в чем заключается основная задача руководителя проекта
Должностная инструкция руководителя проекта
Любой проект представляет собой действие, направленное на достижение конкретных целей. Успешность проекта во многом зависит от деловых качеств руководителя, отвечающего за его реализацию. Работа обозначенного сотрудника строится в соответствии с определёнными правилами и нормами, которые прописываются в должностной инструкции руководителя проекта.
Образец должностной инструкции руководителя проекта
1. Общие положения
В своей деятельности руководитель проекта опирается на:
Руководитель проекта обязан обладать знаниями в следующих областях:
2. Обязанности руководителя проекта
Руководитель проекта обладает следующими должностным обязанностями:
3. Права руководителя проекта
Руководитель проекта помимо обязанностей обладает правами:
4. Взаимодействие с должностными лицами
Руководитель проекта взаимодействует с:
5. Ответственность руководителя проекта
Ответственность возлагается на руководителя проекта за:
6. Оценка работы руководителя проекта
Работу руководителя проекта оценивает его непосредственный руководитель или генеральный директор компании. Именно эти должностные лица обязаны вносить коррективы в проект или указывать работнику на недочёты.
Корректировка и визирование инструкции
В любой момент в должностную инструкцию могут быть внесены изменения. Порядок их внесения согласовывается сторонами, если иное не предусмотрено уставом предприятия.
ДИ составляется в двух экземплярах и утверждается руководством компании. Один из экземпляров вручается руководителю проекта под роспись. Другой экземпляр необходимо хранить в архиве организации. Документ должен содержать подписи представителя высшего кадрового состава и ознакомившегося с инструкцией сотрудника. ДИ получает юридическую силу с момента её подписания сторонами.
Особенности составления ДИ
Приведенный выше образец инструкции подойдёт для руководителей проекта в любой сфере.
Должностная инструкция может корректироваться с учётом специфики сферы деятельности конкретной организации. По желанию работодателя в неё могут быть добавлены или исключены некоторые пункты.
В бланке должностной инструкции обязательно указываются:
Необходимо определиться с целями и задачами проекта. От этого зависит специфика составления должностной инструкции.
Должностные обязанности
В зависимости от специфики конкретного предприятия в этом разделе отражаются именно те обязанности, за которые будет отвечать руководитель. Прописываются отдельные пункты в этом разделе и с учётом конкретных задач, поставленных перед руководителем проекта. Если в ходе исполнения в проект были внесены изменения — этот факт обязательно отражается в документе.
Права руководителя проекта
Раздел отражает права руководителя проекта, связанные с его трудовой деятельностью на предприятии. Предназначение раздела — урегулирование трудовых разногласий, возникающих по вине работодателя. С помощью этого раздела работник может доказать свою правоту. Защита прав руководителя проекта гарантируется Трудовым Кодексом и иными нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ.
Ответственность сотрудника
Один из обязательных пунктов инструкции. Отражает степень ответственности работника перед организацией в случае возникновения внештатных ситуаций. Поможет работодателю указать на недочёты в работе руководителя проекта. Именно этот раздел позволит восстановить права работодателя в том случае, если руководитель проекта намеренно нанёс предприятию ущерб или совершил иные виды правонарушений.
Руководитель проекта не является материально ответственным лицом. В случае причинения им ущерба организации материальная компенсация взыскивается с него в порядке гражданского судопроизводства.
Взаимодействие с другими лицами
В этом разделе указывается перечень лиц, с которыми должен контактировать руководитель проекта. Обязательно указывается круг лиц, которые находятся в непосредственном подчинении у руководителя проекта.
В чем заключается основная задача руководителя проекта
Полномочия от умеренных до высоких
Полномочия от высоких до практически абсолютных
Руководитель проекта – это человек, который согласно своим должностным обязанностям в компании управляет командой проекта и несет ответственность за его успех, то есть за достижение поставленных целей. При этом он должен плотно сотрудничать с руководителем программы и/или портфеля для того, чтобы в комплексе достичь не только целей своего проекта, но и стратегических целей, стоящих перед компанией (например, цели портфеля проектов). Таким образом, руководитель проекта обеспечивает связь между стратегией компании и конечными сотрудниками в лице команды проекта, а значит становится необходимым звеном в структуре организации. Схема работы руководителя проекта выглядит следующим образом:
Рисунок 1 – Схема работы руководителя проекта
Из схемы видно, что при правильном построении взаимоотношений руководителя проекта и команды проекта, за ним остаются только функции контроля, организация взаимодействия и управление рисками.
Функции руководителя проекта можно разделить на семь основных групп:
В каждой из групп находится перечень основных задач руководителя проекта, которые продемонстрированы на рисунке 2:
Рисунок 2 – Функции руководителя проекта [2]
Для того, чтобы выполнять рассмотренные задачи, которые ставятся перед руководителем проекта, необходимо чтобы он обладал такими личностными качествами как:
Для успешной реализации проекта, руководителю необходимо иметь вышеперечисленные личностные качества, а должен ли он разбираться в предметной области проекта? Множество споров возникает по данному вопросу и тут мнения разделились. Часть опытных руководителей проектов (и стандарт PMI) говорят о том, что достаточно уметь анализировать интересы ключевых участников и особенности окружения проекта, выстраивая доверительные отношения со специалистами в данной области, которые помогут ему в технической части реализации проекта. Однако большинство руководителей компаний все же склонны к тому мнению, что руководитель проекта должен обладать знаниями в предметной области проекта и видеть всю ситуацию в комплексе. Руководителю проекта необходимо обязательно разбираться в общих вопросах в области реализации своего проекта, нюансы же можно возложить на компетентных сотрудников. Это необходимо, чтобы общаться с заказчиками на уровне эксперта, стразу понимать суть проблемы и поставленных перед ним целей, грамотно осуществлять планирование и контроль.
Когда приглашают руководителя проекта в организацию, в первую очередь рассчитывают на то, что он с помощью своих знаний и навыков управления увеличит эффективность и конкурентоспособность организации через качественное выполнение проектов. Вот что пишет в своей книге Ильин В.В., имеющий опыт управления проектами внедрения информационных систем:
«Я твердо уверен в том, что тот, кто берется управлять проектом, обязан предварительно поработать в нескольких таких проектах исполнителем — хотя бы для того, чтобы не наступать на грабли, давно уже давшие по лбу предшественникам. РП, вышедшие из инженеров, реально представляют себе все «подводные камни» проекта, знают на практике плюсы и минусы каждой методики и стараются в первую очередь создать нормальные рабочие условия, а не миф о том, как быстро и дешево будет выполнен проект.» [3]
Действительно, в современных реалиях руководителю проекта необходимо знать и техническую сторону проекта и хорошо разбираться в управлении проектами. Поэтому некоторые организации «растят» своих менеджеров проектов, считая, что он должен пройти путь от рядового сотрудника через всю иерархию до руководителя. Например, IT-компании считают, что для того чтобы стать опытным и востребованным руководителем проекта необходимо пройти следующие стадии:
Прохождение всех стадий развития руководителя проекта необязательно должно занимать равное количество времени, главное, чтобы был получен нужный всесторонний опыт. Такой подход применим в любых организациях, например, в строительных компаниях руководителями проектов часто становятся главные инженеры проекта (ГИПы):
Проектировщик –> ГИП –> Заместитель руководителя проекта –> Руководитель проекта
Такая схема считается идеальной для подготовки руководителя проекта, потому что сотрудник сначала сам поработал специалистом высшей квалификации и понимает работу, выполняемую другими специалистами, но кроме этого он имеет опыт в управлении.
Руководить проектом очень непросто. Нередко в проектную группу входят люди, которые выше по рангу и обладают большим опытом работы, нежели руководитель. Также в команде могут присутствовать люди разных вероисповеданий и различных типов культуры. Очень важно чтобы руководитель осознавал, что наладить нормальный рабочий процесс можно всегда, главное, соблюдать этичность и подобрать правильный подход. Для это необходимо сочетать разные стили управления и понимать в какой ситуации какой применим:
Руководитель проекта должен выстраивать свою работу с командой проекта таким образом, чтобы демонстрировать ценность управления проектом, укреплять признание управления проектом в организации и действенность офиса управления проектами (PMO). Нередко опытных руководителей проектов приглашают в организацию для «вытягивания» проектов. При этом делясь своим опытом, они рассказывают о том, что приходится сотрудникам таких компаний демонстрировать рабочий процесс, так как большинство из них даже не пытаются выполнять свои должностные обязанности, и при истечении сроков проекта всегда находится целая гора причин и отговорок, из-за которых проект не удалось выполнить. И тут немаловажную роль начинают играть личностные качества руководителя проекта. Прежде всего, ему требуется отранжировать свалившиеся на него проекты по степени важности, чтобы получить в будущем положительные результаты для компании. После этого, каждому сотруднику дать конкретные задачи и мониторить рабочий процесс их выполнения. Встречаются даже такие случаи, когда руководителю проекта приходится постоянно наблюдать за каждым сотрудником, показывая насколько важна его работа в общем вкладе команды или самому выполнять работу за сотрудника. И тут практика показывает, что в команду необходимо привлечь двух-трех новых специалистов, у которых будет желание работать над проектом, а также дать мотивацию всей команде. Не обязательно это должны быть финансовые поощрения, достаточно раз в неделю проводить совещания, на которых обсуждать успехи каждого из членов команды. Матерые сотрудники обычно начинают возмущаться в такой ситуации, но потом понимают, что они ничуть не хуже и начинают работать наравне с новыми, а если их вклад остается на первоначальном уровне, на их место приглашают новых специалистов. Но важным фактором, при котором данная схема работает на практике, является желание высшего руководства компании поддерживать такие перемены, осуществлять должный контроль и достигать поставленных стратегических целей в организации.
Успешное выполнение проекта и единовременное достижение стратегических целей компании во многом определяется личностью руководителя проекта. Его возможности сильно зависят от закрепившейся позиции в организации и в команде проекта. Нет устоявшегося мнения о том, какие конкретно обязанности должен выполнять руководитель проекта, так как во многом они определяются типом компании и установленными порядками в ней, однако важно понимать, что все вопросы его проекта – он обязан решать.
Одним из важнейших навыков для руководителя проекта являются все же коммуникации. Исследования показали, что именно на них руководитель проекта тратит от 50 до 90 % своего времени. Обладающие большим опытом и превосходными коммуникативными навыками, успешные руководители проектов могут точно вычислять влиятельных людей как внутри так вне компании, превращая их в союзников. Глубокое понимание интересов партнеров, умелое влияние на коллег и подчиненных помогают им заручиться необходимой поддержкой, а также получить согласие других заинтересованных сторон, для активных действий в нужном направлении и достижения целей проекта. Такие руководители всегда являются ценными сотрудниками.
Нельзя недооценивать роль руководителя проекта в работе организации, так как его влияние на перспективы компании довольно ощутимо. Таким образом, выполнение проектов является стратегически важной дисциплиной, а руководитель проекта – лицом, обеспечивающим ее успех.
Задачи и функции руководителя проекта
Проектная форма деятельности в бизнесе постепенно обретает силу. Открываются фирмы чисто проектной направленности, устройство действующих компаний усложняется. Развитие бизнеса в нашей действительности строится по современным лекалам, стандартам организации и управления. Кто этот человек, который встает на переднем крае преобразующих мир событий? Кто ведет за собой временные коллективы к преодолению рутины и строительству нового? Это руководитель проекта, обладающий особыми чертами характера, владеющий специальными навыками и способный браться за уникальные задачи.
Профессиональный менеджер уникальной задачи
Руководитель проекта (менеджер проекта, project manager, PM) – лицо, наделенное ответственностью и правами по руководству работами в рамках проектной задачи. Делегирование PM соответствующих полномочий производят инвестор или заказчик на основе контракта, существенные условия которого и KPI согласовываются еще на стадии разработки устава проекта. Менеджер прилагает усилия для создания благоприятных условий выполнения задач проекта в согласованный срок и без превышения бюджета. Чтобы проект стал успешен, руководитель проектов обеспечивает:
По существу, представленный выше список и есть основные функции РМ. Формально должностные обязанности менеджера начинаются с издания приказа об открытии проекта. Фактически его работа начинается уже задолго до выпуска документа. Действия РМ связаны, в первую очередь, с куратором, который и вовлекает будущего проектного руководителя в процесс инициации и запуска проекта. Куратор всегда заинтересован при наименьших усилиях получить лучший результат. Поэтому ему нужен разумный и результативный руководитель проекта.
РМ, в свою очередь, заинтересован во внятном и доверяющем ему кураторе. Для него куратор – понятный, единый канал эскалации возникающих проблем. Опытный менеджер заранее знает, что проблем и затруднений в проекте не избежать. И для того чтобы оперативно исключать сложности при их возникновении, PM желает не по «кабинетам пороги оббивать», а обращаться только к одному руководителю.
Куратор как представитель высшего руководства должен быть открыт для контактов с менеджером проекта. Он понимает, почему руководитель проекта пришел к нему, находит время посидеть с ним, обсудить, подсказать и где-то помочь. Это немного, но очень важно, в том числе и психологически. Надо понимать, что оба звена: и куратор (иногда директор по развитию), и PM составляют руководство проектами на предприятии. В крупных и средних компаниях к нему относят также и руководителя офиса проектов.
Должностная инструкция РМ
Менеджер проекта – это не столько должность, сколько роль, которую берет на себя сотрудник или внешнее лицо, призванное реализовать уникальную задачу. Нужно учитывать, что функциональный работник, приписанный к конкретному подразделению, службе, зачастую выступает руководителем проекта и даже не одного. Это в современном бизнесе вполне естественно. Потребности менеджмента развития приводят к тому, что проектная архитектура выделяется в структурах компаний в отдельную организационную надстройку.
Если такое происходит, то и потребность в профессиональных PM также усиливается. Соответственно, появляются выделенные штатные единицы со всеми вытекающими последствиями: профессиональный профиль, должностная инструкция, система оплаты труда и т.д. По конкретному проекту приданные полномочия, ответственность описаны в уставе. Расширенные требования к правам, обязанностям, умениям и навыкам, образованию и другим параметрам фиксируются в специальном документе, которым является должностная инструкция PM, пример которой представлен далее.
Должностная инструкция, основная часть которой размещена в настоящей статье, также предписывает требования к социально-профессиональному профилю проект-менеджера. Как правило, это специалист с высшим экономическим или техническим (по профилю проекта) образованием в возрасте от тридцати до сорока лет. Он должен иметь опыт руководящей работы в менеджменте операционного или общего профиля (не менее 3 лет). Должностная роль PM выставляет условия к личным качествам руководителя: стрессоустойчивость, целеустремленность, предприимчивость, коммуникабельность и прагматичность. Чтобы полноценно выполнять обязанности, руководитель проекта должен уметь следующее.
Показатели результативности проект-менеджера
Должностные функции и вытекающие из них обязанности являются общим базисом настройки PM на результат проекта. Гораздо лучшим ориентиром служат для мотивирования менеджера цели, продукт, задачи проекта. Исходя из критериев успешности уникальной (проектной) задачи, формируются ключевые показатели результативности (КПР или KPI). Ниже приведен традиционный перечень KPI в порядке снижения их применимости:
Примерами последнего KPI могут быть показатели, взятые напрямую из количественных параметров не только задачи верхнего уровня, но и декомпозированных подзадач. Например, снижение времени ожидания, снижение количества жалоб, уменьшение оттока клиентов, привлечение числа новых покупателей и т.п. Здесь весьма благодатно могут быть применены практически все средства BSC (системы сбалансированных показателей).
В данной статье нами была рассмотрена центральная фигура проектного управления – project manager. Многообразие направлений проектной деятельности, тип организации компании диктуют совершенно разные подходы к таким управленческим элементам, как функции, должностные обязанности, профессиональный профиль PM. В первую очередь, все это необходимо куратору проекта и сотруднику службы персонала. Проект-менеджеру это также важно. А еще более важным для него является, какие ему приданы ресурсы, предоставлены полномочия и выставлены показатели. Таков полный комплекс организационно-мотивационных средств в применении к ключу успеха в проекте.
Руководитель проекта
Должность руководителя во все времена считалась престижной. Этот труд всегда востребован и хорошо оплачивается, но для многих людей это не самое главное. Для умелого руководства требуется «солидный багаж», состоящий из опыта, знаний, таланта и определенных человеческих качеств. Владелец такого «багажа» достоин уважения и пользуется авторитетом в обществе.
Проект, не зависимо от сферы деятельности, представляет собой достижение цели. Насколько успешным будет результат, какое время и затраты понадобятся для его реализации зависит от умелого руководства.
Есть основное правило: чем раньше команда во главе с лидером вовлекается в проект, тем больше они смогут сделать для его выполнения.
Что подразумевает данная должность? Ее актуальность и развитие
Руководитель (или менеджер) проекта – понятие в России довольно новое. Иногда в организацию на вакансию «Руководитель проекта» требуется начальник отдела либо менеджер по продажам.
В итоге многие компании не могут правильно сформулировать свои требования к кандидату, и поиски достойного претендента занимают много драгоценного времени. Так что же необходимо знать и уметь проектному руководителю?
Данная профессия стала набирать популярность в ХХ веке, в период роста и развития экономики, несмотря на то, что лидеры и вожди существовали значительно раньше.
На сегодняшний день эта должность является востребованной во множестве отраслей:
Как правило, методы решения заказчика не интересуют, для него важен результат и выполнение установленных им требований:
Перед тем, как приступить к выполнению проекта, руководителю необходимо обдумать и просчитать все нюансы. Только будучи уверенным в способности удовлетворить все требования заказчика и не понести собственных убытков, стоит браться за работу.
Итак, проектный руководитель – это главный специалист, ответственный за все процессы и успешный итог внедрения проекта.
Квалификационные и личностные требования
Требования к претенденту на должность руководителя проекта (далее РП) напрямую зависят от деятельности организации – заказчика.
Однако существуют общие критерии отбора:
Проектный руководитель редко работает один. Главным его достижением является создание квалифицированной команды и правильное распределение обязанностей среди ее членов. Основная цель руководителя проекта – привести свою команду к успешным результатам и получению прибыли.
Чаще всего, уход из организации лидера влечет за собой потерю всей команды.
Должностные обязанности и функции
Для успешного выполнения работы необходимо четко знать свои функциональные обязательства.
Проектный руководитель (РП) может быть зачислен в штат организации, либо являться внештатным сотрудником. Обязанности первой категории продиктованы должностной инструкцией предприятия, для второй – предусмотрены условиями контракта.
В любом случае обязанности будут зависеть от направления деятельности и служебной необходимости, однако существуют общепринятые стандарты.
РП обязан:
Проектный руководитель должен знать как свои обязанности, так и каждого участника проекта. Иначе качественно контролировать ситуацию будет просто невозможно.
Права
Помимо обязанностей у РП есть права, которые так же определяются должностной инструкцией либо условиями контракта.
Руководитель проекта имеет право:
Умелый РП, ставший настоящим лидером проектной команды способен выстроить рабочий процесс так, что время выполнения работ пролетает не заметно, а коллектив постоянно готов на трудовые подвиги и не знает усталости. Такие показатели непременно приведут к успеху всех участников проекта.
Ответственность, возлагаемая на данную должность
Руководитель, управляющий проектом, несет установленную законодательством и предусмотренную условиями проекта ответственность за:
В зависимости от рода деятельности число и содержание пунктов может меняться, но обязательно в рамках действующего законодательства. Информация об ответственности РП, наряду с правами и обязанностями должна быть представлена в виде документа и подписана ответственным лицом. Не стоит легкомысленно относиться к формальностям, когда речь идет об ответственности, ведь в процессе работы могут произойти негативные события, и никто от этого не застрахован.
Хороший руководитель успехи приписывает команде, а промахи себе. Способность понести ответственность – важная черта лидера. Только осознав собственные ошибки, можно их исправить и не допустить в будущем.
Что нужно указать в резюме кандидату на данное место
Любая карьера начинается с подачи резюме, и от этого первого шага зависит очень многое. Каждый соискатель, желающий получить должность, старается преподать себя в виде «вкусной конфеты», но не у всех получается.
Претенденту на роль проектного руководителя, помимо стандартных персональных данных, непременно надо сообщить работодателю:
Перехваливать себя все же не стоит, указывать надо только правдивую информацию, в которой работодатель сможет убедиться. Здесь опять же все зависит от его запросов, то есть указать нужно то, что хотят увидеть. Рекомендуется посидеть на сайтах компании работодателя, изучить специфику, внимательно прочитать требования к соискателю.
Особенности работы и требований к кандидату на данную должность в разных сферах
Информационные технологии
Данная область подвержена постоянным изменениям, поэтому для РП наиболее важным качеством является способность идти в ногу со временем и быстро ориентироваться.
Основная цель руководителя в этой сфере – способность к самообразованию и умение обучать свою команду.
Строительство
Здесь помимо строительного образования необходимы навыки юриста и финансиста, а так же знание офисных программ Смета.ру, Автокад и др, умение читать сметы и чертежи, знание архитектуры. Способность к прогнозированию и планированию.
Интернет
В этой области необходимы: уверенное пользование ПК, умение создавать сайты и заинтересовать их посетителей. Личностные качества: коммуникабельность, остроумие, дар оратора и аналитический склад ума. Согласно статистике 65% руководителей интернет проектов владеют английским языком. Способность к прогнозированию и эффективному мониторингу.
Разумеется, любой руководитель должен уметь общаться с людьми, так же он является лицом, мозгом и сердцем проекта. Большинство РП считают свою деятельность стилем жизни и отсутствие интересного проекта для них – творческий голод. Их работоспособность вызывает уважение, а успехи достойны аплодисментов.
О том, кто такой руководитель проекта в сфере ИТ, рассказано в следующем видеосюжете: