в чем заключается научная функция социальной педагогики
Социальная педагогика как наука
Вы будете перенаправлены на Автор24
Определение социальной педагогики как науки
Социальная педагогика является относительно молодой наукой, выделившейся из педагогики в 20-м веке. Профессия социального педагога была официально установлена в апреле 1991 года, Решением №92, Государственного комитета по труду и социальным вопросам и внесена в перечень профессий России.
На протяжении всего времени существования социальной педагогики велись жаркие дискуссии по поводу ее выделения в самостоятельную науку. Отделение предполагалось как от педагогики, так и от социальной работы. В случае с педагогикой вопрос не стоял так остро, как вопрос выделения из социальной работы. Связано это было с тем, что самостоятельная наука должна дополнять практику социальной работы или же противоречить ей, в то время как социальная педагогика во многом сходится с социальной работой и, по сути, идентична ей. В настоящее время данный вопрос разрешен, социальная педагогика выделена в самостоятельную науку и дополняет своим содержанием социальную работу.
Социальная педагогика – это самостоятельная наука, являющаяся отраслью педагогики, и занимающаяся рассмотрением вопросов социального воспитания, обучения и развития людей всех возрастных групп и социальных категорий, посредством педагогического воздействия окружающего социума.
Основной опорой социальной педагогики является исторический опыт педагогики, а именно опыт воспитания и обучения, который применялся как в отечественной, так и зарубежной педагогике.
В свою очередь социальная педагогика является основой для таких отраслей педагогики как дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика воспитания в закрытых детских учреждениях и т.п. Каждое из данных направлений имеет свои характерные особенности, методы, способы и формы, что позволяет рассматривать их в качестве самостоятельных отраслей.
Социальная педагогика, как наука, вступает в междисциплинарное взаимодействие с науками о человеке: социальная психология, социология воспитания, социология обучения, психология управления и т.д. Кроме того, она включает в себя знания философии воспитания, особенности воспитания в современном обществе. Именно поэтому социальная педагогика, в рамках современного кризиса общества, является одной из ведущих отраслей знания.
Готовые работы на аналогичную тему
Особенность современной социальной педагогики заключается в ее гуманистическом направлении, представленным эффективным взаимодействием педагога и ребенка.
Таким образом, на современном этапе своего существования социальная педагогика является самостоятельной педагогической наукой, имеющей особую методику социальной воспитательной и образовательной деятельности.
Методика социальной педагогики направлена на совершенствование, самоорганизацию и самовоспитание личности.
Общественная значимость социальной педагогики заключается в том, чтобы помочь человеку социализироваться в обществе, найти свой жизненный путь и самоопределиться.
Объект, предмет и задачи социальной педагогики как науки
Для того, чтобы понять сущность социальной педагогики как науки, в первую очередь необходимо выделить объект области ее исследования, то есть понять то, что она изучает. Каждая наука имеет определенный объект и предмет исследования.
Объектом исследования социальной педагогики, как самостоятельной науки, являются люди (взрослые и дети), которым необходимо социализироваться в обществе, то есть решить вопросы их успешной социализации в процессе развития.
Предмет исследования социальной педагогики является социальное воспитание и обучение личности, процесс исследования педагогических возможностей социума.
Таким образом, социальная педагогика как наука, занимается изучением социально-педагогических явлений в окружающем обществе и направлена на решение ряда задач.
Задачи социальной педагогики как науки:
Структура социальной педагогики как науки
Структура социальной педагогики как науки, включает в себя знания смежных наук, таких как:
Структура и содержание социальной педагогики как науки определены ее функциями. Основные функции социальной педагогики:
Общепедагогические функции – воспитание, обучение, развитие, формирование и становление, подготовка и т.д.
Специфические функции связаны с решением задач социальной педагогики и обусловлены:
Исходя из функций социальной педагогики, в ее структуре выделяют следующие основные компоненты:
Социальная педагогика. Шпаргалка
Социальная педагогика. Шпаргалка
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная педагогика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Функции социальной педагогики
Рассмотрим функции социальной педагогики, как их рассматривают Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова.
1) исследование ребенка (подростка), его состояния, отношений в семье, школе, с группой сверстников на улице, состояния в стадии конфликта;
2) своевременное оказание квалифицированной помощи ребенку (подростку), попавшему в беду, нахождение вариантов выхода из создавшейся кризисной ситуации, поддержка в трудное время;
3) анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, которые находятся в непосредственном окружении ребенка и прямо воздействуют на него;
4) анализ, обобщение, распространение и пропаганда накопленного позитивного опыта;
5) формирование у ребенка способности к самовоспитанию, самообучению, к умению самостоятельно организовывать свою жизнь и поступки.
Социальный педагог должен координировать объединение различных специалистов, организаций, которые занимаются решением проблем ребенка (подростка), относящихся к его кризисному состоянию, к защите его прав.
Перечисленные выше частные функции можно свести к трем основным: воспитательной; социально-правовой; социально-реабилитационной.
Воспитательная функция заключается в процессе социализации ребенка (подростка), его активного взаимодействия с окружающей средой и осуществления успешной адаптации в ходе обучения и воспитания.
Социально-правовая функция предполагает осуществление государством правовой защиты детей, заботу о них.
Социально-реабилитационная функция означает проведение образовательно-воспитательной работы с детьми-инвалидами, психически или физически неполноценными людьми.
Исходя из социальных задач можно выделить прикладные задачи социальной педагогики:
1) формировать умение самостоятельно решать собственные проблемы, постановки жизненной цели и нахождения смысла жизни, научить общению с окружающими людьми;
2) развивать познавательные способности, любознательность, желание изучить уникальность и неповторимость человека, его физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе;
3) прививать чувство собственного достоинства, самостоятельности и уверенности в себе;
4) развивать коммуникативные способности ребенка (подростка).
Социальному педагогу необходимо исходить из возрастных особенностей воспитуемых.
Рассмотренные прикладные задачи можно резюмировать следующим образом: необходимо воспитывать нравственные качества, умения взаимодействовать с окружающими людьми, научить развивать собственную индивидуальность, организовывать свою жизнь.
Функции социальной педагогики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальная педагогика — отрасль педагогического знания, исследующая проблемы взаимоотношения человека и общества в их правовом, психологическом, экономическом, медицинском и педагогическом аспектах.
Основные функции социальной педагогики
Решение задач социальной педагогики осуществляется посредством реализации ее функций. В настоящее время принято выделять традиционные (основные) функции и специфические. Основные функции – это функции, которые выделены на основании отношении социальной педагогики к педагогическим наукам, то есть они имеют педагогическую направленность. Специфические функции – это функции, которые присущи социальной педагогике и направлены на достижение ее цели и решение конкретных социальных задач.
В качестве основных функций социальной педагогики можно выделить:
Готовые работы на аналогичную тему
Реализацией функций социальной педагогики занимается социальный педагог или социальный работник, которые выполняют роль посредников между человеком и государственными учреждениями, занимающимися проблемами социальной поддержки. Социальная помощь и поддержка необходима человеку на всех его жизненных этапах развития и становления.
Специфические функции социальной педагогики
Социальная педагогика имеет разнообразные направления, задачи и методы, так как является по своему содержанию интегративной отраслью знания. Связь всех компонентов социальной педагогики осуществляется посредством реализации функций.
Специфические функции социальной педагогики формируются исходя из ее особенностей и задач.
Специфические функции социальной педагогики:
Таким образом, представление о социальной педагогике как о системе имеет концептуальное, методологическое значение и для научного познания, и для практической организации процессов управления, и для повседневного конструирования социально-педагогической деятельности. Большое значение имеет реализация функций социальной педагогики.
Социальная педагогика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность и значение социальной педагогики
Социальная педагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием проблем личностного становления человека в социуме на разных стадиях его возрастного развития, сферы его окружения и прохождения трудовой и иных видов деятельности, и разрабатывающая соответствующие педагогические методики и технологии, ориентированные на индивидуальное развитие отдельной личности, формирование ее качеств и навыков социальной адаптации.
По своей сути, социальная педагогика занимается определением идеала воспитания, которого необходимо достигнуть, посредством воспитательного воздействия. Этот идеал задается общественными требованиями, определяемыми текущим этапом развития общества, его этическими нормами и политическими ориентирами.
Социальная педагогика осуществляет исследование процессов построения личностью коммуникативных связей, необходимых в разных ситуациях и условиях реализации жизнедеятельности. Она выявляет целевое назначение воспитания, его задачи и содержание, а также методы, посредством которых можно реализовать данные направления в педагогическом процессе.
Посредством данной отрасли открываются возможности:
Социальная педагогика рассматривает именно социальную область воспитания, которое протекает в процессе всей жизнедеятельности. Она рассматривает процесс воспитания с точки зрения его подверженности общественному воздействию. Оно является контролируемым процессом личностного становления и развития в процессе социализации индивида.
Готовые работы на аналогичную тему
Объектом исследования социальной педагогики является государственное или общественное воспитание т.е. сфера воспитательной деятельности учреждений обучения и воспитания.
Данное научное направлении педагогики изучает социальные факторы и условия, которые прямо или косвенно воздействуют на личностное развитие и процесс ее социального становления. Это может быть исследовано в масштабах всей планеты, отдельной страны, ее региона, области, поселения. Кроме того, проводится исследования роли средств коммуникации на воспитание личности, воздействие ее семейных и бытовых условий существования, а также личностные взаимоотношения.
Процесс становления социальной педагогики как науки
Понятие «социальная педагогика» и ее практическая значимость было введено в практику в 1844 году К. Магером. Далее, развитие этого научного направления продолжил А. Дистервег.
Оба ученых придавали разное значение данному понятию. Так, К. Магер определял социальную педагогику, как средство оказывающее особое влияние на социальное формирование и воспитание.
А. Дистервег имел иной взгляд на роль социальной педагоги. Им отмечалось, что она является педагогической технологией, методикой, которая помогает в конкретных социальных процессах и ситуациях.
Были и иные воззрения на роль данной научной отрасли. Например, ее рассматривали, как помощь при социальном воспитании и реабилитации детей с девиантным и ассоциативным поведением, направлением поддержки сиротам и обездоленным детям, проблему интеграции воспитательных возможностей социума, необходимых для повышения их культурного уровня развития.
Социальная педагогика в России начала складываться к концу XIX столетия и получило широкое развитие только к середине XX в. в то время, она рассматривалась в качестве направления науки, исследующего взаимосвязь учебных учреждений с процессами жизнедеятельности и обществом.
Более полно и глубоко социальная педагогика не развивалась, ни в нашей стране, ни за рубежом, вплоть до 70-х гг. XX века. В это время, существовавшая воспитательная система столкнулась с кризисом своего существования и развития. Требовалось ее реформирование. По направлению социальной педагогики начали появляться разнообразные методические пособия, которые содержали приемы по работе с детьми разных возрастов и с различными социальными проблемами.
Более полно обширно понятие социальной педагогики развилось в конце 20-го века. На сегодняшний день, социальная педагогика занимается исследованием проблем, связанных с воспитательным воздействием родителей, педагогов и иных субъектов на личностное становление, принятие участия в развитии личности, начиная с момента ее рождения и на всем жизненном пути.
Содержание и функции социальной педагогики
Содержание социальной педагогики определяется ее целевым назначением и функциональной ролью. Каждая функция, выполняемая данной наукой, отражает ее содержание и выступает в качестве направления развития и функционирования данной науки.
Основными функциями социальной педагоги выступаю следующие:
Основные категории, функции и задачи социальной педагогики
Методологические основы социальной педагогики. В широком смысле к ним следует отнести теоретические, концептуальные положения, знания, которые выполняют по отношению к социальной педагогике методологическую функцию. Они вырабатываются такими науками, как философия, социальная философия, педагогика, психология, социальная психология, социальная работа, этнография, социология, медицина и др. В узком смысле это — цели, принципы построения, формы организации способов научного познания социально-педагогической действительности.
Основные категории социальной педагогики — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспитание, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др. Сущность категорий рассматривается в соответствующих главах пособия.
Назначение (цель) социальной педагогики — способствовать социальному формированию личности, группы с учетом ее своеобразия и социокультуры государства (общества), в котором ей предстоит жить. Под своеобразием понимается то, что отличает одного человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в возрастных различиях, волевых особенностях, индивидуальных возможностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).
Предмет социальной педагогики — социально-педагогический процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования практической деятельности и условия сто реализации. Однако перечисленное недостаточно полно раскрывает содержание предмета социальной педагогики. Поэтому каждый раздел будет его дополнять.
Содержание социальной педагогики определяется ее функциями, каждая из которых представляет собой одно из ее направлений, отражающих ее содержание. Функции (от лат. functio — отправление, деятельность) — обязанность, круг деятельности, назначение. Функции социальной педагогики помогают понять ее содержание. К ним относятся:
Задачи социального воспитания:
Задачи изучения человека как социальной единицы:
Задачи изучения личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании:
В публикациях встречается смешение понятий «социальная педагогика» и «социальная работа». Основными причинами такого подхода являются:
Однако следует подчеркнуть, что социальная работа и социальная педагогика имеют свои цели, объект и предмет (см. табл. 1).
В каких-то проявлениях социальная работа и социальная педагогика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то нет. Реализуют они свои цели соответствующими (своими) методами, средствами.