлений об устранении нарушений законодательства, по которым дисциплинарно наказано 6 должностных лиц, к административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан привлечено 7 лиц. Так, например, в ходе проверки, проведенной на основании обращения гр-на З., установлено, что он обратился с письменным обращением в администрацию МО «Аллаиховский улус (район)», однако в установленный законом 30-дневный срок ответа на свое письменное обращение не получил. По результатам проверки внесено представление об устранении нарушений законодательства и вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ. Внесенные акты рассмотрены и удовлетворены, права гражданина восстановлены.
Политические права и свободы граждан
Политические права и свободы граждан
Политические права и свободы включают:
Особенности политических прав и свобод:
Некоторые авторы, в частности Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин основное отличие политических прав и свобод от личных прав и свобод видят в том, что если личные права и свободы принадлежат каждому человеку, независимо от обладания гражданством РФ, то «политические права и свободы (ст. 30-33 Конституций РФ) связаны с обладанием гражданства государства». Аналогичную точку зрения высказывают Д.Б. Катков и Е.В. Корчиго.
Однако право на объединения, которое всеми без исключения авторами отнесено к политическому, принадлежит не только гражданам России, но и гражданам иностранных государств и лицам без гражданства, что прямо закреплено в ст. 1 Федерального закона «Об общественных объединениях» (1995 г.). Поэтому представляется более правильным положение М.В. Баглая о том; что «в отличие от личных прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства».
Эта особенность обусловлена тем, что реализация политических прав и свобод связана с осуществлением политической власти в государстве, которому не безразлично в чьих руках будет находиться вся полнота власти.
Специфика политических прав и свобод состоит еще и в том, что они могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими лицами (например, создание политических партий).
Право участвовать в управлении делами государства
Субъектом власти народа является народ, выступающий как единое целое, как совокупность граждан. И народ действительно осуществляет свою государственную власть непосредственно (референдум и свободные выборы) и через представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Что же касается участия в управлении делами государства, то субъектом этого участия выступает не народ в целом как ассоциация, как носитель и источник власти, а отдельный гражданин как член сообщества которое именуется народом. Это участие в управлении делами государства также может осуществляться непосредственно (путем реализации субъективного права каждого гражданина участвовать (или не участвовать) в проведении референдума, в выборах депутата, голосовать (или не голосовать) «за» или «против»).
Помимо участия в референдуме и выборах, к непосредственной форме участия в управлении делами государства относятся:
Наряду с непосредственными формами участия в управлении делами государства есть и представительные формы участия отдельных граждан в управлении делами государства, такие, например, как участие через избрание депутатов (которые выступают от имени и по поручению своих избирателей), через органы общественной самодеятельности (уличные, квартальные комитеты, родительские комитеты и т.п.).
Право на равный доступ граждан РФ к государственной службе означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо из указанных признаков. Это право нельзя понимать буквально, то есть так, что любое лицо может занимать любую должность в государственном аппарате. Более того, законы предусматривают целый ряд ограничений при занятии тех или иных должностей в государственных органах.
Основаниями для отказа в принятии на государственную службу могут быть:
Для предотвращения фактов случайного назначения на государственные должности некомпетентных, неквалифицированных людей следует шире использовать не только образовательный ценз, но и такую форму контроля, как сдача экзаменов авторитетной комиссии, способной оценить профессиональные знания и другие способности, необходимые для успешного выполнения служебных полномочий. При этом работу указанных комиссий следует организовывать в открытом режиме, с привлечением независимых экспертов, что позволит исключить предвзятость при проведении экзаменов, и, как следствие, назначение на должности госслужбы «нужных» людей.
Предусмотренное Конституцией РФ право граждан участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32) означает возможность участия в отправлении правосудия в качестве профессиональных судей, присяжных заседателей, участников судебных процессов. Конечно, Конституция РФ приводит далеко не полный перечень форм участия граждан в управлении делами государства. Здесь широкое поле для инициативы как со стороны государства, так и со стороны граждан. Но очень важно в этом вопросе избежать формализма.
Право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
Конституция РФ закрепляет за гражданами РФ право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Формы обращений в государственные органы и органы местного самоуправления:
Основным нормативным актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан РФ, является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Право на мирные собрания, митинги, демонстрации и другие публичные манифестации
Публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Проведение упомянутых выше публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Часть норм данного закона тем или иным образом ущемляет ряд конституционных прав граждан.
Право на объединение
Право граждан на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ и является одним из важнейших элементов гражданского общества, создающих реальные условия для решения многих общественных проблем без вмешательства государственной власти.
Общественные объединения призваны выражать и отстаивать интересы отдельных групп населения. И в этом смысле государству противостоит множество самостоятельных общественных объединений».
Порядок реализации гражданами своего конституционного права на объединение регламентирует Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Деятельность отдельных видов общественных объединений регулируется специальными законами, например:
Право граждан на объединение включает:
Право на объединения имеют как российские граждане, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Исключение составляют политические общественные объединения (политические партии), право на создание и участие в которых имеют только граждане России.
Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.
Гарантируя свободу деятельности общественных объединений, Конституция РФ вместе с тем запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13).
Однако, такие основания для ограничения, как «подрыв безопасности государства» или «разжигание социальной розни», дают простор для вольных интерпретаций и предоставляют возможность для субъективизма и злоупотреблений со стороны работников госаппарата, от которых зависит реализация законодательства об общественных объединениях, что мы и наблюдаем в последнее время в России. Так, достаточно тому или иному общественному объединению выступить против скопления огромных богатств в руках «олигархов» или иным образом затронуть интересы крупного капитала, лоббирующего законы в Госдуме РФ, чтобы попасть в категорию тех, кто разжигает социальную рознь. Это, в свою очередь, позволяет требовать ликвидации этой партии или общественного объединения, с чем никак нельзя согласиться.
Особенности правового статуса общественных объединений:
Общественные объединения вовсе не обязаны сверять свою деятельность и отстаиваемые ценности с официальной политической линией государства и господствующими в обществе ценностными установками. Но общественно полезный характер деятельности общественных объединений отличает последние от объединений криминальных, мафиозных.
Организационно-правовые формы общественных объединений:
Особенности каждой из этих форм определены в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается вформирований имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Органами общественной самодеятельности являются уличные, домовые, родительские комитеты и т.п.
Различаются общественные объединения и в зависимости от территории их сферы деятельности:
Кроме того, образованное в России общественное объединение признается международным, если в иностранных государствах создается и действует хотя бы одно из его структурных подразделений (организация, отделение, филиал или представительство).
Правовой статус политических партий
Через партии осуществляется организованное участие в политической жизни страны всех социальных слоев общества, демократическая конкуренция в борьбе за власть, формирование ее органов.
Характерные признаки политической партии
Деятельность политических партий регулируется Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях».
Деятельность политической партии свободна, т.е. она не должна никем и ничем ограничиваться, кроме, естественно, случаев, установленных законом.
Деятельность политической партии законна. Этот признак корреспондирует с признаком свободы деятельности партий в том плане, что политические партии осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Учредителями, членами и участниками политической партии могут быть только граждане РФ.
Осуществление гражданами права на объединение в политические партии тесно связано с избирательным процессом, поскольку именно партии становятся его основными участниками: формируют мировоззрение избирателя, выдвигают кандидатов, финансируют избирательные кампании, после выборов формируют различные органы государственной власти и местного самоуправления.
Что такое конституционные права и свободы человека и гражданина, в чем их ценность?
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года положило начало формированию нового этапа развития российской государственности на основе принципов демократического и правового государства, высшей ценностью которого выступает человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государ
Конституция Российской Федерации закрепляет широкий круг прав и свобод человека и гражданина. Под конституционными правами и свободами понимаются закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому гражданину самостоятельно и в собственных интересах избирать вид и меру своего поведения, а также пользоваться предоставленными ему социальными благами.
В Конституции закреплены наиболее значимые и важные для человека, общества и государства права и свободы, в связи, с чем их называют основными. Они являются важнейшим условием достойного и свободного существования человека, гарантируют возможность полноправного участия человека и гражданина в политической жизни, а также являются предпосылкой для удовлетворения его базовых материальных и духовных потребностей. Именно в этом проявляется их ценность, как для отдельного человека, так и для всего общества.
Каждое физическое лицо обладает всем объемом конституционных прав и свобод, отказ от которых недопустим. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Важно, что права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации являются непосредственно действующими. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции России).
Это означает, что конституционные права и свободы действуют и применяются даже, если они не закреплены в текущем законодательстве. При этом суды и иные органы власти при принятии своих решений обязаны руководствоваться в первую очередь конституционными правами и свободами человека и гражданина. Отступление от этого правила ставит под сомнение законность принимаемых ими решений и действий.