в чем заключается основное достоинство технологии педагогических мастерских
Доклад «Технология педагогических мастерских»
Выбранный для просмотра документ Доклад Технология педагогических мастерских..docx
Технология педагогических мастерских.
На сегодняшний день состояние реальной педагогической практики характеризуется развитием инновационных процессов, которые заключаются в обновлении содержания и достижения нового качества его результатов.
Таким образом, ф едеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и признан обеспечить выполнение следующих основных целей:
-развитие личности школьника, его творческих способностей, интересов к учению, формирование желания и умения учиться;
-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
-освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности. (слайд 2)
Такие изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребёнка, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяют и переориентацию педагогической деятельности учителя: он должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.
Одной из технологий, способных реализовать личностно-ориентированную, развивающую модель обучения является технология педагогических мастерских.
Педагогическая мастерская, или Ателье, появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и «Французской группы нового образования», которые начались в 1989 году. «Французская группа нового образования» возникла в 20-х годах ХХ века. У истоков этого движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и другие, в последние годы объединение возглавляли Анри и Одет Бассис.(слайд 3)
Основные идеи этой технологии: обращение к личности ребёнка, её саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям, свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией, а также интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности.
Эта технология выражается в таких постулатах:
-Ученик находится в активной позиции, сам строит своё знание.
-Ученик развивается как самостоятельная, творческая, ответственная, конструктивно думающая личность.
-У каждого ребёнка есть способности, важно дать им раскрыться в том или ином виде деятельности, используя весь учительский инструментарий.
-При помощи использования интенсивных методов обучения меняются традиционные взаимоотношения учитель – ученик (учитель относится к ученику как к равному себе; ученик не просто воспринимает знания как неоспоримую истину, а самостоятельно выстраивает их, используя метод критического мышления).
-Учитель – не авторитарный наставник, а мастер.
-Психологические воздействия рассчитаны самым тщательным образом. В результате каждый участник мастерской испытывает радость, удивляется тому, что с ним происходит (смог сам сочинить, нарисовать, выразить собственную мысль…).
Цель « педагогической мастерской» – не прямая передача информации, а совместный поиск знаний, предоставление обучающимся средств, позволяющих им личностно развиваться, осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей; «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. (слайд 4)
Реализация вышеназванных целей определяет особенности образовательного процесса в рамках данной технологии:
— создание атмосферы сотворчества в общении;
— «включение» эмоциональной сферы ребёнка, обращение к его чувствам;
— необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;
— совместный поиск истины учителем-мастером и учащимися;
— подача необходимой информации учителем малыми дозами;
— исключение официального оценивания работы ученика;
— самооценивание работ, самокоррекция, самоизменение на этапе социализации через их афиширование и рефлексию.
Мастерская – это всегда процесс исследования, добычи знаний, маленьких и больших открытий. Эта технология чем-то напоминает урок в форме игры, дискуссионного спектакля. Однако у этой технологии есть свой алгоритм: (слайд 5,6)
Первый этап – индукция: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Учитель на этом этапе предлагает детям записать ассоциации (вопросы, рисунки) по определённой теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Важно предложить такое задание, чтобы включить в работу каждого ребёнка на уровне его знаний и умений.
Второй этап – самоконструкция: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать всё, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно даётся задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).
Третий этап – социоконструкция: работа учащихся в парах по построению определённых ранее элементов. Учитель организует эту работу (просит поменяться тетрадями и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.).
Четвёртый этап – социализация: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных ранее результатов). Учитель организует работу в группах (просит поделиться и обсудить поученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания и пр.).
Пятый этап – афиширование: предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.
Шестой этап – разрыв : внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Учитель предлагает детям задание, которое они не могут выполнить в силу неполноты своего знания на данном этапе (это может быть проблемная ситуация или информация, которая вступает в противоречие с имеющимися у детей знаниями). Дальнейшая деятельность педагога заключается в том, что он фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Важным на данном этапе является то, что разрешить возникшее противоречие должны сами участники мастерской, а для этого учителю необходимо подобрать нужные источники информации, обращение к которым и поможет решить возникшую проблему (учитель организует групповую работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить противоречия). Ученики на этом этапе осознают возникшие познавательные противоречия; выдвигают свои гипотезы по их разрешению, затем работают с предложенными источниками информации, которые позволяют найти оптимальный вариант решения проблемы; закрепляют и применяют полученные знания.
Седьмой этап – рефлексия. Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.
Педагогическая мастерская основывается на своих принципах и правилах ведения, о которых стоит всегда помнить, чтобы получить эффект.
Принципы и правила ведения педагогических мастерских
1. Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично.
2. Ненасильственное привлечение к процессу деятельности через создание личностной мотивации.
3. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием.
4. Чередование индивидуальной и парной, групповой форм работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры, дает понятие о диалогическом способе восхождения к истине. Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.
5. Работа в мастерских основывается как на природном материале, так и на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. Язык при этом выступает не как средство общения, а как «вместилище красотыи смысла» (Пастернак), данных нам в наследство духовной деятельностью наших предков. Поэтому язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета.
Копилка приёмов на разных этапах «мастерской». (слайд 7, 8)
-неожиданное, загадочное задание и др.
-самостоятельная работа с предъявленным материалом;
Выбранный для просмотра документ МК по педмастерским.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мастер – класс Технология педагогических мастерских Важно новые знания присоединять к тому, что ученик уже знает. Учиться- значит быть в поиске ответов на вопросы. Тихонова Н.А.- учитель физики и математики Усть-ЛаменскаяСОШ *
Авторы технологии Несколько десятилетий применяется во Франции. Основы заложили Анри Валлон, Поль Ланжевен, Жан Пиаже. В нашей стране известна благодаря Н.И.Беловой, А.А.Окуневу. Педагогическая мастерская *
Цель и идейные установки Развитие творческих способностей учащихся Ребёнок должен сам искать знания. Труд ученика должен иметь смысл. Все дети способны. Все дети любят работать руками. Знания не даются в готовом виде, а выстраиваются. *
Мастерская состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. Последовательность и номенклатура этапов различна. Мастерские начинаются с выдвижения гипотез и суждений по рассматриваемым вопросам. На каждом из этапов даётся соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность учащихся. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия результатов работы и самого процесса познания. *
Этапы учебной мастерской Индукция- организация учителем индивидуального задания, которое требует от каждого ребёнка при его выполнении своего видения проблемы. Самоконструкция (этап индивидуальной работы) постановка вопросов, выдвижение индивидуальных гипотез, объяснение фактов, решение задач и т.п. *
Социализация – общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в паре, в группе. Это обсуждение может быть организовано на основе афиширования-представления работ учеников и мастера всему классу. *
Разрыв – сопоставление своих работ с работами одноклассников или источниками информации и внутренне осознание неполноты своих знаний. Внутренне осознание приводит к познавательной напряжённости и потребности получения нового знания. Рефлексия – переживаемый в мыслях и чувствах процесс осознания субъектом совей деятельности. *
Мастер – класс Технология педагогических мастерских *
Рисуй Пиши Танцуй Пой Режиссируй Играй *
I этап Индукция Ассоциации * 1 группа 2 группа 3 группа Работает по принципу слова ассоциации Работает по принципу картинки ассоциации На каждую букву данного слова записать фамилии известных учёных физиков
II этап Самоконструкция Знания об объекте *
III этап Социоконструкция Работа в группе *
IV + V этапы социализация + афиширование Представление результатов, выступление *
VI этап Разрыв Закрепляют и применяют полученные знания * ПРИМЕР
Технология педагогических мастерских *
Спасибо за внимание! *
Выбранный для просмотра документ выступление ТиНА.docx
Заседание ЕМД по теме:
«Технология Педагогические мастерские
как инструмент формирования
метапредметных результатов обучения
Выступление на практикуме по вопросу
«Варианты, алгоритмы организации занятий по технологии Педагогические мастерские».
Цель : Демонстрация технологии Педагогическая мастерская в преподавании физики путём прямого комментированного показа.
· поделиться опытом использования технологии, способствующей повышению мотивации учебной деятельности учащихся.
· доказать результативность деятельности учащихся, свидетельствующей об эффективности данной технологии.
· создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
· создать условия для развития творческих способностей
Технология : Педагогическая мастерская.
Приёмы : Кластер, «Ладошки», закончи предложение, создание ассоциативного ряда, работа с информационными источниками, в поисковой сети интернет, отгадывание загадок и ребусов
притча о слоне и мудрецах
Уж так случилось однажды, собрались вместе мудрецы,
Чтоб истину установить простую – в чем суть Слона.
Давным-давно, в эпоху мудрецов,
Еще тогда, когда они в почете были.
Шесть разных седовласых и настолько же слепых
Умом блистающих, мудрейших старцев
Сошлись исследовать слона.
Они все были с разных континентов и все не видели слона
Но жажда истины «в чем суть слона» свела их воедино
Второй мудрец, ощупав бивня остриё, немедля возразил:
Нет, не может быть! Такая острая и круглая стена?
Да и еще такого вот размера.
Скорей копьё, но не стена!
Тем временем шестой из них добрался до хвоста.
И рассмеялся он, что истина настолько вот проста.
Наш слон – уж точно не змея, а великолепная веревка.
Вот так вот мудрецы с присущим им упрямым нравом
Договориться не могли и развязали спор-расправу.
Но скрытый смысл в том,
что даже если бы сотрудничать они смогли
То объединить бы воедино уж точно не смогли:
Копье, веревку, веер и змею,
отвесную стену и дерево, цветущее весною.
Такой вот он, загадочный наш слон.
Но тут на помощь им
Прозрение вернулось мудрецам
И целостность слона предстала
Самостоятельность Закономерность Активность Мобильность Систематичность Практичность
Таким школьник станет при условии приучении его
— Доказывать и оспаривать другие точки зрения
— Самостоятельно планировать свои действия
— Навык работы в группе
Данная задача может быть реализована в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем новых интерактивных образовательных технологий.
Одной из таких технологий является технология «Педагогических мастерских». Цель данной технологии не прямая передача информации, а совместный поиск знаний.
Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.
В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.
В зависимости от содержания темы, этапа ее изучения, уровня преподавания и других факторов, алгоритмы мастерских могут варьироваться.
При всем многообразии алгоритмов, многие из них содержат одинаковые этапы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, рефлексия. Я предлагаю вам ознакомиться с технологическими этапами пед. Мастерской, а вместе с тем и пополнить запасы своей методической копилки. Раздатка №1 («Этапы технологии Педагогической мастерской)
— Рисуют в тетрадях познавательный объект.
— Составляют ассоциации.
Развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели, задачи и планировать пути достижения; поиск, анализ и отбор нужной информации.
Записывают все, что знают о познавательном объекте.
Развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели, задачи и планировать пути достижения; поиск, анализ и отбор нужной информации.
— Работают в парах по заданию учителя.
Развитие способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
— Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.
Развитие способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
Коммуникативные УУД: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
— Представляют результаты работы групп.
— Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий.
Укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.
— Осознают возникшие познавательные противоречия.
— Работают с источниками информации.
— Закрепляют и применяют полученные знания.
Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Личностные УУД: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники.
Алгоритм построения педагогической мастерской
Самоконструкция (Этап индивидуальной работы) — это «Самоконструкция» – индивидуальное создание гипотезы (решения проблемного вопроса)
Социоконструкция (Работа в парах, группах). Важнейший элемент технологии мастерских — групповая работа. Мастер разбивает задание на частичные задачи. Группам предстоит придумать способ их решения. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция. «Социоконструкция» – работа в группах по подготовке к выступлению-ответу на проблемный вопрос (создание группового интеллектуального продукта: устной защиты гипотезы)
Рефлексия : духовное состояние после мастерской
это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Обучить человека на всю жизнь невозможно, важно культивировать в нём интерес к накоплению знаний, стремление самостоятельно и творчески овладеть информацией, выполнять задания, требующие проявления критичности ума, воображения, фантазии и мечты.
Таким образом, технология «Педагогических мастерских является эффективным средством для реализации образовательной и воспитательной функции обучения.
Уроки в режиме мастерской – это уроки откровения:
А мы с вами можем рисовать и петь, танцевать и писать сценарии, можем быть режиссёрами, а можем и играть.
Встанем в круг и крепко пожмём соседям руки, что почувствовали, а теперь разделимся на 2 части и попробуем тянуть канат.
Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
Молодцы в награду получите мою добрую ладошку (ладошки разного цвета для распределения на группы)
Я предлагаю вам создать фильм о таком физическом понятии как «СИЛА». И пусть мы не обладаем профессией режиссёра и оператора, мы можем его нарисовать.
Каждой группе я предлагаю составить ассоциативный ряд к слову «СИЛА»
На каждую букву данного слова записать фамилии известных учёных физиков
Группы создали первый кадр «СИЛА-это….» я предлагаю им представить свои работы.
(Работы вывешиваются на доску в вертикальном порядке и комментируются).
Предлагаю поработать с различными информационными источниками (учебник «Физика 8 класс», энциклопедия, сет интернет) и найти ответ на вопрос «Что такое сила-…. »
Группы создали второй кадр «СИЛА-это физическая величина» я предлагаю им представить свои работы.
(Работы вывешиваются на доску в вертикальном порядке и комментируются).
Вы будете работать с разными источниками информации, которые помогут вам найти оптимальный вариант решения проблемы и создать новый 4 кадр.
Отгадай загадки, ребусы.
1 группа
3 группа Загадки, ребусы:
Бываю я и постоянной,
И чаще переменной,
А иногда мгновенной.
Очень трудно сдвинуть с места
Стол, кровать, комод и кресло.
Если лыжи мы не смажем,
Мы рекордов не покажем.
Тормозит движение
Ответ: (Трение)
Как вы думаете, о чем это загадка, о какой силе?
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Ответ: Сила трения скольжения
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет не слезет с облучка.
Ответ: Сила трения качения
Тянут – потянут, вытянуть не могут.
Ответ: Сила трения покоя
(Работы вывешиваются на доску в вертикальном порядке и комментируются).
Данные два этапа проводятся в течение всего урока, поэтому переходим к шестому этапу. (СЛАЙД 17)
На этом этапе предстоит создать третий кадр «СИЛА…….
2. Полезное и вредное.
3. Удерживает, помогает, изнашивает.
4. Без трения нет движения, благодаря нему мы ходим.
(Работы вывешиваются на доску в вертикальном порядке и комментируются).
Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях. Прием «ладошки».
Учитель: Ладошку поближе к себе положи, разумный уроку итог подведи.
Каждый палец – это такая позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Указательный палец – мне было трудно…
Средний палец – Я сегодня смог(ла)…
Безымянный палец – Я узнал(а)
Мы с вами посмотрели применение технологии «Педагогическая мастерская», в ходе которой использовались приёмы: Кластер, «Ладошки», закончи предложение, создание ассоциативного ряда, работа с информационными источниками, в поисковой сети интернет, отгадывание загадок и ребусов.
«Педагогическая мастерская» – это одна из немногих технологий, в которых процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат.
Сегодня я постаралась продемонстрировать данную технологию и некоторые приёмы, повышающие мотивацию учащихся к изучению физики.
(СЛАЙД 20) Благодарю творческие группы за сотрудничество и активное участие в мастер-классе.
В чем заключается основное достоинство технологии педагогических мастерских
Авторы технологии педагогических мастерских
Педагогическая мастерская, как «движение нового образования», зародилась во Франции в 30-х годах ХХ века. У истоков этой необычной системы обучения стояли такие знаменитые психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. В России, а именно в Петербурге, интерес к этим технологиям появился чуть более 10 лет назад. Технология французских мастерских базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), реализует деятельностный подход к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская). Теоретические основы технологии мастерских созданы педагогами французской группы «Новое образование» GFEN (А. Бассис, О. Бассис, М. Дюком, П. Коллен).
Цель технологии: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.
Основные идеи педагогических мастерских выражаются в следующих положениях:
Личность сама способна строить свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни.
Гражданин понимается как личность «самостоятельная, творческая, социально-ответственная и конструктивно-вооруженная», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
Каждый человек (ребенок) — «Все способны!»
Методы активного обучения и развития личности:
а) отношение учителя к ученику как к себе равному;
б) самостоятельное «строительство» знаний учеником методом критического отношения к существующей информации;
в) плюрализм мнений, уважительное отношение к позиции каждого.
Структура педагогической мастерской
1. Индукция, (наведение) – создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и так далее – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3. Социоконструкция – построение этих элементов группой.
4. Социализация – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
5. Афиширование – вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик).
6. Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
7. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Типы мастерских:
мастерские творческого письма;
мастерские построения знаний;
мастерские по самопознанию;
мастерские отношений и ценностных ориентации и т.д.
Описание порядка использования технологии педагогических мастерских в практической и профессиональной деятельности
Технологические этапы
Действия учителя
Действия учащихся
— Нарисуйте познавательный объект.
— Запишите вопросы (ассоциации и т.п.)
— Рисуют в тетрадях познавательный объект.
— Составляют вопросы
Запишите все, что Вы знаете об этом познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и т.п.)
Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте
— Организует работу в парах: «Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием».
— Работают в парах по заданию учителя.
— Организует работу в группах: «Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами».
— Предлагает учащимся дополнительные задания.
— Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.
— Выполняют дополнительные задания.
— Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
— Дает необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.
— Представляют результаты работы групп.
— Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий
— Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
— Организует работу учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия
— Осознают возникшие познавательные противоречия.
— Работают с источниками информации.
— Закрепляют и применяют полученные знания
— Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности
Принципы и правила ведения педагогических мастерских
Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично.
Ненасильственное привлечение к процессу деятельности через создание личностной мотивации.
Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием.
Чередование индивидуальной и парной, групповой форм работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры, дает понятие о диалогическом способе восхождения к истине. Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.
Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Без ответственности рождается своеволие. «Не навреди»-общий ограничительный принцип медика и педагога.
Технология педагогических мастерских
Мастерская, как инновационная технология, является альтернативой традиционным педагогическим технологиям, поскольку предполагает совершенно иной подход к структуре урока, формам подачи учебного материала, оценки деятельности учащихся. Данная технология требует, прежде всего, гуманистической философии учителя, в основе которой – личностно ориентированный подход к ребенку, развитие его индивидуальности. В педагогической мастерской меняются традиционные роли учителя и учащихся – здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Учитель является ведущим, мастером, который организовывает, разворачивает творческий процесс, принимает участие в нем, а не передает свои знания незнающему и неумеющему ученику.
Мастер:
Структура традиционного урока
Структура педагогической мастерской ценностной ориентации и творческого письма
-введение в тему, побуждение, создание эмоционального настроя
II. САМОКОНСТРУКЦИЯ И СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ
-индивидуальное создание гипотезы, решения, текста…
-построение этих элементов группой,
-сверка с научным источником.
III. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
-новые понятия и способы действий;
— основные и второстепенные проблемы, самостоятельная работа
III. ИСПЫТАНИЕ «РАЗРЫВА»
открытия, новое видение предмета.
(формирование умений и навыков)
-типы самостоятельных работ;
IV. ПОСТРОЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ЗНАНИЯ В МАСТЕРСКОЙ
— типы самостоятельных работ
-осознание внутренних перемен, интеллектуального и эмоционального движения
-социализация (обнародование, представление знаний)
Итак, мастерская – это альтернативная уроку форма организации обучения. Она имеет свою особую структуру.
Примеры индукторов:
Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской для организации поисковой и творческой деятельности учащихся:
2. Метод сравнения версий. Ученики сравнивали собственные варианты решения проблемы с культурно-историческими формулировками великих ученых. Сравнение происходило после того, как ученики уже предложили свой способ решения.
3. Метод «Если бы…» Ученикам предлагалось составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-то изменится. Например: «При помощи машины времени вы оказались в Петербурге эпохи Петра I. Расскажите, что вы видите?».
4. Метод самостоятельного конструирования определений понятий. Формирование у учеников изучаемых понятий начиналось с актуализации уже имеющихся у них представлений и их словесного оформления. После того, как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагался художественный текст, где использовалось данное слово. Учащиеся заново формулировали определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционировало данное слово. Затем мастер предлагал разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. Разные формулировки оставались в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.
5. Наиболее часто на уроках русского языка и развития речи использовался метод «ключевых слов», т.к. он помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. Применялась следующая последовательность действий: 1) учащимся предлагался текст (стихотворение, проза, отдельная фраза и т.д.); 2) все знакомились с текстом и выписывали из него или подчеркивали в нем ключевые слова (ключевые именно с точки зрения каждого ученика); 3) участники знакомили всю группу с теми словами, которые выписали, и поясняли, почему их выбор пал на эти слова. Каждое ключевое слово, выбранное учениками, являлось своеобразным сгустком смыслов данного текста. Ученики актуализировали значимый для них смысл и делились своим пониманием текста с другими.
6. Метод эвристического исследования наиболее часто включался в уроки ознакомления с окружающим миром и предметные уроки. В соответствии с программными задачами выбирался объект исследования – природный, культурный, научный, словесный или иной. Ученикам предлагалось самостоятельно исследовать заданный объект (тополиная почка, поговорка, стихотворение, часть речи) и подготовить сообщения о нем в стиле деловой статьи по следующему плану: 1) цель исследования; 2) план работы; 3) факты об объекте; 4) опыты, новые факты; 5) возникшие вопросы и проблемы; 6) версии ответов; 7) рефлексивные суждения. На этапе социализации в завершении работы учащиеся обменивались результатами работы, происходил обмен мнениям, само- и взаимокоррекция.
7. Метод смысловых ассоциаций. Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «Я». Последовательность действий: ученик получал задание: записать к предложенному слову или словам список слов-ассоциаций. Далее, учитель помогал учащимся дать определение исходному слову-понятию, используя полученный поток ассоциаций. Например: запишите в два столбика 6 – 8 ассоциаций к слову гроза, выберите из них ключевое для вас слово; соедините два любых слова из обоих столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру.
7. Метод «вживания». Данный метод означает вхождение человека в состояние другого субъекта или объекта. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений каждый ученик пытался «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Родившиеся при этом мысли, чувства и являлись эвристическим образовательным продуктом учеников, который выражался ими в словесной, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например: представьте, что вы – цветок во время грозы. Что вы видите, слышите, чувствуете? Расскажите. Нарисуйте.
8. Метод образного видения. Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: нарисуйте счастье; дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту и т.д.
Приёмы рефлексии
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
Рефлексия бывает:
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
Рефлексия деятельности
Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
1. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
2. «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
3. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
Феномен технологии педагогических мастерских — это подход к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим, собственных средств взаимодействия с миром, людьми. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно- творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.
Все это происходит в диалоге «учитель — ученик» на основании ведущих принципов: свободы выбора, индивидуального и коллективного взаимодействия, нравственной ответственности за свой выбор.
Главным условием мастерской является свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-своему реагировать на то, что происходит в ней и вне ее.
Ценность новой технологии состоит в наличии разных точек зрения, в разрыве, в подъеме на вершину открытия, создании собственного продукта творчества.
Незавершенность мастерской, когда итогом оказываются новые вопросы, над которыми человек размышляет, находится в поиске ответов, истины, формирует собственную культуру мысли, действия.
создает атмосферу открытости, доброжелательности, со
включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к
работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания;
не торопится отвечать на вопросы;
необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят;..
исключает официальное оценивание работы ученика (не
продумывает чередование индивидуальной и коллективтуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.
Важен не столько результат, сколько сам процесс, в котором реализуются законы проблемного обучения.
Один из главных принципов мастерской — принцип выбора вида деятельности, способа предъявления результата. Без выбора нет свободы.
Сравнительная характеристика структур традиционного урока и педагогической мастерской
Вспомните, как вы сегодня шли в школу. Опишите свою дорогу.
Представьте, что вас попросили разработать правила поведения в школе. Объясните, почему другие ученики должны выполнять эти правила?
Подумайте, какое существо может называться «Листопадничек»?
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
Приемы рефлексии эмоционального состояния:
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
4. Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать
5. Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
6. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.
7. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
8. Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии
9. Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Используя различные приёмы проведения этапа рефлексии на уроках в начальной школе можно увидеть:
— стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;
— повышение уровня активности и самостоятельности учащихся;
— развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.
Критерии оценки результативности технологии педагогических мастерских:
овладение учениками общеинтеллектуальными способами деятельности;
развитие способности к рефлексии;
сформированность коммуникативной культуры, когнитивных, креативных и методологических (оргдеятельностных) качеств.