в чем заключается метод фиксированного процента маркетингового бюджета
Гибкий и фиксированный бюджеты
Бюджет можно рассматривать в разных качествах. Например, он бывает в качестве количественного плана, позволяющего оценить будущую операцию. В бухгалтерской отчетности фигурируют фиксированный и гибкий бюджеты.
Фиксированный — бюджет, не изменяющийся и не зависящий от активности компании. Он предназначен для обычного объема производства. Гибкий бюджет подходит для изменяющихся производственных уровней и мощностей. Этот вид бюджета меняется под воздействием корректировок уровня деятельности. При этом фиксированный бюджет работает лишь при стандартном наборе условий, в то время как гибкий включает в себя бюджеты нескольких типов и легко подстраивается под условия.
Типы бюджетов
В соответствии с разными классификациями можно выделить и другие типы бюджетов, которые отвечают за разные задачи. Мы же привели основные из них, те, которые используются чаще всего.
Гибкий бюджет: особенности
Гибкий бюджет считается элементарным, он легко подстраивается под ожидаемый план, который составлен под финансовую деятельность компании. Его можно обозначить как финансовый план, сформированный под любой уровень деятельности. Его можно менять и регулировать в зависимости от выпуска товаров. Гибкий бюджет можно назвать гибким и практичным, так как стоимость элементарно определяется на всех уровнях деятельности компании.
Формула:
Гибкий бюджет = Средние переменные затраты * Количество произведенных единиц + Бюджетные постоянные затраты
Составление этого типа бюджета связано с делением затрат на части: фиксированную, переменную и полупеременную. Последняя делится на постоянные и переменные затраты. Некоторые типы демонстрируют размер расходов, которые можно достигнуть на каждом этапе работы компании.
Этот тип бюджета применим для компаний, характеризующихся нестандартными уровнями производства и продаж. Он приемлем для отраслей, работа которых зависит от внешних изменений и колебаний рынка.
Фиксированный бюджет
Фиксированный бюджет характеризует стабильную хозяйственную деятельность компании. Он относится исключительно к доходам и расходам, которые были предопределены заранее. Такой бюджет не меняется под воздействием уровней активности.
Этот тип бюджета подойдет для стабильных компаний, в которых всякие колебания практически или полностью исключены. На ситуацию не влияют внешние факторы, она хорошо прогнозируется и это прогнозирование дает практически идеальные результаты. Фиксированный бюджет служит мерилом контроля затрат.
Фиксированный бюджет бывает нескольких видов:
Фиксированный бюджет помогает определить величину доходов и расходов, однако не может предоставить подробную информацию. Не всегда удается спрогнозировать потребности компании. Еще одна проблема заключается в том, что фикс можно использовать только при определенной производственной активности: подразумевается, что отмеченные факторы будут не скоро меняться, а это противоречит реальности. Это не позволяет определить эффективность и производительность компании в полной мере.
Разница между бюджетами
Бюджеты в корне различаются, хоть и кажется, что дело только зависимости от активности компании. Различия в следующем:
Методы разработки бюджетов
Каждый метод имеет плюсы. У метода прироста это простота. Метод нулевого базиса сложнее и требует много времени, однако является более обоснованным. Выбор стоит основывать на специфике предприятия, объемах производства и целях компании.
Фиксированный бюджет связан с предположениями, которые не связаны с реальностью. Он не может применяться по отношению к бизнес-задачам, это дело гибкого бюджета. Провести сравнение нельзя, так как фактические и бюджетные данные могут отличаться. Но можно сравнивать достигнутые результаты с планом. Также при фиксированном бюджете нельзя определить затраты. Уровни активности бюджетов различаются, поэтому затраты легко определяются лишь при гибком бюджете. Важно правильно разбираться и правильно подбирать типы бюджетов: это поможет планировать деятельность компании и грамотно принимать управленческие решения.
Однако прежде чем использовать данный метод, давайте разберем еще один – метод фиксированной суммы. Разбемся, какие у них отличия, почему данные методы так популярны в торговле и как с их помощью управляют капиталом.
Фиксированная сумма. Что это?
Суть метода фиксированного процента заключается в том, что трейдер рискует определенной суммой своих средств. Размер риска трейдер устанавливает самостоятельно. Допустим, капитал трейдера составляет 10 000 долларов. Трейдер может принять решение, рисковать только 500$. Но для этого трейдеру нужно будет брать только тот торговый объем, который позволил бы как можно ближе подойти к такой установке.
Допустим, риск на один лот равен 400 долларов. Трейдер берет один лот Форекс. Если риск будет составлять не 400 долларов, а 250, то трейдер может ввести в рынок 2 лота. А вот в том случае, если один лот составит 850 долларов, то он уже дробиться не будет и такая сделка будет пропущена.
Такой простой подход дает возможность четко контролировать свой капитал и удерживать риск в определенных рамках. Помимо этого, данный метод позволяет рассчитать максимально точно снижение счета.
Такая система расчета хорошо подходит для тех, кто торгует по трендовых линиях, где прибыльность сделок составляет примерно 30 процентов. Помимо этого, если трейдер знает соотношение прибыли и убытка, то он в силе как можно точнее рассчитать, насколько может уменьшиться его счет.
Рассмотрим пример: у вас есть определенная система, которая дает вам прибыль, в размере 50 процентов. При такой стратегии вы можете потерпеть четыре или даже пять минусовых сделок. Если трейдер рискует 500$, то при неудачных обстоятельствах, он может потерпеть убыток в размере 2500 долларов.
При помощи метода фиксированной суммы, вы будете фильтровать сделки, где отмечен слишком высокий риск.
Есть ли недостатки?
Есть. Недостатки есть у любой стратегии, у любого индикатора и в каждом совете. Это нужно понимать и управлять полученными знаниями так, чтобы из каждого минуса, вы получали свои плюсы.
Первым недостатком данного метода является то, что такая техника управления держит риск ниже заданной денежной величины. Могут наблюдаться изменения в процентном соотношении прибыли и убытка.
Вторым недостатком является отсутствие связи с изменениями счета. То есть, если торговый счет увеличился или же стал меньше ровно на половину, то риск становится другим и не соответствует вашему уже капиталу. А это означает, что нужно вновь решать размер риска.
Метод фиксированного процента
В предыдущем методе, основным недостатком было то, что отсутствовала возможность менять риск при увеличении и при уменьшении депозита. Избавиться от этого процента можно в том случае, если рисковать вы будете не деньгами, а определенным процентом счета. Как?
Итак, суть метода фиксированного процента в том, что в каждой сделке вы рискуете заданным процентом вашего счета.
Например, трейдер решил, что будет рисковать лишь 5 процентами от своего счета. Получилось так, что перед тем, как трейдер совершает сделку, он считает от общей суммы 5 процентов и рискует только этим. Если депозит этого трейдера составляет 10 000 долларов, то при 5 процентах риска, трейдер будет рисковать 500$. А вот для следующего сигнала, трейдер будет рассчитывать риск заново.
Если за сделку он заработает 2.000$, то депозит станет 12.000, и риск 5% будет равен уже 600$.
Такой подход улучшает результаты за счет прибыли. Этот метод действительно простой, ведь другие методы постоянно будут требовать постоянных изменений, пересчета и много другого. А главное здесь – снижается риск полного разорения.
Если вам данная стратегия приходится по нраву, то мы рекомендуем рисковать от 1 до 10 процентов, не более. 1 процент мы принимаем за ультраконсервативный подход, а 10 процентов – это сверхагрессивный подход. Самыми оптимальными цифрами риска являются 2- 5. Это самый подходящий компромисс между доходом и риском.
Рисковать необходимо в меру и обдуманно. Получайте прибыль и будьте успешным трейдером.
В следующей статье узнайте о том, что необходимо каждому трейду.
Переходим к следующему уроку: «Торговый план».
Все самое лучшее от Академии
только нашим подписчикам
Как рассчитать рекламный бюджет для существующего и нового бизнеса — простые формулы
Новички в маркетинге часто задаются вопросами о планировании рекламного бюджета на месяц, сезон, на тестирование каналов и т. д. Это и понятно: вопросы о деньгах — это вопросы большой ответственности. Деньги тратятся на рекламу, а реклама должна давать клиентов, чтобы деньги снова появились. Сегодня разберемся, как правильно планировать рекламный бюджет, чтобы продвижение было эффективным.
Мы рассмотрим две ситуации: расчет бюджета для нового бизнеса, который только выходит на рынок, и для бизнеса, который работает давно, но digital-каналы для продвижения ранее не использовал.
От чего зависит бюджет на рекламу
Во всех случаях, бюджеты на рекламу всегда ограничены определенной вилкой. С одной стороны, для каждого канала есть сумма, меньше которой нет смысла вкладывать. Она зависит от тематики бизнеса и самого канала. С другой стороны, собственные ограничения компании: рекламодатель не может вложить все оборотные средства в рекламу, ведь тогда на производство и зарплаты ничего не останется.
Новички обычно берут сумму, которую не жалко, и ищут исполнителя, который соглашается работать с этим бюджетом и обещает максимальный результат. Это неправильный подход — он всегда приводит к излишним тратам и невозможности адекватно планировать бюджет и результаты. Метод можно назвать тупиковым. Мы же не выбираем врача, основываясь на количестве уколов или таблеток, которые нам пропишут?
Учимся рассчитывать рекламный бюджет для бизнеса с историей
Итак, мы понимаем, что должны подходить к планированию с определенными цифрами — экономическими показателями бизнеса. Давайте их считать. Хорошо, когда есть бизнес-план с четкими показателями, но это признак хорошо сформированного и зрелого предпринимателя. Новички же чаще действуют как романтики и мечтатели: «Хочу свой бизнес, и чтобы он меня кормил, ну а в цифрах разберемся по ходу».
Рассчитываем unit-экономику
Предположим, что бизнес уже работает. Начинаем считать unit-экономику, проще говоря, сколько мы зарабатываем на клиенте после его привлечения. Прежде всего нужно понять, из чего состоит каждая продажа. Например, мы продаем сервировочные доски на кухню, да не простые, а с индивидуальным дизайном из благородных сортов дерева. Дорогой товар, одна доска стоит от 2500 до 5000 рублей.
Нам надо рассчитать средний чек. Это проще сделать в электронных таблицах. Мы будем делать расчеты в этой таблице. Для заполнения таблицы понадобится бизнес-показатели: выручки, расходов на производство, маркетинг, налоги и другие. Рекомендую заполнять ее вместе с руководителем маркетинга в компании или руководителем самой компании. Таблица работает очень просто — заполняете все желтые ячейки, а в зеленые считаются автоматически.
Такие расчеты не заменят работу экономиста и нормальный бизнес-план, но могут помочь, если в компании нет экономиста и бизнес-плана.
Все формулы в расчете экономике простые — справится любой
Теперь посчитаем все расходы. Разделим их на три типа: себестоимость (стоимость товаров, расходных материалов, зарплаты исполнителей, аренда, сайт), маркетинговые (любая рекламная деятельность) и налоги. После этого мы можем рассчитать прибыль: нужно из выручки вычесть расходы. Информацию о выручке можно получить в бухгалтерии. Посчитаем прибыль и расходы — суммарные и на каждую продажу.
Складываем расходы, вычитаем их из выручки и делим на количество сделок за расчетный период, например, за полтора месяца.
На примере видим, что в среднем с продажи на расчетный счет приходит 4117 рублей, из которых 2600 рублей уходит на все расходы. Остается 1517 рублей прибыли.
Дальше рассуждаем: если мы будем запускать рекламу, например, в социальных сетях и будем получать продажи по цене 2000 рублей, бизнес будет работать в минус (1517 — 2000 = −483 рубля). Если же продажи будут стоить 1000 рублей, выйдем в плюс (1517 — 1000 = 517 рублей).
Определяем маржинальность
Следующий шаг — определение желаемой маржинальности бизнеса. Например, вы хотите, чтобы маржинальность составляла 7% — это выше банковского вклада и приемлемая маржа для такого бизнеса.
Остаток — это максимальная сумма, которую мы можем потратить на привлечение одной продажи. Будем называть этот показатель стоимостью продажи — CPS (Cost Per Sale).
Работаем с воронкой продаж
Далее нужно построить воронку продаж и определить все шаги этой воронки, чтобы рассчитать промежуточные показатели.
Например, путь клиента может выглядеть так: пользователь заходят на сайт, оставляет заявку, с ним связывается менеджер, консультирует, помогает выбрать дизайн сервировочной доски и отправляет на страницу оплаты. Клиент оплачивает заказ и позже получает товар.
В этой воронке есть несколько узких мест:
Посетители должны сконвертироваться в лид, а из лида — в клиента. Первую конверсию можно узнать в системе аналитики (пожалуйста, установите ее на сайт), вторую — например, в отделе продаж или CRM-системе (сервисе управления клиентами, самые популярные в РФ — «Битрикс24», AmoCRM).
CPS умножаем на конверсию из лида в продажу (конверсию менеджера по продажам) и получаем CPL, далее умножаем CPL на конверсию из клика в лид и получаем цену клика (CPC). Для нашего проекта это максимально допустимые стоимости клика и лида, при которых будет достигаться нужная маржинальность.
Отлично, теперь мы знаем, что можем и должны получить, вложив какие-то деньги в рекламу. Далее нам нужен план продаж.
На начальном этапе бизнес-план можно сформировать на основе текущих продаж, увеличивая их на 20–25% в месяц. В нашем примере мы получили за полтора месяца 85 продаж или 56 за месяц. При условии роста продаж на 25%, на следующий месяц можно планировать уже 71 продажу.
Чтобы получить 71 продажу из digital-каналов, надо потратить около 87 000 рублей. Выручка составит 292 000 рублей, а прибыль — около 20 000.
Это простой способ расчета бюджета, который можно выполнить за 5-10 минут, зная лишь существующие показатели продаж и показатели в воронке. Конечно, в зависимости от тематики товаров или услуг, какой-то канал может оказаться выгоднее и приносить продажи дешевле или дороже. Но у вас уже появится ориентир и понимание, что вложив конкретную сумму, вы должны получить определенное количество продаж.
Далее, обратившись к профессионалам в рекламе, можно получить медиаплан, в котором бюджет будет грамотно распределен по разным каналам в зависимости от их эффективности.
Как рассчитать бюджет для нового бизнеса
Что делать, если у вас нет даже этих показателей, например, вы недавно начали вести бизнес или придумали стартап и хотите протестировать его MVP (минимально жизнеспособный продукт)? В таком случае нужно параллельно заняться исследованием похожих или конкурентных проектов и расчетом такой экономики «в вакууме». То есть необходимо составить простой бизнес-план на небольшой период (1-3 месяца).
Исследование поможет понять средние по рынку показатели конверсии, которые затем можно будет использовать для расчетов в уже знакомой таблице.
Чтобы правильно рассчитать бюджет, вы должны думать не о том, сколько денег нужно на рекламу, а сколько необходимо получить продаж с этого канала для стабильного роста бизнеса. Набирая статистику по сезонности, оптимизируя показатели конверсии, себестоимость и прочие расходы, вы сможете делать бизнес стабильнее, а планирование бюджета — более точным и прикладным.
Как правильно составлять бюджет на маркетинг?
Руководитель отдела по спецпроектам компании 101ХР
Олег Доброштан, руководитель отдела по спецпроектам компании 101ХР (в прошлом – маркетинг-директор «Рен-ТВ» и руководитель внеэфирного маркетинга Disney), делится советами, как правильно формировать маркетинговый бюджет.
Можно ли прожить без бюджета на маркетинг? Прожить можно. Но недолго, если вы небольшая компания, и чуть дольше, если компания крупная.
Для чего нужен этот бюджет? Чтобы понимать, сколько денег вы тратите на привлечение и удержание клиента, во сколько вам обходится контакт с одним клиентом, какую прибыль приносит этот клиент и какова разница между затратами и доходами.
В идеале все это описывает маркетинговый бюджет. Да, не все маркетинговые и рекламные расходы объясняются с точки зрения эффективности затрат на привлечение клиента. Но то, что все происходящее подчиняется этой цели – вне тени сомнения.
Итак, вы – человек, составляющий бюджет маркетинга.
Будет ошибкой думать, что при подготовке вы отвечаете за него непосредственно перед СЕО компании. Да, порой так и есть. Но если копнуть глубже, то в дело вступает совет директоров, этого CEO нанявший. Помните об этом при верстке бюджета.
Кроме того, понятия прибыльности маркетинговых инструментов часто размыты, еще чаще – вообще малопонятны тем, кто не углублялся в сферу маркетинга. Не забывайте: вашему CEO предстоит защищать план расходов перед советом директоров, поэтому логика формирования бюджета должна быть максимально прозрачной.
Правило 1. О дружбе с финансистами
Обязательно подружитесь с финансовым директором. Старшим финансовым менеджером. Ведущим финансистом. Неважно, как его называют в вашей команде и какая у него номинальная позиция. Главное, чтобы это был человек, знающий принципы формирования бюджета в компании и за них отвечающий.
Мне не хочется объяснять фундаментальные вещи, описанные в учебниках для «нефинансовых менеджеров». Псевдонаучность и теоретизирование при верстке бюджета меня, например. повергают в состояние легкого шока: я сам стараюсь все максимально упрощать. Опыт показал, что простота изложения и четкая логика формирования бюджетного документа очень важны.
Правило 2. О логике бюджета
В одной из компаний, где я работал, бюджет на текущий год просто отсутствовал. Он согласовывался в высших инстанциях, и срока утверждения не было. Все платежи проходили по принципу «давайте проект – посмотрим, есть ли на него средства». Мне пришлось срочно наладить взаимодействие с финансовым директором и бюджетным контролером. Поскольку финальное понимание общего состояния бюджета было у финдиректора, а знание о наличии денег – у бюджетного контролера, удалось без лишних потерь получать информацию о средствах и запускать маркетинговые проекты вовремя.
Логика бюджета должна:
– И быть крайне прозрачной
– Быть понятной человеку, далекому от маркетинга
Правило 3. Об истинных целях компании
При составлении бюджета важно придерживаться истинных целей компании, даже если они не прописаны в стратегии. Мало того, самой стратегии может просто не быть. Такое случается очень часто.
Поговорите со всеми, кто отвечал за подготовку стратегии. Уточните, каких показателей компания планирует достичь на самом деле. На это может понадобиться не один месяц. К сожалению, в больших организациях к «внутренней кухне» даже новых топов допускают не сразу.
Вообще, если вы новичок, и вам нужно верстать годовой бюджет – срочно бросайте статью и идите знакомиться. Возможно, повезет.
Это и есть правило номер три: точно знать цели компании (особенно – если они не задекларированы или сильно отличаются от внесенных в стратегию). И нужно познакомиться с человеком, который сможет их внятно объяснить.
Правило 4. О клиентах
И вот, вооружившись реальными целями и заручившись поддержкой знатоков, вы садитесь верстать бюджет. С чего начать?
Лучше всего – с портрета клиента. Определите пол, возраст, специфику поведения и сферу обитания. Изучите медиа, релевантные вашей аудитории. Помните, кто ваши настоящие клиенты. Не стройте b2b историю там, где нужна история b2c. И не забывайте о том, кто оценивает качество ваших расходов.
Это – правило номер четыре. Изучите клиента и определите его любимые медиа.
Во время работы в «Евросети» мы делали маркетинговую кампанию, связанную с запуском в продажу телефона стандарта DECT. Наши телефоны были дороже конкурентных моделей. Но они имели и свои преимущества, например, собирались в Германии. Клиенты, по данным аналитического департамента, готовы были платить за качество – а доверие к собранным в Европе устройствам в то время кампании было достаточно высоким. Исходя из этого, мы сосредоточились не на стоимости, а на качестве и географии сборки, о чем напрямую сообщили в рекламе. На момент проведения кампании лучше всего работала наружная реклама непосредственно возле точек сбыта. Мы подготовили такие кампании для регионов старта продаж, в итоге мы окупили стоимость рекламы и получили прибыль.
Правило 5. О каналах медиа
Изучите сами медиа и стоимость контакта потенциального клиента с каждым конкретным медиа. Если смотреть в целом по стране, невзирая на конкретную аудиторию – то в топе у нас ТВ и digital. По данным АКАР (сравнение 1 квартала 2014 и 2015 годов), из всех видов рекламы выросла не-баннерная составляющая часть рынка digital. Остальные медиа снизили темпы и ушли в минус. Это частично объясняется кризисом и возросшими тратами на период Олимпиады в прошлом году. Но тенденцию прироста интернет-рекламы сложно игнорировать при любых раскладах.
Презентация Naked Digital Truth от Андрея Чернышова, вице-президента по стратегии агентства Dentsu Aegis Networks (конференция «Измени Сознание»)
При этом на digital-рынке активно прирастает мобильная реклама. Доля запросов с мобильных устройств в 2015 году только за 1 квартал выросла на 10% по сравнению с предыдущим годом.
Презентация Naked Digital Truth от Андрея Чернышова, вице-президента по стратегии агентства Dentsu Aegis Networks (конференция «Измени Сознание»)
Итог – думайте о ТВ-рекламе, активно запускайте digital-кейсы и очень быстро интегрируйтесь в мобильный трафик. Наступление digital-рекламы, особенно ее мобильной версии, не остановить.
Теперь пройдемся по остальным медиа. Что остается? Радио, наружка, BTL-коммуникации и оффлайн-пресса.
Как современный маркетинг смотрит на использование этих медиа? Нормально смотрит. Зависит от задач вашей кампании, конечно же.
Наружная реклама. Нужна она вам или нет – решайте сами. Считается, что у нее один из самых дешевых контактов с потенциальным потребителем, но кто из увидевших рекламу реально на нее откликнулся – сказать сложно.
Отдельная история – рекламные указатели и наружная реклама рядом с торгово-развлекательными комплексами. Если рекламируемый товар/услуга находятся рядом с носителем информации – можно попробовать этот инстумент. Но вот массовую закупку щитов и сити-форматов в городах я все больше считаю бессмысленной.
Радио. Гибкий инструмент под определеные цели. Можно достучаться до бизнес-аудитории, особенно если станция популярна в своем сегменте. Для b2c пробуйте совместные конкурсы, интересные форматы, но прямая реклама – опять же, под большим вопросом.
BTL-реклама. Сюда входят мероприятия, конференции, промо-акции и другие способы контакта с аудиторией. Многие в эту статью расходов включают и сувенирную продукцию. Если проводимые мероприятия дают вам контакты и последующие прибыли – работайте с ними.
Печатная пресса? – Помашите ей рукой. Серьезно. Рынок печатной прессы активно снижается, и в ближайшие несколько лет, по моим ощущениям, останутся только крайне специализированные издания для любителей бумаги. Ну, и телегиды. С ними можно поработать.
Если говорить о разделении каналов медиа в бюджете – то все меняется очень быстро.
Еще пять лет назад, при запуске канала Disney в кабеле, мы тратили достаточное количество денег на наружную кампанию. И это оказалось оправданно – канал очень быстро вошел в топ по своей аудитории. Кампания была довольно точечной, но сработала на отлично. Не в последнюю очередь благодаря тому, что во всех городах, где была такая возможность, на креативах размещалась визуальная привязка к символу города. Необязательно формальному, главное, чтоб он был известен жителям. Этим мы сразу давали понять что канал свой, близкий и понятный. В регионах к таким вещам относятся крайне позитивно. Помимо креатива, конечно, мы очень качественно проработали географию размещения носителей, расположив их на ключевых развязках, перекрестках и на выездах/въездах в крупные районы. Неплохо работала и реклама в телегидах.
Естественно, что если бы запуск происходил сейчас, то доля наружной рекламы в бюджете была бы значительно сокращена, и над телегидами стоило серьезно подумать.
Сколько денег закладывать в бюджет?
Можно использовать метод «от задачи», определяя точно, чего хочет достичь компания. В этом нам помогут цели компании (см. Правило 3), а также оценка количества и качества потенциальных клиентов, которых нужно привлечь для достижения этих целей.
Маркетинговый бюджет в цифрах – это сведенная стоимость привлечения одного клиента (количество контактов, которых нужно купить для этого) умноженная на количество требуемых привлеченных клиентов.
По факту и по опыту все крайне различается. Где-то маркетинг формируется стихийно, где-то выдается процент от оборота, где-то – по остаточному принципу, а где-то – по методу обоснования каждой траты.
В компаниях, где я работал, чаще всего бюджет формировался в процентах от оборота компании. Внутри этого процента зашивались расходы на ключевые маркетинговые кампании за определенный период. Обычно медиа – самая затратная часть бюджета. В компаниях, которые делали видеоигры, значительные средства уходили на мероприятия и выставки, при этом на традиционные медиа-инструменты закладывалось относительно немного. На телеканалах самая большая часть бюджета отводилась под традиционные медиа (в том числе и онлайн-коммуникации).
Про формирование бюджета можно многое сказать. Но не в рамках обзорной статьи. Каждый рынок имеет свою специфику, не говоря уже об организации и структуре. Верстайте бюджет с умом, задавайте вопросы и постарайтесь выучить основы Excel, если еще не сделали этого.