в чем заключается мотив учителя
Мотивация педагогической деятельности
ПЛАН
1. Общая характеристика педагогической мотивации
2. Мотивация и центрация
3. Профессиональные требования к личности современного педагога
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. В педагогической деятельности выделяются те же мотивационные ориентации, что и в учебной. Это внешние мотивы, например, мотив достижения, и внутренние мотивы, например, ориентация на процесс и результат своей деятельности. Внешние мотивы престижности работы в определенном образовательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда часто соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста, самоактуализации. Вместе с тем, в педагогической деятельности в специфической форме взаимодействия взрослого и ребенка появляется такая ориентация, как доминирование, или мотив власти. Один из исследователей педагогических способностей, Н А Аминов, считает для того, чтобы показать, какое отношение имеет мотив власти к педагогической деятельности, необходимо сначала остановиться на точке зрения Г А Мюррея, который еще в 1938г, дал определение мотива власти, назвав его потребностью в доминировании. Г А Мюррей выделил основные признаки потребности в доминировании и соответствующие ей действия. Признаками, или эффектами потребности доминирования является следующие желания:
— контролировать свое социальное окружение;
-воздействовать на поведение других людей и направлять его посредством совета, обольщения, убеждения или приказания;
-побуждать других, поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;
— добиваться их сотрудничества;
— убеждать других на своей правоте.
Н.А. Аминов отмечает также соответствие этим желаниям определенных действий, которое, согласно Г.А Мюррею, сгруппированы следующим образом:
— склонять, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать;
— подчинять, править, властвовать, попирать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, вводить нормы, составлять правила поведения, принимать решения;
— запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать, устанавливать моду.
Несомненный интерес, по мнению Н.А. Аминова, для анализа ресурсов власти в учебно-педагогическом процессе представляет предложенная Дж. Френчем и В. Равеном классификация ее источников. При этом существенно, что некоторые из видов мотива власти (вознаграждение, наказание) суть проявления, как уже было показано, двух сторон мотивации достижения, по К. Хэкхаузену. Н. А. Аминов (1990) приводит для иллюстрации следующие виды мотива власти, соотносимые с педагогическими действиями учителя.
1. Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием, в какой мере: А (учитель) может удовлетворить один из мотивов Б (ученика) и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения Б.
2. Власть наказания. Ее сила определяется ожиданием Б (ученика), во-первых, той меры, в какой А (учитель) способен наказать его за нежелательные для А действия фрустрацией того или иного мотива, и во-вторых, насколько А сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения Б.
3. Нормативная власть. Речь идет об интериоризированных Б (учеником) нормах, согласно которым А (учитель) имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения, в случае чего настаивать на них.
4. Власть эталона. Она основана на идентификации Б (ученика) и желание Б быть похожим на А.
5. Власть знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых А (учителю) со стороны Б (ученика) особых знаний по изучаемому предмету, интуиции или навыков обучения в рамках предмета.
6. Информационная власть. Она имеет место в тех случаях, когда А (учитель) владеет информацией, способной заставить Б (ученика) увидеть последствия своего поведения в школе или дома в новом свете.
Естественно, для анализа мотивации педагогической деятельности наибольший интерес представляет последняя стадия развития мотива власти. Н. А. Аминов подчеркивает, что мотивационной основе выбора педагогической деятельности мотив власти всегда ориентирован на благо других (помощь через знания). Это важно и для прогноза успешности педагогической деятельности. Под оказанием помощи, альтруистическим (просоциальным) поведением, по Н. А. Аминову, могут пониматься любые целенаправленные на благополучие других людей действия. Эта позиция созвучна гуманистической трактовке мотивации обучения, хотя и сформулированной на другой основе, и выраженной в других терминах.
Мотивационно-потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации, по А. Б. Орлову. Центрация понимается в гуманистической педагогике как «особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения. Центрация трактуется одновременно и как результат личностного роста учителя и учащихся, развития их общения, творчества, субъективного (личностного) роста в целом». Согласно А. Б. Орлову, личностная центрация учителя является «интегральной и системообразующей» характеристикой деятельности педагога. При этом полагается, что именно характер центрации учителя определяет все многообразие этой деятельности: стиль, отношение, социальную перцепцию и т.д.
А. Б. Орлов описывает семь основных центраций, каждая из которых может доминировать как в педагогической деятельности в целом, так и в отдельных, конкретных педагогических ситуациях:
– эгоистическая (центрация на интересах своего «Я»);
– бюрократическая (центрация на интересах администрации, руководителей);
– конфликтная (центрация на интересах коллег);
– авторитетная (центрация на интересах, запросах родителей учащихся);
– познавательная (центрация на требованиях средств обучения и воспитания);
– альтруистическая (центрация на интересах (потребностях) учащихся);
– гуманистическая (центрация учителя на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей (администратора, коллег, родителей, учащихся).
Путь к новому демократическому обществу, правовому государству проходит через высокую образованность, высокую культуру. Именно поэтому, уровень образования, степень профессиональной подготовленности должны стать мерилом прогресса нашего общественного развития в 21 веке.
Современные требования к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей.
Видные учёные: И.П. Подласый, И.А.Зимняя, М.Очилов, А.Мунавваров считают, что педагогические способности – качество личности, интегрировано выражающееся в склонностях к работе с обучаемыми, получении удовольствия от общения с ними.
На наш взгляд, можно выделить следующие педагогические способности:
1. Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
2. Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей студентов, повышать учебно-познавательную активность и т.п.
3. Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.п.
4. Персептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
5. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.
6. Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
7. Суггестивные способности заключаются в эмоционально- волевом влиянии на обучаемых.
Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны принять важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством.
Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Никаких срывов, растерянности и беспомощности учащиеся не должны чувствовать и видеть. Еще Юсуф Хос Ходжиб указывал, что учитель является плодотворным солнцем для молодой души.
Современный педагог должен быть душевно чутким, т.к. в характере учителя это своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся. Иными словами он должен быть эмпатичным.
Педагог обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной.
Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого. В его арсенале шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка – все, что позволяет создать в аудитории положительный эмоциональный фон.
Личность современного учителя, воспитателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог должен быть и носителем высокой личной культуры. Хотим мы этого или нет, но педагог всегда являет собой наглядный образец для обучаемых, образец этот должен быть своеобразным эталоном того, как принято и как следует себя вести.
Консультация «Мотивация в деятельности педагога»
Татьяна Пирогова
Консультация «Мотивация в деятельности педагога»
Мотивация в деятельности педагога.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Мотивация вообще, и мотивация воспитателя в частности, является одной из фундаментальных проблем как для отечественной, так и для зарубежной психологии и педагогики. Её значимость для образовательной практики настолько велика, что интерес и внимание учёных к различным аспектам этой проблемы не ослабевает на протяжении многих десятилетий.
Прежде, хочется напомнить значение самого термина.
Для начала давайте ответим на вопросы, какие мотивы связаны с вашей деятельностью. Подумайте минутку и запишите.
В настоящее время для объяснения мотивации педагога широко привлекаются общепсихологические теории. В качестве примера можно привести широко известную пирамиду потребностей А. Маслоу.
Согласно Маслоу, человек работает для того, чтобы удовлетворить свои потребности.
Он выделил пять качественно разных групп человеческих потребностей:
физиологические потребности (еда, вода, жилье, отдых, сексуальные потребности);
потребности в безопасности и стабильности (потребность в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем);
социальные потребности (принадлежность к социальной группе (семья, друзья, коллеги по работе и т. д., чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности, поддержки);
потребности в общественном признании (потребности в самоуважении, признании и уважении со стороны окружающих)
потребности самовыражения (потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности).
Если внимательно посмотреть на это изображение, то «развитие», «персональный рост» находятся в самом верху пирамиды. Этим можно просто объяснить тот факт, почему очень мало людей реально парятся на тему персонального и личностного роста. Ведь до вершины пирамиды еще нужно дойти…
Одна из моделей принадлежит отечественному исследователю К. Г. Митрофанову, считающему, что мотивация педагога развивается поэтапно. В начале своей профессиональной деятельности основным мотивом педагога является стремление к самоутверждению, признанию со стороны учеников, коллег, родителей. Затем акцент переносится на содержание воспитания и обучения. Педагог активно овладевает преподаваемым материалом, занимается конструированием отдельных занятий и учебных курсов, что приводит к повышению его интереса к способам педагогической работы. Впоследствии начинают преобладать интересы к пониманию и развитию дошкольника, его личности и поведения.
Распространена также точка зрения, согласно которой профессиональные мотивы педагогаможно сгруппировать в три блока :
— мотивы выбора педагогической профессии;
-мотивы, проявляющиеся в процессе труда педагога;
— мотивы совершенствования педагогической деятельности.
Первый блок включает в себя интерес к работе с детьми, подражание (например, своим учителям, родителям, коллегам и т. д., а также способность к организаторской деятельности.
По мере работы воспитателя, приобретения им своего опыта педагогической деятельности у него складывается интерес к работе с детьми определённого возраста, происходит осознание важности, значимости своего труда для общества, появляется интерес к развитию своих педагогических способностей.
В отличие от других,педагог (так же, как и врачи, военные) предрасположены к тому типу мотивации труда работников, для которого основу составляют высокие идейные и человеческие ценности. Это люди, стремящиеся своей деятельностью принести людям добро и гуманизм. Большинство из них работают ради дела, которым занимаются, вне зависимости от материального вознаграждения. Работников с мотивацией такого типа называют «патриотами».
Все люди мотивируются разными факторами. Залог успеха состоит в том, чтобы дать сотрудникам то, чего они действительно хотят, к чему стремятся. Разобраться в этом и сформировать соответствующую систему мотивации помогут социально-психологические типы.
Молодые специалисты часто готовы работать за скромный оклад, на небольшой нагрузке ради получения опыта и соответствующей квалификации. Они достаточно инертны, пассивны в делах коллектива, стремятся впитывать, усваивать, а не влиять. Юные работники не умеют планировать, прогнозировать свою работу, определять конечный результат. Их сверхзадача — справиться с возложенными должностными обязанностями. Однако пройдет год-два — и все поменяется.
Профессионалы — высококлассные специалисты, работающие, прежде всего на результат. Они реалистичны, активны, инициативны, стремятся к участию в руководстве организацией, берут на себя разные общественные поручения.
Творцы — это креативные личности, интеллектуалы, предпочитающие эвристические формы работы. Они ищут интересные приемы, подходы, стремясь модернизировать учебный процесс. Творцы способны выдвигать идеи и реализовывать их, но непросто уживаются в коллективе, так как излишне критичны и самокритичны.
Пунктуалы, скорее всего, педанты-аккуратисты, которые особенно ценят комфортность работы, ее своевременное начало и завершение, четкость и спланированность действий руководства.
Хранители традиций чувствуют себя наставниками, неформальными лидерами. Находясь несколько в стороне от привычной суеты, мэтры владеют механизмом влияния на начальство, формируют общественное мнение и определяют судьбоносные решения.
В любом педагогическом коллективе работают педагоги, для которых в тот или иной момент актуальны потребности разного уровня (разная мотивация). Это зависит от возраста, образования, опыта работы, характеристик личности воспитателя, социально-психологических условий труда.
Теперь зачитайте, что у вас получилось какие мотивы связаны с вашей работай?
Вкратце расскажу о способах мотивации:
Экономические способы мотивации
Наиболее реалистичны малозатратные разовые варианты, которые выполняют больше психологическую задачу и могут оказаться полезными на некоторое время. Они ни к чему не обязывают и могут применяться в отношении всех членов коллектива.
Интеллектуально-творческие способы мотивации
Это способы мотивации творческих кадров, способствующие их образовательному и профессиональному росту, в том числе карьерному. Данные подходы востребованы в работе с активными профессионалами, креативными личностями. Даже разовое использование такой мотивации может быть полезно. Оно необходимо одаренному педагогу для дальнейшего саморазвития.
Среди таких приемов выделяют:
доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой выполненной работы, устная похвала после посещения (занятия) или мероприятия;
Сюда относят способы мотивации, позволяющие экономить время специалиста или распределять его более эффективно. Эти приемы окажутся близки пунктуалам, желающим оптимизировать свое пребывание на работе.
Данное стремление, прежде всего, связано с семьей (строительство семейного гнезда, воспитание детей, уход за больными родственниками, а также может быть вызвано занятостью на другой работе, общественной деятельностью, наличием любимого увлечения и проч.
дополнительные отгулы (в течение года или к отпуску);
удобный график отпуска, а также его непрерывность;
наиболее компактный (без окон) график работы;
методические часы и дни;
возможность выбора учебной нагрузки.
Данные методы призваны повышать роль педагога в коллективе. Они особенно ценны для хранителей традиций образовательного учреждения.В их число входят:
оказание административной помощи в разрешении конфликтных ситуаций (между педагогами или родителями учащихся);
публичная похвала на совещании или педсовете;
вынесение благодарности в приказе;
представление к грамоте или званию;
помещение фотографии на стенд типа «Лидеры в образовании»;
признание успехов детей (организация выставки работ учащихся, концерта творческого коллектива, выступления спортивной команды и т. п.);
выражение признательности со стороны детей и их родителей.
Используя данные способы в отдельности и интегрируя их, а также используя индивидуальный подход к каждому педагогу, можно достигнуть высокого качественного результата.
Рассказ «Моя работа».
Участники составляют письменный рассказ о своей работе в произвольной форме, но важно,чтобы в рассказе были ответы на следующие вопросы:
• Имею ли я четкую картину о своей работе и ее целях?
• Что нужно делать, чтобы достичь высоких результатов в профессиональной деятельности?
• Помогает ли мне работа в достижении других жизненных целей?
• Каковы мои цели (ближние и дальние) продвижения по службе?
• Какую работу я хочу выполнять через 10лет?
• Есть ли у меня энтузиазм и стремление к работе?
• Что является для меня ведущим мотивом профессиональной деятельности в настоящее время?
• Каковы сильные и слабые стороны моих мотивов профессиональной деятельности?
В конце занятия проходит обсуждение тех сложностей, которые возникли у участников тренинга в ходе составления рассказа. При желании участники предоставляют свой рассказ на общее обсуждение.
Игровая мотивация в виде модели-загадки к занятию по теме «Птицы» Использование на занятиях загадок-моделей помогает детям понять смысл предстоящего задания, развивает логическое мышление,воображение,помогает.
Конспект совместной деятельности педагога и детей средней группы (ООД) по изобразительной деятельности «Одуванчик» Возрастная группа: средняя Вид (разновидности) деятельности детей: изобразительная (предметная аппликация) познавательно-исследовательская.
Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.
Консультация для воспитателей «Этикет в деятельности педагога» Этикет можно разделить на виды. Виды этикета характеризуют особенности поведения людей в различных социальных группах Можно выделить различные.
Консультация «Культура речи педагога ДОУ» «Культура речи педагога» Сегодня мы поговорим о культуре речи педагога. Что такое речь? Речь — исторически сложившаяся форма общения людей,.
Консультация педагога-наставника «Подготовка и проведение ИОС по развитию речи» Для успешной организации ИОС требуется тщательная предварительная подготовка. Прежде всего, важно определить задачи, содержание и место.
Консультация педагога-психолога «Психологические основы изобразительной деятельности дошкольников» Консультация педагога-психолога МКДОУ №3 Сидоренко В. И. для педагогов ДОО Психологические основы изобразительной деятельности дошкольников.
Мотивация для сюжетно-ролевой игры в старшем возрасте Из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский.
Мотивация к обучению в школе. Ребенок 6-7 лет переживает ответственный период – подготовка к обучению в школе. В этом возрасте дети уже много знают и умеют, но им хочется.
Мотивация в деятельности учителя.
Мотивация в деятельности учителя.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Мотивация вообще, и мотивация учителя в частности, является одной из фундаментальных проблем как для отечественной, так и для зарубежной психологии и педагогики. Её значимость для образовательной практики настолько велика, что интерес и внимание учёных к различным аспектам этой проблемы не ослабевает на протяжении многих десятилетий.
Прежде, хочется напомнить значение самого термина.
В настоящее время для объяснения мотивации педагога широко привлекаются общепсихологические теории. В качестве примера можно привести широко известную пирамиду потребностей А. Маслоу.
Согласно Маслоу, человек работает для того, чтобы удовлетворить свои потребности.
Он выделил пять качественно разных групп человеческих потребностей:
физиологические потребности (еда, вода, жилье, отдых, сексуальные потребности);
потребности в безопасности и стабильности (потребность в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем);
социальные потребности (принадлежность к социальной группе (семья, друзья, коллеги по работе и т.д.), чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности, поддержки);
потребности в общественном признании (потребности в самоуважении, признании и уважении со стороны окружающих)
потребности самовыражения ( потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности).
Если внимательно посмотреть на это изображение, то «развитие», «персональный рост» находятся в самом верху пирамиды. Этим можно просто объяснить тот факт, почему очень мало людей реально парятся на тему персонального и личностного роста. Ведь до вершины пирамиды еще нужно дойти…
Одна из моделей принадлежит отечественному исследователю К.Г. Митрофанову, считающему, что мотивация педагога развивается поэтапно. В начале своей профессиональной деятельности основным мотивом педагога является стремление к самоутверждению, признанию со стороны учеников, коллег, родителей. Затем акцент переносится на содержание воспитания и обучения. Учитель активно овладевает преподаваемым материалом, занимается конструированием отдельных уроков и учебных курсов, что приводит к повышению его интереса к способам педагогической работы. Впоследствии начинают преобладать интересы к пониманию и развитию школьника, его личности и поведения.
Распространена также точка зрения, согласно которой профессиональные мотивы педагога можно сгруппировать в три блока : мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности.
Первый блок включает в себя интерес к работе с детьми, подражание (например, своим учителям, родителям, коллегам и т.д.), а также способность к организаторской деятельности.
По мере работы учителя, приобретения им своего опыта педагогической деятельности у него складывается интерес к работе с детьми определённого возраста, происходит осознание важности, значимости своего труда для общества, появляется интерес к развитию своих педагогических способностей.
В отличие от других, учителя (так же, как и врачи, военные) предрасположены к тому типу мотивации труда работников, для которого основу составляют высокие идейные и человеческие ценности. Это люди, стремящиеся своей деятельностью принести людям добро и гуманизм. Большинство из них работают ради дела, которым занимаются, несмотря на то, что при этом они получают от государства и общества очень скромное материальное вознаграждение. Работников с мотивацией такого типа называют « патриотами ».
Все люди мотивируются разными факторами. Залог успеха состоит в том, чтобы дать сотрудникам то, чего они действительно хотят, к чему стремятся. Разобраться в этом и сформировать соответствующую систему мотивации помогут социально-психологические типы.
Молодые специалисты часто готовы работать за скромный оклад, на небольшой нагрузке ради получения опыта и соответствующей квалификации. Они достаточно инертны, пассивны в делах коллектива, стремятся впитывать, усваивать, а не влиять. Юные работники не умеют планировать, прогнозировать свою работу, определять конечный результат. Их сверхзадача — справиться с возложенными должностными обязанностями. Однако пройдет год-два — и все поменяется.
Профессионалы — высококлассные специалисты, работающие, прежде всего на результат. Они реалистичны, активны, инициативны, стремятся к участию в руководстве организацией, берут на себя разные общественные поручения.
Творцы — это креативные личности, интеллектуалы, предпочитающие эвристические формы работы. Они ищут интересные приемы, подходы, стремясь модернизировать учебный процесс. Творцы способны выдвигать идеи и реализовывать их, но непросто уживаются в коллективе, так как излишне критичны и самокритичны.
Хранители традиций чувствуют себя наставниками, неформальными лидерами. Находясь несколько в стороне от привычной суеты, мэтры владеют механизмом влияния на начальство, формируют общественное мнение и определяют судьбоносные решения.
В любом педагогическом коллективе работают педагоги, для которых в тот или иной момент актуальны потребности разного уровня. Это зависит от возраста, образования, опыта работы, характеристик личности учителя, социально-психологических условий труда.
Экономические способы мотивации
Наиболее реалистичны малозатратные разовые варианты, которые выполняют больше психологическую задачу и могут оказаться полезными на некоторое время. Они ни к чему не обязывают и могут применяться в отношении всех членов коллектива.
К таким вариантам относят:
премию по итогам работы или определенного периода (учебной четверти, года);
бесплатную путевку в санаторий или дом отдыха для педагога или его детей;
ценный подарок (на день рождения, юбилей, семейное торжество, праздник);
различные виды страхования;
медицинский осмотр и другие медицинские услуги;
оплату бассейна или тренажерного зала;
экскурсии и другие виды досуга (абонемент в театр, кино и проч.);
корпоративные празднества и вечеринки.
Можно назвать долгосрочные и более затратные способы поддержки, применять которые следует избирательно, отдавая себе отчет, что вряд ли когда представится возможность мотивировать сотрудника сильнее. Здесь важна степень личного доверия, уважения в коллективе, ценности педагога для учреждения.
К таким способам стимуляции можно отнести:
регулярную оплату учебно-методической литературы за счет средств организации;
аттестацию на более высокую категорию;
содействие в получении гранта на реализацию значимого педагогического проекта;
предоставление возможности вести платные дополнительные образовательные услуги;
разрешение на работу по совмещению;
назначение на руководящую должность (председателем методического объединения, заместителем директора и др.);
оказание материальной помощи на лечение или для обучения в вузе;
содействие в улучшении жилищных условий.
Среди общественности распространено мнение, что повышение зарплаты — наиболее действенное средство поощрения деятельности педагогов. Но это не совсем верно. Во-первых, те, кто превыше всего ставит уровень дохода, в образовании давно не работают. Во-вторых, экономические способы стимулирования мотивации вообще обладают ограниченной эффективностью. Поэтому руководству чаще необходимо задумываться о других, нематериальных, стимулах (интеллектуально-творческих, ресурсных, статусных).
Интеллектуально-творческие способы мотивации
Это способы мотивации творческих кадров, способствующие их образовательному и профессиональному росту, в том числе карьерному. Данные подходы востребованы в работе с активными профессионалами, креативными личностями. Даже разовое использование такой мотивации может быть полезно. Оно необходимо одаренному педагогу для дальнейшего саморазвития.
Среди таких приемов выделяют:
доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой выполненной работы, устная похвала после посещения урока (занятия) или мероприятия;
проведение открытых уроков, семинаров;
направление слушателем на различные проблемные семинары и конференции;
содействие в выдвижении на престижный конкурс;
возможность представлять свою организацию на значимых мероприятиях (форумах, конференциях), в том числе международных;
помощь в обобщении опыта, подготовке авторских учебников и пособий, публикаций к печати;
содействие в разработке и утверждении авторской программы и т. д.
Сюда относят способы мотивации, позволяющие экономить время специалиста или распределять его более эффективно. Эти приемы окажутся близки пунктуалам, желающим оптимизировать свое пребывание на работе.
Данное стремление, прежде всего, связано с семьей (строительство семейного гнезда, воспитание детей, уход за больными родственниками), а также может быть вызвано занятостью на другой работе, общественной деятельностью, наличием любимого увлечения и проч.
дополнительные отгулы (в течение года или к отпуску);
удобный график отпуска, а также его непрерывность;
наиболее компактный (без окон) график работы;
методические часы и дни;
возможность выбора учебной нагрузки.
К ресурсным способам стимулирования относят такие инструменты руководителя, как предоставление постоянного кабинета, дополнительного оборудования или новой мебели, создание комфортной рабочей обстановки (шторы, жалюзи, кашпо, стенды, картины и т. п.).
Данные методы призваны повышать роль педагога в коллективе. Они особенно ценны для хранителей традиций образовательного учреждения. В их число входят:
оказание административной помощи в разрешении конфликтных ситуаций (между педагогами или родителями учащихся);
публичная похвала на совещании или педсовете;
вынесение благодарности в приказе;
представление к грамоте или званию;
помещение фотографии на стенд типа «Лидеры в образовании»;
признание успехов детей (организация выставки работ учащихся, концерта творческого коллектива, выступления спортивной команды и т. п.);
выражение признательности со стороны детей и их родителей.
Используя данные способы в отдельности и интегрируя их, а также используя индивидуальный подход к каждому педагогу, можно достигнуть высокого качественного результата.
Но, вероятно, что-то упускается в управлении модернизацией, ведь уровень мотивации учителей очень низкий, возможно, это связано с независимостью учителя перед результатами образования (к примеру, ЕГЭ), возможно, с дискредитацией образа учителя в СМИ. Необходимо повышать мотивацию иными механизмами, ведь на качество образования уровень оплаты труда не влияет. Эксперты привели результаты исследований о факторах, снижающих мотивацию учителя: на первом месте – рутинность работы, на втором — давление администрации, лишь после этого — слабое материальное обеспечение, заработная плата.»
Да, стремительно возрастает объем рутинной бумажной работы учителя в ущерб его реальной деятельности и общению с детьми.
Новая система финансирования, как ни парадоксально, привела к снижению мотивации в работе учителя. Для того, чтобы заработать на жизнь, учителю на сегодняшний день приходится крутиться: принимать участие в конкурсах, проектах и т.д., брать большую нагрузку. Обилие конкурсов, в которые навязывает для участия администрация и огромные затраты времени на них, часто идут в ущерб здоровью и вызывают усталость и более раннее выгорание. О какой мотивации говорить, если человек на грани срыва, когда заброшены семья и свои дети?
И за здоровьем учителя следить некому. Медосмотры проводятся для проформы, да и психологической помощи не дождёшься. Не мыслимо, если вдруг учителю ( как в зарубежных школах) предложат в течение года временно отдохнуть от класса, т.к. из-за нарастающей усталости у педагога начались конфликты. Во-первых — это нарушение (тарификация), во-вторых — ударит по карману педагога.
Желание улучшить свою профессиональную деятельность будет проявляться в стремлении пополнить свой багаж новыми педагогическими приёмами, техниками и методиками, улучшить имеющиеся и разработать собственные (авторские) программы обучения, повысить уровень своей компетентности.
Для повышения мотивации педагога предполагаются различные меры его стимулирования. Их можно классифицировать в соответствии с тремя основными направлениями усиления мотивации учителя: удовлетворение материальных и социальных потребностей педагогов, а также их стремления к личностному росту и самоактуализации.
Направления усиления мотивации профессиональной деятельности учителя
Удовлетворение материальных потребностей педагогов
— заработную плату (должна соответствовать выполненной работе);
— возможность приобретения нужных вещей (предметов обихода, научно-методической и учебной литературы, и т.д.).
Удовлетворение социальных потребностей педагогов
— информированность (знакомство с достижениями коллег, что позволяет сравнить их с результатами своей работы и порождает чувство соревновательности; получение обратной связи о своей деятельности; получение сведений о критериях успеха);
— общение с коллегами (посредством творческих встреч, конференций, семинаров, создания и функционирования профессиональных сообществ и т.д.).
Удовлетворение потребностей педагогов в личностном росте и самоактуализации
— разработку и принятие программы развития каждого педагога, перспективное планирование, выстраивание его профессиональной карьеры.
Необходимо мотивировать учителей экономическими способами. Ведь любая работа, помимо ощущения своей значимости и полезности обществу, должна давать человеку средства к существованию. Поэтому кроме основного оклада педагога можно мотивировать такими способами: награждать его премией (например, по итогам учебной четверти или года), ценным подарком, выделять льготную путевку в дом отдыха или санаторий и т.п.
Очень важны способы мотивации, направленные на создание удобного (для учителя) графика работы. Ведь в жизни всякое бывает. У педагога, например, может быть маленький ребенок или одинокая мать-пенсионерка, за которой необходимо ухаживать, или он занят какой-то общественно-полезной деятельностью, что тоже требует времени и сил. Поэтому, если руководство учебного учреждения сможет составить удобный график работы, отпуска для этого преподавателя или предоставлять ему дополнительные отгулы, это послужит хорошей мотивацией.
Не следует забывать и о моральной мотивации. Если за хорошую добросовестную работу педагог услышит похвалу на педсовете или в присутствии проверяющих работников из органов образования, если его фотография будет висеть на доске почета, ему просто по-человечески будет очень приятно. Можно также поощрить усердного учителя благодарностью в приказе. Разумеется, руководству учебного заведения следует также защищать педагога от необоснованных, несправедливых претензий учащихся или их родителей.
Также необходимо содействовать профессиональному и карьерному росту учителей. Эти методы включают в себя: помощь педагогам в организации и проведении открытых уроков, содействие в направлении их на конференции, съезды, а также в оформлении заявок на получение грантов.
Всячески поощряйте стремление учителей к повышению своей квалификации, получению второго высшего образования, разработке педагогической концепции и т.д. Наиболее способных педагогов следует выдвигать на руководящие должности, например, заместителя директора школы, училища, техникума.
При такой мотивации руководителям учебного заведения едва ли придется жаловаться на текучесть педагогических кадров.
Американский профессор Мишель Ле Беф открыл фундаментальный принцип менеджмента, который прост и очевиден: «Делается то, что вознаграждается».