в чем заключается надежность методики
Что такое надежность методики?
Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относятся надежность и валидность.
В традиционной тестологии термин «надёжность» означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.
Надёжность методики – это критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Это согласованность результатов тестирования испытуемых в разные моменты времени, при первичном и вторичном тестировании и с использованием разных по эквивалентности, по содержанию заданий. Надежность характеризует тесты таких свойств, как:
1. Воспроизводимость результатов исследования.
2. Точность измерения.
3. Устойчивость результатов.
Степень надёжности методик зависит от многих причин. Среди негативных факторов наиболее часто называются следующие:
1. нестабильность диагностируемого свойства;
2. несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечётко сформулированы указания по предъявлению методики испытуемым и т.д.);
3. меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещённость помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т.д.);
4. различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);
5. колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте отмечается хорошее самочувствие, в другом – утомление и т.д.);
6. элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда ведётся протоколирование ответов испытуемых, оценивают ответы по степени полноты, оригинальности и т.д.).
Одним из важнейших средств повышения надежности методики является единообразиепроцедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковая обстановка, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми и так далее.
На характеристику надёжности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка. Она может, как снижать, так и завышать этот показатель, например надежность, может быть искусственно завышена, если в выборке небольшой разброс результатов, т.е. если результаты по своим значениям близки друг к другу. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на котором определялась надёжность методики. В настоящее время надежность все чаще определяется на наиболее однородных выборках, т.е. на выборках, схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.п.
Надёжность трактуется как совокупность трех признаков:
1. надёжность самого измерительного инструмента (коэффициент надежности);
2. стабильность изучаемого признака (коэффициент стабильности);
3. константность, т.е. относительную независимость результатов от Личности экспериментатора (коэффициент константности).
Определение надежности измерительного инструмента.От того, как составлена методика, насколько правильно подобраны задания, насколько она однородна, зависит точность, объективность измерения. Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего о его однородности используют метод расщепления. Задания делят на четные и нечетные, а затем результаты коррелируются между собой. Если методика однородна, то большой разницы в успешности по этим половинам не будет, коэффициент будет высоким. Можно сравнивать по частям, но лучше по четным и нечетным, т.к. этот способ не зависит от тренировки, утомления и т.д. Методика надежна, если коэффициент не ниже 0,75 – 0,85, лучше 0,90 и выше.
Определение стабильности изучаемого признака.Также необходимо установить, насколько устойчив, стабилен признак, который исследователь намерен измерять. Признак со временем может меняться, но колебания его не должны иметь непредсказуемый характер. Для проверки используется прием, который называется тест-ретест. Он заключается в повторном обследовании испытуемых с помощью этой же методики. О стабильности судят по коэффициенту корреляции между результатами первого и второго обследования. Он будет свидетельствовать о сохранении или не сохранении каждым испытуемым своего порядкового номера в выборке.
На степень устойчивости влияет разнообразие фактора. Необходимо соблюдать единообразие процедуры обследования. При определении стабильности признака большое значение имеет промежуток времени между 1 и 2 обследованиями. Чем короче этот промежуток, тем больше шансов, что этот признак сохраняет уровень первого испытания. Целесообразно проводить повторное тестирование через короткий срок после тестирования. Вопрос о стабильности измеряемого свойства решается не всегда единообразно. Решение зависит от сущности диагностируемого признака. Если измеряемое свойство уже сформировано, то коэффициент должен быть не ниже 0,80.
Определение константности, т.е. относительная независимость результатов от личности экспериментатора. Так как методика разрабатывается для дальнейшего использования ее другими психодиагностами, необходимо определить в какой мере ее результаты поддаются влиянию личности экспериментатора. Коэффициент константности определяется путем корреляции результатов двух опытов, проводимых на одной и той же выборке, но разными экспериментаторами. Коэффициент корреляции не должен быть ниже 0,80.
Надежность психодиагностических методик, коэффициенты надежности.
Надежность – это относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов исследования при первичном и повторном его проведении на одних и тех же испытуемых.
Надежность методики – это такой критерий, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.
•Условия, которые могут влиять на точность измерения:
— нестабильность диагностируемого свойства;
— несовершенство диагностических методик (небрежно составленная инструкция, задания очень разнородны, нечетко сформулированы указания как методику предъявлять и т.д.)
— меняющаяся ситуация обследования;
— различия в поведении исследователя;
— колебания в функциональном состоянии испытуемых;
— элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов.
•Показатели, которые необходимо установить при проверке методики на надежность:
1) Коэффициент надежности – показатель, характеризующий степень совершенства измерительного инструмента. То есть насколько правильно подобраны задания с точки зрения их взаимосогласованности, и насколько она однородна. Для установления этого коэффициента, как правило применяется метод расщепления, то есть вся методика разбивается на составные части определенным образом, чаще всего – на четные и нечетные вопросы, и эти составные части предъявляются испытуемым отдельно. Полученные результаты сравниваются между собой методом корреляции. Коэффициент надежности будет достаточным, если корреляция составляет 0,75-0,85 (0,9).
2) Коэффициент стабильности – показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства (признака). Насколько измеряемый признак подвержен изменениям, и можно ли его измерить вообще. Проверяется методом повторного обследования (ретестовым методом). Методика предъявляется контрольной выборке, через определенное время методика предъявляется повторно (3-4 месяца) к этой же группе в этих же условиях. Полученные результаты сравниваются между собой методом корреляции. Обследование детей с промежутком в месяц-полтора. Коэффициент стабильности считается достаточным, если корреляция составляет 0,7-0,8.
3) Коэффициент константности – показатель оценки влияния личности исследователя (устанавливает относительную независимость результата от личности исследователя). Измеряется путем повторного обследования, которое проводится другим экспериментатором в этой же группой в этих же условиях. Результаты сравниваются методом корреляции (достаточный, если корреляция приближается к 0,8). Проверка того, как хорошо и точно составлена инструкция.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Надежность психодиагностических методик, коэффициенты надежности.
Надежность психодиагностических методик, коэффициенты надежности.
Надежность психодиагностических методик, коэффициенты надежности.
ЛЕКЦИЯ № 9. Надежность психодиагностических методик
ЛЕКЦИЯ № 9. Надежность психодиагностических методик
1. Определение. Факторы, влияющие на надежность методики. Стандартная ошибка измерения. Надежность измерения. Понятие о методе измерения ретестовой надежности
Надежность – одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагностической методики (теста).
Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результата от действия всевозможных случайных факторов. К числу таких факторов относятся:
1) разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому (времени суток, освещенности, температуры в помещении, наличия посторонних звуков, отвлекающих внимание и т. п.);
2) динамичные внутренние факторы, по-разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования (время так называемой врабатываемости – выхода на стабильные показатели темпа и точности действий после начала тестирования, скорость наступления утомления и т. п.);
3) информационно-социальные обстоятельства (различная динамика в установлении контакта с психологом или лаборантом, проводящим тестирование; возможное наличие других людей в помещении; наличие предыдущего опыта знакомства с данным тестом; наличие какого-то знания и отношения к тестам вообще и т. п.).
Разнообразие и изменчивость этих факторов так велики, что они обусловливают появление у каждого испытуемого непрогнозируемого по размерам и направлению отклонения измеренного тестового балла от истинного тестового балла (который можно было бы, в принципе, получать в идеальных условиях). Средняя относительная величина этого отклонения определяется как стандартная ошибка измерения (Se). Величина ошибки измерения указывает на уровень неточности или ненадежности тестовой шкалы.
Ошибка измерения (Se) и надежность измерения (R) согласно общепринятой психометрической теории связаны следующей формулой:
где S x– дисперсия тестовых показателей Х.
Формула (1) является чисто теоретической, и на ее основе нельзя подсчитать надежность теста, так как величина Se оказывается также неизвестной величиной. Поэтому на практике применяют корреляционные методы. Самый известный их них – метод перетестирования («тест-ретест») или метод измерения ретестовой надежности. На одной и той же выборке испытуемых (не менее 30 человек, участвующих в пилотажном психометрическом экспериментальном исследовании) проводят первое тестирование Х, а затем повторное тестирование Y. Интервал, как правило, 2 недели, что гарантирует забывание вопросов теста.
Затем для двух рядов значений Х и Y подсчитывается, например, линейный коэффициент корреляции, или ранговый коэффициент корреляции:
где S x, S y – стандартные отклонения X и Y, t;
Cov (X, Y) – ковариация двух переменных X и Y.
Для сути теории надежности методов важна возможность определить ошибку измерения, после того как подсчитана корреляция «тест – ретест» по формуле (3), полученной путем простого преобразования формулы (1):
Таким образом, если стандартное отклонение в тесте составило 10 очков (среднее отклонение, которое в среднем допускают испытуемые от среднего балла для выборки), а корреляция «тест – ретест» оказалась равной лишь 0,5, то ошибка измерения оказывается очень большой:
Оказывается, что ошибка измерения перекрывает большую часть разброса тестовых показателей, так как истинный балл по тесту может отклоняться от измеренного балла на целых 7 очков! И, если испытуемый набрал на 6 очков больше, чем средний испытуемый, мы не можем с достаточной уверенностью (статистической достоверностью) говорить о том, что он значимо превзошел среднего испытуемого, так как это отклонение оказывается в пределах стандартной ошибки измерения.
Таким образом, низкая корреляция результатов теста между первым и повторным тестированием говорит о том, что случайные факторы существенно искажают результаты теста. Это значит, что тест не обладает необходимой помехоустойчивостью и его нельзя использовать как измерительный инструмент.
Показатель надежности R, который принято считать достаточно высоким, равен или превышает 0,95. Хотя в личностных тестах часто пользуются значительно менее надежными тестами с показателями 0,8–0,9.
Метод измерения ретестовой надежности пригоден только для психических свойств, стабильных во времени. Надежность тестов на психические состояния и динамические установки личности нельзя проверить таким образом. В этом случае применяют различные методы расщепления теста на отдельные пункты.
Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Надежность и валидность являются важнейшими характеристиками методики как инструмента психодиагностического исследования. Любое изменение ситуации исследования усиливает влияние одних и ослабляет воздействие других факторов на результат теста. Общий разброс (дисперсию) результатов тестового обследования можно, таким образом, представить как результат влияния двух групп причин: изменчивости, присущей самому измеряемому свойству, и факторов нестабильности измерительной процедуры.
В самом широком смысле надежность теста – это характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.
В более узком, методическом смысле под надежностью понимают степень согласованности результатов теста, получаемых при первичном и вторичном его применении у одних и тех же испытуемых в различные моменты времени с использованием разных (но сопоставимых по характеру) наборов тестовых заданий или при других изменениях условий обследования.
Разновидностей характеристик надежности теста так же много, как условий, влияющих на его результаты. Наиболее широкое практическое применение находит несколько типов характеристик надежности: надежность ретестовая, надежность параллельных форм, надежность частей теста.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 5. Основные виды диагностических методик
ЛЕКЦИЯ № 5. Основные виды диагностических методик 1. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса Особое направление в психологической диагностике связано с разработкой различных методов диагностики личности. С
3. Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках
3. Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно предложить, лишь выделив общие критерии, в соответствии с которыми различные методы
4. Ограничения, достоинства и недостатки различных типов психодиагностических методик
4. Ограничения, достоинства и недостатки различных типов психодиагностических методик Существование множества психодиагностических методик объясняется не только большим количеством свойств, которые с их помощью приходится оценивать, но также тем, что практически все
1. Определение. Факторы, влияющие на надежность методики. Стандартная ошибка измерения. Надежность измерения. Понятие о методе измерения ретестовой надежности
1. Определение. Факторы, влияющие на надежность методики. Стандартная ошибка измерения. Надежность измерения. Понятие о методе измерения ретестовой надежности Надежность – одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагностической
3. Надежность параллельных форм. Сущность, достоинства и недостатки
3. Надежность параллельных форм. Сущность, достоинства и недостатки Надежность параллельных форм – характеристика надежности психодиагностической методики с помощью взаимозаменяемых форм теста. При этом одни и те же испытуемые в выборке определения надежности
4. Относительность деления валидности на типы. Понятие комплекса валидности. Обоснование необходимости периодической валидизации психодиагностических методик
4. Относительность деления валидности на типы. Понятие комплекса валидности. Обоснование необходимости периодической валидизации психодиагностических методик В психологической диагностике не существует универсального подхода к характеристике валидности. Для
4. Основные схемы валидизации психодиагностических методик
4. Основные схемы валидизации психодиагностических методик Решение проблемы прогностической валидности под силу только крупным научно-методическим центрам. Ведь к психометрическому исследованию по проверке прогностической валидности надо привлекать на порядок
3. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип профессиональной тайны)
3. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип профессиональной тайны) В кратком изложении этот принцип гласит, что сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться
НАДЁЖНОСТЬ И НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ
НАДЁЖНОСТЬ И НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ Natrum muriaticum — это сама противоположность самодовольству, опирающемуся на чувство стабильности и безопасности. Даже если всё идёт хорошо в его жизни, он редко бывает удовлетворён. Боясь поворота судьбы, он начинает суеверно думать: «Всё это
Алфавитный указатель анализов, методик и определяемых веществ
Алфавитный указатель анализов, методик и определяемых веществ A-Z 17-гидроксипрогестерон 9617-кетостероиды 993D УЗИ 4794D УЗИ 479CA 15-3 162CA 19-9 162CA 72-4 163CA 125 161Cyfra 21-1 163C-реактивный белок 31D-димер 82HLA антигены 94IgA 86IgE 86IgG 87IgM 87MAR-тест 91pH мочи
Глава 3 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ПО РАБОТЕ С МЫШЦАМИ И УПРАЖНЕНИЙ
Глава 3 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ПО РАБОТЕ С МЫШЦАМИ И УПРАЖНЕНИЙ В зависимости от состояния здоровья, желания и склонности заниматься физическими упражнениями можно в любом состоянии и положении. Это могут быть постельные гимнастики, утренние гимнастики, специальные
Повышение остроты зрения с помощью аппаратных методик
Повышение остроты зрения с помощью аппаратных методик Несмотря на то что регулярные занятия гимнастикой для глаз помогают повысить остроту зрения, при близорукости высокой степени рекомендуется терапевтическое лечение в стационаре. В настоящее время существуют
Глава 3 РАЗНООБРАЗИЕ МЕТОДИК
Глава 3 РАЗНООБРАЗИЕ МЕТОДИК Помимо скипидарных ванн существуют и другие методики физиотерапевтического воздействия на капилляры. Все они уходят корнями в давнее прошлое, то есть их безопасность и эффективность проверены временем. Многие древние методики в наши дни
Повышение остроты зрения с помощью аппаратных методик
Повышение остроты зрения с помощью аппаратных методик Несмотря на то что регулярные занятия гимнастикой для глаз помогают повысить остроту зрения, при близорукости высокой степени рекомендуется терапевтическое лечение в стационаре.В настоящее время существуют
ЭРМы – это надежность!
ЭРМы – это надежность! Психотехники системы СОС позволяют практически любому человеку стать очень хорошим гипнотизером для себя. Однако превращение себя в него с помощью только этой книги (вспомните для сравнения, как некоторые энтузиасты обучаются игре на музыкальных
Мир психологии
психология для всех и каждого
Надёжность и валидность психодиагностических методик
Надёжность и валидность психодиагностических методик
Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев, доказывающих их высокое качество и эффективность. К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относятся надежность и валидность.
Большой вклад в разработку этих понятий внесли зарубежные психологи (А. Анастази, Е. Гизелли, Дж. Гилфорд, Л. Кронбах, Р. Торндайк, Е. Хаген и др.). Ими были разработаны формально-логический и математико-статистический аппарат (прежде всего корреляционный метод и фактический анализ) обоснования степени соответствия методик отмеченным критериям.
В традиционной тестологии термин «надёжность» означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.
Надёжность методики – это критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.
Это согласованность результатов тестирования испытуемых в разные моменты времени, при первичном и вторичном тестировании и с использованием разных по эквивалентности, по содержанию заданий. Надежность характеризует тесты свойств, но не состояний. Свойства:
Степень надёжности методик зависит от многих причин. Среди негативных факторов наиболее часто называются следующие:
Одним из важнейших средств повышения надежности методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковая обстановка, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми и так далее.
На характеристику надёжности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка. Она может, как снижать, так и завышать этот показатель, например, надежность, может быть искусственно завышена, если в выборке небольшой разброс результатов, т.е. если результаты по своим значениям близки друг к другу. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на котором определялась надёжность методики.
В настоящее время надежность все чаще определяется на наиболее однородных выборках, т.е. на выборках, схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.п.
К.М. Гуревич предложил толковать надёжность как:
Определение надежности измерительного инструмента. От того как составлена методика, насколько правильно подобраны задания, насколько она однородна зависит точность, объективность измерения.
Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего о его однородности (гомогенности) используют метод расщепления. Задания делят на четные и нечетные (необходимо выполнение всех заданий), а затем результаты коррелируются между собой. Если методика однородна, то большой разницы в успешности по этим половинам не будет, коэффициент будет высоким. Можно сравнивать по частям, но лучше по четным и нечетным, т.к. этот способ не зависит от тренировки, утомления и т.д.
Методика надежна, если коэффициент не ниже 0,75 – 0,85, лучше 0,90 и выше.
Определение стабильности изучаемого признака. Также необходимо установить насколько устойчив, стабилен признак, который исследователь намерен измерять. Признак со временем может меняться, но колебания его не должны иметь непредсказуемый характер.
Для проверки используется прием, который называется тест-ретест. Он заключается в повторном обследовании испытуемых с помощью этой же методики. О стабильности судят по коэффициенту корреляции между результатами первого и второго обследования. Он будет свидетельствовать о сохранении или не сохранении каждым испытуемым своего порядкового номера в выборке.
На степень устойчивости влияет разнообразие фактора. Необходимо соблюдать единообразие процедуры обследования.
При определении стабильности признака большое значение имеет промежуток времени между 1 и 2 обследованиями. Чем короче этот промежуток, тем больше шансов, что этот признак сохраняет уровень первого испытания. Целесообразно проводить повторное тестирование через короткий срок после тестирования. Экспериментатор сам устанавливает этот срок, но чаще в психологической литературе указывают на интервал от нескольких месяцев (но не более полугода). Вопрос о стабильности измеряемого свойства решается не всегда единообразно. Решение зависит от сущности диагностируемого признака.
Если измеряемое свойство уже сформировано, то коэффициент должен быть не ниже 0,80.
Определение константности, т.е. относительная независимость результатов от Личности экспериментатора. Так как методика разрабатывается для дальнейшего использования ее другими психодиагностами, необходимо определить в какой мере ее результаты поддаются влиянию личности экспериментатора. Коэффициент константности определяется путем корреляции результатов двух опытов, проводимых на одной и той же выборке, но разными экспериментаторами. Коэффициент корреляции не должен быть ниже 0,80.
Вопрос о валидности решается после того, как установлена надежность, так как ненадежная методика не может быть валидной.
Валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает (А. Анастази). Валидность по своей сути – это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова её действенность, эффективность, практическая полезность.
По этой причине не существует какого-то единого универсального подхода к определению валидности. В зависимости от того, какую сторону валидности хочет рассмотреть исследователь, используются и разные способы доказательства. Другими словами, понятие валидности включает в себя разные ее виды, имеющие свой особый смысл. Проверка валидности методики называется валидизацией.
Валидность – соответствие конкретного исследования принятым стандартам (безупречному эксперименту).
Валидность в первом ее понимании имеет отношение к самой методике, т.е. это валидность измерительного инструмента. Такая про-верка называется теоретической валидизацией. Валидность во втором ее понимании уже относится не столько к методике, сколько к цели ее использования. Это прагматическая валидизация.
При теоретической валидизации исследователя интересует само свойство, измеряемое методикой.
Так как для определения теоретической валидизации тяжело найти какой-нибудь независимый критерий, лежащий вне методики, и поэтому раньше принимались на веру голословные утверждения о валидности этой методики. Так как теоретическая валидизация направлена на доказательство того, что методика измеряет именно свойство, которое она должна измерить. Для теоретической валидизации кардинальной проблемой является отношение между психологическими явлениями и их показателями, по средствам которой эти психологические явления пытаются познать. Она показывает, что замысел автора и результаты методики совпадают.
Не столь сложно осуществить теоретическую валидизацию новой методики, если для измерения данного свойства уже имеется методика с известной, доказанной валидностью. Наличие корреляции между новой и аналогичной старой методиками указывает на то, что разработанная методика измеряет то же психологическое качество, что и эталонная.
Для проверки теоретической валидности важно, с одной стороны, установить степень связи с родственной методикой (конвергентная валидность), а с другой – отсутствие этой связи с методиками, имеющими другое теоретической основание (дискриминантная валидность).
Важную роль для понимания того, что методика измеряет, играет сопоставление ее показателей с практическими формами Деятельности. Важно чтобы методика была проработана в теоретическом плане.
Проверяется практическая эффективность, значимость, полезность методики, так как методикой можно пользоваться только тогда, когда доказано, что измеряемое свойство проявляется в определенных видах Деятельности.
Для проверки прагматической валидности используется независимый внешний критерий – показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни. В качестве такого критерия могут выступать успеваемость (для тестов способностей к обучению, тестов достижений, тестов интеллекта), производственные достижения (для методик профессиональной направленности), эффективность реальной Деятельности – рисования, моделирования и так далее (для тестов специальных способностей), субъективные оценки (для тестов Личности).
Американские исследователи Тиффин и Маккормик выделили 4-е типа внешнего критерия:
Внешний критерий должен обладать 3 основными требованиями:
Оценка валидности методики может носить количественный и качественный характер.
Для вычисления количественного показателя (коэффициента валидности) сопоставляются результаты, полученные при применении диагностических методик, с данными тех же лиц, полученные по внешнему критерию. Используются разные виды линейной корреляции (по Спирмену, по Пирсену).
Качественное описание сущности измеряемого свойства. Здесь не используют статистическую обработку.
Существуют несколько видов валидности, обусловленных особенностями диагностической методики, а также временным статусом внешнего критерия: