в чем заключается основная цель функционирования психологической службы образования
Цели и задачи психологической службы образования
Психологическая служба образования – один из существеннейших компонентов целостной системы образования страны. В «Положении о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» рассматриваются цели и задачи службы, организация деятельности, основные направления и обеспечение деятельности службы.
Основной целью психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами.
Основные задачи службы образования:
1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
2) развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненный планов и др.;
3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;
4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Основным средством достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.
Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспективе – всей страны.
В самом общем виде структура включает три звена: практической психолог (или группа психологов) в образовательном учреждении, районный кабинет психологической службы, центр психологической службы.
Детский практический психолог работает в конкретном учебном заведении – детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме, интернате и др. осуществляя психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития каждого ребенка, раннего выявления, преодоления и профилактики неуспеваемости и недисциплинированности детей. Консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний, решению проблем педагогов как профессионалов.
Психологические кабинеты (отделы) при районных, областных, городских (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе) ведут непосредственную работу с психологами образовательных учреждений, контролируют и организуют их деятельность, оказывают методическую и иную профессиональную помощь, пропагандируют психолого-педагогические знания, проводят психодиагностику и психокоррекцию особо сложных случаев, участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, консультируют администрацию образовательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и другим вопросам профессиональной деятельности. В штат кабинета помимо психологов входят также социальные работники, педагог, врач-психоневролог.
На федеральном уровне – отдел психологической службы Министерства образования России.
Психологическая служба в образовании
Вы будете перенаправлены на Автор24
Психологическая служба в образовании – это один из необходимых структурных компонентов системы образования на современной стадии общественного развития и в дальнейшей перспективе.
Аспекты деятельности психологической службы в образовании
Психологическая служба в образовании (ПСО) представляет собой подсистему системы образования. Цель ее деятельности состоит в содействии образовательным учреждениям в формировании условий для позитивного развития личности всех тех, кто принимает участие в образовательном процессе.
В качестве интегрального явления ПСО имеет научный, прикладной, практический и организационный аспект.
Школьная психологическая служба представляет собой интегральное образование, рассматриваемое с 3 сторон:
Единство данных аспектов представляет собой предмет школьной психологической службы, каждый из которых обладает собственными задачами, решение которых может потребовать от исполнителей определенного профессионализма и подготовки. Четкая проработка каждого аспекта будет влиять на развитие школьных психологических служб в целом.
Научный аспект характеризуется разработкой методологических проблем школьной психологической службы. Основной функцией исполнителей можно считать научные исследования, теоретические обоснования и разработку психодиагностических, коррекционных (развивающих) методов работы в школьных психологических службах.
Готовые работы на аналогичную тему
Для прикладного аспекта характерно применение психологических знаний педагогами и работниками образования. Главными «действующими лицами» данного направления считаются учителя и методисты, которые самостоятельно или совместно с психологами используют и внедряют новейшую психологическую информацию при формировании планов и учебных программ, учебников, дидактических и методических материалов, программ воспитания и др.
Обеспечением практического аспекта службы занимаются школьные психологи. Их задача заключается в работе с детьми, коллективом класса, учителями, родителями. Они не должны создавать новые методы, проводить исследование психических закономерностей, но должны профессионально и грамотно применять то, чем сегодня располагает психологическая наука.
В состав организационного аспекта входит формирование действенной структуры психологической службы образования, которая должна обеспечивать взаимодействие между всеми звеньями службы в области содержательных и организационных вопросов. Он отвечает за контроль профессиональной деятельности и рост профессиональной квалификации практических психологов.
Цели и задачи психологической службы в образовании
Цель психологической службы образования состоит в поддержании психического и психологического здоровья воспитанников ДОУ и школьников.
Для психологического здоровья характерно духовное становление личности, полнота и богатство нравственных качеств, всестороннее развитие. Психологическое здоровье дает возможность человеку стать самодостаточным, учитывая в своем поведении и отношениях нормы, задаваемые извне, а также опираться на внутренние ориентиры.
Задачей психологической службы образования считается помощью личностному, психическому и психофизическому развитию детей на всех возрастных стадиях дошкольного и школьного детства.
Задача детского психолога состоит в поиске индивидуальных, специфических для каждого ребенка способов оптимального развития способностей, интересов, его личности в целом, а также возможностей в самовоспитании и самоорганизации.
Конкретизируем задачи ПСО:
ПСО должна проводить психологический анализ социальных ситуаций развития в соответствующем образовательном учреждении, выявлять основные проблемы и определять причины их возникновения, пути и методы разрешения. Служба содействует интеллектуальному и личностному развитию воспитанников и учеников на всех стадиях их жизни, формируя способность к самоопределению и саморазвитию.
Основная задача ПСО состоит в помощи педагогическому коллективу гармонизировать социально-психологический климат образовательного учреждения. Ее работники совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательного учреждения принимают участие в подготовке и формировании психологических и педагогических условий преемственности в ходе непрерывного образования.