в чем заключается метод статистики
Краткий курс по статистике
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Статистика». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткий курс по статистике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Предмет, методы и задачи статистики
1. Понятие «статистика» (лат. status — состояние, положение, порядок явлений) как термин может трактоваться в двух значениях: отрасль знаний (наука) и форма практической деятельности (государственная статистика, ведомственная статистика).
В настоящее время термин «статистика» употребляется в основном в трех значениях:
1) под статистикой понимают особую отрасль практической деятельности людей, направленную на сбор, обработку, анализ данных, характеризующих социально-экономическое положение страны, ее регионов, отраслей экономики, отдельных предприятий, домохозяйств, население и др.;
2) статистикой часто называют совокупность сведений, представленных в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики. Также это могут быть данные, публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые представляют собой результат статистической работы;
3) статистикой называют науку, занимающуюся разработкой методологии и методов, используемых для анализа больших совокупностей данных.
С помощью статистики дается числовая характеристика общественным закономерностям, исследованием которых занимаются философия и экономическая теория. Статистика изучает явления в их взаимосвязи и развитии, т. е. каким образом осуществляется переход от количественных изменений к качественным. Она также выясняет, как внедряется новое, прогрессивное в развитие экономики общества.
Предмет изучения статистики — количественная сторона массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной, изучаемая с целью выражения закономерностей, тенденций развития общества. Объект изучения статистики — общество в целом, отдельные явления и процессы общественной жизни. Теоретическую основу статистики составляют философия и экономическая теория.
В зависимости от объекта изучения статистика как наука подразделяется на социальную, демографическую, экономическую, промышленную, торговую, банковскую, финансовую, медицинскую и т. д.
2. Принято различать следующие основные статистические методы:
☞ массового статистического наблюдения (в том числе выборочный);
☞ статистической сводки и группировки (в том числе табличный и графический);
☞ научной обработки и анализа статистических данных с помощью обобщающих показателей.
К основным обобщающим показателям статистики относятся:
☞ абсолютные, относительные, средние величины;
☞ показатели вариации (колеблемости), динамики, тесноты связи;
В статистике также используются и другие методы, например балансовый и математической статистики (дисперсионный анализ, корреляционный и регрессионный анализ) и др.
3. В перечень основных задач статистики входят:
☞ наблюдение за развитием экономики и общества, сбор данных;
☞ совершенствование методики статистического наблюдения;
☞ комплексное изучение экономики, анализ ее состояния, развитие тенденций, закономерностей, определение роли факторов в социальной и экономической сферах и исследование взаимовлияния всех составляющих развития общества друг на друга;
☞ контроль за содержанием поступающей в органы статистики информации;
☞ подготовка и публикация статистических материалов о развитии страны, отраслей и т. д.
Статистика. Шпаргалка
Шпаргалка подготовлена в соответствии с программой учебного курса «Экономическая статистика». В пособии кратко изложены ответы на вопросы по данной дисциплине, достаточные для ответа на экзамене или зачете. Пособие поможет в короткие сроки повторить ранее изученный материал, а также эффективно подготовиться к сдаче экзамена или зачета по данному предмету. Издание предназначено студентам экономических специальностей.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Статистика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
3. Метод статистики
Под статистической методологией понимается система принципов и совокупность методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре взаимосвязей и динамике социально-экономических явлений.
Важнейшими составными элементами метода статистики и статистической методологии являются:
1) статистическое наблюдение (сбор данных);
2) сводка и группировка;
3) обобщение и анализ полученных статистических данных.
Сущность первого элемента статистической методологии состоит в планомерном и систематичном сборе первичных данных об изучаемом объекте. Собранные сведения носят исчерпывающий характер.
Второй элемент подразумевает собой разделение совокупности данных, полученных на этапе наблюдения, на однородные группы по одному или нескольким признакам, подсчет итогов по каждой группе и подгруппе и оформление полученных итогов в виде статистической таблицы. Таким образом, все собранные факты подвергаются систематизации и классификации.
Сущность третьего элемента статистической методологии заключается в вычислении и социально-экономической интерпретации обобщающих статистических показателей: абсолютных величин; относительных величин; среди их величин; показателей вариации; показателей динамики; индексов и т.д. В процессе статистического анализа изучается структура, динамика и взаимосвязь общественных явлений и процессов.
Выделяют следующие этапы статистического анализа:
1) установление фактов и их оценка;
2) выявление характерных особенностей и причин явления;
3) сопоставление явления с нормативными, плановыми и прочими явлениями, принятыми за базу сравнения;
4) формулирование выводов, прогнозов, предположений и гипотез;
5) статистическая проверка выдвинутых гипотез. Три основных элемента статистической методологии являются также тремя стадиями любого статистического исследования.
К статистической методологии относят и способы, с помощью которых статистика производит свои исследования. Метод статистики выбирается в зависимости от изучаемого явления и конкретного предмета изучения: связи, закономерности или развития.
В статистике применяют следующие методы:
1) выборочный метод;
3) корреляционно-регрессионный анализ;
4) дисперсионный анализ;
5) многомерный анализ;
6) балансовый метод.
Большое значение в статистическом исследовании имеют графический и табличный методы, которые позволяют наглядно определить тенденцию развития изучаемого явления. Современная статистика располагает множеством методов анализа данных с применением вычислительной техники, позволяющих описать изменчивую структуру любого явления.
Методы статистики
Предмет, метод и задачи статистики.
Статистика – одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе хозяйственного учета.
Как наука статистика стала преподаваться в 1749 году немецким ученым Готфридом Ахенвалем.
Развитие статистики шло по двум направлениям:
1) описательная школа возникло в Германии и было связано с описанием достопримечательностей государства: территории, населения, благосостояния государства и граждан и т.п. – без анализа закономерностей и взаимосвязей между явлениями. Основателем описательной школы был немецкий ученый Герман Контринг (1606 – 1681).
2) «политическая арифметика» возникло в Англии и было ориентировано на выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязи изучаемых явлений. Основателем школы этого направления был Уильям Петти (1623-1687).
Термин «статистика» употребляется в нескольких значениях: комплекс учебных дисциплин; отрасль практической деятельности («статистический учет»); совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические методы (в том числе методы математической статистики), применяемые для изучения социально-экономических явлений и процессов.
Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социально-демографическая статистика и ее отрасли.
Теория статистики является наукой о наиболее общих принципах и методах статистического исследования социально экономических явлений. Она разрабатывает понятийный аппарат и систему категорий статистической науки, рассматривает методы сбора, сводки, обобщения и анализа статистических данных, т. е. общую методологию статистического исследования массовых общественных процессов.
Теория статистики является методологической основой всех отраслевых статистик.
Статистика – это наука, которая изучает количественную сторону массовых социально-экономических явлений в неразрывной взаимосвязи их качественной стороной, а так же количественное выражение закономерностей развития процессов в конкретных условиях места и времени.
Теоретической основой статистики являются положения социально-экономической теории, которые рассматривают законы развития социально-экономических явлений, выясняют их природу и значение в жизни общества. Опираясь на знания положений экономической теории, статистика анализирует конкретные формы проявления категорий, оценивает размеры явлений, осуществляет разработку адекватных методов их изучения и анализа.
Изучение статистики основано на системе категорий и понятий, отражающих наиболее существенные свойства, признаки, взаимосвязи явлений и процессов.
Предмет статистики исследуется с помощью специальных приемов, способов и методов, направленных на количественное изучение массовых общественных и социальных и экономических явлений и процессов.
Применение в статистике конкретных методов предопределяется поставленными задачами и зависит от исходной информации.
В процессе развития науки статистики ее методы не оставались неизменными, а обогащались новыми, все более сложными приемами.
Метод статистики (или статистическая методология) представляет собой совокупность приемов, правил и принципов статистического исследования социально-экономических явлений, т.е. сбора сведений, обработки их, вычисления показателей и анализа (оценки) полученных данных.
Статистические методы:
— сводка и группировка заключается в классификации, обобщении полученных первичных данных;
— методы анализа обобщающих показателей позволяют дать характеристику изучаемому явлению при помощи статистических величин: абсолютных, относительных и средних с целью установления взаимосвязей и закономерностей развития процессов.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) был преобразован в Федеральную службу государственной статистики (Росстат). Область деятельности Росстата определяется Положением о Федеральной службе государственной статистики.
Функции Росстата:
— принятие нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности;
— обеспечение органов государственного управления официальной статистической информацией о социально-демографическом, экономическом, экологическом состоянии страны;
— осуществление контроля в сфере государственной статистической деятельности.
Органы Росстата представляют собой трехуровневую систему с территориальными органами и подведомственными организациями Федеральной службы. Росстат руководит работой 75 территориальных органов государственной статистики, в ведении которых находится статистическая деятельность на соответствующих территориях республик, краев, областей, автономных округов и автономной области.
Кроме того, в систему Росстата включены:
— ГМЦ (Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики),
— Научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы;
— Научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики, учебные заведения (колледжи и техникумы, учебные центры).
Сбор и обработку статистической информации могут также осуществлять министерства и ведомства: Минфин Российской Федерации, МВД и т.д. (так называемая ведомственная статистика).
Все органы государственной статистики обеспечивают предоставление официальной статистической информации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
До 2003 г. для описания структуры российской экономики использовался Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Взамен ОКОНХ Минэкономразвития России был разработан Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).
На основе кодов ОКВЭД осуществляется идентификация видов деятельности хозяйствующих субъектов в процессе их государственной регистрации и статистического учета.
Изучение статистических показателей позволяет дать обобщающую характеристику объема и состава явления, выявить и изучить статистические закономерности. Такие закономерности обнаруживаются при массовом наблюдении благодаря действию закона больших чисел.
Закон больших чисел – объективный закон, согласно которому одновременное действие большого числа случайных факторов приводит к результату почти независимо от каждого случая.
Т.е. закономерности проявляются лишь в массе явлений при обобщении данных по достаточно большому числу единиц.
Предмет статистики исследуется с помощью специальных приемов, способов и методов, направленных на количественное изучение массовых общественных и социальных и экономических явлений и процессов.
Применение в статистике конкретных методов предопределяется поставленными задачами и зависит от исходной информации.
В процессе развития науки статистики ее методы не оставались неизменными, а обогащались новыми, все более сложными приемами.
Метод статистики (или статистическая методология) представляет собой совокупность приемов, правил и принципов статистического исследования социально-экономических явлений, т.е. сбора сведений, обработки их, вычисления показателей и анализа (оценки) полученных данных.
Статистические методы:
— Сводка и группировка заключается в классификации, обобщении полученных первичных данных.
— Методы анализа обобщающих показателей позволяют дать характеристику изучаемому явлению при помощи статистических величин: абсолютных, относительных и средних с целью установления взаимосвязей и закономерностей развития процессов.
В процессе статистического исследования статистические методы обычно применяются комплексно.
В статистике, как и в любой другой науке, средством, инструментом исследования служит математика.
Различие между математикой и статистикой заключается в том, что статистика получает количественные характеристики явлений в их неразрывной связи с качественной стороной. Математика исследует количественную сторону явлений безотносительно к качеству.
В высшей математике выделяют раздел математической статистики, который занимается разработкой математических методов, систематизацией обработки и исследования стоимостных данных для научных и практических выводов.
Лекция по статистике «Предмет, метод и задачи статистики»
Тема 1 «Предмет, метод и задачи статистики»
История возникновения статистики.
Этапы развития статистики в России.
История возникновения статистики.
Статистика имеет многовековую историю. Более чем за две тысячи лет до нашей эры в Китае проводился подсчет населения, скота, земельных угодий, имущества и т.д.
Считается, что основы статистической науки заложены английским экономистом У.Петти. В связи с его работами «Политическая арифметика», «Разное о деньгах» и др. Карл Маркс назвал их автора «в некотором роде изобретателем статистики».
В середине XVII века немецкий ученый Г.Ахенваль в Марбургском университете начал читать новую дисциплину, названную им «статистикой» Основным содержанием курса было описание политического состояния и достопримечательностей государств.
Математическое направление в статистике развивалось в работах К.Пирсона, Р.Фишера, Стьюдента.
Видное место в отечественной науке и практике принадлежит И.К.Кириллову, В.Н.Татищеву, А.А.Чупрову, Б.С.Ястремскому, В.С.Немчинову и др.
Статистическая наука сложилась в результате теоретических обобщений накопленных человечеством опыта учетно-расчетных работ, обусловленных потребностями управления обществом. Термин «статистика» произошел от латинских слов stato (государство) status (положение вещей, политическое состояние). Статистика – это наука, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной, количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Статистика – это отрасль практической деятельности по сбору, накоплению, обработке и анализ цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления общественной жизни и предназначенную для задач государственного регулирования и управления. Статистика – это собственно данные (цифровой материал), который обрабатывается определенными методами.
Этапы развития статистики в России
В настоящее время принято выделять три этапа в развитии статистики:
Первый этап – описательная статистика. В Англии этот этап связывают с именем Вильяма Петти (1623–1687), издавшего книгу «Политическая арифметика», где содержалась богатая информация о состоянии экономики Англии того времени. Таблицами и статистическими данными из этой книги широко пользовался К. Маркс в «Капитале». Сам Маркс назвал Петти «изобретателем статистики». Почти одновременно с Петти аналогичную работу в Германии выполнил Генрих Конринг (1606–1681). Однако статистика, как наука, стала формироваться позднее, когда появилось и само слово «статистика».
Второй этап – объяснительная статистика. Как уже упоминалось, слово «статистика» происходит от слова status – состояние, и одновременно аналогичное слово означает государство (по-английски state). Статистику впервые назвал «статистикой», то есть «государствоведением» – наукой о состоянии государстве и государственном устройстве – немецкий ученый Годфрид Ахенваль, который впервые начал читать курс лекций по статистике в Марбургском университете. Бельгийский ученый А. Кетле (1796–1874) впервые сформулировал тезис о том, что статистика должна не только описывать, но прежде всего объяснять причины различных социально-экономических процессов и явлений. А. Кетле опубликовал книгу под названием «Социальная физика», в которой разработал учение о средних величинах в статистике (показав, что в зависимости от способа расчета средней величины, может быть получен совершенно различный результат). Поэтому для обоснованных выводов необходимо четко сформулировать цель исследований и выбрать тот способ расчета средней, который соответствует данной цели. Кроме того, А. Кетле разработал теорию устойчивости статистических показателей. В то же время А. Кетле допустил одну методологическую ошибку, которую впоследствии отметили его последователи. Свои исследования Кетле проводил на примере статистических данных о показателях состояния здоровья новобранцев, призванных в армию (рост, вес, объем грудной клетки и т.п.). Эти данные были опубликованы в открытой печати и послужили материалом для статистического анализа.
Третий этап – математическая статистика. Этот этап связывают с именами крупных ученых, математиков, специалистов по теории вероятностей и математической статистике. Их имена часто встречаются в теории математической статистики, поскольку в честь них названы многие теоремы, законы распределения вероятностей, критерии, показатели и т.п. Это Ф. Гальтон (1822–1911), К. Пирсон (1857–1936), В. Госсет (писавший под псевдонимом Стьюдент, 1876–1936), Р. Фишер (1890–1962) и другие. Определенный вклад в развитие теории статистики на данном этапе внесли и отечественные ученые. В частности, широко известна теорема Чебышева «Закон больших чисел», которая стала основой расчета оптимальной численности выборочной совокупности статистических единиц при проведении выборочных исследований.
Решать столь сложную задачу, как выявление и анализ причинно-следственных зависимостей между разными процессами, статистика была не в состоянии без использования сравнительно сложного математического аппарата, который стал неотъемлемой частью статистики с тех пор, как была разработана теория вероятностей и на ее основе в начале XX века стала развиваться математическая статистика. В настоящее время математические методы широко используются в любых статистических исследованиях. Основные особенности трех этапов развития статистики показаны в таблице 1.
Таблица 1 – Этапы развития статистики
Имена ведущих специалистов
Описательный (XVII–XVIII вв.)
Издал книгу «Политическая арифметика» К. Маркс назвал В. Петти основателем статистики и использовал его труды для обоснования своих выводов в «Капитале»
Г. Конринг (1606–1687)
Выполнил аналогичные исследования в Германии
Объяснительный (конец XVIII –начало XIX вв.)
А. Кетле (1796 – 1874) Г. Ахенваль, Г. Шлицер
Опубликовал книгу «Социальная физика», разработал учение о средних величинах. Выдвинул тезис о том, что статистика должна не описывать, а объяснять суть явлений Впервые разработали учебную программу по курсу статистики для немецких студентов
Математический (с конца XIX в. до наших дней)
Ф. Гальтон (1823–1911) К. Пирсон (1857–1936) В. Госсет (Стьюдент) (1876–1936) И. Фишер (1867–1947)
На основе теории вероятностей развивали методы математической статистики и разработали новые методы статистического анализа, которые до сих пор применяются в экономических исследованиях
Развитие статистики в России связывают в основном с земской статистикой, которая стала развиваться после отмены крепостного права. Тем не менее определенные успехи в данной области были достигнуты. Богатый статистический материал содержится и в книге Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», и в трудах географа П.П. Семенова-Тянь-Шаньского, который в 1864 г. возглавил в дореволюционной России Центральный статистический комитет и руководил им в течение 30 лет. Большой вклад в развитие статистических исследований внесли И.К. Кириллов (1689–1737), В.Н. Татищев (1686–1750), М.В. Ломоносов (1711–1765). Проблемами теории статистики занимался К.Ф. Гофман, который впервые издал в России книгу «Всеобщая теория статистики» (1809 г.). Профессора Д.П. Журавский, А.И. Чупров, Ю.Э. Янсон читали курс статистики в Петербургском и Московском университетах.
В советской России (после 1917 г.) статистические исследования продолжались.
В июне 1918 г. был проведен Первый Всероссийский съезд статистиков, на котором был обсужден проект Положения о государственной статистике. 25 июля 1918 г. это положение было подписано, и в соответствии с ним создан Высший орган государственной статистики – Центральное статистическое управление (ЦСУ) на правах народного комиссариата. Наиболее важными работами, проведенными под руководством ЦСУ в 20-е годы ХХ века можно назвать составление баланса народного хозяйства СССР в 1923–1924 гг. и Всесоюзную перепись населения в 1926 г. Наиболее значительные успехи в советское время были достигнуты в математической статистике. Органы государственной статистики неоднократно подвергались реорганизации.
Статистика – общественная наука, изучающая количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.
1). Массовые общественные явления при помощи статистических показателей (численность населения, кол-во произведённой продукции и т.д.) и их динамику (изменения).
2). Количественную сторону общественных явлений и даёт количественное, цифровое освещение общественных явлений.
3). Количественную сторону общественных явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием; наблюдает в обществе процесс перехода количественных изменений в качественные ( экспорт и импорт – экономика страны);
4). Количественную сторону общественных явлений в конкретных условиях места и времени (динамику численности населения, распределение доходов и т.д.); характеризует явления общественной жизни в конкретных пространственных и временных границах;
5). Количественные связи между общественными явлениями с помощью специальной методологии; использует математические методы при исчислении ряда статистических показателей (ошибок выборки, тесноты связи и т.д.), в свою очередь гуманитарные и естественные науки широко применяют в своих исследованиях методы статистики для сбора и анализа данных.
В статистике 5 основных понятий :
Статистическая совокупность – совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединённых некой качественной основой, общей связью, но отличающихся отдельными признаками. Совокупности могут быть однородными (семьи) и разнородными (по доходам, месту жительства).
Единица совокупности – первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счёта.
Признак – качественная особенность единицы совокупности (работник – возраст, стаж работы, образование и т.д.).
Статистический показатель – понятие (категория), отображающее количественные характеристики (размеры) соотношения признаков общественных явлений (средние величины, стат. показатель).
Система статистических показателей – совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями (макроуровень, микроуровень).
Статистика опирается на диалектические категории, как количество и качество, необходимость и случайность, единичное и массовое, индивидуальное и общее.
Статистические методы используются комплексно (системно). Это обусловлено сложностью процесса экономико – статистического исследования, состоящего из трёх стадий:
При изучении статистической информации широкое применение имеют табличный и графические методы.
Контрольные вопросы и задания.
Дайте определение статистики.
Назовите основные этапы развития статистики в России.