в чем заключается мониторинг опасностей
Мониторинг опасностей
Цель мониторинга: своевременная разработка и проведение мероприятий по предупреждению негативных ситуаций, связанных с опасностями, а также по снижению наносимого ущерба.
Элементы системы мониторинга:
общая модель проведения мониторинга, которая включает все объекты наблюдения;
комплекс технических средств;
модели развития конкретных ситуаций;
методы наблюдения, обработка данных, анализ ситуации и прогнозирование;
Организационная структура мониторинга:
орган управления соответствующего уровня (глобальный, национальный, региональный, местный, локальный);
служба наблюдения и контроля;
сбор и обработка информации и выработка рекомендаций, которые помогут предупредить негативное воздействие.
Организации и ведомства, проводящие мониторинг на региональном и государственном уровнях:
МЧС России. Центр «Антистихия».
Министерство природных ресурсов и экология РФ.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Министерство лесного хозяйства.
Министерство здравоохранения и социального развития.
Министерство обороны России.
В заключении реферата я бы хотела подвести итоги проделанной работы. Мною были достигнуты цели и задачи, поставленные во введении. Я рассмотрела понятие о ноксологии, её цели и задачи, дала основные понятия науки. В ходе работы рассмотрела классификацию опасностей, понятие о полях действия и о мониторинге опасностей. После проделанной работы пришла к выводу, что изучение науки ноксологии в современном мире очень важно, ведь всюду нас окружают опасности. Для моей специальности, Безопасность Технологических Процессов и Производств, это просто необходимо, так как на производстве огромное количество опасностей, которые могут причинить вред человеку и предприятию, именно поэтому необходимо наблюдать за опасностями с помощью мониторинга и принимать вовремя меры по минимизации опасностей.
Список использованной литературы
ноксология опасность окружающая мониторинг
Вопрос 42. Мониторинг источников опасностей
источников (МИ) загрязнения на объектах осуществляется
с целью получения оперативной и систематической
информации о состоянии окружающей среды,
а также для обеспечения технологической и экологической
безопасности на самих контролируемых объектах. По дан-
ным МИ можно оценивать не только собственно параметры
окружающей среды, но и косвенно судить по их характеристикам
о работоспособности, а также о характере режима
штаТНЫЙi> или аварийный) технологического
оборудования на объекте, являющегося главным
источником опасности для его персонала и проживающего
вокруг населения. В ГОСТ Р 14.13-2007 особо отмечается, что проведение
хозяйствующим субъектом производственного экологического
контроля является основой обеспечения экологической
безопасности и общим условием комплексного природопользования
несоблюдение которого влечет за собой ответственность
в’соответствии с законодательством. Указанный
контроль должен проводиться самостЬятельно субъектами,
осуществляющими хозяйственную деятельность, оказывающую
негативное воздействие на окружающую среду.
При необходимости могут быть привлечены организации,
имеющие право проводить экологический контроль. В обоих
случаях производственный экологический контроль осуществляется
ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ субъектом за счет собственных
средств и иных источников финансирования.
Субъекты в целях организации и осуществления производственного
экологического контроля должны разработать
согласовать со специально уполномоченным государCTBe
HЫM органом в области охраны окружающей среды
и утвердить в установленном порядке инструкцию по осуществлению
производственного контроля в области охраны
окружающей среды. Руководитель объекта хозяйственной
деятельности должен назначить должностное лицо, ответственное
за про ведение производственного экологического
контроля, а при необходимости создать подразделение, KO
торое будет проводить производственный экологическии
контроль. Отсутствие у хозяйствующего субъекта подразделения,
соответствующего указанным целям, не освобождает
его от обязанности проведения производственного экологического
Категория опасности предприятия (КОП) имеет первостепенное
значение для организации мониторинга источников
загрязнения и во многом определяет его задачи. Категория опасности предприятия оценивается суммой
категорий опасности загрязняющих веществ. Предприятия
при этом делятся на четыре категории опасности:
методов наземного мониторинга требует слишком
большого числа участников и аппаратуры, что усложняет
систему временной синхронизации измерений и требует
больших материальных затрат. Поэтому для проведения
мониторинга таких объектов используют систему комплексов
дистанционного зондирования. К ним относятся:
• искусственные спутники Земли (ИСЗ);
• высотные самолеты-лаборатории (высоты полетов Н>
• низколетающие самолеты-лаборатории (Н> 50- 100 м);
Съемки с вертолетов также имеют свои ограничения из-за
сильных колебаний, что не позволяет проводить качественную
фотосъемку. Вертолеты используются обычно для проведения
телевизионной съемки. Таким образом, дистанционная
съемка с борта самолетов-лабораторий является в большинстве
случаев основным вариантом для целей мониторинга.
Высотная аэрокосмическая съемка позволяет определить
и картировать следующие явления :
• загрязнение нефтепродуктами и некоторыми цветоконтрастными
веществами (торф, взвеси почвы и грунта, буровые растворы для нефте- и газодобычи и др.) водных акваторий;
• разлив нефти по поверхности;
• заболевания деревьев в лесах;
• территории лесных пожаров с выделением выгоревших
• затопления и подтопления.
трассы нефте-, газо- и других продуктопроводов, каналы,
ЛЭП требуют систематического наблюдения и контроля для
обеспечения их безопасной эксплуатации. Так, например, для
контроля трасс нефте- и газопроводов и дорог с целью определения
их безопасности и экологических характеристик
контроль следует проводить два-три раза в год, в период наиболее
сильных деформаций грунта во время весеннего
и осеннего оттаивания и замерзания, а также летнего паводка.
Неразрушающий контроль. Для наблюдения за состоянием
сложных и энергоемких технических систем (элементы
конструкции атомных реакторов, подземные нефте- и газопроводы
и т.п.) активно разрабатываются и применяются
средства неразрушающей диагностики. Основное преимущество
такого метода контроля состоит в возможности выявления
дефектов конструкций непосредственно в процессе
их эксплуатации и при профилактических осмотрах. Средства
и методы неразрушающего контроля весьма эффективны
и экономически целесообразны.
Контроль безопасности оборудования и продукции. Для
исключения эксплуатации оборудования, не соответствующего
требованиям безопасности, про изводится соответствующая
проверка оборудования как перед его первичным
задействованием, так и в процессе эксплуатации. Применительно
к оборудованию повышенной опасности проводятся
специальные освидетельствования и испытания.
При поступлении нового оборудования и машин на предприятие
они проходят входную экспертизу на соответствие
требованиям безопасности. Она проводится отделом главного
механика с привлечением механика того подразделения
(цеха), где его планируют использовать. В случае энергетических
систем в проверке участвуют также главный энергетик
и энергетик указанного выше подразделения. В случае
если оборудование не соответствует предъявляемым требованиям,
оно не допускается к использованию, при этом составляется
рекламация в адрес завода-изготовителя. Ежегодно отдел главного механика проверяет состояние
всего парка станков, машин и агрегатов цеха. Особое внимание
уделяется компрессорным устройствам, грузоподъемному
оборудованию, лифтам, газопроводам и Т.п.
При постановке новой продукции на производство устанавливают
режим, позволяющий обеспечить выполнение
всех действующих требований безопасности и экологичности.
Проверка новых технических решений, обеспечивающих
достижение новых потребительских свойств продукции, должна
осуществляться при лабораторных, стендовых и других
исследовательских испытаниях моделей, макетов, натурных
составных частей изделий и экспериментальных образцов
продукции в целом в условиях, имитирующих реальные условия
Опытные образцы (опытную партию) или единичную
продукцию (головной образец) подвергают приемочным
испытаниям в соответствии с действующими стандартами
или типовыми программами и методиками испытаний, относящимся
к данному виду продукции. При их отсутствии
или недостаточной полноте испытания проводят по программе
и методике, подготовленным разработчиком и согласованным
с заказчиком или одобренным приемочной
комиссией. В приемочных испытаниях вправе принять участие
изготовитель и органы, осуществляющие надзор за безопасностью,
охраной здоровья и природы, которые должны
быть заблаговременно информированы о предстоящих
Оценку выполненной разработки и принятие решения
о производстве и (или) применении продукции проводит
приемочная комиссия, в состав которой входят представители
заказчика (основного потребителя), разработчика, изготовителя.
При необходимости к работе комиссии могут
быть привлечены эксперты сторонних организаций, а также
органы, осуществляющие надзор за безопасностыо техники,
охраной здоровья и природы.
Коuтроль безоnaC1tости рабочих мест. Одним из методов
обеспечения безопасности труда и контроля его условий па
промышленном предприятии является аттестация рабочих
мест по условиям труда. Аттестация рабочих мест проводится
в соответствии с приказом Минздравсоцразвития
России от 26 апреля 2011 г. N!! 342н
Об утверждении порядка
проведения аттестации рабочих мест по условиям Tpyдa
• гигиеническую оценку существующих условий и характера
труда (на основании Р.2.2.2006-05
гигиенической оценки факторов рабочей среды и трудового
процесса. Критерии и классификация условий Tpyдa
• оценку травмоопасности рабочих мест;
• оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной
защиты. В мировой практике для оценки безопасности труда на
промышленных объектах ведут учет соотношений инцидентов
различной степени серьезн.оcmи, направленный на выявление
связей между крупными и мелкими происшествиями
и другим опасными событиями. В итоге были сделаны следующие
• в каждом исследовании про слеживается связь между
разными типами событий, менее тяжелые происшествия регистрировались
Мониторинг и контроль опасностей окружающей среды.
Система наблюдения и оценки состояния опасностей, их влияния на человека и природу весьма многообразна. Она включает в себя следующие элементы:
— мониторинг окружающей среды (глобальный, государственный, региональный, локальный, фоновый);
— мониторинг источников опасностей (объектовый, aэрокосмический), контроль безопасности оборудования и продукции, неразрушающий технический контроль:
— мониторинг здоровья работающих и населения (аттестация рабочих мест, контроль воздействия на человека опас ных факторов техносферы, таких, как вибрация, шум, ЭМП и ЭМИ, радиация и др.).
Мониторинг окружающей среды— это система регулярного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды обитания. Он представляет собой комплекс мероприятий по определению состояния окружающей среды и отслеживанию динамики изменений в ее состоянии.
Основные задачи мониторинга можно определить следующим образом:
— систематические наблюдения за состоянием среды и источниками, воздействующими на окружающую среду;
— оценка фактического состояния природной среды;
— прогноз состояния окружающей среды на будущее.
Глобальный мониторинг.В 1971 г. Международный совет научных союзов впервые сформулировал принципы построения глобальной системы мониторинга состояния биосферы и определил показатели, за которыми следует установить
постоянные наблюдения и контроль. В 1972 г. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде одобрила эти основные принципы, а в рамках Программы ЮНЕП (Программа ООН по проблемам окружающей среды) в 1973—1974 гг. были разработаны основные положения создания Глобальной системы мониторинга окружающей среды. При создании ГСМОС было рекомендовано опираться на существующие национальные системы.
На совещании в Найроби (1974 г.) определены следующие задачи ГСМОС:
— организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью человека;
— оценка глобального загрязнения атмосферы и его влияния на климат;
— оценка количества и распределения загрязнителей биосферы, особенно пищевых цепей;
— оценка критических проблем, возникающих в связи с сельским хозяйством;
— оценка реакции наземных экосистем на загрязнение окружающей среды;
— оценка загрязнения океана и его влияния на морские экосистемы;
— создание и усовершенствование системы предупреждения о стихийных бедствиях в международном масштабе.
При этом были определены конечные цели ГСМОС:
— установление уровней выбросов загрязнителей в определенной среде, их распределения в пространстве и времени;
— знание скоростей и величин потоков выбрасываемых загрязнителей и вредных продуктов, их превращений;
— обеспечение сравнения методик пробоотбора и анализов, принятых в различных странах, обмен опытом организации мониторинга;
— обеспечение информацией о загрязнителях в глобальном и региональном масштабе для принятия решений по управлению при борьбе с загрязнениями.
Приняты следующие перечни приоритетных загрязнителей, подлежащих определению:
— в воздухе — взвешенные частицы, оксиды серы, азота и углерода, озон, сульфаты, свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, бензо[а]пирен, ДДТ и другие пестициды;
— атмосферных осадках — свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, сульфаты, бензо[а]пирен, ДДТ и другие пестициды, главные катионы и анионы (катионы калия, натрия, магния и кальция, сульфат-, хлорид-, нитрат- и гидрокарбонат-анионы) кроме того, подлежит определению рН осадков;
— пресных водах, в донных отложениях и почве — свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, бензо[а]пирен, ДДТ и другие пестициды, биогенные элементы (фосфор, азот, кремний);
— биоте — свинец, кадмий, ртуть и мышьяк, бензо[а]пирен, ДДТ и другие пестициды.
Государственный мониторинг окружающей среды(далее — экологический мониторинг). Он проводится в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177.
Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, состояния недр и других природных зон (внутренние моря, о. Байкал, территориальные моря).
Результаты ЭМ с практической точки зрения весьма важны, так как при этом устанавливаются уровни загрязнений компонент окружающей среды в регионах и городах различными ингредиентами, а также фоновые загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почвы.
Фоновое загрязнение природной среды изменяется в основном за счет распространения загрязняющих веществ в атмосфере на большие расстояния. Загрязняющие вещества в процессе дальнего переноса претерпевают физико-химические изменения, осаждаются на земную поверхность и включаются в природные процессы миграции. В районах, удаленных от мест интенсивной деятельности, происходит накопление загрязнителей. Фоновый экологический мониторинг проводится для того, чтобы выявить глобальные тенденции изменений биосферы на фоновом уровне загрязнения.
Экологический мониторинг осуществляют в пределах своей компетенции Минприроды России, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба земельного кадастра России, Минсельхоз России и другие органы исполнительной власти. Минприроды России координирует деятельность федеральных органов по организации и осуществлению ЭМ.
Государственная наблюдательная сеть за загрязнением окружающей среды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды имеет следующий количественный состав.
Наблюдения за загрязнением атмосферы проводятся регулярно в 229 городах и населенных пунктах России на 623 стационарных постах Росгидромета. В большинстве городов измеряют концентрации от пяти до 25 веществ.
Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям производится в шести гидрографических районах на 133 водных объектах по 323 створам. Программа наблюдений включает от двух до шести показателей.
Наблюдения за загрязнением морской среды по гидрохимическим показателям проводятся на 160 станциях в прибрежных районах восьми морей, омывающих территорию РФ. В отобранных пробах определяются до 24 инградиентов.
Сеть станций наблюдения трансграничного переноса веществ ориентирована на западную границу РФ. На четырех станциях наблюдений производится отбор и анализ атмосферных аэрозолей, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков.
Пунктами сети наблюдений за загрязнением почв являются сельскохозяйственные угодья (поля), лесные массивы зон отдыха и прибрежных зон. Отбор почв на содержание пестицидов (21 наименование) выполнен в хозяйствах 190 районов. Отбор проб на содержание до 24 ингредиентов промышленного происхождения проводился на территории 41 города.
Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачены 1182 водных объекта. Отбор проб по физическим и химическим показателям с одновременным определением гидрологических показателей проводился на 1716 пунктах.
Сеть станций, осуществляющих наблюдения за химическим составом и кислотностью осадков, состоит из 123 станций федерального уровня, отбирающих на химический анализ суммарные пробы, и 131 пункта, на которых в оперативном порядке измеряется только величина рН.
Система контроля загрязнения снежного покрова на территории России осуществляется на 536 пунктах. В пробах определяются ионы сульфата, нитрата аммония, значение рН, а также бензо[а]пирен, тяжелые металлы.
Система фонового мониторинга ориентирована на получение информации о состоянии природной среды на территории РФ, на основании которой проводятся оценки и прогноз изменения этого состояния под влиянием техногенных факторов. На территории России находятся пять станций ком плексного фонового мониторинга, которые расположены в биосферных заповедниках: Воронежском, Приокско-тер-расном, Астраханском, Кавказском, Алтайском.
Наблюдения за радиационной обстановкой окружающей среды осуществляются с помощью стационарной сети на 1312 пунктах. Гамма-спектрометрический и радиохимический анализы проб проводятся в специальных радиометрических лабораториях.
Региональный мониторинг.На территории крупных городов больших государств, например, таких, как Российская Федерация, США, Канада и т.п. организуется региональный мониторинг. Он не только является частью государственного мониторинга, но и решает задачи, специфические для данной территории. Основная задача регионального мониторинга — это получение более полной и детальной информации о состоянии окружающей среды региона и воздействии на нее техногенного фактора, что не представляется возможным сделать в рамках глобального и государственного мониторинга, так как в их программах нельзя учесть особенности каждого региона.
Локальный мониторинг.При организации и проведении локального мониторинга необходимо определить приоритетные загрязнители, за которыми уже ведутся наблюдения в рамках глобального, государственного и регионального мониторинга, а также загрязнители от имеющихся источников загрязнения или от создаваемых производств.
По результатам локального мониторинга соответствующие компетентные органы могут установить для предприятия временные ПДВ или ПДС. В особых случаях может ставиться вопрос о полной приостановке деятельности предприятия, его перепрофилировании или переносе в другую местность.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
VI.Мониторинг опасностей
Под государственным мониторингом окружающей среды (государственным экологическим мониторингом) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее именуется экологический мониторинг).
Экологический мониторинг включает в себя:
мониторинг атмосферного воздуха (мониторинг опасных природных процессов в атмосфере);
мониторинг земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира;
мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал;
мониторинг континентального шельфа Российской Федерации;
мониторинг состояния недр (мониторинг литосферы);
мониторинг исключительной экономической зоны Российской Федерации;
мониторинг внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.
Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти – Министерство природных ресурсов и экологии РФ (МПР России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба земельного кадастра России, Министерство сельского хозяйства РФ и другие органы исполнительной власти.
Функционирование экологического мониторинга заключается в формировании государственной (на федеральном и субъектовом уровне), муниципальной и производственной систем мониторинга состояния окружающей среды и в обеспечении их взаимодействия по осуществлению сбора, хранения, аналитической обработки и формированию информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и природопользования.
Экологический мониторинг ориентирован на ряд показателей трех общих видов:
наблюдения за окружающей средой и природными ресурсами и их изменениями;
диагностики (оценки и прогноза) происходящих в ней процессов (показателей изменения под воздействием происходящих в них природных и антропогенных процессов);
прогнозирования и раннего предупреждения развития опасных процессов, создающих риски (вероятность) возникновения чрезвычайных ситуаций, и выработки предложений в управленческие решения по их снижению.
МПР России и другие федеральные органы исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга:
формируют государственную систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивают функционирование этой системы;
взаимодействуют с органами государственной власти субъектов РФ по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга, формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъектов РФ;
осуществляют с участием органов исполнительной власти субъектов РФ сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлении экологического мониторинга;
согласовывает методические и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга;
обеспечивает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создает условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.
Экологический мониторинг осуществляется в целях:
наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.
Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при:
разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и принятии соответствующих решений;
принятии федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды;
осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы;
прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению;
подготовке данных для подготовки ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.
При проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи:
организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее;
информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды;
формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;
обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экологического мониторинга.
МПР России и другие федеральные органы исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга взаимодействуют:
с МЧС России – в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
с Министерством здравоохранения и социального развития РФ – в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга;
с Российским авиационно-космическим агентством – при предоставлении и использовании методов и средств дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) в интересах обеспечения экологического мониторинга.
Субъектовая (региональная) подсистема государственного мониторинга окружающей среды предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими данные:
— по структуре энергопроизводства и энергопотребления территории субъекта Российской Федерации, гидрометеорологических измерений;
— о концентрациях вредных веществ в окружающей среде;
— по итогам картографирования и аэрокосмического зондирования;
— о результатах медико-биологических, санитарно-гигиенических и социальных исследований и др.
Экологический мониторинг может разрабатываться на уровне:
муниципального образования (города, района, населенного пункта, поселения);
субъекта Российской Федерации;
на федеральном уровне.
В создании единой системы мониторинговых наблюдений участвуют все федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие или участвующие в той или иной мере в мониторинге состояния входящих в компетенцию их ведения (подведомственных) систем.
Объединенная система мониторинговых наблюдений образует систему комплексного мониторинга.
Основными задачами комплексного мониторинга являются:
организация работ по наблюдению, оценке и прогнозированию;
поддержание функционирования системы наблюдений (СН);
построение информационно-коммуникационной сети (ИКС) для сбора первичных данных и обмена информацией;
создание геоинформационной системы (ГИС) для накопления и обработки информации, ее анализа;
проведение оценочных и прогнозных работ, картографирование выходной информации;
создание системы оповещения об опасных процессах и их последствиях;
анализ существующих систем связи и передачи данных, обоснование их выбора для СН и обмена информацией;
техническое оснащение СН, ИКС и ГИС;
метрологическое обеспечение функционирования СН;
создание методического, математического и программного обеспечения для функционирования ИКС и ГИС;
нормативное обеспечение для проведения оценочных и прогнозных работ;
организационное обеспечение функционирования всей системы комплексного мониторинга;
проведение исследовательских работ по оптимизации ведения комплексного мониторинга;
внедрение результатов комплексного мониторинга;
обеспечение пользователей всех уровней управления современной,
полной и достоверной информацией о развитии опасных процессов,
состоянии защитных сооружений и защищаемых объектов и территорий.
В ходе создания системы комплексного мониторинга осуществляются следующие работы:
• установление порядка взаимодействия системы мониторинга с органами управления;
• классификация типов и элементов природной среды и техногенной системы, подлежащих специфическому контролю;
• классификация источников и факторов природных и техногенных воздействий для расположения в зонах возмущений соответствующих средств контроля;
• разработка системы показателей состояния;
• подбор или создание системы приборов и устройств для производства наблюдений;
• создание оптимальной наблюдательной сети;
• разработка информационных систем для хранения и обработки результатов наблюдений, создание базы данных;
• разработка системы совмещения специализированного мониторинга с другими системами наблюдений (сетью Росгидромета, службами МПР России, сейсмологии и др.).
Характер и механизм обобщения информации об экологической обстановке при ее движении по иерархическим уровням системы экологического мониторинга определяются с помощью понятия информационного портрета экологической обстановки, который представляет собой совокупность графически представленных пространственно распределенных данных, характеризующих экологическую обстановку на определенной территории, совместно с картографической основой местности.
Разрешающая способность информационного портрета зависит от масштаба используемой картографической основы. При движении экологической информации от объектового или производственного (организации, предприятия, учреждения и объекты экономики) и местного (локального) уровня (поселение, муниципальное образование, зона влияния промышленного объекта) через территориальный (субъект Российской Федерации) и региональный (регион, федеральный округ) к федеральному уровню (отрасль, Российская Федерация) масштаб картографической основы, на которую эта информация наносится, увеличивается, следовательно, меняется разрешающая способность информационных портретов экологической обстановки на разных иерархических уровнях экологического мониторинга.
Так, на объектовом (производственном) и местном (локальном) (поселение, муниципальное образование) уровнях экологического мониторинга в информационном портрете должны присутствовать все источники эмиссий (вентиляционные трубы промышленных предприятий, выпуски сточных вод и т.д.). На территориальном (субъектовом) и региональном уровне близко расположенные источники воздействия «сливаются» в один групповой источник. В результате этого на субъектовом (региональном) информационном портрете небольшой город (поселение) с несколькими десятками эмиссии выглядит как один локальный источник, параметры которого определяются по данным мониторинга источников.
На федеральном уровне экологического мониторинга наблюдается еще большее обобщение пространственно распределенной информации. В качестве локальных источников эмиссии на этом уровне могут играть роль промышленные районы крупных поселений и муниципальных образований, целые муниципальные образования, другие достаточно крупные территориальные образования. При переходе от одного иерархического уровня к другому обобщается не только информация об источниках эмиссии, но и другие данные, характеризующие экологическую обстановку.
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации включают в себя:
— мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;
— прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера;
— мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
— прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами территориальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации мониторинга окружающей среды, опасных природных процессов и явлений и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера являются:
— координация работ учреждений и организаций сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации на местном и территориальном уровнях по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды;
— создание информационно-коммуникационной системы для решения задач мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера;
— создание информационной базы об источниках чрезвычайных ситуаций, последствиях чрезвычайных ситуаций природного характера и связанных с ними техногенных аварий (катастроф);
— совершенствование нормативной правовой и методической базы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера;
— определение органов, уполномоченных координировать работу учреждений и организаций, решающих задачи мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера.
Основными задачами территориальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации мониторинга состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов и прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются:
— координация работ отраслевых и территориальных органов надзора по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах;
— создание диагностических комплексов по оценке устойчивости зданий, сооружений и потенциально опасных объектах;
— развитие систем наблюдения за опасными технологическими процессами;
— создание базы данных об имевших место чрезвычайных ситуациях техногенного характера на территории субъекта Российской Федерации и аналогичных чрезвычайных ситуациях, имевших место на территории других субъектов Российской Федерации;
— совершенствование нормативной правовой и методической базы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
— определение органов, уполномоченных координировать работу отраслевых (ведомственных) и республиканских (краевых, областных) учреждений и организаций, решающих задачи прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования – в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.), являющихся источниками ЧС, а также динамики развития ЧС, определения их масштабов в целях решения задач предупреждения и организации ликвидации бедствий.
Мониторинг и прогнозирование ЧС на территории субъектов Российской Федерации включают в себя:
мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;
прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера;
мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций;