в чем заключается мистика

Мистика в жизни людей — размышления о роли мистики и суевериях в жизни человека

Мистика — это вера в нечто сверхъестественное. Говоря слово «Мистика», люди часто представляют каких-то потусторонних сущностей: привидений, демонов, домовых и т.д, способных навредить, или испугать человека. Существуют необъяснимые действия, которые происходят с нами и мы не можем это объяснить и понять. Давайте поразмышляем, что значит мистика в жизни людей? Верить, что это есть или все можно объяснить?

в чем заключается мистика. Смотреть фото в чем заключается мистика. Смотреть картинку в чем заключается мистика. Картинка про в чем заключается мистика. Фото в чем заключается мистика

Еще в древности, из-за невозможности понять что к чему, люди создавали и верили в богов, которые должны были отвечали за все, что происходит на земле. Со временем это переросло в страх. Страх прогневать какого-то бога и умереть от недостатка еды, воды или природной катастрофы.

Что значит мистика в жизни людей?

Некоторые люди настолько в это верят и даже пытаются вступить с ними в контакт. Существуют отдельные практики, которые связаны с общением. Считается, что за определенную плату, можно попросить чего угодно. Обычно в роли платы выступает душа. Человек выполняет определенный обряд, в ходе которого заключается сделка. Помимо удовлетворения своих потребностей, можно так же узнавать что-то у потусторонних сил. Получить ответ на какой-то очень важный для человека вопрос. Правда не стоит забывать, что ответ может быть ложью.

в чем заключается мистика. Смотреть фото в чем заключается мистика. Смотреть картинку в чем заключается мистика. Картинка про в чем заключается мистика. Фото в чем заключается мистика

Сюда можно отнести и религию. По сути, религия тоже относится к разряду мистики. Так как она основывается на вере в нечто, что обладает огромными силами. В первом случае, люди верят в существование злых сущностей способных навредить. Однако в данной ситуации, вера людей основывается на религиозных представлениях и на вере в Бога, который помогает людям.

В среднее века, когда уже стали появляться все больше людей образовенных, они начали объяснять как устроено мироздание. Были попытки изучить космос через первые телескопы 1450 — Томас Диггес, 1609 — Галилео Галилей. Все это должно было убедить людей в том, что все происходит благодаря законам физики и природы. Но не смотря на все это, люди по прежнему верили в нечто сверхъестественное. Так начали появляться суеверия. Некоторые из них приобретают весьма скептический смысл, а есть и те, что наука признает.

Мистические суеверия в которые верят (или не верят) люди и как это объяснить с научной точки зрения?

Существует огромное количество мистических суеверий, которые вряд ли можно сосчитать. И если бы человек знал все существующие суеверия, то назвать это жизнью было бы очень сложно. Суеверия можно отнести к разряду мистики. По той причине, что во многих случаях она там присутствует. Может это и есть мистика в жизни людей?

Люди считают, что если спать напротив зеркала, то можно не проснуться. Считается, что когда спишь, душа отходит от тела и гуляет по просторам, а когда возвращается назад, то, увидя себя в отражении, может испугаться. И утром человек может чувствовать себя очень плохо.

Вообще, в эзотерике, зеркало считают порталом в иной мир — зазеркалье, где все наоборот. И ночью этот портал активируется.

Но если рассматривать это с научной точки зрения, то спать напротив зеркала не желательно по причине того, что ночью человек может проснуться и увидеть себя в отражении. Как известно, в темноте мозг создает иллюзии искажая реальность, по этой причине кажется, что в комнате кто-то есть, поэтому увидя себя спросонья, человек очень сильно испугается.

Еще одним суеверием считается, что нельзя смотреть себе в глаза в зеркале. Особенно в грозу. Это суеверие, которое, по мнению верующих в это людей, несет огромный смысл. Так зеркало — это портал. Считается, что отражение человека — это злое существо которое, если смотреть ему в глаза, будет питаться энергией смотрящего, а затем, выйдет из зазеркалья, а сам человек может попасть туда.

Но с научной точки зрения, смотреть в зеркало не желательно по той причине, что долго смотря на собственное отражение, мозг активно начинает дорисовывать отсутствующую картинку. Поэтому человеку начинает казаться, что за ним кто-то стоит. Такой эксперимент любой человек может повторить и днем. Суть очень проста. Нужно просто смотреть в глаза своему отражению, очень скоро, лицо начнёт приобретать странные очертания.

Многие люди не любят спать ногами к двери. Потому что так выносят покойника. Но в чем смысл такого суеверия? Верующие люди говорят, что это приближает к смерти, поэтому стараются не ложится спать вперёд ногами к двери, а что говорит наука?

Научная точка зрения состоит в том, что люди, которые спят ногами к двери могут чувствовать себя не защищено, что увеличивает риск беспокойного сна. А если человек ещё и впечатлительный, то мозг может начать вырисовывать страшных существ в дверном проёме. Однако, если человеку удобно спать ногами к двери, в этом нету никакого плохого значения.

Мистика и необъяснимые вещи происходят в жизни человека

Мистика в жизни людей это что современная наука не способна объяснить.

в чем заключается мистика. Смотреть фото в чем заключается мистика. Смотреть картинку в чем заключается мистика. Картинка про в чем заключается мистика. Фото в чем заключается мистика

Эффект дежавю. Дежавю — это такое состояние, когда человеку кажется, что нечто подобное уже происходило. Учёные не могут объяснить по какой причине возникает данный эффект. И хотя существует несколько теорий, которые объясняют возникновения дежавю, однако они имеют «зыбкую почву».

Дежавю случается редко и внезапно. Например, человек идёт по парку, в котором, предположим, никогда не ходил. У человека может случится дежавю, будто такое уже было, что человек уже ходил по этому парку. Такое состояние не может не пугать. Но к счастью, такое случается довольно редко.

Странные явления — мистика, где нет логического объяснения (видео)

Таинственное всегда рядом с каждым из нас. Вероятность контакта с мистическим — 99%. Насколько и чем опасны эти встречи? 7 мистических явлений, которых не может быть».

Мистика, где есть призраки и черный кот

Может нечто паронормальное и существует? Но если подойти «по логике», то призрак вряд ли будет обитать в квартире какого либо человека. Призраки, по сути, не материальны, соответственно, жилище им не нужно, так как при таком условии, призрак будет «чувствовать» заточение. И уж вряд-ли привидение будет греметь посудой на кухне. Так что, если где-то перегорела лампочка или упала вещь — не значит, что уже стоит вызывать священника и экззорциста, а это повод проверить проводку.

А как же кот? Коты ведь видят призраков! Ну да, глаз кота способен видеть то, что не видно человеческому. Но что, если кот просто сидит и просто… думает? Многие люди, задумавшись, тоже начинают смотреть только в одну точку. Но все же, если кот начал шипеть и смотреть куда-то в одну точку, то это, конечно, может говорить о том, что квартиру человека посетили прозрачные гости.

в чем заключается мистика. Смотреть фото в чем заключается мистика. Смотреть картинку в чем заключается мистика. Картинка про в чем заключается мистика. Фото в чем заключается мистика

Однако впадать в панику не стоит. Коты очень хорошо чувствуют. Так что, если у человека проблемы с проводкой, что может привести к пожару или другим последствиям, кот может таким образом предупреждать об опасности.

Источник

Мистика что это – профессиональный взгляд

в чем заключается мистика. Смотреть фото в чем заключается мистика. Смотреть картинку в чем заключается мистика. Картинка про в чем заключается мистика. Фото в чем заключается мистика

Что такое мистика? Мистики и мистицизм

Что такое мистика? Что такое мистицизм, мистический опыт, мистическое состояние сознания? Почему такой большой интерес к этой теме?

В последние десятилетия можно наблюдать возрождение интереса к мистике. Для многих этот интерес исходит из чувства окружающего мрака и хаоса во внешнем мире. Другие хотят понять, что находится за пределами обычного повседневного и научного знания.

Для некоторых интерес к мистике исходит из более глубокого осознания религиозных традиций и ощущения, что именно здесь есть ответы на важнейшие вопросы и именно здесь можно понять тайны жизни.

А если говорить в целом, то с помощью мистических знаний люди хотят найти свой путь развития, найти смысл в своей жизни, хотят понять, как устроен мир и мироздание. Мистический опыт дает интуитивное понимание смысла существования и скрытых истин, а также разрешение жизненных проблем.

По поводу определения мистики существует много разногласий (разночтений), которые говорят о непонимании сути этого явления. Термин «мистицизм» стал популярным ярлыком для «всего туманного, эзотерического, оккультного, сверхъестественного». Поэтому чтобы говорить о мистике, нужно сначала определиться с понятиями.

Содержание

Мистика и мистицизм

Мистика и мистицизм (от др.-греч. μυστικός – таинственный) – это совокупность религиозно-философских учений, указывающих пути непосредственного единения человека с Богом (Абсолютом, Природой, Бесконечным, абсолютной реальностью, абсолютной истиной).

Мистика – это способ познания истины. Она даёт расширение границ восприятия и выход за пределы материального мира.

Мистический опыт – совокупность эмоциональных переживаний человека, которые он испытывает во время духовной практики в момент слияния с Абсолютом (с Богом). Получение сокровенных знаний и переживаний во время духовной практики.

Термины «мистический опыт», «религиозный опыт», духовный опыт – являются синонимами.

Мистицизм включает в себя больше, чем «мистический опыт». Конечной целью мистицизма является трансформация человека, а не просто переживание мистических состояний.

Другими словами, мистицизм охватывает широкий спектр практик, текстов, традиций, опыта, направленных на преобразование человека.

Мистик – что это?

в чем заключается мистика. Смотреть фото в чем заключается мистика. Смотреть картинку в чем заключается мистика. Картинка про в чем заключается мистика. Фото в чем заключается мистика

Мистик – это человек, который получил духовный опыт (достиг реализации, просветления, нирваны, мокши и др.) Мистик обладает более высоким уровнем сознания, чем обычные люди.

Всегда, во все времена, находились люди, которые благодаря особым техникам работы над собой настолько усовершенствовали себя, что научились чувствовать и переживать то, о чем говорили учителя, пророки и мессии. Методы самосовершенствования передавались от учителя к ученикам. Когда количество учеников росло, образовывались мистические Школы.

Известные мистики: Сатья Саи Баба, Георгий Гурджиев, Пётр Успенский, Елена Петровна Блаватская, Ошо (Бхагван шри Раджниш), Петр Дынов (Донов), Шри Ауробиндо, Джидду Кришнамурти, Лао-цзы, Чжуан-цзы, Судзуки и др.

Мистицизм и религия

в чем заключается мистика. Смотреть фото в чем заключается мистика. Смотреть картинку в чем заключается мистика. Картинка про в чем заключается мистика. Фото в чем заключается мистика

Мистические доктрины есть во всех мировых религиях и верованиях. Они существовали во всех исторических эпохах и у всех народов. Мистика и религия – не одно и тоже.

Любая религия развивалась параллельно по двум направлениям:

Мистика (мистицизм) – это религия в её наиболее действенной и живой стадии, основа религии. Если из каждой религии убрать то, что отличает её от других, останется суть, которая одинакова у всех религий. Это мистицизм. Любая религия в отрыве от мистицизма вырождается в сухую схоластику (формализм, догматизм).

В повседневном общении схоластикой называют представления, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

Мистики говорят, что истинная неискаженная религия состоит не в догматах, не в холодной вере, не в исполнении обрядов, не в некоторых чувствах и ощущениях, даже не в исполнении нравственного закона, а в полном отречении от себя и во внутреннем соединении с Богом.

Таким образом, мистика – это живая часть религии. То, что является сутью, основой любой религии. То, что объединяет все религии.

Мистические методы мировых религий – медитация, созерцание, наблюдение, самовоспоминание, молитва, повторение мантр.

Мистика и духовная практика

в чем заключается мистика. Смотреть фото в чем заключается мистика. Смотреть картинку в чем заключается мистика. Картинка про в чем заключается мистика. Фото в чем заключается мистика

Разные мистические направления предлагают разные средства, с помощью которых можно пробудить дремлющее сознание, войти в непосредственное общение с Богом, почерпнуть истину в самом источнике.

По мере духовного роста утончаются формы мистицизма и одухотворяются практикуемые приёмы погружения в экстаз. От внешних приёмов центр тяжести переносится в область духовных практик.

К духовным практикам относятся – медитация, созерцание, самовоспоминание, наблюдение, молитвы, мантры и др.

По мнению мистиков, истинная жизнь – это созерцательная жизнь. Созерцание представляет собой процесс постепенного абстрагирования и очищения сознания путём концентрации внимания на какой-нибудь идее или на объекте. Восточные мистики выработали ряд приёмов, способствующих быстрому погружению в созерцательное состояние.

К таким приёмам относятся:

Концентрация внимания на одной идее (одном объекте) влечёт за собой очищение сознания от всего того, что не связано с этой идеей. По мере того как поле сознания сужается, идея приобретает всё большее господство. По мере же того, как она укрепляется в сознании, усиливается в своей интенсивности связанное с ней чувство. Так созерцание приводит к экстазу.

Экстаз (греч. ekstasis – нахождение во вне, смещение, пребывание вне себя) – состояние измененного сознания, сопровождающееся потерей ощущения времени, восторгом, предельным позитивным эмоциональным воодушевлением. Высшая степень восторга и воодушевления.

Все мистики говорят, что те эмоции и феномены, которые они переживают в состоянии экстаза, невозможно передать словами. Нет слов, которые могли бы дать хотя бы приблизительное понятие о них.

Адепты писали, что религиозный экстаз «подобен тихому веянию прохладного ветерка, призывающего человека к покою, которому, впрочем, может предшествовать буря, огонь, трепет, но сам Бог всегда приходит в тихом веянии».

Экстаз – это чувство непосредственного общения с Богом, чувство слияния с первоосновой бытия, с абсолютной реальностью, абсолютной истиной.

В этом чувстве исчезает различие между субъектом и объектом, и мистик ощущает «я» и «не я» в их нераздельной целостности и первоначальном единстве. Это цель исканий на мистическом пути. На вершине мистического опыта всё бытие ощущается как единая абсолютная реальность.

К мистицизму относят тантризм (индуистский и буддийский), дзэн, каббалу, розенкрейцерство, хасидизм, гностицизм, исихазм, суфизм и другие учения.

Первобытное общество

Явления, схожие с мистицизмом, присутствуют в шаманизме, существовавшем у народов Северной Азии, Европы, Америки, в религиозных обрядах аборигенов Австралии, в культах духов разных народов Африки.

Элемент мистицизма в шаманстве заключается в вере в то, что в состоянии экстаза душа шамана покидает тело, чтобы соединиться с богом или, по крайней мере, быть рядом с ним.

Античность

Древняя Индия

В религиях древней Индии присутствует сильный мистический аспект.

Например, высшим результатом религиозной практики среди последователей философской школы адвайта-веданта являлась «мокша» – освобождение из сансары (бесконечной цепи перерождений) и слияние с Абсолютом (Брахманом).

Традиционная йога представляет собой систему, позволяющую достичь мистического прозрения и растворения в абсолютной реальности.

Буддизм

Разные школы буддизма предлагают разные мистические методы.

Дзэн использует практику созерцания (самовоспоминания, самонаблюдения) Само название происходит от санскритского «дхьяна» (сосредоточение, созерцание).

Махаяна – это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы, она включает Сутру и Тантру.

Ваджраяна – тантрическое направление, образовавшееся внутри Махаяны в V веке нашей эры. Методом для достижения окончательной реализации являются визуализация образов божеств, мантры, мудры.

Тхеравада – старейшая школа буддизма, одна из восемнадцати ранних буддийских школ.

Использует медитацию випассана для приобретения мудрости.

Випассана (санскр. «проникновенное видение») – вид медитации в буддизме, созерцание четырёх благородных истин и идеи невечности.

Китай

Для Китая характерны нетеистические религии, поэтому место Бога в мистических практиках занимают Пустота в буддизме и Дао в даосизме.

Большинство буддистских школ предлагают медитацию и мистическое созерцание как средство достижения нирваны – слияния с вселенской пустотой.

Христианский мистицизм

Христианский мистицизм сосредоточен на практике глубокой молитвы с целью достижения единства с Богом.

Исламский мистицизм

Суфизм – мистическое течение в исламе. Его основателем принято считать поэта Джалаледдина Руми. Основными составляющими суфизма являются аскетизм, мистицизм, повышенную духовность, подвижничество. Целью суфизма является воспитание совершенного человека, свободного от мирской суеты и сумевшего возвыситься над негативными качествами своей природы.

Танец суфийских дервишей – подвижная медитация, имеющая мистический смысл (слияние с Богом).

Иудейский мистицизм

Иудейский мистицизм представляют каббала и хасидизм.

Каббала в основном предлагает методы непосредственного постижения Бога через священные имена, божественные числа, молитву.

Хасидизм – религиозное течение в иудаизме, которое особенное значение придаёт эмоциональному постижению Бога.

в чем заключается мистика. Смотреть фото в чем заключается мистика. Смотреть картинку в чем заключается мистика. Картинка про в чем заключается мистика. Фото в чем заключается мистика

Теперь вы имеете представление о том, что такое мистика.

Подробнее о мистицизме и видах духовных практик вы можете прочитать в материалах нашего эзотерического клуба «Путь Света»

в чем заключается мистика. Смотреть фото в чем заключается мистика. Смотреть картинку в чем заключается мистика. Картинка про в чем заключается мистика. Фото в чем заключается мистика

Авторы: Олег и Валентина Световид, Алёна Железных

Источник

Что такое мистика, мистицизм и эзотеризм?

в чем заключается мистика. Смотреть фото в чем заключается мистика. Смотреть картинку в чем заключается мистика. Картинка про в чем заключается мистика. Фото в чем заключается мистика

1. Ми́стика (от греч. μυστικός «скрытый, тайный») – вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; также – сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами, духами, другими нематериальными сущностями). Совокупность теологических и философских доктрин, посвящённых оправданию и осмыслению этой практики, называется мистицизмом.

В переносном словоупотреблении мистика означает совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности; это есть мистика реальная или опытная, которая разделяется на:

а) прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно явления и предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре – сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также астрология;

б) деятельную или оперативную, которая стремится, помимо обычных средств и условий, производить различные явления, как-то: действовать на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним властным внушением, создавать пластические формы или материализовать духовные сущности и дематериализовать телесные и тому подобное; сюда относятся так называемый животный магнетизм, магия (в тесном смысле), теургия, некромантия, всевозможные способы волшебства или чародейства и, наконец, вся область медиумических или спиритических явлений. С христианской точки зрения реальная мистика (в обоих своих видах) разделяется по достоинству и значению предмета и среды мистического взаимодействия на мистику божественную, естественную и демоническую. Относить к мистике алхимию, как это обыкновенно делается, нет достаточных оснований, так как алхимики в своих операциях старались пользоваться естественными свойствами вещества и исходили из принципа единства материи, признаваемого ныне положительной наукой.

В другом смысле мистикой называется особый род религиозно-философской познавательной деятельности. Сверх обычных способов познавания истины – опыта, чистого мышления, предания и авторитета, – всегда допускалась большинством религиозных и метафизических умов возможность непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания – сущностью всего, или божеством. Если такое общение признается единственным или, по крайней мере, самым верным и достойным способом познания и осуществления истины, а все другие способы более или менее пренебрегаются как низшие и неудовлетворительные, то возникает известное исключительное направление мысли, называемое мистицизмом; если, независимо от крайности этого направления, внутреннее общение человеческого духа с абсолютным признается как существенная основа истинного познания, то появляются учения, которые, смотря по преобладанию в них религиозного или философского элемента, обозначаются как мистическое богословие, мистическая философия или теософия.

в чем заключается мистика. Смотреть фото в чем заключается мистика. Смотреть картинку в чем заключается мистика. Картинка про в чем заключается мистика. Фото в чем заключается мистика

2. Мистици́зм (от др.-греч. μυστικός – таинственный) – философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Под мистическим опытом понимают опыт прямого личностного общения, слияния или постижения некоей абсолютной реальности и абсолютной истины, а в рамках религий часто отождествляемой с божеством или Абсолютом. В утверждении возможности непосредственного единения с Богом или Абсолютом состоит суть мистицизма. Различные мистические доктрины встречаются во всех мировых религиях и верованиях и имеют общие черты: тяготеют к интуитивизму и символизму; предполагают практику определённых психофизических упражнений или медитаций, необходимых для достижения определенного состояния разума и психики. К мистицизму относят тантризм (индуистский и буддийский или ваджраяну), дзэн, каббалу, розенкрейцерство, хасидизм, гностицизм, исихазм, суфизм и некоторые другие учения.

2.1. Христианский мистицизм

Мистицизм свойственен как западному, так и восточному христианству, однако есть разные точки зрения на значение мистицизма в разных конфессиях. Так, Иоанн Мейендорф и Евгений Торчинов считали, что мистицизм более развит в православии (исихазм). Павел Флоренский писал о «воображательной» мистике католиков, противопоставляемой «умной» мистике православных. По поводу последней Каллист (Уэр) пишет: «Всякое истинно православное богословие мистично: как мистицизм в отрыве от богословия становится субъективизмом и ересью, так и богословие в отрыве от мистицизма вырождается в сухую схоластику, «академичную» в дурном смысле слова».

Так же мистицизм уникальным образом развит в ещё одной из ветвей христианства, а именно, в протестантизме.

2.2. Мистицизм в античности

2.3. Мистицизм в Древней Индии

В религиях древней Индии весьма силён мистический аспект. Например высшим идеалом религиозной практики среди последователей философской школы адвайта-веданта являлась «мокша» – освобождение из сансары (бесконечной цепи перерождений; круговорота рождений и смерти в мирах) и слияние с Абсолютом (Брахманом). Традиционная йога также представляет собой систему духовной и телесной практики, позволяющую достичь мистического прозрения и тесно связанную с индуистской доктриной адвайты – растворении всего индивидуального в абсолютном единстве Брахмана.

2.4. Буддистский мистицизм

Разные школы буддизма предлагают разные мистические методы, однако в буддизме, по причине его предельной рациональности, многие методы считаются «упайя» – искусными приёмами для достижения высших целей.

Ваджраяна делает упор на тантру и дзогчен для достижения окончательной реализации. Тхеравада использует медитацию випассана для приобретения мудрости.

Дзэн наиболее живое мистическое учение в буддизме.

2.5. Даосский мистицизм

Для Китая характерны нетеистические религии, поэтому место Бога в мистических религиозных практиках занимают трансцендентные начала – Пустота (шунья) в буддизме и Дао в даосизме. Большинство буддистских школ провозглашают важность медитации и мистического созерцания как средств достижения нирваны – слияния с вселенской пустотой.

2.6. Исламский мистицизм – суфизм

Суфийские мистики и аскеты не были удовлетворены традиционным религиозным опытом ислама и стремились к личному союзу с Богом и обретению непосредственного интуитивного познания Аллаха. Целью также провозглашалось освобождение души от оков низшего «я» и переживание истинной реальности (хакика).

2.7. Иудейский мистицизм (каббала, хасидизм)

Наиболее характерным и глубоким течением в иудейском мистицизме являются каббала и хасидизм. Каббала в основном предлагает методы непосредственного постижения Бога через священные имена и божественные числа, а также через восторженную молитву.

Многочисленные течения нью-эйджа нередко берут за основу мистические методы мировых религий, часто сильно видоизменяя или примешивая другие влияния. Целями нью-эйджевского мистицизма часто является:

достижение глубоких медитативных состояний;

психонавтика – развитие необычных, пограничных и маргинальных состояний сознания;

передача сознания (телепатия, телекинез, магия, гипноз, суггестия);

оперирование в трансперсональной реальности (например, астральные полёты);

Некоторые школы нью-эйджа отличаются высокой концентрированностью и технологичностью в отдельно взятых методах, формируя быстрые результаты, в то время как религиозные традиции чаще делают упор на весь образ жизни. Тем не менее основной целью движения нью-эйдж («Новая Эра») декларируется достижение нового уровня сознания и личностный рост.

в чем заключается мистика. Смотреть фото в чем заключается мистика. Смотреть картинку в чем заключается мистика. Картинка про в чем заключается мистика. Фото в чем заключается мистика

3. Эзотери́зм (от др.-греч. ἐσωτερικός «внутренний»), эзоте́рика – совокупность знаний, сведений, недоступных непосвящённым, несведущим в мистических учениях людям, особых способов восприятия реальности, имеющих тайное содержание и выражение в «психодуховных практиках». Противопоставляется экзотерике (экзотеризму).

Знания, полученные в ходе эзотерического опыта, являются крайне субъективными, оттого не существует единого эзотерического учения. Зачастую определяется как псевдонаука.

Ещё Пифагор, Платон и Аристотель словом «эзотерический» называли тайное учение, передаваемое только некоторым ученикам (эзотерикам). В ходе истории эзотеризм принимал различные формы практической интерпретации тайного учения; ныне в его состав традиционно включаются: магия, алхимия, астрология, гностицизм, каббала, теософия, суфизм, йога, ваджраяна (буддийский тантризм), масонство, антропософия, мондиализм.

В то же время, ряд авторов рассматривает эзотеризм как особый тип рациональности, который в настоящее время подвергается осознанной концептуализации и рефлексии. Другие авторы иногда рассматривают в качестве эзотеризма паранауки и парапрактики.

3.1. Слово «эзотеризм» происходит от слова «эзотерический» – тайный, скрытый, посвящённый в тайны какого-либо общества или учения, открытого только избранным. Антоним – экзотерический. Может употребляться как, например: «эзотерическое значение какого-либо обряда».

Античные термины ta esô и ta exô встречаются ещё у Платона и Аристотеля, а само прилагательное esôterikos (эзотерический) из дошедшего до нас впервые используется у Лукиана в работе «Продажа жизней с аукциона», написанной в 166 году применительно к учению последователей Аристотеля.

Английский термин. Современный термин «эзотерический» впервые использовал в английском языке Томас Стэнли в 1701 году в своей работе «История философии» для описания пифагорейской школы. Учение Пифагора подразделялось на часть, доступную всем, и другую часть, которой учили только членов ордена, после того, как с них брали клятву не разглашать то, чему их научили. Эту часть пифагорейского учения Стэнли и назвал эзотерической. Историки до сих пор не знают, в чём заключалась эзотерическая часть учения Пифагора. Позднее термин распространился на другие учения, не пропагандировавшиеся адептами среди непосвящённых. Современник, Томаса Стэнли, британский философ Джон Толанд выдвинул тезис о необходимости двух философий: экзотерической (открытой, публичной) и эзотерической (тайной, для посвящённых). Под экзотерической философией Толанд подразумевал религию, а под эзотерической – материализм.

Французский термин. Во французском языке существительное «эзотеризм» впервые появилось в 1828 году в книге Жака Маттера «Критическая история гностицизма и его влияния». До этого использовалось как прилагательное. Маттер подразумевал свободное синкретическое исследование, почерпнутое в христианских истинах и в отдельных аспектах греческой философии, особенно пифагореизма. Существительное было популяризировано Элифасом Леви в 1850-х годах.

Многие современные эзотерические учения активно пропагандируются, поэтому их нельзя назвать тайными в том же смысле, что эзотеризм внутри религий и других эзотерических организаций, а лишь в том смысле, что они претендуют на постижение тайны, недоступной непосвящённым. Также в современном языке слово «эзотерический» может пониматься в чрезвычайно расширенном смысле как синоним слов «тайный», «понятный только узкому кругу» и тому подобное (например, эзотерические языки программирования).

3.2. В качестве примеров такой практики можно назвать каббалу внутри иудаизма.

3.3. Античный эзотеризм

В определённом смысле эзотерическим можно назвать любое знание в древности до начала развития древнегреческой цивилизации, так как даже таким практическим знанием, как геометрия, тогда владели только жрецы.

В Древней Греции к эзотерическому знанию относят мистерии Деметры и Диониса, орфизм, а также тайную часть различных философских учений, в частности пифагореизма. В Ликее Аристотеля «утром, в рабочие часы, происходило специальное (эзотерическое) обучение тесного круга учеников; там же вечером и широкой, жаждущей образования публике читались доступные её пониманию общие (экзотерические) курсы».

Во II – III веках н.э. стал популярен герметизм и появился Corpus Hermeticum, сборник текстов, приписываемых Гермесу Трисмегисту.

3.4. Христианский эзотеризм – Эзотерическое христианство

3.5. Каббала, христианская каббала

3.7. На эзотерические учения XX-го столетия оказали сильное влияние философские идеи Е.П. Блаватской, основательницы Теософского общества (1875 год).

Философ и эзотерик Рудольф Штайнер, вначале тесно сотрудничавший с Теософским обществом, позже создал альтернативу, антропософию и Антропософское общество.

Известным эзотериком начала XX века был также Георгий Гурджиев, его система называется «Четвёртый путь». Г. Гурджиев также занимался постановкой эзотерического балета «Битва Магов».

Американский мистик и астролог Макс Гендель в 1909 году основал «Розенкрейцерское Братство», являющееся, по его словам, прямым продолжателем традиций средневекового мистического ордена Орден розенкрейцеров. «Братство» заложило основы эзотерического христианства и астрологии в США.

В 1934 году в Лос-Анджелесе философ-мистик Менли Палмер Холл основал некоммерческую организацию «Философское исследовательское общество» с целью изучения религии, мифологии, метафизики и оккультизма. В Обществе имеется библиотека на 50 000 томов, коллекция произведений искусства и редких книг. Общество проводит лекции, семинары, издаёт книги и ежеквартальный журнал.

Свою эзотерическую систему создали также художник и путешественник Николай Рерих и его жена Е.И. Рерих, назвав её Живая этика.

Во второй половине XX-го века на эзотерическую мысль наиболее существенное влияние оказал антрополог и мистик Карлос Кастанеда.

В то же время исследователи считают, что современный эзотеризм неправомерно разыскивает свои истоки в раннеисторических, первобытных языческих и мифологических взглядах человечества. Современный эзотеризм «досоздаёт» недостающие ему элементы мировоззрения и является не столько наследием прошлого, сколько творчеством новых форм язычества, характерных для современности, и, следовательно, может быть идентифицирован как «неоязычество».

в чем заключается мистика. Смотреть фото в чем заключается мистика. Смотреть картинку в чем заключается мистика. Картинка про в чем заключается мистика. Фото в чем заключается мистика

3.8. Эзотеризм и оккультизм

Понятия эзотеризм и оккультизм не являются взаимозаменяемыми, термин эзотерика является более широким и включает в себя как оккультизм, так и эзотерические учения, прямо не связанные с оккультизмом, например, религиозные. Оккультными можно назвать лишь те эзотерические системы, составной частью которых являются оккультные практики. Многие эзотерические системы являются больше теоретическими, мировоззренческими или направленными больше на духовно-нравственное самосовершенствование и религиозно-мистическое переживание, такие как суфизм, некоторые другие восточные практики и многие из современных Нью-Эйдж учений, тогда как оккультизм обозначает скорее теории и практики, направленные на достижение конкретных результатов. Часто под эзотерикой и эзотеризмом понимается оккультизм, при этом теряется смысл слова «эзотерика» как часть учения, скрываемая от непосвящённых, и смысл слова «оккультизм» как совокупность систем мировоззрения, основанных на признании существования скрытых сил в мире и человеке.

3.9. Эзотеризм и психология

Отношение к эзотеризму со стороны различных направлений психологии не одинаково. Представители некоторых направлений психологии, например, аналитической психологии, трансперсональной психологии, психосинтеза, в целом положительно относятся к различным эзотерическим практикам и демонстрируют определённую связь с эзотерическими учениями.

Классик американской психологии У. Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта» предложил прагматический подход к оценке значимости различных религиозных феноменов (в определении «религии» Джеймса включаются мистические и эзотерические течения). С точки зрения данного подхода оценивать любые верования и практики следует исключительно из их влияния на жизнь и душевное здоровье человека. В итоге, Джеймс демонстрирует достаточно позитивное отношение к ряду разновидностей эзотеризма, например, к йоге.

С другой стороны, ряд направлений психологии относится к эзотеризму в целом или к отдельным его направлениям резко негативно. Так, З. Фрейд подвергал критике любые проявления магического и религиозного сознания. Современные критики эзотерики отмечают её возможную связь с различными психическими расстройствами, в частности, с синдромом Кандинского-Клерамбо.

С точки зрения истории науки, наибольший интерес представляет взаимное влияние эзотерики и психологии. Коринна Трэйтел в своей монографии «Наука для души. Оккультизм и истоки германского модерна» анализирует влияние эзотерики на становление психологии как самостоятельной научной дисциплины.

3.10. Эзотеризм и христианство

В православии распространено представление о связи эзотеризма, оккультизма и тоталитарных сект. Несмотря на заявление представителей некоторых течений эзотерики об их связи с православием, представители христианства резко отрицательно относятся к попыткам соединения православия и эзотерических практик. С точки зрения религиоведа и православного богослова А.В. Кураева, «в христианстве не существует эзотерического учения».

Перенниалист Джеймс Катсингер (англ. James Cutsinger) считает, что христианство, как и все религии, помимо внешних (называемых им «экзотерическими») форм обладает внутренней (называемой им «эзотерической») Истиной, которая выражает некую метафизическую суть, независимую от «буквы» догматического выражения (теория «экуменического эзотеризма»). В частности, православный исихазм он считает отражением «эзотерической» (то есть внутренней) основы христианства, эквивалентной, например, практикам суфизма в исламе.

С.С. Хоружий критикует встречающуюся точку зрения на исихазм как на эзотерическую практику: «В сознании самой традиции, исихастский подвиг никогда не мыслился как закрытый эзотерический культ, удел кружка избранных и род некой духовной экзотики и эксцентрики. Он был не чем иным как осуществлением бытийного призвания человека…».

Некоторые направления протестантизма и католичества демонстрируют определённую связь с отдельными направлениями эзотеризма либо либеральное отношение к ним. В англиканстве исторически сложилась связь с масонством: в то время, как главой Церкви Англии является английская королева, главой Объединённой великой ложи Англии является член Британской королевской семьи (в настоящее время – двоюродный брат королевы Елизаветы II, принц Эдвард, одновременно являющийся протестантом). Таким образом, руководство английского масонства и Церкви Англии оказались связаны на уровне родственных связей. Другим примером является «Либеральная католическая церковь», вероучение которой, благодаря её создателю теософу Дж. Веджвуду включило в себя элементы теософии. Религиовед П.И. Пучков относит Либеральную католическую церковь к маргинальному католицизму, однако он указывает, что положение этой организации в классификации конфессий является неопределённым, и некоторые религиоведы относят её к неримским католикам или синкретическому движению Новый век.

3.11. Эзотеризм и наука

Современная эзотерика нередко выступает в наукообразном обличье, апеллирует к науке, провозглашая принцип «единства науки, религии и философии». В то же время научная картина мира кардинально отличается от эзотерической: представления эзотерики по основополагающим проблемам происхождения мира, жизни, человека, космологии, биологии, палеонтологии и других наук находятся в противоречии с научными данными. В отличие от науки эзотеризм не ведёт поиск решения проблемы, а предлагает ответы изначально, а метод эзотеризма научно не воспроизводим и не может быть рационально доказан.

в чем заключается мистика. Смотреть фото в чем заключается мистика. Смотреть картинку в чем заключается мистика. Картинка про в чем заключается мистика. Фото в чем заключается мистика

3.12. Эзотеризм и общество

Различные авторы неоднозначно оценивают влияние эзотеризма на общество. В.В. Кучурин отмечает благотворительную деятельность масонства в XVIII – XIX веках. Ю. В. Ермолина оценивает магию (определяемую ей как форма эзотерической культуры) в качестве «важнейшей составляющей русской национальной культуры» и связывает рост интереса к эзотеризму тем, что традиционные религии «не в состоянии полностью удовлетворить потребности людей в духовном спасении». Некоторые авторы положительно оценивают значение эзотеризма в истории науки. Коринна Трэйтел говорит о влиянии эзотеризма на выделение психологии как самостоятельной научной дисциплины, а также на таких авторов как Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда. Английский историк культуры Ренессанса Фрэнсис Йейтс считает, что герметико-каббалистическое мировоззрение способствовало «переходу науки на путь служения человечеству», а американский историк-медиевист Линн Торндайк отмечает тесную связь между историей некоторых направлений эзотеризма и экспериментальной науки с античности вплоть до Средних веков.

Современный российский исследователь С.Г. Устинов даёт неоднозначную оценку социальной роли эзотеризма. С одной стороны, он указывает на то, что эзотеризм в целом деструктивен, так как нацелен на разрушение сложившейся системы ценностей, обеспечивающей целостность культуры и человеческого мировоззрения. С другой стороны, Устинов указывает на положительную социальную функцию эзотеризма как «формы разрешения противоречий между теоретическим и обыденным сознанием», способной создавать смысловые системы координат. Интерес к эзотеризму и мистике порожден, по мнению Устинова, травмами массового сознания, нанесёнными индустриальной революцией, мировыми войнами, усложнившимися условиями бытия, и во многом связан с крахом веры в прогресс, возможность рациональной организации жизни, государства и общества.

Специалист по философии религии, доктор философских наук Л.В. Денисова считает, что в оккультизме отсутствует учение о нравственном пути и этических ценностях, из-за чего он используется как инструмент для выживании одних за счёт других и может являться метафизической основой для современных тоталитарных режимов и сект для установления духовного господства.

Критикой эзотеризма и отдельных его направлений занимаются в рамках научного сообщества сторонники светского гуманизма, в России представленного преимущественно «Российским гуманистическим обществом». Так, В.А. Кувакин в своей статье «Астрология» в журнале «Здравый смысл», утверждает, что распространение астрологии приводит к ряду негативных социальных последствий, среди которых: «вольное или невольное бегство человека от самого себя, отказ от здорового скепсиса, критичности, реализма»; «неуважение науки, неверие в её благотворную мощь в добрых и заботливых руках человека разумного»; «закрепление невежественности человека» и так далее.

Широкая популяризация со стороны СМИ деятельности представителей оккультизма и парапсихологии и соответствующих представлений (астрология, колдовство, порча, сглаз, экстрасенсорное восприятие, биоэнергетика) способствует формированию магического мышления, создаёт благоприятную почву для деятельности деструктивных религиозных сект и приводит к росту психических расстройств с религиозно-мистическими переживаниями.

в чем заключается мистика. Смотреть фото в чем заключается мистика. Смотреть картинку в чем заключается мистика. Картинка про в чем заключается мистика. Фото в чем заключается мистика

4. Таким образом, несмотря на то, что отдельные западные авторы причисляют исихазм к одной из эзотерических практик, подлинное, не искажённое христианство, в том числе, исихазм не имеют ничего общего с эзотеризмом.

Своей же читательнице Светлане Тамбовцевой отвечаю на её вопрос о том, а нужно ли подробно излагать эту горючую смесь мистических течений оккультизма, эзотеризма, неоязычества? Ведь кого-то из психически неуравновешенных людей эта новизна может питать, но нам – адекватным людям – необходимо думать об уравновешенных людях, которых реклама и пропаганда «тотальной спячки» уводит в дебри «беспробудного тумана», в том числе, и тумана духовного. Поэтому считаю, что подобными статьями все мы в какой-то степени будим уравновешенных людей, наших сограждан, да и просто людей доброй воли от обмана и «опиума» рекламы и пропаганды «тотальной спячки», чтобы нам как можно реже «проходимцы с верха» всех мастей говорили: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *