в чем заключается мудрость змеи

Символы. В чём мудрость змеи?

Во многих символах используется образ змеи. Змея считается символом мудрости. Даже в Библии змей искушает Еву. Почему? Что за мудрость скрыта в змее?

Из книги «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской:

«Благодаря тому, что змий принадлежит к виду яйцеродных, он стал символом мудрости и эмблемой Логосов, или Саморождённых. … Бог-Творец выходит из яйца, которое выходит из уст Кнефа, как крылатый Змий, ибо Змий есть символ Все-Мудрости. У евреев то же Божество изображалось летучими или «Огненными Змиями» Моисея в пустыне.

Именно, « Змий сообщил Адаму, что если он вкусит плод Древа Познания добра и зла, то несказанно подымет своё существо через знание и мудрость, приобретённые им таким образом. Такова была установленная экзотерическая причина».

Змей один из древнейших символов, ибо пресмыкающиеся предшествовали птицам, а птицы – млекопитающим. Отсюда и верование или, вернее, суеверие диких племён, утверждающих, что души их предков живут под этим образом, а также и общераспространённая ассоциация Змия с Деревом.

Наги индусов и тибетские Адепты были человеческими Нагами (змеями), не пресмыкающимися. Кроме того, Змий всегда был прообразом последовательного или периодического возрождения, Безсмертия и Времени.

Змий стал образом (или символом) зла и дьявола лишь в средние века.

Первые христиане, так же как и гностики-офиты, имели своего двойственного Логоса; Змия добра и зла, Агатодемона и Какодемона.

… Семь Гласных изображаются знаками Свастики на короне семиглавого Змея Вечности. … Они суть Семи Сфер посмертного восхождения в герметических писаниях, в каждой из которых «смертный» оставляет одну из своих душ или начал, пока не достигнет плана, превыше всех сфер, где и прибывает как великий не имеющий формы Змий Абсолютной Мудрости или само Божество. Семиглавый Змий имеет несколько значений в сокровенных учениях. Он есть семиглавый дракон, каждая голова которого есть звезда Малой Медведицы; но он также был, главным образом, и Змием Тьмы, непостижимый и непознаваемым, семь голов которого Были Семью Логосами, отражениями единого и первопроявленного Света – Вселенского Логоса».

Какими же особенностями обладает Змей?

Из книги «Маленький принц» А.С. Экзупери:

«Маленький принц устремил на неё долгий взгляд.

Маленький принц усмехнулся.

— Не такая уж ты и могущественная. У тебя даже ног нет. И путешествовать ты не можешь.

И обвила лодыжку Маленького принца, будто золотой браслет.

Источник

В чем заключается мудрость змеи

Главная в чем заключается мудрость змеи. Смотреть фото в чем заключается мудрость змеи. Смотреть картинку в чем заключается мудрость змеи. Картинка про в чем заключается мудрость змеи. Фото в чем заключается мудрость змеиВопросы и ответы в чем заключается мудрость змеи. Смотреть фото в чем заключается мудрость змеи. Смотреть картинку в чем заключается мудрость змеи. Картинка про в чем заключается мудрость змеи. Фото в чем заключается мудрость змеиПочему? Зачем? Как? Для чего?

У многих народов змея ассоциируется с мудростью и знаниями. Змея была символом мудрости еще в античности, и даже Иисус Христос говорил в Святом Писании: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Странно, почему люди наделили змею такими свойствами, ведь с научной точки зрения ей не присущи высокие показатели уровня интеллекта. Давайте же разберемся, почему змея мудрая, и откуда взялось это поверье.

Возможно, змею наделили мудростью и умом в память о библейском змее, ведь он был умен и хитер. В оккультизме змей олицетворяет мудрость, и это также связано с историей в Эдемском саду. Считается, что человек даже сегодня может отведать плод с древа познания и узнать обо всем на свете, став подобным богам. Вот и ищут черные маги пресловутого змея, чтобы спросить у него, где находится древо.

в чем заключается мудрость змеи. Смотреть фото в чем заключается мудрость змеи. Смотреть картинку в чем заключается мудрость змеи. Картинка про в чем заключается мудрость змеи. Фото в чем заключается мудрость змеи

Змеи всегда были загадкой для человека, поскольку очень скрытны — долгое время за ними невозможно было проследить, и люди мало знали о жизни таинственных существ. Со змеей невозможно наладить эмоциональное общение, как с кошкой или собакой, и даже прирученные экземпляры не испытывают никаких чувств к своим хозяевам. Эта загадочность создала вокруг змеи ореол таинственности, а всему таинственному обычно приписываются какие-нибудь исключительные свойства.

Змее не присущи эмоции, она хладнокровное животное, которое не делает лишних движений, всегда поступает обдуманно, никогда не укусит без особой надобности. В нашем обществе ее можно сравнить с человеком, который умеет контролировать свои чувства и поступать по велению разума. Такой человек и считается мудрым, ведь он не делает ошибок под влиянием минутных порывов.

Источник

Мудры ли змеи, и просты ли голуби?

Евангельский Иисус призывает своих последователей: Матф. 10:16 «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».

Давайте-ка разберемся с символикой змеи и голубя.

«В Греции змея олицетворяет мудрость, обновление жизни, воскресение, исцеление, и в этом качестве считается атрибутом Эскулапа, Гиппократа, Гермеса и Гигеи. Змея — одна из ипостасей Эскулапа как спасителя и целителя. Жизненный принцип, agathos daimon (добрый демон), иногда — териоморфный облик Зевса-Аммона и других божеств. Змея посвящена Афине как богине мудрости и Аполлону Дельфийскому как богу света, поражающего питона (Пифона). Аполлон не только избавляет солнце от сил тьмы, но и освобождает человеческую душу воодушевлением и светом знания. В мистериях змея ассоциируется с божествами-спасителями и, кроме того, связана с мёртвыми, в частности, с умершими героями. Жизненное начало или душа покидала тело в облике змеи, и души умерших могут перевоплощаться в змей. Змея — символ Зевса-Хтониуса, также фаллический символ, иногда изображается обвившейся вокруг яйца — символа жизненной силы, олицетворяет ещё страсти, придающие витальность мужскому и женскому началу».

«Всего, что ползает на брюхе: не ешьте». Именно в слове «брюхо» находится вертикальная буква «вав» (она выглядит как вертикальная палочка), которая делит текст Пятикнижия ровно пополам. Здесь эта буква выделена особо и написана гораздо крупнее остальных букв свитка Торы. А всё, «что ползает на брюхе», — это змеи («на брюхе своем ходить будешь»). Какой в этом смысл? Согласно аллегорическим толкованиям, Змей, до того, как был проклят, ходил, преисполненный гордыней, на двух ногах (напоминая букву «вав»), как и человек. Тот, кто дерзко и гордо задирает нос, презирая окружающих, заслуживает того же проклятия». (Мэяйна шэль Тора).

Рав Гедалия Спинадель учит: «Интересно, что числовые значения слов «машиах» (мессия) и «нахаш» (змей) — равны. Комментаторы объясняют: в будущем, на заключительном этапе истории, Машиаху предстоит искоренить в мире влияние «змея» (как символа искуса, подстрекательства, криводушия)».

Ис. 11:6-9 «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и пантера будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море».

Исходя из вышесказанного, призыв быть «мудрыми, как змеи» весьма и весьма подозрителен, и свидетельствует о том, что высказывал его человек, принадлежавший скорее к эллинистической, нежели к иудейской культуре!

Теперь разберемся с голубями.

Что значит «будьте просты, как голуби»? Простота, зачастую, ассоциируется с глупостью и юродством (метафора «глупого голубя» упоминается в пророчестве Осии (7:11)), в особенности в паре с высказыванием Павла «но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1кор. 1:27). Не поэтому ли христиане презирают еврейских мудрецов и отвергают Тору?

Рав Натан Агрес учит: «Голубь является олицетворением еврейского народа (наряду с некоторыми другими представителями животного мира), мы находим это в Песни Песней (2:14, 5:2, 6:9) и в других местах в Танахе. Это связано с целым рядом «качеств» голубя, основное из которых — супружеская преданность: когда голубка выбирает себе супруга, она верна ему до конца и не принимает других. Так и еврейский народ: с тех пор, как Всевышний вывел нас из Египта и дал нам Свою Тору, мы храним Ему верность, несмотря ни на какие трудности и испытания. И хотя сегодня значительная часть евреев отошла от веры, это — только на поверхности и под страшным давлением факторов, о которых нет возможности говорить здесь подробно. Но в глубине души большинство очень близко к своему духовному Источнику. И, слава Б-гу, мы видим, как растет число тех, кто ищет пути к Нему и стремится занять свое место в еврейском народе, место, которое не может занять никто другой. Голубь верен не только супругу, но и детям и, вообще, гнезду. Так и евреи самоотверженно передают Традицию из поколения в поколение и не оставляют Тору и Землю Израиля. Почти во все, даже самые трудные, времена были единицы, жившие на Земле Израиля. Около тысячи лет после разрушения Второго Храма многие евреи совершали паломничество в Иерусалим три раза в год, в память о паломничестве, предписанном Торой в три праздника: Песах Шавуот и Суккот.

Еще одно значимое свойство голубя — его готовность к самопожертвованию: он как бы добровольно «закидывает голову назад», давая возможность человеку зарезать его. Так и еврейский народ: когда было необходимо пожертвовать собой ради Торы, мы шли на это, причем, кажется, это феномен, практически не имеющий аналога у других народов! Мидраш подчеркивает красоту и, одновременно, скромность голубя — свойства, которые, в идеале, должны быть присущи еврейскому народу. Принося в жертву голубей (будь то всесожжение или другие виды жертвоприношения), человек как бы говорит Всевышнему: я — представитель этого народа, народа, уподобленного голубю в самых глубинных свойствах. Рав Шимшон-Рефаэль Гирш (комментарий к Ваикра) кроме того поясняет: голубь символизирует того, кто подвергается страданиям и гонениям. Даже, не дай Б-г, страдающий и гонимый человек должен помнить, что все находится под полным контролем Всевышнего и что муки не напрасны, а ведут к счастью и добру. И даже в этом состоянии человеку следует верно исполнять долг, возложенный на него Всевышним.»

Выходит, голуби не настолько просты, как кажутся. И быть «простым, как голубь» понятие неоднозначное, в особенности, если эта простота (в христианстве) граничит с глупостью и подразумевает нежелание учить Тору, достигать мудрости и жить в соответствии с заповедями Всевышнего, т.е. нежелание трудиться, прилагать усилия, исправлять свой характер, чтобы приближаться к Б-гу.

Итак, человек вовсе не должен уподобляться змее! Совсем наоборот, его задача заключается в том, чтобы непрестанно бороться со своим «внутренним змеем», и достигать праведности.

Что касается голубей, то, уподобляясь им, следует:

1. Быть преданным Единому Творцу и Его Торе.
2. Сохранять супружескую верность и преданность.
3. Быть готовым к самопожертвованию (освящение Имени Всевышнего).
4. Являть собой пример скромной красоты (и внешне, и внутренне).
5. Помнить, несмотря ни на что, о своем долге перед Творцом.

Будьте мудры, но не как змей, который был хитрее всех; и просты, но не как юродивые.

Рав Бенцион Зильбер: «С точки зрения Торы, подходить к жизни просто значит решать все вопросы прямо, на основе её заповедей, не строя сложных комбинаций, не ища обходных путей, корысти, выгоды, личной пользы, не руководствуясь самолюбием, что неизбежно приводит к ущемлению интересов других людей, а то и заранее рассчитано на такое ущемление».

Источник

Евангелие по Матфею 10:16

Толкования:

Анонимный комментарий

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 16-18 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков

Волками Он называет книжников и фарисеев, которые были клириками иудеев.

посему будьте мудры, как змии и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей, ибо они передадут вас в суды и будут бичевать вас в собраниях (синагогах) своих, и к правителям и царям вы будете водимы ради Меня во свидетельство им и народам

Блаж. Феофилакт Болгарский

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков

итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби

Хочет, чтобы ученики его были и мудры. Чтобы, слыша, что они сравнены с овцами, ты не подумал, что христианин должен быть слабоумным, говорит: он должен быть и мудрым, зная, как надобно жить среди массы врагов. Как змея все свое тело подставляет под удары, а голову охраняет, так и христианин все должен отдавать бьющим его, даже тело свое, а голову, которая есть Христос и вера в Него, должен беречь; как змея, сжимаясь в какой-нибудь скважине и проползая, скидает с себя старую кожу, так и мы, идя тесным путем, должны совлекать с себя ветхого человека. Но так как змея и вредит, то Господь повелевает нам быть простыми, то есть чистыми, незлобивыми и безвредными, как голуби, ибо последние, лишаясь даже детей и будучи преследуемы, тотчас возвращаются к своим хозяевам. Итак, будь мудр, как змея, чтобы не смеялись над тобою в жизни, но чтобы все твое было безукоризненным. Что же касается вреда в отношении к другим, то будь как голубь, то есть незлобив, прост.

Евфимий Зигабен

Се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие

Се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков

Ободрив их тем, что Он прежде возвестил, и сделав их твердыми и непоколебимыми, предсказывает то, что должно случиться с ними не только в ближайшем, но и в отдаленном будущем. Делает же Он это, во-первых, для того, чтобы Апостолы знали силу Его предведения, во-вторых, чтобы, страдая, не подумали, что страдают по слабости Пославшего их, в-третьих, чтобы заранее зная, что пострадают, впоследствии легче переносили эти страдания. Се, говорит, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков. Я, Всемогущий, посылаю вас, чтобы уязвляли и терзали вас злонамеренные люди, но вы не мстите им и не защищайтесь от них руками. Почему? Потому что таким путем вы скорее победите и волков сделаете овцами. Сила Моя все совершает и кротость ваша смирит, как и многое другое, свирепость и жестокость неверных. Не дерзостью обыкновенно укрощается дерзость, но кротостью. Врачующему безумных должно терпеливо переносить их обиды, имея в виду одно только избавление их от безумия. Поэтому и мы, если не обнаружим кротости овец против жестокости обижающих нас, ни в каком случае не получим помощи от Своего Пастыря, потому что Он – Пастырь овец, а не волков. Я посылаю вас, как овец среди волков для того, разумеется, чтобы вы обнаруживали кротость овец пред волками, и имели не только эту кротость, но и тщательно сохраняли целость, т.е. простоту и невинность; чтобы, подвергшись обидам и преследованиям, вы не переставали благотворить обижающим. А чтобы и то, и другое было согласно с добродетелью, необходима мудрость змеи в охранении головы, т.е. веры, и простота голубя в прощении обид злоумышляющему. И это нужно соблюдать не пять, или десять лет, но до последнего издыхания, потому что такое значение имеют слова: претерпевый же до конца, той спасен будет ( Мф. 10, 22 ).

будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие

Лопухин А.П.

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

Прав. Иоанн Кронштадтский

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

Нам нужно быть только мудрыми духовно, чистыми и незлобивыми, чтобы Дух Божий был с нами и в нас и действовал чрез нас.

Дневник. Том I. 1856.

Будьте мудры, как змии, сказал Спаситель. Когда змея видит неприятеля своего, тогда она искусно скрывает свою голову, чтобы неприятель не уязвил ее, и свертывается в кольцо. Подобным образом должен беречься человек от духовного врага своего, диавола: он должен прятать голову свою, то есть ум свой, в сердце и, сосредоточивши таким образом всю жизнь свою в одном пункте, тем сильнее противиться духу злобы, который развлеченные силы души очень скоро ниспровергает. Оттого рассеянных людей ему ничего не стоит опрокинуть, разбить.

Прп. Амвросий Оптинский

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

Мудрость змеиная, по изречению толковников, состоит в том, что когда бьют змею, то она более всего хранит голову, так и христианин в напастях и трудных обстоятельствах должен более всего хранить веру; во-вторых, мудрость змеиная состоит в том, что когда змея хочет скинуть с себя старую кожу, то пролазит сквозь тесную скважину, а иначе с себя старую кожу скинуть не может; так и христианин, если желает совлещися ветхого человека, то должен проходить тесный путь, по Евангельскому учению. Целость же голубиная состоит в незлобии и прощении обид, или досад, или подобного.

Прп. Антоний Великий

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

Вопрос. Что имеет в виду Господь, когда повелевает нам быть мудрыми равно проклятой змее, говоря: «Будьте мудры как змеи, и кротки как голуби»?

Ответ. Мудрыми как змеи Господь нам повелевает быть во всякой напасти и искушении, сохраняя свою главу, а глава Церкви – Христос. Ибо, как сказал Апостол, змея, будучи настигнута преследующими ее людьми, все тело подставляет под удары, но, действуя мудро, сохраняет голову невредимой: остановившись и замерев, она свивается в клубок; при этом в середине оказывается голова, как стеной охраняемая телом. Так же мудро она сбрасывает старую кожу, как бы освобождаясь от ветхости, тем самым велит нам, отягощенным узким и полным несчастий путем, совлечься ветхого человека и облечься в нового, таким образом обновившись. Кроме того, можно для своей пользы подражать ее изобретательности: как она лестью ввела нас в преступление и падение, так мы должны в ближних всевать то, что относится к вере. […]

Иисус Христос, когда раб бил Его во время добровольного Его страдания, не ответил, хотя и тьмы Ангелов Ему служили. Апостол Павел, подражая Ему, когда получил от иудеев единым разом сорок пять ударов, показывал, как мы долготерпим равно Богу. Тот, кто одноименной жизни в Боге причащается, удален от гнева, ибо любое совершенное делание добра – это Бог. Бог прекрасно именуется долготерпеливым, ибо Он далек от гнева. И внешние учения почитают это: так, Сократ – законодатель афинского учения, будучи избит, не отомстил. Антисфен, когда какой-то злохульник искалечил его лицо, ничего не сказав, ушел, но только написал на лице имя ударившего, чтобы не думали видящие, что он одержим или пьян. Эпиктету лютый хозяин перебил голень. И у многих философов учением было молчание в бедствиях – оно было владыкой для владыки по мудрости. Мы не можем ослабнуть от того, что нас оскорбляют. Но последуем за Творцом своим и всего: если встретится разнузданный раб, который даст пощечину, то мы скажем ему словами Божиими: «Если я говорил плохое, то свидетельствуй об этом плохом, а если хорошее, то почему ты меня бьешь?» (см. Ин. 18:23 ) Так противник будет словно ранен стрелою долготерпения и, отказавшись от дерзости языка и поведения, во всем будет воздавать благодарность. А виновник этого отказа обучится не налетать и не дерзать на худшее, желая большой платы за труды, но будет сдерживаться о большем, и не брать дополнительной суммы. Разве труды не становятся совершенными, когда есть свидетельства: «Страдания этого времени не стоят откроющейся славы» (см. Рим. 8:18 ), – сказал много раз пострадавший ради Христа и все в настоявшем имевший великий Апостол.

Прп. Исидор Пелусиот

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

Господь повелевает нам, разумливый мой, быть мудрыми подобно змее, во всяком искушении соблюдать главу свою, то есть веру нашу. Ибо змея, в каких бы затруднительных обстоятельствах ни находилась и каким бы ударам ни подвергалась, сохраняет голову свою невредимою. А также ухитряется совлечь с себя ветхость, проползая сквозь какое-либо тесное отверстие и там слагая свою старую кожу. Посему Господу угодно, чтобы и мы на тесном пути и в злострадании совлекались ветхого человека и облекались в человека нового, обновляемаго по образу Его ( Кол. 3:10 ) …

Итак, если Писание представило различные образы, взятые от одного животного, и мы не смешиваем изображаемого ими, но каждому присваиваем то, что подобает, чему дивишься, когда Ап. Павел заимствовал образ от брения не с намерением унизить свободу, которую он везде увенчивает, но желая и показать ту великую покорность и то послушание, какие праведный человек должен иметь по отношению к Богу, и уврачевать беснования тех, которые осмеливаются подвергать нареканию познание чистое и превышающее всякое слово и разум.

Письма. Книга I.

Прп. Максим Исповедник

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

Ведующий ум становится мудрым, как змий, и простым, как голубь, всегда сохраняя веру, словно голову, несокрушаемой и мудро отстраняя от себя, наподобие голубя, раздражение ярости, а поэтому он не помнит зла [своим] обидчикам и притеснителям.

Прпп. Варсанофий и Иоанн

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

Вопрос. Что значит: будите мудри яко змия и цели яко голубие.

Ответ. Кто мудрость змия, в отношении зла, соединит с незлобием голубя, в отношении добра, тот не допустит мудрости своей смешаться с лукавством и простоте своей быть несмысленною.

Свт. Василий Великий

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

Толкование на пророка Исаию.

Вопрос. Кто мудр, как змея, и цел, как голубь?

Свт. Григорий Палама

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

Когда люди, близкие к нам по плоти, вознамерятся отвлечь нас от последования воле Божией, окажем к ним святую ненависть, подобную той, какую оказывают волкам агнцы, непретворяющиеся в волков и незащищающиеся от волков зубами. Святая ненависть к ближним заключается в сохранении верности к Богу, в несоизволении порочной воле человеков, хотя ее эти человеки и были ближайшими родственниками, в великодушном терпении оскорблений, наносимых ими, в молитве о спасении их, – отнюдь не в злоречии и не в однородных злоречию действиях, которыми выражается ненависть естества падшего, ненависть богопротивная.

Свт. Иоанн Златоуст

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

Затем, чтобы они поняли, что [теперь] новый закон брани и необычный способ битвы, Он, посылая их [почти] нагими, в одном хитоне, босых, без жезла, без пояса и без сумы, и повелевая получать пищу от тех, кто их принимает, и на этом не закончил Своего слова, но, показывая Свою несказанную силу, говорит: «Вам так следует идти [на проповедь]: проявляйте овечью кротость, хотя вам предстоит идти к волкам, и не просто к волкам, но и в среду волков».

…Видишь ли ты могущество? Видишь ли власть? Видишь ли непреодолимую силу? Слова Его имеют такой смысл: не смущайтесь, говорит Он, что Я вас посылаю как овец среди волков, и повелеваю, чтобы вы были как голуби. Я мог поступить иначе: Я мог не попустить претерпевать вам какое-либо зло и не предавать вас как овец волкам; Я мог сделать вас страшнее львов. Но лучше этому быть так: это и вам приносит более славы, и Мою возвещает силу.

Но поможет ли нам сколько-нибудь, скажут, наша мудрость в таких опасностях? И можно ли иметь какую-либо мудрость, когда нас обуревают такие волны? Сколько бы овца мудра ни была, но что она может сделать среди волков, и притом среди такого множества волков? Сколько бы ни был незлобив голубь, но что ему делать при нападении такого множества ястребов? Для бессловесных тут нет никакой пользы, а для вас – польза величайшая. Но посмотрим, какая здесь требуется мудрость. Мудрость змеиная. Как змей ничего не бережет и, когда самое тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы только соблюсти голову, так и ты, говорит Христос, все отдай: и имение, и тело, и самую душу – кроме веры.

Вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой. Вот почему Господь и повелел быть им не простыми только и незлобивыми, и не мудрыми только, но совокупил то и другое, чтобы из того и другого составилась добродетель: Он требовал змеиной мудрости для предостережения от опаснейших поражений, а голубиного незлобия – для предотвращения мстительности за обиды и отплаты за наветы, потому что нет никакой пользы и в мудрости, когда она не соединена с незлобием.

Что может быть строже этих повелений? Не достаточно только претерпевать бедствия: нет, – говорит, – Я не позволяю тебе за то даже и гневаться (это и значит быть голубем).

Беседы на Евангелие от Матфея.

Беседы на псалмы.

Слово первое на святую Пятидесятницу.

Подлинно, ничто не бывает столько при­чиною вражды и раздора, как любовь к настоящим благам, пристрастие или к славе, или к богатству, или к удоволь­ствиям. Когда же ты разорвешь все эти узы и не попустишь душе пленяться чем-нибудь подобным, тогда увидишь, откуда берет свое начало раздор, где лежит основание добродетели. Для того Христос и повелевает нам быть овцами среди вол­ков, чтобы ты не говорил: я потерпел то и то, и оттого ожесточился. Хотя бы ты потерпел бесчисленное множество обид, продолжай быть овцою, и победишь волков. Такой-то че­ловек зол и нечестив; но ты имеешь силу, которою можешь преодолевать и злых. Что смиреннее овцы? Что свирепее волка? Однако первая преодолевает последнего, как видно на апостолах, потому что нет ничего могущественнее кротости, ничего – сильнее долготерпения. Вот почему Христос и заповедует нам быть овцами среди волков. Но сказав это и желая объ­яснить, каков должен быть Его ученик, и что для него недо­статочно этой простоты, т.е. кротости овцы, прибавляет еще нечто другое: «будьте…, говорит, как голуби», соединяя кротость двух смирных и незлобивых животных. Такой требует Он от нас кротости, когда мы обращаемся среди злобных! Не говори мне: он зол, я не могу сносить. Тогда особенно и нужно показывать кротость, когда мы имеем дело с злобными и враждебными; тогда и открывается ее сила, тогда и сияет ее действенность, достоинство и польза.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

В чем мудрость змеиная? В том, что змея очень осторожна и ко всему внимательна. А также в том, что при опасности змея больше всего старается защитить свою голову, то есть самое главное. Так и служитель Христов: должен быть осторожным во всех своих поступках, вдумчиво относиться ко всему окружающему. А в моменты опасности для святой веры больше всего нужно ему хранить ее неповрежденность. Если ученик Христов лишился имущества, постигло его унижение, впал он в болезнь, сидит в узах, но православие свое сохранил – он удержал все…

Троицкие листки

Ст. 16-18 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками

Посылая Своих апостолов на проповедь, Христос Спаситель сначала «вооружил их чудесами, обеспечил относительно пропитания, освободил от всех житейских попечений» (святитель Иоанн Златоуст), и только после всего этого начинает говорить им о тех бедствиях, какие должны их постигнуть, и подготавливает к той брани против диавола, какая их ожидает впоследствии.

ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня… И так как Господь намерен был потом послать Своих учеников не к одним Иудеям, но и к язычникам, то и говорит, для свидетельства перед ними и язычниками, т.е. в обличение всем, которые не веруют, дабы потом не могли сказать, что им не было возвещено Евангелие, когда они проповедников этого Евангелия мучили…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *