в чем заключается общий или генеральный менеджмент

Менеджмент

Вставьте сюда текст, который не нужно форматировать Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает создание, управление, контроль и максимально эффективное использование социально-экономических систем и моделей различных уровней. Управление социально-экономическими системами, в том числе производственными, получило название менеджмент (management, от старофранцузского слова ménagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой» ср. рус.руководить).

Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, коммуникации, управление, процессы разработки и принятия решений, контроль. Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.

Понятие «менеджмент» также обозначает руководство и руководителей различного уровня на предприятии.

В современной России часто в силу большей престижности понятие «менеджер» часто используется в отношении сотрудников, функции которых никак не связаны с управлением. Во многих магазинах менеджерами называют обычных продавцов. Также должность офис-менеджера, как правило, не связана с управленческими функциями.

Основные понятия менеджмента

Методология менеджмента основывается на определении следующих понятий или категории:

Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, эффективного использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат.

Реализация цели организации обеспечивается выполнением следующих задач менеджмента: оценка состояния объекта управления;

Объектом управления (то, на что направлено управление) является организация – группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей. Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты объекта управления зависят от вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.

Субъектом управления (тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры, весь руководящий состав организации. Менеджеры – это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Уровни управления. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда. Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации, сосредоточения на выполнении определенной функции в организации (функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий.

Задачи менеджмента определяют его функции. Функции менеджмента – это устойчивый состав видов управленческой деятельности.

4 основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме этого, выделяют еще две функции, назвав их связующими процессами, протекающими непрерывно в организации и связывающие все виды управленческой деятельности: это коммуникация и принятие решений.

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей между ними.

Принятие решений – выбор из множества альтернатив.

Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми.

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач управления. По признаку объекта управления различают общий и функциональный менеджмент. Общий заключается в управлении деятельностью организации в целом, функциональный связан с управлением определенными сферами деятельности организации: управление персоналом, финансовый, производственный, инновационный, международный менеджмент и т.д. В любой организации общий и функциональный менеджмент существует в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента.

По признаку содержания управления различают стратегический и оперативный менеджмент. Стратегический менеджмент предполагает разработку и реализацию миссии организации, ее предпринимательской политики, определения конкурентной позиции фирмы на рынке, выработку набора стратегий, их распределение по времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию стратегий развития организации.

Ссылки

Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Источник

Различают общий и функциональный менеджмент

Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организаций в целом или её самостоятельных хозяйственных звеньев.

Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или её звеньев.

Такими видами специального менеджмента являются:

· инновационный менеджмент,

· производственный менеджмент,

· финансовый менеджмент,

· международный менеджмент,

· экологический менеджмент,

· менеджмент маркетинга,

· персональный менеджмент.

В любой организации общий и функциональный менеджмент существуют в единстве, составляя целостную систему менеджмента.

Учебный курс который вам предстоит освоить, может быть определен как общий менеджмент. В условиях ИНСТИТУТА, кроме него читаются лекционные курсы по отдельным видам функционального менеджмента.

Существует также самоменеджмент, т. е. самоуправление менеджера.

В любой организации, независимо от вида деятельности, менеджмент представляет собой процесс состоящий из четырёх последовательно выполняемых управленческих действий. Эти действия называются функциями менеджмента или общими функциями управления.

К ним относятся:

· планирование, включающее выбор целей и план по их достижению;

· организация – распределение задач между подразделениями или работниками и установления взаимодействия между ними;

· мотивация – побуждение к работе с использованием мер поощрения и принуждения

· контроль, который заключается в сопоставлениифактических результатов с теми, которые были запланированы. (рис. 2)

в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть картинку в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Картинка про в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент
Все эти функции действуют в единстве, связаны между собой и вместе определяют содержание процесса управления.

в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть картинку в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Картинка про в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент

Функции менеджмента пронизывают организацию сверху донизу, но на разных уровнях каждая из них приобретает свой особый характер, имеет разный объём работ и содержание. (Рис. 3) Носителями этих функций является вся управляющая система в целом.

Менеджмент обязательно предполагает профессионализацию управления, т. е. превращение труда по управлению в самостоятельный, специфический вид труда – особую профессию, профессию менеджера.

Менеджер – это специалист профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной – области функционирования организации.

Профессиональное занятие означает, что этот специалист работает по найму, занимает постоянную должность менеджера в организации и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности организации.

Термин “менеджер” применяется для обозначения следующих категорий сотрудников организации:

· руководителей группы

· начальников отделов, служб

· руководителей производственных подразделений (начальников цехов, производств)

· администраторов различных уровней

· руководителей организаций в целом

В российской практике используются как равнозначные термины “менеджер” и “руководитель”

Как записано во многих зарубежных руководствах, менеджеры – это люди, наделенные большим объёмом работ, с которым они могут справиться только с помощью других людей, им подчинённым.

Труд менеджера имеет ряд особенностей по сравнению с другими видами управленческого труда:

· во-первых, это умственный, творческий характер труда; менеджер делает человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными;

· во-вторых, это особый предмет труда менеджера – информация, преобразуя которую они принимают решения, а также связи, отношения;

· в качестве орудий труда выступают средства работы с информацией;

· результат деятельности менеджера оценивается по достижению поставленных целей.

В работе каждого менеджера, какой бы деятельностью он не занимался, есть 5 обязательных базовых операций:

· менеджер, во-первых, устанавливает цели. Он определяет задачи, решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей;

· во-вторых, менеджер организует. Он формирует организационную структуру, выбирает людей для выполнения задач, распределяет между ними обязанности;

· в третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из сотрудников, стимулирует их работу, осуществляет постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами;

· четвертый элемент в работе менеджера – измерение. Он устанавливает показатели, по которым оценивается результат деятельности сотрудников, и сообщает их.

· наконец, в-пятых, он способствует росту людей, включая самого себя.

Следует иметь в виду, что менеджер не обязательно начальник, он может и не иметь подчиненных. Менеджера делает менеджером не власть, а вклад в деятельность всей организации и ответственность за её результаты.

Менеджеры отличаются от других специалистов только этой ответственностью за работу организации.

Например, разница между начальником отдела рыночных исследований компании с аппаратом в пятнадцать человек и исследователем рынка, который делает ту же работу без всякого аппарата, только в средствах, а не вкладе и функции. Оба они менеджеры.

Менеджеры являются ключевыми людьми в организации, но они различаются по роли в организации.

По месту в системе управления выделяют менеджеров трёх уровней: высшего, среднего и низового уровня.

Источник

ВОПРОС №2 Важнейшие категории менеджмента

в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть картинку в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Картинка про в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть картинку в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Картинка про в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть картинку в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Картинка про в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть картинку в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Картинка про в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент

в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть картинку в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Картинка про в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент

в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть картинку в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Картинка про в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент

Категории менеджмента — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессе управления организацией.

К основным категориям менеджмента относят:

— объекты и субъекты менеджмента. Объекты менеджмента разделяются по функциональным областям, т.е. финансы, персонал, сбыт, снабжение, производство, инновации и др. По виду объекта — операция, процесс, система. По уровню иерархии — организация в целом, цех, участок, рабочее место. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило можно выделить 3 основных уровня: высший, средний и низший. Субъекты менеджмента — руководители разного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенной сфере деятельности организации. Категории менеджмента распространяются на руководителей организаций, руководителей структурных звеньев и профцентров, руководителей определенных видов работ, администраторов.

— виды менеджмента — специальные области управленческой деятельности связанные с решением определенных задач. По принципу объекта различают общий и функциональный менеджмент. Общий (генеральный) менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц, профцентров. Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенной сферой деятельности организации, ее звеньев, направлений (финансы, персонал, инновации, производство, экология, снабжение, маркетинг). По содержанию различают:

(1) Нормативный менеджмент — предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации на рынке, формирование общих стратегических намерений. (2) Стратегический менеджмент — предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирования потенциала успеха организации, обеспечение стратегического контроля за реализацией плана. (3) Оперативный менеджмент — предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития фирмы.

— функции менеджмента — определяют устойчивый состав специфичных видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий и объектов их приложения. Различают — общие (формирование целей, направление, организация, контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.

— методы менеджмента — система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. К методам относятся: экономические, организационно-распределительные, социально-психологические).

— принципы менеджмента — общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К числу важнейших относят принципы:

— целостности (системное свойство);

— целевой направленности развития;

— научной обоснованности и оптимальности;

— сочетание централизации и децентрализации;

Источник

Основы менеджмента. I часть

в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть картинку в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Картинка про в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент

Пособие подготовлено в соответствии с содержанием курса «Основы менеджмента», определяемым образовательным стандартом высшего профессионального образования. В пособии рассмотрены основы современного менеджмента, тенденции его развития.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы менеджмента. I часть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 Сущность и содержание менеджмента

1.1 Основные понятия менеджмента.

1.2 Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции менеджмента, виды, методы, принципы).

1.3 Необходимость управления.

1.4 Природа управления. Цели и задачи менеджмента.

1.5 Виды менеджмента.

1.1 Основные понятия менеджмента

В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в области управления, менеджменту дается широкая трактовка в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка.

1) способ, манера общения с людьми;

2) власть и искусство управления;

3) особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;

4) орган управления — административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

Главная задача людей в аппарате управления — это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей [21].

Кроме того, менеджмент:

— это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;

— это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;

— это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.

По мнению Короткова Э.М. [18] менеджмент — это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление, по его мнению, — это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы (организации) в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание). Целеполагание — исходный момент в менеджменте.

Если управление — это воздействие, значит существуют:

— среда (система управления);

— средства (механизм управления);

— действия (процесс управления).

Наиболее распространенные подходы к определению сущности менеджмента определены [21] на схеме (рисунок 1.1).

в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть картинку в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Картинка про в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент

Рисунок 1.1 — Основные подходы менеджмента

Менеджмент — область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Следует различать понятия: управление, менеджмент, руководство [22].

Управление > Менеджмент > Руководство.

Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности(например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и объединениях).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социальноэкономическим процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций [13].

1.2 Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, виды, методы, принципы менеджмента)

Категории менеджмента — это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации [22].

Основные категории менеджмента — это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

Объектом менеджмента, его основополагающей категорией является организация, как сознательно координированное для достижения установленных целей сообщество людей.

Субъекты менеджмента — руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности.

Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта; функциональных областей и уровней объекта [22].

При этом различают следующие виды объекта управления:

Функциональные области деятельности объекта:

Уровни объекта управления:

По признаку содержания различают менеджмент:

1) Нормативный — предусматривающий разработку и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурсной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

2) Стратегический — предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

3) Оперативный менеджмент — предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Различают общие функции менеджмента (формирование целей, нормирование, прогнозирование, планирование, организация, координация, учет контроль, анализ).

Технологические функции (решения, коммуникации, регулирующие воздействия).

Социально-психологические функции (делегирование, мотивация).

Исходя из функционального деления работы по управлению, выделяют следующие виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.

Методы управления: административные, экономические, социальнопсихологические.

Концепция менеджмента по Э.М. Короткову [18] основывается на следующих принципах.

1) Принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления.

2) Принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы «почему?» и «что же дальше?».

3) Принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы — и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа.

4) Принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов.

5) Принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать «принципом матрешки». В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг — это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, функциям, целям. Видеть их различие и связь — очень важная проблема в методологии практического управления.

6) Принцип разделения системообразующих и системоразрушающих фкторов, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов.

7) Принцип соотносительности. Его содержание заключается в том, что для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.

8) Принцип коммуникативности заключается в том, что объект управления социально-экономическая система существует благодаря связям социальноинформационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяют функционирование и развитие системы.

Принципы системного подхода должны занимать центральное место в методологии управления, служить связующим звеном методологии и организации управления.

1.3 Необходимость управления

Реформирование российской экономики, связанное с переходом к рыночным принципам хозяйствования, во главу угла ставит проблему конкурентоспособности деятельности хозяйствующего субъекта.

Важнейшим условием конкурентоспособности является низкий уровень цен при должном уровне качества продукции.

Отечественная практика ценообразования, базирующаяся на затратном подходе, привела к тому, что предприятия не способны своевременно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Опыт зарубежных предприятий свидетельствует о том, что практика хозяйствования должна строиться на повседневной работе с издержками, направленной на их снижение, что обеспечивает стабильность позиции предприятия (организации) на рынке.

В условиях жесткой конкуренции возникает необходимость создания механизма управления затратами. Решение этой задачи настоятельно требует поиска научных подходов к выбору методов и способов целенаправленного воздействия на процесс формирования затрат в ходе производства.

Вместе с тем, для решения этой проблемы, важное значение имеют процессы управления, эффективность и своевременность их проведения. Для реальной оценки регулируемой ситуации, выбора и осуществления корректирующего воздействия необходима гибкая и логичная организация управления. Это достижимо при четком разграничении полномочий и обязанностей аппарата управления, исполнительского состава, увязки всех действий в единую программу действий. Обеспечение конкурентоспособности прямым образом связано с разработкой и проведением мероприятий по достижению высокой рентабельности, следовательно, с необходимостью регулярного анализа затрат на каждом из участков. Поэтому выбор корректирующего воздействия требует повседневного отслеживания и сопоставления затрат по отдельным операциям и задачам, что связано с очень высокой трудоемкостью выполнения подобных работ часто при отсутствии необходимого инструментария, адаптированного к специфике деятельности предприятия.

Подход, основанный на отслеживании затрат и управлении ими на каждом без исключения участков и по всем видам работ реально позволит активизировать резервы повышения эффективности и качества выполняемых работ.

1.4 Природа управления. Цели и задачи менеджмента

Современный менеджмент имеет сложную природу. С одной стороны, управление — это производительный труд, возникающий в процессе комбинированного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство производственного цикла. С другой стороны, управление — это деятельность по наблюдению, отслеживанию и контролю, в основе которой лежит противоположность между трудом непосредственно (трудом производителя) и собственником средств производства. Труд в сфере управления предполагает выполнение общественно необходимых задач по формированию, организации, регулированию, контролю и координации социально-экономических процессов. При этом мероприятия по контролю, отслеживанию и контролю охватывают как «капитал-собственность», так и «капитал-функцию», активизирующую рабочую силу. «Капитал-функция» выполняет роль управляющей силы над трудом. Собственность, как материальная основа благосостояния общества, реально обеспечивает собственникам право управления факторами производства (трудом, средствами и предметами труда, капиталом). Люди всегда определенным образом упорядочивали свою деятельность. Производство, его стремительное развитие постепенно убедило в невозможности успешного функционирования без упорядочения работы в организациях.

К.Маркс, анализируя капиталистический способ производства, показал, что с накоплением собственности, с усложнением как органического, так и технического строения капитала собственники средств производства передают часть своих полномочий по управлению персоналом высококвалифицированным наемным служащим — менеджерам. Менеджеры как профессионалы в сфере организации и координации процессов управления людьми, средствами и предметами труда в определенной степени являются исполнителями воли собственника. С расширением производства, усложнением используемых техники и технологий, появляется необходимость в обособлении отдельных видов работ (функций). На этом процессе делал в свое время акцент Макс Вебер, утверждая, что по мере развития капиталистического общества управленческая деятельность приобретает атрибуты первичности по отношению к системе собственности. Аналогичную позицию занимал американский социолог Д. Белл:»Реальное размежевание в современном обществе проходит не между теми, кому принадлежат средства производства, и так называемым «пролетариатом». Оно коренится в системе бюрократических и властных отношений между теми, кому принадлежит право принятия решений, и теми, кто таковым правом не располагает»…Следует вывод о том, что совершенствование управленческих отношений постепенно провоцирует толчок к реализации некой «рациональной модели общества», сформированной на прочных научных началах.

Открывая свое дело, предприниматель должен как бы создать свое коммерческое пространство, ориентируясь на те товары, работы и услуги, которые пользуются спросом потенциальных потребителей. Современный рынок вынуждает фирмы участвовать в конкурентной борьбе. Это значит — постоянно заботиться о наращивании объемов производства, обновлении ассортимента, снижении издержек, повышении качества, освоении новых рынков, активизации покупок и т.д. С этой точки зрения следует говорить о результативности и эффективности деятельности. В первом случае — отслеживать и оценивать полученные результаты в сравнении с запланированными показателями. Во втором случае речь идет о сравнении полученных результатов с затратами. Постоянная работа по обеспечению результативности и эффективности является основной целью менеджмента. Другой важной целью менеджмента является обеспечение нужд клиентов, создание новых рынков. Данную цель можно дифференцировать на две составляющие.С одной стороны — управление качеством продукции, работ, услуг. С другой — управление ассортиментом, создание и поиск новых рынков. Основная цель как фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по наиболее важным функциональным направлениям деятельности: маркетинг, производство, финансы, кадры, инновации, менеджмент [22].

Таблица 1.1 — Примеры ключевых целей организации (промышленного предприятия)

в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть картинку в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Картинка про в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент

Деятельность менеджеров носит многоцелевой характер. Приходится решать стратегические, текущие и оперативные цели и задачи. При этом характер целей и задач разный: социальный, экономический, организационный, научный и технический. Отдельного внимания требуют непредвиденные ситуации, разработки стабильного алгоритма решения — традиционные проблемы. Классификация целей с учетом специфики организации позволяет конкретизировать механизмы и методы, используемые инструменты и, тем самым, повышать качество управления и эффективность деятельности [22] (таблица 1.2).

Таблица 1.2 — Классификация целей менеджмента

в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть картинку в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Картинка про в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент

в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть картинку в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Картинка про в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент

Разнообразие целей и задач менеджмента настолько велико, что без комплексного, системного подходов к определению их состава невозможно обойтись ни одной организации, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве проверенного средства дифференциации целей на практике используют т.н. «дерево целей».

1) обеспечение автоматизации производства и переход к использованию высококвалифицированных работников;

2) стимулирование работы сотрудников фирмы, путем создания для них лучших условий труда и установление справедливого уровня заработной платы;

3) постоянный контроль эффективности деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

4) постоянный поиск и освоение новых рынков;

5) выявление конкретных целей развития фирмы;

6) выявление приоритетных целей развития фирмы, их очередности и своевременности решения;

7) разработка стратегии развития фирмы, т.е. хозяйственных задач и путей их решения;

8) выработка формы мероприятий для решения проблем в разные периоды деятельности;

9) определение необходимости ресурсов и источников их обеспечения;

10) установление контроля выполнения поставленной задачи.

При успешном решении всех перечисленных задач, реализуется конечная цель менеджмента, которая состоит в обеспечении прибыльности, доходности фирмы, в деятельности фирмы путем рациональной организации процесса производства, развития технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

1.5 Виды менеджмента

Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление». Оно широко используется применительно к разным социальноэкономическим процессам, осуществляемым в рыночных условиях хозяйствования.

Виды менеджмента — специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

Общий или генеральный менеджмент — заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (управление маркетингом, инновациями, персоналом…)

В любой организации общий и функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их отношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.

Виды менеджмента определяются объектами управления в компании:

в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Смотреть картинку в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Картинка про в чем заключается общий или генеральный менеджмент. Фото в чем заключается общий или генеральный менеджмент

Рисунок 1.2 — Объекты и виды менеджмента

Административный менеджмент — это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения.

Рыночный менеджмент (маркетинг) — изучение и формирование (с помощью рекламы, стимулирование сбыта), потребительского спроса, выдача соответствующих ориентиров, научно-техническим и сбытовым службам).

Инновационный (научно-технический) менеджмент — это организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, научно-техническим потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований.

Производственный менеджмент — это организация и управление поставками материальных ресурсов, производством и его подготовкой с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции.

Менеджмент персонала (морально — этический) — это организация подбора, обучения, расстановки, оценки и стимулирования персонала, а также создание благоприятного климата в коллективе.

Экологический менеджмент — организация предупреждения, недопущения и устранения последствий вредных воздействий производства на окружающую среду.

Маркетинг стратегический — это маркетинг взаимоотношений и рыночных сетей.

Инвестиционный менеджмент — это деятельность по выявлению наиболее приоритетных направлений вложения капитала или покупки собственности для извлечения доходов и других выгод на основе финансовых расчетов эффективности проектов.

Творческий (креативный) менеджмент — это деятельность, основанная на стремлении реализовать опыт, знания, идеи, посредством организации процессов в сферах НИОКР, производства, маркетинга, финансов, кадровой политики и т.д.

Стратегический менеджмент — это обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Антикризисное управление — деятельность по выявлению основных причин кризисных ситуаций в ходе функционирования хозяйственного субъекта, рисков, определяемых этими причинами и возможностей устранения или минимизации их воздействия с целью восстановления высоких темпов производства и развития на основе: а) внедрения новых технологий; б) анализа деятельности всех структурных подразделений; в) обновления основного капитала предприятия [2].

1.6 Контрольные практические задания

1) Что понимается под термином “менеджмент”?

2) Почему менеджмент понимается, в частности, как интеграционный процесс?

3) В чем заключается главная задача аппарата управления?

4) Менеджмент — это целенаправленное воздействие?

5) Объясните следующее соотношение: Управление Менеджмент Руководство.

6) Что следует понимать под категориями менеджмента? Перечислите их.

7) Что называется объектом управления?

8) Что понимают под субъектом управления?

9) Перечислите виды объекта управления.

10) Перечислите уровни объекта управления.

11) Какие функциональные области выделяют при характеристике объекта управления?

12) Что понимается под функцией менеджмента?

13) На каких принципах строится концепция менеджмента по Э.М. Короткову?

14) Обоснуйте необходимость управления, его особенности в условиях рынка.

15) В чем заключаются цели и задачи менеджмента?

16) Какие виды менеджмента формируют функциональный менеджмент в организации?

1. Менеджмент — как интеграционный процесс предусматривает:

а) выполнение функции, обеспечивающей формирование структуры организации;

б) последовательное выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации;

в) активизация инновационной деятельности.

2. Наиболее часто используемыми подходами к определению сущности и содержания менеджмента считают:

а) менеджмент — это функция (вид деятельности);

б) менеджмент — процесс (последовательность функций);

в) менеджмент — это административная единица (орган управления);

г) менеджмент — наука и искусство;

д) менеджмент — категория людей;

е) менеджмент — коммуникации (взаимодействия) людей в процессе деятельности;

к) нет правильных ответов.

3. К категориям менеджмента относятся:

4. Субъектами менеджмента считают:

а) руководителей предприятия;

б) руководителей структурных звеньев;

в) организаторов определенных видов работ (администраторов);

з) нет правильных ответов.

5. Объектами менеджмента считают:

6. Какое из неравенств верно?

а) Управление > Менеджмент > Руководство.

б) Менеджмент > Управление > Руководство.

в) Менеджмент > Руководство > Управление.

7. Менеджмент, предусматривающий разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации, называется:

8. Деятельность по выявлению основных причин кризисных ситуаций в ходе функционирования хозяйствующего субъекта, рисков, определяемых этими причинами и возможностей устранения или минимизации их воздействия с целью восстановления высоких темпов производства на основе внедрения новых технологий; анализа деятельности всех структурных подразделений; обновления основного капитала предприятия является:

а) антикризисным управлением;

б) стратегическим управлением;

в) административным управлением.

9. Организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, научно-техническим потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований — это:

а) инновационный менеджмент;

б) инвестиционный менеджмент;

в) стратегический менеджмент.

10. Приведите в соответствие:

1) субъект управления;

2) объект управления.

а) активная часть, вырабатывающая управленческие воздействия;

б) часть, подвергающаяся воздействию управляющих сигналов (воздействий).

а) специалист по организации и управлению трудом других людей;

б) член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи;

в) человек, способный понять структуру потребностей потребителей, сочетать свое понимание со знаниями в области управления (производством) в целях создания благ, способный творчески решать задачи согласования потребностей с производственными ресурсами, располагающий капиталом, энергией и несущий расходы по организации дела (бизнеса);

12. Административный менеджмент предполагает:

а) разработку и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль за их выполнением;

б) организацию и управление поставками материальных ресурсов, производством и сбытом товаров с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции;

в) обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

13. Производственный менеджмент предполагает:

а) разработку и принятие управленческих решений. Распределение заданий между исполнителями и контроль за их выполнением;

б) организацию и управление поставками материальных ресурсов, производством и сбытом товаров с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции;

в) обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *