в чем заключается основная цель формирования бухгалтерской отчетности
Понятие и состав бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность должна вестись на любом предприятии. Она отражает все результаты финансовых операций.
Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации
Понятие бухгалтерской отчетности
Отчетность – это система, в которой фиксируются итоги деятельности компании за отчетное время. Объединяет в себе таблицы, формируемые на основании показателей статистического, оперативного и бухучета. Это заключительный этап учета. Отчетность нужна для ряда целей:
Все сведения отчетности должны быть правдивыми. Для проверки реальности поданной информации указанные значения сопоставляются с данными за предыдущие периоды. Документ формируется по формам, которые установлены Минфином РФ.
Периодичность создания документа
Отчетность подразделяется на виды на основании периодичности ее формирования:
Практически все компании обязаны составлять годовую форму. Промежуточная отчетность актуальна только для ряда фирм.
Состав
В 2017 году компании обязаны составлять промежуточную и годовую отчетность. Первая объединяет в себе:
Состав годовой бухотчетности утвержден ФЗ от 21.11 1996 г. №129:
ВАЖНО! Аудиторская проверка считается обязательной для ряда организаций. Однако некоторые компании принимают добровольное решение об аудите. В рассматриваемом случае итоги аудиторской проверки также включаются в отчетность.
Детали
Формы отчетности и особенности заполнения документа устанавливаются Минфином РФ. В пояснительной записке указывается следующая информация:
Данный перечень является рекомендуемым. В записке имеет смысл указывать те сведения, которые могут быть интересными лицам, пользующимся отчетностью.
К СВЕДЕНИЮ! Отчетность формируется в расчете на внешних пользователей. К примеру, это могут быть контрагенты, различные коммерческие структуры.
Составление отчетности для компаний разных организационных форм
Компании, которые соответствуют признакам субъекта малого бизнеса, не использующие УСН и не обязанные осуществлять аудит, имеют право не включать в годовую отчетность:
Субъекты малого бизнеса, которые обязаны осуществлять аудит, могут не включать в отчетность:
НКО имеют право не формировать:
Рекомендуемым, но не обязательным, является включение отчета о целевом применении денег.
ВАЖНО! Общественные субъекты, которые не занимаются предпринимательской деятельностью и, следовательно, не имеют оборота, могут не создавать промежуточную отчетность. Годовой документ оформляется, но в него не включаются отчеты о внесении изменений в капитал, движении финансов. Также не нужно прилагать к отчетности приложение к балансу и записку.
Пользователи бухгалтерской отчетности
Состав отчетности определяется нуждами ее пользователей. Они подразделяются на две категории:
Развернутое изложение данных – признак надежной компании, которая нацелена на поиск инвесторов и кредиторов. На основании информации в отчетности можно сделать вывод об успешности деятельности организации. С положительными показателями компания имеет больше возможностей для получения инвестирования, займов, заключения контрактов.
Распространенные бухгалтерские ошибки и ответственность за них
Сложно различить ошибки, допущенные в бухучете, и те, которые содержатся в отчетности. Неправильная информация, изложенная в учете, «идет» в отчетность. Рассмотрим самые распространенные грубые ошибки, которые может допустить бухгалтер:
Как правило, за несущественные ошибки не следует никакого наказания. Однако за крупные ошибки ответственные лица несут ответственность:
ВАЖНО! В последнем случае штраф не накладывается, если бухгалтер исправит ошибку до утверждения документа (согласно статье 15.11 КоАП РФ). Корректировки должны быть внесены по утвержденному порядку.
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.
Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.
Законодательное регламентирование и основные определения бухучета
На сегодняшний день бухучет обязателен при ведении предпринимательской и хозяйственной деятельности, ведь данное положение закреплено в отечественной законодательной базе. Основные положения прописаны в Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», а также в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который вступил в силу 01 января 2013 года.
Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.
Основные определения бухгалтерского учета
Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:
Кто может заниматься бухучетом
На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:
Причины необходимости ведения бухучета
Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.
В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:
Цели бухучета
Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:
Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.
Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.
Объекты бухгалтерского учета
Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:
Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.
Основные задачи бухгалтерского учета
Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:
Основополагающие принципы бухгалтерского учета
В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:
1С:Бухгалтерия 8
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
Тема 1. Финансовая отчетность, ее состав и назначение. Концепции финансовой отчетности в России и международной практике
Цели и задачи
Целью является усвоение основных понятий финансовой отчетности, ее состава и назначения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Оглавление
1.1. Понятие ф инансовой отчетности. Значение и виды отчетности
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.
Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.
По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую, оперативную и налоговую.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.
Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.
Налоговая отчетность представляет собой декларации налогоплательщиков о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате.
По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год.
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.
1.2. Задачи финансовой отчетности и предъявляемые к ней требования
В формах бухгалтерской отчетности приводятся все предусмотренные в них показатели. При отсутствии соответствующих показателей эти статьи (строки, графы) прочеркиваются.
Бухгалтерская отчетность составляется в тысячах рублей без десятичных знаков. Предприятиям, имеющим существенные объемы оборотов товаров, обязательств и т. п., разрешается представлять бухгалтерскую отчетность в миллионах рублей без десятичных знаков.
В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок. Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписями лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.
Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных синтетического и аналитического учета.
Перед составлением годового отчета предприятия обязательно проводят инвентаризацию имущества и обязательств, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.
Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за предыдущий год. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года в пояснительной записке должны быть объяснены причины.
Изменения бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году (после их утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. Указанный порядок исправления применяется при выявлении искажений отчетных данных в ходе проверок и инвентаризаций, проводимых самим предприятием или контролирующими органами.
Если в ходе проверки годового бухгалтерского отчета установлено занижение доходов или финансовых результатов в результате отнесения на издержки производства и обращения не связанных с ним затрат, то исправление в бухгалтерский учет и отчетность за прошлый год не вносится, а отражается в текущем году как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде, в корреспонденции со счетами, по которым допущены искажения. В частности, списание сырья и материалов (при распределении отклонений или транспортно-заготовительных расходов) отражается записью: Д 10 и К 91, излишне начисленный износ основных средств — Д 02 и К 91, ошибочно отнесенные в затраты на производство продукции (издержки обращения) расходы, производимые за счет чистой прибыли, — Д 84 и К 91 и т. д.
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности предприятие объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.
В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» с 01.01.2000 г. в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности раскрытию подлежит следующая информация:
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия. На предприятии, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем предприятия и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
Бухгалтерская отчетность должна представляться в отдельной папке в сброшюрованном виде.
1.3. Состав и содержание квартальной и годовой отчетности, сроки и порядок представления
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
форму № 1 — бухгалтерский баланс;
форму № 2 — отчет о прибылях и убытках.
Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.96 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит:
а) из бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.
В пояснительной записке могут быть приведены: оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана; обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.
Все большая ориентация отечественной бухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также на предоставление достаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.
Годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н включает:
Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.
Если указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные.
Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчет о движении денежных средств (форма № 4), а также при отсутствии соответствующих данных — отчет об изменениях капитала (форма № 3) и приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют. Указанные организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств (формы № 3 и 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку.
Выводы
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.
Формирование бухгалтерской отчетности
Формирование бухгалтерской отчетности – это не тот вид документации, который можно составлять по собственным шаблонам, а напротив, те документы, которые регламентированы Законодательством Российской Федерации и имеют определенные правила ведения и составления.
Для того чтобы качественно подготовить бухгалтерскую отчетность, необходимо соблюдать регламент и придерживаться уже разработанной системы. Нередко специалисты по бухгалтерскому делу часто предлагают более удобные способы создания и ведения отчетности подобного рода. Ими можно пользоваться. Главное, чтобы вы сделали работу быстро и безошибочно, а также знали, какой результат планируете получить.
Существенность показателей при формировании бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность должна отражать реальную ситуацию, которая существует в той или иной организации. Для того чтобы картина была полной, необходимо включить в документацию определенные показатели, которые дадут понимание реальной ситуации и позволят заняться прогнозами и исключить ошибки, сделанные ранее.
Очень важно провести инвентаризацию активов и пассивов, которые имеются в организации. В этом случае делается детальный анализ, и собираются сведения о средствах, которые есть на счете организации, о задолженности, если таковая существует, о фондах, резервах и акциях.
Также необходимо проанализировать и внести в документацию всю информацию о произведенных хозяйственных операциях, начислениях денежных средств и их списаниях. Эти данные должны храниться во внутренних документах компании. Для того чтобы быстро получить информацию, бухгалтеру компании необходимо своевременно заполнять внутреннюю документацию и грамотно оформлять отчеты и графики. В случае если бухгалтер этого не делал, восстановление документации и информации необходимо доверить аутсорсинговой компании, специалисты которой не раз занимались выполнением подобных задач.
Наша компания предоставляет полное и качественное бухгалтерское сопровождение, в которое включены услуги по составлению и восстановлению бухгалтерской отчетности, и не только.
Для составления грамотной бухгалтерской отчетности, необходимо сделать сверку внутриорганизационных расчетов (нередко, между отделами и подразделениями происходят взаиморасчеты, важно, чтобы все они были обоснованы и проверены).
Кроме того, нужно обратить внимание на дебиторскую и кредиторскую задолженность, и если таковая существует сделать сверку. Также необходимо внести в документацию информацию о тратах полученной прибыли, внутренних балансах, балансах обособленных подразделений, провести аудиторскую проверку, и внести окончательные показатели по всем параметрам в итоговую отчетность.
От полученных результатов будет зависеть очень многое, в частности, появление дальнейших планов на развитие организации с учетом проведенного анализа.
Отчетный период
Существует два вида отчетности:
Годовая отчетность обязательна, эти данные могут потребовать ИФНС и Росстат. Она оформляется по итогам минувшего года и подразумевает следующий отчетный период: с 1 января до 31 декабря. Если компания только что была зарегистрирована, сроки отчетного периода меняются. Если компанию открыли до 30 сентября, отчетный период будет занимать менее года (со дня регистрации до конца текущего года), в случае если после 30 сентября – более года (со дня регистрации до конца следующего года).
Если говорить о промежуточной отчетности, то она может быть составлена за месяц либо за квартал. Конечно, такая отчетность не должна превышать срок более одного года.
Подписание отчета. Доверенность на сдачу
Бухгалтерская отчетность подписывается и сдается теми лицами, которые уполномочены с точки зрения законодательства РФ, или могут сделать это благодаря существующей учредительной документации. Специалисты нашей компании помогут разобраться в этих вопросах и в случае необходимости предоставят вам качественную консультацию и реальную помощь.
Порядок составления бухгалтерской отчетности в 2021-2022 годах
Составление бухгалтерской отчетности — одна из основных задач, стоящих перед бухгалтером по окончании календарного года. Основные этапы и правила ее оформления рассмотрены в нашей рубрике «Составление бухгалтерской отчетности».
Основные этапы составления бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность представляет собой вид документации, которая полностью отражает финансовое состояние организации или ИП. В связи с этим при составлении бухгалтерской отчетности всегда требуется соблюсти последовательность этапов, начиная с подготовительных работ и заканчивая собственно ее формированием. Благодаря этому можно добиться корректности и достоверности отчетов.
Рассмотрим основные этапы составления бухгалтерской отчетности:
Правила составления бухгалтерской отчетности предприятия
Порядок составления бухгалтерской отчетности регулируется ПБУ 4/99 и включает следующие группы правил:
О порядке заполнения отчета о финрезультатах читайте в статье «Заполнение формы 2 бухгалтерского баланса (образец)».
Использование бухгалтерской отчетности предприятиями и ИП в упрощенном виде
П. 4 ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ предусмотрено формирование субъектами малого бизнеса упрощенного баланса. Для этого важно соблюсти условия отнесения к СМП, а именно:
Если указанные условия выполняются, порядок составления бухгалтерской отчетности может быть упрощен. В ее составе будут только 2 основных отчета: баланс и отчет о финрезультатах. При этом могут быть представлены дополнительные отчеты, о которых идет речь в статье «Упрощенная отчетность малого бизнеса».
При этом упрощенный бухбаланс будет включать:
Правильно заполнить упрощенный баланс вам поможет эта публикация.
Отчет о финрезультатах также заполняется малыми предприятиями в упрощенной форме, которая отражает:
При этом при составлении бухгалтерской отчетности информация в отчете о финрезультатах указывается за 2 года.
Кроме того, правила составления бухгалтерской отчетности в упрощенной форме требуют наличия в документе строгих граф. В связи с этим, если малому предприятию при составлении бухгалтерской отчетности понадобилось внести какие-то дополнительные расшифровки, упрощенную форму уже использовать нельзя (подробности — здесь).
Законодательство предусматривает 2 формата составления бухгалтерской отчетности: по стандартной и упрощенной форме. Определиться, можно ли вам применять нужный формат, а также правильно заполнить отчеты вам поможет наша рубрика «Составление бухгалтерской отчетности».