в чем заключается основной вклад в богословие святых отцов каппадокийцев

Глава 1. Каппадокийский синтез

Во второй половине IV века происходила постепенная и на первых порах очень поверхностная христианизация империи и всего греко-римского общества. Император Константин был крещен на смертном одре в 337 году. Его сыновья также откладывали свое крещение, видимо, опасаясь нарушить принимаемые со всей серьезностью заповеди христианства. Трудность совмещения императорской власти, основанной на насилии и военной мощи, с христианской верой осознавалась очень глубоко, но, даже откладывая личное крещение, императоры продолжали покровительствовать новой религии. Повсюду строились церкви и соборы, и их наполняли толпы народа. Искусство процветало. В христианство переходили люди из всех слоев населения, включая интеллигенцию и аристократию. Несмотря на этническое разнообразие, все они принадлежали к эллинистической культуре, и ключом к пониманию их ментальности была греческая философия. Для того чтобы обратить мир в христианство, необходимо было истолковать христианство в греческих понятиях и категориях. Это истолкование предполагало творческое усилие ума, духа и сердца. Оно представляло собой подвиг, который и составляет содержание христианского свидетельства в изменяющейся исторической ситуации. В IV веке этот подвиг взяли на себя отцы-кап-падокийцы Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Назианзин.

Иллюстрацией к вышеупомянутой проблеме может служить и самое Священное Писание, включавшее не только Новый Завет, написанный по-гречески, но и Ветхий – в переводе Семидесяти (так называемая Сеп-туагинта). Образованный грек не мог понять, почему мелким, незначительным эпизодам библейской истории придавалось религиозное значение. И все это венчалось, по греческим понятиям, смехотворным, абсурдным воскресением из мертвых, в которое ни один уважающий себя философ верить просто не мог.

С другой стороны, в эллинистическом понимании сама история как таковая не имела значения. Над мелочами этого мира всегда царила вечная трансцендентная истина. В категориях господствующего платонизма Бог был непостижимым, неизменным, вечным Существом. Он не мог «стать» ничем, а тем более простым смертным человеком, да еще иудеем. Против христианского учения восставал весь снобистический склад ума утонченных греческих интеллектуалов. Да и в самом деле, почему они, духовные наследники Платона и Аристотеля, должны были следовать религии, основанной жалкой кучкой необразованных палестинцев?

Первую попытку объяснить Писание в греческих понятиях сделал Ориген, пользовавшийся своей системой аллегорического толкования, в которой все исторические факты объяснялись как иносказания, повествующие о вечной истине. Аллегорический метод имел почтенную историю и в некоторой степени применялся самим Апостолом Павлом. Труды Оригена, несомненно представляющие огромный интерес и ценность, не решили, однако, всех проблем до конца, и сам Ориген на протяжении всей своей жизни был олицетворением конфликта между греческим разумом и христианской верой, так никогда вполне никем и не разрешенного.

Отцам-каппадокийцам, стремившимся разрешить этот конфликт и достичь синтеза, помимо этого предстояла еще и борьба с арианской ересью, владевшей тогда церковными умами. Согласно учению Ария, Сын Божий был не истинным Богом, а существом промежуточным между Богом и людьми. Арианство было осуждено в 325 году на Никейском соборе, но уже в 335 году на торжественном открытии храма Гроба Господня в Иерусалиме Арий был принят обратно в лоно Церкви, а его главный оппонент Афанасий Великий поехал на Запад в ссылку. В 337 году покровительствовавший арианам император Константин скончался. На смертном ложе его крестил арианский епископ Евсевий Никомидийский. Империю поделили между собой сыновья Константина. Констант, сочувствующий православным, стал править Западом, а покровителю арианства Констанцию достался Восток. В 350 году Констанций стал единовластным правителем всей империи и немедленно учинил повсеместную «чистку» в Церкви, в результате чего почти все православные епископы были отправлены в изгнание. Спас Православие приход к власти императора Юлиана Отступника (361 г.), который восстановил язычество, а всем разновидностям христианства – по философской широте своих взглядов – предоставил полную свободу, надеясь также, что междоусобная вражда постепенно уничтожит само христианство изнутри. При нем православные епископы вернулись из ссылки и стали восстанавливать Православие.

Здесь интересно отметить для лучшего понимания атмосферы того времени, что средиземноморский мир был очень мал, и в образованных кругах все были знакомы друг с другом. Так, в Афинском университете в 50-х годах будущие святые отцы-каппадокийцы были коллегами будущего императора Юлиана. Таким образом, отцы Церкви жили среди людей и сами были теми людьми, руками которых творилась история того времени и определялись судьбы будущего.

В период правлений Констанция и Юлиана святитель Афанасий Великий защищал понятие «единосу-щия», омоусия. Этот термин был единственным небиблейским в Никейском Символе веры. Кроме того, у этого слова была запятнанная репутация – в 265 году на соборе в Антиохии оно было осуждено как выражающее идею модализма, то есть такого понимания Троицы, при котором Лица рассматриваются всего лишь как «модусы» или «аспекты» единого Бога, а не как реальные личности. Особенную оппозицию понятие единосущия встречало в Антиохии, где богословы были более склонны интересоваться конкретной исторической личностью Христа, отличной от Отца. Однако Афанасий в пылу сражения с одной ересью проглядел уязвимость своей терминологии к обвинениям в другой ереси, модализме. Идея единосущия сделалась пробным камнем разногласий между антиохийскими и александрийскими богословами, и примирить их было первостепенной задачей каппадокийских отцов.

Бог не мог быть действительно Троичным. Именно каппадокий-ским отцам удалось объяснить и точно выразить православное исповедание веры в Единосущного и трии-постасного Бога и таким образом привлечь этих умеренных на свою сторону. Это объяснение и истинно творческое развитие богословия каппадокийцами позволило примирить абстрактность греческой мысли с иудейской идеей личного божества и тем самым спасло Церковь. Удача каппадокийцев, или, как их называли, «новоникейцев», свидетельствует о том, что истина не всегда торжествует в результате догматической непримиримости (как в случае святого Афанасия) и что очень часто для смягчения различий и достижения взаимного понимания необходим разумный диалог.

Введенная каппадокийцами терминология создала возможность церковного мира. Церковь признала, что и в период повсеместного арианства таинства продолжали совершаться: ариан, возвращавшихся в лоно Православия, не перекрещивали. Сам Василий Великий защищал именно такую умеренную позицию, ссылаясь на учение о домостроительстве спасения (икономию) и на заботу о «спасении многих».

В 381 году при императоре Феодосии Великом на Втором Вселенском соборе в Константинополе спор о Святой Троице был разрешен окончательно, и православный Никео-Царьградский Символ был признан единственно истинным и законным исповеданием веры в том истолковании, которое ему дали каппадокий-цы, то есть совместно с учением о трех ипостасях. Однако страсти на этом сразу не улеглись. Александрия признавала богословие только святого Афанасия и при поддержке Римской церкви отказывалась принять «новоникейство». В Антиохии также царил разлад. Там шла борьба трех церквей: арианской, ново-никейской (представлявшей большинство, возглавляемое другом каппадокийцев епископом Мелетием, в окружении которого мы находим тогда еще молодого Иоанна Златоуста) и староникейской (во главе с епископом Павлином). Эта последняя церковь находилась в общении с Александрией и Римом, а Рим в свою очередь отказывался признавать Второй собор и учение о трех ипостасях.

Еще одной областью, в которой каппадокийским отцам предстояло сыграть ведущую роль, было монашеское движение, в IV веке – достигшее особенного подъема. По мере того как официальная Церковь все более сливалась с империей и с судьбами «этого» мира, тысячи мужчин и женщин покидали общество и удалялись в пустыню, противопоставляя обмирщению Церкви идеал точного соблюдения всех евангельских требований. Предаваясь аскетизму и постоянной молитве, монахи иногда были склонны даже богословие считать ненужной суетой. Живя в пустыне, они часто подолгу оставались без таинств и в своем максимализме стремились к существованию, полностью независимому от Церкви.

Одной из заслуг каппадокийских отцов было оцерковление монашества. Святителю Василию Великому путем установления правил и устава жизни удалось включить монашеский идеал в основное русло церковной жизни, в то же время признавая и закрепляя особое аскетическое призвание некоторых членов Церкви. А брат его, святой Григорий Нисский, дал мистическое объяснение монашества, в свете которого монахи нашли свое место в лоне Церкви и признали, что без Церкви и таинств невозможен и сам мистический идеал монашества.

Итак, каппадокийские отцы – святитель Василий Великий, святитель Григорий Назианзин (Богослов) и святитель Григорий Нисский – положили основание новому периоду в истории христианской Церкви. В союзе (иногда двусмысленном) с римским государством, но всегда, в лице монашества, стремясь к горнему Царству, Церковь ради спасения мира во Христе восприняла на себя задачу христианизации греческой культуры. Этот процесс был длительным, предполагал бдительность и постоянное богословское творчество, борьбу с ересями, равно как и решение актуальных философских вопросов. Результатом этих усилий явилась тысячелетняя православная культура, определившая судьбы многих народов вплоть до ее разложения под ударами западных секулярных идеалов в новое время.

Источник: Введение в святоотеческое богословие: конспекты лекций / Иоанн Мейендорф. Минск: «Лучи Софии». 2007. – 384 с. ISBN 978-985-6171-82-9

Источник

Богословская заслуга святых отцов-каппадокийцев

Богословская заслуга святых отцов-каппадокийцев

Диакон Валерий Духанин

в чем заключается основной вклад в богословие святых отцов каппадокийцев. Смотреть фото в чем заключается основной вклад в богословие святых отцов каппадокийцев. Смотреть картинку в чем заключается основной вклад в богословие святых отцов каппадокийцев. Картинка про в чем заключается основной вклад в богословие святых отцов каппадокийцев. Фото в чем заключается основной вклад в богословие святых отцов каппадокийцевВеликие отцы-каппадокийцы – это знаменитейшие отцы Церкви второй половины IV в., совершившие окончательное богословское осмысление догмата Святой Троицы. Это святители Василий Великий (ок. 330 – 379), Григорий Богослов (329 – 389) и Григорий Нисский (ок. 335 – после 394). Иногда к ним причисляется святой Амфилохий Иконийский и некоторые другие последователи и единомышленники.

Надо вспомнить, что Каппадокия являлась местом жительства землевладельческих фамилий, которые полагали честь своего звания и своих родов в том, чтобы дать детям как можно более высокое образование. Великие каппадокийцы (в частности, святые Василий Великий и Григорий Богослов) получили лучшее образование своего времени, включая высшую школу той эпохи – Афинскую академию. Тем самым отцы-каппадокийцы на собственном примере показали, что внешняя, мирская ученость нужна христианину и востребована в Церкви. Как пояснял святой Василий Великий, христианин должен уподобиться пчеле, которая собирает с цветов полезный нектар, а ненужное оставляет, так христиане должны ради образования пользоваться сочинениями внешних, нехристианских авторов, выбирая оттуда крупицы мудрости (Беседа 22 К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями). Это высокое образование и выдающиеся способности были поставлены отцами-каппадокийцами на служение Православной Церкви.

Главная их богословская заслуга – установление окончательной троичной терминологии. Вспомним, что IV век в истории Церкви представлял собой эпоху тринитарных споров. На I Вселенском соборе в 325 г. в Никее была осуждена ересь Ария, отвергавшего Божественное равенство Лиц Святой Троицы. На этом соборе приняли Символ веры, в который включили термин «единосущный» (όμοούσιος), означающий, что Сын Божий единосущен Богу Отцу. Однако точного разъяснения этого термина дано не было, и вскоре после Собора разгорелись горячие догматические споры, сотрясавшие Церковь более полувека.

По существу конечной целью всех тринитарных споров IV века было осмысление термина «единосущный», решение задачи, как в Боге Троице объясняется единство Трех Божественных Лиц. Эта задача была блестяще разрешена великими каппадокийцами. Они создали такую троичную терминологию, которая позволила выйти из лабиринта вероопределений, в которых бесконечно путались богословы IV века.

Прежде всего, каппадокийцы разграничили понятия «сущность» (οὐσία) и «ипостась» (ὑπόστασις), которые до этого четко не различались. Каппадокийцы (первым святой Василий Великий), отталкиваясь от аристотелевской терминологии, стали различать сущность и ипостась как общее и частное. Например, если обратиться к земным аналогиям, слово «человек» является общим и приложимо к любому представителю человеческого рода. То есть, человечество состоит из индивидуумов, которые хотя и носят разные имена, но обладают общими чертами, и потому о каждом из них мы говорим: «человек». Это общее и есть сущность или существо. Вместе с тем, каждый из представителей человеческого рода непохож на другого, обладает отличительными и особенными свойствами. И потому к отдельным, конкретным людям прилагается не просто название «человек», но различающиеся имена: Павел, Тимофей, Силуан. Вот эти отличительные свойства и обозначают собой ипостаси. Переходя от этой земной аналогии к Богу Троице, каппадокийцы обозначали сущностью то, что является общим для трех Лиц Божества, а под ипостасью то, что представляет индивидуальные особенности каждого Божественного Лица.

В частности, общим для Отца, Сына и Святого Духа является то, что Они не созданы, непостижимы, всемогущи, благи. Однако каждое Лицо имеет Свои отличительные, индивидуальные особенности. Бог Отец безначален, не имеет в Ком-либо причины Своего бытия, Сын предвечно рождается от Отца, Дух Святой исходит от Отца. Единосущие же Троицы означает, что каждой Божественной Ипостаси принадлежат те свойства, которые мыслятся в понятии Бог и которыми обладают и Отец, и Сын, и Дух Святой.

Далее, великие каппадокийцы (святые Григорий Богослов и Григорий Нисский) отождествили понятия «ипостась» (ὑπόστασις) и «лицо» (πρόσωπον), наполняя их новым смыслом. Напомним, что слово «ипостась» означало конкретное, индивидуальное, самобытное существование, допустим, такой-то конкретный человек. А вот понятие «лицо» (πρόσωπον) до каппадокийцев было описательным, а не онтологическим, им могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек. Ни то, ни другое философское понятие не подходило в чистом виде для троического богословия. Например, в тварном мире ипостаси дробят природу: Павел, Тимофей, Силуан – это не только разные, но и отдельные, обособленные друг от друга индивидуумы. О трех людях мы можем сказать: три разных человека. Но такого нельзя сказать о Боге Троице, ибо Троица – это не три Бога, а один Бог. Но и термин «лицо» в смысле роли, личины не подходил, ибо так учили модалисты, осужденные Церковью, они считали, что Бог проявляет Себя то в роли Отца, то в роли Сына, то в роли Святого Духа, как будто это всего лишь три модуса или формы проявления одного Божественного Лица. Каппадокийцы сглаживают крайности того и другого, они объединяют термины «ипостась» и «лицо», наполняют их новым смыслом, показывая, что в Боге Троице Отец, Сын и Святой Дух – это три самостоятельных Божественных Лица, обладающих всеми Божественными совершенствами, но это не три отдельные существа, Они имеют единое и нераздельное Божеское естество, единую Божественную сущность.

в чем заключается основной вклад в богословие святых отцов каппадокийцев. Смотреть фото в чем заключается основной вклад в богословие святых отцов каппадокийцев. Смотреть картинку в чем заключается основной вклад в богословие святых отцов каппадокийцев. Картинка про в чем заключается основной вклад в богословие святых отцов каппадокийцев. Фото в чем заключается основной вклад в богословие святых отцов каппадокийцевБогословский вклад отцов-каппадокийцев иногда называют «каппадокийским синтезом», потому что они интерпретировали ценности античной философии и культуры в свете христианского откровения. Их разработки легли в основу II Вселенского собора, внесшего некоторые коррективы в Символ веры. На этом соборе в 381 году в Константинополе спор о Святой Троице был окончательно разрешен, и православный Никео-Цареградский Символ веры был признан единственно истинным и законным исповеданием веры в том истолковании, которое ему дали отцы-каппадокийцы. Это исповедание остается общепринятым по сей день во всех основных христианских конфессиях.

Еще одна богословская заслуга: великие каппадокийцы были первыми, кто открыто провозгласил авторитет Священного Предания и объявил его источником веры наравне со Священным Писанием. «Из догматов и проповедей, хранимых Церковью, – писал святой Василий Великий, – одни имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия» (послание «О Святом Духе к св. Амфилохию»). К Священному Преданию святой Василий в частности относил: крестное знамение, обращение в молитве на восток, евхаристические молитвы, обряды таинства Крещения.

Среди заслуг великих каппадокийцев обычно также указывают установление на востоке отдельного праздника Рождества Христова, который до того совмещался с Крещением Господним и назывался Богоявлением, а как отдельное литургическое празднование в пределах восточно-христианского мира впервые стал известен в Каппадокии. Святому Василию Великому принадлежит первое «Слово на Рождество Христово». Предполагается, что святитель Василий ввел этот праздник в 370-е гг., а его друг святитель Григорий Богослов перенес его в Константинополь, откуда он распространился как пример литургического празднования столичной Церкви.

И еще, заслугой каппадокийцев является упорядочение монашеской жизни, введение общежительного монастырского устава, принятого по сей день в Православной Церкви. Святой Василий Великий совместно с Григорием Богословом написал «Монашеские правила» в двух редакциях (пространной и краткой), а святой Григорий Нисский дал мистическое объяснение монашества. До этого времени, монахи, живя в пустыне, иной раз составляли общество, существующее несколько обособленно от Церкви и ее задач: подолгу не причащались, презирали богословские науки и не подчинялись церковной иерархии. Святой Василий Великий выработкой правил и устава смог включить монашеское течение в общее русло церковной жизни. Монахам предписывалось создавать небольшие общины, жить совместно, подчиняясь указаниям высших иерархов. Предпочтение давалось тем монахам, которые помогали бедным и больным, общались с паствой. Святой Василий считал, что такой образ жизни поможет монахам избавиться от лености, нарушающей внутреннюю уравновешенность. Брат же его святой Григорий Нисский дал мистическое объяснение монашества, сущность которого сводилась к тому, что без Церкви и ее спасительных таинств невозможен и сам идеал монашества.

При всем единодушии, великие каппадокийцы несомненно отличались друг от друга. Святой Василий был прежде всего человеком действия, прекрасным организатором церковной жизни, Григорий Богослов – это созерцатель и выдающийся оратор, а Григорий Нисский – мыслитель, философ. Их особенности отразились в их служении Церкви. Так, святой Григорий Богослов раскрыл учение о Боге Троице с наибольшей ясностью и дал ему совершеннейшее выражение в человеческом слове, святой Василий Великий мудро проводил православное исповедание в жизнь, а святой Григорий Нисский дал учению о Троице научно-философское обоснование.

Установленное великими отцами-каппадокийцами понимание церковного учения о Святой Троице, созданные ими богословские формулы стали на все последующие века драгоценным достоянием православной догматики.

Источник

В чем заключается основной вклад в богословие святых отцов каппадокийцев

в чем заключается основной вклад в богословие святых отцов каппадокийцев. Смотреть фото в чем заключается основной вклад в богословие святых отцов каппадокийцев. Смотреть картинку в чем заключается основной вклад в богословие святых отцов каппадокийцев. Картинка про в чем заключается основной вклад в богословие святых отцов каппадокийцев. Фото в чем заключается основной вклад в богословие святых отцов каппадокийцев

Введение. Святые отцы, оказавшие решающее влияние на христианизацию современного им византийского общества, трудились в переломную для христианской Церкви эпоху. IV век – изнурительный и непростой процесс духовного преобразования античного общества, душевного строя античного человека; период христианизации греческой культуры в контексте борьбы эллинизма с христианством (1). На фоне непростого положения Церкви в государстве, происходит активная борьба церковных мужей с ересями, богословское творчество иерархов с обоснованием терминологической истинности христианства утверждает правоту Церкви в изложении Христова учения. В связи с этим, на основании жизнеописания и творчества святителей Афанасия Великого, великих каппадокийцев и Иоанна Златоуста, трудившихся и просиявших в четвертом веке, нам необходимо увидеть тот ценнейший вклад, который послужил главному делу архипастырей – воцерковлению общества, боримого религиозными сомнениями и спорами между арианской, новоникейской и староникейской формулировками исповедания веры.

Жизнеописание и творчество святителей. Свидетельств о жизни святителей существует немало, но к достоверным и наиболее полным и убедительным относят свидетельства самих святых, их современников, а также обобщающие исследовательские труды современных ученых.

Будущий святитель Афанасий родился в Александрии в конце третьего века. Детство его проходило в условиях жестоких преследований христиан. О его хорошем образовании свидетельствуют цитаты известных философов в его трудах. Огромно было значение для Афанасия Священного Писания, влияние в юные годы Оригена, воздействие примера монашеского послушания по образцу прп. Антония Великого. Святитель Афанасий был посвящен в епископы в первой половине четвертого века. Всю жизнь он твердо отстаивал единосущие трех Божественных Лиц и боролся с арианской ересью. Он отказался от восстановления Ария в общении с Александрийской церковью, отстаивая никейское определение без поправок и оговорок Ария (2). В 330 гг. против святителя ведется антиникейская и проарианская борьба бесстыдными и клеветническими способами; в 330 г. он посылает пасхальное письмо к пастве, объясняя свое укрытие от атаки еретиков; затем начинает открыто выступать в Александрии. Несмотря на продолжающиеся доносы и клевету, святитель обращал к пастве свое слово. В 335 г. Тирский собор низверг Афанасия, наложив территориальные прещения. (3) Только в 340 г. Римский папа Юлий принимает Афанасия в евхаристическое общение и полностью оправдывает. В 341 г. на Антиохийском соборе после отклонения большинством прямой формы «единосущия», возникли серьезные разногласия между восточными и западными церквями. Собором в Сердике (София) в 342–343 гг. был достигнут компромисс, в результате которого Восток принял святителя Афанасия в общение. После осуждения Миланским собором Афанасий бежит в пустыню к друзьям-монахам, где пишет серию памфлетов против императора, а также свои богословские труды и житие прп. Антония. В 360 г. святитель объединяет усилия с епископом Анкирским Василием в борьбе за никейскую веру, считая причиной споров лишь словесные формулы (4). Максимально приблизился святитель к победе Православия, но не дожил до нее. Труды свт. Афанасия многогранны – это апологетические сочинения: «Слово против язычников» и «Слово о воплощении Слова», догматико-полемические сочинения (в опровержение арианства), историко-полемические (в оправдание самого себя), «Послание к монахам, или истории ариан»; экзегетические (фрагменты толкований на псалмы, Ев. от Мф. и Лк.); аскетические, пасхальные письма.

Василий посетил монашеские центры Сирии и Египта, и, вернувшись на родину, выбрал уединенное место для подвижнических трудов, к которым присоединился Григорий Богослов. Друзья сочетали здесь чтение Священного Писания, богомыслие и изучение экзегетического наследия Оригена с физическим трудом. Вскоре Василий устроил здесь общежительные общины. Плодом отшельничества Василия Великого стало составление сборника фрагментов из сочинений Оригена «Филокалия» и «Монашеских правил», отвечающих на запросы насельников основанных им общин. Василий Великий оказал миротворческое влияние на единомыслие с Западной церковью, на монашескую жизнь, общественное служение и литургическую деятельность (чин литургии) (6). Григорий Нисский вступил на подвиг открытой борьбы с врагами истины Христовой посредством писательской богословской деятельности, считая себя обязанным продолжить дело умершего брата. Он пишет опровержение апологии Евномия «аномейству», выпускает ряд трудов, в которых излагается православное учение о святой Троице («Большой Катехизис», «К Авлалию о том, что не три Бога», «К эллинам на основании общих понятий», «Слово о Святом Духе против македониан (духоборцев)» и др.) Он был одним из активнейших участников II Вселенского Собора, на котором произнес слово о божестве Св. Духа. По версии Никифора Каллиста, при составлении Никео-Контантинополъского Символа веры именно свт. Григорий дополнил Никейский Символ веры словами о равночестии и сопрославлении Св. Духа с Отцом и Сыном. (7).

Иоанн Златоуст родился в Антиохии в середине четвертого века. Он отличался высокой культурой по причине знатного происхождения и всестороннего образования, прекрасными данными ритора и оратора. Еще в родительском доме он предается аскетическим подвигам, а по смерти матери удаляется в монастырь и несколько лет проводит в пустыне. По возвращении он полагается в пресвитера. Служение в Антиохии сопровождалось молитвенными чудесами святителя, а также его проповедями и богословскими трудами, в которых он призывал удерживаться от осуждения инакомыслящих в слове «О проклятии и анафеме». Силу христианства видел он в кротости и терпении, а суровость призывал проявлять к самому себе, но не к другим. Возглавляя Константинопольскую кафедру, он пас и учил верующих, потому был озадачен нравственным перевоспитанием общества. По клевете Иоанн был низложен и отправлен в короткую ссылку, но волнение не прекращалось, и позже Златоуст был изгнан в ссылку вторично, где по дороге почил, не вынеся тяжести пути. Только после смерти св. Иоанна приговор несправедливого собора был отменен общим свидетельством церкви, и его благочестивое имя было восстановлено. За учение о Евхаристии, как о таинстве и жертве, Златоуста называют «евхаристическим учителем». Златоуст ревновал о том, чтобы христиане понимали и исполняли истины веры как истины жизни, в которой раскрываются заповеди Божии. В своем богословском исповедании он руководствуется словами апостола Павла на проповедь о Христе и спасении. Его «евангелизм» имеет догматический смысл, где вся жизнь связана для него с образом Христа, как Первосвященника и Агнца. Обязательным источником вероучения и нравственного назидания Иоанн считал Писание. Толкования Златоуста на Новый Завет принадлежат к лучшим среди его творений (9).

(1) Георгий Флоровский, прот. Восточные отцы IV века. Основные черты Богословской жизни IV века.

(2) А. Л. Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви.

(3) Карташев А.В. Вселенские Соборы. I Вселенский собор в Никее 325 г.

(4) А. Л. Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. III. Арианские споры после Никейского Собора. Православная энциклопедия.

(5) Дополнение о жизни и учении свт. Григория Богослова [Учебный ресурс].

(6) Василий Великий, святитель архиепископ Кессарийский (Каппадокийский) [Учебный ресурс].

(7) А.Р.Фокин. «Григорий еп. Нисский» (статья)

(8) Православная энциклопедия. Бог./электронный ресурс/.

(9) Георгий Флоровский, прот. Восточные отцы IV в. Глава «Св. Иоанн Златоуст».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *